МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТАЛМУДИСТОВ - К оглавлению

ГЛАВА II.

ПОЧИТАНИЕ ЦАРЯ И ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ.

 

1) Р. Ханина, наместник первосвященника, говорит: молись за благополучие верховной власти, ибо, если б не страх пред нею, люди живьем проглатывали бы друг друга.

(Авот 3, 2).

Прим. Позднейший учитель, р. Иеhуда (живший ок. 200 л. после р. Ханины) в одной из своих проповедей внушает тоже самое своим слушателям. В тр. Авода-Зара 4б читаем: Р. Иеhуда, именем Шмуэля, говорит: что означает стих (Авакум 1, 14): «И соделал Ты людей, как рыб морских, как пресмыкающихся, у которых правителя нет»? Стих сей имеет, между прочим, и тот смысл, что, подобно тому, как у рыб морских большие проглатывают маленьких, и у людей, если б их не удерживал страх пред властью, сильные поглощали бы слабых16.

 

2) Р. Иеhуда говорит: статья эта17  написана с целью, чтобы внушить им страх, ибо в другом месте (Второз. 17, 15) сказано: «Поставь над собою царя», т. е. чтобы страх пред ним был на тебе.

(Санhедрин 20б).

 

3) Р. Янай говорит: никогда не упускай из виду должного уважения к верховной власти. Моисей говорит Фараону (Исход 11, 8): «И придут все слуги твои ко мне», а что он сам придет, этого он не говорит. Р. Йоханаан выводит тоже заключение из другого места (I Цар. 18, 46): «И рука Превечного была на Илии и препоясал он чресла свои и бежал пред Ахавом18».

(Звахим 102а; Менахот 98а; Танхума 30б).

 

4) «На восточных воротах19  был нарисован план столичного города Сузы» (Мишна, Мидот 1, 3), Для какой цели? Р. Хасда и р. Ицхак бен Авдими объясняют это различно: один говорит: это было для того, чтобы евреи помнили, откуда они пришли; другой же говорит: для того, чтобы постоянно имели в виду должное уважение к верховной власти.

(Менахот, там же).

 

5) При встрече с царственною особою произносят молитву: благословен уделивший от Своего величества созданиям Своим.

(Брахот 58а).

 

6) Р. Янай говорит: священник может подвергаться даже осквернению, для того чтобы он мог увидеть царя20.

(Иерусалимский Талмуд,  Брахот 3, 1).

 

7) «И говорил Превечный Моисею и Аарону и дал им повеления к сынам Израилевым и к Фараону» (Исход 6, 13), т.е. Он наказал им отдавать должную честь царю21. Точно также находим, что и Иосиф отдавал честь царю, ибо сказано (Бытие 41, 16): «Бог да возвестит благополучие Фараона». Точно также оказал должное уважение власти и Яаков, как рассказывается (Там же 48, 2): «Когда Яакова известили и сказали: вот сын твой Иосиф22 идет, то Израиль собрал силы свои и сел на постели». Подобным образом поступил и Илия, как сказано (I Цар. 18, 46): «И препоясал он чресла свои и побежал пред Ахавом»23. Таким же образом поступили Анания, Мисаил и Азария, как рассказывается (Даниил 3, 26): «Когда Навуходоносор подошел к отверстию горнильной печи и сказал: Шадрах, Мешах и Авед-Него, рабы Бога Всевышнего, выйдите, — тогда они вышли из огня». — Точно также поступил и Даниил, как рассказывается (Дан. 6, 22): «И когда он (Дарий) подошедши к (львиному) рву позвал Даниила печальным голосом... тогда Даниил заговорил с царем и сказал: Царь, во век живи».

(Мехилта, отд. Бо, гл. 13).

