МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТАЛМУДИСТОВ - К оглавлению

ГЛАВА IV.

О ЗАКОНАХ И СУДЬЯХ

 

1) Раббан Шимон, бен Гамлиэль, говорил: На трех основах стоит мир: на истине, на правосудии и на мире; так сказано (Захарии, 8, 16): «Истину, суд и мир творите во вратах ваших».

(Авот 1, 18).

 

2) Р. Шимон говорит: Почему судебные установления изложены в Торе раньше всех остальных38? Потому что пока не произнесен судебный приговор, тяжущиеся враждуют друг против друга, но коль скоро приговор произнесен, вражда уступает место примирению.

(Мехилта тр. Незикин).

 

3) Рабби говорит: Господь также строго предписал судебные установления, как и десять заповедей, потому что правосудие есть главная основа, на которой зиждется мир, как сказано (Причт. 29, 4): «Царь правосудием упрочивает государство». Р. Элазар говорит: вся Тора основана на правосудии, поэтому Господь вслед за заповедями сейчас предписал судебные установления.

(Исход Раба, 30).

 

4) Р. Шмуэль бар Нахмени, говорит от имени р. Йоханаана: судья, творящий правосудие, способствует проявлению среди Израиля славы Божьей, ибо сказано (Псал. 82, 1): «Судья восседает в обществе Бога, в присутствии Господа творит он суд. Судья же, произносящий неправильные приговоры, способствует удалению славы Божьей из среды Израиля, ибо сказано (Псал. 12, 6): «От грабежа бедных, от воплей нищих, Я удалюсь, говорит Господь, ныне вознесусь».

(Санhедрин 6б).

 

5) Р. Ицхак говорил: О двух вещах св. Писание выражается, что они в деснице Господней, именно о добродетели и о Торе; так сказано (Псал. 48, 10): :«Добродетели исполнена десница твоя». Относительно Торы говорится (Второз. 33, 2): «В деснице Его огонь, — вероучение для них». О двух других вещах св. Писание выражается, что они в руке (шуйце) Господней, именно о душе и о правосудии. О душе сказано (Иов 12, 9): «В руке Которого душа всего живущего». О правосудии (Второз. 32, 41): «Моя рука ухватилась за правосудие». Господь говорит: в Моей руке душа и правосудие; если вы храните законы, тогда я буду охранять души ваши.

(Деварим Раба 5).

 

6) Р. Хисда и Рабба бен  Гуна, занимались судопроизводством целый день, так что к вечеру изнемогали от усталости. Р. Хия, бен Равва из Деффая, учил их: «И стоял народ пред Моисеем с утра до вечера» (Исход 18, 14); но разве возможно, чтобы Моисей целый день занимался судопроизводством? когда уделял он, в таком случае, время для Торы? Но слова «с утра до вечера» намекают на процесс сотворения мира, при котором говорится: «И настал вечер и настало утро», и стих этот внушает нам, что судья, хоть один час творящий правосудие, признается св. Писанием как бы сподвижником Господа в созидании вселенной.

(Шабат.10а).

 

7) Когда судья сидит и произносит справедливые приговоры Господь как бы сидит рядом с ним, как сказано (Судьи 2, 18): «Когда Господь поставил им судей, Он был с судьею». Когда же Господь замечает в судье лицеприятие, Он как бы удаляется от него и восходит на небо.

(Исход Раба 30).

 

8) Мы находим, что главы Израиля были прославлены только за правосудие. Так о Самуиле сказано (I Сам. 7, 16): «Он ходил ежегодно, окружая Бет-Эль, и творил суд в Израиле». Давида превозносили также лишь за правосудие, как сказано (II Сам. 8, 15): «И творил Давид суд и милость». Иоасафат, воцарившись, также исключительно занимался правосудием, как сказано (II Парал. 17, 6): «И он (Иоасафат) возвысился в путях Господних»39. Самый Иерусалим славился только правдивыми судьями, ибо сказано (Иезекиил 16, 14): «И прославилось имя твое между народами благолепием Моим, которое Я возложил на тебя»; «благолепие» означает здесь правосудие по аналогии с другим стихом (Исход 23, 3): «И бедному не потворствуй в суде». Самое разрушение Иерусалима последовало в наказание за нарушение правосудия, как сказано (Иезекиил 22, 5): «Осквернилось имя Твое множеством беззакония».

(Ялкут ч. II. ст. 162).

