МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТАЛМУДИСТОВ - К оглавлению

ГЛАВА XX.

О МИЛОСТЫНЕ.

 

1) Турний Руфий спросил однажды р. Акибу: если Бог ваш любит бедных, то почему Он не доставляет им пропитания? Р. Акива ответил: это для того, чтобы мы (милостыней) спасались от адских мук.

(Бава Батра 10а).

 

2) Р. Акива говорит: кто не дает милостыни бедным, причиняет бедность своим детям.

( Калла гл. 1).

 

3) «Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай угла в поле твоем, когда жнешь, и оставшееся от жатвы твоей не подбирай; бедному и пришельцу оставь сие» (Лев. 23, 22). Р. Авардимус б. Иоссе сказал: Почему св. писание нашло нужным поместить эту заповедь между заповедями о Пасхе и Пятидесятнице с одной стороны и о праздниках Нового года и Дня всепрощения с другой стороны? Этим оно научает нас, что кто оставляет бедным подбор49, забытые снопы, недожин и десятину, тот все равно, как бы приносит жертвы во время существования храма; а кто отказывает бедным в этих подаяниях, тот все равно, как бы не приносил жертв во время храма.

(Сифра, отд. Эмор гл. 17).

 

4) Р. Йоси hа-Галили имел злую жену, которая оказывала ему неуважение в присутствии его учеников. И сказали ему ученики его: рабби! разведись с этою женщиною, она не оказывает тебе уважения. На это он им ответил: вено ее слишком велико для меня, и потому не могу развестись с нею. Однажды сидели они, он и р. Элазар б. Азария, и занимались толкованием св. писания. Когда они окончили свои занятия, сказал последний первому: смотри, а ведь я иду к тебе обедать. — Изволь — ответил первый. Когда они вошли в дом, жена с угрюмым лицом встретила их. Взглянув на горшок, что на печи, р. Йоси спросил: есть ли что-нибудь в этом горшке? — Есть овощи, — ответила она. Он открыл горшок и нашел в нем жаренную курицу. Тогда р. Элазар понял, что она не ладит с мужем. Когда они сидели и кушали, спросил муж: не сказала ли ты, что овощи, а я ведь нашел курицу? — Должно быть совершилось чудо, — ответила она. Когда они кое-как пообедали, сказал р. Элазар: разведись с этою женщиною, ибо она не оказывает тебе никакого уважения. — Вено ее, — ответил р. Йоси, — слишком велико для меня, и потому не могу развестись с нею. — Я заплачу это вено, — сказал р. Элазар, — и отправь ее. Так и сделали. Заплатили вено, р. Йоси развелся с нею и взял другую жену, лучшую. Бывшая же жена р. Йоси, за свои грехи, вышла за муж за городского сторожа. Некоторое время спустя, последний тяжко заболел и совершенно ослеп, так что жена должна была водить его по всему городу из дома в дом; в дом же р. Йоси hа-Галили она не заходила. Но так как слепой знал весь город, то и спросил ее: почему ты не ведешь меня в дом р. Йоси hа-Галили? Я слышал, что он любит благотворить. — Он развелся со мною, и потому я не осмеливаюсь. Однажды, когда они были около дома р. Йоси hа-Галили, слепой начал так бить свою жену, что крик ее слышен был во всем городе. Р. Йоси выглянул из окна, и, увидев, что они публично осрамлены, принял их, и отдал им один из своих домов, доставляя им пропитание во всю жизнь, дабы исполнить предписание: «И от единокровного твоего не прячься».

(Мидраш  Берешит 17. Левит 34).

 

5) «Бедный и богатый встречаются друг с другом, но свет глазам того и другого дает Господь». (Прит 29, 13). Когда бедный протягивает руку для получения от кого-нибудь подаяния, и тот дает ему, тогда Господь просвещает глаза обоих: один обретает сей мир, а другой — будущий; но когда бедный протягивает свою руку за подаянием, а богатый не дает ему ничего, то по поводу этого сказано: (Там же 22, 2) «Богатый и бедный встречаются между собою, и Господь сотворил их обоих», — т. е. Тот, который сделал того бедным, в конце концов обогатит его, и тот же, кто обогатил этого, в конце концов сделает его бедным.

(Мехилта, гл. о Иофоре 2. Темура 13).

 

6) Р. Йона говорит: не сказано: блажен, кто дает нищему, а сказано: «Блажен, кто благоразумно поступает с нищим» (Пс. 41, 2). Это значит, кто осмотрительно исполняет эту заповедь (о подаянии), как поступал р. Йона. Когда он встречал обедневшего человека хорошего происхождения, он обращался к нему с следующими словами: — сын мой, так как я слышал, что тебе предстоит получить наследство издалека, — то возьми пока у меня, а потом ты мне уплатишь. Вручивши же ему сумму, он говорил: это тебе подарок.

(Иерусалимский Талмуд, трактат Пеа гл. 8. Мидраш Левит 34).

 

7) Р. Йеhошуа говорит: бедный, принимая подаяние, оказывает своему благодетелю большую услугу, чем последний оказывает ему (бедному).

(Мидраш Левит 34).

 

8) Рава от имени р. Элазара сказал: на что намекает стих: «И он облекся в благотворительность, как в броню?» (Ис. 59, 17). Это намекает на то, что подобно тому, как отдельные чешуйчатые кольца, спаянные вместе, образуют большую броню, так точно и в милостыне: полушка, присоединяясь к полушке, образует большую сумму.

(Бава Батра 9).

 

9) — «Светильник Господень — душа человека» (Притч. 20, 27). Всесвятой так говорит: да будет мой светильник в твоих руках, а твой светильник в моих руках. Что такое светильник Господень? — это—учение, как написано (Там же 6, 23): «Ибо заповедь есть светильник» — потому что кто исполняет заповедь, тот все равно как бы зажигает светильник пред Господом и этим он оживляет душу свою, которая называется свечою. А что такое «и учение свет»? Очень часто случается, что когда человек хочет делать богоугодное дело, находящийся внутри его злой помысел нашептывает ему: зачем тебе делать это и наносить ущерб своему имуществу? Вместо того, чтобы давать чужим, давай лучше своим детям. Но добрый помысел говорит ему: не жалей для исполнения заповеди; смотри, что сказано: заповедь есть светильник; подобно тому, как горящим светильником можно зажечь тысячу тысяч ламп и факелов, нисколько не повредив ему, — и тот, кто без сожаления исполняет заповедь о подаянии, не наносит этим никакого ущерба своему имуществу.

(Мидраш Исход 36).

 

10) Р. Ицхак сказал: что значит стих: (Притчи 21, 21). «Стремящийся к благотворительности и милости найдет жизнь, благотворительность и славу»? Неужели только то, что кто стремится к благотворительности, тот достигает ее? Нет, стих этот значит, что кто стремится к благотворительности, тому Бог доставляет средства благотворить. Р. Нахман бен Ицхак говорит: Бог посылает ему людей, достойных пользоваться его благотворительностью. дабы он получил за них награду.

