МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТАЛМУДИСТОВ - К оглавлению

ГЛАВА X.

ГРАБЕЖ И ВОРОВСТВО.

 

1) Р. Йоханаан сказал: смотри, как велика преступность грабежа: поколение, жившее в эпоху потопа, нарушило, как известно, все законы, однако приговор не состоялся о нем, пока оно не согрешило и грабежом, как сказано (Быт. 6, 13): «Ибо земля наполнилась от них насилием и вот Я истреблю их с земли».

(Санhедрин 108а).

 

2) Р. Йоханаан сказал: кто ограбил ближнего на денежку, тот все равно, что лишил его жизни, как сказано (Прит. 1, 19): «Таковы пути всякого алчущего корысти: он лишает жизни того, кому она принадлежит»; в другом месте (Иер. 5, 17): «И съест он жатву твою и хлеб твой, — съедят сынов твоих и дочерей твоих»; опять в другом месте (Иоиль 4, 19): «За насилие (хамас) сынов иудиных, за то, что они в земле своей проливали невинную кровь»; наконец (II Сам. 21, 1): «Это за Саула и за сей дом, оскверненный кровью, за то, что он умертвил гаваонитян», Почему об одном и том же предмете говорится в нескольких местах? Потому, что из одного первого стиха мы заключили бы, что грабитель рассматривается как убийца одного ограбленного, и не знали бы, что он считается убийцею и его детей; на это указывает второй приведенный стих св. писания, гласящий, что грабительство равносильно пожиранию сыновей и дочерей. Из третьего же стиха заключают о том, чего нет в первых двух: именно, что грабительство равносильно смертоубийству даже тогда, когда грабитель вознаграждает за грабеж деньгами28. Точно также в четвертом месте выясняется то, чего нет в первых трех, а именно, что убийцею считается не только тот, кто грабит непосредственно своими руками, но и тот, кто причиняет грабеж косвенным путем, ибо нигде не находим, чтобы Саул сам умертвил гаваонитян; но так как он побил священников города Нов, которые доставляли гаваонитянам пищу и питье, то св. писание признает Саула убийцею гаваонитян.

(Бава Кама 119а).

 

3) Р. Шимон бен Аба, от имени р. Йоханаана, сказал: какой грех стоит во главе всех грехов?— Грабеж. Р. Яаков же бен Абба, от имени р. Йоханаана, говорит: двадцать четыре преступления исчислил Иезекиил (гл. 22), а самым последним, как важнейшим, он поставил грабеж.

(Мидраш Экклезиаст Раба).

 

 

4) Р. Р. Иеhуда, от имени Рава, сказал: в ту минуту, когда Давид сказал Мефибошету (II Сам. 19, 30): «Ты и Цива разделите между собою поле», глас Божий изрек: «Ровоам и Иеровоам разделят между собою царство».

(Шабат 56б).

 

5) Р. Танхум, бен Ханилая, сказал: о птицах Всесвятой сказал: так как они перелетают из страны в страну, питаются везде грабежом, и зоб их наполнен хищничеством, то к жертвеннику он (зоб) не должен быть приносим. Поэтому и сказано (Лев. I, 16): «И отнимет зоб ее с перьями ее». Скот же, который питается у яслей господина своего и который не получает корма посредством грабежа или хищничества, может быть приносим в жертву целиком, как сказано (Лев, 9): «И принесет священник и воскурит все на жертвеннике».

(Коhелет раба 3, 13. Ваикра раба 3).

 

6) «Поди к муравью, ленивец; посмотри на пути его, и поучайся» (Притчи 6, 8), — т. е. посмотрите на присущий ему обычай избегать грабежа. Один муравей, расказывает р. Шимон  бен Халафта, уронил однажды зерно, на которое сбежались многие муравьи. Обнюхивали его все, но никто не трогал с места, пока не пришел тот самый муравей, которому оно принадлежало и не унес его с собою. Так-то поступают муравьи, у которых нет ни судьи, ни начальника: «У которого нет ни судьи, ни приставника? ни повелителя» (там же 7). Вы же, которые назначили себе судей и начальников, должны тем паче гнушаться грабежа.

(Ялкут ч. 2, 134).

7) Пророк Исаия говорит (Ис. 61, 8): «Ибо Я, Превечный, люблю правосудие; ненавижу грабительство при всесожжении». Так сказал Всесвятой: не говори: «буду жить грабежом и разбоем и принесу всесожжение для очищения себя от греха», ибо Я ненавижу грабеж, даже не взирая на всесожжения, приносимые за грабеж; а если желаешь, чтобы Я твое всесожжение принял, то возврати похищенное, кому оно принадлежит, и тогда, если принесешь всесожжение, приму его, как сказано: «Ненавижу грабительство при всесожжении», т. е. пока награбленное еще в руках твоих.

