МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТАЛМУДИСТОВ - К оглавлению

ГЛАВА XXVIII.

О ЧЕЛОВЕКОЛЮБИИ ВООБЩЕ.

 

1) Гиллель говаривал; будь из последователей Аарона, любившего мир и стремившегося к миру, любившего людей и приближавшего их к учению.

(Авот 1, 12).

 

2) Был случай с одним иноплеменником, который пришел к Шаммаю и сказал: «Обрати меня в иудейство с условием, чтобы ты научил меня всему закону в то время, когда я буду стоять на одной ноге». Шамай прогнал его плотничьим аршином, бывшим тогда в руках его. Тот явился к Гиллелю, который обратил его, сказав: «Что неприятно тебе, того не делай ближнему своему, вот и все учение; все же остальное — разъяснения; иди, учись».

(Шабат 31а).

 

3) «И люби ближнего своего, как самого себя» (Левит. 19, 18). Р. Акива говорит: это важное правило в учении. Бен Азай говорит: «Вот родословная книга Адама» (Бытие 5, 1), — правило еще поважнее60.

(Сифра, Кедошим, 4; ср. Иерусалимский Талмуд, Трактат Недарим 9, и Берешит раба 24).

 

4) Р. Меир сказал: когда человек находится в скорби, то что говорит тогда Вездесущий?—  «Страдает голова моя, страдает мышца моя». И так, если Вездесущий скорбит о проливаемой крови нечестивцев, то не более ли скорбит Он о крови праведников?

(Санhедрин, 46а).

 

5) В соседстве р. Меира жили наглецы, которые делали ему большие неприятности, а потому он стал молить небо об их смерти. И сказала ему Верурия, супруга его: неужели ты думаешь, что тебя оправдывает стих (Пс. 104, 35): «Да исчезнут грешники с земли»? Но разве там сказано хот'им (грешники)? Ведь сказано хаттаим (грехи). При том, смотри, что в конце стиха сказано: «И беззаконных нет более», т. е. поскольку грехи исчезли, то и беззаконных нет более. А потому, ты лучше молись, чтобы они раскаялись и перестали быть грешниками». Он помолился о них небу, и они покаялись.

(Брахот 10б).

 

6) Учили от имени р. Гамлиеля бен Рабби: (Второз. 13, 11):  «И даст тебе милосердие и умилосердится над тобою», т. е. кто оказывает милосердие людям, тому оказывают милосердие с неба, а кто не оказывает милосердия людям, тому не оказывают милосердия с неба.

(Шабат 151б).

 

7) Раба, бен старца Ханины, сказал от имени Рава: кто может просить о помиловании своего ближнего и не просит, считается грешником; ибо сказано (1 Сам. 12, 23): «И я также не допущу себя грешить пред Превечным, — отказываясь молиться за вас».

(Там же).

 

8) Р. Яаков сказал: тот, по чьей вине пострадал ближний его, не войдет в обитель Всесвятого, ибо сказано (Притч. 17, 26): «Даже причинять страдание не хорошо для праведного». А что не хорошо, то зло, о котором сказано (Пс. 5, 5): «Ибо Ты Бог, не любящий беззакония, у Тебя не водворяется злой».

(Там же 149б).

 

9) Р. Аха сказал: мы находим, что Всесвятой возвышает того, кто является защитником кого либо; ибо сказано (Ис. 30, 18): «А потому возвысит Он того, кто умилосердится над вами». Тебе должно быть это известно из того, что Моисей во всю жизнь свою не был назван мужем Божиим, а только в то время, когда он благословлял Израильтян, как сказано (Второз. 33, 1): «И вот благословление, которым Моисей, муж Божий, благословил сынов Израилевых».

(Ялкут 306).

10) Р. Нахман от имени Раба, бен Абуя, сказал: В Писании сказано (Лев. 19,18): «И люби ближнего своего, как самого себя». Это значит: выбирай для него61 немучительную смерть.

(Санhедрин 45б).