 

9) Р. Иеhошуа бен  Карха, говорит:… Судьи должны всегда помнить, кого и в присутствии кого они судят, свидетели — против кого и в присутствии кого свидетельствуют: в присутствии кого судят судьи и свидетельствуют свидетели, Кто изрек, и стала вселенная, как сказано (Второз. 19, 17): «И пусть предстанут оба человека, у которых тяжба, пред Превечного»; а в другом месте говорится (Псал. 82, 1): «Судья восседает в обществе Господа»; а Иоасафат обращается к судьям (ІI Парал. 19, 6): «Смотрите, что вы делаете, ибо не человеку суд, а Господу». Но разве мыслимо, чтобы сын плоти и крови судил своего Создателя? Да, и это нужно понимать так: Бог говорит: Я определил Рувиму иметь сто динаров, а Симеону — ничего, вы же отнимаете у первого и передаете второму; придется, значит, Мне уплатить тому и взыскать с другого.

(Санhедрин: Иерусалимский Талмуд 1, 3; Вавилонский Талмуд 6б).

 

 

10) Раббан Шимон, бен Гамлиэль, говорил от имени р. Йонатана: Судья, во время судопроизводства, должен воображать острый меч между бедрами своими, а под собою зияющую преисподнюю.

(Санhедрин 7а; Йевамот 109а).

 

11) Когда Рав являлся в суд, он произносил: По своей доброй воле иду я на опасное дело40... своими делами не занимаюсь и с пустыми руками домой вернусь41 и дай Бог, чтобы я возвратился домой таким же, каким вышел оттуда.

(Санhедрин 7б).

 

12) Кто берет плату за отправление судейской должности, приговоры того не действительны; кто берет плату за свидетельствование, показания того не имеют силы.

(Бхорот. гл. 4, Мишна).

 

13) Кто заподозрен в том, что он берет вознаграждение за труды свои как судья, или как свидетель, все судейские решения и свидетельские показания того считаются недействительными.

(Тосефта Бхорот, гл. 3).

 

14) Учили: жалок судья, получающий возмездие за судопроизводство, но произнесенный им приговор все-таки обязателен.

(Кетубот, 105а)[42].

 

15) Когда возвратился р. Дими, он сообщил: р. Нахман, бен Коган, проповедовал: «Царь правосудием восстановляет страну, а человек обмана (терумот) разрушает ее» (Причт. 29, 4). Стих этот можно толковать так: если судья подобен царю, то он восстановляет страну, если же он подобен нищенствующему священнику, испрашивающему десятину (терумот43), то он разрушает ее.

(Санhедрин 7б).

 

16) Р. Йоси  бен Элиша, учил: если видишь поколение, посещаемое многими бедствиями, обрати внимание на судей израильских, ибо всякое бедствие, постигающее мир, является только из-за Израиля, как сказано (Михей 3,9): «Слушайте сие, главы дома Яаковлева и старейшины дома Израилева, вы, осквернившие правосудие, искривившие все прямое, обстроившие Сион кровью, а Иерусалим беззаконием: главы его судят за взятку, а священники поучают за плату.... По сему за вас Сион будет распахан как поле».

(Шабат 139а).

 

17) «Не учиняйте несправедливости на суде» (Левит 19,15). Нарушение правосудия в суде влечет за собою осквернение земли, оскорбление имени Божьего, удаление Св. Духа, поражение Израиля мечем и изгнание его из родной земли.

(Сифро Кедошим 12,4).

 

18) Учители учили: «И да становятся оба человека, между которыми распря, перед Превечного» (Второз. 19, 17), отсюда видно, что тяжущиеся не должны сидеть, а стоять благоговейно, как бы перед Богом.

(Танхума 36б).

 

19) Учители наши учили: «Ибо взятка ослепляет глаза мудрецов» (Второз. 16, 18) даже необыкновенный мудрец, берущий взятку, подвергается к концу жизни помрачению ума. «И извращает (взятка) слова праведных» (там же), даже величайший праведник, взявший взятку, подвергается к концу жизни лишению ума.

(Кетубот 105 а).

 

20) Учили: «И взяток не бери» (Исход 23,8). Что имелось в виду при этом предостережении? если то, чтобы из-за взяток не оправдать виноватого и не обвинить правого, то ведь об этом говорится в другом месте (Второз. 16,19): «Не криви судом». Но здесь запрещается брать мзду даже за оправдание правого и обвинение виноватого.

(Там же).

