МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТАЛМУДИСТОВ - К оглавлению

ГЛАВА XIX.

ПОГОВОРКИ И АФОРИЗМЫ.

 

1) Горсть не насыщает льва, а яма не восполняется выкопанной из нее землей. (Брахот Зб).

 

2) Заключенному не освободить самого себя из дома заключения. (Там же 5а, Недарим 7б и Санhедрин 95а).

 

3) У р. Яная говаривали: лев рычит не при корзине соломы, но при корзине мяса. (Брахот 32а; Санhедрин 102а).

 

4) Люди говорят: какова будет дыня, узнается по ее всходу. (Брахот 48а).

 

5) Р. Йоханаан, именем р. Шимона бар Йохаи, говорит: как невозможна рожь без соломы, так невозможно сновидение без пустых вещей. (Там же 55а).

 

6) Дурак не обидчив: дикое мясо не чувствует ланцета. (Шабат 13а).

 

7) Раба говорит: повален вол — точи нож. (Там же 32а).

 

8) Абайя говорит: многократно служанка провинятся, а батог один и тот же является. (Там же).

 

9) Р. Хасда говорит: оставьте пьяного: сам упадет. (Там же).

 

10) Мар-Уква говорит: когда пастух прихрамывает, а козы идут в разброд, тогда за палкой расправа, а за стадом расчет. (Там же).

 

11) Р. Папа говорит: на пороге лавочки много благоприятелей и сострадателей; на пороге бедняка нет ни благоприятелей, ни сострадателей. (Там же).

 

12) Люди говорят: внутри города мое имя, вне города — мое платье. (Там же 145б).

 

13) Р. Йоси бен Киеме, говорит: лучше две (ноги), чем три(костыль). Увы! та, которая ушла, не воротится более. (Там же152а).

 

14) Р. Дими говорит:, молодость венок из роз, старость венок из терниев. (Там же).

 

15) Р. Иеhошуа бен Карха, говорит: украшение лица — борода, радость сердца — жена, наследие Божье — сыновья. (Там же).

 

16) Люди говорят: горшок компанейский ни тепел, ни холоден. (Эрувин 3а; Бава-Батра 24б )[60].

 

17) Р. Хасда говорил: кто подбирает мокрое полено, тому, верно, нужно его место. (Эрувин 40б).

 

18) Р. Дими говорит: бездомная собака семь лет не лает. (Там же 61а).

 

19) Когда прибыл Ула (в Вавилон), то сказал: на западе (в Палестине) ходит пословица: едящий курдюк, прячется на чердак; едящий овощи, на площадях города пребывает. (Псахим 114а).

 

20) Раввины учили: трое, — которым жизнь не в жизнь. Вот они: ожидающий своего пропитания от других, находящийся под началом своей жены и одержимый телесными недугами. (Бейца 32б).

 

21) Уголь, который не жжет во время, больше жечь не будет. (Иер. Бейца 2, 1).

 

22) Раба сказал: люди говорят: денег на хлеб не найдется, на несчастье найдется. (Хагига 5а).

23) Р. Хасда сказал: люди говорят: шестидесятилетняя, как шестилетняя, на звук кимвалов бежит. (Моэд Катан 9б).

 

24) Равина сказал: если сын твоей сестры надзиратель, то берегись, не проходи мимо его на улице. (Йома 38б).

 

25) Абайя говорит: мужик, сделавшись даже царем, корзинки с шеи не снимает. (Мегила 7б).

 

26) Абайя говорит: люди говорят: для лакомого куска кишка всегда пуста. (Там же).

 

27) Р. Кагана говорит: простофиля выскакивает первый. (Там же 12б).

 

28) Р. Шимон бен Элазар, говорит: если старики скажут тебе: разрушай, а молодежь: строй! — то разрушай, а не строй; ибо разрушение стариков есть строение, строение же молодых —разрушение. (Там же 31б).

 

29) Раба говорит: «молодой ученый подобен зернышку под землей: коль скоро начнет расти — уж разрастется.» (Таанит 4а).

 

30) «Все дни бедного злосчастны» (Прит. Сол.15, 15). Сын Сираха говорит: также и ночи. Ниже всех крыш — его крыша, выше всех виноградников — его виноградник; дождь со всех крыш льется на его крышу, земля его виноградника сыплется в другие виноградники. (Кетубот 110б).

 

31) (Р. Меир) сказал: сновидения не помогают и не вредят. (Гитин 52а; Санhедрин 30а Горайот 13б).

 

32) Есть восемь вещей, в которых излишество несносно, а умеренность приятна: путешествие, совокупление, богатство, труд, вино, сон, теплая вода и кровопускание. (Гитин 70а).

 

33) Иди! иди! говорим мы назорею, кругом, кругом, к винограднику не подходи! (Недарим 17а).

 

34) Следующие четверо все равно что мертвые: бедняк, прокаженный, слепой и бездетный. (Там же 14а).

 

35) Когда пастух сердит на свое стадо, то дает ему в путеводители слепого козла. (Бава-Кама 52а).