 

11) Приговоренных судом к смерти поили крепким вином, дабы помутился ум их — во исполнение сказанного (Притч. Сол.31,6): «Дайте опьяняющего погибающему».

(Бамидбар раба 10).

 

12) Р. Акива сказал: откуда мы знаем, что Санhедрин, произнеся смертный приговор, должен воздержаться от пищи в этот  день? Из стиха (Лев. 19, 26): «Не ешьте при крови».

(Сифра Кедошим 1).

 

13) Обычною поговоркою ученых из Ямнии было: Я — тварь, и ближний мой тварь; мое занятие в городе, его занятие в поле; я рано встаю для своих занятий, и он рано встает для своих занятий; как он не мешает моей работе, так я не мешаю его работе. И дабы ты не думал: «я много зарабатываю, а он мало зарабатывает», — нас учили: много ли кто работает, мало ли, — лишь бы сердце его было направлено к Богу.

(Брахот 17а).

 

14) Р. Ханина бен Доса, говаривал: кто приятен людям, тот приятен и Богу, а кто неприятен людям, тот неприятен и Богу.

(Авот 3, 13).

 

15) Р. Шимон бар Йохай, сказал: любовь расстраивает порядок, и ненависть расстраивает порядок. Любовь расстраивает порядок, ибо сказано (Бытие 46, 29): «И запряг Иосиф колесницу свою и выехал на встречу Израилю, отцу своему». Разве у Иосифа не было рабов? Но дело в том, что любовь не держится порядка. Ненависть же расстраивает порядок (Исход 14, 6—8): «И запряг Фараон колесницу свою и погнался за сынами Израилевыми». Разве у Фараона не было рабов? Но дело в том, что ненависть не держится порядка.

(Берешит раба 55).

 

16) «И Он даст тебе милосердие и сделает тебя милосердным» (Второз. 13, 11). Кто имеет сострадание к тварям, тот верно из потомков Авраама, праотца нашего; а кто не имеет сострадания к тварям, тот верно не из потомков Авраама, праотца нашего.

(Бейца 32б).

 

17) Учили: не назначают в члены Синhедрина скопцов и бездетных. Р. Р. Иеhуда прибавляет: и людей жестокосердых.

(Санhедрин 36б).

 

18) Рава спросил Раба, бен Мори: на чем основано мнение наших учителей, что, если кто молится за ближнего своего, сам находясь в крайности, то его собственные нужды удовлетворяются прежде? — Рабба отвечал: на том, что сказано (Иов, 42, 16): «И Превечный возвратил потерю Иова, когда он помолился за друзей своих».

(Бава Кама 92а).

 

19) Если один согрешит против другого, то последний не должен питать к первому скрытой ненависти, как сказано о нечестивцах (2 Сам. 13, 22): «И не говорил Авесалом с Амноном ничего, ни худого, ни доброго», но он обязан сообщить ему и сказать: почему ты поступил со мною так и так? Почему ты согрешил против меня в том-то?, как сказано (Лев. 19,17): «Обличи твоего товарища и не понесешь за него греха». Если товарищ раскаивается и просит у него прощения, то он должен его простить и не быть жестокосердым, как сказано (Бытие 20, 17): «И помолился Авраам Богу и исцелил Бог Авимелеха».

(Маймонид Яд hа-Хазака, Деот 5).

 

20) Не следует предуведомлять человека о том, что может опечалить его, так как он довольно настрадается, когда несчастие постигнет его; к чему печалить его преждевременно? Это допускается разве в том случае, когда предуведомленный может от этого выиграть. По этому находим, что Илья скрыл от Елисея то, что Бог возьмет его от него; так как не видел в этом пользы для него, и сообразил, что довольно ему будет огорчений в свое время.

(Ральбаг, ко II Цар. 12).