(Бава Батра, 9б).

 

11) Р. Ханан, от имени р. Йоханаана, сказал: написано (Экклезиаст 5, 13): «И гибнет богатство сие за дурную мысль», т. е. богатство гибнет за то, что богатый обращается к бедному с дурною мыслью, говоря: ты не хочешь трудиться, работать; смотри, какие у тебя ноги, какие колена, какой живот, как ты тучен! Тогда Всесвятой говорит ему: не довольно того, что ты ничего ему не даешь из своего, но ты порочишь даже то, что Я ему дал; а потому, — как сказано дальше: (там же) «И вот родит он сына, и ничего нет в руках его», т. е. ничего из отцовского добра.

(Мидраш Левит, гл. 34).

 

12) Р. Шимон бен Лакиш говорит: напмсано (Псал. 83, 3): «Бедного и нищего оправдывайте». Что значит «оправдывайте?» Неужели на суде? Ведь сказано: (Исх. 23, 3). «И бедному не благоприятствуй в тяжбе его». Нет, это значит: уступи ему в его неосновательном требовании.

(Хулин 134а).

 

13) Рабби проповедовал именем р. Ами и р. Асси: что значит стих (Наум, 1, 12): «Так говорит Превечный: если они благополучны, а также многочисленны, а также скошены, то перейдут». Это означает, что кто даже едва сводит концы с концами, должен тоже давать милостыню, тем паче, если его средства к жизни обильны. Что означают слова: «а также скошены, то перейдут»? Школа р. Ишмаэля так их объясняет: кто скашивает с своих достатком и обращает это на милостыню, уйдет от мук ада. Это можно пояснить примером двух овец, переправлявшихся через реку: одна была острижена, а другая — нет; остриженная переправилась, а не остриженная потонула50.

(Гитин, 6а).

 

14) Р. Достаи бен Янай проповедовал: смотри, какая разница между образом действия Всесвятого и образом действия смертного. Когда смертный является с значительным подарком к царю, то сомнительно, примут ли его подарок или нет, и если даже примут, то еще сомнительно, удостоится ли он лицезрения царя или нет. Всесвятой же поступает совсем иначе: когда человек дает полушку бедному, то он несомненно сподобляется лицезрения Господня (в будущем мире), как сказано (Пс. 17, 16): «Я же за милостыню созерцаю лицо Твое, буду насыщаться при пробуждении образом Твоим».

(Бава Батра, 10а).

 

15) «Благотворящий бедному дает взаймы Господу и Он воздает ему за благодеяние» (Прит. 19, 17). Р. Пинхас от имени Рабби сказал: что значит: «И он воздает ему за благодеяние его?» Неужели только то, что кто дает бедному полушку, Бог воздает ему 5 полушек? Нет, но Всесвятой так говорит: душа этого бедного готова была с голоду отлететь, а ты доставил ему пропитание, и тем оживил его, а потому уверяю тебя, что возвращу тебе душу за душу. Завтра, когда сын твой или дочь твоя впадут в болезнь и будут при смерти, Я вспомню благодеяние, которое ты оказал бедному, и спасу их от смерти.

(Танхума, 38а).

 

16) Р. Абин сказал; бедный стоит у дверей твоих, а Всесвятой стоит по правую руку его, как написано (Псал. 109, 31): «Ибо Он стоит одесную бедного». И так, если ты даешь ему, то знай, что Тот, кто стоит по правую руку его, воздаст тебе по заслугам; если же ты не даешь ему, то знай, что Тот, кто стоит по правую руку его, взыщет с тебя, как сказано дальше (Там же): «Чтобы спасти его от судящих душу его».

(Левит-раба 34; Ялкут 135).

 

17) Р. Танхум бен Хия начал свою проповедь следующим стихом (Еккл. 7, 14): «В день благополучия пользуйся благом, а в день несчастия осмотрись, ибо то и другое соделал Бог». Когда ближнего твоего постигло несчастие, то старайся услужить ему, дабы он имел свое пропитание, — за это ты получишь награду. Р. Танхум бен Хия так обыкновенно поступал: когда мать покупала для него на рынке мясо, то покупала два фунта: один для него, а другой для бедных, так как «то и другое соделал Бог», т. е. бедных и богатых, дабы они поддерживали друг друга.

(Левит-раба там же. Ялкут 193).

 

18) Мар Зутра сказал: все достоинство поста состоит в милостыне, которую раздают в этот день.

(Брахот 8).

 

19) «Не грабь нищего» (Притч. 22, 22). Спрашивается: разве возможно грабить нищего, у которого ничего нет? Но это относится к такому случаю, когда ты имел обыкновение кормить какого-нибудь нищего, и потом раздумал, говоря: доколе буду кормить его? и прекратил давать ему содержание. Если ты так сделаешь, то знай, что ты грабишь его.

(Танхума 63).

 

20) «Отделяй полную десятину» (Втор. 14, 22), дабы достояние твое удесятерилось. По поводу этого объяснения приводят следующий пример: какой-то землевладелец ссужал всех жителей города пшеницей хорошего качества, а те обыкновенно возвращали ему ссуду пшеницей тоже хорошего качества. Нашелся там корыстолюбивый человек, который подмешал в пшеницу солому и песок и в таком виде возвратил ссуженное. Когда землевладелец увидел, что возвращенная пшеница — очень дурного качества, то сказал своему домоправителю: «положи эти зерна в особое место, не смешивай их с другими, и когда тот придет за ссудой, дай ему из его же пшеницы». В этом же смысле говорит и Моисей Израильтянам: если вы будете отделять десятину скупо, тогда Бог даст вам песок; как написано (Втор. 28, 24): «Превратит Бог дождь земли твоей в пыль и прах»; если же вы будете отделять десятину, как следует, тогда Бог (Втор. 28, 23) «Откроет тебе добрую сокровищницу свою».

(Ялкут 271).

 

21) «Лучше немногое при милостыне, нежели множество прибытков без законности» (Прит. 16, 8): т. е. лучше уменьшать свое имущество, жертвуя из него на милостыню, чем обладать большим достатком и не давать из него даже того, что он обязан дать.

(Песикта р. Товии отд. судьи).

 

22) Р. Элазар бен Азария сказал: «Если будешь жать в поле твоем, и забудешь сноп в поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, сироте и вдове, дабы Превечный, Бог твой, благословил тебя во всех делать рук твоих» (Второз. 24, 19). И так, если творящему милостыню по забывчивости, св. Писание тем не менее определяет благословение, то не тем ли паче оно определяет его тому, кто дает бедному подаяние по доброй воле.

(Там же, стр. 7).

 

23) Р. Элазар сказал: кто от трапезы своей не оставляет на столе крохи для бедных, — никогда не удостоится благодати.

