МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТАЛМУДИСТОВ - К оглавлению

ГЛАВА VI.

О ПРАВДЕ, ВЕРНОСТИ И ЧЕСТНОСТИ.

 

1) «И угодное пред очами Его будешь делать» (Исход 15, 26), сказано о торговле, и отсюда заключаем, что кто честно ведет свою торговлю — приятен людям, и о нем можно сказать, что он исполнил все, что предписано торой.

(Мехилта отд. Бешалах, стих Ваиса I).

 

2) Какой прямой путь человек должен выбрать себе? Некоторые говорят — держаться крайней честности, ибо сказано (Пс. 101, 6): «Глаза Мои обращены на верных земли, чтобы они пребывали со Мною».

(Тамид 28а).

 

3) Р. Амии сказал: дожди падают только ради честных людей, ибо сказано (Пс. 85, 12): «Когда истина из земли возникает, тогда милость с небес выглядывает».

(Таанит 8а).

 

4) Рава сказал: ученый, наружность которого обманчива, не может считаться ученым.

(Йома 53б).

 

5) «И говорящий правду в сердце своем» (Пс. XV, 2) подобно р. Сафре21.

(Макот 24а; Бава Батра 88а).

 

6) Рава сказал: я обыкновенно думал, что нет правды на свете, но один из ученых имя которого р. Тавиус, а по другим р. Тавиуми, раз выразился предо мною: если б дали мне все сокровища мира, я не изменил бы моему слову. Раз случилось мне быть в одном месте, по имени «Кушта» (Правда); там никто не изменяет своему слову, и никто не умирает преждевременно. Я там женился и прижил с моей женою двух сыновей. Раз, когда жена моя сидела и чесала себе голову, пришла соседка и постучалась в дверь. Думая, что неприлично, чтобы застали жену в таком положении, я сказал, что жены нет дома, — и мои оба сына умерли. Тогда пришли ко мне жители этого места и спросили меня: что такое случилось? Я им рассказал, как дело было; тогда они сказали мне: просим тебя, убирайся из нашего города, дабы не накликать на жителей ангела смерти.

(Санhедрин, 97а).

 

7) «По паре, по паре вошли они к Ною» (Бытие 7, 9). Пришла Ложь и хотела тоже войти, но Ной сказал ей: ты не можешь войти, нока не найдешь себе пары. Та ушла и встретилась с Адом.

—         «Откуда ты?» спросил ее последний.

—         «От Ноя», ответила та, «хотела войти в ковчег, но он не пустил меня, говоря: если есть у тебя пара, то можешь войти; а что, не хочешь ли быть со мною парой?»

—         «А что дашь мне за то?» спросил Ад.

—         «Сделаем между собою уговор, что все, что я заработаю, ты возьмешь себе».

Таким образом состоялось между ними условие, что все, что Ложь заработает, Ад возьмет себе, и они оба вошли в ковчег. По выходе из ковчега Ложь стала зарабатывать, а Ад забирать. Первая заметила ему: ведь все это — мои заработки. «Но разве мы не условились», ответил ей Ад, «что все, что ты заработаешь, я могу взять себе?». Это заставило ее замолчать. Вот почему сказано (Пс. 7, 15): «Зачал неправду и родил ложь».

(Ялкут, отд. Ной § 56).

 

8) Абба-Хилькия был внук Хони ha-Меагеля. Когда нуждались в дожде, то обыкновенно отправляли к нему ученых, чтобы он помолился, вследствие чего и падал дождь. Раз страна нуждалась в дожде, и ученые отправили к нему двоих от себя, чтобы он помолился о дожде. Те отправились к нему на дом, но не нашли его там; пошли они в лес и застали его оравшим землю. Они поздоровались с ним, но он не обернулся к ним. Вечером собрал он щепок, и взял щепки и топор под одну мышку, а хитон под другую. Во всю дорогу не надевал он своих башмаков, и надел их когда подошел к речке; когда подошел к тернистому месту, то поднял свой хитон. Когда он вошел в город, вышла к нему жена на встречу разряженной; когда подошел к дому своему, то жена его вошла первая, потом он, а после ученые. Он сел ужинать и разделил ужин между детьми так: старшему дал одну порцию, а младшему — две. Потом сказал жене своей: знаю, что ученые пришли по поводу дождя; пойдем наверх и помолимся, авось, Господь Бог умилостивится и пошлет дождь, и мы избегнем благодарности. Он стал в одном углу, а она в другом, и появилась туча прежде со стороны того угла, в котором стояла его жена. Сошедши вниз, он спросил ученых: чему я обязан приходу ученых?

