МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТАЛМУДИСТОВ - К оглавлению

ГЛАВА XII

ЗНАЧЕНИЕ СУББОТЫ И ПРАЗДНИКОВ

 

1) «А в день седьмой почил» (Исход 20, 11). Разве возможно для Него утомление? Ведь сказано: «Не утомляется Он и не изнемогает». (Исаия 40, 28). «Он дает утомленному силу» (Там же 19). «Словом Божьим сотворены небеса» (Пс. 33, 6). Что же означает «Он почил»...? Дело в том, что Бог выражается о Себе для примера, что сотворил мир в шесть дней и почил в седьмой, дабы из этого выводили следующее умозаключение: если Тот, у Которого не может быть утомления, говорит о Себе, что Он трудился над сотворением мира шесть дней и почил в седьмой, то человек, о котором написано: «Человек рожден для труда» — должен так делать тем паче.

(Мехилта,   Бахходеш hа-шлиши, гл. 3).

 

2) «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исход 20) и «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Там же). Сопоставление этих обоих стихов в одной главе — есть намек на то, что кто соблюдает субботу, свидетельствует о Том, Кто рек: «Да будет мир», что Он действительно сотворил его в шесть дней и почил в седьмой, как написано (Исаия 43, 10): «Вы Мои свидетели,— говорит Превечный, что я Бог».

(Там же).

 

3) Р. Хая от имени р. Шмуэля бар Нахмени, сказал: Суббота и праздничные дни назначены собственно для кушанья и питья, но так как рот унижает человека, то ему разрешили заниматься и словами   учения.  Р. Берахия же   от   имени   р.   Хии бар Абба, сказал: Субботние и праздничные дни назначены только для занятия учением.

(Иерусалимский Талмуд, трактат Шабат гл. 15 § 1).

 

4) «А в седьмой день праздник Господу Богу твоему, не делай никакой работы» (Второз., 16, 8). Дабы не подумали, что следует оставаться целый день в синагоге, сказано в другом месте: (Числа 29, 35) «Да будет праздник вам. Это значит, что часть праздника ты должен уделить синагоге, а часть кушанью и питью.

    (Сифри ко Второз. 134; Псахим 68б).

 

5) Человек работает в продолжение шести дней, и отдыхая в седьмой день, забывает все неприятности, перенесенные им. Таков уже нрав человека: хороший день заставляет его забывать о дурном дне, а дурной день заставляет его забывать о хорошем дне. Всесвятой так сказал Израильтянам: Не предписал ли Я вам в Моем законе: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих» (Иис. Нав. 1, 8), однако вы занимаетесь в продолжение шести дней работою; субботу же, по крайней мере, посвящайте исключительно закону. На этом основании ученые говорили: Человек должен по субботам вставать рано и учиться, потом отправляться в синагогу или в дом учения и читать Пятикнижие, повторять пророков, и лишь потом идти домой, чтобы есть и пить, во исполнение сказанного: «Поди ешь с весельем хлеб твой».

(Тана де-бе Элиаhу).

 

6) Все пропитание человека предопределяется ему в промежуток дней от Рош хаШана до Йом Кипур, за исключением издержек на субботние и праздничные дни и на обучение его детей; если человек мало на то издерживает, то ему мало и отпускают, а если он не скупится,   то не скупы и в отношении к нему.

(Бейца 15б).

 

7) В числе семи изречений Р. Акива завещал сыну своему, Р. Иеhошуа, «Празднуй субботу по буднишнему, но не прибегай к помощи людей».

(Шабат 118а, Псахим 112а).

 

8) «Чтобы ты чтил его» (субботний день) (Исаия, 58,13), т.е., чтобы твоя субботняя одежда была иная, чем буднишняя, по поговорке р. Йоханаана, «одежда — это почет». «Чтобы ты не совершал поступи твоей» (Там же), т. е. чтобы твоя субботняя походка была иная, чем твоя буднишняя. «И чтобы ты не угождал твоим прихотям» (Там же) — запрещено угождать своим собственным прихотям, но прихотям Неба угождать можно; «И чтобы не разговаривал» (Там же), т. е. чтобы твои субботние разговоры были иные,   чем   твои буднишние разговоры.