21) Любовь заключает в себе больше деятельности, чем все другие качества, и когда человек обращает свою любовь на зло, то нет более дурного качества, чем она; если же он направляет ее к добру, то из всех качеств нет выше ее, как сказано (Второз. 6): «И люби Превечного, Бога твоего»; и нет более возвышенного вида служения Богу, чем служение Ему из любви. Теперь слушай, как любовь извращает деяния, когда человек дает ей перевес над своим разумом, ибо бывают многие виды любви, различные друг от друга. Во-первых, любовь к детям. Но вследствие чрезмерной любви, человек не увещевает, не наставляет их на путь добра, позволяя им следовать влечению их злого сердца. Во-вторых, любовь к деньгам. От непомерного же корыстолюбия человек не может добросовестно вести свою торговлю, жадничает, обирает и грабит, чтобы накопить богатства. Вследствие же чрезмерной жажды богатства, он отвращает руку свою от благотворительности. В-третьих, любовь к женщинам. Если у человека жена злая и тщеславная, то она искореняет из сердца его все заповеди и увлекает его за собой, а он, от чрезмерной любви, не дерзает противиться ей и слушается ее советов, и она таким образом доводит его до дурных поступков. В-четвертых, любовь родственная: к братьям, сестрам, родителям и к знакомым и приятелям. Из-за любви к последним человек оказывает им содействие в их спорах, не разбирая, правы ли они или не правы; всегда помогает и покровительствует им, защищает и возвышает их на такую высоту, которой они вовсе не заслуживают, назначая их, например, начальниками, попечителями, повелителями над народом, не останавливаясь перед тем, что они этого недостойны. В-пятых, любовь к почестям: кто честолюбив, деяния того не отличаются искренностью, ибо что бы он ни делал, — будет ли он раздавать милостыню, займется ли учением, — мысль его всегда устремлена на честь и славу. Есть еще один род любви? который хуже всех исчисленных родов, это — любовь к наслаждениям и чувственным удовольствиям. Кто предан вину, предается пьянству, и кто постоянно ест лакомства, забывает Творца своего.

Кто хочет предохранить себя от губительного действия означенных родов любви, тот должен обладать большою мудростью и большою нравственною силою; а потому ты должен научиться быть осторожным и искусным, дабы тебе управлять всеми этими родами любви, соображаясь с путями Господа. Любовь к детям должна быть направлена к тому, чтобы наставлять их на путь справедливости и научать их делам служения Богу, как сказано (Исаия 38, 19): «Отец возвещает детям правду Твою». Любовь к деньгам должна быть такого рода, чтобы любить деньги лишь в том смысле, чтобы не иметь надобности желать денег чужих, воровать, грабить, принимать милостыню, а чтобы, напротив, самому содержать других из своих средств, одевая и кормя нищих и своими деньгами поддерживая изучающих закон. Жену свою человек должен любить за то, что она спасает его от греха, удаляет его от разврата, воспитывает его детей и служит ему во всю жизнь свою, приготовляя ему кушанье и прочие домашние потребности. Любовь к родителям человек должен питать за то, что они вырастили его, заботились о нем и научили его путям Господа и Св. Писанию. Равным образом братьев своих, сестер и других родственников он должен любить за то, что они радели о развитии в нем нравственных достоинств. И он должен учить и увещевать их без лицеприятия, чем удостаивается большой награды, как сказано (Пс. 15,3): «И позора ближнего не скрывает». Друзей своих должно любить полной любовью, соблюдая сказанное (Лев. 19, 18): «И люби ближнего своего, как самого себя». Великий принцип вероучения: «Что тебе не приятно, того не делай товарищу твоему»62. Еще важнее: «И по образу Божию Он создал человека» (Бытие 9, 663).

(Орхот-Цадиким 13).

 

22) Большие выгоды достаются тому, кто обращается с людьми ласково и дружелюбно. Одна выгода достается ему уже в мире сем: кто относится ко всем с любовью, тому всякий помогает в несчастии. Другая выгода относится уже к миру грядущему: так как он всеми любим, то слова его уважаются, так что он может побуждать людей к добру. Благодаря же своей любви, он со всеми в мире, а потому он пользуется спокойствием и имеет досуг, чтобы посвятить себя учению и добродетели; все благоволят к нему, поступки его всем приятны, так что всякий старается подражать им.