 

8) Р. Шешет был слеп. Раз народ стекался на встречу царю; пошел с другими и р. Шешет. Какой-то саддукей24 заметил его и сказал ему: кувшины идут к ручью, но черепки куда? Р. Шешет ответил ему: пойдем вместе, я тебе докажу, что получше тебя вижу. Прошел один отряд войска с шумом. Саддукей сказал: вот идет царь. Нет, сказал р. Шешет, с этим отрядом царь не приходит. Прошел другой отряд с шумом. Теперь, сказал саддукей, наверно царь идет. Нет, утверждал р. Шешет, и в этом отряде царя нет. Наконец прошел третий отряд без всякого шума. Вот теперь, сказал р. Шешет, идет царь. «Откуда тебе это известно? Спросил саддукей. Тот ответил: царство земное подобно царству небесному, об откровении которого рассказал пророк (I Цар. 19, 11, 12): «Стань на горе пред Превечным и Превечный вот пройдет. Будет большой и сильный ветер, разрушающий горы и сокрушающий скалы, — но не в ветре Превечный; после ветра землетрясение, — не в землетрясении Превечный; после землетрясения огонь, — не в огне Превечный; а после огня шелест тихого веяния…».       Когда царь подошел, р. Шешет произнес молитву25.

(Брахот 58а).

 

9) Р. Шейла начал проповедь следующим стихом (I Парал. 29, 11): «Твое, Превечный, величие и могущество, и великолепие, и победа, и слава, и все, что на небе и на земле». «Что хочешь этим сказать?» спросили слушатели. То, ответил он, что Всемилосердый устраивает царство земное по образцу царства небесного26.

(Там же).

 

10) Р. Асси говорит: хотя бы царь и отказывался от почестей, мы все-таки от обязанности оказывать ему эти почести не освобождены, ибо сказано (Второз, 17, 15): «Поставь над собою царя», значит страх пред царем должен постоянно быть над тобою.

(Санhедрин 49б).

 

11) Р. Йудан сказал: кто поступает дерзко по отношению к царственной особе, тот поступает дерзко как бы против самого Бога.

(Берешит-Раба 94; Коhелет Раба 9).

 

12) «Я повеление царское соблюдаю, но только в согласии с клятвою перед Богом»... (Еккл. 8, 2). Пресвятой так сказал Израилю: заклинаю вас, чтобы вы всякие ограничения и стеснения, какие наложит на вас недоброжелательная власть, перенесли со смирением и не возмущались. Только если дело коснется веры и заповедей, тогда не повинуйтёсь и объявите: «Я повеление царское соблюдаю, но только в согласии с клятвою пред Богом».

(Танхума 6а).

 

13) «Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или полевыми ланями». (Песнь Песней 2, 7; 3,5; 5, 8). Три раза повторяются слова: заклинаю вас. Первым заклинанием возбранялось пророкам открыть народу Израильскому время его освобождения из плена, вторым — чтобы Израильтяне не тяготились страданиями в изгнании, а третьим, чтобы они не возмущались против властей. Причем Пресвятой прибавил: если исполните эти три клятвы, то хорошо; если же нарушите их, то я уподоблю вас сернам и ланям полевым, на которых все охотятся и которых кто хочет преследует и убивает без суда и расправы.

(Песнь Песней Раба 2, 7; Танхума 91; Кетубот 111а).

 

 

14) Посланник царский — тоже, что царь.

(Бава Кама 113б).

 

15) Рава сказал: три вещи передал мне Укван, бен Нехемия, глава изгнания27, от имени Самуила: 1) закон царский — закон28, 2) давность у Персов считается сорок лет29 и 3) если земля продается за невзнос повинностей, то приобретший такую землю считается законным владельцем ее. Последнее постановление имеет, однако ж, силу тогда, когда земля продается за поземельную повинность, но не за подушную, так как за подушную повинность отвечает одна только личность человека. Р. Гуна бен Иеhошуа утверждает: даже ячмень в кувшине подлежит ответственности за подушную повинность30.

(Бава Батра 51а).

 

16) Рава сказал: гражданин за гражданина ответствует.