(Шабат 113а).

9) Р.  Абуйя  учил:   «Суббота Господу»   значит:   празднуй субботу подобно Господу.   Подобно тому,   как Всесвятой   почил от разговора, так и ты отдыхай даже от разговора. Случилось однажды с одним благочестивым человеком,  что он пошел в субботу гулять в свой виноградник, и, увидев там трещину в заборе, подумал  загородить ее39.    По   исходе же   субботы  сказал   он: «за то, что (в субботу) мне пришло  на ум загородить  трещину, во веки не загорожу ее».   Что же сделал Всесвятой?   Он произвел стручковый куст, который, вросши в трещину, загородил ее. Этот куст доставлял ему пищу и другие потребности в продолжение всей его жизни.

                                                                         (Иерусалимский Талмуд, трактат Шабат, 15).

 

10) Однажды произошел пожар в доме р. Йосефа бен Симаи, в Шихине, и отряд войска из Сепфориса пришел тушить его, потому что р. Йосеф был царским управляющим; но последний не позволил тушить пожара, опасаясь осквернения субботы. Вдруг совершилось чудо: пошел дождь и потушил пожар. Вечером послал он каждому из солдат по две села, а их начальнику — 50 села. Когда же ученые узнали об этом40, то они сказали: он вовсе не обязан был этого делать.

(Шабат 121а).

 

11) Раба говорит: За следующие вещи хозяева беднеют: за то, что осматривают свое имущество в субботу и за то, что держат свой субботний пир во время учения.

(Сука 29б; Гитин 38б).

 

12) Р.    Гуна   посылал  накануне каждой субботы, в сумерки, своего   слугу на рынок,   чтобы откупить   у огородников остатки непроданных овощей, и бросал их в реку41.

(Таанит 20б).

 

13) Учили: Человек обязан чем-нибудь обрадовать к празднику своих детей и домочадцев, ибо написано: «Чтобы радовался ты   и весь дом твой» (Второз. 16).

(Псахим 109а).

 

14) Р. Иулиан из Рима, от имени Р. Иеhуда бен Шимон, говорил: Всесвятой так сказал Израилю: у тебя есть четыре рода домочадцев: сын, дочь, раб и раба, и у Меня тоже есть четыре рода домочадцев: левит, иноземец, сирота и вдова. И так, продолжает Всесвятой: «Я тебе предписал обрадовать моих и твоих домочадцев в праздник, который Я тебе дал, и Я, с Своей стороны, тоже обрадую Моих и твоих. Где Я их обрадую? Во храме, как написано (Исаия 56, 7): Я приведу их на гору святую Мою и обрадую их в доме молитвы Моей...».

(Песикта).

 

15) Раби Мани проповедовал: «Все кости мои говорят: Господи, кто подобен Тебе?»
(Пс. 35, 10). Стих этот намекает на лулав.42. Хребет пальмовой ветви имеет сходство с человеческим хребтом, мирта напоминает глаз человека, верба — рот человека, а райское яблоко — сердце человека. Давид так думал: между всеми членами тела нет важнее этих, ибо их значение уравновешивает значение всего тела, стало быть, «все мои кости говорят...».

(Ваикра раба 30).

 

16) Четыре предмета входят в лулав, два из них плодоносные, а два неплодоносные; все они должны быть соединены в один букет — иначе, заповедь эта считается невыполненной. Это служит эмблемою для Израиля, который пользуется благоволением тогда только, когда он составляет один узел, как написано (Амос 9, 6): «Он строит их обитель на небе и узел основал на земле».

(Менахот 27а).

 

17) Четыре раза в году чинят суд над миром: в праздник Пасхи — над хлебом, в праздник Пятидесятницы — над древесными плодами; в Новый год (еврейский) все обитатели мира проходят пред Ним,   как   стадо    овец,    как написано (Пс. 33,15)   «Он   создал  сердца   всех   и   вникает   во    все    дела их», а в праздник Кущей делают приговор о дожде.

(Мишна Рош hа-Шана гл. I).