(Там же).

 

23) Каким же путем человек достигает общей любви? Посильной помощью другим, своею личностью и своими деньгами. Помогать своею личностью значит служить всякому, бедному или богатому, не жалея для них трудов. Помогать деньгами значит давать взаймы, как богатому, когда он нуждается в деньгах, так и бедному. Имея дела с людьми, он должен быть добросовестен и не придираться к мелочам. Пусть всегда желает, чтобы другие имели выгоду от него, а не чтобы только пользоваться от других. Обхождение же его с людьми должно быть мягкое: обидел ли его кто, обманул ли, он не должен платить тою же монетою! Пусть несет иго мира, никого собою не обременяя и ни с кем не ссорясь. Пусть встречает всех с радушием и улыбающимся лицом, потому что это упрочивает любовь. Пусть беседует с товарищем о его интересах и утешает всякого в его горе и печали. Если кто открыл ему тайну, то пусть не выдает ее, даже когда тот рассердил его. Пусть не отзывается о других дурно и не прислушивается даже, когда другие говорят о ком-либо дурно; напротив, он должен всегда стараться находить людям оправдание. Пусть всякому оказывает уважение словом и делом. Бери в товарищи того, который знает себе цену, потому что кто не знает самого себя, в мудрости того нет проку. Не дружись с теми, которые одобряют несправедливость, как сказано (Исаия 8, 11); «Не скажите «союз» всему, чему народ сей скажет «союз». Нельзя соединяться с грешником в делах общежития, как сказано (2 Парал. 20, 37): «За твое общение с Ахазиею разрушил Превечный дела твои»; нельзя, хотя бы и для доброго дела, как сказано (Прит. 3, 31); «Не завидуй человеку насилия, не выбирай всех его друзей».

(Там же).

 

24) Подобно тому, как человек, находясь в несчастии, хочет, чтобы ему было оказано сострадание, и он, с своей стороны, должен быть сострадателен к тому, кто в этом нуждается, как сказано (Лев. 19, 18); «И люби ближнего своего, как самого себя». Этой отличительной чертой Бог отметил праведников и рабов своих. И подобает разумному человеку, чтобы в его сердце постоянно прибывало сочувствие и сострадание. Господин, относящийся сострадательно к своему слуге или к товарищу своему, в чаянии от них какой-нибудь пользы, делает, однако ж доброе дело тем, что прививает своему сердцу чувство сострадания. Но есть сострадание, которое в сущности жестокосердие. Например, если кто дает подаяние бедняку, и после того говорит ему: «Я дал тебе столько и столько, а потому ты должен трудиться для меня и услужить мне взамен того, что я сделал для тебя». Про это сказано (Притч. 12, 8): «И жалость грешников жестока».

(Там же).

 

25) Вот еще жестокий нрав: кто распускает про товарища дурную молву, причиняя ему этим огорчение и стыд, и кто распускает слух, оскорбительный для фамильной чести, — те и вовеки не сподобятся искупления. Заимодавец не должен огорчать должника, проходя мимо его, когда знает, что тот не в состоянии заплатить ему.

(Там же).

 

26) Даже обличая, мы должны остерегаться, чтобы не обличить товарища с жестокостью, как сказано (Лев. 19): «Обличи твоего товарища и не понесешь за него греха», то есть, не обличай его с беспощадностью и озлоблением, чтобы пристыдить его, в противном случае ты понесешь за него грех.

(Там же).

 

27) Дети мои! ведите себя со всяким человеком по этому образцу, ибо он упрочит за вами любовь людей, как сказал один мудрец: «Кто хочет быть любим людьми, тот должен вести себя с ними достойным образом». Подобно тому, как потеря ведет человека к ненависти, удовольствие ведет его к любви. Кто имеет общение с людьми и добросовестен в ведении своих дел, правдив, ласков, миролюбив, тот сеет любовь в сердцах людей. Один мудрец сказал: «Нет худшего чувства, чем ненависть к людям». Если имеете врагов, которым хотите мстить, старайтесь умножать ваши личные достоинства.