 

36) Врач бесплатный платы не стоит. (Там же 85а).

 

37) Дальний врач — слепой глаз. (Там же).

 

38) За нищим нищета ходит. (Там же 92а).

 

39) Шестьдесят скороходов не догонят того, кто утром позавтракал. (Там же 92б).

 

40) Товарищи величают тебя ослом, укрась хребет свой седлом. (Там же).

 

41) О собственном изъяне сам заяви заранее. (Там же).

 

42) Ходит утка понурив голову, а глаза блуждают кругом. (Там же).

 

43) Шестьдесят болезней постигают того, кто слышит жевание товарища и сам не ест. (Там же).

 

44) Вино хозяйское, а спасибо достается виночерпию. (Там же).

 

45) Голодная собака помет61 свой поглощает. (Там же).

 

46) Плохая пальма ютится между бесплодными деревьями. (Там же).

 

47) В колодезь, из которого ты воду пьешь, не бросай грязи. (Там же).

 

48) Когда мы были малы, мы рады были быть взрослыми; когда же состарились, рады были бы быть детьми. (Там же).

 

49) Р. Папа сказал: люди говорят: ячмень кончается в кувшине, раздор стучится в дверь. (Бава Меция 59а).

 

50) Там62 говорят: на месте, где хозяин вешает свое оружие, презренный пастух вешает свою суму. (Там же 89б, Санhедрин 103а )63.

 

51) Человек не грешит без пользы для себя. (Бава Меция 80а).

 

52) Ула сказал: люди говорят: в пустой кружке полушка — большая болтушка. (Там же 86а).

 

53) Абайя сказал: люди говорят: поднялся день — поднялся больной64. (Бава Батра 16б).

 

54) Книжник не воин, а воин не книжник. (Авода Зара 12б),

 

55) Р. Иди говорит: у женщины ее оружие на ней же. (Там же 25б).

 

56) Кто-то имел поговорку: для честного и семь подкопов — ничего; для злодея одного достаточно. (Санhедрин 7а).

 

57) Кто-то имел поговорку: судом отняли у тебя одежду — ты песни распевай65, своею дорогой ступай. (Там же).

 

58) Кто-то имел поговорку: когда любовь наша была сильна, мы на острие меча лежали; теперь, когда не сильна наша любовь, кровать в шестьдесят аршин недостаточна для нас. (Там же).

 

59) Когда вору нечего воровать, он выдает себя за честного. (Там же 22а).

 

60) Ложные свидетели у своих же нанимателей в презрении. (Там же 29а).

 

61) Для пустых вещей нет памяти у людей. (Там же).

 

62) Люди говорят: из того же самого леса66 вышло деревцо для топорища. (Там же 39б).

 

63) Р. Абба сказал: люди говорят: мирт и среди терния миртом остается, миртом и прозывается. (Там же 44а).

 

64) Р. Папа сказал: люди говорят: нередко старые верблюды кожей верблюжат навьючены. (Там же 52а).

 

65) Р. Папа сказал: люди говорят: суд отсроченный — суд уничтоженный. (Там же 95а).

 

66) Р. Папа сказал: люди говорят: кто воздает мщением, разрушает дом свой. (Там же 102б).

 

67) Р. Папа сказал: люди говорят: кошка и крыса пируют на счет злополучного. (Там же 105а).

 

68) Р. Симеон, с. Трифона, говорит: подойди к раздушенному и сам станешь душистым. (Швуот 47б),

 

69) Один говорит: каков представитель, таково поколение; другой говорит: каково поколение, таков представитель. (Арахин 17а).

70) Хизкия сказал: люди говорят: старик в доме — беда в доме; старуха в доме — сокровище в доме. (Там же 19а).

 

71) Р. Хидка сказал: люби «авось» и ненавидь «что в том?» (Дерех-Эрец Зута гл. I).

 

72) Р. Леви сказал: пословица говорит: двери, не отпирающиеся для бедняка, отопрутся для врача. (Песнь Песней Раба.6).

 

73) Деревья тихо горят, тернии же с шумом трещат, как бы говоря: мы мол тоже деревья. (Экклезиаст Раба 7).

 

74) Пословица говорит: кого ужалила змея, — тому и лента страшна. (Там же).

 

75) Не тот умен, кто умеет отличать добро от зла, а тот, кто умеет из двух зол выбирать меньшее.

 

76) Оплошность знатного соразмеряется с его знатностью.

 

77) За кем нет личных заслуг, тому не помогут заслуги других.

 

78) Не достигнешь того, что любишь, если не снесешь того, что ненавидишь.

 

79) Смирение—лестница к славе.

 

80) Иное зло, в сравнении с другим, есть добро.

 

81) Нет лучшего богатства, чем здоровье.

 

82) Раб страстей гораздо ниже, чем раб службы. (Р. Иеhуда Ал-харизи, Мишле Хахамим).

 

83) Кто говорит больше, чем знает, слова того против него; кто больше знает, чем говорит, слова того за него. (Р. Иеhуда hа-Хасид, Сефер Хасидим, 38).

