К оглавлению лекций

Зеев Дашевский

Курс "Законы семьи"

Основные запреты из Торы, касающиеся браков, и наказания за их нарушения

Первая группа - это "арайот", (это бо'льшая часть 18-й главы "Вайикра"), вторая группа - это то, что называется "исурэй-лавин" или "исурэй-кдуша", из них часть - это запреты для коhенов, (21-я глава "Вайикра"). Вторая часть - это запреты всеобщие, для всего каhала: "Ло яво бэ-каhал" (23-я глава "Дварим") и мы обсудили, кто это:а) "пацуа-дака", это человек с поврежденными детородными органами, б) мамзер. Третий пункт в этой группе - это "амони" и "моави", только мужчины, которые ни в каком поколении не могут войти. Т.е. даже если амонитянин или моавитянин сделал гиюр, то ни он, ни его потомки мужского пола ни в каком поколении не могут жениться на еврейках.

(Ответ на вопрос из зала.) Девочки, если сделали гиюр или родились у гера, могут тут же выходить замуж за еврея. Это единственный пункт, где есть несимметрия: запрет для мужчин навеки, а женщина может выходить замуж за еврея сразу после гиюра . И Тора объясняет почему. Тора не говорит: "только мужчины". Она говорит: "Не войдет моавитянин и амонитянин за то, что они не вышли навстречу народу Израиля, вышедшему из Египта, с хлебом и водой, и тем самым проявили черную неблагодарностьпо отношению к близким родственникам, благодаря которым (за заслуги Авраама) они появились на свет, Амон и Моав - это потомки Лота. Его дочери напоили его и родили этих двух сыновей. И за то, что они не проявили родственного отношения и благодарности, а, наоборот, моавитяне пытались задешево заказать злодейского пророка, чтобы он проклял этот народ, - за это Тора запретила им навеки входить. Дальше у мудрецов начинается сложное обсуждение, касается ли это только мужчин, или женщин тоже. И в результате мудрецы приходят к выводу, что не женское дело - выходить навстречу народу на дорогу, "коль квуда бат-мелех пнима" (все достоинство царской дочери внутри). Она сидит себе в шатре и не несет ответственности за то, что не вышли. Поэтому женщинам не запрещено. Больше таких случаев несимметрии нет. Все остальные запреты симметричны,как для мужчин, так и для женщин. К запретам запреты второй группы "лав", относятся также 1)запрет бывшей жены, вышедшей замуж за другого; 2) запрет жены, сознательно вступившей в связь с другим мужчиной и 3) запрет "шомерет иевам" выходить замуж за постороннего мужчину.

Наконец, третья группа - это то, что называется "исурэй-асэ", и их есть три. Какие это три? Это эдумеянин и египтянин обоего пола в первых двух поколениях, они не имеют права вступать в брак с евреями. Т.е. египтянин или египтянка первого поколения, сделавшие гиюр, не могут жениться на еврейке или выйти замуж за еврея. Их дети, это египтяне второго поколения, тоже не имеют права, а вот третье поколение, уже, как нормальные геры, могут вступать в брак с евреями. Это называется "исур-асэ", потому что Тора формулирует это не в виде запрета, а в виде положительной инструкции: "Не отталкивай эдумеянина, потому что он - твой брат; не отталкивай египтянина, потому что ты был у него в гостях. А третье поколение войдет". Из того, что третье поколение войдет, я, безусловно, слышу запрет для первых двух поколений.