(Маалот hа-мидот 2, 11).

 

28) Не будьте ненавидимы ни кем и не питайте ненависти ни к кому, ибо ненависть мешает всякому доброму делу, всякому доброму предприятию. Один мудрец сказал: «Кто сеет ненависть, — пожинает раскаяние». Но будьте любимы и любите других.

(Йеш-Нохлин 52).

 

29) Так как любовь к Богу и любовь к людям суть два столба вероучения, то они нёобходимо должны быть сходны между собою. Подобно тому, как любовь к Богу бывает «всем сердцем, всей душой и всем достоянием», и любовь к людям должна отличаться этим характером. Что значит любить «всем сердцем? — Это значит ни к кому не питать в сердце ненависти. Ненависть же происходит, по большей части, от зависти, и эта ненависть хуже, чем ненависть за оскорбление или за что-нибудь другое, потому что последняя, с устранением причины, устраняется и сама; ненависть же из зависти неисправима и всегда возбуждает ссоры и неприятности. И эта вражда, коренящаяся в сердце, называется беспричинной, потому что она поселяется в сердце человека без всякой другой причины, кроме зависти. И она хуже всего, потому что заключает в себе сугубое зло: зависть, исторгающую человека из мира, и ненависть вообще. По этому и сказано: «всем сердцем», т. е. человек должен не только беречься, чтобы к нему не пристала частица этого зла, но он должен любить другого в сердце своем и отдалять от себя малейший намек на зависть и соревнование. Это и есть любовь сердцем.

 

30) Существует еще один род ненависти. Это — когда человек ненавидит своего ближнего не из зависти и соревнования, но за его испорченную нравственность; потому что, как естественно, чтобы между людьми, сходными между собою по характеру и качествам, возникала любовь, точно также естественно, чтобы между людьми не сходными возникала ненависть. Эта ненависть не так злокачественна, как упомянутая выше, но тем не менее и ее трудно устранить, а потому мы должны удаляться от нее, как сказано: «всей душой», — т. е. хотя бы твой товарищ и не сходился с тобою в качествах души, ты обязан терпеть его и любить во имя Бога, Который так его создал. Третий род ненависти — это ненависть из-за денежных интересов. Потому-то и сказано «всем достоянием твоим». Этому роду ненависти подвержены профессионисты: каждый профессионист ненавидит своих собратьев по профессии. Но мы предупреждены на этот счет. Когда профессиониот сообразит, что все от Бога, и богатство, и почести, и никто не может касаться того, что назначено для другого, то он не только не будет ненавидеть своего собрата по ремеслу, но, наоборот, будет любить его за это собратство.

Если между людьми возникает спор и несогласие, то пусть пойдут к судье и изложат пред ним свое спорное дело, и правда уже пробьет себе дорогу, после чего спорящим не за что будет ненавидеть друг друга. Ибо все общество в своем составе — тоже, что отдельный организм с его членами. Если рука человека ударяет по его же ноге или другому члену, то он не бьет же руки из мести за ногу; точно также, если один человек грешит против другого, то не следует мстить и питать к нему ненависть, но нужно тотчас его простить и молиться за него Богу, чтобы и Он его простил. И пусть человек подумает, сколько грехов совершает он каждый день, и Он, однако ж, прощает ему его поступки; и если мы Его дети, как сказано (Второз. 14, 1): «Вы дети у Превечного, Бога вашего», и обязаны шествовать по его путям, то мы обязаны так же, как Он, прощать и быть снисходительными.

(Р. Авраам Сегал, цитирован в Шла).

 

31) «Собрат я всем, которые боятся Тебя» (Пс. 119, 63). Везде, где человек находит священное братство, он должен примкнуть к нему, напр. к братству для попечения о больных, к погребальному братству и т. п.

(Шла).