(Танхума, изд. Венеции 13).

 

8) «Не грабь бедного, потому что он беден; не притесняй несчастного, ибо Превечный вступится в дело их» (Притчи 22:22). Всесвятой так сказал: не грабь бедного, потому что Я сделал его бедным, и кто грабит его или издевается над ним, тот поносит Творца его и как бы издевается надо Мною, как сказано (Прит. 14, 31): «Кто теснит бедного, тот порочит Творца его, а чтящий Его — милует нищего».

(Там же 66).

 

9) Грабитель, говорящий: «теперь возьму, потому что нуждаюсь, а потом заплачу за похищенное», считается беззаконником, ибо сказано (Иезек. 33, 15): «Если беззаконник возвратит похищенное», т. е. если даже возвратит похищенное, он все-таки беззаконник.

(Там же 5).

 

10) Р. Элазар бен Яаков говаривал: кто похитил мерку пшеницы, смолол ее, замесил тесто, испек хлеба, отделил из него лепешку в возношение, и желает над нею произнести благословение, не должен произносить его, так как подобное благословение есть хула, как сказано (Пс. 10у 3): «Грабитель благословляющий прогневляет Превечного».

(Бава Кама 94б).

 

11) «Заграбленный лулав29 не годится для употребления», потому, объясняет р. Р. Иеhуда от имени р. Шимона бар Йохай, что это значило бы делать богоугодное дело посредством преступления. Р. Йоханаан от имени р. Шимона бар Йохай приводит по поводу стиха (Ис. 61, 8): «Ибо Я, Превечный, люблю правосудие, ненавижу грабительство при всесожжении», следующий пример: Какой-то царь проезжая мимо таможни, сказал рабам своим: «уплатите пошлину по принадлежности». Не вся ли пошлина твоя, спросили они? «Пусть берут все путешественники пример с меня, и пусть не уклоняются от взноса пошлины». Так и Всесвятой сказал: «Я, Превечный, ненавижу грабительство при всесожжении для того, что бы сыны Мои последовали Моему примеру и избегали грабежа».

(Сука 30а).

 

12) «Лучше одна полная горсть со спокойствием» (Екклез. 4, 6), т. е. лучше творить милостыню в небольших размерах, но из своей собственности, чем грабить, похищать, обижать и творить милостыню в больших размерах.

(Мидраш Экклезиаст Раба гл. 7).

 

13) Вор уплачивает обыкновенно вдвое; а если он убил или продал (украденное) — вчетверо или впятеро больше. Грабитель же, во всяком случае, уплачивает только стоимость награбленного. Ученики р. Йоханаана бен Закай спросили его: почему св. писание облагает большим штрафом вора, чем грабителя? Потому, ответил он, что грабитель смотрит одинаково как на Творца, так и на раба Его, а вор отдает больше чести рабу, чем Творцу, полагая что глаз Божий не видит и ухо Божие не слышит, как сказано (Ис. 29, 15): «О, скрывающиеся от Превечного в глубину, чтобы скрыть свой замысел...» И говорят: «кто видит нас»? От имени Рабана Гамлиэля рассказывают следующую притчу относительно вора и грабителя: В каком-то городе двое мужей давали пир; один из них пригласил своих сограждан, но не пригласил царя, другой же не пригласил ни сограждан, ни царя. Кто из них виновнее? Конечно тот, кто пригласил сограждан, но не пригласил царя.

(Мехилта незикин гл. 15; Бава Кама 79а).

 

 

14) Дозволяется покупать от сына или раба продавца, но воспрещается от них купить, если просят спрятать продаваемое.

(Тосефта Бава Кама гд. 10).

 

15) Воспрещается покупать у пастухов коз, шерсть и т. п. вообще, все то, о чем хозяин не знает, не следует у них покупать; все же, о чем хозяин знает, можно покупать.

(Там же гл. 11).

 

16) Воспрещается брать в наем или на время скот у пастухов и хозяйские инструменты у подмастерьев; им же самим употреблять их для своей надобности дозволяется.

(Там же).

17) «Не кради» — даже с намерением уплатить вдвое; «не кради» даже в шутку, чтобы только подразнить ближнего.

(Бава Кама 61а; Тосефта Бава Кама гл. 14).