Это два пункта, эдумеянин и египтянин, и еще один пункт, запрещенный формулировкой "асэ", - это запрет недевственницы для первосвященника. Потому что в положительной заповеди говорится, (Дварим 21:13) что первосвященник возьмет девственницу. Это значит, что он не может жениться на недевственнице. Но если он был простым коhеном и женился, скажем, на вдове, то, став первосвященником, он не должен давать ей развод. Он не мог жениться на вдове. Запрет вдовы сформулирован, как заповедь "не делай". Но кроме того, есть требование, которое определяется заповедью "делай", что он должен взять девственницу. Это не полностью один и тот же запрет. Потому что под вдовой, запрещенной первосвященнику, понимается одинаково как вдова после нисуин, так и вдова после кидушин. Она может быть девственницей и при этом вдовой. И она будет запрещена первосвященнику по запрещающей заповеди. А с другой стороны, она может не быть вдовой и не быть девственницей в результате изнасилования или несчастного случая, когда она запрещена первосвященнику только положительной заповедью - что он должен взять девственницу.

Это полный набор запретов Торы. Нужно оговорить еще, что Тора запрещает браки с неевреями, мы это упоминали. Тут есть споры по поводу того, действительно ли любой смешанный брак - это запрет Торы. Рамбам считает, что да. Дело в том, что в Торе сказано: "Не вступай с ними в браки", и не понятно, идет ли речь только о семи ханаанских народах, которых нельзя было оставлять в этой земле, или понимаются все другие народы.

Это спор. То, что это запрещено, это факт, но все ли запрещено из Торы, - это предмет спора.

Теперь кратко напомню наказания за нарушение запретов Торы. За "арайот" в некоторых случаях есть казнь того или иного вида в бейт-дине. Во всех случаях "арайот" наказание - карет. За нарушение запретов "лавин" наказание палками, и наказание имеется в виду, если человек это сделал злонамеренно. Если он сделал по ошибке,то в случае "арайот" он приносит в Храм "корбан-хатат", а за нарушение "лав", если он нарушил по ошибке, нет наказания и штрафа никакого нет. За нарушение запрета "асэ" нет никакого наказания, даже если он сделал злонамеренно. Но если бейт-дин сочтет нужным наказать его палками не из Торы, а по установлению бейт-дина, то такая власть - у них в руках, это можно сделать. Это запреты из Торы.

Запреты, установленные мудрецами. История с гивонцами

Теперь - "исурэй-мицва", запреты, установленные мудрецами. Прежде всего - это "шниёт", или "шниёт-ле-арайот", которыми мы занимались в прошлый раз. Человек, который нарушил запрет "шниет", получает наказание "макот". Это отличается от "малкот" тем, что это не из Торы, а по установлению мудрецов. Вторая группа - "исурэй-мицва",т.е. запретов, установленных мудрецами, это "халуца" для коhена. Кто такая "халуца"? Мы эти законы будем обсуждать через несколько занятий в этом семестре. Человек умер бездетным. На момент смерти у него нет никаких детей ни от этой жены, ни от другой. Тогда, если у него есть на этот момент брат по отцу, его жена не имеет права выйти замуж, пока этот брат покойного мужа, либо возьмет ее в жены (что называется "ибум"), либо сделает специальную процедуру отказа, которая называется "халица". Женщина, прошедшая такую процедуру, называется "халуца". Так вот, халуца, по установлению мудрецов, запрещена коhену так же, как груша из Торы.Разведенная женщина запрещена коhену запретом Торы. А женщина, прошедшая халицу, запрещена коhену установлением мудрецов.

Еще одно установление мудрецов - это запрет "нетиним". Нетиним - это потомки народа, который назывался "гивоним". И история, как они попали в ряды народа Израиля, описана в Книге Йегошуа. Вы помните, что была такая специфическая заповедь: завоевывая эту землю, не оставлять в ней семь ханаанских народов, а предложить им выбор. Либо они принимают на себя обязательства выполнять все заповеди, обязательные для всех людей (шева мицвот "бней-Ноах"), и плюс к этому принимают на себя политическое главенство Израиля, и тогда они могут оставаться здесь. Либо они добровольно уходят из этой земли и живут, где хотят, как, сделали, например гиргаши. Либо их нужно истребить. Три возможности. Просто потому, что эта Земля очень чувствительна, она не выносит безнравственного поведения, ее тошнит от этих народов. Поэтому или она их выплюнет, или проглотит.