 

32) «Люби ближнего своего, как самого себя» (Лев. 19,17), т. е. всеми родами любви, которыми ты любишь самого себя, ты должен любить брата своего. Но стих не говорит о количественности любви, а о ее качественности, ибо душевные свойства имеют две стороны: качественную и количественную. Возможно, чтобы человек питал любовь к неодушевленным предметам; разница только в качестве любви. Человек не может любить свое животное тою же любовью, какою он любит своего сына, — свои драгоценности, как свою жену, — серебро и золото, как свой виноградник и т. п. Далее, предметы, сходные между собою в отношении качества любви к ним обращенной, имеют разницу относительно количества, т. е. в силе любви. Иногда человек любит младшего сына больше, чем старшего; серебряную посуду больше, чем другие посуды и т. п. И где нельзя оказывать обоим любимым предметам одинакового внимания, там предпочитается больше любимый. Этим и определяется количественное преимущество в любви.

Заповедь Божия состоит в том, чтобы любить ближнего всеми родами любви, которыми мы любим самих себя, что составляет сильнейшую любовь в качественном отношении. И там, где любовь к другим не находится в противоречии с нашим законным себялюбием, мы обязаны сделать для других все то, что сделали бы для самих себя. Но если по требованию справедливости, мы не можем сделать другому добра без вреда самим себе тогда допускается отдать преимущество нашему себялюбию, как сказали наши ученые: «твоя жизнь имеет первенство пред жизнью твоего товарища». Главное, что св. писание имеет здесь в виду, — это не количественную сторону любви, имеющую значение только там, где одна любовь не совместна с другой, — а качественную сторону любви: где нет противоречия между любимыми предметами, там люби ближнего, как самого себя, не для своей выгоды, как человек любит свои драгоценности, но для пользы и добра любимого, подобно тому, как ты любишь самого себя.

(М. Мендельсон в комментарии к Левиту 19. 18).

 

33) Есть существенная разница между любовью физическою и любовью духовною. Любовь физическая ограниченна, имеет предел, любовь же духовная неограниченна и беспредельна. Всякая любовь, как физическая, так и духовная, обусловливается достижением наслаждения, к которому стремится любящий. Таким образом любовь сохраняется как во все время, когда человек надеется достигнуть желаемого наслаждении, так и по достижении его, пока душа его еще не пресытилась им. Но так как всякое физическое наслаждение состоит в сопряжении с существом ограниченным, то и вызываемая этим наслаждением любовь имеет предел. Духовное же наслаждение, будучи зависимо от понимания мудрости Бога, которую Он утвердил в Своих творениях и которая беспредельна, как сказано: «Нет предела Его мудрости» беспредельно, равно как и любовь, вызываемая им.

(Сатнов, Сефер hа-Миддот гл. 4, 105).

 

34) Ненависть от зависти, то есть, происходящая от того, что один завидует другому, обладающему каким-нибудь добром, полагая, что это добро принадлежало бы ему, но оно отнято от него и передано другому, — такая ненависть, по мнению одного мудреца, неисправима. Но это только со стороны ненавидимого, потому что чем более он возвышается нравственно, тем более возрастает к нему ненависть его врага. Со стороны же ненавидящего она устраняется, если он поймет, что болезнь его может сделаться причиною его окончательной погибели, как сказано (Иов 5, 2): «И глупца убивает зависть». Он должен подумать, что все от Бога и что одного прилежания и старания со стороны человека далеко недостаточно для достижения им желаемого, как сказано (Псал. 127, 2): «Если Господь не построит дома, вотще трудились строители его». Он должен также помнить то, что вся сумма благ, которыми обладает каждый в мире сем, предопределена и предуготовлена ему испокон века, и что Господь не увеличивает блага одного насчет блага другого, как говорили блаженной памяти мудрецы наши: никто не пользуется ни на волос из того, что предуготовлено для другого.    

(Там же, 108).