 

18) Р. Йоси говорит: Человек судится каждый день, ибо написано (Иова 7, 17): «Посещаешь его (человека) каждое утро». Р. Натан говорил: Каждую минуту, ибо написано: (Там же) «Каждую минуту испытываешь его».

(Рош hа-Шана 16а).

 

19) Р. Керуспедаи, от имени р. Йоханаана, учил: Три книги раскрываются в Новый год: одна — закоснелых грешников, вторая — праведников и третья — людей посредственных. Праведников записывают и скрепляют к жизни тот час; закоснелых грешников записывают и скрепляют к смерти также тот час; людей же посредственных оставляют и ждут от нового года до дня покаяния. Если они удостаиваются, то их записывают к жизни, если же не удостаиваются, — записывают их к смерти.

(Там же 15).

 

20) Кто говорит: буду грешить и буду каяться, тому не дают (свыше) каяться; кто говорит буду грешить и день покаяния искупит мои грехи, — того день покаяния не искупляет от грехов. Проступки в отношении к Богу день покаяния искупляет; проступков же в отношении к ближнему день покаяния не искупляет,   пока ближний не будет удовлетворен.

(Йома 85б).

 

21) Праздничные дни назначены для веселья и общественных собраний, в которых люди часто нуждаются, так как эти собрания поддерживают согласие, которое должно существовать между людьми. Выделение же этих дней из всех прочих имеет и другие причины:

Смысл праздника Пасхи (Песах) известен; и празднуется он семь дней, потому что семидневный оборот есть средний между оборотом солнца и месячным оборотом луны, а известно, что этот  оборот играет значительную роль, как в области природы, так и в области религии, которая во многом сообразуется с законами природы, служа некоторым образом как бы дополнением оных.   Ибо природа   не   есть   существо   мыслящее,   разумное; религия же, напротив, имеет понятие о путях Господа, умудряющего всякое разумное существо.

Праздник седмицы (Шавуот)— день, в который мы получили закон и для большего его возвеличения считают дни от предшествующего ему праздника, подобно тому, как ожидающий с нетерпением своего вернейшего друга, считает дни и даже часы. Вот смысл счисления „омера" со дня исхода нашего из Египта до дня получения закона, — исхода, цель которого выражена в словах: «И приведу вас к Себе». И так как это грандиозное явление продолжалось не более одного дня, то и ежегодное вспоминание о нем ограничено одним днем.

Праздник кущей (Суккот), посвящаемый радости и увеселению, празднуется семь дней, дабы значение его сделалось более гласным; и так как он совершается обыкновенно после уборки с полей, то св. писание и объясняет его причину: «Когда соберешь с поля», т. е. когда вы отдыхаете и свободны от необходимых занятий. О подобных праздниках и у других древних народов упоминает Аристотель в 9-й главе своей «Этики» следующими словами: «Жертвоприношения и собрания происходили в древние времена после уборки хлеба и плодов, как бы в ознаменование изобилия». Проживание же в кущах в это время года сносно; тогда не особенно жарко и не особенно холодно. Эти два праздника, а именно: Кущи и Пасха, кроме того, наводят нас на разные идеи и нравоучительные заключения.

Идея Пасхи есть во веки веков обязательное для нас вспоминание о чудесах, совершенных в Египте. Идея Кущей — увековечить память о чудесах, совершенных в пустыне. Нравоучительная же сторона этих праздников состоит в том, чтобы человек в дни благополучия припоминал себе дни, прожитые им в горе, дабы тем искреннее благодарить Бога и научиться кротости и смирению. едят в Пасху опресноки и горькое—в вспоминание всего, претерпленного нами. Мы переносим наше жительство в кущи — подобно горемыкам?», живущим в пустырях — в воспоминание того, что положение наше сначала было таковое же, как сказано: «Ибо в кущах поселил я сынов Израилевых». Переходим же мы в восьмой день того же праздника из кущей опять в дома, дабы завершить в этот день те увеселения, которые невозможны в кущах, а только в комнатах просторных и в прочных зданиях.

(Маймонид Морэ-Невухим т. III отд. 43).