(Санhедрин 92а).

 

24) «Жертвенник деревянный в три локтя вышины» и т. д. и сказал он мне: это стол, который пред Господом» (Иезек. 41, 22). По мнению р. Йоханаана и Реш-Лакиша, пророк начал жертвенником и окончил столом, дабы показать, что во время существования храма, человека очищал от грехов жертвенник; ныне же — его очищает обеденный стол (когда человек кормит на нем бедных).

(Брахот 55а; Хагига 28а; Менахот 97а).

 

25) Рассказывают про царя Монобаза, что он однажды, во время неурожая, роздал всю свою казну. Братья его сказали ему: предки твои копили сокровища, всегда прибавляя к тем, которые они унаследовали от своих предков, — а ты вздумал растрачивать как свою, так и отцовскую казну!… На это он им ответил: предки мои копили сокровища на земле, а я коплю их на небе, как сказано (Псал. 85, 12): «Правда из земли возрастает, а милостыня с небес взирает». Предки мои хранили их в месте, доступном руке человеческой; я же храню их в месте, недоступном этой руке, как написано (Там же 89, 15): «Милостыня и правосудие основы престола твоего». Предки мои копили сокровища, не приносящие пользы; я же коплю сокровища приносящие пользу, как написано (Исаия 3, 10): «Скажите праведному: это благо, ибо плоды деяний своих они вкушать будут». Предки мои копили сокровища денежные, я же коплю сокровища духовные, как сказано (Притчи 11, 30): «Плод праведника — древо жизни, и мудрый привлекает души». Предки мои копили для сего мира, я же коплю для мира будущего.

(Иерусалимский Талмуд, трактат Пеа 1, 3. Тосефта Пеа, 4. 11).

 

26) Р. Иеhуда бен Ханина сказал: на собрании ученых в Уше решили большинством голосов, что человек должен отделять пятую часть своего имущества на дела благотворения. По поводу этого решения заметили р. Ману: если отделять каждый год по пятой части, то чрез пять лет из этого имущества ничего не останется? Он ответил: первоначально следует отделить пятую часть из основного имущества, а потом пятую часть из доходов, получаемых от этого имущества. Р. Илай сказал: в Уше же постановили, что на дела благотворения не следует тратить больше пятой части имущества, дабы, — как объясняют ученые, — человек потом сам не нуждался. И когда кто-то хотел тратить больше пятой части, его не допустили до этого.

(Иерусалимский Талмуд, трактат Пеа 1,1. Ялкут, 2 ч. 133. Кетубот, 16, Шеилтот, 25).

 

27) «Хоть и нищим сделал я тебя», — (Наум 1, 12). Мар Зутра говорит: даже бедный, пропитывающийся милостыней, должен давать милостыню. «Но впредь не буду делать тебя нищим» (Там же), т. е. ради этого исчезнет с него даже след бедности.

(Гитин, 6б).

 

28) Кто намеревался дать милостыню и действительно дал, тому дают награду, как за намерение, так и за исполнение своего намерения. Кто намерен был дать, но по недостаточности своей не дал, тому дается награда за его доброе намерение, как бы за исполнение его. Кто сам и не думал давать, но побудил к подаянию других, тому дается награда даже за это, как написано (Втор. 15, 10): «Ибо ради этого слова благословит тебя Превечный, Бог твой». Кто даже и этого не сделал, но утешает бедных добрым словом, тому тоже назначена награда, как сказано выше: ибо ради этого слова и т. д.

(Тосефта Пеа 4, 17. Сифри Втор. 113).

29) Р. Элазар говорит: заслуга побуждающего других к благотворительности выше заслуги самого благотворителя, ибо написано (Исаия 32, 17): «И будет (наградой) за дела благотворения — мир, за служение же делу благотворительности — спокойствие и безопасность во веки».

(Бава Батра 9а).

 

30) Р. Йоси сказал: да будет удел мой между собирателями милостыни, но не между раздавателями оной51.

(Шабат 118б).

 

31) Если человек ничего не имеет и отказывается от принятия милостыни, то сперва дают ему в виде ссуды, а потом — в виде подарка. Таково мнение р. Мейера. Ученые же говорят: предлагают ему сперва в виде подарка, а если он не соглашается, то дают ему в виде ссуды.

(Кетубот 67б).

 

32) Есть четыре рода благотворителей: Один хочет сам дать милостыни, но не хочет, чтобы давали другие, — таковой завистлив к другим. Другой — хочет, чтобы давали другие, но не он, — таковой скуп на свое добро. Третий — сам дает и хочет, чтобы и другие давали, — это человек благочестивый. Четвертый — сам не дает и хочет, чтобы и другие не давали, — это нечестивец.

(Авот 5, 17).

 

33) «И не сожми руки твоей пред нищим братом твоим» (Второз. 15, 7). Ибо, если ты не дашь ему, то кончишь тем, что сам будешь нуждаться в его помощи. — А откуда мы знаем, что если ты дал бедному раз, ты должен и потом продолжать давать ему, хотя сто раз? Из стиха: «Открой, открой ему руку свою» (Там же 8). Далее там сказано: «Дай ему взаймы». Это относится к тому, который имеет и не хочет пользоваться своим имуществом. Такому дают в виде подарка, а по смерти его взыскивают с его имущества. Таково мнение р. Иеhуды; другие ученые говорят: мы не обязаны заботиться о таком человеке.

(Сифри Второз. 116. Кетубот 67б. Тосефта Пеа 4).

 

34) Кто имеет пищи на две трапезы, не должен брать из общественной кухни, а кто имеет на 14 трапез не должен брать из общественной кружки. Собирание в кружку производится двумя; раздача же из оной тремя старшинами.

(Там же).

 

35) Кто располагает наличным капиталом в 200 зуз, не может пользоваться подбором, забытым зерном, недожином и десятиной для бедных; если же он имеет 200 зуз без одного динария, то он может брать подаяния даже от тысячи людей за один раз. Если же эта сумма забрана под залог в обеспечение его долга или вена для его жены, то он тоже может пользоваться милостыней и его не заставляют продавать свой дом или домашнюю утварь.

(Там 8, 8).

 

36) Кто имеет только 50 зуз, но делает ими коммерческие обороты, тот не должен брать милостыни. Кто не нуждается в подаянии, а все-таки берет, тот не умрет, пока действительно не будет нуждаться в оном. Кто вынужден прибегать к милостыне, и не прибегает, тот не умрет, пока он не будет в состоянии кормить других из своего добра; о нем сказано (Иерем. 17, 7): «Благословен будет муж, который уповает на Бога». Кто притворяется хромым, или слепым, или вообще калекой для того, чтобы разжалобить людей, тот кончает тем, что сделается действительно таковым.

(Мишна Пеа, 8).

