МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТАЛМУДИСТОВ - К оглавлению

ГЛАВА I.

ОБЯЗАННОСТИ В ОТНОШЕНИИ К ИНОВЕРЦАМ.

 

1) Р. Иеремия говорил: откуда мы знаем, что и язычник, исполняющий законы Торы, равен первосвященнику? — Вот откуда: в Писании сказано (Лев. 18,5): «Храните законы мои и постановления мои, которые исполняя, человек жив будет». В другом месте написано (Исаия 26,2): «Отворите врата, и да войдет народ праведный, хранящий истину». Не сказано: священник, левит, израильтянин, а просто, народ праведный, какой бы ни был народ. Точно также в стихе (Псал. 118,20): «Вот врата Божии, да войдут праведные», не говорится о священниках, левитах или даже вообще об израильтянах, а просто о праведных. Далее (там же 33,1): «Радуйтесь о Боге, праведные», т.е. праведные всех народов. Еще сказано (там же 125,4): «Благотвори, о Господи, добрым и прямодушным», — священникам, левитам, израильтянам не сказано, а добрым всех народов. Из всех этих мест св. Писания заключаем, что и язычник, исполняющий закон, равен первосвященнику.

(Сифро, Ахре-мот, 13).

 

2) «Нечестивые нисходят в преисподнюю, все народы, забывающие Бога» (Пс. 9, 18), — из этого мы заключаем, что не забывающие Бога, праведники между народами, имеют удел в вечной жизни.

(Тосефта Санhедрин 13).

 

3) «Священники Твои да облекутся благостью» (Пс. 132, 9) — это праведники между всеми народами, которые суть священнослужители Всесвятого в мире сем, как напр. Антонин1 и ему подобные.

(Ялкут 2 ч. 46).

 

4) Семьдесят тельцов Израильтяне приносили в жертву в праздник кущей2 за семьдесят народов земли3.

(Танхума 88, 3).

 

5) «Милость народов — очистительная жертва» (Прит. 14, 34). Р. Йоханаан, бен Закай, сказал: как очистительная жертва искупляет Израильтян, так милостыня искупляет прочие народы.

(Бава Батра, 10б).

 

6) Р. Иеhошуа, бен Леви, сказал: если бы народы земли знали, каким благом была для них святыня Иерусалимская, они окружили бы ее охранительными войсками; ибо она была для них благодатнее, чем для самих Израильтян. Соломон, при освящении храма, молясь за иноплеменников, говорит: «Когда иноплеменник, который не из Твоего народа Израиля, придет из дальней земли ради имени Твоего... и будет молиться в доме сем, — услышь его с небес, из места пребывания Твоего и сотвори все, о чем он будет взывать к Тебе (I Цар. 8, 41—43). Касательно же Израильтян он просит: «Будь милостив и воздай каждому по делам его» (там же 30), т. е. достойному давай, а недостойному не давай.

(Бамидбар Раба, 1).

 

7) Р. Йоханаан сказал: в ночь, когда Израильтяне проходили через Чермное море, ангелы хотели воспеть свой хвалебный гимн Всесвятому, но он удержал их словами: «Творения моих рук (Египтяне) гибнут в море, а вы хотите петь».

(Мегила, 10б).

 

8) Реш-Лакиш сказал: при трех случаях Всесвятой запретил ангелам петь гимны: во время всемирного потопа, во время перехода Израильтян через Чермное море и, наконец, во время разрушения храма.

(Плач-Раба, введение).

 

9) Шимон, бен Шетах, торговал льном. Для облегчения его торговых занятий, ученики купили для него у одного сарацина осла, на сбруе которого оказалась драгоценная жемчужина. Они с радостью заявили своему учителю, что вперед ему возможно будет вести жизнь беспечную.

—         «Каким это образом»? спросил он.

—         Весьма просто, ответили они. Мы купили у сарацина для тебя осла и нашли на нем жемчужину.

—         «А хозяин осла знал об этом при продаже»? спросил учитель.

—         Нет, не знал! был ответ.

—         «Так отыщите его и возвратите ему жемчужину. Разве вы считаете Шимона, бен Шетах, варваром! Шимону, бен Шетах, приятнее услышать слова: да будет прославлен Бог Шимона, бен Шетах, чем обладать всеми богатствами мира сего».

(Иерусалимский Талмуд,  Бава-меция, 22; Дебарим Раба, 3).

 

10) Р. Ханина рассказывал: ученые купили однажды у солдат пшеницу и нашли в ней узелок с динариями, который и возвратили продавцам, причем те воскликнули: благословлен Бог Иудеев!

(Там же).

 

11) Правительство послало раз двух сановников к Раббан Гамлиелю познакомиться с еврейским законоучением. Изучив у него Библию, Мишну, Гемару, галахот и агадот4, они пред отъездом сказали: все учение ваше прекрасно и похвально, за исключением следующих двух постановлений: «Еврейка не должна повивать у язычницы; язычница же у еврейки может. Точно также не дозволяется еврейке кормить дитя язычницы, язычница же может кормить ребенка еврейки у нее в доме (Авода-Зара гл. 2; Мишна 2), и «Насильственное присвоение собственности Израильтянина воспрещается, присвоение же собственности язычника дозволительно» (Бава Кама 38а).

Услышав это, Раббан Гамлиель тут же запретил присвоение себе собственности иноверцев, чтобы не давать повода к порицанию еврейского вероучения.

(Иерусалимский Талмуд, Бава Кама 4, 3).

 

12) Р. Шимон рассказывал: когда р. Акива возвратился из Зефириума (в Малой Азии), он учил: откуда знаем, что присвоение собственности иноверца запрещено? — из того, что о продавшемся иноверцу еврее сказано (Лев. 25, 48): «После продажи можно его выкупить». Значит, выкупить должно, а не отнять силою или другим способом. В предупреждение же предположения, что при выкупе можно обсчитать иноверца, сказано далее (там же 50): «И да рассчитается с купившим его».

(Бава Кама, 113 а и б).