 

21) «Творите (судьи) суд неимущего и сироты, бедному и убогому сотворите суд правый» (Псал. 82, 3). Не говорится: судьи, будьте милосерды к бедному и убогому, но сотворите им суд правый: не должно без основания отнимать у богатого и отдавать бедному, потому только что он беден. Я, говорит Господь, Владыка земли и всего что на ней; Я дал такому-то богатство и вы не должны отнимать у него. «Не ведают бо и не разумеют... Колеблются все основания земли» (Псал. там же): не разумеют они творить правый суд, и тем подрывают основы мира».

(Мидраш, Ялкут гл. 11, 116).

 

22) Учители наши учили: «И взяток не бери» (Исход 23, 8). Не только взятка деньгами запрещена, но даже взятка в виде услуги или любезности на словах, что видно из того, что св. Писание не говорит ясно «денежной взятки», а употребляет слово «взятка» в обширном смысле. Примером же таких не денежных взяток может служить следующее. Шмуэлю случилось однажды проходить через переправу; в это время к нему подошел какой-то человек и подал ему руку44. Что тебе угодно? спросил Шмуэль. У меня дело (судебное) есть, ответил тот. Ты вот сделал меня неправоспособным быть твоим судьею. Другой случай. Амемар занимался разбирательством одного дела в суде; в это время подходит к нему человек и снимает соринку, случайно упавшую ему на голову. Что угодно? спросил судья. У меня дело есть. Ты вот сделал меня неправоспособным быть твоим судью, сказал судья. Еще такой же случай. Мар-Уква плюнул. Кто-то подошел и растер плевок. Что угодно? спросил Мар-Уква. У меня дело есть. Я теперь не вправе быть твоим судьею.

(Кетубот 105 б).

 

23) У р. Ишмаэля бен Йоси, было заведено, что арендатор его земель приносил ему в каждую пятницу корзину разных плодов к предстоящей субботе. Однажды арендатор явился со своим обычным приношением вместо пятницы в четверг. По какому случаю? спросил р. Ишмаэль. У меня дело есть (судебное) и я, кстати, принес и плодов. Но р. Ишмаэль отказался получить плоды и сказал: я устранен от разбора твоего дела. Для разбирательства дела он пригласил двух других ученых. Пока те рассматривали дело, р. Ишмаэль, ходя взад и вперед по комнате, рассуждал вполголоса про себя: в защиту этого дела можно сказать то-то и то-то. Но тут же он спохватился и сказал: как пагубно взяточничество! Я вот не взял; а если б и взял, то взял бы свое собственное, и все-таки был обольщен; тем более те, которые действительно берут взятки. Р. Ишмаэль произнес при этом: да будут прокляты взяточники.

(Там же).

 

24) Р. Ишмаэлю  бен Элиша, кто-то принес волну первой стрижки45. Откуда ты? спросил р. Ишмаэль приносителя. Последний назвал свое место. А разве оттуда доселе не было другого священника? допытывался первый. У меня дело есть в суде, и я подумал: кстати, и принесу. Я, таким образом, более не вправе разбирать твое дело, сказал р. Ишмаэль и, не приняв дара, пригласил для суда других двух ученых. Пока те рассматривали дело р. Ишмаэль, ходя взад и вперед, рассуждал вполголоса про себя: в защиту этого дела можно привести то-то и то-то. Но тут же спохватился и сказал: как пагубно взяточничество! Я вот не принял, а если бы и взял, то взял бы то, что по закону мне следует, и все-таки был обольщен, тем более те, которые действительно берут взятку.

(Там же).

 

25) Одна женщина, явившаяся по судебному делу к р. Йонатану, принесла ему в подарок фиников. Тот, отвергая приношение, обратился к ней со следующими словами: прошу тебя вынести принесенные финики в том самом виде, в каком и принесла; если они лежали открыто, не закрывай их, а если закрыто, не открывай, дабы не возымели подозрения, что вместо подаренных мне динариев я угостил тебя финиками.

(Иерусалимский Талмуд,  Бава  Батра гл. II,11 а).

 

26) К Раву явился однажды по судебному приговору хозяин гостиницы, в которой он останавливался. Узнав его, Рав отказался от судопроизводства, и пригласил р. Кагану заняться этим делом. Заметив, что клиент позволяет себе, вероятно рассчитывая на знакомство с Равом, грубые выходки, р. Кагана обратился к нему: веди себя как следует, а то заставлю тебя забыть о Раве.

(Санhедрин 8а).