 

37) Р. Аха бен Ханина говорит: кто нуждается в подаянии и не хочет брать, тот все равно, что проливает кровь, и не следует жалеть его, ибо если он себя не жалеет, то тем скорее не пожалеет других.

(Иерусалимский Талмуд, трактат Пеа 8, 12).

 

38) «Ибо всякое дело Бог приведет на суд и все сокровенное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12, 14). И так неужели и хорошее, как дурное, подлежит суду? В школе р. Яная объяснили, что это относится к тому, кто подает бедному милостыню публично. Самуил же говорит, что это сказано о том, кто доставляет помощь бедному лишь тогда, когда тот находится уже в крайности.

(Хагига. 5а).

 

39) Р. Аба обыкновенно завязывал деньги в платок, клал его на свою спину и так расхаживал между нищими, украдкой наблюдая, чтобы этими деньгами не пользовались обманщики.

(Кетубот. 67б).

 

40) Р. Хия бар Абба от имени р. Йоханаана сказал: написано (Притч. 11, 4): «Не поможет богатство в день гнева, милостыня же спасает от смерти»; написано также (Там же 10, 2): «Не помогут неправедные сокровища, милостыня же спасает от смерти». Спрашивается: к чему это повторение? Это означает, что одного рода милостыня спасает от неестественной смерти, а другого рода — от мучений в аду. Какая же милостыня спасает от неестественной смерти? Когда дающий милостыню не знает, кому он дает, а получающий не знает, от кого он получает. Как же это делается? — Кладут милостыню в общественную кружку.

(Бава Батра 10б).

 

41) В соседстве Мар-Уквы жил один бедняк, которому он ежедневно всовывал четыре зуза в дверную скважину. Однажды бедняк подумал про себя: дай-ка посмотрю, как это делает этот добряк. А в тот день Мар-Уква опоздал, засидевшись в школе, и потому пришла за ним жена его. Как только нищий увидел, что они суетятся около его порога, он вышел. Они убежали и спрятались в вытопленной печи, из которой только что выгребли уголья, отчего Мар-Уква обжег себе ноги. Тогда сказала ему жена его: возьми свои ноги и положи на мои. Мар-Уква загрустил (что ему невозможно будет давать милостыню скрытно); но жена утешала его, говоря: мне знаком дом его (нищего), и я могу удобнее помогать ему. Зачем столько хлопот? Затем, что р. Шимон бар Йохай сказал: человеку должно быть приятнее броситься в вытопленную печь, чем пристыдить своего ближнего публично.

(Кетубот 67б).

 

42) Раввины учили: милостынная касса взимается двумя и разделяется между нищими тремя старшинами. Взимается двумя, потому что общественная власть вручается, по крайней мере, двоим; разделяется же тремя лицами, подобно как в денежных процессах. Кружечный сбор производится тремя и разделяется тремя, потому что сбор и раздача производятся в одно и тоже время. Кружечный сбор раздается нищим каждый день, а касса — накануне каждой субботы. Из кружечного сбора могут получать все вообще нищие, из кассы же — одни только городские нищие.

(Бава Батра 8б).

 

43) Р. Элазар был общественным раздавателем милостыни. Однажды зашел он к своим домочадцам и спросил их: как ведут себя нищие? Они ответили: явилась одна партия нищих, ела, пила и помолилась за тебя. Не иметь мне хорошей награды, — ответил он. В другой раз зашел он и спросил: как ведут себя нищие? И получил в ответ: явилась одна партия нищих, которая ела, пила и обругала тебя. Хорошо, — сказал он, — теперь получу хорошую награду.

(Иерусалимский Талмуд, трактат Пеа 7, 1).

 

44) Если кто достаточно обеспечен и хочет творить милостыню, дабы его достатком пользовались и другие, — как ему поступать? Прежде всего, он должен заботиться о пропитании своих родителей; если остается излишек, то этим излишком пусть прокармливает своих братьев и сестер; если и после этого остается излишек, то пусть прокармливает прочих членов своего семейства; если же опять окажется излишек, то пусть прокармливает своих близких соседей; если и еще окажется излишек, то пусть прокармливает своих соседей по улице, а там дальше пусть благотворит безразлично всем людям.

(Тана де-бе Элиаhу 56).

 

45) Р. Элазар, р. Иеhошуа и р. Акива отправились однажды в Антиохийскую долину для собирания милостыни в пользу учащихся. В этой стороне проживал некий Аба-Иеhуда, который охотно помогал бедным, но на этот раз он находился в стесненных обстоятельствах. Увидев ученых, он пришел в отчаяние и возвратился домой с грустным видом. Отчего ты так печален? спросила его жена его. — Ученые пришли, — ответил он, — и я не знаю, что делать. Жена же его, которая превосходила его благочестием, сказала ему: ведь у тебя осталось еще одно поле; продай половину оного и отдай ученым. Он так и сделал, явился к ученым и вручил им деньги. Они помолились за него, говоря: «Аба-Иеhуда! Вездесущий да пополнит твой недостаток». Когда они ушли, отправился и он вспахать свою половину поля. Когда он пахал, вдруг вол его провалился в какую-то яму и  переломил себе ногу. Когда он опустился вытаскивать его, Всесвятой вдруг просветил его глаза и он нашел клад и сказал: видно, ради моего счастья вол сломил себе ногу. Когда на возвратном пути ученые спросили: что поделывает Аба-Иеhуда, они получили в ответ: к Абе-Иеhуде нет теперь доступа: Аба-Иеhуда владеет волами, Аба-Иеhуда владеет верблюдами, Аба-Иеhуда владеет ослами. Достигнув своего прежнего благосостояния, Аба-Иеhуда явился к ученым приветствовать их. Что ты поделываешь, Аба-Иеhуда? спросили. — Молитва ваша, — ответил он, — принесла плоды и плоды плодов. Ученые продолжали: хотя другие пожертвовали больше тебя, однако ж мы поставили тебя первым в списке; потом они попросили его сесть и произнесли над ним стих: (Притч. 18, 6). «Дар человека дает ему простор и до знатных доведет его».

(Иерусалимский Талмуд, hорайот гл. 3, 4).

 

46) Однажды, когда ученые нуждались в подаянии, отправили они р. Акибу в сопровождении еще одного ученого. Посланные отправились к известному благотворителю, по имени Бен-Бугейн. За дверьми услышали они голос ребенка, спрашивающего: что купить для тебя сегодня? — Зелень, — был ответ, — не свежую, а вчерашнюю, которая подешевле. Ученые оставили его в покое и отправились дальше. Обошедши всех, они завернули и к нему. «Отчего вы не зашли ко мне прежде всех, как вы обыкновенно делали?» — спросил он. Они рассказали ему подслушанный ими разговор. — Стало быть, — возразил он, — вы знаете только то, что происходит между мною и моими детьми, но не знаете того, что происходит между мною и моим Создателем. Обратитесь, однако же, к моей жене, и она отмерит вам одну мерку динариев. Они пошли и сказали ей. Как говорил он вам, — спросила она, — мерку с верхом или гладкую? — «Вообще мерку», —ответили они. А я вам дам с верхом, — сказала она; — если муж мой так и думал, то хорошо; а если нет, то возьму этот верх на счет моего вена. Когда муж услышал об этом, то удвоил ее вено.