 

18) Даже собственности своей не должен человек красть из чужого дома; точно также не должно красть своей собственности даже из дома вора, чтобы не показаться вором.

(Тосефта Бава Кама гл. 3)

 

19) Ты должен знать, что грабежом считается не только, когда человек грабит с намерением присвоить себе заграбленную вещь, но даже такой случай, когда кто хочет дать кому-нибудь подарок, а тот не хочет принимать, и первый думает себе: «украду у него что-нибудь, дабы иметь случай заплатить ему вдвое», или же такой случай: кто забыл какую-нибудь вещь или деньги на известном месте, которое не может считаться потаенным, а забытое нашел другой и говорит: «напугаю его, пусть ищет, дабы он впредь был осторожен и не забывал своих вещей». Все это грабеж, ибо сказано: «не кради», т. е. ни с намерением подразнить, ни с намерением уплатить вдвое.

(Танхума 5, стр. 2).

 

20) Не мышь вор, а нора вор.

(Кидушин 56б).

 

21) Есть четыре рода людей, которых закон не обязывает платить за причиненные убытки, но которых Бог не прощает, пока они не возмещают убытков: 1) кто может свидетельствовать и не свидетельствует; 2) кто нанимает ложных свидетелей, чтобы выманить деньги; 3) кто не допускает солнечного света на жатву и 4) кто разбирает забор, причиняя тем потраву.

(Тосефта Швуот, гл. 3).

 

22) Р. Иеhошуа бен Ханания, рассказывает: «однажды случилось мне быть в дороге и заметить проложенную чрез поле тропинку, по которой я и прошел. Рабби, обратилась ко мне одна девочка, — не поле ли это? — Не проложенная ли это дорожка? был мой ответ. — Злодеи, подобные тебе, проложили ее, — ответила она.

(Эрувин 13а).

 

23) Следующие не допускаются к свидетельству: играющий в азартные игры, ростовщик и голубятник.

(Санhедрин 24б).

24) Найденную одежду не воспрещается постилать на кровати и на колыбели для ее собственной пользы30. Когда же приходят к нашедшему гости, то он не должен постилать ее, для своего ли удобства, или для ее пользы.

(Псахим 106б).

 

25) Гости не должны давать из того, чем их угощают, детям хозяина, разве с позволения последнего.

(Хулин 94а).

 

26) Р. Ханина завел р. Йонатана в свой сад и угостил его смоковницами. При уходе, р. Йонатан заметил там семилетнее дерево с белыми смоковницами и спросил: «почему не дал ты мне отведать от этого дерева?» — Оно принадлежит моему сыну, был ответ р. Ханины. Из этого заключаем, что р. Ханина не присвоил себе собственности даже своего сына, считая это грабежом.

(Иерусалимский Талмуд, Трактат Бава-Батра 21).

 

27) Р. Шимон сказал: почему учители наши постановили выручать похищенное из наилучших имений похитителя? — В предупреждение грабежа и похищения, дабы человек думал себе: «на что мне грабить и похищать? Завтра нагрянут судьи в мое имение и отнимут у меня мое лучшее поле», основываясь на стихе (Исх. 22, 25): «Из лучшего поля своего и из лучшего виноградника своего пусть заплатит он».С какою же целью постановили: взыскивать долг из имений средней руки? — Дабы никто, увидев у ближнего хорошее поле или хорошую квартиру, не сказал: поспешу дать ему взаймы, дабы приобрести его поле или его квартиру за долг мой.

(Гитин 49а).

 

 

28) Аба-Шауль бен Батнит обыкновенно наполнял сосуды напитками накануне праздника или в полупраздничные дни, с целью, чтобы пена, образующаяся на напитках, исчезала31. Некоторые же рассказывают, что так поступал он и всегда, с целью, чтобы из сосудов, служивших ему мерами, вытекало все до последней капли.

(Мишна Бейца 29).

 

29) Учили: Аба Шауль составил триста мехов вина из пены, оставшейся в мерах его, а товарищи его набрали столько же сосудов елея из одних капель, остававшихся в сосудах. Все это принесли они к иерусалимским раздавателям милостыни. «Нуждаетесь ли вы в этом?» спросили последние. — Мы этим пользоваться не хотим, — отвечали они. — Если вы к себе так строги, — сказали раздаватели милостыни, то употребите это на общественные потребности, ибо мы учили: кто грабит и не знает, у кого он грабит, должен употребить награбленное на общественные потребности.

(Там же а).

