МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТАЛМУДИСТОВ - К оглавлению

ГЛАВА XVII.

УВАЖЕНИЕ К УЧЕНЫМ.

 

1) Р. Акива пришел и поучал: в словах (Втор. 6 15): «Превечного, Бога твоего, бойся» — подразумеваются и ученые39.

(Бава Кама 41а).

 

2) Р. Элазар, бен Шамуа, говорит: да будет честь ученика твоего дорога для тебя также, как твоя собственная, а честь товарища твоего — как страх пред учителем твоим, а страх пред учителем твоим — как страх пред небом.

(Авот 4, 15).

 

3) «Уважай лице старца» (Лев. 19, 32). Р. Йоси hа-Глили говорит: старцем называется только тот, кто приобрел мудрость40.

(Кидушин 31).

 

4) Учили: когда умер ученый, то все считаются родственниками его, и все должны разрывать свои платья, снять с себя обувь и устроить тризну на публичном месте.

(Моэд-Катан 25б).

 

5) Рав от имени р. Йоси из Гузала сказал: откуда мы заключаем, что если кто знает, что товарищ превосходит его в каком-нибудь предмете, то обязан оказывать ему почтение? — Из того, что сказано (Даниил 6:4): «Поелику в нем был дух преимущественный и царь намерен был поставить его главою над всем царством».

(Псахим, 113б).

 

6) Кто научился у товарища своего одной главе, или одной статье, или одному стиху, или одному изречению, или даже одной букве, обязан ему уважением. Ибо так мы находим у Давида, царя израильского, который, заимствовав у Ахитофеля только два поучения, называл его наставником, господином и другом, как сказано (Пс. 55 14): «Ты человек мне равный, учитель мой и друг мой».

(Авот 6,3).

 

7) Учили: ученик не должен купаться вместе со своим учителем; но если учитель нуждается в нем, то может.

(Псахим 21б).

 

8) Ученик, откланивающийся своему учителю, не должен уходить, обернувшись к нему спиною, но должен сделать полуоборот и уйти. Так поступил р. Элазар, когда откланивался р. Йоханаану: когда последний уходил первый, р. Элазар, бывало, стоит нагнувшись на месте, пока тот не скроется, а когда р. Элазар уходил первый, то он пятился назад, пока не скроется с глаз р. Йоханаана.

(Йома 53а).

 

9) Р. Авдима из Хайфы сказал: когда проходит ученый, следует вставать пред ним на расстоянии четырех локтей и садиться тогда, когда он удалится на такое же пространство; когда проходит ав-бет-дин41, следует вставать пред ним, когда его завидит, и садиться, когда он удалится на четыре локтя; когда же наси42 проходит, — следует вставать пред ним, когда его завидит, и не садиться, пока он не сядет на свое место, как сказано (Исх. 55, 8): «И смотрели вслед Моисею, пока он не вошел в скинию».

(Кидушин 33б).

 

10) Р. Янай говорит: учащийся должен вставать пред своим учителем только утром и вечером, дабы не воздавать больше чести учителю, чем небу.

(Там же).

 

11) Р. Шимон от имени р. Зейра сказал: приветствующий учителя — все равно, что приветствует лик Всесвятого.

(Иерусалимский Талмуд, Трактат Эрувин, гл. 5).

 

12) Р. Аваhу сказал: кто ропщет на своего учителя, тот все равно, что ропщет на Всесвятого, ибо сказано (Числа 21, 5): «И возроптал народ на Бога и на Моисея».

(Санhедрин 110а).

 

13) Рав и р. Хия были в дороге. Дошедши до какого-то города, первый сказал последнему: если здесь есть кто-нибудь из ученых, то пойдем приветствовать его. Им сказали, что здесь есть один ученый, слепой. Тогда р. Хия сказал Раву: сиди, не унижай своего достоинства, я сам пойду и приветствую его. Но Рав настаивал и пошел вместе с ним. Слепой им сказал: за то, что вы приветствовали видимого, но не видящего, вы сподобитесь приветствовать видящего, но невидимого.