 

27) Р. Анану некто принес корзинку с сушеной рыбой. Что угодно? спросил он его. Дело имею в суде, сказал тот. Р. Анан подарка не принял и от суда отказался. Суда твоего, сказал тот, не желаю, а подарок прими; не лиши меня возможности исполнить заповедь о приношении начатков, ибо нас учили: «Некто, пришел из Ваал-Шалиши и принес человеку Божьему хлебные начатки» (II Цар. 4,42). Спрашивается, разве Елисей вправе был пользоваться начатками, не будучи священником46? Но дело в том, «что кто подносит подарок ученому, тот как бы принес священный дар начатков». Выслушав это объяснение, р. Анан сказал: я было не хотел принимать, но, узнав о твоем побуждении, я принимаю. Он отправил его к р. Нахману с наказом: разбирайте дела этого человека, потому что я, Анан, считаю себя неправоспособным к тому. Р. Нахман, который в это время был занят разбирательством дела каких-то сирот, получив наказ р. Анана, сообразил, что, вероятно, он устраняет себя, но той причине, что это родственник его и так как творить суд и уважать ученых одинаково обязательные заповеди, то дело, рекомендуемое р. Ананом, сопряженное с выполнением обеих этих заповедей, имеет преимущество. В силу этого соображения р. Нахман оставил разбирательство дела о сиротах и занялся делом человека, отрекомендованного р. Ананом. Когда другой тяжущийся заметил внимание судьи к его противнику, он упал духом и не мог защитить свое дело.

(Кетубот 105б).

 

28) Раба, бен р. Шела, говорит: судья, обращающийся за различными одолжениями (посуды и т. п.) к местным обывателям, должен быть устранен от дел; впрочем, это имеет место лишь тогда, когда судья по бедности сам не в состоянии одалживать другим; если же он состоятелен, и делает такие одолжения другим, то нам нет до этого дела.

(Там же).

 

29) Р. Папа говорит: нельзя быть судьею ни друга, ни врага своего: в первом случае человек невольно склоняется за, в последнем против подсудимого.

(Там же).

 

30) Мар бен рав Аши, говорил: я не должен быть судьею кого-нибудь из ученых, ибо я люблю их как самого себя, а себе никто не может быть судьею.

(Шабат 119а).

 

31) Р. Банай, увидев однажды на воротах одного судебного здания надпись, гласившую так: «Судья, который сам будет вызван к суду, недостоин звания судейского», воскликнул: таким образом, если кто нарочно потребует меня к суду, то я чрез то буду устранен! Вот как следует написать: Судья, который будет вызван к суду и с него будут взысканы деньги судом, недостоин судейского звания.

(Бава Батра 57б).

32) Р. Иеhошуа бен  Карха, говорил: следует стараться о примирении тяжущихся путем компромиссов, ибо сказано (Захар. 8, 16): «По правде и по закону мира судите во вратах ваших». Но соблюдая в суде мир, нельзя, в тоже время, соблюдать правду, и обратно; каким же путем можно одновременно удовлетворять и истине и миру? — само собою разумеется, путем компромиссов и мирового соглашения тяжущихся.

(Иерусалимский Талмуд, трактат Санhедрин I, 2; Вавилонский Талмуд, трактат Санhедрин 6).

 

33) Учили: р. Элиэзер, бен р. Иосе hа-Глили, говорит: судья, старающийся склонять стороны к сделке, есть преступник, а кто хвалит такого судью, хулит Бога, на что намекает стих (Псал. 10, 3): «Кто хвалит разрешающего (тяжбу посредством сделки) поносит Превечного». Закон должен быть применен во всей его строгости.

(Там же).

 

34) Р. Шимон, бен Менаше, говорил: мировое соглашение тяжущихся иногда допускается, иногда же нет. Именно: пока судья не выслушал еще тяжущихся, или хотя и выслушал, но не сообразил еще, на чьей стороне правда, он может предложить сторонам мириться; но коль скоро он выслушал стороны и сообразил, кто прав, кто виноват, мировая не допускается больше.

(Там же).

 

35) «И слушая братьев ваших, судите» (Второз. 1, 16). Р. Ханина говорил: в этих словах заключается предостережение, как судье не выслушивать одного из тяжущихся, прежде чем явится другой, так и самим тяжущимся не излагать своих доводов судье до появления соперника.

(Сота, 21 б).

 

36) «Со справедливостью суди ближнего твоего» (Лев. 19, 15). Судья не должен одному дать говорить сколько захочет, а другому предложить выражаться покороче; или одного пригласить сесть а другого — нет.

(Сифро, отд., Кедошим, гл. 4).