(Бава Кама 113а).

 

17) Учили: запрещается утаивать пошлину.

(Там же).

 

18) Утаивающий пошлины такой же преступник, как проливающий кровь, служащий идолам, живущий в кровосмешении и оскверняющий субботу.

(Смахот 2, 10).

 

19) Р. Йоханаан, именем р. Шимона бар Йохай сказал: говорится (Исаия 61, 8): «Я, Превечный, любящий правду, ненавидящий грабежи при всесожжении». Это напоминает рассказ об одном царе, которому пришлось проехать чрез таможню. Он отдал сопровождавшим его придворным приказание аккуратно внести пошлину. Когда те с удивлением спросили его: разве не для тебя и взимается пошлина? он ответил: мы должны служить примером для других, чтобы и они не утаивали пошлины. Точно также говорит Превечный: «ненавижу всесожжения с грабежом, для того чтобы сыны Мои, следуя Моему примеру, сами воздерживались от грабежа».

(Сука 30а).

 

20) Выше вполне убедительно доказано, что общественность и государственность свойственны самой природе человека в противоположность прочим животным, для которых не существует необходимости составлять общества. Далее, вследствие многосложности организации этого рода (человеческого) — так как он представляет последнее и самое совершенное органическое целое, как это уже известно нам, — черты различия между его неделимыми являются в чрезвычайно резких выражениях, так что не встретишь двух человек вполне одинаковых качеств, точно также как трудно найти два вполне сходных человеческих лица. У других животных нет таких резких индивидуальных отличий; у них индивидуальность выражена далеко слабее. Между тем можно найти людей до такой степени различающихся в нравах, как бы они принадлежали к различным родам. Так, жестокость одного доходит иногда до того, что он в гневе способен зарезать родного ребенка, другой же не в состоянии раздавить червяка или убить ничтожное насекомое. То же самое можно сказать и относительно других нравов. Если же человеческая природа с одной стороны обусловливает такое несходство нравов, а с другой требует общественности, то людское общество не иначе может сделаться совершенным, как, имея над собою, в качестве регулятора, главу, который определял бы их действия, начертал бы раз навсегда правила и нравы для всех, так чтобы природные различия людей уравновесились условным соглашением и таким образом установился бы порядок в обществе.

(Маймонид, Морэ-Невухим, ч. I, гл. 40).

 

21) «Судьи не проклинай и князя народа не поноси» (Исход 22, 1). В этих словах содержится двойное предостережение: не проклинать судьи, произносящего обвинительное решение, ни сановника, приводящего это судейское решение в исполнение.

(Шаарей Тшува рабейну Йона, 23).

 

22) Кто восстает против сана и почестей, милостью Божьею дарованных кому-нибудь, тот собственно только содействует усилению оспариваемого им достоинства и чем более он нападает, тем последнее становится совершеннее. Мы видим, напр., что смуты, возбужденные Корахом по поводу священнического сана, повели к тому, что священство получило более совершенную организацию, чем при Аароне и его сыне.

(Ральбаг, 191).

 

23) Каждый обязан отдавать честь царственным особам и даже такое лицо, которое сам царь обязан почитать, вследствие родственных отношений, также должно отдавать честь царю. Мы находим напр., что патриарх Яаков привстал на постели в честь сына своего Иосифа, который был тогда наместником царя. Такого чинопочитания требует польза общественного благоустройства.

(Там же, 50).

 

24) «Молись за благополучие верховной власти» (Авот 3, 2). Управление людей распадается на религиозно-духовное, принадлежащее ученым, и государственное, принадлежащее представителям власти. При недостатке первого, второе может существовать; но при недостатке второго не может существовать и первое, так как, где нет страха перед властью, там люди опасаются друг друга и все проводят жизнь в заботах о самосохранении. Вот почему отцы синагоги с особою настойчивостью заповедуют нам молиться за благополучие государственной власти не только израильской, но и других народов. Сама Тора указывает нам на эту обязанность, повелевая в праздник кущей приносить в жертву семьдесят тельцов за семьдесят народов земли; а пророк Ездра говорит (Ездра 6, 10): «Чтобы они приносили жертвы Богу небесному и молились о жизни царя и сыновей его».

