МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТАЛМУДИСТОВ - К оглавлению

ГЛАВА VIII.

ОБ   УЧЕНИИ.

 

1) Р. Йоханаан бен Закай, говаривал: Если ты много учился Закону, то не предавайся однако же самоуслаждению, ибо на то ты и создан.

(Пиркей Авот 2, 9).

 

2) Р. Менахем бен-Иосия, толковал стих: (Прит. 17, 23) «Ибо заповедь есть свеча и учение свет» следующим образом: Писание сравнивает заповедь со свечою, чтобы показать, что подобно тому, как свеча светит временно, возмездие за исполнение какой-нибудь заповеди есть только временное; учение же оно сравнивает со светом, чтобы показать, что точно так, как свет греет и освещает вечно, так и учение греет и освещает вечно. Сказано дальше: (Прит. 22) «Когда ты пойдешь, оно (учение) будет водить тебя», т. е. в мире сем; «Когда будешь лежать, оно будет охранять тебя», т. е. на одре смерти, а «Когда пробудишься, оно будет беседовать с тобою», т. е. в мире будущем. Это подобно тому, как человек, путешествуя однажды, в одну весьма темную ночь, боялся терниев, ям, волчцев, хищных зверей и разбойников и не знал также по какой дороге ему направиться. Вдруг ему как-то удалось найти себе факел и он избавился от терниев, ям и волчцев, но еще опасался хищных зверей и разбойников. Когда взошла утренняя заря, тогда он уже не должен был опасаться хищных зверей и разбойников, но все еще не знал, по какой дороге ему идти. Но когда он добрался до столбовой дороги то избавился от всех опасностей.

(Сота 21а).

 

3) Р. Беная говаривал: Кто занимается учением для учения, тому оно делается жизненным эликсиром, как сказано:  (Прит. 3:18) «Она (Тора) есть древо жизни для ухватившихся за нее». Но кто занимается учением не ради его самого, тому она яд, ибо сказано: (Втор. 32, 2) „И сечет, как ливень, учение мое"33.

(Таанит 7а).

 

4) Что означают слова (Исх. 15. 20) «Ибо Я Превечный врач твой?» — Всесвятой так сказал Моисею: скажи Израильтянам, что слова учения; которое Я дал вам, — лекарство для вас, жизнь для вас.

(Мехилта отд. Вайиса).

 

5) Кто не учится закону, тот не исполняет его, и мало помалу, доходит до презрения к людям, до ненависти к ученым, до того, что мешает другим  заниматься, до отрицания заповедей, и кончает отрицанием бытия Бога.

(Сифра, Бехукотай. гл. 2).

 

6) Шмуэль   бен   Хони   сказал:   Учение важнее   жертвоприношений.

(Санhедрин 45б).

 

7) Учение дано в сороковой день (пребывания Моисея на горе Синайской) и душа дается человеку в сороковой день (от зачатия). Это совпадение намекает на то, что кто хранит учение, того душа бывает хранима,   а кто учения   не хранит,   того   душа не бывает хранима.

(Менахот 99б).

 

8) Учение прозвано   камнем,   и злое помышление прозвано камнем. Учение, — ибо сказано:   (Исх.   24,   12) «И дам тебе скрижали каменные, и учение и заповеди»; злое помышление — ибо  сказано: (Иезек.   36,   26) «И сниму с тела вашего сердце   каменное».

По этому пусть камень охраняет от камня.

     (Ваикра  раба гл. 35).

 

9) Реш-Лакиш сказал: Стих гласит: (Лев. 7, 37) «Вот учение о всесожжении, о жертве хлебной, о жертве грехоочистительной и о жертве за вину», это означает: кто занимается учением, тот все равно как бы приносит всесожжение, хлебное приношение, жертву за грех и жертву за вину.

(Менахот  110а).

 

10) Р. Иеhуда Бен Хама, сказал: Иди и убедись, что Всесвятой поступает не так, как плоть и кровь (человек). Когда человек дает лекарство, то оно для одного члена полезно, а для другого может быть вредным; Всесвятой же дал Израилю лекарство, животворное для всего тела, как сказано: (Притчи 4, 22) «И для всего тела его оно (учение) целительно».

(Эрувин 54а).