 

37) Р. Шимон говорил: судья должен рассматривать и повторить доводы сторон в их присутствии47.

(Шохер-Тов, 27).

 

38) «Не лицеприятствуй бедному и не делай уважения богатому» (Лев. 19, 15). Бедный и богатый являются перед тобою на суде, и ты пожалуй мог бы подумать: ведь этот человек беден; как я, так и богатый соперник обязаны его поддерживать; поэтому я оправдаю его и этим самым дам ему возможность существовать без унижения; в предупреждение этого предваряется: «не лицеприятствуй бедному». С другой стороны, относительно богатого и знатного ты мог бы руководствоваться соображениями в роде того напр.: богат он, потомок знаменитых предков, как же мне пристыдить его публично; поэтому предваряется: «не делай уважения богатому».

(Сифро, Кедошим, гл. 4).

 

39) «Как малое, так и великое выслушайте» (Втор. 1, 17). Реш Лакиш говорил: должно с одинаковою строгостью относиться к делу стоимости одной пруты, как и к делу в сто мин. Спрашивается: что имеет в виду это постановление? Если то, что и маловажное дело не следует оставлять без рассмотрения, — это ведь само собою понятно. Но дело идет о том, чтобы не перемешать очереди.

(Санhедрин 8а; Танхума, 37б).

 

40) «Судья, уходя с заседания, не должен говорить: я подал голос за оправдание, но я ничего не мог делать, так как товарищей, подавших голоса за обвинение, оказалось большинство; о таком судье св. Писание говорит (Левит 19,16): «Не ходи переносчиком среди народа твоего».

(Санhедрин 135; Сифро, Кедошим, 4).

 

41) Учители наши учили: если судейским приговором подсудимый признан виновным (в уголовном преступлении) и кто-нибудь объявит вдруг, что может привести в пользу обвиненного защитительный аргумент, то следует остановить исполнение приговора и выслушать защиту, ибо сказано (Исход 33, 7): «И невинного не убивай». Если же, после того как подсудимый решением оправдан, кто-нибудь пожелает выставить факт против подсудимого, то его не выслушивают, ибо сказано (там же): «И оправданного не убивай».

(Санhедрин, 33б).

42) Выпивший рюмку вина не должен решать спорные религиозные вопросы.

(Кетубот 10 б; Эрувин 64).

 

43) Судья, выпивший рюмку вина, не должен заниматься судопроизводством; равно ученый, выпивший столько же вина, не должен разрешать религиозные вопросы.

(Бамидбар Раба 10).

 

44) Рабби говорил: если судья, для назначения своего прибегает к помощи денег, то не встают при его появлении, не обращаются к нему со словом «рабби», а талис48 что на нем, что попона на осле.

(Санhедрин 7а).

 

45) Р. Мана презирал тех судей, которые для своего назначения прибегали к помощи денег, р. Име цитировал по этому поводу слова Писания (Исход 20, 20): «Не сотвори себе кумира из серебра и золота». Р. Иошиа присовокупил: талис, что на нем (на подобном судье) что попона на осле.

(Иерусалимский Талмуд, трактат Бикурим, 3, 6).

 

46) Поставивший над общиною недостойного судью, как бы посадил рощу для идолослужения. Р. Аши прибавляет: а если в той местности проживает ученый, то как бы посадил эту рощу возле алтаря Господня.

( Санhедрин, 7 а).

 

47) Каждый из трех членов, составляющих судебное присутствие, должен обладать следующими семью качествами: образованием, смирением, страхом Божиим, бескорыстием, любовью к истине, человеколюбием и добрым именем. Обо всем этом ясно выражается сама Тора; так говорится (Второз. 1, 12): «Человеки мудрые и благоразумные (образование) и известные среди колен ваших» (доброе имя в людях); доброе же имя приобретается добродушием, скромностью, любезным обращением, умной и скромной беседою с людьми. В другом месте, относительно же судей, говорится (Исх. 18, 21): «Люди силы» т, е. строгие исполнители заповедей, обладающие достаточною силою воли, чтобы обуздывать свои страсти, с незапятнанной совестью и почетным именем. Кроме того, они должны быть представительной наружности и достаточно сильны, дабы могли в случае надобности подать руку помощи беззащитному, как мы видим это в Моисее, о котором св. Писание рассказывает (Исх. 2,17): «И встал Моисей и защитил их». Но подобно Моисею же они должны обладать смирением. Далее говорится там: «Боящиеся Бога, ненавидящие мзду»; люди, которых даже собственные деньги не занимают, и которые не стремятся к обогащению. Далее (там же): «Люди истины», т. е. преследующие справедливость ради стремления к справедливости, свойственной их натуре, и избегающие всякого рода неправды.