 

13) Р. Шмуэль, бен Сосортия, приехал однажды в Рим. Случилось, что у императрицы пропали тогда какие-то драгоценности, и она велела объявить повсеместно: кто найдет потерянное и возвратит в течение месяца, тот получит награду; по истечении же месячного срока будет казнен. Случилось р. Шмуэлю найти пропажу, но он не поторопился доставить царице, а доставил лишь по истечении срока. На вопрос императрицы, знает ли он про сделанное ею объявление, р. Шмуэль ответил утвердительно.

—         «Отчего же ты не возвратил находки раньше, а ждал до истечения месяца»? спросила она.

—         Для того, ответил р. Самуил, чтобы ты не думала, что я возвращаю находку из страха пред угрожающей казнью, между тем как я это делаю исключительно из страха перед Богом.

(Иерусалимский Талмуд,  Бава-меция 2, 2).

 

14) Раз пришел ко мне один человек и сказал:

—         Рабби, со мной был такой случай: я продавал однажды иноверцу четыре кора фиников, и так как последние находились в полутемном амбаре, то я обмерил его на три саа5. При отмеривании он мне сказал: «над нами Бог, и ты должен знать, какую меру мне даешь». На вырученные деньги я купил бочку деревянного масла, которую поместил в том же амбаре. Но бочка лопнула, и масло вытекло.

—         Сын мой, ответил я ему: сказано в св. Писании (Лев. 19, 13): «Не обижай ближнего и не похищай», и (там же 17): «Не будь врагом брату твоему в сердце твоем, обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха». Тем, что в одном и том же месте оно употребляет выражения: брат и ближний, св. Писание дает нам понимать, что перед законом ближний все равно, что брат, а брат все равно, что ближний. И так как Всесвятой видел, что, не смотря на эти запрещения, люди все таки грабят, похищают и обманывают друг друга, то повторил чрез Иезекииля и сказал (Иезек. 18, 18): «А поскольку отец его любил притеснять, грабить брата, творить зло среди народа своего, вот он и умер за свое беззаконие».

(Тана де-бе Элиаhу 30, 2).

 

15) Шмуэль сказал: запрещается красть сознание людей (вводить кого-нибудь в заблуждение), даже язычников.

(Хулин, 94а).

 

16) Запрещается препятствовать бедным из неевреев пользоваться (наравне с  бедными из евреев) опалью6, недожином и забытыми при уборке с поля снопами, для сохранения доброго согласия.

(Гитин, Мишна 59б).

 

17) В городе со смешанным населением из Израильтян и иноверцев сбор денег на общественную благотворительность производится без различия, как между Израильтянами, так и между иноверцами; точно также и раздача производится без различия вероисповедания, для сохранения в обществе доброго согласия.

(Тосефта-Гитин 3, 18).

 

18) Учителя наши учили: следует призревать бедных иноверцев наравне с бедными Израильтянами, навещать больных иноверцев наравне с больными Израильтянами, хоронить умерших иноверцев наравне с умершими Израильтянами, для сохранения в обществе доброго согласия.

(Гитин 61а).

 

19) При встрече с иноверцами р. Хасда всегда первый кланялся им.

(Там же, 62а).

 

20) Люди ученого сословия не должны брать и косвенного роста, даже от иноверца, так как слова (Псал. 15, 5): «Серебра своего не давал он в рост» ученые наши применяют и к иноверцам.

(Р. Амрам Гаон, Шаарей-Цедек, 40).

 

21) Знай, что Всемилосердый обращает внимание только на сердце и ценит деяния человека по намерениям, с какими они совершаются. Блаженной памяти учители наши уверяют, что праведники всех народов сподобляются вечной жизни, если они в жизни старались постигать Бога и облагородили душу свою добрыми нравами, поелику не подлежит сомнению, что каждый, кто усовершенствовал душу свою благонравною жизнью, познаниями и верою в Творца-Создателя, тот имеет удел в вечной жизни. В этом смысле они и сказали, что язычник, занимающийся изучением Торы, равен первосвященнику ибо главная цель учения Моисея состоит в направлении души нашей к Богу. Царь Давид сказал (Псал 15, 8): «Представляю постоянно Господа пред собою, что он у моей десницы — я не поколеблюсь». Сам Моисей прославлен в св. Писании только нравственным совершенством: «Моисей же был кротчайший из всех людей, которые на земле» (Числа 12, 3). Ученые также говорили (Авот 3, 4): «Очень и очень будь смирен духом».

(Р. М. Маймонид  ответы  р. Хисда hа-Леви, 23).

 

22) Запрещается удерживать у себя старую монету, потерявшую шестую долю своего веса, а также нельзя обрезывать монету, даже без намерения употреблять ее; тем более запрещается употреблять такую монету и обманывать ею даже иноверца. Мнение массы и даже некоторых ученых, что дозволяется обманывать иноверца, ошибочно и ложно. В законе о выкупе еврея, продавшегося языческому господину, сказано (Лев.25, 5): «И пусть рассчитается он с купившим его». На основании сего наши учители блаженной памяти учили, что запрещается обсчитывать иноверца (Бава Кама, 113б). Равным образом запрещаются всякого рода обманы, вымогательства и ухищрения в обращении с иноверцем, — как блаженной памяти учители наши учили: «Запрещается обманывать или употреблять во зло доверие кого бы то ни было, даже иноверца» (Хулин, 94б), особенно когда чрез это может произойти осквернение имени Божьего, что считается одним из самых тяжких грехов. Да и сами по себе все эти нечистые действия портят нравственность человека и называются неправдою, которую Бог ненавидит, и о них сказано (Второз 26, 16): «Ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий, творящий неправду».

(Маймонид в комментарии на Мишну, Келим 12, 4).

 

23) Запрещается обманывать людей в купле и продаже или вводить их в заблуждение — все равно еврея или нееврея. Если продаваемый предмет имеет какой-нибудь изъян, то следует заявить об этом покупателю. Запрещается обманывать людей даже в шутку.

(Маймонид, трактат о купле-продаже 18, 1).

