МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТАЛМУДИСТОВ - К оглавлению

ГЛАВА XXVII.

ПРАВИЛА ПРИЛИЧИЯ.

 

1) Старец Гиллель говорит: Не являйся нагим (между одетыми), не являйся одетым (между нагими), не стой (когда все сидят), не сиди (когда все стоят), не смейся (когда все плачут), не плачь (когда все смеются), ибо сказано (Еккл. 3, 4): «Время плакать, и время смеяться».

(Тосефта Брахот, глава 2, 22).

 

2) Человеку не следует радоваться между плачущими, плакать между радующимися, бодрствовать между спящими, спать между бодрствующими, сидеть между стоящими, стоять между сидящими, словом, не следует отступать от образа действий своих товарищей и прочих людей.

(Гилхот Дерех Эрец гл. 5).

 

3) Акавия бен Меhалель, говорит: поступки твои приближают тебя, поступки твои и удаляют тебя (от людей).

(Эдуйот 5, 7).

 

4) Р. Шимон бен Элазар, бывало, говорит: если из товарищей одни порицают тебя, а другие хвалят, — люби порицателей больше, чем хвалителей: порицатели ведут тебя к жизни вечной, а хвалители изводят тебя из жизни мира сего.

(Авот де-раби-Натан 29; ср. Дерех-Эрец зута 9).

 

5) Учили: левою рукою удаляй, а правою приближай (людей).

(Санhедрин 107а).

 

6) Р. Элазар сказал: чему подобен ученый в глазах невежды? Сначала невежда смотрит на ученого, как на золотой сосуд; побеседовав с ним, — как на сосуд серебряный; попользовавшись же от него, — как на сосуд глиняный: как только он разбился, он уже не исправим.

(Там же 52б).

 

7) Р. Шимон бен Елазар, учил: не докучай товарищу своему, когда он в гневе; не утешай его, когда покойник его лежит пред ним; не спрашивай его, когда он дает обет, и не старайся увидать его, когда он находится в недостойном себя положении.

(Авот 4, 23).

 

8) По семи признакам можно узнать, глуп ли человек или умен: умный не рассуждает в присутствии старшего его познаниями или летами; не перебивает собеседника; не торопится возражать; спрашивает кстати, отвечает к делу; отвечает на первый вопрос прежде и на последний позже; если не слыхал чего, — говорит: «не слыхал», и признает правду. У глупого же все это на оборот.

(Там же 5, 10).

 

9) В книге Бен-Сираха сказано: Все я взвешивал на чашах весовых и не нашел ничего легковеснее отрубей. Но и отрубей ничтожнее зять, живущий в доме тестя своего; ничтожнее такого зятя — гость, приводящий с собою других гостей; ничтожнее такого гостя — человек, отвечающий прежде, чем выслушивает, ибо сказано (Притч. 18, 13): «Кто дает ответ, не выслушав, того доля нелепость и стыд».

(Бава Батра 98б).

 

10) Учили от имени р. Натана: пороком, который тебе присущ, не порочь ближнего твоего. В этом же смысле и народ говорит: у кого в семье есть повешенный, тот не должен говорить другому: повесь мне треску.

(Бава Меция 59б).

 

11) Благочестивые люди в Иерусалиме вели себя так: не подписывали документа, не зная, кто еще подпишет с ними; не садились за судебное разбирательство, пока не знали, кто еще будет заседать с ними; и не ходили на званный пир, пока не знали, кто еще приглашен на него.

(Санhедрин 23б).

 

12) Существует поговорка: Если ты приобрел благонравие, то чего тебе не достает? — Если же тебе недостает благонравия, то, что ты приобрел? Оттуда вывели, что ученый, без благонравия, хуже падали.

(Ваикра раба I).

 

13) «В недостатке всего» (Второз. 28, 45). По мнению р. Нахмана это означает: «В недостатке ума». Абайя говорит: нищий только тот, кто нищ умом.

(Недарим 41а).

 

14) Р. Элазар сказал: будь всегда скромен, и будешь существовать.