(Маймонид, Яд hа-Хазака, о синедрионе гл. 2).

 

48) Во всяком достойном судебном присутствии во Израиле Св. Дух витает над заседающими судьями. Поэтому судьи должны восседать в благоговейном страхе, со смирением, в полном облачении и с поникшею головою; они отнюдь не должны позволять себе небрежно располагаться на своих местах в суде, шутить или разговаривать о посторонних предметах; они могут обсуживать там лишь предметы, относящиеся до Торы и наук. — И всякий синедрион, царь или реш-гелута49, поставивший в Израиле судью, недостойного этого звания и недостаточно ознакомившегося с различными отраслями Торы, хотя бы он обладал многими прекрасными качествами и добродетелями, — поставивший подобного судью, говорим мы, преступает запрещение Торы (Второз. 1,17): «Не лицеприятствуйте в суде». — Предание поучает, что слова эти относятся к тем, на которых возложено назначение судей. Наши мудрецы говорили: не говори: такой то обладает сановитою наружностью, и потому назначу его судьею; или такой то обладает физическою силою, знанием языков, такой-то родственник мне, и я окажу ему услугу, назначив судьею, — обо всем этом предваряется Торою: «Не лицеприятствуйте в суде». Далее мудрецы наши говорили: поставивший недостойного судью в Израиле как бы воздвигает изваяние (языческое), о чем говорится (Второз. 16,21): «И не воздвигни себе изваяния, что ненавистно Господу Богу твоему». Если же в этом месте пребывают достойные ученые, то как бы посадил рощу для языческого служения, о чем говорит св. Писание (Второз. там же): «Не сажай рощи и никакого иного дерева у алтаря Господа Бога твоего». — Далее мудрецы наши относили слова Писания (Исх. 20, 23): «Не сотвори себе кумира из серебра и злата» к судье, который посредством подкупа добился своего назначения в судьи, присовокупив к тому, что подобный судья заслуживает не уважения со стороны жителей, а презрения, что не следует вставать при его появлении, и что талис, в который он облачается, тоже, что попона на осле. — Древние ученые наши всячески избегали всякого рода назначения, пока не убеждались, что товарищи их в заседании люди вполне достойные и что без них расстроится присутствие, и то уступали они только усиленным просьбам почетнейших из общины.

(Маймонид. Яд hа-Хазака, о синедрионе, гл. 3).

 

49) В гражданском судопроизводстве не следует руководиться снисхождением к бедным людям при произнесении приговора над ними, основываясь при этом на священной обязанности всякого оказывать помощь бедному. В предупреждение этого говорится (Исх. 23, 3); «И бедного не уважь в его распре». С другой стороны нельзя оказывать на суде уважение великим и сильным; так, если из двух тяжущихся один известный ученый, а другой из низшего сословия, то судье не следует, при разборе дела, выказывать особенную предупредительность к первому, расспрашивая о здоровье, приглашая сесть и т.д. дабы тем не смутить и не обезнадежить соперника; лишь после постановления решения может он обратиться к кому-нибудь из тяжущихся. В этом смысле говорит Тора (Лсв. 19, 15): «Не делай уважения знатному». Точно также если пред судьею предстанут двое тяжущихся, из которых один известен за честного, другой, напротив, за бесчестного, то судья опять таки не должен руководиться в своих соображениях установившимся в обществе мнением и склоняться на этом основании в пользу первого, но он обязан неуклонно держаться беспристрастной справедливости. Судья, позволяющий себе легкомысленно относиться к своей обязанности и, не вникая достаточно в суть подлежащего его рассмотрению дела до полного уяснения, торопящий произнести приговор, есть глупец, злодей и гордец. Мудрецы наши предписали: «Будьте медлительны на суде», а Иов говорит (Иов 29,15): «И распрю, неизвестную мне, исследую». Если судья встречает затруднение в решении какого-нибудь вопроса и не обратится за советом к известному ученому, живущему в этой стране и более его сведущему в науках, то он должен быть отнесен к числу грешных, высокомерных судей.

(Там, гл. 2).