 

30) Р. Шимон, бен Шетах, торговал льном. И сказали ему ученики его: «Рабби, полно тебе торговать; мы купим тебе осла и тебе не придется столько трудиться». Они пошли и купили ему у одного сарацина осла, на котором нашли жемчужину. Они пришли к нему и сказали: «Отныне тебе не нужно будет много трудиться», — Почему же? — спросил он. — «Мы купили тебе осла у одного сарацина и нашли на нем жемчужину». — Знает ли продавец о ней?— «Нет». — Так идите и возвратите ему ее. Неужели вы думаете, что Шимон с. Шетаха — невежда?

(Иерусалимский Талмуд, Трактат Бава-Меция гл.,2; Дварим-раба 3).

 

31) Р. Йоси говорит: да будет добро ближнего твоего для тебя также дорого, как твое собственное, т. е., подобно тому, как человек смотрит на свое добро, он должен смотреть на добро ближнего своего, и подобно тому, как человеку неприятно, чтобы дурная молва распространилась о его добре, ему должно быть так же неприятно, чтобы дурная молва распространялась о добре его ближнего.

(Авот де-раби-Натан гл. 17).

 

32) Задерживающий плату поденщика считается, по смыслу св. писания, его убийцею.

(Сифри ко Второз. 279).

 

33) Р. Ади с р. Ивии, спросил у р. Аши: «Какая разница между газлан (грабителем) и хамсан (совершающим насилие)», и получил в ответ: «Хамсан платит за покупку, газлан не платит». — Неужели платящего ты называешь хамсан?— Не сказал ли р. Гуна, что продажа, состоявшаяся даже под угрозою повешения имеет силу? — «Не в том дело,— ответил р. Аши, там продавец не изъявил согласия на продажу, а здесь изъявил».

(Бава Кама 62а).

 

34) Стих (Лев. 5, 20): «И преступление совершил против Превечного» объясняет р. Акива так: заимодавец или должник, совершающие куплю или продажу, совершают сделки свои при посредстве документов и свидетелей, а если кто из них нарушает какое-нибудь условие, то отрицает только свидетелей или документы; но кто отдает какую-нибудь вещь на хранение, о чем говорится в означенном стихе, тот не хочет, чтобы кто-нибудь знал об этом и между ними (отдающим и получающим вещь) есть только один свидетель (Бог), а потому, кто отказывается возвратить отданную ему на хранение вещь, отрицает вместе с тем и единственного свидетеля, бывшего между ними.

(Сифра Ваиикра гл. 22).

 

35) Крадущий деньги на стоимость пруты32 и больше — преступает запретительную заповедь, ибо сказано (Исход 20, 15): «Не кради». Все равно, у кого бы он ни украл, у израильтянина или у язычника, у взрослого или у малолетнего. Запрещается также красть в шутку, с намерением возвратить или заплатить, чтобы таким образом не привыкать к воровству.

(Яд hа-хазака о воровстве, гл. 1).

 

36) Возжелавший раба или рабыню, дом или посуду своего товарища, или какую бы то ни было вещь его, которую он может приобрести у него покупкою, преступает запретительную заповедь, хотя бы и удовлетворил его большою суммою, ибо сказано (Исход 20, 17): «Не похотствуй». Как только он подумал про себя, как бы ему приобрести вещь своего ближнего, он уже преступил заповедь., ибо сказано: «не возжелай», а желание рождается в сердце, желание же ведет к похоти, а похоть — к грабежу, потому что если собственник не согласится продать принадлежащую ему вещь, то желающий приобрести ее заграбит ее, как сказано (Мих. 2, 2): «И возжелали домов и заграбили». Когда же собственник станет защищать свою собственность, то дело может дойти до пролития крови, как то было с Ахавом и Наватом (I Царей 21).

Стало быть, возжелавший чужой вещи, преступает одну заповедь, приобретший ее насильственною покупкою преступает две заповеди: «Не похотствуй» и «не возжелай», а заграбивший ее — преступает три заповеди.

(Там же о воровстве и потери 1).

 

37) Запрещается покупать у грабителя заграбленную им вещь, равно и содействовать ему при переделке вещи, для того, чтобы она стала его собственностью33, ибо делающий такие и подобные им вещи потворствует преступникам и преступает заповедь (Лев. 19, 14): «Пред слепым не клади преткновения».

(Там же).