(Санhедрин 92б).

 

15) «Кто за добро платит злом, от дома того не отойдет зло» (Притч. 17, 3). Р. Шимон бен Аба прибавляет: Зло не отойдет не только от того, кто за добро платит злом, но и от того, кто за зло платит злом.

(Берешит раба 38).

 

16) Вот что люди говорят: Не делай добра злому, чтобы зло не постигло тебя; сделав же добро злому, ты совершил зло.

(Коhелет раба, гд. 5).

 

17) Когда создано было железо, деревья затрепетали. «Зачем вам трепетать? сказало оно им; не давайте вы для меня топорища, и ни одно из вас не будет повреждено».

(Берешит раба, гл. 5).

 

18) Злой сосед смотрит только на доходы и не смотрит на расходы.

(Дварим раба, гл. 9).

 

19) Р. Шимон бар Йохай сказал: о своих достоинствах человек должен говорить тихо, о своих же недостатках — громко.

(Сота 32б).

20) Когда лиса в случае, кланяйся и ей.

(Мегила 16а).

 

21) Не входи внезапно в дом свой, а тем паче в дом товарища своего.

(Шабат 10а).

 

22) Р. Иеhуда сказал от имени Рава: человек не должен подвергать себя искушению.

(Санhедрин 107б).

 

23) Кто ест хлеб за одним столом с невеждою и пирует с ним, того слова не бывают уважены (со стороны этого невежды), и кончится тем, что они поссорятся.

(Тана де-бе Элиаhу 25б).

 

24) Равва бен Мехасия именем р. Хама бен Гури, именем Раба, сказал: дающий кому-либо подарок должен его известить о том, ибо сказано (Исход 31, 13): «Дабы вы знали, что Я, Превечный, освящаю вас».

(Шабат 10б; Бейца 17а).

 

25) Р. Хама бен р. Ханина говорит: дающий кому-либо подарок не должен его извещать о том, ибо сказано (Исх. 34, 29): «И Моисей не знал, что лицо его стало лучезарным»57.

(Там же и там же).

 

26) «И сказал: сядьте здесь!» (Руфи 4, 2): из этого следует, что младший не должен сесть в присутствии старшего без его позволения.

(Ялкут, ч. 2, 165).

 

27) Лицо неважное можно заставить себя упрашивать, но не лицо важное.

Авраам сказал (Быт. 18, 5): «Я принесу кусок хлеба»... и они (ангелы) тут же ответили: «Сделай так, как говоришь»; относительно же Лота написано (там же 19, 3): «И упрашивал он их сильно, и они завернули к нему».

(Псахим 86б).

 

28) Все, что тебе велит хозяин дома, исполняй58.

(Мишна, Дерех-Эрец-Рабба, гл. 5).

 

29) Гости не должны предлагать детям хозяина из того, чем их угощают.

(Хулин 94а).

 

30) Женщина узнает нрав гостей лучше, нежели мужчина.

(Брахот 10б).

 

31) Не следует ни хвалить человека, ни порицать его в глаза.

(Ялкут 229).

 

32) «Он научает нас чрез скота земного, и чрез птицу небесную внушает нам мудрость» (Иов 35, 11). Р. Йоханаан говорит: если бы закон не был дан, мы бы могли научиться смирению у кошки, уважению к чужой собственности у муравья, целомудрию у голубя и правилам общежития у петуха.

(Эрувин 100б).

 

33) Кто прибавляет — убавляет59.

(Санhедрин 29б).

 

34) Даже простой разговор ученых достоин изучения.

(Сука 21).

 

35) Учили: Полагающийся на заработки жены или жерновов, никогда не увидит у себя счастья.

(Псахим 50б).

 

36) Трое, жизнь которых не жизнь, — это: сердобольный, вспыльчивый и нервный.

(Псахим 113).

 

37) По трем вещам узнается человек: по его кошельку, по его бокалу и по его гневу; а другие говорят еще: по его смеху.

(Эрувин 65).