И вот один из народов, эти гивоним, не успели вовремя ни согласиться исполнять нужные заповеди, ни уйти, а потом они испугались и пошли на хитрость. Они притворились народом, пришедшим издалека, будто бы они прослышали про славные деяния народа Израиля, как их Бог защищает, и хотят к ним присоединиться. Их приняли,заключили с ними договор, дали клятву, что принимают их в свои ряды, а потом выяснилось, что они обманщики, и на самом деле их надо было уничтожить. Вопрос тонкий, но руководители народа во главе с Йегошуа решили, что некрасиво будет отказываться от клятвы, даже данной на ложных основаниях. Строго говоря, эта клятва ни к чему не обязывает, поскольку что поклялись, исходя из обмана. Но в глазах окружающих народов будет выглядеть некрасиво. Поклялись - потом передумали. И поэтому решили эту клятву оставить в силе. Даже когда другие ханаанские народы на этих гивонцев напали, пошли их защищать. Но в наказание за этот обман Йегошуа постановил, что он их держит на самых низких должностях, они будут дровосеками и водоносами, а в будущем их судьбу решат руководители. Мидраш говорит, что Йегошуа отложил это на усмотрение царя Давида. Как Давид решит, так и будет.

Потом появляются эти гивонцы в конце книги Шмуэля, когда они проявили себя самым худшим образом. А именно - за то, что царь Шауль не очень хорошо себя повел по отношению к гивонцам, они после смерти Шауля требовали, чтобы выдали семерых потомков царя Шауля, чтобы их убили. Никак их нельзя было ни смягчить, ни умилостивить, и за эту чудовищную жестокость Давид постановил, что ни в каком поколении потомки этих гивонцев не могут вступать в браки с евреями, хоть мужчины, хоть женщины. Т.е. это как бы особая каста в нашем народе, она стоит чуть выше, чем мамзеры, но близка к ним. Мамзеры запрещены из Торы, это "исурэй-кдуша", а "натиним", параллельно этому, запрещены установлением мудрецов, вот этим постановлением Давида.

Вопрос о действенности "кидушин", сделанных "арайот"

Теперь - рассмотрим вопрос в том, действенны ли кидушин там, где есть запрет. Т.е. мужчина делает кидушин, вся процедура проделана, как положено, но он делает кидушин женщине, которая ему запрещена. Вопрос - стала ли она "мэкудэшет" или нет?

Рамбам в четвертой главе "hилхот-ишут", законы семьи, пишет следующее. Если человек делает кидушин одной из "арайот" (т.е. мы говорим о первой, самой строгой группе запретов Торы), то он не сделал ничего. Он не сделал ничего не в том смысле, что он остался хорошим парнем, он нарушил страшный запрет. Но когда мы спрашиваем, изменился ли галахический статус участников этой процедуры, ответ - ни на йоту. Т.е. если человек сделал кидушин своей матери, родной сестре, дочери и т.д., то "кидушин эйнан тофсид", не прилепляются кидушин в случае, когда есть запрет "эрва". За одним исключением - женщина в состоянии "нида". Нида - это "эрва". И если он вступил в связь с ней в таком состоянии, то наказание за это - карет. Но при этом кидушин вполне действенны. Т.е. если человек сделал кидушин женщине в состоянии нида, то это стопроцентный кидушин. Вопрос - насколько это запрещено делать. Кидушин, не нисуин. Нисуин, во всяком случае изначально, в таком состоянии очень не рекомендуют делать, но мы сейчас обсуждаем кидушин. Кидушин для любой из списка "арайот" никак не пристают, кроме женщины в состоянии нида, когда они вполне действенны. (Но, хотя я говорю, что не понятно, насколько это запрещено, тем не менее, мудрецы не советуют это делать.)