(Р. Менахем hа-Меири в кн. Бет hа-Бехира).

 

25) «И князя в народе твоем не проклинай» (Исход 22, 27). Под словом «князя» св. Писание подразумевает царя, и предостережение это имеет в виду владыку как светского, так и духовного. Мотивы же данного предостережения заключаются в том, что человеческий союз необходимо должен иметь над собою главу, подчиняться воле последнего и исполнять его приказания. Предоставленные же самим себе, люди, вследствие разногласия мнений, никогда не пришли бы к соглашению, следствием чего было бы бездействие и неурядица. Таким образом, люди должны подчиняться решению одного лица, ведет ли оно их лично к выгоде или к убытку, так как такое подчинение лежит в интересе общего дела и благоустройства страны. Даже в случае, если царское решение не оправдалось последствиями, оно полезно тем, что устраняет раздоры и бездействие. Итак, оказывается, что глава, будь это духовный руководитель народа на пути веры, или светский, охраняющий членов государства, во всяком случае, есть источник блага для жителей; естественно поэтому, что мы не должны пренебрегать его достоинством, тем менее отзываться о нем неприлично, даже в его отсутствии, а тем более в присутствии свидетелей.

(Хинух, Мишпотим, 14).

 

26) «Бойся Бога, сын мой, и царя; с изменниками не соединяйся, ибо внезапно придет гибель их» (Притч. 24—21, 22). Страх Божий и страх пред царем сопоставлены здесь, дабы сравнить их и заключить от одного к другому, ибо царство земное подобно царству небесному.

(Р. Шимон бен Цемах, Маген-Авот, 9).

 

27) Власть и закон тесно связаны между собою; власть без закона и закон без власти существовать не могут.

(Там же).

 

28) Св. Писание дает нам несколько поучительных примеров благоговения и страха пред царем, хотя бы иноверного народа, указывающих нам, что всякий обязан по мере сил содействовать благополучию своего царя, а тем более тогда, когда дело идет о спасении его жизни. Так Мордехай (Эстер 2, 22), немедленно открыл царю Ахашверошу заговор, составленный против него царедворцами Бигтаном и Терешом и случайно им подслушанный. Впоследствии оказалось, что обстоятельство это послужило к спасению всего еврейского племени.

В другом месте (Даниил 1, 10) св. Писание рассказывает об опасениях, которые выразил пред пророком Даниилом, находившимся при дворе вавилонского царя, поставленный при нем начальник, хотя начальник этот не учинил в данном случае никакого зла, а только не исполнил в точности данного приказания.

Далее мы находим в св. Писании (там же 4, 16) указание на то, что удостоенные высокой чести являться к царю, должны начать свою речь благословением, самую же речь вести в краткой форме. Так ответ пророка Даниила царю и начинается благословением и представляет кратчайшие, какие только можно было подобрать, выражения.

(Ральбаг, в комментарии).

 

29) Как мир и благоустройство государственное содействуют гражданскому и духовному преуспеянию людей, доставляя им средства для достижения этих благ, так и обратно, отсутствие мира и государственности препятствуют достижению их.

(Бехинат hа-Дат).

30) Подобно тому, как в организации животного тела мы находим один главный центр жизни и чувства, именно: сердце, из которого последние направляются во все прочие органы и, постоянно возвращаясь обратно в сердце, сохраняют правильное отношение к нему и тем обусловливают существование организма, без чего нарушается правильное питание, — подобно тому, как всевозможные другие учреждения и организации немыслимы без главного руководителя, — и интересы политические и государственные должны быть сосредоточены у верховного владетеля, имеющего для своего государства тоже значение, что сердце для животного организма. Он воспринимает действия всех частных личностей и направляет их таким образом, чтобы они вели к общему благу, чтобы друг другу не вредили, а, наоборот, содействовали бы вместе процветанию и славе государства. О таком именно царе говорится (Притч. 27, 4): «Царь правосудием укрепляет страну».

