Материалы для предлежащего «Свода религиозно - нравственных поучений» доставляла побиблейская еврейская литература, обнимающая собой период времени в 21 столетие, с III века до н.э. до начала 19 века. Книги Св. писания, как общеизвестные и общедоступные, не вошли в каталог наших источников. Побиблейская литература евреев распадается на 2 главные эпохи. К первой принадлежат произведения литературы талмудической, с начала её возникновения, в III столетии до н.э., до заключения Талмуда Вавилонского, в исходе V или начале VI столетия н.э; вторую же эпоху образуют произведения раввинской литературы от времени заключения Талмуда до наших времен.
Талмудическая литература сама по себе состоит из двух главных частей: из Мишны и Гемары.
Мишна есть свод законоположений (галахот),
основанных, главнейшим образом, на Моисеевом уставе, частью же на древних
преданиях и установившихся в народе обычаях. Галахот первоначально
преподавались устно и переходили из рода в род преемственно; и хотя были тогда
уже писанные сборники галахот— так называемые секретные свитки (мегиллот
сетарим) — но публикация их была запрещена. Первые попытки к кодификации
галахот сделаны в I веке н.э.
р. Акибой, З. Элиэзером бен-Иакова, и другими; собственный же собиратель и
редактор Мишны, давший ей тот вид, в котором она дошла до нас,— это Р. Иеhуда
ганаси (патриарх), прозываемый обыкновенно Рабби, в началe III
века. Мишна, по внeшней формe, разделяется на 6 отделов (седарим), отделы
делятся на трактаты (масехтот), трактаты на главы (пераким), а главы на статьи
(мишнаиот). Шесть отделов Мишны по имени и содержанью их, суть:
1. Зераим, содержит постановления о молитвах и славословиях и законы, имеющие отношение к земледелию. Этот отдел состоит из 11 трактатов.
2. Моэд, о праздниках, имеет 12 трактатов.
3. Нашим, о семейном праве—7 трактатов.
4. Незикин, судебный устав, гражданский и уголовный,—10 трактатов.
5. Кодешим, о святых дарах,—11 трактатов.
6. Тогарот, об очищениях , или устав санитарный — 12 трактатов.
Ученые, упоминаемые в Мишнe или в других книгах соответствующей эпохи, именуются таннаим, в ед. ч. танна. И так танна означает у нас ученого 1-го периода талмудической эпохи, до поколения Рабби включительно, т. е. до начала 2-й четверти III века н.э.
кроме Мишны, к произведениям этой эпохи принадлежат:
a. Сифра, или Торат Коханим, т. е. устав о священниках и галахический комментарий к кн. Левит, приписывается р. Иегудe бен Илаи, во II веке.
b. Сифри, такой же комментарий к 4-ой и 5-ой книгам Моисеевым, приписывается р. Симону б. Иохаи, во II веке.
c. Мехилта, подобный же комментарий к Исходу. В эту книгу вошли вставки и дополнения из позднейшей эпохи; основная же часть книги приписывается р. Ишмаэлю б. Элиша, во II веке.
d. Тосефта, т. е. дополнение. Так как по окончании редакции Мишны остались решения и изречения древних учителей (мишнаиот), не вошедшие в свод Мишны, то младшие современники Рабби, р. Хия, р. Осия и Бар-Каппара, собрав эти мишнаиот, составили из них, по системе Мишны и в дополнение к ней, особый свод под названием Тосефта. Этот добавочной свод, названный иначе Барайта (по халдейски: внешняя, не включенная) т. е. апокрифическая Мишна, составлен в половине III в.
Гемара есть дальнейшая разработка и обширнейшее объяснение Мишны. Гемара вместе с Мишной составляют Талмуд.