—         Ученые, отвечали они, послали нас к тебе, сударь, чтобы ты помолился о дожде.

—         Благословен Вездесущий, — сказал он, — что не дал вам нуждаться в Аббе-Хилькии.

—         Знаем, — возразили они, — что дождь по милости твоей падает; но благоволи объяснить нам то, что удивляет нас: почему, когда мы поздоровались с тобою, ты и не обернулся к нам?

—         Я был поденщиком, и потому подумал, что мне некогда.

—         Почему взял ты щепки под одну мышку, а хитон под другую?

—         Потому что хитон был взят мною на прокат; на одно был взят, а на другое нет.

—         Почему во всю дорогу ты не надевал своих башмаков, подходя же к речке, надел их?

—         Потому что, что на дороге я вижу, а что в воде не вижу.

—         Почему поднял ты свои одежды, когда пошел к тернистому месту?

—         Потому что израненное тело излечимо, а разорванное платье непоправимо.

—         Почему, когда ты вошел в город, вышла к тебе жена разряженной?

—         Для того, чтобы я не смотрел на жену другого.

—         Почему вошла жена первая, потом ты, а после мы?

—         Потому, что вы мне незнакомы.

—         Почему, когда ты сел ужинать, ты не попросил нас ужинать?

—         Потому, что ужин был скудный, и я не хотел получить от ученых незаслуженной благодарности.

—         Почему дал ты старшему сыну одну порцию, а младшему две порции?

—         Потому, что первый постоянно дома, а последний ходит в училище.

—         Почему появилась туча прежде с той стороны, где стояла твоя жена?

—         Потому что жена моя, находясь постоянно дома, кормит бедных и скорее удовлетворяет их потребностям.

(Таанит 23а).

 

9) Р. Пинхас бен Яир жил в одном городе на юге22. Раз, какие-то люди, приехавшие туда на заработки, положили у него на сохранение две саты ячменя, которые забыли и уехали. Что же сделал р. Пинхас? Он засеял ячмень, собрал его с поля и положил в гумно. Так делал он каждый год. По истечении семи лет пришли те самые простолюдины и потребовали своего ячменя. Р. Пинхас тотчас узнал их, повел на гумно и сказал: берите себе свое богатство.

(Дварим-раба 3; Иерусалимский Талмуд,  Демай 1, 2).

 

10) В то время, когда р. Самуил бен Сусартия прибыл в Рим, царица потеряла свои драгоценности и он нашел их. Объявлено было по империи: «кто возвратит потерю в течении тридцати дней, получит столько-то вознаграждения, после же тридцати дней, будет обезглавлен». Во все продолжение тридцати дней он не возвращал; по истечении же оных возвратил.

—         Тебя не было в империи? спросила его царица.

—         Нет, я был, — ответил он.

—         Или не слышал ты о том, что было объявлено?

—         Слышал, — отвечал он.

—         Что было объявлено?

—         Кто возвратит в течении тридцати дней, получит столько-то в вознаграждение, по истечении же тридцати дней, он будет обезглавлен.

—         Если так, то почему же ты не возвратил в течении тридцати дней?

—         Дабы показать, что я сделал это не из страха пред тобою, а из страха перед Богом.

—         Да будет благословен Бог Иудеев! сказала она.

(Иерусалимский Талмуд, Трактат Бава-Меция 2, 2).

 

11) Будь верен каждому человеку и не разглашай его тайны, когда ты с ним в ссоре, — тем более, когда живешь с ним в мире.

(Завещание Р. Элиэзера Великого).

 

12) Получивший что-нибудь на сохранение от кого-либо, должен делать все возможное в пользу предмета, порученного его хранению.