(Акедат-Ицхак, гл. 95, Второзак.).

 

31) Свобода и независимость составляют, конечно, цель и стремление каждого мыслящего человека; но подчиненность тому, кто заслуживает, чтобы ему подчинялись, еще выше свободы, так как истинная свобода состоит в подчинении себя на основании естественных и разумных причин.

(Там же, гл. 98).

 

32) Когда Бог сотворил первых людей, то благословил их словами: «Плодитесь, умножайтесь, наполняйте землю и владейте ею». Употребленные здесь четыре выражения соответствуют четырем сословиям людей. Относительно сословия ученых, занимающихся метафизикой и богословием, сказал Он: «плодитесь», так как эти познания составляют как бы плод всех усилий и конечную цель призвания и существования людей. Относительно сословия позитивистов, занимающихся прикладными знаниями, добивающихся умножения материальных средств, сказано: «умножайтесь». Слова: «наполняйте землю» относятся к земледельцам, составляющим самый многочисленный класс людей. Наконец благословение «и владейте ею» относится к военному сословию и прочим органам правительственной власти, поддерживающей государственный строй человеческого общества.

(Р. Элиэзер Ашкенази, Маасе hа-Шем, 24).

 

33) Царь — это тень Бога на земле, которая безразлично осеняет богатых и бедных. Кто не исполняет повелений царских, с того снимается защита божеской тени.

 

34) Из трех родов верховного правления наилучшее и самое прочное — самодержавие; затем следует аристократическая республика; демократическая же республика не может существовать долго; в ней непременно возникнут разногласия и раздоры, которые обыкновенно кончаются диктатурой.

(Р. М. Хейфец Млехет Махшевет, 96).

 

35) Следует любить своего царя, как самого себя, и во время войны жертвовать для него всем, жизнью и имуществом. В случае болезни или неудачи царя, должно молиться Богу за него. Есть люди, которые радуются, если им удается утаить следующие с них царские подати. О глупцы! разве на царя не распространяется заповедь любви к ближнему? Напротив, мы тем более должны любить его, что он отец страны, он умиротворяет всех жителей страны и наказывает злоумышленников, стремящихся к разрушению общественного благоустройства, Согласно этому, существует у нас обычай молиться в синагогах по субботам за благополучие верховной власти, что соблюдалось уже в древности, даже во времена первого храма и впоследствии во втором храме, где приносились жертвы и возносились молитвы к Богу за долголетие царей. Если же обычай этот соблюдался нами на собственной земле, когда существовал наш святой храм, относительно народов, преданных идолопоклонству, то теперь, живя на земле чужих народов, познавших истинного Бога, признавших святость нашей Торы (Пятикнижия), пророков и прочих книг св. Писания, отличающихся человеколюбием и добрыми качествами, мы тем более обязаны молиться за благоденствие их, их сановников и царей.

(Сефер hарит, статья «любовь к ближнему», гл. 17).

 

