МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТАЛМУДИСТОВ - К оглавлению

ГЛАВА XIII.

О ГРЕХЕ И ИСКУШЕНИИ.

 

1) Рабби Акива сказал: Искушение похоже сначала на паутинную нить, впоследствии же оно превращается как бы в корабельную снасть.

   (Мидраш Берешит Раба, гл. 22).

 

2) Р. Илай, старец, сказал: Если человек чувствует себя бессильным устоять против злого искушения, то пусть отправляется в такую страну, где никто его не знает, пусть оденется в черное и окутается в черное и пусть удовлетворяет своей похоти, лишь бы не осквернилось Божие имя публично.

           (Хагига 16а; Моэд Катан 17а; Кидушин 40б).

 

3) Р. Шимон бар Йохай, сказал: Находись я на горе Синайской, в то время,  когда Всевышний давал закон Израилю,   я бы просил Его,   чтобы Он сотворил  человека  двоеустым;   одни уста для занятия Торою (учением),   а другие для всех других потребностей. Но потом  отказался  от своих слов, говоря:   если при одних устах свет едва может устоять от ябедничества, то что было бы при двух?

             (Иерусалимский Талмуд, Брахот, гл. 1, 11).

 

4) Р. Шимон бар Йохай, сказал: Смотри, как тяжела сила преступления! Когда Израильтяне еще не осквернили себя преступлением, то что про них было сказано? (Исход 24:17) « И вид славы Господней на вершине горы были пред глазами сынов Израилевых, как огонь поедающий» и они не пугались и не дрожали от страха. Но как только они протянули руки свои греху, то что про них говорится? (Исход 34:30) «И увидел Аарон и все сыны Израилевы Моисея,  и вот лице его сияет и они побоялись подойти к нему».

(Сифри к Числам 1).

 

5) Р. Иеhуда говорит:   Если человек раз  нарушил легкую заповедь,   то   он в конце не остановится пред нарушением важной. Если он преступил    заповедь: «люби ближнего своего, как самого себя» то он в последствии будет нарушать и запреты: не мсти, и не имей злобы, и не возненавидь брата твоего; и, не исполняя заповеди «дабы брат твой жил у тебя», дойдет наконец до пролития крови.

     (Там же, Дебарим 235).

 

6) Р. Иеhуда проповедовал; В будущем мире Всесвятой приведет злого искусителя и зарежет его в присутствии праведных и преступных. Праведным покажется он высокою горою, преступным же — волоском. Как те, так и другие восплачут. Праведники восплачут, говоря: как мы могли преодолеть такую гору! Преступники же восплачут, говоря: как же мы не могли преодолеть такого   тонкого   волоска!...

  (Сука 52а).

 

7) Для   человека   лучше быть  пристыженным   людьми,    чем своими поступками.

            (Тосефта Таанит, гл. 1, 8).

 

8) В апокрифической мишне сказано: «Искуситель нисходит на землю и обольщает,  потом   восходит   на   небо  и   возбуждает гнев. Он берет разрешение и отнимает душу».   Реш Лакиш прибавляет: Он же сатана, он же демон-искуситель, он же и ангел смерти.

 (Бава Батра 16а).

 

9) Р. Иеhошуа бен Леви, объясняет стих: «И вот закон, который дал43  нам Моисей»
(Второзаконие 4:44) следующим образом: Если человек достоин, то закон бывает для него целебною травою, если же недостоин,   он становится для него ядом.

            (Йома 72б).

 

10) Р. Леви говорил: Сердце и глаз,— это два посредника между человеком   и грехом.   Написано: (Прит. 23,   26)   «Отдай, сын мой, сердце твое Мне, и глаза твои да наблюдают пути Мои» Всесвятой так говорит человеку: если ты посвящаешь Мне сердце твое  и   глаза   твои,   тогда   Я  знаю,  что  ты принадлежишь   Мне.

          (Иерусалимский Талмуд, Йома 1, 16).

 

11) Р. Янай говорит: Кто уступает искушению, тот все равно как бы служил идолам, ибо написано (Пс. 81, 10): «Да не будет в тебе чужого бога и не будешь поклоняться богу   чужеземному».