 

38) Следующих четырех здравый рассудок терпеть не может: бедняка-гордеца, богача-лжеца, старого волокиту и кичливого старосту. Другие же прибавляют: И того, который снова женится на той, с которой уже два раза разводился.

(Псахим, там же).

 

39) Семь советов завещал р. Акива сыну своему р. Йеhошуа: Не учись, сын мой, на публичном месте; не живи в городе, представители которого — ученые; не входи внезапно в дом свой, а тем паче в дом друга твоего; не ходи без сандалий; утром позавтракай, летом — ради жары, и зимою — ради холода; устрой субботу по будничному, чтобы только не нуждаться в чужом, и сближайся с людьми, коим время благоприятствует.

(Псахим 112).

 

40) Завтрашняя беда да не пугает тебя, ибо не знаешь, что родит день, авось завтра ее не будет и страх твой понапрасну.

(Йевамот 63б).

 

41) Хотя бы и много было у тебя доброжелателей, но тайну твою открывай лишь одному из тысячи.

(Там же).

 

42) Праведные говорят мало и делают много, а грешники говорят много и не делают даже мало.

(Бава Меция 87б).

 

43) Кто открывает свою дверь чужому, подвергает себя опасности.

(Исход-раба 4).

 

44) Р. Иеhуда бен Тема сказал: Если ты сделал другу своему немного зла, — считай, что это много; сделал ты ему много добра — считай, что мало; если друг твой сделал тебе добра мало, — считай, что это много; — зла много, — считай, что мало.

(Авот де-раби-Натан 41).

45) Ученому не прилично кричать и орать в разговоре, подобно животным и зверям; он должен разговаривать с людьми тихо, однако ж не слишком тихо, чтобы не показаться гордым. Он должен предупреждать всех своим приветствием, дабы все были довольны им. Он должен судить о каждом человеке с лучшей стороны, хвалить, а не порицать; любить мир и стремиться к нему. Если замечает, что слова его выслушивают, он должен говорить, и молчать, если замечает противное. Он не должен изменять своему слову, не прибавляя к нему и не убавляя от него, разве из видов миролюбия и т. п. Словом, он должен беседовать только о науке или добродетели.

(Маймонид Гилхот Деот 5).

 

46) Ученый не должен иметь надменной, с вытянутою шеею, походки, подобно той, о которой сказано (Исаия 3): «И ходят они, вытянув шею, и обольщая взорами», равно как и походки рассчитанной, кокетливой, подобно женщинам и гордецам, о которых сказано (там же): «И выступают они медленными шагами и спутывают себе ноги». Он не должен также бежать на улице, подобно сумасшедшему, ходить с поникшею головою, как горбатый, так как по походке легко узнать человека, умен ли он, сведущ, или глуп и невежда. Так и Соломон сказал (Экклезиаст 10, 3): «И какою бы походкою глупый ни шел, сердце у него пусто; точно он всем говорит, что он глуп».

(Там же).

 

47) Одежда ученого должна быть приличная и опрятная; на ней не должно быть пятна или нечистоты и т. п. Он не должен одеваться в княжеское платье, как-то в золото и пурпур, обращающее на себя внимание, но не должен рядиться и в нищенские одежды, возбуждающие презрение.

(Там же).

 

48) Сказано (Притчи 3, 4): «И приобретай милость и благоволение в очах Бога и человека», т. е. человек должен поступать так, чтобы быть любимым всеми. Также сказано (Быт. 12, 2): «И будь ты в благословение», т. е. человек должен поступать так, чтобы каждый благословлял его.

(Сефер Хасидим 526).

 

49) Старайся избегать человека, от которого добру не научишься, ибо «горе ему и горе его соседу»; из-за него ты навлечешь на себя нарекания, так что скажут: «Не даром побывал ты у него» и все его недобрые поступки припишут и тебе.

(Там 79).

 

50) Если расспрашиваешь о человеке, с которым желаешь завести знакомство, спроси: «Кто его друг», ибо каждый поступает по примеру друга своего.

(Там 80).