(Сефер Хасидим 1076).

 

13) Будьте верны каждому и тайны другого не разглашайте, ибо крайне гнусно открывать тайну, которую ближний открыл вам, живя с вами в мире. Даже то, что говорят в вашем присутствии и не под секретом, храните в глубине сердца вашего. Если слышите что-нибудь известное вам от другого, то не говорите: я уже давно слышал об этом. Не любопытствуйте знать сокровенные дела другого и то, что скрывают от вас. А потому не вскрывайте запечатанного письма другого, чтобы прочитать его, даже если на оболочке его и нет слова «херим».

(Йеш-Нохлин 36).

 

14) Не следует человеку легко относиться к порученной ему на хранение вещи, а равно и доверять эту обязанность другому, уже по тому одному, что веритель оказал ему доверие и предоставил ему власть, а он платит ему злом за добро. Наоборот, по правилам благодарности, следует ему по возможности тщательнее хранить порученную ему вещь.

(Ральбаг в комментарии на Тору, стр. 47).

 

15) Обещавшийся хоть словом оказать кому-либо какое-нибудь одолжение, услугу, или поднести ему подарок, обязан быть верным своему слову. Под подарком же, о котором здесь идет речь, подразумевается подарок незначительный, на который получатель, при обещании, рассчитывал; при обещании же значительного подарка, неисполнение слова не считается изменою, так как получатель вовсе не рассчитывал на получение подобного подарка, разве только в обмен чего-либо другого.

(Шла Тр. Хулин).

 

16) Во всех своих делах человек должен соблюдать секрет, никому не открывая ни своих собственных, ни чужих тайн, ему вверенных. Так, один мудрец сказал: тайна твоя — узник твой; открыв ее, ты делаешься ее узником. Далее: не открывай другу твоему того, что ты скрываешь от недруга твоего, если ты после неоднократных опытов еще не убедился, что он тебе друг верный, дабы, поссорившись с тобою, он не разгласил твоей тайны. Не любопытствуйте знать тайны других; в подтверждение этого правила автор «Мивхар hа-Иньяним» приводит следующий рассказ: «Некто открыл что-то своему другу, а потом спросил его: понял ли ты?» «Да», отвечал он ему, «понял, но забыл». Человек должен относительно тайн других быть немым, точно он совершенно не слышал о них, и тем заслужит название: «верный, хранящий тайну» (Притчи 11,13).

(Шла отд. о буквах, буква «Нун»).

 

17) Кто не держит своего слова, тот привыкает лгать, а кто привыкает лгать, тот дойдет, наконец, до лжесвидетельства. Тоже самое сказал Соломон Мудрый (Притчи 6, 19; 14. 5): «Говорящий неправду — лжесвидетель». Неправдой человек оскверняет свои уста — орган устроенный у человека для того, чтобы говорить о славе Божией; в этом смысле и сказано (Левит 22, 31): «Не оскверняй имени Моего святого».

(Р. Бахия в кн. Кад  hа-Кемах, ст. о верности).

 

18) Правда и справедливость суть украшения души и доставляют телу силу, спокойствие и победу. Я не нашел лучшего средства для смягчения сердца, как соединение правды со справедливостью.

(Завещание Маймонида).

 

19) Нет более знатного происхождения, чем благонравие, и нет лучшего наследства, чем честность.

(Там же).

 

20)       Честность доставила мне вход в такое место, в которое не ввели бы меня даже родственники мои, и сделала меня наследником того, чего не наследовал бы я даже от родителей, и дала мне власть над высшими и лучшими меня, и я принес пользу себе и другим. Поэтому руководитесь ею (честностью) даже в тех случаях, на которые нет особенного предостережения в Торе. Живите честно и скромно; не прикасайтесь к чужому — ни к малому, ни к великому, и не отведывайте ничего из того, что не ваше; избегайте того, чего принадлежность вам сомнительна, считайте это принадлежностью другого. Знайте, что отведывание из сомнительно-вашей собственности приводит к пользованию положительно не вашею, — малое доводит до великого и скрытое — до открытого, и человека считают, наконец, грабителем, лжецом и вором.