                                                                                                           (Иерусалимский Талмуд, Недарим).

 

12) Кто поднимает руку на своего ближнего, хотя и не ударил его, считается уже злодеем, ибо написано: (Исход 2:13) «И вышел он (Моисей) на другой день и вот два Еврея, ссорятся, и  сказал он злодею (т. е. обижающему), зачем ты бьешь ближнего своего?».

   (Санhедрин 58б).

 

13) Реш-Лакиш говорит: Человек не совершает преступления прежде, чем на него находит дурь.

                                            (Сота За).

 

14) Реш-Лакиш сказал: Какой смысл имеют слова (Пс. 49:6 ) «Грех стоп моих окружает меня»? Тот, что те грехи, которые кажутся человеку маловажными,   так что он топчет их ногами в мире сем, восстанут против него в судный день в мире будущем.

  (Авода зора 18а).

 

15) Нечестивые    находятся   во   власти   сердец   своих,   как написано: «Безумец, по внушению сердца своего, утверждает, что нет Бога».   Праведные же держат сердца свои   в своей власти, как сказано: (1 Сам. 1:13) «И Анна говорила сердцу своему».

           (Берешит раба 67).

 

16) Учили: «Дабы страх Его был на лицах ваших» (Исход 20:17). Страх на лице означает стыдливость. Далее сказано там: «дабы вы не грешили», оттуда видно: что стыдливость ведет к страху пред грехом. Так и мудрецы говорили: хороший признак в человеке — стыдливость. Другие же прибавляют: стыдливый не скоро согрешит; человек, незнающий чувства стыдливости, предки его наверно не находились при горе Синай44.

     (Недарим, 20а).

 

17) Направляющий других к добру не допускается (свыше) к согрешению, дабы он не попал в ад, в то время, как получившие от него наставление унаследуют царство небесное. Направляющий же других ко злу, не допускается к раскаянию, дабы соблазненные   им  не попали    в ад,   в то   время,    когда   он унаследует царство небесное.

       (Тосефта Йома 4, 11).

 

18) Р. Ами сказал: Искуситель обыкновенно так поступает с человеком: сегодня он говорит ему: делай то, а завтра делай и это, и напоследок он говорит ему: иди служи идолам, и человек идет и делается идолопоклонником.

           (Нида 13б).

 

19) Р. Ицхак говорил: Кто совершает грех втайне — тот все равно как бы вытесняет ноги Вездесущего, ибо написано: (Исаия 66:1) «Небеса престол Мой, а земля — подножие ногам Моим».

    (Кидушин 31а).

 

20) Р. Ицхак говорил: Сначала грех приходит в дом в качестве гостя, но потом он делается в нем хозяином.

           (Берешит 22).

 

21) Р. Шмуэль бар Нахмени, говорит: сказано в Бытии: (1, 8) «И видел Бог, что это хорошо», слова эти относятся к доброму гению; сказанное же далее: «И вот весьма хорошо», относится к злому гению. Вопрос: неужели злой гений может быть «весьма хорошим»? Ответ: если бы не он, человек не строил бы домов, не вступал бы в брак, не рожал бы детей и не промышлял бы. Так и Соломон сказал: (Еккл. 4:4) «И видел я, что всякий труд и всякое искусство происходят от взаимной между людьми зависти».

            (Берешит Раба 9; Экклезиаст-Раба, гл. 3).

 

22) Р. Гуна говорил: Когда человек повторяет какой-нибудь грех два раза, тогда последний начинает казаться ему (как бы) дозволительным.

                  (Кидушин 20а).

 

23) Р. Абун говорит: Кто дает волю страстям своим в молодости, делается рабом их на старости.

          (Берешит раба, 22).