 

51) Не смейся над ошибкою другого, ибо за свои уста никто ручаться не может. Лучше молчать и предоставить другому смеяться над тобою, чем говорить и считаться затевающим ссору.

(Там же 84).

 

52) Желающий попросить чего-нибудь у другого, не должен высказывать сразу всю свою просьбу, иначе тот может ему отказать, но пусть прежде попросит о том, в чем тот, как он полагает, не откажет ему, а после того уж пусть просит, о чем хочет. Это одно из хороших средств, необходимых человеку при просьбах пред высшими особами.

(Ральбаг. ком. на кн. Судей, 3).

 

53) Если господин твой соглашается на исполнение твоей просьбы, то не прилично тебе просить многого; проси только о том, что он в силах сделать; этим путем удостоишься милости его.

(Ральбаг, I Цари).

 

54) Образованный человек, являясь к другу своему, должен докладывать о своем приходе, дабы тот имел возможность приготовиться к приему, в случае, если пожелает выразить ему особое почтение. Не давая же знать о своем приходе, он легко может поставить его в неловкое положение, лишая его возможности оказать ему приличный прием, как своему почтенному посетителю.

(Ральбаг, комментарий. на Св. Пис., 73).

 

55) Не прилично человеку предаваться удовольствиям, в то время, когда его соседи находятся в огорчении.

(Там же, 48).

56) Взвешивай слова свои верными весами; и твои деньги, да будут для тебя дешевле слов твоих; уста же твои пусть не произносят какого-нибудь слова прежде, чем ты взвесил его на весах ума твоего.

(Орхот-Хаим р. Ашера, в конце книги Йеш-Нохлин).

 

57) Человек, не знающий приличия, не может жить между людьми, потому что поступки его никому не нравятся, слов его никто не выслушивает и все держатся вдали от него. При помощи знания, добродетели, страха Божия, мудрости и рассудительности, человек приобретает себе милость у людей только тогда, когда с этими достоинствами соединяется и приличие.

(Маалот hа-мидот, 64).

 

58) Обращайтесь с людьми скромно, спокойно и ласково; не отступайте от обычного порядка жизни других людей, ибо удаляющийся от всех, всегда бессилен; заботьтесь о благе своих ближних; говорите в их пользу; поступайте, как поступают лучшие из них: следите за их словом и делом и приучайте себя ко всякому доброму делу и всякой доброй привычке людей умных и благородных.

(Там же).

 

59) Человек должен всегда знать пред кем он стоит, с кем ест и пьет, с кем беседует, к кому заходит и с кем подписывается на документах.

(Там же).

 

60) Человеку весьма прилично быть всегда благодушным и уступчивым; этим он приобретает любовь и расположение каждого человека.

(Орхот Цадиким, 24).

 

61) Образование, приобретаемое человеком, обладающим доброю нравственностью и знанием приличий, стремящимся к мирной и спокойной жизни, беспрепятственно и легко ведет такого человека к совершенству. Но когда человек имеет дурные привычки и не постигает того, что называется приличием, или вовсе не желает знать приличия, то, хотя бы он был и довольно образован и многосведущ, привычки те мешают ему в стремлении к совершенству, так что он сам чувствует себя неспособным быть точным исполнителем воли Божией. Поэтому и сказано: без приличия нет и учения, т. е. без приличия (благонравной жизни) — человек не может усовершенствоваться в науках и добродетели, составляющих необходимое условие человеческого существования.

(Менорат hа-Маор, в предисловии к нер 6).

 

62) «Р. Ишмаэль говаривал: Будь уступчив со старшими, умерен с младшими и принимай радушно всякого» (Авот 3, 12). Так как члены всякого общества бывают различных достоинств, и между ними встречаются иногда такие личности, которые своими природными дарованиями и приобретенными познаниями стоят выше всех, то необходимо обращаться с последними вежливо и оказывать им особое почтение. Это именно и выражается словами: будь уступчив со старшими.