(Иерусалимский Талмуд, Трактат Псахим гл. 4).

 

47) Какой-то нищий зашел однажды к р. Неемии. Последний спросил его: что обыкновенно составляет твой обед? — Жирное мясо и старое вино, — ответил он. — А не угодно ли тебе будет поесть со мною чечевичной похлебки? Нищий поел с ним чечевичной похлебки и умер. Тогда говорили: увы! Нехемия убил этого нищего!

(Кетубот 87б).

 

48) Рабби отворил свои амбары в голодный год, приказав: всех знающих св. Писание, Мишну и Талмуд впускать, а неучей не впускать. Р. Йонатан бен Амрам втерся, подступил к Рабби и сказал: Рабби! накорми меня. — Знаешь ли ты св. Писание? спросили его. — Нет, — ответил он. Знаешь ли ты Мишну? — Нет. — За что же кормить тебя? — Ну, хоть так, как кормят собак и ворон. Его накормили. Когда он ушел, Рабби загрустил. Горе мне,— сказал он, — что я дал из моего хлеба неучу. Но р. Ишмаэль бен Йоси отозвался: не был ли это р. Йонатан бен Амрам, который не желает пользоваться званием ученого? Навели справку и нашли, что это был он — Йонатан. Тогда Рабби сказал: впускать всех. Рабби держался того мнения, что бедствия постигают мир по причине невежества толпы.

(Бава Батра стр. 8а).

 

49) В соседстве Мар-Уквы находился один нищий, которому он посылал в каждый канун дня Всепрощения (Иом-киппур) 400 зуз. Однажды он послал это подаяние чрез своего сына. Последний, возвратившись, сказал: Этот человек, по-видимому, совсем не нуждается. Что ты видел у него? — спросил отец.— Я видел, что он вспрыскивается старым вином. Так он такой изнеженный?! — воскликнул Мар-Уква,— стало быть, нужно удвоить подаяние и отправить к нему. Находясь при смерти, он сказал: принесите мне счеты по милостыне. Он нашел, что в них отмечены 7000 суанских динариев. — Такие ничтожные приготовления и такой далекий путь! — воскликнул он и велел раздать половину своего состояния.

(Кетубот 67б).

 

50) В Суре свирепствовала моровая язва, но околоток, в котором жил Рав, был пощажен ею. Люди думали, что это — благодаря великим заслугам Рава; тогда им открыто было посредством сновидения, что эта милость слишком мала для великих заслуг Рава, но ею обязаны проживающему там человеку, который свою лопату и лом давал на употребление для погребения умерших.

(Таанит 21а).

 

51) Р. Леви рассказывал: был человек, который отделял следующую с него по закону десятину. У него было поле, которое приносило ему 1000 мер: 100 мер он отделял на десятины, остальные же служили пропитанием для него и всего его семейства. Так водилось у него всю жизнь. Пред смертью позвал он сына своего и сказал ему: сын мой, обрати внимание на это поле: производит оно столько-то, и десятины отделял я столько-то, и оно доставляло пропитание мне и всему семейству во всю жизнь. Первый год сын засеял поле и оно принесло 1000 мер, из которых он отделил 100 мер для десятины. На второй же год им овладело любостяжание, и он не додал десяти мер, тогда поле произвело сотнею мер меньше; в третьем году убавил он еще десять, и поле произвело еще одною сотнею меньше, и так было в четвертом и пятом году, пока поле не остановилось на количестве первоначальной десятины. Родственники его, увидев это, нарядились в белые одежды и облачения, и пришли к нему. А что, — сказал он им, — вы пришли радоваться злополучию моему? — Сохрани Бог — ответили они, — мы пришли разделять твою радость: прежде ты был хозяином, а Бог — священником; ныне же ты стал священником, а Бог хозяином52.

(Танхума отд. Реэ).

 

52) Когда собиратели милостыни встречались с р. Элазаром из Бартота, то обыкновенно избегали его, так как он отдавал им все, что у него было. Однажды он вышел на базар закупить приданое для своей дочери. Как только завидели его собиратели милостыни, то бросились бежать от него; но он погнался за ними и сказал: заклинаю вас, скажите, для какой цели вы собираете? Для сирот, — ответили они. — Клянусь,— воскликнул он, — что они имеют преимущество пред моею дочерью, и, взяв все, что у него было, вручил им.

(Таанит 24б).

 

53) Один человек так обеднел, что вынужден был сделаться поденщиком. А жена у него была достойная. Однажды, когда он пахал в поле, явился ему Илья-пророк в образе аравитянина и говорит ему: тебе назначены шесть благополучных лет; когда же хочешь, чтобы они наступили, теперь или при конце жизни твоей? — Ты ворожея, — ответил благочестивый, — но у меня ничего нет для твоей поживы, и потому уходи от меня с миром. Но тот приставал к нему три раза. В третий раз он сказал: пойду, посоветуюсь с женою. Он пошел к жене и сказал: приходил ко мне какой-то человек и настаивал три раза, говоря: тебе назначены шесть благополучных лет, когда же хочешь, чтобы они наступили, теперь или при конце твоей жизни? Как ты думаешь? Иди, — ответила она, — и скажи ему, пусть они наступают теперь. Он так и сделал, и получил в ответ: Иди домой; ты не дойдешь до ворот двора твоего, как увидишь, что благословение распространилось на дом твой. Тем временем, дети его, сидевшие и игравшие в песке, нашли сумму, достаточную для шестилетнего содержания. Они призвали мать. Муж еще не дошел до ворот, как к нему на встречу выбежала жена и рассказала о случившемся. Он тотчас возблагодарил Бога и успокоился. Что же сделала его достойная жена? — Она сказала: так как Всесвятой уже простер на нас свою милость, доставив нам деньги и пропитание на шесть лет, то займемся эти годы благотворительными делами, может быть Всесвятой еще что-нибудь прибавит нам от Себя. Так она и сделала. Все, что она делала каждый день, она приказала своему младшему сыну записывать в книгу, что тот и делал. По истечении шести лет, пришел Илья к мужу и сказал: уже наступило время отнять у тебя то, что я тебе дал. Муж ответил: когда я взял, то взял с ведома жены, а потому и возвращу с ее ведома. Он пошел к жене и сказал: старик пришел за своим добром. — Иди и скажи ему, — ответила жена, — если ты нашел людей, заслуживающих больше доверия, чем мы, то отдай им свой клад. Тогда Всесвятой, воззрев на совершенные ими благотворения, осыпал их благодеяниями.