 

24) Рами бар Аба сказал: что означает сказанное в книге Екклесиаста (9:14-15) «Город небольшой и людей в нем немного, и подступил к нему царь великий и обложил его, и произвел против него большие осадные работы. Но нашелся в нем мудрый бедняк и он спас мудростью своею этот город и однако же никто не вспоминал об этом бедном человеке»? «Город небольшой,» — это тело человеческое, «людей в нем немного», — это члены его, «и подступил к нему царь великий и обложил его,» — это злой искуситель, «и произвел против него большие осадные работы», — это грехи, «мудрый бедняк» это—совесть, «и спас он город мудростью своею», то есть покаянием и благотворением «и никто не вспоминал об этом бедном человеке», ибо в разгаре страстей не слышен голос совести.

      (Недарим 32б).

 

25) Р. Иеhошуа бен Леви, говорил: в «Свитке благочестивых»45 нашли следующее изречение: «Если ты оставишь меня (учение) на один день, то я тебя оставлю на два дня». Это изречение объясняется следующим примером. Два человека отправились в путь, один из Тиверии, а другой из Сепфориса. По дороге они сошлись в одной гостинице, и потом разошлись в противоположные стороны. Прошедши каждый по одной миле, они были на расстоянии двух миль друг от друга.

            (Иерусалимский Талмуд, Брахот 9).

 

26) Сын человеческий! Ты должен знать, что жесточайший враг твой в свете, это твой злой помысел, который внедрен в твоих душевных силах и тесно связан с твоим темпераментом. Он участвует в отправлениях твоих телесных и духовных органов, обладает твоими тайнами, советует тебе сообразно со всеми видимыми и невидимыми движениями души твоей. Он стережет твои шаги, чтобы соблазнить тебя; ты спишь, но он бодрствует; ты за ним не уследишь, но он зорко следит за тобою. Он надевает на себя маску дружбы и любви, присоединяется к сонму людей, пользующихся твоим доверием, советников и искренних друзей твоих, и делает вид, что рад исполнять твои желания; но в то же время бросает на тебя свои убийственные стрелы, чтобы искоренить тебя из страны жизни. Самый же сильный его (злого помысла) слуга, ведущий с тобою войну в тайниках души твоей, есть тот, который старается возбудить сомнения в твоих убеждениях, затмить то, что было для тебя ясно, помутить твою душу вредными мыслями и неосновательными доводами. Удалив тебя этим от твоего блага, он начинает колебать твои религиозные убеждения. Но если будешь остерегаться его, противопоставляя ему ратников твоего ума, и обороняясь от стрел его, тогда ты, Божьею помощью, будешь спасен. Если же будешь полагаться на него и следовать его внушениям, тогда он не отстанет, пока не погубит тебя в обоих мирах. А потому ты не должен заниматься другою борьбою, кроме борьбы с пим, и не вооружайся против далекого врага, оставляя в покое того, который неотлучно находится при тебе.

 

27) Рассказывают про одного благочестивого, который, встретившись с воинами, возвращавшимися с богатою добычею из какого то сражения, сказал им: «Вы возвращаетесь из не важной стычки, приготовьтесь к великой битве». На вопрос их, какая это великая битва предстоит нам? он ответил: Это битва со злым искусителем и его воинством. Каков бы враг у тебя ни был, но если ты одолеешь его раз или два, он от тебя отстанет; зная твое превосходство и отчаиваясь в успехе, он отказывается навсегда от борьбы с тобою. Искуситель же не удовольствуется одною или даже сотнею схваток с тобою, все равно победил ли он тебя, или ты его; в первом случае — ты погиб, во втором же он будет подстерегать тебя всю жизнь, как раввины учили: «Не надейся на себя до самой кончины твоей». Он не пренебрегает самыми ничтожными победами над тобою, подготовляя себя этим к одержанию над тобою побед более важных. Поэтому, остерегайся его, не угождай ему ни в чем, считай важной самую ничтожную победу его над тобою, сопротивляйся ему при самых ничтожных случаях, дабы тем приобрести силу противодействовать ему в более важных случаях, ибо желание его погубить тебя не прекратится до тех пор, пока не одержишь над ним верх, как сказано: (Бытие 4:7) «Его влечение к тебе, но ты   можешь господствовать над ним».

             (Ховот hа-Левавот, гл. 5).