 

38) Бывают обнищавшие по милости своих отцов, т. е. отцы разными неправдами нажили богатства и оставили их в наследство своим детям. Такие богатства осуждены на гибель и они в прок не идут, как сказано (Иов 20, 10): «Сыновья его будут заискивать у нищих»; (Пс. 109, 12) «Никто не сжалится над сиротами его»; (Там же) «Захватит заимодавец все, что у него». Бывают также обнищавшие за то, что занимались ростовщичеством, или за то, что не препятствовали нечестивцам творить зло в их городе, или даже помогали им, или радовались этому. Есть еще обнищавшие за гордость, как сказано (I Сам. 2, 7): «Господь делает нищим и богатым»»; (Там же З) «Не умножайте речей надменных». Бывают и такие, которые обнищали за то, что обращались к бедным с жестокими или обидными словами, в роде следующего: «кто способен работать и трудиться, тому я не даю»; или же такие, которые родственникам своим не дают, а чужим дают, хотя и сказано (Исаия 59, 7): «И от единокровного твоего не отклоняйся».

(Сефер Хасидим, 530).

 

39) Если кто совершил кражу или грабеж и есть тому свидетели, но он кражу возвратил, — то нельзя рассказывать и разглашать о его гнусном поступке. Если даже вор поклялся, что впредь не будет красть, и опять совершил кражу, то и тогда нельзя обличать его, дабы не закрыть двери пред кающимся.

(Там же 584).

 

40) Некто совершил грабеж посредством хитрости и обмана. Ограбленный же между тем уехал за море, а грабитель раскаялся и хотел возвратить заграбленное, но не мог, так как ограбленный уехал. Он обратился за советом к одному ученому и тот сказал ему: разузнай, нет ли у него детей или родственников, которым ты мог бы возвратить, заграбленное, а если нет, то употреби эти деньги на общественную пользу. Впоследствии, этому человеку так посчастливилось, что он был в состоянии нанять нарочного для пересылки награбленного ограбленному.

(Там же).

 

41) Есть вещи, которые хотя и не могут считаться грабежом, но которые в сущности хуже грабежа, напр. когда кто-нибудь приходит к человеку, хотя и праведному и богатому, но скупому, стесняющемуся однако же отказать ему от дома, и кормится на его счет, или же когда кто приходит в дом заведомо бедного, который стыдится сказать, что сам нуждается: это настоящий грабеж, запрещенный Господом Богом. Если св. писание запретило брать даже то, что человек дает по доброй воле (напр. рост), то тем более оно запретило брать способом, подобным вышеизложенному, как сказано (Прит. 23, 6): «Не вкушай пищи у человека завистливого», также (там же 16, 27): «Ненавидящий подарки будет жив». Покаяние же такого человека трудно, потому что если он даже пожелает заплатить, то тот стеснится взять у него.

(Там же).

 

42) Некто пришел к одному ученому и сказал ему: помню, что в малолетстве своем я воровал и совершил много других грехов; теперь спрашиваю: нужно ли мне возвратить накраденное, так как, когда я грешил, был еще несовершеннолетний? Ученый ответил: за все грехи и за все кражи, которые ты помнишь, ты должен заплатить, ибо так поступил и царь Иосия, который заплатил за все убытки, которые он в малолетстве своем причинил тяжущимся своим неправильным судом.

(Там же 692).

 

43) Заслуга побуждающего кого-нибудь к благотворительности выше заслуги совершающего ее. Но это только в том случае, когда кто побуждает богатых; но побуждающий к благотворительности того, который сам едва перебивается, тот все равно, что грабит последнего.

 (Там же 332).

 

44) Если на ком-нибудь был денежный долг и как должник, так и заимодавец забыли, уплачен ли был долг или нет, и последний не требует первого к суду, то первый, если он хочет быть чистым пред своею совестью, должен уплатить последнему. Если же заимодавец человек честный и богобоязненный и не хочет взять уплаты, то должник должен внести ему долг безусловно и сказать: если я тебе должен, то деньги твои; а тот отвечает: если деньги в самом деле мои, то я их прощаю тебе. Таким образом, взаимно простив друг друга, они разделяют сумму между собою. Подобное случилось с двумя лицами, и они поступили так: на деньги купили книги и ссудили ими тех, которые нуждались в них.

(Там же 1067).