 

35) Есть люди ненавидящие истину и любящие ложь; такие люди так сильно ослеплены своими заблуждениями, что становятся совершенно неспособными озаряться светом истины и понимать свои ошибки. Всю жизнь свою люди эти пребывают во лжи, сами того не подозревая. Мало того, они даже воображают себя единственными приверженцами истины, а всякого, кто не разделяет их воззрений, считают заблуждающимся. Того же рода взаимная ненависть последователей различных вероучений, происходящая от того, что приверженцы одной религии в своем восторге и упоении ею почитают ее единственною истинною религиею, а всякую другую ставят ниже ея или даже вовсе презирают, так что желали бы всех людей обратить в свою религию. Тоже явление повторяется между различными сектантами одной и той же религии, которые, несмотря на родовую связь их учений, также ненавидят друг друга, ибо каждая секта непременно считает себя наиболее истинною, а другие заблуждающимися. Каждая взывает: Я веду к Богу, мое учение истинно! а другие: отвернитесь от нее, осквернит она вас!

 

36) Такого же характера ненависть, питаемая невеждою к ученому. Р. Акива рассказывает о себе следующее: прежде чем я начал изучать Тору и когда пребывал еще в невежестве, я часто думал: «попадись мне какой-нибудь ученый, — я укушу его, как осел». И вот в чем состоит одно из величайших зол, часто наблюдаемых в жизни: масса, даже некоторые, воображающие себя мудрыми, презирают истинный разум и науку, это великое орудие Самого Господа, управляющего миром но вечным законам разума: они отворачиваются от Него, не желая уразуметь величие Божие и Его совершенство, проявляющееся в Его творениях, как сказано (Исаия 2, 13): «И на деяния Господа не взирают». 0 подобных, ненавидящих знание, людях св. Писание говорит (Притч. 1, 22): «Глупцы ненавидят знание». Такие люди переносят свою ненависть на всякого благомыслящего ищущего знания и стремящегося к совершенству.           

(Там же).

 

37) Сущность любви к ближнему состоит в том, чтобы любить всякое человеческое существо, какой бы оно не было нации и языка, как носящее образ человеческий и своим трудом содействующее общему благу всего человечества. Точно также, как всякие произведения и изобретения отдельного человека, как напр. инструменты и машины, служащие к совершенствованию мира и увеличению благ жизни, становятся достоянием всего человечества и всякий пользуется ими для себя, так и самое существование каждого отдельного человека должно быть дорого всем остальным, как гласит изречение мудреца: весь мир создан для людей, а люди созданы друг для друга, т.е. для взаимного содействия друг другу в достижении земных и духовных благ. Но не только в отношении к единоверцам обязаны мы соблюдать заповедь человеколюбия, а в отношении ко всем людам без различия национальностей, так как все сказанное не ограничивается пределами единоверных союзов людей, но обнимает все человечество, как одну великую семью.

(Сефер hа-Брит, ст. Аhават-реим, 1).

 

38) Долг любви к человечеству важнее любви к познанию и наукам, ибо если даже человек совершенствуется в науках и приобретает всякие познания он, до тех пор не достигает истинного человеческого совершенства, пока ко всему этому не будут присовокуплены самое дело, добро и справедливость. Одна мудрость без применения к делу, конечной цели всех наук, ничего не значит еще для мудреца, как говорят блаженной памяти мудрецы наши (Авот 1): «Не учение существенно, а его применение». Всем же известно, что цель важнее средства.

(Там-же, 7).

 