(Там же).

 

21) Сношения ученого  с людьми должны быть основаны на правде и справедливости. Он должен говорить «нет», где следует отрицать, и — «да», где следует утверждать. Он должен быть строг к себе при расчетах; заняв что-нибудь у другого, он должен возвращать с излишком; должен платить за покупку исправно и безотлагательно — не входить в поруки, в подряды и не принимать на себя чужих дел по доверенности, — связывать себя обязательствами в делах торговых даже там, где закон не связывает его, дабы он был верен своему слову и не изменил ему. Если же судом присудили ему что-нибудь от других, то он пусть медлит взысканием и даже вовсе прощает. Пусть не посягает на ремесло ближнего и вообще никогда не причиняет неприятностей кому бы то ни было. Одним словом: он должен быть из преследуемых, но не из преследующих, — из оскорбляемых, но не из оскорбляющих. О человеке, поступающем таким и подобным образом, сказано (Исаия 49, 3): «И сказал Он мне: ты раб Мой, Израиль, которым Я горжусь».

(Маймонид Гилхот Деот глава 5, § 13).

 

22) Вам следует знать, что мир зиждется на истине, как мы читаем в первом отделе Авот: Р. Шимон бен Гамлиэль, сказал: на трех вещах держится мир: на правосудии, истине и мире. Но известно, что где мир существует, там не нуждаются в правосудии; а так как существование мира зависит от существования истины, то все названные основы сосредоточиваются в одной истине, и она, поэтому, стоит между ними в середине. Истиной мир сотворен; имя Бога «Истина», как сказано (Иеремии 10, 10): «И Господь Бог — истина»; и Тора названа истиной, как - сказано (Пс. 119, 142): «И Тора Твоя — истина».

(Менорат hа-Маор, нер 2, § 2 часть 1, отд. 1).

 

23) Если кто, по ошибке, заработал нечестным образом грош, то он не должен смешивать его с остальными своими деньгами, чтобы честно заработанных денег не постигла участь нечестно заработанных.

(Сефер Хасидим 398).

 

24) Раз, некто, занимавшийся торой только по субботам, за недосугом в будние дни, просил одного мудреца указать ему такой образ действия, который, по важности своей, вел бы его к будущей жизни. Мудрец сказал: торгуй честно со всяким; соблюдай, чтобы перевес (при отвешивании товара) находился на стороне ближнего, а не на твоей; обходись со всяким дружелюбно и правдиво; не будь придирчив к ближнему твоему; ничего не давай другому в кредит, чтобы тебе не приходилось потом тягаться с ним; равным образом и ты сам не бери в кредит; не пользуйся деньгами другого по окончании срока, ибо тот за это время мог бы заработать этими деньгами столько же, сколько ты заработал ими; в противном случае ты ограбил его на этот заработок, даже если ты и просил его обождать, пока у тебя будут деньги. Если исполнишь все это то да будет мой удел подобен твоему.

(Там же 395).

 

25) Подобно тому, как ты должен вести себя честно с евреем, ты должен вести себя и с иноверцем; если иноверец ошибся в расчете и передал тебе, ты должен возвратить ему, дабы имя Бога не осквернялось чрез тебя; если у тебя в обороте чужие деньги, то не давай милостыни: может быть, потом нечем будет тебе уплатить.

(Там же).

 

26) Торгующий должен быть далек от обмана, грабежа, лишнего процента, присяги и неверных мер как для твердых, так и для жидких тел; не должен быть в товариществе с обманщиком, любящим тягаться, и алчным; не должен досадовать, видя как его ближние богатеют; если он понес убыток, то не должен огорчаться, а только думать, что это к его благу и выкуп за его душу; если он разбогател, то не должен отказываться от десятины, милостыни, обета и подаяния, ибо, благодаря этой щедрости, остаток его богатства сохранится у него на долго и чрез эту убыль увеличится его имущество; он не должен чересчур радоваться своему богатству и полагаться на него, ибо не известно, сохранится ли оно у него или нет, и потому если он потеряет свой капитал, не надеясь на него, то не должен огорчаться потерею, а оправдывать Бога словами Иова: «Бог дал, и Бог взял, да будет имя Господне благословлено».