 

24) Неоднократно проповедовал я еврейским общинам, что те, которые обманывают и обкрадывают иноверцев, оскорбляют имя Бога Израилева; ибо видя с нашей стороны такие поступки, все народы скажут, что у евреев нет учения Божия, между тем как пророк Софония говорит (13, 13): «Остаток Израиля не должен делать неправды, говорить лжи и не должен находиться в устах его язык лукавства». Что касается греха оскорбления имени Божия, то учители наши блаженной памяти сказали (Авот 4, 5): «Оскорбляющий имя Божие втайне будет наказан всенародно, все равно, — совершено ли оскорбление преднамеренно или без умысла». Они же учили, что кара за оскорбление имени Божия не откладывается (Кидушин 40), и что в судный день, в случае, если б заслуг и прегрешений у человека оказалось по равной части, но в числе последних находился бы грех оскорбления имени Божия, то имели бы перевес последние и подсудимый подвергся бы каре.

(Сефер Мицвот Гадол).

 

25) У одного еврея вымерли все его женатые сыновья и все замужние дочери. Рассказывая о своем горе одному ученому, он, между прочим, сказал:

— У меня был клиент-покупатель нееврей, и когда он умер, то: вскоре после смерти его начали вымирать мои дети, так что все мое состояние перешло к моим зятьям и снохам. Если я не достоин счастья иметь детей, то почему Бог не отнял их у меня до их свадьбы? тогда, по крайней мере, нажитое мною осталось бы за мною. Удивительно, пока жив был мой клиент, я жил благополучно.

—         Не были ли твои деньги приобретены нечестным образом? спросил ученый.

—         Я никого в жизнь свою не обидел, ответил скорбящий: только одного этого клиента моего я позволял себе обманывать.

—         Этого вполне достаточно. Ангел хранитель твоего клиента, после его смерти, открыл это, и он воззвал к Господу. Всесвятой же творит суд за ограбленных, кто бы они ни были — евреи или неевреи.

(Сефер Хасидим, § 641).

 

26) С неевреем, исполняющим в точности семь заповедей Ноахидов, ты должен поступать честно, не пользоваться его ошибкой, возвращать потерянное им; ты не должен обижать его, а напротив почитать его более чем еврея, не занимающегося изучением Торы.

(Там же, 358).

 

27) Если евреи и неевреи условились между собою помогать один другому в общем деле и если неевреи действительно исполняют условие, то и евреи должны оставаться верны своему слову и помогать товарищам неевреям даже в ущерб еврею. Сказанное в св. Писании (Лев. 19, 16): «Не стой при крови друга твоего» не применяется к тому, кто мешает общему благу; ибо мы обязаны помогать всякому человеку в справедливых требованиях его.

(Там же, 1008).

 

28) При упоминании умерших евреев или неевреев, оставивших по себе добрую память, следует прибавлять: «блаженной памяти».

(Там же, 982).

 

29) Ты обязан обращаться добросовестно с неевреем точно так, как с евреем. Даже при неблагоприятных обстоятельствах, лучше просить милостыни, чем взять деньги у нееврея и обманом уклониться от уплаты. А то скажут: евреи воры и обманщики, и имя Израиля осквернится.

(Там же, 1020).

30) Если нееврей просит знакомого еврея указать ему в известном месте, куда он намерен отправиться, какие там евреи добросовестные, с которыми можно иметь дело, и какие недобросовестные, — то спрошенный должен сказать ему по совести, с кем он может иметь дело и с кем нет.

(Там же, 1086).

 

31) Еврей откупщик, взимающий с нееврея более чем установлено, в конце концов обеднеет, ибо многие проклинают его.

(Там же, 425).

 

32) Если встречаешь человека с ношею, кто бы он ни был — еврей или нееврей, уступи ему дорогу. В св. Писании сказано (Прит. 3, 4): «И приобретай милость и благоволение в глазах Бога и людей». Лучше быть вытесненным другими, чем вытеснять других.

(Там же. 551).

 

33) Пусть не думают, что сказанное о тяжести греха присвоения чужой собственности относится только к евреям: это неправда. Когда сказано, что ни покаяние, ни жертвы не помогают, пока ограбленный не будет удовлетворен, что грабитель не удостоится лицезрения Божия, — то все это сказано и в отношёнии к иноверцу. Св. Писанием одинаково запрещается грабить нееврея, как и еврея. Кроме того, грех ограбления нееврея сопровождается еще грехом оскорбления имени Божия; и наоборот, возвращение нееврею того, в чем он сам обчелся или ошибся, имеет последствием прославление имени Господня. Посему праотец наш, Яаков, велел сыновьям своим возвратить найденное ими в мешках своих серебро, как сказано (Быт. 43, 12): «А серебро, обратно положенное в отверстия мешков ваших, возвратите руками вашими; может быть, это недосмотр». Это было до откровения на Синае. На сколько же мы должны остерегаться этого греха теперь, когда имеем прямой закон! И согласно тому блаженной памяти учители наши сказали, что ограбивший иноверца обязан удовлетворить его и что обижающий нееврея совершает более тяжкое преступление, чем тот, кто обижает еврея: ибо еврей, потерпевший обиду от единоверца, не станет обвинять его веры, — между тем как иноверец, ограбленный евреем, не стеснится поругаться над самою еврейскою верою. Следовательно, тут присоединяется еще грех оскорбления имени Божия. Из всего сказанного ясно, насколько мы должны остерегаться этого греха, как тщательно мы  обязаны проверять свои денежные сношения с иноверцем и как мы должны стараться, ради очищения души нашей, удалить от себя все оказавшееся нечестно приобретенным и бросить, как камень, нас отягчающий.

(Кад  hа-Кемах в гл. о грабеже).

 

34) Мы (еврейские судьи) не взыскиваем с еврея, укрывающегося от мытаря из язычников, которые при распределении налогов не руководствуются правилами законности и справедливости. Так как самый факт укрывательства не считается в таком случае грабежом, то чрез сие не может произойти оскорбления имени Божия. Если такой мытарь обращается к нашему суду против укрывающегося еврея, то мы вправе всячески отыскивать для последнего мотивы к оправданию, на основании ли еврейских законов или гражданского права того народа, к которому принадлежит истец, причем объявляем ему, по какому закону мы судим. Если же не находим юридического основания к оправданию, то мы обязаны признать его виновным и заставить исполнить приговор, дабы не обвиняли нас в лицеприятии. Но в отношении к тем язычникам, которые во всем руководствуются началами законности и гражданственности, мы не должны ни на волос уклоняться от справедливости и правосудия, в их ли пользу выйдет дело, или в пользу противной стороны.