(Хагига 15а).

 

14) Р. Ицхак сказал: откуда мы знаем, что человек обязан посещать учителя своего по праздникам? Из того, что сказано (II Цари 4, 23): «Зачем идешь к нему? Ведь сегодня ни новомесячие, ни суббота»; стало быть, в новомесячие и субботу человек обязан посетить учителя своего.

(Санhедрин 110а).

 

15) Р. Элиэзер сказал: сыновья Аарона умерли потому, что разрешили религиозный вопрос в присутствии своего учителя, а всякий разрешающий религиозный вопрос в присутствии своего учителя достоин смертной казни.

(Эрувин 63; Йома 53а; Ваикра раба 20).

 

16) Р. Хия поучал: сказано (Притчи 23, 1—2): «Когда сядешь за трапезу с властелином, то разумей, что пред тобою, и всади нож в глотку твою, если ты человек с душою», т. е. если ученик знает, что учитель в состоянии дать ему удовлетворительное объяснение, то пусть разумеет, т. е. пусть спрашивает; если же нет, то пусть всадит нож в глотку и не спрашивает его.

(Хулин, 6а).

 

17) Р. Ами сказал: в школе — по степени учености; в собрании — по старшинству лет.

(Бава Батра 22а).

 

18) Р. Иосиф говорит: когда учитель не желает, чтоб ему отдавали честь, то отдавать ему честь не обязательно.

(Кидушин 33).

 

19) Р. Р. Иеhуда от имени. Рава сказал: не отдают чести учителю, когда это сопряжено с осквернением имени Господа.

(Брахот 19б; Эрувин 63а; Санhедрин 82а; Швуот 30б).

 

20) Ученые учили: откуда мы знаем, что когда учитель несправедливо оправдывает бедняка и осуждает богача, то ученик, видящий это не должен молчать? — Из того, что сказано (Исх. 23, 7): «Удаляйся от всякой лжи».

(Швуот 31а).

 

21) Положительная заповедь — прилепляться к ученым и их ученикам, дабы подражать их образу действия, согласно тому, что сказано: «И к Нему прилепляйся». Спрашивается, разве возможно человеку прилепляться к божеству? Но ученые так толкуют эту заповедь: прилепляйся к ученым и их ученикам. Поэтому человек должен стараться взять себе в жены дочь ученого и женить сына своего на дочери ученого; вести хлеб-соль с учеными, иметь торговые дела с ученым и вообще иметь с ними всевозможные общения, как ученые и заповедали43: Валяйся во прахе ног их и пей жадно слова их.

(Маймонид Гилхот Деот гл. 5, § 2).

 

22) Ученые не участвуют лично вместе с обществом в сооружении государственных построек и т.п., дабы не уронить себя в глазах толпы; и с них не взимают на постройку городской стены, починку ворот, на жалованье сторожам и на подарки владетельному князю; их также не облагают податью, валовой или подушной. Точно также если у него есть товар, то предоставляют ему продать его прежде, и не позволяют никому из торговцев продавать свой товар, пока ученый не продаст своего; точно также если он имеет тяжбу и является в числе прочих тяжущихся, то его тяжбу разбирают прежде других и позволяют ему сесть.

(Там же, § 10).

 

23) Большой грех обижать ученых или ненавидеть их. Иерусалим только тогда был разрушен, когда в нем стали обижать ученых, как сказано (II Парал. 36, 16): «И они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его и ругались над пророками Его», т. е. пренебрегали учащими слову Его. Тот же смысл имеет стих (Лев. 26, 15): «Если станете пренебрегать моими определениями», т. е. если будете пренебрегать учащими определениям моим. Поэтому всякий, обижающий ученого, не будет иметь удела в будущей жизни, ибо к нему относится сказанное (Числ. 15, 31): «Слово Господне презрел он»44.