36) Известно, до чего доходит сила страстей людских. Не смотря на то, что люди могли бы силою воли противостоять искушениям и избегать преступных деяний, они большею частью поддаются дурным внушениям страстей своих и предаются страшным преступлениям и грехам. Люди превосходят иногда в жестокости хищных зверей, тогда как им следовало бы стоять неизмеримо выше животных соответственно божественному происхождению души человеческой. В то время, как звери нападают только на зверей другого рода, а своих родичей не трогают, люди губят не только чужих, но, если б не существовало внешних препятствий, губили бы друг друга. Вечный Промыслитель, предвидя все это, верховною премудростью поставил царей над народами, а людям внушил страх пред царским саном и тем обуздал злые наклонности и страсти человека. Всякий мыслящий человек согласится, что принцип верховной власти на земле в лице царей и владетелей есть продукт Божественной воли, а не условного соглашения людей, ибо человек рожден свободным и трудно себе представить, чтобы свободная многочисленная толпа сама собою выбрала главу и добровольно наложила на себя бремя подчиненности. Очевидно, это есть внушение Верховного Промысла, предвидевшего, что мир иначе не может существовать. Поэтому, ты, богобоязненный муж, избегающий зла во имя небесной Верховной Власти, пред которой ты ответствуешь в деяниях своих, не задавайся вопросом: к чему существует земная верховная власть с налогами, повинностями и проч.? Знай, что это необходимо для мира; не будь ее, мир не мог бы существовать от злодеяний, ибо не все люди богобоязненны, как ты; поэтому же ты должен возносить молитвы о благополучии столь необходимого для мира учреждения.

(Вессели,  Иейн-Леванон).

 

37) Не следует задаваться вопросами, целесообразно или нет то или другое распоряжение верховной власти, потому что это влечет за собою сомнение, а сомнение в свою очередь в подобных случаях ведет к небрежности в исполнении данного приказания: таким образом нарушится надлежащий порядок, произойдут междоусобия и общественные интересы пострадают. Наоборот, каждому благомыслящему члену государства следует быть уверенным в милости и правосудии государя и надеяться, что все исходящее от него по государственным делам соразмерно с силами и нуждами общества и направлено к достижению общественного блага. Мы же не в состоянии прямо определить значение и пользу той или другой меры, не будучи знакомы с мотивами и государственными соображениями, вызвавшими ее.

Если же кто станет возражать, что все это относится лишь к еврейским царям, их судьям и чиновникам, что только в отношении к ним лежит на нас обязанность подчинения и взноса необходимых налогов, в отношении же к иноверческим царям, подданными которых мы состоим, мы нравственно не обязаны ничем, а должны почитать их и повиноваться им лишь из страха наказания, платить подати и налоги из опасения штрафов, что, следовательно, в такое время и в таком месте, где опасения эти почему-нибудь не существуют, можно избегать исполнения царского приказа, обмануть чиновников, утаить часть положенной платы и позволить себе тому подобные проступки, запрещенные относительно еврейских царей: — кто так полагает, тот — злоумышленник, согрешающий против Бога и отвечает своею душою.

Не видим ли мы, что талмудисты, современники которых также жили в изгнании и не имели царя из Евреев, постановили: «Закон царский — закон», что значит: точное и чистосердечное исполнение царских законов обязательно для каждого Израильтянина, как исполнение законов религиозных. В том же духе говорят они: «Молись за благополучие верховной власти: если не страх пред нею, люди живьем проглатывали бы друг друга», а ведь это сказано относительно иноверных государств.

И не только одно это указали нам талмудисты; они же установили особую молитву, произносимую при виде царя, Именно в трактате Берахот (о благословениях) читаем: при виде царя какого-нибудь из иноверных народов, произносят следующее: «Благословен Ты, Господи, Боже наш, Царь вселенной, который наделил величием Твоим человека из плоти и крови»31. В этом благословении мы находим лучшее доказательство в пользу нашего мнения, что сам Господь, по Своей святой воле, определяет царей на престолы, дабы они были представителями власти Его на земле, творили мир и правосудие в народе.

Поэтому же талмудисты неоднократно и настойчиво предписывают не утаивать следующих казне пошлин, даже в том случае, когда чиновник, собирающий их, невнимателен и можно бы окольными путями избегнуть уплаты. Ибо каждый член государства, еврей или нееврей, одинаково нравственно обязан уплатить казне, сколько на него возложено, подчиниться воле государя и его сановников и всегда исполнять приказания их. В Талмуде не раз говорится: царство земли подобно царству неба; следовательно, как человек одинаково должен бояться Бога, и публично, и втайне, так и государя следует почитать и бояться даже тогда, когда страх наказания не существует.