Итак, грабеж запрещается и в отношении к самым грубым язычникам, а если еврей продался им в рабство, он не должен быть освобожден без выкупа; равным образом мы не должны уклоняться от уплаты им долгов. Но за то никто не обязан отыскивать и возвращать потерянную таким язычником вещь и кто нашел таковую, не обязан возвратить ему, потому что находка имеет некоторым образом силу приобретения, а возвращение таковой есть уже дело благотворительности, чего мы не обязаны выполнять в отношении к человеку, не имеющему религии. Точно также мы не обязаны поправлять их ошибки при торговых делах, разве если они сами спохватятся или если от этого может возникнуть оскорбление имени Божьего. — Народы же, живущие по началам законности и гражданственности и исповедующие религию, хотя бы во многом и отличающуюся от нашей религии, считаются во всех вышеупомянутых отношениях настоящими Израильтянами, без всякого различия.

(Шита Мекубецет к Бава-Кама гл. 10).

35) При продаже и покупке — не обманывай; данному тобою слову не изменяй. Кто позволяет себе малейшую несправедливость в отношении к иноверцу, тот действует против учения Божия, которое учит, «что всякий, творящий неправду мерзок Господу».

(Р. Соломон Алами в своем сочинении Игерет-Мусар).

 

36) ... Я это считаю одним из самых явных доказательств проявления над нами Верховного Промысла. Осужденные для искупления грехов наших на долговременное изгнание и странствование, мы, если б нам пришлось еще жить между народами идолопоклонниками с их изуверскими культами, подвергались бы опасности забыть наше вероучение, как это отчасти случилось в пленении Вавилонском. В предупреждение этого зла, Верховному Промыслу угодно было распространить истинное учение Божие между народами двух главных исповеданий, среди которых Израилю суждено проживать. И хотя учение это перешло к ним не в том виде, в котором оно у нас, тем не менее, это обстоятельство дало нам полную возможность оставаться верными учению, которое святится и уважается и другими окружающими нас народами.

(Акедат Ицхак, 88).

 

37) Народы, среди которых мы живем, исповедуют истины сотворения мира, святости праотцев наших (Авраама, Ицхака и Якова), откровения, загробного суда и воскресения мертвых. Да будет имя Бога Израиля прославлено за то, что после разрушения храма Он сохранил этот остаток, без которого стопы людей давно уже поскользнулись бы на пути веры, и идолопоклонство восторжествовало бы по всему миру.

(р. Иосиф Яабец в своем сочинении Маамор hа-Ахдут).

 

38) «Если будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моею драгоценностью между всеми народами, ибо вся земля — Моя. Вы будете у меня царством священников и народом святым» (Исх, 19, 5. 6). Весь человеческий род, как конечная цель всего мироздания, мил и дорог Господу, как блаженной памяти учители наши сказали: Достолюбим человек, созданный по подобию Бога (Авот 3, 1). Вся земля принадлежит Ему, т. е. все народы земные дороги Ему, и праведники всех народов удостоятся вечной жизни. Но дороже Ему Израиль, задача которого — быть царством священников, наставниками и учителями всего человеческого рода в учении Божием, дабы все они наконец признали имя Господа и стали служить Ему единодушно. Эта будущность предстоит Израилю и впредь, как сказано (Исаия 61, 6): «И вы будете именуемы священниками Господа, служителями Бога вас будут называть». И в другом месте (Там же 2, 3): «Ибо из Сиона распространится учение и слово Господне из Иерусалима».

(Сфорно изд. Венеции, отд. Йитро, 36).

 

39) В молитвах наших на первые два вечера Пасхи находятся следующие стихи из Псалмов (79, 6—7): «Излей ярость Свою на народы, не признающие Тебя, на царства, не призывающие имени Твоего; ибо они пожрали Яакова, и обитель его опустошили». Многие между окружающими нас народами, ссылаясь на эти стихи, утверждают, что мы, чего Боже упаси, проклинаем их, между тем, как известно, что мы наоборот обязаны молиться за благоденствие народов, среди которых мы живем. Каким же образом станем проклинать их? И мыслимо ли, чтобы мы у домашнего очага злословили царства, покровительствующие нам? Сверх того, прямой смысл помянутых стихов свидетельствует против такого обвинения. Говоря о народах, не признающих Бога, о царствах, опустошивших обитель Яакова, псалмопевец ясно указал, что он имеет в виду только современные ему народы, которые не признавали Бога, не верили в сотворение мира, не знали об исходе евреев из Египта, о чудесах, сопровождавших это событие, об их значении и цели, — которые наконец разрушили храм Божий (обитель Яакова), а отнюдь не народы, среди которых мы живем — христиан и магометан, которые признают Бога и св. Писание и которых уже по одному этому запрещается хулить.

(Р. Елиезер Ашкенази в соч. Маасе hа-Шем).

 

40) Берегитесь, дети мои, чтобы ни от ваших дел, ни от ваших слов не произошло оскорбление имени Божия, ни в отношении к еврею, ни в отношении к нееврею.

(Маалот hа-мидот, 6).

 

41) Не говори: «Дела мои с евреями буду вести честно, а с неевреями уж как случится»; учители наши учили, что и собственность нееврея неприкосновенна. Если же нееврей доверяется  тебе в денежных и других делах, то ты тем более должен соблюдать строгую честность и не употреблять во зло его доверия, чрез что прославится имя Божие. Обращающийся со своим ближним добросовестно, честно, доказывает этим, что он верит в Бога; обманывающий же своего ближнего, отрицает всеведение Бога, как сказано (Иезек. 18, 12): «Не видит нас Господь, оставил Он землю».

(Там же, 36).

 

42) Согласно письменному и устному нашему учению, мы обязаны быть честны и добросовестны в делах со всеми людьми, не обижать, не обманывать ни еврея, ни нееврея, а во всех житейских делах поступать по правилам правды и справедливости, так как в том все достоинство человека.

