Примечания к Псалмам - Меир Левинов




51

Эту молитву царь Давид, мир с ним, составил, когда пророк Натан пришел к нему с упреками за преступление с Бат-Шевой (2-Шмуэль, гл.12). Царь Давид не стал отпираться, признался в нарушении заповеди и был благодарен Всевышнему за то, что Он наказал его в мире этом, а не в мире Грядущем.

1.

"Псалом" – слово "мизмор" – "псалом" означает "песнь", а по содержанию эта молитва скорее "плач". Почему же такой заголовок? Царь Давид, мир с ним, был благодарен за то, что пророк Натан передал послание Всевышнего о грехе не публично, а с глазу на глаз (Ибн Яхья) .

3.

"Сотри преступление" – грехи оставляют след в душе человека. Раскаяние и прощение очищают душу (Рашбам) .

4.

"Очисти… от греха… я сознаю преступление" – истинное раскаяние – когда человек не забывает свой грех. Наши мудрецы, да будет благословенна их память, сказали: “Всевышний забывает те грехи, которые человек помнит, и помнит те, которые человек старается забыть" (Альшейх) .

5.

"Грех мой постоянно предо мною" – грех стоит между мной и Всевышним, отделяет меня от Него (Ор ваШемеш) .

6.

"Перед Тобой, о Единый, согрешил я" – вариант понимания: "Только перед Тобой я грешен". Если человек согрешил перед ближним, то прежде чем просить прощения у Всевышнего, следует попросить прощения у пострадавшего. Ибо Создатель прощает только ту часть греха, которая была направлена против Его заповедей (Саадия-гаон) .

"Справедлив приговор Твой" – когда человек уходит в вечный мир, все его грехи предстают перед ним и каждый произносит: "Так-то ты сделал тогда-то и там-то". И человек подтверждает. И говорят ему: "Подпиши" – и человек подписывает. Более того, человек признает справедливость суда и благодарит, что ему дали исполнить написанное: "…Признать правоту слов Твоих" (Таанит 11а) .

7.

"В грехе зачала" – с рождением человека поселяется в нем дурное начало и растет вместе с ним. Лишь в подростковом возрасте начинает проявляться в человеке доброе начало, стремление к праведности. Только теперь Б-жественная душа может победить душу животную. Говорит царь Давид, мир с ним: "В грехе был рожден", и просит: "Сердце чистое создай мне" (Кдушат Леви) .

8.

"Ибо Ты желаешь истины" – желаешь признания в грехе, и это же сказано пророку Ирмияhу (3): "Вот Я буду судиться с тобой за то, что сказал: “Не грешил” (Зикарон Зот) .

"Ибо Ты желаешь истины в почках, сердце мое мудрости обучаешь" – каждый человек должен начинать с истины, а только потом искать мудрость (Олалот Иеhуда) .

9.

"Очисти меня от греха иссопом" – очищение от греха уподоблено обряду очищения от прикосновения к смерти перед посещением Храма. Во время этой церемонии с помощью веточки иссопа (майорана) человека кропили водой, в которой растворен пепел красной коровы (см.: Лев. 14:49).

12.

"Сердце чистое создай мне" – тот, кто просит чистое сердце, сам чист, у того же, кто убежден в своей чистоте и не ищет ее, в сердце ест червоточина (Эмет веЭмуна) .

14.

"Возврати мне радость спасения, поддержи меня духом благодетельным" – наши мудрецы, да будет благословенна их память, учили нас, что дух святости в человеке может находиться только там, где есть радость.

15.

"Научу преступников путям Твоим" – от меня узнают преступники, что Ты прощаешь грехи вернувшимся на пути Твои.

16.

"Спаси меня от крови" – от наказания за смерть Урии-хитянина, которого царь Давид послал на верную смерть (Радак) .

17.

"Открой уста мои" – я не могу принести жертвоприношение за грех с Бат-Шевой, так как нельзя соврешать жертвоприношения за грех, совершенный осознанно, то я прошу принять молитву во искупление этого греха (Рабейну Йона) .

19.

"Жертвоприношение Господу – дух сокрушенный" – когда Храм стоял на своей горе, каждый мог принести жертвоприношение всесожжения – и ему засчитывалась заслуга за жертвоприношение всесожжения, мог принести жертвоприношение хлебное – и ему засчитывалась заслуга за жертвоприношение хлебное. Но про того, кто сокрушен духом, сказано, что его заслуги равны заслугам за все жертвоприношения вместе взятые. Кроме того, его молитва никогда не будет отвергнута, как сказано: "Не презирает Господь сердца разбитого" (Сота 5б) .

20.

"Укрась… Сион" – молился царь Давид, мир с ним, чтобы грех его не задержал строительство Иерусалимского Храма (Ибн-Яхья) .