Талмуд есть двоякий: иерусалимский и вавилонский. Первый составлен в Палестине. Основание его положено р. Йоханааном в. Тивериадe (ум. в 278 г.), который и считается редактором Иерусалимского Талмуда, хотя дальнейшая разработка этого Талмуда продолжалась учениками его в продолжение нескольких поколений, до 370 г. приблизительно. Иерусалимский Талмуд не так тщательно обработан и не так употребителен у евреев, как Вавилонский. Вавилонская Гемара1, наподобие иерусалимской, составляет также объяснение Мишны, но в более обширном и в более разработанном видe. Главным материалом к вавилонской Гемарe служили пояснения и решения того же р. Йоханаана и его современников. Дальнейшая разработка этого материала шла в академиях (иешибот) Вавилонии у последующих за ними ученых. Собрал же Талмуд вавилонский и привел в настоящий его вид р. Аше (ум. 427 г.) при содействии Раввины, а за ним Мар-бар-рав-Аше (ум. 467)2 — Вавилонская Гемара имеется только к 4 отделам Мишны (2, З, 4 и 5), к одному трактату 1-го и к одному же 6-го отдела. Всего имеются Гемары к 36 трактатам, счетом 309 глав и 2744 листа, in folio3.—Ученые, участвовавшие в составлении Гемары, именуются амораим, в ед. ч. амора. И так, амора означает ученого 2-го периода талмудической эпохи, жившего в промежуток времени от половины III до конца V-го столетия.
Талмуд, по содержанью своему, состоит из двух главных составных частей, а именно: из галахи (юридической части) и агады (экзегетически-легендарной части). В самом Талмуде главное место занимает галаха, по практической важности ее; агада же остается, как беллетристика на втором плане. Но существуют особые сборники, исключительно агадического содержания. Их называют Мидрашим.
Слово мидраш означает исследование, разъяснение. Уже в св. писании упоминается (II Паралип. 13, 32) «Мидраш (исследования) пророка Иддо» (и там же 24, 27) «Мидраш (толкование) книги царей». В последнее время существования 2-го храма иерусалимского и за тем в эпоху талмудическую, ученые имели обыкновение по праздникам читать в синагоге нравоучительные проповеди или публичные лекции на темы из св. писания, По духу тогдашнего времени, такие лекции или проповеди наполнялись параболами и легендами, а стихи св. писания истолковывались не по простому объективному смыслу (пшат), а иносказательно, со внесением разных аллегорий и умозрительных суждений (драш). Сборники таких проповедей, составленные для народного чтения называются Мидрашим. Они составлялись различными лицами в разные времена, далеко за талмудическую эпоху. У нас мидрашим включены в талмудическую литературу, как сродные ей по содержанью и в главных частях своих принадлежащие ученым прежней эпохи4.
К раввинской литературе, в тесном смысле этого названия, относим мы все сочинения, составленные по заключении Талмуда, как в период гаоним5 так и во время наступившего после того периода раввинов. Литературные произведения этой эпохи отличаются от произведений эпохи талмудической не одним временем возникновения, но и характером содержания и образом изложения. В них схоластическая форма первой эпохи заметно исчезает; кругозор авторов расширяется, речь их становится менее своеобразной и фрагментарной; она делается более складной и начинает течь правильной и обширной струею.6 Из среды авторов этой эпохи выдаются ученые евреи Пиренейского полуострова и отчасти смежной с ним южной Франции, имевшие случай близко познакомиться с арабской, а посредством арабов и с греческой философией, и проникнуться её духом.
Почти лишним считаем в заключение заметить, что поименованными в нашем сборнике сочинениями далеко не исчерпана богатая литература евреев за последние два тысячелетия. Мы воспользовались только частью произведений первейших мастеров, которые, в силу своего авторитета, решительным образом повлияли и отчасти продолжают еще влиять на характер и мировоззрение еврейского племени.
Для более удобного обозрения и ознакомления с источниками прилагается: а) алфавитный список упоминаемых в I т. сборника авторов, ученых и исторических лиц, с хронологическими, отчасти и биографическими о них сведениями, и б) библиографический список книг, бывших в употреблении при составлении этого тома. Дополнительные списки, подобного же рода, будут прилагаемы и к следующим томам.
1 Текст Мишны одинаков в обоих талмудах; разница между ними, только в Гемарe.
2 Другие относят заключение вавилонского Талмуда к 505 году.
3 Все издания талмуда сохраняют одно и тоже количество и распределение листов, так как цитаты из талмуда делаются по листам и страницам. При таких цитатах у нас цифра означает лист, а литера—страницу.
4 Подробное исчисление приводимых в нашем сборнике мидрашим см. в библиографическом списке.
5 Этим титулом назывались главы талмудических академий в Вавилонии, во все время их существования по заключении Талмуда, до смерти последнего гаона р. Гаи в 1038 г.
6 В нашем сборнике произведения той и другой эпохи отделены знаком трех звездочек.