Взводимое же на нас некоторыми лицами, устно и письменно обвинение, будто мы слишком легко относимся к божбам и клятвам, будто мы считаем добрым делом обманывать и грабить неевреев, — сущая ложь, нравственно унижающая того, кто это утверждает, больше чем того, про кого это утверждается. Знаменитые раввины всех веков не переставали предостерегать евреев от этого преступления, а в особенности учитель наш Бехай, в своем сочинении «Кад  hа-Кемах» в главе «Гезела» (о похищении7), — который утверждает, что грабить нееврея больший грех, чем ограбить еврея, потому что в первом случае сверх греха грабежа похититель совершает еще грех оскорбления имени Божия — один из самых тяжких грехов. Конечно, между нами встречаются безнравственные люди, грабители и обманщики; но эти грустные явления суть плоды испорченности и извращенности человеческого сердца, но отнюдь не последствия религиозного настроения, и не имеют никакой опоры в еврейском учении.

(Р. Р. Иеhуда Ариа Де-Модена в своем Шульхан Арух, ч. III. гл. 5).

 

43) Р. Акива говорит: «Любим Богом человек, ибо он создан по Его образу» (Авот 3, 14). Слова эти относятся ко всем людям и р. Акива внушает нам, что все люди, к какому бы народу они ни принадлежали, милы Богу и любимы им.

(Тосфот Иом-Тов, комментарий к Мишне).

 

44) «Идолопоклонников и пастухов-евреев, пасущих свой скот на чужих полях, мы не обязаны спасать от угрожающей им опасности» (Хошен-Мишпат, гл. 425, ст. 5). В этом изречении талмудисты имели в виду современные им идолопоклоннические народы, отрицавшие сотворение мира и событие исхода нашего из Египта; к нынешним же народам, среди которых нам приходится жить в нашем изгнании, оно не относится. Эти народы признают сотворение мира, исход наш из Египта и другие главные начала нашей веры, и сердца их устремлены к Создателю земли и неба (См. примеч. Исерлеса к § 156 кн. «Орах-хаим»). В отношении к ним об обязанности спасения жизни и говорить нечего, но мы даже обязаны молиться за их благоденствие, — что всегда и делаем. Мы воссылаем молитвы к Господу за благоденствие наших государей и сановников, за их счастье и спокойствие, а равно за всех их верноподданных. А Маймонид (ср. выше) в согласии с мнением р. Йеhошуа (Санhедрин, 105а) приходит к заключению, что праведники всех народов имеют удел в вечной жизни.

(Р. Моше Ривкес[8] ).

 

45) Заношу это здесь в назидание потомству. На моих глазах многие евреи, разбогатевшие от обмана в делах с неевреями, впоследствии разорились и опять обеднели, так что потомству их ничего не досталось, в оправдание написанного в  книге Благочестивых (Сефер-Хасидим, ст. 1074). Напротив, видел я, что те, которые, прославив имя Бога Израилева своими благородными поступками, сами и без напоминания возвращали иноверцам значительные суммы, переплаченные по ошибке в расчетах, разбогатели и были счастливы во всю жизнь и оставили своим потомкам богатые наследства.

(Беер hа-Гола. Хошен hа-Мишпат 346, 5).

 

46) «Не презирай Идумеянина, потому что он брат твой; не презирай Египтянина, потому что ты был пришельцем в земле его» (Второз. 23, 8). Заповеди эти, по мнению покойного отца моего9, имеют всеобщее значение. Он внушают нам благородные и богоугодные чувства признательности к благодетелям нашим и приязни к родным. Египтяне, оказав сначала Израильтянам гостеприимство, стали впоследствии страшнейшим образом их притеснять; поработили их, бросали их детей в воду и, наконец, даже гнались за ними в пустыню; Идумеяне также, не смотря на родство, содействовали разрушению храма Божьего и прилагали всевозможные усилия, чтобы стереть имя Израиля с лица земли; и св. Писание, тем не менее, внушает нам быть им благодарными и сохранить родственную приязнь.

Что же касается до народов, среди которых мы в настоящее время живем, и которые, по всеблагости Бога, относясь к нам дружелюбно, предоставляют нам свободу исповедовать нашу религию, торговать и промышлять в стране, наравне с коренным ее населением, — то, само собою разумеется, что мы обязаны быть им в высшей степени благодарными, должны искренно молиться за их счастье и благоденствие, — да вознаградит их небесный наш Отец за все их добрые дела! Закон Божий и чувство справедливости обязывают нас быть благодарными этим народам за все получаемое нами от Бога через них благо.

Утверждающий же, что религия наша учит нас обманывать и обкрадывать эти народы, жестоко ошибается и тем самым свидетельствует, что он не знает ни путей Господа, ни значения Его святого учения, имеющего целью возвысить нравственность посредством справедливых и благотворных законов.

Руководствуясь этими законами, истые наши ученые и представители всегда и в настоящее время стараются внушить народу чувство справедливости и устранить все преткновения с пути правды. И если бы народы, среди которых мы живем, знали об этом, то они без сомнения возымели бы уважение к нашим ученым и предоставили бы им власть для поддержания и охранения учения Божия, от которого зависит житейское счастье и духовное благо. Если же враги наши стараются убедить народы в противном, то мы в уповании на благость Всевышнего уверены, что высокопоставленные лица между покровительствующими нам народами, по мудрости своей, рано или поздно убедятся в несостоятельности обвинений, взводимых на святое учение, и вместе г тем поймут, что только злость, ненависть и невежество побуждают недоброжелателей наших взводить на учение наше напраслины, лишенные всякого основания.

(М. Хагиз в кн. Эле hа-Мицвот).

47) Упрек, делаемый нашему учению в жестокости, на основании того, что в св. Писании заповедано (Второз. 20, 16): «Не оставляй в живых ни одной души», не выдерживает критики. Там же прямо объясняется, что заповедь эта относится исключительно к семи идолопоклонническим племенам, первобытным жителям ханаанской земли, от которых евреи не могли ожидать добра, которые развратною, противоестественною жизнью и омерзительным идолопоклонством раздражали Творца, Владыку вселенной. За то тут же относительно Идумеян и Египтян говорится прямо: «Не презирай Египтян» (Там же 23, 8). Далее: «Когда подступишь к городу, чтобы воевать с ним, то призови его к миру» (20, 10), и когда осажденный город сдавался, то по закону одна сторона оставлялась необложенною, для того, чтобы желающие могли спасаться бегством, о чем объяснено у Маймонида в Тр. о Царях.