Если мужчина делает кидушин одной из запрещенных списком "лавин", или одной из "шниет", т.е. неважно, это запрет Торы или запрет, установленный мудрецами, или даже это запреты третьей группы "асэ", - т.е. если есть какой-то запрет, хоть Торы, хоть по установлению мудрецов, то она "мэкудэшет", она стала его женой, хотя они совершили преступление. И как правило, бейт-дин должен оказывать на них давление, чтобы он дал ей развод. Но мы сейчас решаем только один вопрос, действенны ли кидушин в случае, когда они совершаются вопреки запрету. Ответ: есть одна только самая сильная категория запрета, когда проделанная процедура кидушин не действует, это "арайот". Во всех остальных случаях, а также в случаях не из списка "арайот", кидушин действуют. Т.е. если человек сделал кидушин бывшей жене своего дяди, то он ничего не сделал. Но если он сделал кидушин своей бабушке, то она стала "мэкудэшет".

Статус детей, рожденных от запрещенных браков

Предпоследняя мишна из третьей главы трактата "Кидушин". Во всех случаях, когда есть кидушин и нет преступления, потомство следует за отцом. Комментарий Кеати объясняет нам очень важные детали, как понимать во всех случаях, когда есть кидушин? Что значит - есть кидушин? Он говорит так. "Есть кидушин"- вовсе не говорит нам о фактическом наличии брака между родителями. Говорится о том, что брак между ними возможен, "кидушин тофсим". Это очень своеобразное, очень важное обстоятельство в Галахе. Статус ребенка зависит не от того, состояли ли его родители в браке, а от того, был ли этот брак возможным в принципе. Т.е.,мы уже упоминали об этом в прошлый раз - в Галахе нет понятия "незаконнорожденный ребенок". Если отец мог бы сделать матери кидушин, то статус ребенка определяется этим и не зависит от того, сделал он его на самом деле или нет. Если он не сделал, хотя мог бы, то он совершил нарушение, которое никак не сказывается на статусе ребенка.

Мишна сформулировала всеобщее правило, а теперь конкретизирует его. Какие это случаи, когда есть возможный кидушин и нет запрета? Что значит - нет преступления? Нам объясняет Кеати. Т.е. если бы они поженились, то в этом не было бы никакого преступления, т.е. это не запрещено ни Торой, ни мудрецами. Если такие кидушин между ними возможны, тогда потомство следует за отцом. Откуда мы это знаем? Очень важно понимать источник. Посмотрите в комментарии Кеати. "Следует за отцом" означает, что потомство наследует статус отца. Источник этого закона - в книге "Ба-мидбар", где сказано. Когда пересчитывают население, говорят: "по их семьям,по отчим домам". Т.е. - дом от отца.

Теперь конкретизирует, какие это случаи, когда есть возможный кидушин и нет нарушения. Это когда дочь коhена, или левита, или Исраэля выходит замуж за коhена, или левита, или Исраэля. В любом варианте: не обязательно, чтобы дочь коhена выходила замуж за коhена. Т.е. это три высшие слоя населения, абсолютно разрешены все друг другу, за отсутствием других препятствий. Нет никаких запретов браков между коhенами, левитами и Исраэлем. Эти три группы и образуют то, что называется каhал. Мы не можем входить в настоящее изучение сугии в Талмуде к этой мишне, она довольно запутанная. Но я хочу вас предостеречь, что, когда в мишне говорится: "всегда", "во всех случаях", "во всяком месте", "везде" и т.д., - не торопитесь делать вывод, что это формула, где на самом деле никогда нет никаких исключений.