 

28) Мир сей относится к миру грядущему, как спящий к бодрствующему. Во сне мы лишены чувства стыда, в противном случае нам не приснилось бы, что совершаем такие гнусные дела, которых мы стыдились бы в бодрствованом состоянии. И это потому, что сны происходят от помышлений, а человек   в своих внутренних помышлениях не стесняется, так как они остаются никому   неизвестными.     Но   кто   богобоязнен   в  душе,    тот   из страха   Божия   никогда  не   имеет   гнусных   помышлений  наяву и, поэтому, не видит их осуществляемыми и во сне.  И так, в мире сем мы, как спящие,   не стыдимся дурных наших поступков, но при нашем пробуждении в будущем мире, мерзость их предстанет нам во всей ее наготе.

        (Сефер Хасидим, 14).

 

29) Грех, совершаемый ученым, не равен греху, совершаемому невеждою и наказанию за него. Это потому, что ученый грехом своим соблазняет других, привыкших подражать его примеру, так что они могут подумать, что бесполезно служить Богу. Таким образом, грех ученого заключает в себе и осквернение святого имени Божия. Неуч же несет  вину только  за   собственный  свой грех и искупляет его своею смертью.

 (Там же).

 

30) Человек обыкновенно так поступает в отношении к Богу: когда Бог удовлетворяет его желанию, тогда он от избытка счастья делается надменным. Когда Всевышний Царь доставляет ему большие богатства, тогда он говорит: «Сила моя, уменье мое приобрело мне это богатство». Когда же он сам запутывается в своей глупости и терпит неудачу, тогда «он озлобляется и злословит Всевышнего Царя своего, Бога своего». Когда Бог предостерегает его, посылая ему болезнь, он пренебрегает этим предостережением. Если же среди бедствий и стесненных обстоятельств ему внезапно представляется счастливый из них исход, или, доведенный до крайности, он обращает мысль свою к Богу, Который снисходит к его мольбе и спасает его, то, как только он почувствует облегчение, сердце его черствеет и он забывает все им прожитое, как будто между ним и смертью заключен договор и преисподняя готовит для него великое спасение, так что он не думает о горестной кончине своей  и не опасается дня,   назначенного  Господом, — дня  беды и наказания.

   (Эвен Бохан 31).

 

31) Мы иногда видим, что грех, совершаемый какою-нибудь личностью, осуждается как преступление, только по тому, что он не согласуется с целями общежития и государства; поступок же сам   по себе может быть   и не преступен,   и виновный наказывается не за самое действие, а только за умысел, с которым оно совершается. Пример: убийца признается    невиновным,   если он совершил  убийство  неумышленно.   Итак,  действие  тогда  только признается преступным, когда оно совершено с умыслом вредить обществу, и в таком только случае определяется наказание, дабы народ,   опасаясь его,  не грешил сознательно.   Но правда   и то, что  для   совершенно  извращенного   поколения   грех   составляет как бы вторую природу,  и все грешат  просто по привычке, не чувствуя даже угрызения совести.

  (Млехет Махшевет, 94).

 

32) Раввины учили, что если даже сознательный грешник входит в синагогу молиться, то его не следует принимать там с заслуженным им презрением, потому что, — говорят они, — в притчах Соломона (6, 29) сказано: «Не презирают вора, если он крадет для утоления души своей, когда он голоден», т.е. не следует презирать грешного, когда он  приходит тайком участвовать в исполнении религиозной обязанности.

        (Маймонид, Киддуш hа-Шем).

 

33) Грех неумышленный оскверняет тело, грех же умышленный оскверняет душу, потому что человек, совершающий преступление ненамеренно и необдуманно, а только случайным образом, может считаться как бы вынужденным к этому; преступление же с заранее обдуманным намерением и есть настоящее осквернение себя.

       (Р. Йошуа Ибн Шоев в проповеди к кн. Исходу).

 


43 Дал передается еврейским словом сам, которое. в подобном же произношении, но несколько иначе писанное, означает также врачебные травы.

44 Во время получения Израильтянами Закона.

45 Сочинение до нас не дошедшее