 

45) «Не прельстись домом ближнего твоего» (Исход 20, 17).«И не желай дома ближнего твоего» (Второз. 5, 21). Эти стихи предостерегают нас от неосновательного процесса с целью отобрать у ближнего его поле, виноградник или какое бы то ни было имущество даже с уплатою их стоимости. Мы не должны и думать о таком мерзком деле, дабы наши думы не перешли в дело; ибо сказано: «не прельстись!» И если кому-нибудь захотелось, чтобы ближний продал ему свое поле или свой виноградник, и он знает, что если сильно попросит его, то тот постыдится отказать ему, то запрещается ему просить, ибо это все равно, что принуждение. И если человеку, всеми уважаемому, которому трудно в чем-либо отказать, захотелось приобрести какую-нибудь вещь у своего ближнего покупкою, то он не должен справляться о цене этой вещи, разве только, если он уверен, что ближний охотно продаст ее и ему не жаль будет расстаться с нею.

(Шаарей Тшува рабейну Йона).

 

46) Да не подумает человек, что, так как грех грабежа поправим, ибо сказано (Лев. 5, 23): «Да возвратит он похищенное», то можно грабить у ближнего все, что угодно, при случае же можно будет возвратить награбленное и грех, таким образом, будет заглажен. Чтобы такими соображениями не стали оправдываться преступники, св. писание наложило на грабителя очистительную жертву, сверх возвращения награбленного в упятеренном, количестве.

(Сефер hаинух).

 

47) Что бы ты ни купил: мясо или другие домашние принадлежности, ты не должен пользоваться ими до уплаты за них, ибо подобное пользование в моих глазах есть оттенок грабежа.

(Йеш-Нохлин 30).

 

48) Запрещение грабежа есть одна из тех нравственных заповедей, до которых человек дошел бы собственным умом, если б даже о ней не сказано было в св. писании. Это одна из семи заповедей, которые вменены были в обязанность уже Адаму. А потому человек должен честно вести свою торговлю и быть чистым от грабежа, дабы удостоиться взойти на святую гору Всесвятого, как сказал царь Давид (Пс. 24, 3): «Кто взойдет на гору Господню и кто станет на святом месте Его? — Тот, у кого руки неповинны, а сердце чисто».

(Р. Бахия б. Ашер, Кад  hа-Кемах).

 

49) Неудовлетворительным считается возвращение награбленного наследниками грабителя, так как последний должен сам очистить свою душу при жизни своей, а не поручать это другому, ибо кто может лучше его самого заботиться о спасении своей души? Очищение подобно светильнику, которым человек может пользоваться, когда он находится впереди, а не сзади его, и в этом смысле сказано (Исаия 58, 8): «И праведность твоя будет тебе предшествовать и слава Превечнаго будет сопровождать тебя», т.е., если будешь праведен так, что праведность твоя будет шествовать впереди тебя в продолжение переменчивой жизни твоей, то слава Превечнаго будет сопровождать тебя, что составляет основу вечной жизни. Сообразно этому, человек во всю жизнь должен не только быть крайне осторожным относительно грабежа, но должен творить справедливость, которая составляет противоположность грабежу. Вот почему в писании сказано (Второз.16, 2): «За справедливостью, за справедливостью гоняйся». Слово «справедливость» повторяется здесь по нескольким причинам. Во-первых, это означает: следуй за справедливостью, не только когда это для тебя выгодно, но даже и когда убыточно; во-вторых, следуй за нею не только словом, но и делом; наконец, в-третьих, следуй за нею как относительно израильтян, так и относительно иноверцев.

(Там же).

 

50) Предостерегаю вас, дети мои, не брать взаймы ни у израильтянина, ни у иноверца, разве только если предварительно знаете, что вы верно будете в состоянии возвратить долг к сроку, дабы вас не называли нечестивцами, как сказано (Пс. 37, 21): «Занимает нечестивец и не уплачивает». При займе же у иноверца бывает еще осквернение имени Божьего, что составляет самый тягчайший грех. Поэтому весьма, весьма остерегайтесь грабежа, возлагая надежду вашу на Всесвятого, Который прокормит вас дозволенным, а не запрещенным.

(Завещание р. Зискинда).


28 По мнению талмудистов, слово хамас означает грабеж с вознаграждением за него деньгами. См. ниже § 33.

29 Букет из пальмовой ветви, мирт, верб и райского яблока,   употребляемый в праздник кущей при молитве для разных манипуляций.

30 Для предохранения ее от моли.

31 При передаче напитков покупателям на праздник.

32 Полушка, самая мелкая монета.

33 По талмудическому праву, всякая без ведома или согласия владельца приобретенная вещь делается собственностью нового владельца лишь тогда, когда он произвел в ней какую-нибудь радикальную перемену, напр. окрасил, или из пряжи сделал нить, из нити ткань, из ткани платье и т. п.