МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

К оглавлению П.Полонский

Ортодоксы и наука

1.Миф: ортодоксы не изучают науки и неспособны воевать
2.Факты: ортодоксы учавствуют в светской жизни наравне с нерелигиозными

[1.Миф: ортодоксы не изучают науки и неспособны воевать]

Есть темы, о которых и писать-то вроде стыдно - столько раз они уже обсуждались, что временами кажется, что их непонимание может только подтвердить известный "закон Мерфи": "Если вы высказались так ясно, что вас невозможно понять неправильно, - то обязательно найдется кто-нибудь, кто все равно истолкует вас неверно". И все же - когда видишь тот же миф, повторяемый на страницах газеты, то задумываешься: может быть, все же стоит объяснить еще раз? Вот "свежая" формулировка мифа о месте ортодоксов в израильской жизни (Илья Канторович - "Вести" от 7.11.96): Ортодоксы служат в армии только в "отделах опознания трупов" и как смотрители за кашрутом; воевать они неспособны. Ортодоксы не читают светских книг, не изучают археологию, геологию и астрономию - те науки, в которых доказывается, что мир существует значительно дольше, чем 5700 лет - ну, и т.п. - полный "джентльменский набор" стандартных обвинений.

[2.Факты: ортодоксы учавствуют в светской жизни наравне с нерелигиозными]

Уважаемые авторы, знакомые с ортодоксами исключительно по публикациям в газетах! Если вы не знаете элементарных фактов, то сообщаю вам, что:

1. Среди более чем миллиона ортодоксов Израиля (25% еврейского населения страны) только 20 тысяч (4% всех призывников) получают отсрочку от армии ввиду учебы в иешиве (данные Министерства Обороны Израиля). Таким образом, среди мужчин-ортодоксов призывного возраста всего около 15% вместо службы в армии учатся в иешивах, в то время как остальные 85% - служат.

2. "Военные иешивы" ("иешивот хесдер"), в которых служба в армии совмещена с учебой в иешиве и которые, конечно, состоят сплошь из ортодоксов, - являются одной из наиболее боеспособных частей израильской армии.

3. Ортодоксы читают "светские книги" в количестве никак не меньшем, чем прочие граждане страны. Конечно, среди книг, которые читают религиозные люди, значительную часть составляет религиозная литература, но соотношение по "светской литературе" выравнивается за счет того, что религиозные вообще читают книги гораздо больше, чем секулярные слои. Ведь средний нерелигиозный человек ежедневно проводит перед телевизором несколько часов, в то время как религиозные смотрят телевизор обычно не более получаса в день. Отметим также, что среди ортодоксов есть как выдающиеся писатели (Ш.-Й.Агнон - лучший израильский писатель, лауреат Нобелевской премии), так и выдающиеся специалисты по художественной литературе - как по израильской (проф. Гилель Вайс), так и, например, по английской (проф. рав Аарон Лихтенштейн).

4. Ортодоксы вносят вклад в современную науку в не меньшей степени, чем остальные граждане страны. В одном из шести университетов Израиля (Бар-Илан) практически все профессора (как по естественным, так и по гуманитарным наукам) - религиозные ортодоксы; да и в остальных университетах их тоже немало. Иными словами, среди научного потенциала Израиля ортодоксы составляют примерно те же 25%, соответствующие их доле в общем населении страны. (Кстати, президент израильской Академии наук в 70-е годы, специалист по еврейской культуре проф.Э.Э.Урбах - тоже был религиозным ортодоксом).

5. Даже среди моих собственных знакомых я без труда могу найти ортодоксальных религиозных археологов, астрофизиков или биологов, являющихся специалистами именно в тех областях, которые, согласно расхожему мнению, "ортодоксы не изучают".

6. И, наконец, утверждение типа "наука доказала, что мир существует значительно дольше, чем 5700 лет" - это наивное убеждение человека, с современной наукой по-настоящему не знакомого. Только в 19 веке в научных кругах самоуверенно утверждалось, что наука способна подобные вещи доказать. Сегодня наука осознала, что вся ее деятельность - это не доказательства, а лишь изобретение рабочих моделей (теорий, которые позволяют проводить расчеты, более или менее успешно согласующиеся с результатами экспериментов), доказательство истинности которых, однако, принципиально невозможно. Современная религия (как и атеизм) основаны на свободном волевом выборе, а не на "рациональных обоснованиях"; а утверждения типа "наука доказала" демонстрируют просто недостаточный уровень образованности самого атеиста в той самой науке, которой он так кичится. (Должен отметить, что я лично, выросший в физико-математической университетской среде, эту науку очень люблю - и, может быть, именно поэтому так протестую, когда атеисты делают из нее кумира и прикрываются ее авторитетом.)

Конечно, я отнюдь не считаю ортодоксов идеалом. Ортодоксы, как и представители "светской" части населения, - это не ангелы и не злодеи, а обычные нормальные люди, и мир их не менее разнообразен, чем мир "светских". Прекращение огульных обвинений является единственным путем к взаимопониманию, и всем нам - как религиозным, так и атеистам, - надо прежде всего заявить себе: "Я слишком мало знаю о противоположной стороне, чтобы однозначно и с апломбом о ней судить".

И в заключение хочу еще раз повторить, что мне стыдно писать о таких элементарных вещах. Отвечать на подобные обвинения - это почти все равно, что еще раз доказывать, что евреи действительно не подмешивают в мацу христианскую кровь. Но, поскольку воинствующее невежество по-прежнему продолжает цвести, - может быть, приведенное здесь повторение тривиальных истин все же не напрасно.