(Ялкут II, гл. 165).

 

54) Положительная заповедь—давать нищему милостыни, сколько ему нужно, если дающий в состоянии, как сказано (Второз. 15, 8): «Открой ему руку свою», и еще (Левит 25, 35): «Поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтобы он жил с тобою», а кто, видя нищего просящим, отворачивает от него глаза свои и не дает ему милостыни, тот преступает запрещение (Второз. 15, 7): «Не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред братом твоим, нищим».

(Маймонид, Яд-hа-Хазака. Трактат о подаянии нищим гл. 8).

 

55) Хотя посвящение, обеты под заклятием и пожертвование стоимости чего-либо Богу есть доброе дело и человеку следует привыкать к таким поступкам, чтобы укрощать свою страсть, не быть скупым и исполнять заповедь Соломона (Притч. 3, 9): «Чти Бога имением твоим», однако, если человек никогда ничего не посвящал, не жертвовал стоимостью и ничего не обещал Богу под заклятием, то он не согрешил, ибо Св. Писание ясно говорит (Второз. 23, 23): «Если ты не дал обета, то не будет на тебе греха». Никогда не должен человек ни посвящать, ни отдавать всего имущества своего под заклятием Богу; а кто делает это, тот преступает смысл стиха, который говорит: «Из всего, что он имеет» (Левит 27, 28), а не все что имеет, по объяснению ученых. И такой поступок не есть богоугодный, но глупый, ибо человек растрачивает все имущество и доходит до нищенства, и никто не сжалится над ним; и о подобном человеке сказали мудрецы: «Набожный глупец числится между губителями мира». Но кто уже привык делать расходы на добрые дела, не должен, однако же, тратить больше пятой части своего имущества, и должен поступать согласно словам Давида (Пс. 112, 15): «Пусть заправляет делами своими с расчетом».

(Там же, трак. Арахин, гл. 8).

 

56) Мы обязаны быть более исправны относительно заповеди о благотворительности, нежели относительно всякой другой, ибо благотворительность есть отличительная черта поколения Авраама, праотца нашего, как сказано (Бытие 18, 19): «Ибо я полюбил его, потому что он заповедует сынам своим творить добро» и потому, что все существование Израиля, а с ним существование истинной веры, может быть утверждено только на благотворительности, как сказано (Ис. 54, 14): «Благотворительностью ты утвердишься», и также потому, что Израиль может быть спасен только благотворительностью, как сказано (Там же 1, 17): «Сион искупится правосудием и воротившиеся в него—благотворительностью».

(Там же тр. о подаянии бедным гл. 10).

 

57) Кто сам милосерд, к тому и другие будут милосерды, как сказано (Второз. 13, 17): «И дал тебе милость и помиловал тебя». А кто жесток, не зная жалости, тот сомнительного происхождения, так как жестокость обычна только у язычников, как сказано (Иеремия 50, 42): «Жестоки они и безжалостны». Израиль же и все принадлежащие ему, живут между собою как братья, как сказано (Второз. 41, 1): «Сыны вы у Господа, Бога вашего»; и если он не сжалится над братом, то кто сжалится над ним? И к кому возведут убогие Израиля свои глаза?

(Там же).

 

58) Кто уклоняется от благотворительности называется пагубным (велиаал). Об идолопоклонниках сказано (Второз. 13, 14): «Появились люди пагубные» (велиаал), и об отказывающихся от благотворительности сказано: (Там же 15, 19). «Берегись, чтобы не было в сердце твоем мысли пагубной» (велиаал). Он называется также нечестивцем, как сказано (Прит. 12, 10): «И милосердие нечестивцев жестоко»; также грешником, как сказано (Второз. 15, 9): «И он возопит на тебя к Богу и будет на тебе грех»; а Бог внимателен к воплю бедных, как сказано: «Жалобу убогих ты слышишь, Боже». Поэтому должен человек остерегаться их жалобы, ибо Бог заключил с ними завет, чтобы услышать их вопль, как сказано (Исход 22, 23): «Когда он возопит ко Мне, Я услышу вопль их».

(Там же).

 

59) Кто дает бедному с гневным видом и потупленным взором, то давай он даже тысячу золотых, он лишается своей заслуги. Он должен давать ему с ласковым видом, радушно, горюя вместе с ним о его беде, как сказано (Иов 30, 25): «Не плакал ли я над злосчастным? Не горевала ли душа моя о нищем?». Он также должен обращаться к нему с утешительными словами, как сказано (Там же 29, 13): «И сердце вдовы я развеселил».

(Там же).

 

60) Если бедный просит у тебя, а ты не имеешь чего дать ему, то скажи ему доброе слово, но отнюдь не грози ему, или не кричи на него, ибо сердце его надломлено и сокрушено; а сказано (Пс. 51, 19): «Сердца сокрушенного и удрученного, Ты, Боже, не отвергаешь». Также сказано (Исаия 57, 15): «Чтоб оживить дух упавших и оживить сердце сокрушенных». И горе тому, кто обижает бедного. Человек должен быть для бедных, как отец — и делом, и словом, как сказано (Иов 29, 16): «Отцом был я бедным».

(Там же).

 

61) Есть восемь степеней благотворительности, из которых одна выше другой. Самая высшая — это: поддерживать обедневшего человека, давая ему подарки или взаймы, или принимая его в торговлю товарищем, или доставляя ему работу, дабы он не был вынужден нищенствовать; эта степень и разумеется в словах (Левит 25, 35): «И поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтобы он жил с тобою», т. е. поддержи его, чтобы он не впал в нищету. Ниже этой степени — давать бедным милостыню таким образом, что дающий не знает, кому он дает, а бедный — от кого получает и таким образом совершает доброе дело ради самого дела, как, напр., потайной ящик, находившийся в храме, в который праведники тайно опускали свои лепты и из которого содержались, также тайно, бедные знатного происхождения. Близкая к этой степень — давать в милостынную кассу, причем дающий должен знать, что заведывающий оной — благонадежный, ученый и умеющий вести дело свое в порядке, как р. Ханина бен Традион. Ниже этой — если дающий знает, кому он дает, но бедный не знает, от кого он получает, как великие из ученых бывало ходили скрытно и бросали деньги в двери бедных; но так следует делать и такой образ действия считается богоугодным только тогда, когда заведывающие милостыней не ведут дела, как следует. Ниже этой степени — когда бедный знает, от кого получает, а дающий не знает, кому он дает: так великие из ученых завертывали деньги в свои тоги и закидывали их за спину, чтобы бедные не стыдились их, и те приходили и брали. Ниже этой степени — давать после того, как бедный просил. Еще ниже — давать меньше, нежели бедному нужно, хотя и ласково. Еще ниже —давать с гневом.

(Там же).