 

22) Хотя обильный стол в праздничные дни и принадлежит к заповедям положительным, однако ж не следует весь праздничный день посвящать исключительно чревоугодничеству, но следует так поступать: рано утром спешить в синагогу, чтобы молиться со всею общиною и читать соответствующую этому дню главу из Пятикнижия; потом отправляются домой закусить, после чего отправляются в дом учения и занимаются там до полудня. Пополудни совершают вечернюю молитву и идут домой пировать остальную часть дня до самой ночи. Но, пируя и предаваясь праздничному веселью, не следует слишком увлекаться вином, смехом и легкомыслием, ибо не это называется весельем, а весельем называется только то, что соединено с служением Богу, как сказано (Второзак. 28, 47) «За то, что ты не служил Превечному, Богу твоему, с радостью и весельем сердца», —  из чего видно, что служение состоит в веселье, но отнюдь не в смехе, легкомыслии и пьянстве. В талмуде Иерусалимском читаем: Р. Абба бар Мамель так сказал: «Если бы кто-нибудь присоединился ко мне, то я разрешил бы работать в полу праздничные дни, ибо работа в эти дни запрещена потому, чтобы возможно было пировать, веселиться и заниматься учением, а ныне только и делают, что пируют и ветреничают». Из мнения этого ученого видно, что легкомысленное веселье — больший проступок, чем работа в полу праздничные дни. И это действительно так, ибо кто работает, приносит пользу общежитию, что считается большою заслугою. И мы также находим в св. писании, что занимавшийся возведением дома или разведением виноградника освобождался от военной повинности, так как он трудом своим полезен общежитию.

(Коль Бо 4, 66).

 

23) Одна из коренных причин заповеди о соблюдении субботы есть та, чтобы мы, будучи в честь этого дня свободны от занятий, укрепляли в душе нашей веру в сотворение мира, в связи с которой находятся все основы религии. Поэтому мы должны один день каждой недели посвящать воспоминанию о том, что вселенная была сотворена в продолжении шести отдельных дней, а в седьмой день ничего  не было сотворено; в каждый же день сотворены были отдельные предметы, чтобы показать, что сотворение было делом абсолютной воли, вопреки презренному мнению философствующих, утверждающих, что все искони существовало, поскольку существовал Бог. Отдохновение же наше  в седьмой день напоминает нам   о  сотворении мира,   ибо  видя как весь мир отдыхает один известный день в неделю, каждый спросит: что за причина этого всеобщего покоя, и получит в ответ, что «в шесть дней Бог сотворил небо и землю, а в день седьмой Он почил и отдохнул»; таким путем каждый утвердится в этой истинной вере. Кроме вспоминания о сотворении мира, в субботнем покое есть воспоминание и о нашем рабстве в Египте, где мы не имели возможности отдыхать, когда нам того хотелось; но Бог освободил нас и повелел, чтобы мы отдыхали в седьмой день; и эта вторая причина упоминается во Второзаконии (5, 13): «Соблюдай день субботний... и припоминай, что ты рабом был в земле Египетской... и потому заповедал тебе Господь Бог сие».

(Сефер hа-Хинух  9).

 

24) Заповедь о покое в праздничные дни имеет целью, чтобы израильтяне могли вспоминать о великих чудесах,   которые   Господь Бог творил им и их предкам, и чтобы они могли беседовать о них и передавать их потомству своему, ибо при покое от мирских дел у них будет досуг   заниматься  этими воспоминаниями. Если б позволено было заниматься даже легкой работой,   то каждый интересовался бы своим делом и таким образом о важности праздника забыли бы не только дети, но и взрослые, и даже в то время, когда они собираются в синагогах и домах  учения слушать проповеди народных наставников.

(Там же 53б).

 

25) Из милости к творениям Своим, Господь Бог назначил им один день в году на отпущение грехов и покаяние. По этому нам повелело в этот день поститься, ибо пища, питье и другие чувственные удовольствия возбуждают в теле похоти и склонность к греху, и мешают разумной душе следить за истиной, состоящей в служении Богу и доброй нравственности, приятной всякому разумному существу, что составляет настоящее служение Богу. Не пристойно человеку являться в судный день пред Господом Богом с затемненной и отуманенной плотскими думами душой, потому что судят человека только по поступкам данной минуты; поэтому следует в этот важный день дать перевес разумной душе над бренным телом, дабы она была достойна отпущения и чтобы ничто ей не препятствовало в этом.