Предание о значении числа семидесяти тельцов, которые приносились в праздник Кущей10, доказывает, что закон наш обязывает нас заботиться о благе людей, а не стараться вредить. Ибо Всесвятой распространяет свое милосердие не только на людей, но даже на растения, как заповедано (Второз. 20,10): «Не порти деревьев его» и т. п., и всякому мыслящему человеку ясно, что вся цель законоучения состоит в том, чтобы Израильтяне, исповедующие это учение, в своей жизни но возможности приближались к своему Творцу, для того, чтобы имя Его святилось в них и они стали бы предметом уважения и благословения между народами.

(Там же).

 

48) Талмуд утверждает, что стих (Псал. 15, 5): «Серебра своего не давал он в рост» относится и к неевреям. Из этого видно, что то, что говорится в Моисеевом законе (Втор. 23, 20): «Иноверцу давай в рост» не есть повеление, а позволение т.е., что от иноверца, который сам дает в рост, можно и брать проценты, однако блажен человек, который к этому не прибегает. Иначе, как стал бы псалмопевец хвалить человека, нарушающего прямую заповедь?

Что же касается умышленного присвоения собственности нееврея, то из Талмуда и комментаторов его видно ясно, что это строго запрещено не только постановлениями раввинов, но по смыслу и духу самого Моисеева закона. И мнение это принято у нас к руководству, во 1-х, потому что в св. Писании сказано безусловно: «Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга» (Лев. 19, 11); во 2-х, потому что дозволяющий себе обкрадывать нееврея навлекает беду на всех евреев и становится таким образом изменником и гонителем своего народа, и наконец в 3-х, потому что такой поступок влечет за собою оскорбление имени Бога, — преступление, предусмотренное стихом (Лев. 22, 39): «Не порочьте святого имени Моего», — преступление, за которое преступнику нет прощения до самой смерти.

(Там же)

 

49) Христианское учение налагает на своих последователей еще более строгие обязанности, чем учение Моисеево на евреев. Есть вещи, которые нам дозволены, а им они запрещены. Так у них запрещено двоеженство, вступление в брак с жениной сестрою, даже по смерти первой, и с родственницами некоторых других степеней родства, что нашим законом дозволено. У христиан много похвальных поучений и правил высокой нравственности. Им предписано воздерживаться от всякой клятвы, даже справедливой11, от малейшей тени присвоения чужой собственности, от мести и злопамятства; им предписано творить добро даже врагам своим12.

Благо им и благо нам было бы, если бы они обращались с нами в духе своей веры, по примеру своих благочестивых государей и сановников, которые, проникнутые истинным благочестием, руководствуются заповедуемыми Евангелием правилами смирения и справедливости. Если бы они соблюдали сии правила и заповеди, они были бы достойны великой похвалы, и мы евреи, живущие в изгнании нашем среди них, были бы счастливы; кровь наших праведников не проливалась бы реками. Тогда и чернь не питала бы к нам ненависти за то, что мы служим Господу Богу, Отцу нашему небесному, и исполняем Его заповеди.

(Р. Яаков Эмбден в своем сочинении. Ресен  Масьэ, 15).

 

50) «Р. Йоханаан сказал: всякое собрание, состоявшееся во имя Бога, будет долговечно, а которое не во имя Бога, существовать не будет» (Авот 4, 14). На это изречение, по-видимому, можно возразить. Мы видим два весьма распространенных вероисповедания, христианство и ислам, которые, вытекая из одного и того же источника, учения Моисеева, спорят, однако как с этим учением, так и между собою; следовательно, одно из них ложно и вместе с тем не во имя Бога; каким же образом оба они так долго существуют и благоденствуют? На такое возражение мы ответим следующее: христианство и ислам действительно существуют во имя Бога и потому Всевышний бдит над ними и считает их благом. Рассеяв густой мрак идолопоклонства, они озарили почти всю землю светом богопознания, они провозгласили, что Господь — единый правитель неба и земли, что Он — Промыслитель, награждающий и карающий, что Он вдохновляет праведных и святых мужей и, открываясь им, давал чрез них человечеству законы и постановления правые, и тому подобные истины, первоначально заимствованные из нашего учения, и распространили повсюду между язычниками. Народы, исповедующие эти религии, признают и соблюдают семь заповедей Ноахидов, проникнуты благонравием и живут по правилам честности и справедливости. За все это они и наслаждаются долговечным существованием и благие их помыслы приятны и угодны Господу Богу, который смотрит лишь на чистоту сердца.

Что касается до непризнания этими обеими религиями всех остальных постановлений Моисеева учения, то этого нельзя ставить им в упрек. Они призваны Всевышним для распространения главных истин религии и нравственности, без которых немыслимо было развитие цивилизации и упрочение общественного благоустройства. Соблюдение же всех заповедей Торы обязательно для одних только Израильтян, предки которых были освобождены из египетского рабства и получили закон у Синая.

За то христиане и мусульмане делали нам много добра. Благомыслящие их ученые, вследствие общности с нами Божественного учения, защищают нас всегда от преследований со стороны невежественной массы. Всякий раз, когда фанатики, поджигаемые ложными наветами, воздвигали на нас гонения и желали истребить нас, просвещенные мужи их восставали как львы и защищали нас против их ярости. Особенно христианские ученые, всегда занимающиеся разумными исследованиями, исканием истины, отстаивали нас учеными трудами своими, в которых они доказывали, что нельзя обвинять нас за то, что мы строго придерживаемся нашей Божественной веры.

(Тот же в своем сочинении Лехем Шамаим).