39) Долг человеколюбия обязательнее даже самой Торы, как говорят блаженной памяти мудрецы наши (Авот де-раби-Натан): «Правила общежития важнее Торы»; всякому же образованному человеку известно, что под обязанностями общежития разумеют человеколюбие вообще, дружественные отношения к ближайшим знакомым и товарищам, услужливость в отношении к ним и исполнение их желаний даже тогда, когда они идут в разрез с нашими собственными желаниями. Точно так, как Тора повелевает пренебрегать святостью субботы и дня всепрощения там, где дело идет о спасении человеческой жизни, она позволяет нарушать и другие заповеди свои, если этого требуют интересы гражданские и человеческие. Так, в случае, если из двух врагов один изъявит желание помириться, то другой обязан согласиться на это даже в том случае, если бы родители его воспротивились тому и даже прямо запрещали это ему, как прямо говорится в Иоре-деа гл. 240, ст. 16. Таким образом мы видим здесь, что Тора жертвует одной из важнейших заповедей своих — о почитании отца и матери — ради интересов мира и спокойствия. И пусть не покажется тебе странным, каким образом могут быть причины более уважительные, чем Тора: так как сама Тора повелевает нам поступать в подобных случаях вопреки ее предписаниям, то такие поступки составляют не нарушение, а исполнение предписаний Торы.

(Там же, 11).

 

40) Все человеческое общество в совокупности может быть уподоблено одному человеческому организму, каждой части или органу которого соответствует частный человек, член общества. И точно так, как ни одна из частей человеческого организма, как напр. голова, сама, без совокупного содействия всех остальных частей, недостаточна для поддержания жизни и благосостояния всего тела, и цель эта достигается только соединенными силами множества органов, из которых каждый предназначен для отдельной функции или для восприятия специфического ощущения; — так и в соединенном человеческом обществе благосостояние обусловливается лишь совокупною деятельностью всех его членов, отдельных людей, Ясно отсюда, что каждый человек, принеся свою долю пользы для общего блага, должен быть дорог и любим всеми остальными людьми, точно также, как в живом организме каждый орган питается и защищается всеми остальными.        

(Там же, 12).

 

41) Хотя каждому предоставлено по собственному усмотрению снискивать себе насущный хлеб различными отраслями труда и промышленности, изыскивая для  того различные средства, не следует, однако прибегать при этом к таким способам, которые связаны с вредом для ближних или лишением их возможности также зарабатывать свой хлеб. Примером тому может служить следующее: для состязания в ристанье двое отправляются от одного определенного пункта, и кто первый добежит до другого предназначенного места, получит от казны большую премию. Каждому из них позволяется напрягать все силы, чтобы опередить соперника, но преступно подставить ему ногу, чтобы он упал, или иным злоумышленным способом помешать ему бежать, чтобы самому добежать первым. Точно также из двух купцов, торгующих одинаковыми товарами, один может, напр., встать до света и торговать, когда другой еще спит, но нельзя переманивать покупателей, отзываясь дурно о товарище или о его товарах. «Не душу же свою отдать за хлеб свой; не грешить же из за куска хлеба человеку, пути которого закрыты...».

(Там же, 13).

 

42) Если человек ограничивается тем, что остерегается от нанесения вреда или обиды кому-либо, то этим он, конечно, выгораживает себя из числа вредных людей, но от человеколюбия он еще далек; даже если человек одушевлен искреннею любовью ко всем людям, но не проявляет ее действиями, то это опять-таки не есть еще исполнение долга человеколюбия. Надо любить ближних, делая им добро, оказывая им всевозможные услуги, не щадя при этом ни здоровья, ни достояния, — вот истинное благородство, предписываемое нам как разумом, так и Торою, как написано (Лев. 19): «И люби ближнего твоего, как самого себя». Слова эти имеют двоякий смысл: положительный и отрицательный, относительно добра и относительно зла. В положительном значении они предписывают делать добро ближним, в отрицательном — не делать зла. Разница же будет в том, что в положительном значении допускается различие между самим собою и ближним; хотя человек обязан любить ближнего и делать ему добро, но не в такой степени, как самого себя, а настолько, насколько он сам полагал бы возможным требовать для себя пользы от ближнего; в отрицательном смысле не должно быть никакого различия между самим собою и ближним: чего человек не желает себе от другого, он, в свою очередь, не должен делать другим.

(Там же).

 

 



60 Потому что из него выходит, что все люди дети одного человека, следовательно, равны между собою.

61 Для осужденного на смерть.

62 См. выше § 2

63 Ср. выше § 3 и в прим.