Находясь же в среде юношей, людей молодых, человек должен иначе обращаться, не должен унижаться пред ними, а должен держать себя с достоинством и спокойствием; как и сказано: Будь умерен с младшими, т. е. не покажись невеждою и не важничай слишком; не горячись пред ними, а говори спокойно и медленно. Если же ты легкомыслен в словах и поступках с ними, то они будут презирать тебя и не послушают слов твоих. Так-то пристойно нужно обращаться не только с младшими или старшими тебя, но с каждым человеком, кто бы он ни был; как видно из слов царя Давида (I Парал. 29): «Слушайтё меня, братья!».

(Абарбанель в Нахлат-Авот).

 

63) Хотя и заповедую вам весьма уважать людей, однако ж берегитесь их и не доверяйтесь им, пока вы не убеждены в них; а то, что ученые сказали: подозревающий невинных бывает наказан, относится только к тому, кто высказывает свои подозрения словами; остерегаться же людей необходимо.

(Йеш-Нохлин, 50).

 

64) Будь осторожен в доме друга твоего: не посматривай на его домашнюю утварь и на все, что у него находится, и тем более не всматривайся в его жену и дочерей. Но и не потупляй своих взоров больше, чем следует, ибо это может показаться притворством. А когда сидишь за столом друга своего, не хвали кушанья, которое ты кушал в другом доме, дабы не показалось, что хулишь его кушанья; и, разумеется, уже само собою, что тебе не следует говорить: то кушанье мне понравилось, а это нет. Если замечаешь в доме, в котором ты вхож, поступки неблагопристойные, то поставь это твоим знакомым на вид и не потворствуй им, ибо ответственность за них может пасть на тебя; может быть, друг твой совершает эти поступки, не сознавая их гнусности. Если же он совершает гнусные эти поступки сознательно, то ты, по крайней мере, не оказывай ему в том содействия, ибо ответственность падает на тебя.

Будь осторожен, когда сидишь за столом друга своего; не поноси решительно никого, дабы он не подумал, что завтра будешь поносить его, сидя за столом другого. Будь также осторожен с человеком, благорасположение которого ты успел снискать: часто не бывай у него и не беспокой его просьбами, которыми легко можешь надоесть ему и навлечь на себя его неприязнь. Будь осторожен, когда хвалят тебя; держи себя ниже своего достоинства и похвалы пусть не производят на тебя большого впечатления, ибо человек смотрит на лице, а Превечный смотрит на сердце.

Будь осторожен, когда говоришь с человеком, некрасивым собою или имеющим какой-нибудь телесный недостаток: не смотри ему в лице и на то место, где его недостаток находится. Будь осторожен, когда заходишь в многолюдный дом: не садись на слишком высокое или на слишком низкое для тебя место, ибо обе эти крайности обнаруживают гордость. Будь осторожен, когда друг твой бранит и обижает тебя: не презирай его в сердце своем, а делай ему снисхождение по мере возможности и при случае заплати ему даже добром. Стыд же, перенесенный тобою от него, послужит для тебя побуждением к очищению себя от грехов.

(Шевет-Мусар, 16).

 

65) Дети мои, да будет поведение ваше пристойно и отзывы о вас да будут похвальны и прекрасны. Добрые слухи старайтесь преувеличить, дабы люди желали иметь вас друзьями и быть в близком знакомстве с вами. У кого же поведение непристойное и о ком отзывы идут дурные, тот не может иметь друзей и люди удалятся от него.

(Р. Яаков Эмден в кн. Мигдал Оз, 77).

 

66) Бери пример не с человека, стоящего ниже тебя в добродетели и страхе Божием, а с человека, стоящего выше тебя. Не поднимай руки своей на ближнего твоего, даже, когда он ругает отца твоего и матерь твою в твоем присутствии. Не давай словам твоим раздаваться на улице; не кричи, как животное, говори тихо; не обнаруживай силы твоей пред человеком, если ты сильнее его, ибо внезапно можешь и ты ослабеть; не унижай ближнего твоего не приводи его в уныние, ибо это привычка неблагоразумных.