Приведу вам пример, где это правило не действует. Наверняка тана, который формулировал, понимал, что не действует. Гер, который, по основному мнению, не входит в каhал, но имеет право войти в него, родился от нееврейки. Он стал евреем. Он находится в таком положении, что, с одной стороны, он может жениться на бат-коhен, бат-леви и бат-Исраэль, а с другой стороны - ему не запрещены все подпорченные. Он может жениться даже на мамзерке. (Я говорю "жениться" - но почти все в другую сторону, только гиёрет не может выйти замуж за коhена. А все остальное - то же самое. Так вот, если гер женился на мамзерке, и это было разрешено, то прекрасно.и по этой формуле, приведенной в нашей мишне, должно быть так, что его дети - без всякого ущерба, они следуют за отцом. Это не значит, что они геры. Они евреи.

Но такого не бывает. Если у человека хоть отец, хоть мать мамзеры, то потомство - мамзеры в любом поколении. А как же формула? У любого правила есть исключения! Тут уже - тонкая алгебра, в которую я не могу входить, но надо иметь в виду, что строго приведенные в мишне правило действует в пределах каhала: коhены, левиты и Исраэль. А там, где начинаются испорченные, там надо проявлять осторожность и наводить конкретные справки.

Вторая часть мишны. Всякое место, где есть кидушин (мы уже понимаем в том смысле, что кидушин "тофсин", прилипает), тюею где кидушин возможны.) и есть запрет, - там потомство следует за тем, в ком есть ущерб. Какие это случаи - когда есть кидушин и есть преступление? Это вдова для первосвященника, разведенная и халуца для любого коhена, мамзеры и "нетина" для Исраэля и бат-Исраэль для мамзера и нетина. Все это случаи, когда кидушин "тофсин", возможны, но есть запрет. В одних случаях - "де-орайта", в других - "де-рабанан", но он есть.

И наконец, третья группа. Во всех тех случаях, когда у нее нет кидушин от него, но у нее есть кидушин от других, - тогда ребенок мамзер. Надо разобраться немного в этой формулировке. Что он говорит? Если у нее нет кидушин от него, что это значит? Попросту говоря, что она - эрва. А зачем он тогда добавляет: "Но есть у нее кидушин от других"? Потому что есть еще один случай, когда кидушин не прилепляются. Что это за случай? Когда он еврей, а она нееврейка, или наоборот. "У нее есть кидушин от других" - обозначает, что она еврейка любого сословия. Потому что нет такой женщины, рожденной в народе Израиля, которой никто бы не мог сделать кидушин. (Я говорю, что нет, но мы увидим, что одна такая конструкция существует Хоть мужчина, хоть женщина, но есть такой уникальный вариант, когда намертво невозможно ничего сделать.)

Если у мужчины повреждены детородные органы, то он запрещен для женитьбы на дочери коhена, или левита, или Исраэля - "лаво-бэ-каhал". Но это не значит, что ему запретили жениться на мамзерке или "нетина", на этих ущербных. Мало того, даже если он коhен, ему не запретили жениться на мамзерке, хотя с мамзеркой вопрос спорный. Не понятно, как решено. Но нетина ему разрешена, даже если он коhен с поврежденными органами. Т.ч. этот пример не дает нам случая, когда невозможен никакой брак. Об этом мы поговорим чуть позже, но пока мы говорим так. То, что сказано в мишне, что ей могут сделать кидушин другие, обозначает, что она принадлежит народу Израиля. А вот тогда, если он не может ей сделать кидушин, это обозначает одно: у нее нет кидушин от него, она ему - эрва. А если она ему эрва, то тогда понятно следствие, что потомство - мамзеры по определению.

Итог рассмотрения вопроса о наследовании детьми статуса отца или матери

И теперь конкретизирует мишна. Это одна из всех арайот, приведенных в Торе. Мы с вами знаем, что, за исключением нида, здесь тана, автор этой мишны, либо подразумевает это и не говорит "за этим исключением", либо, может быть, он следует точке зрения, что нида тоже дает потомство мамзеров. Такая точка зрения есть, но она не явлется Галахой. Когда я говорил "наконец-то", я имел в виду конец случаев, когда она из народа Израиля. А тут есть еще дополнительный случай. Во всяком случае, когда ей нет кидушин ни от него, ни от кого-либо другого, - тогда потомство, как она. Что же это за случаи? Это потомство рабыни и нееврейки. Под рабыней имеется в виду, ханаанская рабыня, а не еврейка, которая находится в услужении. Тот же самый статус, что у ханаанского раба.