 

84) Признак ума — молчание. Прежде, чем выскажусь, я властен над моим словом; но когда слово выйдет из моих уст, оно властно надо мной. (Там же 86).

 

85) Трое узнаются в трех случаях: смиренный — в гневе, герой — на войне, друг в нужде. (Там же 184).

 

86) Не завидуй тому, кто выше тебя, не презирай того, кто ниже тебя. (Там же 287).

 

87) Ложись без ужина, и встань без долгов. (Р. Иеhуда Ибн Табон, Игерет hа-мусар).

 

88) Книги — свидетели, ученые — судьи, исследующие их показание. (Р. Исаак Латиф в Рав-пеалим).

 

89) Крепость человека в его уме, мощь его — в честных поступках, а сила его — в побуждении своих страстей. (Р. Шем-тов Палакера, сефер hа-Мевакеш).

 

90) Не смотри на высших тебя, но на низших. (Рогия, Орхот Хаим).

 

91) Сметливость умному столь же присуща, как чувствительность живому. (Р. Исаак Арама, Акедат Ицхак 101).

 

92) Нет радости, в которой бы не было примеси печали, и нет раскаяния, которое оказалось бы совершенно бесполезным. (Р. Бецалел Ашкенази, Шита Мекубецет к Бава Меция гл. 4).

 

93) Довольный своим уделом есть человек свободный; свободный человек становится рабом, когда он не доволен тем, что имеет.

 

94) Человек преследует и бывает преследуем: преследует то, чего не достигает, бывает преследуем тем, что неизбежно.

 

95) Когда Бог гневается на людей, Он дает богатство злым и скрягам; когда же Он благоволит к ним — Он дает богатство мягкосердым и добрым.

 

96) Душа нуждается в морали, как земля в дожде.

 

97) Добрый отдает свою жизнь и врагам своим, а скряга прячет свое богатство даже от друзей своих.

 

98) Как в сообществе добрых нравы улучшаются, так в сообществе злых они портятся.

 

99) Когда обстоятельства не благоприятствуют, то тысячи друзей не защитят тебя, а когда они благоприятствуют, то тысяча врагов не повредят тебе.

 

100) Если желаешь избегать забот, то вообрази себе, что вся жизнь — общий убыток; тогда, если что-нибудь попадется тебе в руки, оно будет для тебя настоящею находкою.

 

101) Если благ сей жизни, к которым ты стремишься, ты так мало достиг, то сколько же получишь из благ жизни грядущей, к которым вовсе не стремишься?

 

102) Человек без друга — все равно, что левая рука без правой.

 

103) Спросили у одного мудреца: кого ты больше любишь: своего брата или своего друга? Он ответил: я не полюблю своего брата, пока он не сделается моим другом. (Р. Илия б. Шалом-Авраам, Шевет Мусар).

 

104) Страсти в сердце человека — тоже, что буря на море: стихает буря и корабли текут плавно; улягутся страсти — и грехов не станет. (Сатнов, Мишле Асаф ч. I гл. 12 ст. 14 и 15).

 

105) Должник — раб при получении займа, а заимодавец — при взыскании его. (Там же 13 и 14).

 

106) Смерть умного вызывает семидневный траур, а жизнь глупого — вечный. (Там же 14, 16).

 

107) Звери лесные живут врознь, а благо человека жить в обществе. (Там же 23, 2).

 

108) На почве анализа растет правда, знание — отпрыск созерцания. (Там же 28, 21).

 

109) Угождай всякому, как для него лучше: человек упал в реку — вытащи его на берег; рыбу выбросило на берег, брось ее в реку. (Там же 29, 11).

 

110) Многие хвалят добро, но не многие знают, что для людей добро. (Там же 33, 18).

 

111) Будь самому себе слугой в молодости, дабы ты пользовался свободой в старости. (Там же 36, 10).

 

112) Не старайся делать товарищу добро, которое он считает злом. Пей свое вино, наслаждайся его вкусом, но дай товарищу наслаждаться водой, хотя бы она показалась тебе горькой. (Там же 31, 11).

 

113) Если дитя наслаждается орехами, то не возбуждай в нем желания к высшим наслаждениям, ибо высших наслаждений оно не достигнет, а орехи не будут доставлять ему более удовольствия; таким образом жизнь его станет безутешной. (Там же 47, 22—23).

 

114) Слова умного изобилуют мыслями, а мысли глупого словами. (Там же 51, 12).

 

115) Слова благоразумного — обильный дождь, уши слушателей — засеянное поле. (Там же 59, 1).

 

116) Легче владеть другим, чем владеть собой. (Там же 60, 23).

 

117) Радуйся, но не смейся; заботься, но не грусти. (Там же 79, 8).


60 В последнем месте говорит это р. Кагана.

61 По др. камни.

62 В Палестине.

63 В последнем месте говорит это р. Папа словами: люди говорят

64 Т. е. днем болезнь становится легче.

65 Потому что освободился от ответственности.

66 Которым рубят.