 

51) Христианские ученые, посвящая себя исследованию духовной еврейской литературы, содействовали прославлению и возвышению не только св. Писания, но и устного нашего учения, которое защищали против нападений и клевет со стороны даже евреев-ренегатов. Эти достойные ученые, вникая в смысл талмудических агадот (легенд и аллегорий), умели находить скрытые в них истины и, оценивая по достоинству глубокий ум талмудистов, их умение выражаться, по примеру древних, символически, осуждали тех из новейших мудрствующих евреев, которые относятся к этим аллегориям с легкомысленным презрением. Более именитые между этими доброжелателями евреев и защитниками еврейской науки: папа Григорий, ученик его Августин, папа Сикст, Юстиниан, Рейхлин, Бернард и многие другие своим покровительством спасали нас от многих угрожавших нам бедствий и содействовали к отмене бесчеловечных против нас декретов.

Следует также обратить особое внимание на то многознаменательное проявление благости к нам Всевышнего, что христианские ученые и капиталисты впервые занялись изданием и распространением библии, мишны, талмуда, мидрашим, религиозных кодексов, каббалистических, исторических, поэтических и других еврейских сочинений — словом, всех возможнейших произведений нашей письменности. Не будь этих изданий, редкий из нас был бы в состоянии приобретать еврейские книги, и все учение наше пришло бы в забвение. Как должны мы быть им за это благодарны и как велика, должна быть наша хвала Богу, который внушил им эту спасительную мысль!

(Р. Гирш Гершель в своих приложениях к сочинению Лехем Шамаим).

 

52) Боговдохновенный псалмопевец, вещая о будущем суде Божием над идолопоклонниками и призывая дом Израиля, дом Аарона и дом Левитов благословить Господа, завершает свой призыв словами: «Боящиеся Господа, славьте Господа» (Псал. 135,20). Так как кроме упомянутых трех других категорий людей в еврейском народе не было, то ясно, что под словами «боящиеся Господа» псалмопевец разумеет иноверцев, соблюдающих семь заповедей Ноахидов, которых он ставит наравне с сынами Израиля, служителями алтаря и храма. Согласно с этим блаженной памяти учители наши, которые впрочем, не удостаивали идолопоклонников имени человека (Бава-Мециа 114б, Критот 6б), сказали, что всякий иноверец, признающий и соблюдающий семь заповедей Ноахидов называется «благочестивым» и имеет удел в вечной жизни (Маймонид, трактат «цари» 8, 11). Следовательно, ясно как свет Божий, что современные народы, как соблюдающие семь заповедей Ноахидов, на языке наших древних учителей называются благочестивыми, причастниками вечного блаженства.

 

53) Каковы же должны быть наши отношения к иноверцам вообще? — По смыслу св. Писания, нам запрещается красть, похищать, одним словом каким бы то ни было образом присваивать себе собственность даже идолопоклонника, в стоимости свыше одной пруты13. Совершивший такой нечестный поступок обязан удовлетворить обиженного. Равным образом нет разницы в значении присяги, присуждена ли она для удовлетворения еврея или идолопоклонника.

 

54) Точно также запрещается вводить в заблуждение даже идолопоклонника. Согласно учению блаженной памяти учителей наших нельзя напр. продавать идолопоклоннику мясо скота убитого (не по еврейскому обряду) вместо мяса скотины, зарезанной по обряду14 (Хулин 94а). У Маймонида мы читаем: «Запрещается обманывать людей при купле и продаже, или вводить их в заблуждение, все равно евреев ли или неевреев. Если продаваемый предмет имеет какой-нибудь изъян, то следует заявить об этом покупателю. Тоже самое и относительно дел неторговых». (Маймонид тр. о купле-продаже 18, 1. Тоже самое Хошен Мишпат 228, 6). Р. Иеhошуа Фальк в своих прибавлениях ст. 507. объясняет, что обязанность предварительного заявления об изъяне в товаре имеет силу даже в том случае, когда изъян не имеет влияния на ценность предмета. И если это сказано по отношению к язычникам, то тем более в отношении к народам современным, которые сами преследуют язычников и исполняют семь заповедей Ноахидов. Малейшая в отношении к ним неправда, как в торговых, так и в других отношениях, строго запрещается Торою.

 

55) Питать презрение или ненависть к неевреям также нельзя. В Мишне читаем: Бен-Азай говорит: не презирай человека, кто бы он ни был (Авот 4, 3). Р. Иеhошуа сказал: зависть, страсти и ненависть к творениям изводят человека со света (там же 3, 16). Р. Иеhошуа употребляет здесь для обозначения людей слово творения для того, чтобы указать, что ненависть преступна в отношении всех и каждого, так как все люди творения одного Создателя, дети одного Отца. Само св. Писание, возбранив нам ненависть к злейшим нашим притеснителям, Египтянам, потому только что они оказали нам гостеприимство, тем самым вменяет нам в обязанность уважать и почитать народы, под сенью которых мы так долго находимся и которые даруют нам свободу веры и право торговли и промысла. Одни только безумцы и люди испорченной нравственности могут наперекор Торе и разуму относиться к ним с предубеждением и питать к ним неприязненные чувства.

 

56) Мало того, на нас лежит еще обязанность способствовать их преуспеванию и благоденствию, что вытекает из слов св. Писания, Мишны и Талмуда.

В св. Писании изображены враждебные действия Аммонитян и Моавитян против Израиля. Эти два племени, не смотря на родство с нами, не встретили нас с хлебом и солью, когда мы шли из Египта и даже наняли Валаама, чтобы проклясть нас. «Не желай им мира и благополучия во все дни твои, во веки» (Второз. 23, 4, 17). Если Тора, завещая нам быть равнодушными к упомянутым племенам, объяснила и причину этой заповеди, то из этого следует заключить, что к народам, позволяющим нам спокойно жить на их земле, мы должны питать дружбу и желать их благополучия. Самым этим Аммонитянам и Моавитянам Израильтяне обязаны были не отказать в мирном союзе, в случае, если они этого домогались и обнаруживали доброжелательство свое, что видно из слов Давида (II Сам. 10, 1): «Сотворю милость Хануну, сыну Нахашову (царю Аммонитян), так как отец его сотворил милость мне». Пророк Иеремия писал к старейшим из евреев, переселенных в Вавилон (Иеремия 29, 4— 7): «Так говорит Господь воинств.... и споспешествуйте благополучию того града, в который Я переселил вас и молитесь за него Господу, ибо в его благополучии будет благополучие и вам». Эздра, упоминая заповедь Торы, не желать мира и блага народам, населявшим землю израильскую, объясняет при этом, что земля осквернена омерзительными грехами их, наполнившими ее от одного края до другого (Эздра 9, 11—12). Следовательно, живя среди народов цивилизованных, руководящихся правилами нравственности и справедливости, мы обязаны заботиться об их мире и благополучии.