 

11) Израиль так обратился ко Всесвятому: «Владыка мира!   Ты предписал нам разные жертвы. Когда храм существовал, тогда человек,   совершив грех,   приносил жертву и получал отпущение,   или   приносил всесожжение   и удостаивался   благоволения; теперь же, когда храм разрушен, что нам делать?».   Всесвятой так им ответил: Если вы хотите,   чтобы вам   отпущены   были грехи, храните учение Мое и Я сочту вам это за жертвоприношения. Это   видно из следующего   стиха:   (Лев.   7, 37)   «И это учение — вместо всесожжения и хлебной жертвы».

(Танхума 54а).

 

12) Если слова Учения, проникая в тайники сердца и, находя их не занятыми, поселяются в них, то злые помышления  не имеют власти над  ним;   если   же  нет,   то человек  не в состоянии изгнать последние оттуда.

(Мидраш к Притчам Соломона гл. 24).

 

13) У одного человека было много сыновей и прислужников, в числе которых находился один старец, обучавший сыновей нравственности и добродетели. Каждый день, когда его сыновья и прислужники бывало заходят к нему, он оставлял всех и занимался только со старцем, бывшем в его доме. Когда его спросили, почему он любит старика больше всех, он ответил, что если бы не этот старик, который обучает сыновей моих нравственности и добродетели, чем были бы они? Так и слова учения: так как они направляют людей к добродетели и ведут их к вечному счастью,   то Всесвятой   любит   их   больше всех творений рук Его.

(Тана де-бе Элиаhу,  29).

 

14) Иеhошуа бен Перахия, говорит: Выбери себе наставника и приобрети себе товарища, и суди всегда о человеке с хорошей стороны.

 (Пиркей Авот 1, 6).

 

15) Гиллель говаривал: Тщеславие губит славу; где нет прибыли — там убыль; не учиться —грех смертный; а кто злоупотребляет своею тогою,— долой того!

   (Там же, 13).

 

16) Шамай   говаривал: Сделай учение для  себя непременною обязанностью.

(Там же 15).

 

17) Рабан Гамлиэль, бен Иеhуда  ha-Наси говорит: Хорошо изучение Закона в связи с практическим трудом, ибо это двойное занятие заставляет забывать о грехе; наука же без практического труда впоследствии не устоит и повлечет за собою грех.

(Там же, 2, 2).

 

18) Р. Йоси говорил: Старайся изучать науку,  ибо   в наследство ее не получишь.

(Там же, 12).

 

19) Р. Элазар говорит: Старательно изучай науку, и знай, что возражать неверующему. Знай также, пред кем работаешь и Кто Ценитель работы твоей, имеющий дать тебе заработную плату.

(Там же, 19).

 

20) Р. Йонатан говорит: Кто соблюдает учение в бедности, удостоится впоследствии соблюдать его в богатстве; а кто нарушает  учение  в богатстве,   будёт  впоследствии нарушать  его по бедности.

(Там же,  4, 11).

 

21) Р. Меир учил: Умерь свою суетливость, займись учением, и будь смирен пред всеми. Если ты раз дал помешать себе в учении, то тебе уже представятся многие помехи, и если трудишься над учением, то у Него много есть, чем платить тебе.

(Там же, 12).

 

22) Р. Иеhошуа бен Карха, говорит: Изучающий науку и не повторяющий ее подобен человеку, который сеет и не жнет.

(Санhедрин 99а).

 

 23)      Р. Иеhошуа говорит: Изучающий науку и забывающий ее подобен женщине хоронящей своих новорожденных.

(Там же).

 

24) Р. Гамнуна говорит: Суд над человеком (на том свете) вчинается только за пренебрежение учением, ибо написано: (Прит. 17, 14) «Прерывание воды (символ учения)34, — начало тяжбы». И как суд за не изучение Закона предшествует суду за неисполнение его, так точно и возмездие за изучение Закона предшествует возмездию за исполнение его, ибо сказано: (Псал. 105, 43) «И Он отдал им земли народов, и трудами племен они завладели, дабы сохраняли уставы Его и выполняли учение Его».

(Кидушин,  40б).