 

50) «И взяток не бери» (Исход 23, 8); не только с целью извратить истину и нарушить правосудие запрещено брать взятки, но даже и тогда это запрещено, когда истина нисколько не пострадает, — даже в таком случае взявший взятку судья преступает запрещение Торы, и к нему применимо провозглашенное св. Писанием проклятие: «Проклят да будет берущий взятки»; конечно, при первом востребовании, судья должен возвратить полученную взятку. И не только получивший, но и дающий взятку преступает повеление Торы, в которой говорится (Лев. 19,14): «И слепцу не подставляй преткновения».

(Там гл. 23).

 

51) «И взяток не бери» (Исход 23, 8): не только брать взятки запрещено судье, но даже получить какую бы то не было плату за судопроизводство, хотя бы тяжущиеся сами пожелали это сделать на общий счет, ибо учители наши блаженной памяти говорили: решения судьи, получающего вознаграждение за судопроизводство, не имеют законной силы. Впрочем, тяжущимся не возбраняется вознаградить судью за ущерб, претерпеваемый им от того, что его отрывают от его обычных занятий, если род занятий его таков, что ущерб легко определить и об нем всем известно, — с тем однако, чтобы оба тяжущиеся дали судье поровну.

(Шаарей Тшува рабейну Йона, 32).

 

52) В уголовном судопроизводстве перевес одного голоса против обвиняемого не составляет большинства, ибо нам заповедано уподобляться Господу и следовать Его путям: Господь же Всемилостивый поступает с людьми не на основании буквы закона.

(Сефер Хинух, 11).

 

53) «Следовать за большинством» (Исход 23, 2). Предписание это имеет в виду только такую борьбу мнений, когда противники представляют одинаковую степень учености, когда дело идет о каком-нибудь спорном пункте в постановлениях Торы, разъясняемом учеными, — ибо нельзя допустить, чтобы большинство людей необразованных, хотя бы их было столько, сколько вышедших из Египта Израильтян, взяло верх над меньшинством ученых. Только при равной или приблизительно равной степени учености противников, Тора указывает, что истина скорее в большинстве чем в меньшинстве.

(Там же).

54) Смысл изречения наших блаженной памяти учителей: «Всякий судья, соблюдающий строго правосудие, становится как бы сподвижником Господа в созидании вселенной» состоит в следующем. Создав мир, Бог тем самым обнаружил желание, чтобы мир существовал; грешные же люди, наполняя мир грабежом и насилием своим, подрывают его существование. Так относительно современников всемирного потопа находим в св. Писании следующие слова (Бытие 6, 13): «Ибо полна земля насилия», а вслед за тем (там же): «И вот я уничтожу их вместе с землею»; таким образом, судья, сокрушающий силу преступных людей, вырывая из их рук награбленную добычу и возвращая ее истинным владельцам, содействует поддержанию мира, способствуя тем исполнению воли Божьей о существовании мира, и таким образом он становится как бы сподвижником Бога в управлении миром. Патриарх Авраам, не познавший еще божественного учения во всей полноте, тем не менее удостоен названия «Любящего Бога» (Исаия 41, 8) потому только, что соблюдал справедливость, в которой наставлял и сына своего (Ицхака), как сказано (Бытие 18, 19): «Ибо я знаю его, дабы он завещал сыну своему и дому, который последует за ним, следовать по пути Господню творить правду и правосудие». — Далее, старейший из пророков, блаженной памяти учитель наш Моисей, последовал совету Иефора о судоустройстве в среде Израиля, и Господь согласился с ним. Точно также Иисус Навин, заключив с израильтянами завет о покорности и служении Господу, закончил это дело установлением правосудия, как сказано (Иисус Навин 24, 25): «И заключил Иисус завет с народом в тот день и назначил ему законы и суд в Сихеме»! За ним судьи, каждый в свое время, творили суд в Израиле и проповедовали народу истину и божественное учение, и так продолжалось до Самуила, который всю жизнь свою творил суд в Израиле, обходя для этой цели ежегодно различные местности Иудеи. Оп же помазал на царство израильское Давида, о котором говорится (I Парал. 11,8): «И творил Давид правосудие и милость». Далее, наследовавший ему сын, любимец Бога, испрашивал себе разумное сердце, могущее отличать добро от зла, дабы он мог творить суд и расправу в своём народе. Господь же внял его мольбам и сделал его одним из мудрейших людей, и весь Израиль почувствовал страх перед ним, удивляясь его божественной мудрости и уменью судить (I Цари 19, 9). Следующие цари, как Иоасафат, много старались о правосудии и устройстве судов; последний поставил во всех городах судей, обратившись к ним (II Парал. 9,9): «Смотрите, что вы делаете; ибо не перед человеком суд ваш, а перед Богом». Если же с одной стороны так велика заслуга тех, которые соблюдают правосудие и заботятся о нем, то с другой столь же велико и наказание, ожидающее нарушающих его. Наши ученые учат: «Бедствия войны постигают мир за беззаконие» (Авот, гл. 5). Самый Иерусалим разрушен, и Израильтяне подвергались изгнанию из родной земли только за беззаконие, как сказано (Исаия 1, 21): «Исполненный прежде правосудия (город), обитель справедливости, ныне вертеп разбойников»! Далее говорится (там же): «Сироты они не хотят судить, а распря вдовы и не доходит до них». Но тут же пророк продолжает (там же): «Увы, утешусь над неприятелями Моими и отомщу врагам Своим»!