(Р. Герц-Гомбург. Имрей Шефер, ч. II. § 3).

 

38) Обязанности гражданина к отечеству заключаются в

а)         любви к царю;

б)         соблюдении законов страны;

в)         верности и любви к отечеству.

Под любовью к царю нужно разуметь уважение к царствующей Особе, отечески пекущейся о благе управляемой страны: постоянную готовность повиноваться как самому царю, так и советникам его, наместникам и начальникам, принимающим участие в управлении страною.

Под обязанностью соблюдения законов отечества нужно понимать следующее: каждый обыватель должен изучить узаконения своего отечества и соблюдать их как публично, так и втайне, ибо законы составляют основу государственной жизни, оплот для каждого жителя от нападений и притязаний других; они определяют обязанности и права каждого относительно личности и имущества; ими же определяются размеры податей и повинностей сообразно с состоянием каждого; они же, наконец, служат руководством судьям, чиновникам, духовным, учителям и т. д.

Главные же правила, которые должны быть соблюдаемы жителями, следующие:

1) Каждый должен доставлять в казну налагаемую на него сумму, ибо подати эти идут на удовлетворение общих нужд и служат для общей пользы.

2) Запрещается утаивать пошлины и налоги на различные предметы торговли, как внутренней, так и внешней.

3) Запрещается вести торговлю, запрещенную законом, ибо подобные запрещения направлены к развитию народного богатства, к поощрению промышленности внутри страны, дабы не было надобности вывозить серебро и золото в чужие страны. Все это должно быть соблюдаемо одинаково строго как публично, так я втайне. Кто же нарушает втайне эти законы, тот и грешит пред Богом, и нарушает дружеский союз, способствующий общему благу.

Что касается до любви к отечеству, то под нею подразумевается то, что страна, где человек родился и водворился для достижения богатства и счастья, должна быть ему дороже других, за нее он должен постоянно молиться; по мере сил он должен стараться о возвеличении ее и умножении благосостояния ее жителей. Ибо каждая страна представляет некоторое подобие одной личности; каждый отдельный член служит как бы органом, имеющим известные функции; все же в совокупности служат к усовершенствованию целого государства, также как все органы тела обусловливают жизнь человека. И подобно тому, как все органы принимают участие в защите тела при угрожающей опасности, и жители страны все обязаны защищать отечество от внешних врагов, нападающих на него. Кто способен носить оружие, тот, пренебрегая опасностями, должен выступить против неприятеля вместе с прочими воинами; кто же не может воевать, тот должен содействовать отечеству необходимыми для войны средствами, съестными припасами, оружием и т. д.

(Основания вероучения Бен-Зева, гл. 3).

 

39) Страна, где Израильтянин может свободно проживать, беспрепятственно исповедуя свою веру, где он пользуется возможностью заниматься избранным им ремеслом, торговлею или другим делом, наравне с прочими жителями, где законы защищают его от напраслин и обид, страна эта есть его отечество, владетель ее — его царь, а гражданские обязанности, установленные в этой стране, — его обязанности.

Ибо пока не пришел обещанный нам Мессия, Израильтянин должен считать своим отечеством ту страну, в которой он родился и проживает.