 

25) Бедного и богатого приводят к суду. Бедного спрашивают: почему ты не занимался учением? Если он отвечает: я беден был, и был озабочен приисканием средств к пропитанию, то ему возражают: не ужели ты был беднее старца Гиллеля? Про последнего рассказывают, что он ежедневно работал, зарабатывая полдинария, одну половину которого отдавал школьному сторожу, а другую половину употреблял на пропитание себя и своего семейства. Раз случилось, что он ничего не заработал и сторож не впустил его в школу. Тогда взлез он на крышу и повис над слуховым окном, чтобы вслушиваться в слова Бога живого из уст Шемаии и Авталиона. Это было накануне какой-то субботы в месяце тевете (декабре) и падавший с неба снег совершенно засыпал его. На завтра, когда взошла утренняя заря, сказал Шемайя Авталиону: «брат мой Авталион! всегда об эту пору солнце уже светит, а сего дня оно что-то тускло». Они подняли глаза и увидели в окне человеческий образ. Тогда взошли наверх, и нашли на старце слой снега толщиною в три локтя. Его тотчас сняли, обмыли, вымазали и посадили к огню, говоря: этот достоин,   чтобы из-за него нарушили субботу.

К богатому тоже обращаются с вопросом: почему ты не занимался учением? И если он отвечает: я был богат и занят был делами, то возражают ему: неужели ты был богаче р. Элиэзера бен Харсума? Про последнего же рассказывают, что отец его оставил ему в наследство тысячу местечек на суше и тысячу кораблей на море. А он каждый день взваливал на плечо кувшин с мукою и ходил из города в город, из страны в страну, чтобы изучать закон Божий. Рассказывают, что однажды рабы его встретили его и принуждали работать на барщине. «Отпустите меня, мне, нужно учиться», умолял он. — Клянемся жизнью р. Элиэзера бен Харсума, отвечали они — мы тебя не отпустим». Из этого видно, что он никогда не показывался рабам своим, а денно и нощно сидел и занимался учением.

(Йома 35б).

 

26) Человек должен заниматься тою отраслью учения, к которой он чувствует склонность, ибо сказано: (Пс.1, 2) «Но в законе Превечного — воля его».

(Авода-Зора 19а).

 

27) Относительно всякого члена человеческого тела Всесвятой дал указание, что делать и чего не делать. Относительно сердца, заповедал Он, «не ходите вслед сердца вашего»; относительно глаз — «и вслед очей ваших»; относительно ушей — «не принимай пустого слуха»; относительно рта — «не ешь ничего гнусного»; относительно языка — «не произнеси имени Превечного, не клянитесь именем Моим во лжи, не лгите, не произнеси ложного свидетельства»; относительно рук — «не давай руки твоей беззаконнику»; относительно ног — «и не ходите за богами чужими». — Все это — заповеди отрицательные; положительные же суть: относительно сердца — «вложите сии слова Мои в сердце ваше»; относительно глаз — «чтобы ты не забыл тех дел, которые видели глаза твои»; относительно ушей — «слушай, Израиль»; относительно языка — «и внушай их детям твоим»; относительно рук «открывай ему (бедному) руку твою»; относительно ног «ходите по пути, по которому повелел вам Превечный». Точно так, как всякому существу на небе и на земле Всесвятой предначертал путь их, так и всякому члену человеческого тела указал Он его обязанность.

(Мидраш Тадше).

 

28) Р. Йоханаан от имени р. Йонатана говорит: Человек никогда не должен совершенно оставлять дом учения и слова учения, даже в час смерти, ибо сказано:   (Чис.  19,   14) «Вот учение — когда человек   умрет...»  это означает:   что даже, когда умирает, он должен заниматься учением.

 (Шабат 83б).

 

29) Рав говорит: Всегда да занимается человек св. учением и исполнением  заповедей,  хотя не ради  их самих, потому   что со временем он дойдет до того, что будет заниматься ради их самих.

(Псахим 50б, Санhедрин 105б, Арахин І7б,   Сота 22б, 47а, Горайот 10, Назир 32б).

 

30) Р. Йоханаан сказал: Слова учения прочны у того только, который отрицает в себе личность, ибо сказано (Иов 28, 12) «А мудрость из ничего приобретается».

(Сота 21).

 

31) Реш-Лакиш сказал: Слова учения прочны у того только, который готов умереть за них, как сказано: «Вот учение — когда человек умрет...».

(Там же; Брахот 63б).