В Мишне мы читаем: Р. Ханина, старейшина священников, сказал: молись всегда за благополучие верховной власти (Авот 3,2).

В Талмуде находим следующее изречение Абаи: человек должен быть благоразумен при исполнении обязанностей благочестия; должен обращаться любезно со всеми, даже с иноверцем — дабы быть любимым в небесах и на земле (Брахот 17а). О р. Йоханаане, бен Закай, рассказывали, что при встрече он предупреждал каждого и даже идолопоклонника приветствием.

 

57) Израильтянину дозволяется вступать в союз с честным иноверцем, признающим обязательность данного слова. Так глава верующих, Авраам, и сын его, Ицхак, заключили союзы с идолопоклонником Авимелехом (Быт. 21, 27; 26, 28); Яаков, — с Лаваном (там же 31, 44); Соломон, царь израильский — с Хирамом, царем тирским (I Цар. 5, 26).

 

58) В силу писанного и устного закона обязаны мы, сыны Израиля, давать взаймы деньги без роста бедным из других народов, заботиться об их пропитании, оказывать им всякого рода благодеяние.

В св. Писании сказано (Исх. 22, 24): «Если дашь деньги взаймы народу моему, бедному при тебе, то не притесняй его и не налагай на него роста». Р. Иеhуда в Мехилте объясняет эти слова в смысле обязательном, т.е. мы обязаны поддерживать бедного ссудою денег без роста. Выражения же «народу моему» «бедному при тебе» объясняются в Талмуде следующим образом: «народу моему», т.е. бедный еврей имеет преимущество пред бедным неевреем, «бедному», т. е. бедный имеет преимущество пред состоятельным; «При тебе», т.е. бедные того города, где ты живешь, имеют преимущество пред иногородними (Бава Мециа 71а). Следовательно, предоставляя бедному из евреев одно только преимущество, Талмуд обязывает в принципе одолжить и нееврею. Из чего следует, что если мы в состоянии давать тому и другому, мы не можем отказывать нееврею. Равным образом бедный нееврей предпочитается в этом отношении состоятельному еврею. А так как, по мнению Талмуда, одолжение денег без роста нуждающемуся считается большею заслугой, чем раздача милостыни (Шабат 63а), то само собою разумеется, что если мы обязаны давать нееврею деньги взаймы — тем более мы обязаны давать ему милостыню.

 

59) Эти гуманные начала еще более развиты в Мишне и Талмуде. В Мишне мы читаем: запрещается не допускать бедных из неевреев пользоваться опалью, забытыми при жатве снопами и недожином (Гитин 59б). В Талмуде сказано: должно призревать бедных неевреев наравне с бедными евреями, заботиться об их больных, как о больных евреях, и хоронить их покойников наравне с покойниками из евреев — ради сохранения общественного согласия. Сохранение же общественного согласия, как преподает Талмуд (там же, 29б), вменено нам самым св. Писанием, ибо сказано (Прит. 3, 17): «Пути ее — пути приятные и все стези ее — мир». Согласно с тем царь Давид послал послов для выражения соболезнования Хануну, царю аммонитян, как рассказано в книге (II Сам. 10, 2).

 

60) И если вспомним, что все эти законы и постановления относятся к идолопоклонникам15, то легко вывести заключение, каково, по нашим законам, должно быть обращение наше с народами, соблюдающими семь заповедей сынов Ноевых и удостоенных названия «благочестивых». Посему, всякий здравомыслящий поймет, что все бранные слова, неблагоприятные отзывы о других народах, находящиеся в Талмуде и прочих сочинениях еврейских писателей, относятся, как объясняет Рамбам (Маймонид) в Яд hа-Хазака, тр. об идолопокл. гл. I., в ком. к Мишне; тр. об идолопокл. 3 и в Море (Путеводитель для блуждающих ч. 3 гл. 29) исключительно к древним язычникам, которые, кроме того, что вели безнравственную жизнь, разрушили храм Божий и убивали наших праведников и о которых уже псалмопевец сказал (Псал. 79, 6—7): «Излей ярость Твою на народы, не признающие Тебя, на царства, не призывающие имени Твоего, ибо они пожрали Яакова, опустошили обитель его».

(Р. Елиезер Флекельс, Тшува ме-Аhава 1).


1 Антонин Пий (а по другим: Антонин Марк Аврелий) друг и покровитель патриарха р. Иегуды.

2 См. кн. Числа 29, 13—32: (13+12+11+10+9+8+7=70).

3 Придерживаясь родословия народов (Быт. гл. 10), древние еврейские ученые полагали, что число всех существующих на земном шаре народностей— 70. Так объясняют они и стих (Второз. 82, 8): «Поставил Он грани народов по числу сынов Израилевых», в том смысле, что народов на свете столько, сколько было сынов Израилевых при переселении их в Египет, т. е. 70.

4 Законодательную и легендарную части Гемары. См. предисловие к I т.

5 Кор и саа- меры сыпучих тел. В одном коре 30 саа.

6 Колосья, опавшие во время жатвы.

7 Выше ст. 33.

8 Один из спасшихся от страшных бедствий, постигших евреев в 1649 г. в Литве, во время войны между русскими и шведами, в которой обе воюющие стороны вымещали свой гнев на евреях.

9 Яков Хагиз. См. библиогр. указатель Т. I, s. v. Хагиз.

10 См. выше. ст. 4.

11 Еванг. Матф. 5, 34—37.

12 Там же,4, 4.

13 Название наименьшей монеты во время талмудистов.

14 Что для не еврея безразлично.

15 Ибо их. одних талмудисты могли иметь в виду.