(Сефер hа-Яшар, стр. 36).

 

27) Старайтесь исполнять ваши работы добросовестно; равно и все действия ваши, как духовные, так и физические, должны быть совершаемы честно и справедливо, дабы вы были благословлены Богом и людьми, ибо мы находим, что поступающий нечестно бывает проклинаем, как сказано (Иеремия 48, 10): «Да будет проклят тот, кто совершает дело Господне лукаво». Что же ведет к честности? Во-первых, человек должен уповать на Бога, не бояться ничего, быть довольным всеми решениями Создателя и предать Ему всецело как себя, так и все принадлежащее ему, — -тогда все, что он ни сделает, будет честно и справедливо; он не будет стремиться скоро разбогатеть, а будет во всех делах своих уповать на Бога, как сказано (Пс. 37,3): «Уповай на Бога, и делай добро», и все, что ни обещает, он по возможности исполнит.

Следствием такого похвального нрава будет честность, как в его мере, так и в его весах. А один мудрец сказал: «Плод честности — богатство, а плод обмана — нищета и нужда». Поэтому человек должен соблюдать честность даже в маловажных делах. Если же кто скажет, что человек обязан быть честным только относительно слова, а не относительно мысли, то сказано (Пс. 15, 2): «Поступающий непорочно, творящий правду и говорящий истину в сердце своем».

(Маалот hа-Мидот 75).

 

28) Хотя, как известно, не все открытые воры, т. е. не все берут прямо из чужого кармана, однако ж, большая часть людей не совсем чиста от воровства в делах торговли, позволяя себе пользоваться убытком ближнего, и называя последний своим заработком. Но в действительности много запрещений сделано на случай грабежа: «не кради, не обижай, не грабь; не отпирайтесь, не лгите, не обманывайте друг друга; не нарушай межи ближнего твоего». Все эти отдельные запрещения заключают в себе все возможные дела и проделки, могущие совершаться в области торговли, ибо не только дело, несправедливость которого очевидна, запрещается, но даже такое, которое впоследствии может повести к нечестности, тоже считается запрещённым.

(Месилат Йешарим стр. 18).

 

29) Р. Иеhуда запрещал лавочнику раздавать детям, в качестве приманки, поджаренные хлебные зерна и орехи, а ученые позволили это только потому, что и его товарищи-лавочники могут то же самое делать. Талмудисты еще говорили (Бава Батра 8а): «Грабить человека хуже, чем грабить Всевышнего». Поэтому они освободили наемников, работающих у хозяина, от молитв, обязательных пред вкушением пищи и после него; даже во время чтения «шма» они обязали их прерывать работу только при первом отделе этого молитвословия. Тем более каждому наемному запрещено прерывать работу хозяина ради светских потребностей; если же он поступает иначе, то он грабитель.

(Там же).

 

30) Что же сказать о тех, которые, для своего удовольствия или ради каких либо других интересов, занимаются своими делами, отрываясь от порученной им работы? Одним словом, если кто нанимается у другого для какой-нибудь работы, то все время, его продано нанимателю на этот день, как талмудисты сказали: «нанялся — продался». Всякого рода пользование, для своего удовольствия, этим временем считается настоящим грабежом, и если не простят ему этого, то на нем грех, как талмудисты говорили: «Проступков против людей день отпущения не разрешает, пока согрешивший не испросит у ближнего своего прощения». Если он даже совершает доброе дело во время работы, то оно вменяется ему не в заслугу, а в преступление: ибо преступление не может быть заслугой, как сказано (Исаия 61, 8): «Ненавижу грабительства ради жертвоприношения».

(Там же).

 

31) Бог любит только честность, что подтверждается следующими стихами (Пс. 21, 24): «Честность хранит Бог»; (Исаия 26, 2) «Отворите врата, да входит народ праведный, хранящий верность»; (Пс. 100, 6): «Глаза мои обращены на верных земли, чтобы они были при мне»; (Иов 31, 7): «Если шаги мои уклонились от пути и сердце мое следовало моим глазам, и к рукам моим прилепилось что-нибудь». Как удачно Иов сравнил невольный грабеж с вещью, прилипающей к руке человека; как эта вещь, прилипающая к руке человека без его намерения, остается, наконец, в его руках, так и в невольном грабеже, хотя человек не стремится к нему сознательно, все-таки трудно, чтобы руки его были совершенно чисты от него.