 

32) Р. Йона именем р. Йоси бен Гезор: Многословие вообще — вредно,   но многословие при учении  полезно.   Молчание  вообще похвально, но молчание при учении не похвально.

    (Иерусалимский Талмуд, Брахот 9, 26).

 

33) «Нет ничего лучшего для человека, как есть и пить».(Еккл. 2, 24) По поводу этих слов, р. Танхума от имени р. Шмуэля бар Нахмени, сказал: выражение «Есть и пить», встречающееся в этой книге, употреблено в смысле учения и добродетели, ибо сказано: (там же 8, 15) «И это сопровождает его после трудов его». Разве есть такое кушанье или питье, которое сопровождало бы человека в гроб? Стало быть, это учение и добрые дела  его.

(Ялкут  ч. II, 184).

 

34) Рава проповедовал: что означает стих (Песнь Песней 7, 12):«Пойди, Возлюбленный мой, выйдем в поле»?.. Израиль говорит Всесвятому: Владыка мира! Не суди нас, как горожан, которые не всегда чисты от грабежа, разврата и ложной присяги, а выйдем в поле, и я покажу Тебе ученых, занимающихся учением в уединении и в нужде...

(Эрувин 21б).

 

35) Йосе бен Йоэзер из Цереды, сказал: Да будет дом твой местом сходки   мудрецов;   лежи во прахе у ног их,   и пей с жадностью слова их.

(Пиркей Авот I, 4).

 

36) Сообщено было из Палестины в Вавилонию: Обращайте внимание на детей бедных,   ибо   из их среды выходит учение.

(Недар. 81а).

 

37) Р. Йоханаан сказал: Достоверно, что кто трудится над учением в месте собранья (синагоге), не скоро забудет его.

 (Иерусалимский Талмуд, Брахот 5, 5).

 

38) Учение приобретается только при занятии в сообществе с другими, как говорит р. Йоси бен Ханина: Стих гласит (Иер. 50:36) «Меч — на одиноких, да обезумеют они»; это означает, что меч будет на противников публичного обучения, которые занимаются учением в одиночку; они обезумеют.

(Брахот 63б, Таанит 7а, Макот 10а).

 

39) Р. Хама, от имени р. Ханины, сказал: Что значит (Прит. 27:17)  «Железо о железо острится, а человек о друга  своего?» Подобно тому, как одно железо острится о другое, так и вместе учащиеся изощряют друг друга в научных   вопросах.

(Таанит 7а).

 

40) Р. Нахман бен Ицхак, сказал: Почему слова учения уподоблены дереву? (Притчи Соломона 3, 18) «Она (премудрость) древо жизни»... — Чтобы показать тебе, что подобно тому, как малым деревцом поджигают большое дерево, ученые последнего разбора изощряют ученых первоклассных. Так и р. Ханина говаривал: «Многому  научился   я  у  своих   учителей, больше  же — у своих товарищей, но больше всего у учеников моих».

(Там же).

 

41) «И собрал Моисей все общество и т. д.»  (Исход 25, 1). Но поводу этих слов агадисты35 наши сказали: во всем св. писании нет ни одного отдела, который начинался бы словом «и собрал», исключая этого единственного места.  Всесвятой так сказал Моисею: Составляй себе большие   собрания и излагай   пред   ними   публично законы о субботе, дабы грядущие поколения, подражая тебе, созывали собрания в каждую субботу, и отправлялись в дома учения, что бы изучать   закон,   дабы   Мое великое  Имя было прославлено между сынами Моими.

(Ялкут, III).

 

42) «Вот,   я научил  вас...   как  повелел   мне  Превечный, Бог мой», (Втор. 4, 5) т.е. как Бог учил меня безвозмездно, так научил я вас безвозмездно, и так обучай и ты безвозмездно. Откуда же знаем, что где нет дарового обучения, следует учиться за плату? Из стиха: (Прит. 32, 23) «Правду  покупай». Но откуда знаем, что не  следует говорить:  так  как я приобрел науку за плату, то  и  буду  обучать   ей   за плату? Из  продолжения  того же стиха: «Правду  покупай,  но не продавай».

(Бхорот 29а).

 

43) Р. Иеhуда Несия сказал: Нельзя отвлекать детей от школы, даже для постройки храма. Реш-Лакиш прибавляет: Вот что дошло до меня по преданию от предков моих: город, в котором дети не посещают школ, должен   быть   предан проклятию.