Т.е. если нееврей оказался в собственности у еврея и согласился принять на себя исполнение всех тех заповедей, которые обязана исполнять еврейская женщина, - тогда он или она окунается, для того чтобы стать рабом или рабыней. Их статус в этом смысле сильно поднялся по сравнению со статусом нееврея, потому что нееврей соблюдает только семь заповедей Торы, а раб или рабыня соблюдают половину всех заповедей. Но при этом в чем-то они опустились. Помните, мы говорили, что основное мнение Талмуда - что у нееврея есть ихус, есть родословная "отец - сын". А у рабов, по всем мнениям, нет. Так вот, в смысле возможности кидушин они совершенно равны, потому что, хотя у нееврея, в отличие от раба, есть семья, и чужая жена для "бней-Ноах" запрещена строжайшим образом, но кидушин у них нет, так же, как у рабов. И поэтому, если она нееврейка или рабыня, то ни от кого ей не может быть кидушин, ниоткуда, и поэтому ее потомство имеет такой же статус, как она. Т.е. от отца в этом случае ничего не переходит, если отец еврей.

Если отец тоже нееврей, то это особый случай. Коротко скажу в скобках, что закон такой. У всех народов национальность определяется по отцу, по закону Торы и по практике. Если нееврей или нееврейка породили потомство, то национальность - по отцу. А вот если мать принадлежит народу Израиля, то принадлежность народу Израиля передается по матери. Если отец нееврей, то у отца как бы в прямом смысле ребенка нет, как бы семя пришло откуда-то. А если отец еврей, то по матери - принадлежность к народу, а по отцу - принадлежность к определенному колену.

Итак, у нас есть четыре категории. Первая категория, когда кидушин возможны и нет никаких запретов, - тогда потомство наследует статус отца. Вторая категория - если кидушин возможны, но есть запрет любого уровня, - тогда потомство наследует ущерб, который является препятствием к полноценным кидушин.

Третья категория, очень тяжелая. Когда запрет настолько силен, что кидушин вообще не вступает в действие, т.е. арайот. В этом случае ребенок рождается мамзером, и дальше уже любое потомство, его или ее, будет мамзером. Для мужчины есть некоторый своеобразный ход, который советуют мудрецы Талмуда, и даже мудрецы не запретили этого. А именно - мужчина-мамзер может родить детей от рабыни. Как это сделать? Один вариант - чтобы он украл, и у него не было бы, чем заплатить, и бейт-дин его продаст в рабство, тогда хозяин имеет право дать ему ханаанскую рабыню. Дети, которых он будет рожать, будут рабами. Если хозяин их отпустит на свободу, то они становятся полноценными евреями, а не мамзерами. С женщиной тут дело обстоит просто сложнее, потому что она родилась еврейкой, и никого, кроме евреев-мамзеров рожать не может, ни от кого.

Четвертая категория - это когда мать не принадлежит народу Израиля: она либо нееврейка, либо рабыня. Тогда все, кого бы она ни родила от любого отца, будут, соответственно, либо неевреями, либо рабами. Я повторяю: мы здесь не занимаемся тонкостями того, что если нееврейка родила ребенка от нееврея, принадлежащего другому народу, то здесь вовсе не обязательно- потомство, как она. Наоборот, национальность будет определяться по отцу. Это было очень существенно в поколении, когда мы входили в эту землю и завоевывали ее. Мы не имели права оставлять здесь из семи ханаанских народов. Так вот, если у него отец из одного народа, а мать из другого, то кто принадлежит к ханаанским народам? Надо было четко выяснить. Эта Галаха определена: это по отцу.