 

62) Великие из ученых давали бедному грош пред всякой молитвой и потом молились, ибо сказано (Псал. 17, 15): «Я благотворением буду зреть лице Твое». Кто содержит взрослых сыновей и дочерей своих, для того, чтобы они были в состоянии обучать своих детей мужского пола Торе, а женского хорошему поведению, а также, кто дает родителям своим на содержание, тот все равно, как бы творил милостыню и эта милостыня очень важна, ибо свои имеют преимущество пред чужими.

(Там же).

 

63) Человек обязан стеснять себя и перебиваться с горем пополам, лишь бы не прибегать к помощи людей и не быть бременем для общества. Так и ученые постановили: «Исполняй субботу твою по будничному, но не прибегай к пособию людей». И если обедневший даже учен и уважаем, он все-таки должен заниматься ремеслом, даже низким, лишь бы не прибегать к помощи людей, как ученые постановили: «Сдирай кожу с падали, но не говори: я великий ученый, я священник, и потому вы должны содержать меня!» Некоторые из великих ученых были дровосеками, чернорабочими и водоносами, кузнецами и угольщиками, и не только не просили пособия у общества, но не принимали даже когда давали им.

(Там же).

 

64) Воздавай благодарение Господу, что Он сотворил над тобою великое, обогатив тебя, чего не сделал с твоим ближним, и думай в сердце твоем: не без цели сделал Бог так, а чтобы испытать меня и удостовериться, не пренебрегу ли я бедными, когда узнаю об их страданиях. Я по справедливости обязан сжалиться над ними, показывать им всегда веселый вид, желать их присутствия при всякой радости, которую Бог доставляет мне, укреплять их добрыми и утешительными словами и способствовать их пользе таким образом, чтобы не причинять им этим стыда, дабы Бог упрочил за мною богатство и после выдержания мною искушения, в которое Он ввел меня; ибо если я сделаю противное этому, Бог увидит и это не будет угодно Ему.

(Сефер Хасидим 85).

 

65) Бывает благодеяние, которое по видимому не есть благодеяние, а в глазах Господа оно очень важно; напр. если кто покупает у бедного вещь, или книгу, которой никто не хочет купить, или если кто нанимает бедного, желающего быть переписчиком или переводчиком, но не находившего себе работы; то это есть благодеяние в высшей степени.

(Там же 10, 35).

 

66) Если кто спросит тебя: вот у меня деньги, — кому их отдать, каллиграфу ли, чтобы он написал для меня свиток Св. Писания, или благородным бедным, у которых нет одежды? То скажи ему: Исаия сказал (58, 7): «Когда увидишь нагого, прикрой его».

(Там же 1036).

67) Кто имеет бедных, по честных родственников и не дает им ничего, а дает другим, не столь честным, тот подобен человеку, который платит тому, кому совсем не должен, и не платит тому, кому должен, ибо своим честным родственникам он обязан пособить, как сказано (Левит 25, 36): «Да живет брат твой с тобою».

(Там же).

 

68) Какой-то нищий, который был при том очень ученый и добродетельный человек, ходил из города в город собирать для себя подаяние, но никому не открывал своей учености, притворяясь ничего не знающим, отчего и давали ему мало. По получении же подаяния, он обыкновенно вступал в ученые беседы с учеными данного города. Когда же узнавали, что он обладает такою ученостью, то обыкновенно хотели прибавлять ему значительный подарок, но он не принимал, говоря: то, что следовало мне как нищему, вы уже дали мне, а того, что вы хотите дать мне за ученость, я не приму.

(Там же 1055).

 

69) Дающий не должен хвастаться тем, что дает; а если он хвастает, то не получает вознаграждения за данное им, но получает наказание.

(Сефер Мицвот Гадоль трак. о помиловании бедных).

 

70) Нищему, ходящему по миру, люди не обязаны давать значительное подаяние, но незначительное следует ему дать, потому что нельзя отпустить бедного ни с чем, — ибо сказано (Пс. 74, 21); «Да не возвратится удрученный посрамленным».

(Там же).

 

71) Богатого, который не хочет давать милостыни, заставляют давать, как рассказывается (Бава Батра 86); Рава заставил р. Натана бен р. Ами дать четыреста золотых на благотворительные дела. Можно брать залог во имя благотворительности даже в навечерие субботы; но человека небогатого нельзя чрезмерно притеснять, разве в случае крайней необходимости.

(Там же).

 

72) Должно участвовать в делах, касающихся пользы бедных, и посещать их жилища, ибо это ведет человека к двум добрым последствиям: во 1-х, к награде свыше, во 2-х, к смирению сердца и сокрушению гордыни. Следует утешать бедных и помогать им, чем только возможно; а если человек не состоятелен, то пусть поможет им словами, ходатайствуя за них или доставляя им работу.

(Там же 4, 36).

 

73) Вот ответ бедным, говорящим: «чем можем мы делать добро, когда ничего не имеем, чтобы могли давать милостыню?». Это пустые слова; бедный может давать милостыню вообще добрыми поступками своими: исполнением заповедей, выполнением в точности и с усердием служения Богу, ибо по милости добрых и праведных Бог благодетельствует миру, давая ему пропитание, — что же может быть выше этой милостыни? Однако и бедный должен давать хоть немного милостыни, даже когда он сам пропитывается подаянием, и за это он получит сугубую награду, ибо малое от него также важно, как многое от богатого; точно также сказали наши ученые: много ли, мало ли, лишь бы сердце думало о Боге».

(Орхот-Цадиким 18).

 

74) Не думай, что заповедь о благотворительности имеет в виду только бедного, нуждающегося в хлебе и одежде, иногда эта заповедь должна быть распространена даже на великого богача. Напр., богатый, находящийся на месте, где не знают его и он должен занимать денег, или же, находясь даже в своем городе между знакомыми, нуждается в чем либо, по болезни, или по какой либо другой причине, то доставление ему нужного есть, без сомнения, благодеяние, ибо Бог желает, чтобы мы благотворили и заповедывает нам удовлетворять, по возможности, нуждам всех. И так, кто оказывает ближнему своему услугу чем бы то ни было, деньгами ли, пищею ли, или другими необходимыми предметами и даже добрыми и утешительными словами, тот считается благотворителем и достоин великой награды.

(Сефер Хинух 89).

 

75) Дети мои! Смотрите, как велика сила благотворительности! Везде, где есть благотворительность, есть и мир, и везде, где существует мир, существует и благотворительность, как и сказано (Пс. 85, 11): «Милость и истина встречаются, благотворение и мир лобызаются». И действительно, пока люди живут между собою мирно, они оказывают друг другу услуги, и наоборот где есть взаимные услуги, там существует и мир. Ученые говорили в Агаде: Бедный ропщет, почему такой-то сидит в комнате, а он скитается, — тот спит в кровати, а он на полу; но если ты помогаешь ему, то Я, говорит Господь, вменю тебе это, как бы ты установил мир между Мною и им, как сказано (Ис, 27, 5): «Кто поддерживает того, который ищет во Мне опоры, тот сотворит мир со Мною, мир сотворит со Мною».