(Шабат 119б).

 

44) Р. Гамнуна сказал: Иерусалим был разрушен только потому,   что в нем   дети не посещали школ,   как сказано:  (Иер. 6, 11) «Изолью (ярость) на детей на улице», т. е. изолью ярость потому, что дети на улице, а не в школе.

(Там же).

 

45) Стих гласит: (Дан. 12, 3) «И благомыслящие просветятся, как светлость неба», и т. д. Здесь подразумеваются судьи, творящие суд по правде и распорядители общественной милостыней. «А направляющие многих к добру, как звезды во веки и веки» это школьные учители. Подобно р. Шмуэлю бар Нахмени, — которого Рав застал раз в его саду во время учения, и на упрек в неаккуратности, он ответил: тринадцать лет я не видел своего сада, и теперь стою я здесь, а мысли мои там (у учеников).

(Бава Батра 8б).

 

46) Рав сказал р.  Шмуэлю бар Нахмени: До шести лет не принимай (в школу); с этого возраста и далее принимай и корми его (мальчика) учением, как быка; когда же наказываешь дитя, то наказывай только башмачной завязкой; если он учится, пусть учится; если же не учится, то подсади его товарищем к другому.

(Там же, 21а).

 

47) Рава сказал: Если есть два элементарных учителя, из которых один хорошо преподает, но ошибочно произносит, а другой правильно произносит, но преподает дурно, то выбирают того, который хорошо преподает, хотя и неправильно произносит, потому что ошибка сама собою исправляется. А р. Димэ из Наардаи говорит, что следует предпочитать того, который правильно произносит, хотя не хорошо преподает,   потому что как только ошибка вкоренилась, то уже остается.

(Там же).

 

48) Рава сказал: число учеников у первоначального учителя должно быть 25, а если их 50, то следует взять двух учителей,   если же их 40,   то надо назначить   помощника   и дать ему пособие от города.

(Там же).

 

49) З. Хия бар Абба не садился за завтрак, пока не задавал детям нового урока и не повторял с ними старого. Раба бен Гуна не садился за завтрак, пока не отправлял детей в школу.

(Кидушин 40а).

 

50) Р. Хама бен Ханина и р. Ошеа-старший прохаживались однажды в общественных синагогах, в Луде (Левдокии): «Сколько денег   положили здесь  мои родители»!   сказал  р. Хама  р. Осии старшему. — Сколько душ, ответил последний, погубили здесь твои родители!  Разве  не было   между  ними  людей, которые  могли – бы заниматься учением?

                                           (Иерусалимский Талмуд, трактат Шкалим 5).

 

51) Старец Гиллель говаривал: Когда требуют — предлагай, а когда расточают, собирай36 ; если видишь поколение, склонное учиться, то расточай, ибо сказано: (Прит. 11, 24) «Иной расточает, и ему еще прибавляется»; а если видишь поколение, которому учение не мило, то воздержись, ибо сказано (Пс. 119, 126). «Когда пора действовать для Бога — нарушают учение Твое».

(Брахот 63а и Мидраш к Шемуэйл 59б).

 

52) Р. Шимон бар Йохай, говаривал: Когда видишь, что люди оставляют учение, то встань ты и поддерживай его.

                                                                                                                           (Иерусалимский Талмуд,  Брахот 9, 29).

 

53) «Не пренебрегай матерью своей и тогда, когда она состарится» (Притчи 23, 22). По поводу этого стиха р. Йоси бар Буна, сказал: если даже слова учения устарели для тебя,  ты однако же не пренебрегай ими.

(Там же 28).

 

54) Р. Шмуэль бар Нахмени, именем р. Йонатана сказал: Кто обучает закону сына товарища своего, тот, по смыслу писания, все равно, как бы родил его.

(Санhедрин 19б).

 

55) Р. Элазар сказал: Кто не дает ученому пользоваться из своего достояния,   тот никогда не увидит проку  в последнем.

(Там же, 92а).

 

56) Таков способ изучения закона: хлеб с солью ешь, и воду в меру пей, на земле спи, жизнь горемычную веди и над учением трудись. Если ты так поступаешь, — то ты счастлив и блажен: счастлив в мире сем и блажен в мире будущем.