(Там же).

 

26) Постоянное занятие человека своими делами мешает ему исследовать и изучать тайные законы природы, которые способствуют пониманию, по возможности, Бога, что составляет цель духовного усовершенствования; будучи же свободен от занятий, человек имеет досуг предаваться служению Богу и пониманию Его. С этой целью и сказано (Исх. 9. 10): «Шесть дней работай и кончай все дела твои, а седьмой день — отдых Господу Богу твоему», т. е. кроме дела во имя Бога, никакое не должно быть предпринято; а дело это состоит в размышлении о Боге, ведущем к познанию Его. Это цель всех праздников.

(Ральбаг в комментарии на Тору).

 

27) Человек обязан быть веселым и благодушным во время праздника: он, жена его, дети его и все домочадцы, каждый в свою очередь. Когда он ест и пьет, он должен покормить и чужеземца, и сироту, и вдову, равно и других бедных. А тот, кто запирает свои двери и ест и пьет только с своим семейством, не уделяя из своей трапезы нищим и удрученным, не исполняет заповеди, а только услаждая свое брюхо, удовлетворяет своим прихотям; и о подобном сказано (Осия 9. 4): «Пиршества их будет у них, как хлеб сетующих; кто ни ест его, все остаются нечистыми, ибо хлеб их только для них самих».

(Яд hа-Хазака, Йом Тов, отд. 6).

 

28) Духовная власть обязана назначать приставов в праздничные дни, которые наблюдали бы за публичными садами, гульбищами и набережными, чтобы там не было сборищ из мужчин и женщин для совместного   разгула,   ведущего   к греху.   Точно также следует предостерегать весь народ, чтобы и в частных домах не смешивались   мужчины  с женщинами   для  разгула  и попоек, дабы не впасть в грех. Свойство благочестивых — постоянно думать, что они находятся в присутствии Господа, и думать о Нем при всех   обстоятельствах жизни;   во время  же веселья еще усиленнее   благодарить   и славить   Всесвятого,   доставившего   им это веселье, и, вкушая удовольствие, человек должен думать про себя: если таково веселье в сем мире, которое в сущности суета,   ибо за ним может последовать горе   и забота,   то каково  же   будет вечное веселье   в мире том,   после которого нет горя!   Поэтому человек должен молить Бога, чтобы Он склонил его сердце к искреннему служению Ему и к деланию угодного Ему, и чтобы Он доставлял нам радость и в мире сем   и удостоил нас жизни в   мире будущем,    дабы наслаждаться созерцанием лика Владыки жизни.

(Тур Орах Хаим, Холь hа-Моєд Суккот ст.  529).

 

29) Запретить кому-нибудь работать может иметь двоякий смысл: во 1-х, чтобы лицо, к которому запрещение относится, отдыхало и предавалось покою; во 2-х, чтобы данная работа не совершалась. В первом случае, приказывающему нет дела до того, будет ли работа делаться сама собою или нет, лишь бы она не причиняла беспокойства и напряжения работнику; во втором же случае, дело идет главнее о том, чтобы лишь данная работа не была сделана, все равно, будет ли работник трудиться над другою работою, или нет. При запрещении же работать в субботу Господь имел в виду эти оба способа: и чтобы человек отдыхал в этот день покоя, и чтобы никакая работа, ни под каким видом, не была совершаема, почему и сказано (Исх. 20): «Шесть дней трудись и совершай все работы твои, а день седьмой покой Господу, Богу твоему, да не будет совершаема никакая работа».

(Дон Исаак Абарабанель в комент. к Пятикнижию, отд. Ки-Тисса).

 


39 Т.е. после субботы.

40 Что он не позволил в субботу тушить пожара.

41 Чтобы огородники  не понесли убытка,   вследствие чего они воздержались бы от привоза на рынок овощей для субботы.

42 Букет из пальмовой ветви, мирт, верб и райского яблока,   употребляемый в праздник кущей при молитве для разных манипуляций.