 

67) Не горячись из-за безделицы ни с кем, чтобы не приобрести себе врагов; не делай скрытно того, что не прилично тебе делать публично и не говори: «кто меня видит!» Не признавай виновным того, кто приходит извиняться пред тобою, объясняясь в правде или во лжи.

 

68) Твои деньги да не будут для тебя дороже тела твоего, так напр. не позволяй себе пройти таможню, не уплатив пошлины; не ходи один ночью и не питай в сердце твоем зависти, ибо это болезнь мучительная и неизлечимая, — береги уста твои, будь признателен за добро, за почести и за оказанный тебе дружеский прием.

(Орхот Хаим, Рош, 41).

 

69) Не гордись своею мудростью, ибо мудрость человека — ничто пред Превечным; не гордись силою своею, ибо она истощается; утром пускает побеги и вырастает, а вечером уже подкошена и засохла; не гордись богатством, которое не постоянно, или может оказаться пагубным для твоего тела и души; не гордись также происхождением, ибо оно ненадежное убежище: гордиться происхождением значит гордиться мертвыми и сознавать в себе отсутствие личного достоинства; не гордись также прямотою и справедливостью поступков своих, ибо никогда не совершишь одного из тех бесчисленных деяний, которыми предупредил тебя Творец твой; а если встречаешь человека, хвалящегося поступками своими, считай его помешанным, разбитою тростью, на которую опираться нельзя.

(Игерет-Мусар, р. Соломон Алами).

 

70) Ученый должен беречься от всякого зла и порока, дабы никакое позорное дело не было замечено за ним и дабы св. Учение не было осквернено чрез него, когда он стал бы пренебрегать именем Святого. Он должен быть осторожным во всех делах своих, чтобы не сделать глупости и не дать повода клеветникам рассказывать о его ошибках.

(Де-Ведас, Решит Хохма гл. о Благоприличии).

71) Когда человек замечает, что седина показывается уже на голове его, и он стареет, тогда он должен удалиться от путей юношеских и наблюдать за своими поступками, дабы не сравняться с молодыми в одежде, разговоре или в одном из поступков.

(Там же).

 

72) Случается иногда, что один просит у друга своего какой либо вещи или какого либо совета; если о вещи идет дело, то пусть просит ласково вежливыми словами и, в случае отказа, пусть не настаивает в своей просьбе. Если же о совете идет дело, — пусть с точностью излагает свою просьбу. Всю правду пусть выскажет ему, ибо как только он солжет в чем-нибудь, тот ложно будет и советовать, и таким образом окажется, что, думая обмануть другого, обманет самого себя, подобно тому, как больной, советуясь с врачом о болезни, если рассказывает о ней все превратно, то получит совет бесполезный для себя.

(Там же).

 

73) Добрый товарищ должен любить товарища своего, как самого себя, должен помогать ему в нужде, дружба его должна быть чиста, без всякого порока, должен говорить с ним спокойно, ласково и скромно, должен избегать разговоров о пустых делах, не должен насмехаться над ним говоря: «он мой друг, ему могу сказать все, что мне угодно, он не обратит внимания на то», ибо если будешь обращаться с ним насмешливо и легкомысленно, то дружба перейдет в ненависть.

(Там же).

 

74) Будучи в нужде, не спеши сообщить о ней друзьям своим, дабы не огорчить их: уповай на Бога, может быть, Он поможет тебе без них; когда же тебе хорошо — спеши сообщить им об этом, дабы они радовались вместе с тобою. Поспешно навещай друзей своих, когда им приключилось горе, чтобы утешить их, но медленно ходи к ним на пир, чтобы не быть им в тягость.

(Мишле Асаф, 1, 14; 14, 18).


57 Эти два противоречивых мнения в талмуде приводятся в согласие тем, что первое относится к подарку, который может оставаться не обнаруженным, вследствие чего дарствующий должен объявить; второе же — к подарку, который сам собою должен обнаружиться.

58 Р. Гуна, приводящий это древнее изречение в талмуде (Псахим 86б), прибавляет: за исключением «ступай вон»!

59 Смысл этого изречения тот. что излишество во всяком деле есть недостаток.