(Пиркей Авот 3, 6).

 

57) Р. Меир говаривал: Кто занимается наукою ради ее самой, сподобится многих благ; мало того, весь мир должен был бы существовать ради его одного. Все называют его другом, любимцем,  он любит  Вездесущего   и любит людей,   радует Вездесущего и радует людей. Наука украшает его смирением и богобоязнью, делает его способным быть праведным, благочестивым, прямодушным и верным, удаляет его от греха и приближает к добродетели, а люди извлекают пользу из его советов, мудрости и веса, как сказано: (Пр. 5, 4) «У меня совет и мудрость». Она доставляет ему преобладание, господство и делает его проницательным; открывает ему тайны закона и он становится подобным роднику неиссякаемому, потоку все расширяющемуся; при всем том он скромен, терпелив, не обидчив; ибо наука поднимает его высоко над всеми созданиями.

(Пиркей Авот 14, 1).

 

58) Тора важнее первосвященства и власти, ибо власть приобретается тридцатью качествами, священство тридцатью четырьмя, а Тора сорока восемью. Они суть: прилежание, внимательность, отчетливое произношение, размышление, богобоязнь, благоговение, кротость, веселый нрав, общение с мудрыми, разборчивость в товарищах, прения учеников, рассудительность, знание писанного и устного закона, умеренность в торговле и других житейских делах, умеренность в развлечениях, сне, разговоре и смехе; долготерпение, добросердечие, уважение к ученым; безропотность в страданиях, понимание своего положения; довольство своею участью; обуздание языка, смиренномудрие, приветливость, боголюбие, человеколюбие, добролюбие, правдолюбие, кроткое перенесение укоризн, равнодушие к почестям, отсутствие самоуслаждения своими совершенствами, отсутствие хвастовства своими решениями, сострадание к ближнему, суждение о нем с лучшей стороны, наставление его в истине, споспешествование миру, систематичность в преподавании, уместность вопросов и ответов, любознательность и расширение своих познаний для передачи другим и для применения к себе, поощрение своего учителя и запоминание слышанного от него и указание источника, откуда передаваемое взято.

(Там же 6, 6).

 

59) На всяком Израильтянине лежит обязанность учиться закону; бедный и богатый, наслаждающийся здоровьем и одержимый недугом, юноша и дряхлый, изможденный старик, даже такой, который питаясь милостыней, ходит по миру, или вообще человеке, обремененный   семейством — всякий   обязан посвящать известное время дня и ночи на изучение закона, ибо сказано: (Иисус Навин 1, 8).  «И поучайся в ней (в книге закона) день и ночь».

(Маймонид об учении гл. I § 8).

 

60) Между знаменитейшими мудрецами Израиля были дровосеки, водоносы, даже слепцы, которые все-таки днем и ночью занимались изучением закона. Они принадлежат к числу тех, которые сохранили нам устное предание от блаженной памяти Моисея учителя нашего.

(Там же 9).

 

61) Тот, кто не обучен отцом своим, должен, когда придет к сознанию, сам учиться, ибо сказано: (Второз. 5. 1) «Учите их и наблюдайте, чтобы исполнять их». Отсюда за одно вытекает, что учение должно всегда предшествовать исполнению, потому что — учение ведет к исполнению, но не на оборот.

(Там же).

 

62) Доколе еврей обязан учиться закону? По день смерти своей, ибо сказано:  (Второз. 4, 9),   «Чтобы не удалялись (слова Божии) из сердца твоего во все дни жизни твоей»,   не занимаясь же, человек забывает.

(Там же.   10).

 

63) Школьный учитель, отлучающийся куда-нибудь от своих питомцев или употребляющий последних для какой-нибудь посторонней работы, или вообще нерадиво исполняющий свои прямые обязанности, причисляется к тем, о которых пророк говорит: (Иеремия 48, 10), «Проклят кто исполняет дело Боже недобросовестно». А потому, назначать наставником детей следует только человека  богобоязненного и в  совершенстве знающего свое дело.

(Там же гл. 2 § 3).