(Там же).

 

32) Нравоучители говорили, что одна из причин, задерживающих израильтян в изгнании, есть то, что они разными путями осквернили Бога: торговлею, которую поддерживают нечестностью и ложными клятвами, и чрезмерным их стремлением скоро разбогатеть. Нет столько денег в мире, чтобы удовлетворить глазам одного из них разнородными одеждами, яствами и тому подобной роскошью. А все это было причиною, что они вышли из границ, поставленных им св. писанием.

(Мишнат-Хахамим 40).

 

33) Знай, что невозможно человеку приобрести больше или меньше определяемого ему на каждый год Богом; однако же да не подумает он: «я буду сидеть праздно, ведь определенное мне Богом во всяком случае будет», ибо сказано (Второз. 14, 29). «Благословит тебя Господь Бог твой во всем, что ни сделаешь», и чрез малое дело Бог доставляет человеку определенное ему. Но то, что человек приобретает грабежом, который запрещен Богом, не идет ему в прок.

(Шла, тр. Хулин, отдел о торговле).

 

34) Относительно торговли наши учители еще говорили, что, продавая свой товар, человек не должен чрезмерно хвалить его, а покупая — чрезмерно порицать. Слова говорящего истину в сердце своем и не желающего говорить неправду сбываются, как сказано (Иов 22, 28): «Если прикажешь что,  то сбудется». Кто во всех делах своих аккуратен, как в торговле, так и в займе, тот в самом начале изъявляет свое последнее решение, и все, имеющие с ним дело, знают, что он не переменяет своего слова, не прибавляет и не убавляет из сказанной цены.

(Там же).

 

35) Древние благочестивцы отдавали свой товар покупателю по цене, раз установленной ими про себя. Если покупатель даже желал прибавлять, они не брали. Человек, идущий по пути истины, раз решившись делать что-нибудь, записывает это в памяти своей и не переменяет уже своего решения.

(Орхот-Цадиким, шаар эмет).

 

36) Если кто раз сказал: продаю тебе за сто золотых, и потом другой предлагает 200, то он не должен изменять своему слову; равным образом, если кто сказал: «куплю за 200 золотых», а встретил человека, который отдает ему за 100 золотых, то он не должен изменять своему слову. Если кто сказал кому: «я заплачу тебе в такое-то время», то он должен заплатить к назначенному им сроку, сколько обязался.

(Решит-Хохма, отд. о светском обхождении).

 

37) Ремесленник должен быть верен своему слову: если он говорит хозяину: «завтра принесу тебе работу», то не должен задерживать ее до другого дня; если условился с кем-нибудь не делать никакой работы кроме одной, до окончания этой последней, то не следует ему изменять своему слову; не должен брать на, себя работы, если не в состоянии сделать ее хорошо, так чтобы люди не глумились над ним. Материал, употребляемый им для работы, должен быть самого лучшего сорта. Не следует божьбою обязываться сделать какую-нибудь работу, хотя бы и было твердое его намерение исполнить свое обязательство.

(Там же).

 


21 У р. Сафры был осел для продажи; пришел человек и хотел его купить, а р. Сафра читал тогда «Шма» (молитва «Слушай Израиль», чтение которой нельзя прерывать посторонним разговором). И спросил его этот человек: «продашь ли ты мне его за такую-то сумму?» Тот не отвечал ему. Тогда покупщик подумал: ему, верно, не выгодно за эту сумму отдавать, дай прибавлю ему, и спросил: продашь ли ты мне за столько-то? Тот опять ничего не отвечал. Когда р. Сафра окончил молитву, он сказал покупщику: когда ты говорил мне в первый раз, то я решился продать тебе и этой надбавки не возьму у тебя.

(Шеилтот де-р. Ахай, кн. Бытия, вопрос 36).

22 В Иудее.