Подтверждением же наших слов служит св. Писание. Когда Израильтяне впервые были изгнаны в Вавилон, Бог, устами пророка Иеремии, обещал им следующее (Иеремия 29, 10): «Так говорит Господь: по истечении вашему пленению в Вавилоне семидесяти лет, Я вспомню об вас, дабы возвратить вас на это место». Не смотря на это, во время этого пленения, тот же пророк приказывает Израильтянам содействовать благополучию страны, куда они были изгнаны (Там же, 5—7): «Сии слова писания, которое послал пророк Иеремия к уцелевшим старейшинам плененных, изгнанных Навуходоносором из Иерусалима в Вавилон: «так говорит Господь воинств, Бог Израиля: стройте дома и живите в них, насаждайте сады и ешьте плоды их, берите жен и рождайте сыновей и дочерей, и берите жен для сыновей ваших, а дочерей отдавайте мужьям, дабы родили сыновей и дочерей, умножайтесь там, а не уменьшайтесь и желайте мира тому городу, в который Я вас изгнал, и молитесь за него Господу, ибо в его мире и вам будет мир». Если же на такой короткий период, как семидесятилетнее вавилонское пленение, Господь повелел Израильтянам желать мира стране и народу, среди которого жили, то тем более это должно иметь место в настоящее время, когда протекло уже тысяча восемьсот лет с тех пор, как началось изгнание и никто из нас не знает, как долго продлится оно еще. При такой продолжительности изгнания законы еврейской религии тем менее должны удерживать еврея от исполнения его гражданских обязанностей. К тому же в мирное время ничто не нарушает этих законов; в военное же время они должны быть принесены в жертву отечеству. Мы находим, что во все время покорения Ханаана Израильтяне не исполняли некоторых заповедей Торы; Маккавеи не прекращали военных действий с греками в субботние дни; точно также и современные евреи, находясь на поле битвы, не должны воздерживаться от исполнения воинских обязанностей в силу некоторых законов, ибо, как доказывают приведенные примеры, в это время религиозные установления теряют свою силу.

(Там же).

 


16 Р. Иеhуда, очевидно, толкует стих Аввакума в следующем смысле: «Ты бы сделал людей, как рыб морских и как пресмыкающихся, если б не было правителя у них», т.е. у этих людей. Такие извороты в объяснении стихов обычны у агадистов.

17 Речь идет о статье относительно прав царя (I Сам.8, 11—17). Относительно значения этой статьи мнения талмудистов разделились: Р. Иосей полагает, что царь действительно может пользоваться всем тем, о чем говорится в означенных стихах; р. же Иеhуда утверждает, что пророк Самуил изложил все эти подробности только с целью внушить народу страх и благоговение пред царем. Точно такое же разногласие существует между двумя позднейшими учителями, Самуилом и Равом, из коих первый придерживается мнения р. Иосея, а второй согласуется с р. Иудою. Ср. Санhедрин, там же.

18 Не смотря на то, что Ахав был предан идолослужению и Илия был с ним в ссоре, он, после расправы на горе Кармель, все таки не упустил воздать должное уважение царю и сам, в качестве скорохода, побежал пред колесницею Ахава до его столицы.

19 2-го Иерусалимского храма, воздвигнутого евреями, по возвращении из вавилонского пленения. Известно, что восстановленное тогда еврейское государство находилось до Александра Македонского под властью персидских царей.

20 Священникам запрещен вход па кладбище или в другое место, где находится покойник, во избежание осквернения. Но если это необходимо для того, чтобы успеть посмотреть на царственную особу, то это разрешается.

21 Место это яснее в Танхума 27б: «Хотя Фараон дурно поступал с Израилем, Бог повелел однако ж относиться к нему с должным уважением и оказать ему царские почести».

22 Который был тогда наместником Фараона.

23 См. выше.

24 Саддукеи не принимали учения талмудистов и всегда рады были случаю, чтобы издеваться над ними и состязаться с ними.

25 См. выше § 5.

26 Проповедник, очевидно, толкует конец приведенного им стиха так: «ибо все, что на небе, то и на земле». Ср. примеч. к § 1.

27 Реш-Галута. См. под этим словом в указателе.

28 Изречение это приводится еще: Бава-кама 113а, Гитин 10б, Недарим 28а.

29 По еврейскому праву давность считалась 3 года; Самуил сообщает еврейским судьям для руководства срок давности по персидским законам.

30 Относительно последнего постановления см. также Бава Мециа 73б.

31 См. выше § 5.