(Там же § 11).

 

24) Учащийся, который, не окончив еще курса учения, поучает, считается нечестивцем, невежею и заносчивым; и о нем сказано (Прит. 7, 26): «Потому что многих повергла она45 раненными». Точно также и тот, который, окончив учение, не поучает, наносит ущерб учению, и ставит преткновения слепым, и о нем сказано (Там же): «И многочисленны убитые ею».

(Маймонид, Талмуд-Тора гл. 4. § 1).

 

25) Те из молодых учащихся, которые, не доучившись, но желая возвеличиться в глазах толпы выскакивают и садятся во главе суда и поучают в Израиле, — умножают распри и разрушают мир, гасят свет учения и портят виноградник Господа Саваофа; на них-то намекает Соломон (Пес. Пес. 2, 15): «Ловите нам лисиц, лисенят, портящих виноградники».

(Там же).

 

26) Уважать следует всякого ученого, хотя и не учителя своего, ибо сказано (Левит 19, 32): «Пред сединою вставай, и уважай лицо старца», — старец (закен) — это тот, который приобрел (зе кана46) ученость. И в какой момент человеку следует подняться пред ученым? Когда он подходит к нему на расстояние четырех локтей и пока не скроется от глаз его.

(Маймонид, Талмуд-Тора 6, 1).

 

27) Ремесленники не обязаны вставать пред учеными в то время, когда они заняты своими ремеслами, потому что сказано (Лев. 19, 32): «Вставай и уважай», т. е. подобно тому, как уважение не сопряжено с денежным убытком, и вставание не должно влечь за собою денежного убытка. Откуда же мы знаем, что запрещено закрывать глаза пред ученым, для того, чтобы, притворяясь не замечающим его, не вставать пред ним? — Из того, что сказано (там же): «Бойся Бога твоего». Обо всем, что предоставлено совести, сказано: «Бойся Бога твоего».

(Там же).

 

28) Ученый должен избегать встречи с народом, с нарочною целью заставлять их вставать пред ним; он должен избирать такую дорогу, на которой его не замечали бы и не имели бы надобности вставать пред ним.

(Там же 3).

 

29) От податей освобождаются только те ученые, которые день и ночь занимаются учением, и не имеют других занятий; но кто, занимаясь учением, занимается в то же время и светскими делами, наравне со всеми прочими должен участвовать во всех тягостях, налагаемых на общину.

(Сефер Хасидим, 1009).

 

30) «Не хорошо для праведного взыскивать» (Прит. 17, 26). Хотя ученому дозволено предавать заклятию за ущерб его чести, однако ж он не должен пользоваться этим правом, а смотреть на толпу сквозь пальцы, как Соломон сказал (Еккл. 7, 23): «Не на всякое слово, которое они говорят, обращай внимание». Так и древние благочестивцы поступали: они слышали, как их поносят и не только ничего не отвечали своим поносителям, но даже прощали их. И великие ученые прославились своими кроткими нравами и никогда никого не предавали заклятию за оскорбление их чести, если это оскорбление совершалось скрытно. Если же ученого обидели публично, то он не может простить; а если простит, то сам будет наказан, так как в лице его нанесена была обида самому учению.

(Сефер Хасидим 67).

 

31) Учили: по кончине хахама (ученого), школа его прекращает занятия на семь дней, дабы слушатели его могли оплакивать его. По кончине верховного судьи (аб-бет-дин) все учебные заведения того города прекращают занятия на семь дней, чтобы все были свободны и могли оплакивать его. По кончине же патриарха (наси), школы всей области прекращают свои занятия, так как его следует оплакивать повсеместно.

(Рамбан, Торат hадам 49).