 

64) Тремя венцами украшены Израильтяне: венцом закона, венцом царства и венцом священства. Венца священства сподобился Аарон, ибо сказано: (Чис. 25:13) «И будет ему и потомству его по нем заветом священства вечного». Венца царства сподобился Давид, ибо сказано: (Псал. 89, 37) «Его потомство пребудет во веки, его престол процветет предо Мною вместе с солнцем». Венец же закона лежит и доступен для всего Израиля, ибо сказано: (Второз. 33, 4) «Закон завещал нам Моисей, он наследие общины Иакова», кто желает, пусть придет и возьмет. А что первые два венца не выше третьего — видно из стиха (Прит. Сол. 8, 15) «Мною царствуют цари, и повелители издают законы правды. Мною начальствуют правители, и вельможи, и все судьи земли».   Отсюда следует,  что венец закона важнее первых двух венцов.

(Там же, гл. 3 § I).

 

65) Талмудисты сказали: Незаконнорожденный ученый выше первосвященника невежды.

(Там же, § 2).

 

66) Не говори: прежде соберу деньги, а после уж буду учиться; прежде приобрету то, что мне нужно в жизни, а после стану заниматься; нет, — если такая мысль овладеет тобою, ты во веки не сподобишься венца закона; но да будет занятие законом главным занятием твоим, и никогда не говори: займусь этим на досуге, ибо, быть может, досуг этот никогда не наступит.

(Там же, § 7).

 

67) Слова закона уподоблены воде, ибо сказано: «О, вы жаждущие! Идите к водам», т. е. подобно тому, как вода не остается на возвышении, но скопляется в низменном месте, так и слова закона не присущи ни нахалу, ни гордецу, но человеку смиренному, кроткому, умеющему ценить достоинства других, освободившемуся от страстей и чуждающемуся светских удовольствий.

   (Там же, § 9).

 

68) Всякий обязан учить сына своего закону и заповедям, ибо сказано: (Второз. 11, 18) «И учите детей ваших беседовать о них» (о словах закона). И как еврей обязан учить сына своего, так он обязан учить и внука своего, ибо сказано: (Там же 4, 9) «И да ознакомишь с ними детей и детей твоих детей». И не только внуков, но всякий, сведущий в законе, обязан обучать всех желающих учиться, ибо сказано: (Там же) «И внуши их сынам твоим»; тут под словом «сынам» следует разуметь учащихся, наподобие того, как говорится (II Цар. 2, 3) «И вышли «сыны» пророков».

(Там же).

 

69) Как только дитя начинает говорить, отец научает его: «Закон завещал нам Моисей» и первый стих из молитвы «Слушай, Израиль». После же он обучает его чтению, и когда ребенок достигает 6-летнего или 7-летнего возраста, он должен отдать его в обучение  к школьному учителю.

(Там же).

 

70) Изучение закона украшает человека мудростью, богобоязненностью и смирением, вселяет в него страх наказания за грехи, искреннее раскаяние в дурных делах его; оно дает ему возможность постичь все величие Творца.

(Йеш- Нохлин 56б).

 

71) Человек,   который   в молодости   своей   не учился   закону, а после,   обремененный семейством, тоже  не может  пополнить  пропущенное, да не отчаивается и да не говорит: так как я ничему не учился, то буду делать все то,  чего желает сердце мое;   нет, и такой человек не должен считать себя погибшим: он может слушать слова и изречения мудрецов, может усвоить себе многое, если только   будет неукоснительно  внимать наставлениям   сведущих в законе людей.

(Шевет Мусар, гл. I).

 

72) Не напрасно Рамбам (Маймонид) занимался всеми науками. Он достиг совершенства, вследствие чего стал совершен и в слове Божием.

(Мишнат Хахамим 37б).

 

73) Когда я был у рабби Элияhу Гаона в Вильне, то он сказал мне, что если еврей не имеет сведений из области разных наук, то ему недостает 100% в познании закона, ибо закон Божий и мудрость тесно соединены между собою. По этому он поручил мне переводить разные научные книги на еврейский язык, дабы они стали доступны всем, и чтобы таким образом увеличилось знание во Израиле.

(Евклид, в евр. переводе р. Баруха из Шклова, в предисловии).

 


33 Обыкновенный смысл этого стиха другой.

34 Ср. ниже § 67

35 Гомилетические толкователи св. писания.

36 Т. е. когда все учатся, тогда обучай; а когда все обучают, тогда учись.