К оглавлению курса З.Дашевского "Бейн адам ле-хаверо"

Тема 11. Запрет мстить и злопамятствовать

1. Заповедь в Торе и её объяснение в мидраше
2. Рамбам. Книга заповедей. Заповедь «не делай» 304
3. Рамбам. Законы дэот. Глава 7.
Вопросы для повторения

1. Заповедь в Торе и её объяснение в мидраше.

(Ваикра 19:18) Не мсти и не злопамятствуй сынам народа твоего и  люби ближнего своего как самого себя. Я Господь!

Наша тема - 1-ая половина приведенного стиха (2-ой половиной мы подробно занимались выше).

Мидраш объясняет, чего Тора требует в этом стихе и почему вообще мыслимо исполнить заповедь: "Не мсти и не злопамятствуй

 Мидраш о том, как правая рука порезала левую, как на это реагирует левая рука? Мидраш приходит объяснить нам, казалось бы, совершенно непосильное требование Торы

Что такое "мстить"? Я просил у него взаймы лопату, он мне отказал. На следующий день он пришел ко мне просить взаймы мотыгу, я ему говорю: "Ты мне отказал, я тебе тоже не дам!". Такое поведение называется местью. А что такое "злопамятствовать"? Тот мне отказал, я говорю; "Я не такой, как ты, я тебе дам". И то и другое запрещено. Спрашивается: что же мне делать? Выполнить его просьбу с приветливым лицом и с открытой душой (потому что держать на него скрытое зло в душе еще хуже!), а когда-нибудь, в подходящий момент упрекнуть его за его поведение, но так, чтобы он чувствовал, что ты – на его стороне, а не держишь на него зла.

Дальше, мидраш помогает нам представить себе, почему мы можем быть в состоянии реально так себя вести, - с помощью такой картинки. Правая рука, в которой находится нож, режет мясо и нечаянно наносит рану левой руке. Левая рука берет нож и отвечает правой тем же самым?! А если нет, то требуется задуматься - почему. Потому что у них есть твердое сознание того, что они принадлежат одному и тому же организму. Оттого, что левая рука порежет правую, ей намного легче не станет. Итак, основа всех отношений между человеком и человеком в народе Израиля - в Торе, в Галахе, у Пророков - такова: каждый из нас должен осознать, что, каким бы ни был противным мой ближний, все-таки мы с ним - правая и левая рука, у меня нет никакого другого выхода, кроме как осознать этот фундаментальный факт.

2. Рамбам. Книга заповедей. Заповедь «не делай» 304.

 И заповедь 304 – в том, что запретил нам мстить друг другу. Месть заключается в том, что один причинил другому зло, и другой не отступиться от того, чтобы отплатить ему таким же злом или такой же болью, какую тот ему причинил. Бог запретил это, сказав: «Не мсти».

И в мидраше Сифра: до каких пределов доходит сила мести? Сказал ему: дай мне взаймы твой серп, и не дал ему. Назавтра тот сказал ему: дай мне взаймы твой топор; ответил ему: я не дам тебе – точно так же, как ты не дал мне твой серп. Поэтому сказано: «Не мсти». И подобно этому – во всех ситуациях.

3. Рамбам. Законы дэот. Глава 7.

Галаха 7 Тот, кто мстит другому, нарушает запрещающую заповедь, как сказано: «Не мсти». И несмотря на то, что за это нарушение нет наказания побоями, это очень дурное свойство. И человеку следует преодолевать это естественное побуждение во всём, что касается дел этого мира, ибо всё это, для тех, кто понимает, - пустое, и  не стоит того, чтобы мстить за такие вещи.............................................

Галаха 8 И точно так же, тот кто держит зло на кого-либо из народа Израиля, нарушает запрещающую заповедь, как сказано: «и не злопамятствуй сынам народа твоего». Что представляет собой злопамя; со временем тство? Реувен попросил Шимона сдать ему в аренду дом или дать ему взаймы быка, а Шимон не захотел; со временем пришёл Шимон к Реувену и попросил у него взаймы или в аренду, и Реувен сказал ему: вот, пожалуйста, я даю тебе, я не такой, как ты, я не буду тебе платить злом. Поступающий подобным образом нарушает запрет злопамятствовать. А должен стереть происшествие из своего сердца и не держать на него зла, т.к. всё то время, что он держит на него зло и хранит это в памяти, есть опасность, что станет ему мстить. Поэтому Тора категорически запретила злопамятство и потребовала, чтобы обиженный стёр обиду из своего сердца и совершенно не помнил бы о ней; и это – тот подход, на котором может держаться человеческое сообщество и взаимодействие людей друг с другом.

Вопросы для повторения

1. Каково содержание заповедей о мести и о злопамятстве?

2. Не является ли запрет мстить и злопамятствовать неисполнимым? Почему?

3. Почему, согласно мнению Рамбама, Тора категорически запретила злопамятство?