 

32) Ученые сказали: обижающий ученого обижает слово Божие, и ему не будет удела в будущей жизни. В почитании же ученых и праведных столько же пользы, сколько вреда в почитании невежд и нечестивцев. Ибо при почитании ученых и при возведении их в высокие общественные должности, все их слушаются и весь народ прилепляется к ним и приноравливается к их советам — это во-первых; во-вторых, когда люди увидят, в какой они чести, то также будут учиться, дабы удостоиться той же чести, и таким образом распространится знание, и многие спящие умом пробудятся от умственного своего сна и, наконец, узнают превосходство учения, к которому они проникнутся любовью и которым будут заниматься во имя Господа.

(Шаарей Тшува 37).

 

33) «Пред сединою вставай и уважай лицо старца» (Лев. 19, 22). Ученые объясняют, что старцем называется только тот, кто приобрел мудрость. Причина же, почему писание подразумевает под старцем мудрого, та, что мудрый, хотя и молодой, познал умом своим то, что старик познал долголетнею жизнью своею, так как цель сотворения человека на земле есть мудрость, дабы познавать Творца, а потому мы обязаны почитать того, кто достиг ее, вследствие чего и в других возбудится желание изучать ее. На этом-то основании и определяет Иссе Бен Иегуды (Кидушин 32б), Что следует также почитать и старца-невежду, потому что в продолжении своей долголетней жизни он успел видеть и узнать хоть кое-что из дел Господа и чудес Его, а потому и достоин почитания.

(Сефер Хинух 47).

 

34) Хотя запрещается человеку относиться с неуважением к каждому, кто только создан по образу Божиему, но большая кара постигает того, кто не относится с должным уважением к ученым.

(Менорат hа-Маор, нер 4, гл. 1. правило 4, ст. 1).

 

35) Ученость равна богатству в том отношении, что подобно тому, как человек, добывший себе материальное благосостояние собственными трудами, пользуется большим уважением у людей чем тот, которому богатство досталось без труда, от других, и человек, приобретший познания собственною пытливостью и прилежанием, заслуживает в большей мере похвалы и славы, чем тот, которому они достались готовыми, по преданию, без особого напряжения собственных мыслительных сил.

(Автор Ор hа-Хаим в кн. Ноам hа-Мидот стр. 40).

 

36) Ученый обязан удаляться от всего, что ведет за собою осквернение имени Господа и не должен пользоваться чужим добром, если он хочет, чтобы слова его имели вес у людей. Общее для него правило: не быть завсегдатаем в домах богачей, а тем паче в домах обыкновенных людей, не есть у них и не вымогать подарков, дабы о нем не говорили, что он занимается учением для корысти и пользы; и не только он, но и все ученые подвергнутся насмешкам людей, которые скажут: таков уж обычай ученых — заглядываться на чужое добро. Таким образом, не только его слова и поучения, сказанные даже искренно и от чистого сердца, не поведут ни к чему, но он сам еще послужит причиной соблазна — порочить имя Господа и честь учения, а об этом грехе сказано (Йома): Не все грехи получают прощение при жизни.

(Мишнат Хахамим 51).


39 Вывод этот основывается на частице эт предшествующей в евр. тексте слову «Адонай». Частица эта, служа обыкновенно обозначением вин. надежа при им. сущ., к которому она приставлена, имеет иногда и значение предлога с, требующего твор. падежа. Талмудисты принимают здесь частицу эт во втором значении, так что стих «Господа Бога твоего бойся» получает смысл «с Господом Богом твоим бойся...» и они стараются определить: кого именно следует бояться наравне с Богом? и р. Акиба приходит к заключению, что лицо, к которому мы обязаны питать боязнь и уважение наравне с Богом, это — ученый.

40 Евр. слово закен (старец) толкуется здесь р. Йоси как аббревиатура двух слов: за кана, что значит: который приобрел...

41 Верховный судья, глава академии.

42 Патриарх.

43 Абот 1

44 Окончание стиха: «да истребится душа эта».

45 Блудница, о которой идет речь в той главе. По мнению талмудистов, под этою блудницею подразумевается: псевдоученость.

46 См. выше примечание к § 3.