(Хошен Мишпат, hилхот даяним).

 

55) На каждом Израильтянине лежит священная обязанность уделять из своих средств на приличное содержание ученых и судей и оказывать им уважение, дабы они не теряли свое достоинство в глазах простолюдинов, если бы стали снискивать себе пропитание различными ремеслами. Тора, по толкованию наших ученых, указывает на эту обязанность; так талмудисты толкуют слова Писания (Лев. 21, 10): «И старший между братьями своими священник» в том смысле, что вообще священник должен выдаваться как ученостью, так и силою, красотою и богатством. В другом месте (Шабат) талмудисты говорят: если ученый бросает свои ежедневные занятия и посвящает свою жизнь высшим целям, то жители обязаны исполнять за него хозяйственные труды его. Мы находим, что в период гаонов существовала общественная касса, составлявшаяся из приношений от всех общин и служившая для рассылки всем заведующим общественными школами (ешибот) определенных сумм за труды их, а также на содержание учеников. Конечно, некоторые ученые, по благочестию своему, вовсе отказываются от какого бы то ни было пособия; во всяком случае в пользовании общественными пособиями нет ничего предосудительного. Относительно этого вопроса талмудисты говорили (Брахот): Кто желает, тот может воспользоваться (общественными субсидиями), ссылаясь на пример Елисея, принявшего предложенное ему женою Финамитскою; а кто не желает, тот может отказаться, имея перед собою пример пророка Самуила, в жизнь, свою ничем ни от кого не воспользовавшегося.

(Респонсы Рашбад).

 

56) «Ибо взятка ослепляет мудрых» (Исх.23, 8). Но разве взяточники не пользуются, как и остальные люди, хорошим зрением? — Но дело не в физическом ослеплении, а в нравственном; разум взявшего взятку ослепляется, и он не в состоянии заметить обстоятельства, говорящие против того, у кого он получил взятку. Кроме того, слова эти относятся еще к загробной жизни, когда благочестивые люди удостоятся лицезрения Божества, как намекает св. Писание (Исаия 25, 8): «И воочию увидят они, когда Господь возвратится в Сион»; все будут видеть, взяточник же не будет видеть.

(Там же).

 

57) Обычай вознаграждать судей за отнимаемое у них судопроизводством время, соответственно роду занятий, далеко не одобрителен и подает повод ко многим злоупотреблениям. Было бы гораздо, целесообразнее выдавать им из общественных сумм ежегодное определенное жалованье, вполне обеспечивающее их, так что в определенные дни они могли бы всецело отдаться судейским обязанностям, и не было бы никакого повода к несправедливости и лицеприятию.

(Амудей-шеш).


38 Исход, гл. 21—23.

39 а «Путь Господень: творить правду и суд» (Бытие 18, 19)

40 в подлиннике на смерть.

41 Жалованья судьям не полагалось и платы за труды от тяжущихся сторон не должны были брать.

42 Талмуд в этом месте старается согласовать это противоречие и приходит к заключению, что последнее место относится к такому случаю, когда судья получает от тяжущихся возмещение видимого убытка, понесенного им вследствие занятия разбирательством их дела.

43 Еврейское слово терумот может означать обман и возношение даров, которые давались священникам.

 

44 Чтобы помочь ему при переходе.

45 При стрижке овец первые пряди приносились в дар священникам (Второз. 18,4). Отдавать святые дары хозяин мог любому священнику по своему усмотрению (Числа 5,10).

46 По мнению талмудистов (Псахим 68а) Елисей был происхождением из колена Гада.

47 Примером в этом случае служит р. Симону Соломонов суд над двумя блудницами.

48 Мантия, тога.

49 т. е. Глава изгнания. см. в указателе.