(Маалот hа-мидот 19).

 

76) Подобно тому, как мы обязаны быть сострадательными к бедным, и бедные в своей стороны обязаны не обременять чересчур людей и не быть в тягость обществу, разве по крайней нужде. Человек должен трудиться, чтобы зарабатывать и жить с семейством своим, не прибегая к помощи других. Но кто обращается к общественной благотворительности без всякой нужды, тот грабит бедных и, вдобавок, причиняет себе унижение и стыд и о нем сказано (Иеремия 17, 5): «Проклят человек, который уповает на смертного». Такому человеку не следует давать, а следует стыдить и срамить его, пока он не оставит пользоваться милостыней и не возьмется за работу, которая могла бы поддерживать его и его семейство. Но кто добросовестно занимается работой и уповает на Бога, как бы ни был незначителен его заработок, и не говорит: «как мне пропитываться такой безделицей?» о том сказано (Там же); «Благословен человек, который уповает на Бога».

(Там же).

 

77) Собиратели милостыни не должны брать ни у женщин, ни у прислуги, разве незначительное подаяние; которое наверно не добыто ими тайком; но, если муж или хозяин строг и относительно безделицы, то нельзя брать у них и этого. Собирателями милостыни должны быть люди благонадежные и благоразумные, дабы они умели вникать в нужды каждого нищего и удовлетворять их. И хотя этим распорядителям милостыни все безусловно доверяют, однако ж они должны держаться чистыми от всякого подозрения, как сказано (Числа 32, 22): «И будьте неповинны пред Богом и пред Израилем».

(Цейда Лаерех 38).

 

78) Никогда да не подумает человек: зачем мне наносить ущерб моему капиталу, отдавая его бедным; ибо он должен знать, что деньги — не его собственность, а поручены ему на хранение с тем, чтобы он делал ими угодное поручителю; а последнему угодно, чтоб он давал из них бедным, и это лучшее употребление, которое он может сделать из них, как сказано (Ис. 58, 13): «И шествует пред тобою благотворение твое». Кроме того, опытом дознано, что от милостыни никто не беднеет; напротив, она еще увеличивает богатство и славу, как сказано (II Парал. 31, 60): «С того времени, как возношение стало поступать в дом Господень, ты кушаешь досыта, и еще много остается, потому что Бог благословил народ Свой». Также сказано (Малахия 3, 10): «Принесите всю десятину в дом сбережения, чтобы была пища в доме моем; и тем испытайте Меня, говорит Бог воинств: не открою ли Я вам окон небесных и не пролью ли на вас благословения до преизбытка».

 

(Тур Йоре-Деа, тр. о подаянии § 247).

 

79) Человек должен каждую неделю дать известную сумму на милостыню, так как капитал его поручен ему на хранение, и то, что он берет из него для своих потребностей, считается как бы растраченным; давая же милостыню, он возвращает порученное поручителю. Мало того, Бог вменяет это ему, как бы он брал у него взаймы и уплатил ему, как сказано (Прит. 19, 17): «Милующий бедного, дает взаймы Господу, и Он возвратит ему должное». Рассказывают про одного очень богатого ученого, что он роздал свое имущество на дела благотворения. Когда же товарищи спросили его: как же ты ничего не оставляешь своим детям? Он им ответил: я отдаю все мое имущество Богу на сохранение, а Он отдаст это на сохранение моим детям.

(Швилей-Эмуна 7).

 

80) Бог испытывает богача, будет ли он творить милостыню своими деньгами, и бедняка — перенесет ли он свою нужду безропотно. Если богач творит милостыню, то Бог увеличивает его богатство; если же он скупится, то он же сам или дети его дойдут до нужды, ибо на свете все коловратно, как говорили ученые. Если же бедный устоит в искушении, то Бог воздаст ему сугубо в мире сем.

(Менорат hа-Маор 2. Отд, § 7. гл. 7. нер 3).

81) Одна полушка милостыни, даваемая человеком в здоровом состоянии, важнее у Бога ста этих монет, даваемых им в болезни и страдании, когда он видит, что уже отправляется в свое вечное жилище и Бог отнимает у него власть пользоваться своим добром, которое он должен оставить другим. Другое дело, когда человек еще в полном здоровье и силе и в поте лица своего ест хлеб свой, с трудом добывая пропитание себе и своему семейству, и при всем этом уделяет из своего капитала на милостыню: такая милостыня более угодна Богу. Вообще все хорошее, что человек делает, когда он здоров, будь это милостыня, исполнение заповедей, или покаяние, более угодно Богу, нежели когда он делает все это, будучи, одержим болезнями и близок к смерти; и потому сказано (Еккл. 12, 12): «Помни Создателя твоего в дни молодости твоей, пока не наступили дни дурные».

(Йеш-Нохлин 32).

 

82) Из всего, что только Бог дает вам, не жалейте давать милостыню: от хлеба вашего давайте голодным, — одеждой вашей прикройте нагих и остальным делайте вообще добро. Не жалейте хлеба и вина вашего, а всегда, как только случится вам делать бедному добро, не отпускайте его пристыженным. Бедные должны быть домашними у вас. Когда вы только в состоянии, давайте им взаймы, отчасти под залог, отчасти на слово, смотря по времени и положению нуждающихся; и ученые сказали: кто дает бедному взаймы в его нужде, несравненно выше дающего ему милостыню.

(Там же 33).

 

83) Богатство должно быть у богатого вспомогательным средством к приобретению совершенства души. Богатый должен представлять себе, что Бог обогатил его для того, чтобы он был опекуном над бедными, и если Он найдет его не честным, пользующимся деньгами бедных, то удалит его и заменит другим.

(Там же гл. 1, 3).

 

84) Я видел, что некоторые из очень богатых, которые в состоянии делать добро, не делают его при случае, и их родственникам приходится судом вынуждать у них милостыню. Эти жестокосердые, уклоняющиеся от благотворительности, нуждаются в опоре и подкреплении увещаниями; им нужно напоминать об их кончине, говорить, что умирая они не заберут с собою всего, ибо большая часть из них не дают ни на какое благотворение, пока не чувствуют себя близкими к смерти; да и тогда приносят они дар Богу из самого худшего, подобно Каину, о котором сказано: «К концу дней, Каин принес от плодов земли дар Богу». Не прежде, как к концу дней; он думал, что уже настала его кончина.

(Амудей-шеш).

 


49 Подбирание опавших во время жатвы колосьев.

50 Т. е. обремененная водою, набравшейся в кудрях.

51 Так как последние должны разбирать нужды каждого бедного, при чем неизбежны ошибки и промахи.

52 Т. е. прежде ты десятину давал, а теперь ты оную получаешь.