К оглавлению лекций

Зеев Дашевский

Курс "Законы семьи"

Статус замужней женщины, принявшей кидушин от другого мужчины, статус рожденных ею детей

На последнем занятии мы рассмотрели статус ребенка, рожденного в разных случаях наличия и отсутствия запрета брака между родителями, и сегодня мы рассмотрим некий специфический раздел, связанный с этой тематикой. Наша сегодняшняя тема - Бигамия. Слово Полигамия, или его частный случай, Бигамия,- не ивритского происхождения.Он существует в мировой юридической и социологической литературе и отражает существующие или мыслимые системы, когда у одного мужчины может быть несколько жен, или обратно. Теоретически можно поставить вопрос в обратную сторону. Понятно, что для Галахи это вопрос чисто умозрительный. Тем не менее, мы для связности рассмотрим.Поскольку, в конечном счете, в Галахе запрещено и то и другое, то мы рассматриваем еще два важных вида запрещенных браков. А именно - случай, когда у женщины есть больше, чем один муж, или - когда у мужчины есть больше, чем одна жена. Второй случай не является начисто запрещенным, и он будет в центре нашего внимания,но вначале мы рассмотрим запрет женщине выходить замуж за двух мужчин. Это называется "эшет-иш нисэт ле-ахэр".

Рассмотрим ситуацию, когда есть замужняя женщина, и ей сделали выгодное предложение, и она решила выйти замуж еще за одного мужчину. Вопрос - что будет, если замужняя женщина, "эшет-иш", принимает (соглашается и проходит) кидушин от другого мужчины. Ответ на этот вопрос, по крайней мере в первой части, очень прост: ничего не будет. В том смысле, что, поскольку чужая жена - это "эрва", а мы знаем из прошлого занятия, что в случае "арайот" кидушин "эйнан тофсин". Т.е. даже если проделаны кидушин, если это "эрва", то осталась женщина в том же самом статусе, в каком и была раньше, она не стала посвященной этому мужчине. Вопрос - нарушен ли здесь запрет, или просто ничего не произошло? Это вопрос интересный, не совершенно очевидный, но факт, что никакого эффекта такие кидушин не можут дать и не дают. Женщина не становится запрещенной ни своему мужу, ни этому человеку, если она перестанет быть женой нынешнего мужа. Т.е. кидушин, даже если там есть запрет со стороны обоих заниматься таким вредным воровством, тем не менее, никакого галахического последствия не вызывают. Т.е. не вызывают ни посвященности женщины этому второму мужчине, ни ее запрета кому-либо из них. Это в случае кидушин.

Совсем иначе дело обстоит, если проделаны нисуин, даже без реальной связи. Они не вступили в связь. Но если проделаны кидушин и нисуин замужней женщиной с другим мужчиной, то в этом случае она стала запрещенной навсегда и своему нынешнему мужу, и этому мужчине. Потому что, если проделаны нисуин, то, тем самым, это открывает возможность супружеских отношений. Как же можно открывать, если она ему не посвящена?! Эти нисуин, строго говоря, так же безрезультатны, как и кидушин. Надо различать вот что: это - установление мудрецов. Это не запрет Торы, в отличие от того, что мы сейчас скажем после этого. На самом деле, нисуин, так же, как кидушин,постороннего мужчины для замужней женщины не имеют никакой силы. Но, поскольку это выглядит так, как будто она вышла замуж и за второго, мудрецы ввели этот запрет своим постановлением, что она запрещена и тому и другому.

Независимо от того, делались ли кидушин или нисуин, если замужняя женщина вступила в связь с посторонним мужчиной, то она немедленно становится навеки запрещенной и своему мужу, и этому постороннему мужчине по закону Торы. Это более сильный запрет, чем в случае, когда проделана (ничего, в общем-то, не делающая) процедура кидушин или даже нисуин. Если же она вступила в связь с посторонним мужчиной, то она и мужу и этому мужчине запрещена навеки. Речь идет, конечно, о ситуации, когда женщина вступила в эту связь добровольно. Потому что если это было насилие, то там никакого штрафа нет, она не становится запрещенной мужу. Особая ситуация- если он коhен. Там, даже если это был случай насилия, она стала ему запрещенной.

Запрет для женщины связи с неевреем. Ситуация, возникающая с замужней женщиной при исчезновении мужа

Вопрос - что будет, если замужняя женщина вступила в связь с неевреем? (Это запрещено и для незамужней женщины.) Если она сделала это добровольно, то она стала запрещенной мужу. Хотя, вы помните, есть большая разница в статусе потомства. Ребенок, рожденный замужней женщиной от постороннего мужчины, если этот посторонний мужчина - еврей, то этот ребенок - мамзер. Если этот посторонний мужчина - неевреей, то ребенок - по матери, без всякого ущерба. Но это не значит, что вообще ничего не произошло. Мужу-то она стала запрещена, если она это сделала добровольно. Если же она это сделала недобровольно, если это было насилие, ошибка, то она мужу не запрещена, за исключением ситуации, когда муж - коhен. Связь жены коhена с неевреем, даже если она это сделала совершенно недобровольно, делает ее запрещенной мужу, потому что коhен требует, как мы видели, особой чистоты и святости.

И в этом смысле любопытно на минутку вспомнить своеобразную группу мидрашей, согласно которой Эстер была не только воспитанницей Мордехая, но и его женой. Мидраш это выводит из того, что сказано, что Эстер родилась сиротой, и Мордехай взял ее в дочери, "ле-бат". И мидраш говорит: "Не читай ле-бат, эла ле-баит". "Баит"- это обычное для языка мудрецов название для жены. И тогда вся драма становится намного более острой. Ахашверош стаскивал на этот свой полоумный конкурс красавиц всех, кто хорош собой, независимо от того, хочет или не хочет, замужняя или свободная. Согласно этой версии, Эстер была замужем за Мордехаем. Он был ее двоюродным братом. Но даже если он был ей дядей, то ни малейшего запрета жениться на ней нет.

Вопрос - стала ли Эстер запрещенной Мордехаю оттого, что она приняла участие в этом конкурсе и даже победила в нем. Нет, не стала, потому что Мордехай не был коhеном, он был из колена Биньямина. Поскольку Эстер делала это не по доброй воле (как говорят мудрецы, "Эстер - карка олам", она - чисто страдательная сторона), она не становится запрещенной Мордехаю все то время, пока она вступает в связь с Ахашверошем поневоле. Момент, когда Эстер, по настоянию Мордехая, добровольно приходит к Ахашверошу, является драматическим. Слова, которые она произносит: "Как погибну - погибну!", ("погибну" - дважды) мудрецы объясняют так: теперь, когда я иду к нему по доброй воле, я становлюсь запрещенной Мордехаю. Такая напряженная коллизия. Правда, есть в "тосафот" очень светлая линия, которая тоже идет из мидраша, которого я не видел в натуральном виде, что Эстер изготовляла какую-то шеду (нечто вроде "дубля"), которую подсылала к Ахашверошу, а сама продолжала оставаться женой Мордехая.

Это на злобу дня такой пример, когда недобровольная связь замужней женщины даже с неевреем не приводит к тому, чтобы она стала запрещенной мужу. Ситуация довольно экзотическая, когда власть этого насильника так велика, что он может держать при себе эту замужнюю женщину длительное время. Это линия довольно разветвленная в мидраше. По закону Торы, женщина никоим образом не может выйти замуж за двоих, ни параллельно, ни со сдвигом, пока она жена одного. Кидушин, по самому своему смыслу, есть посвящение женщины одному мужчине, и тем самым не остается никакой возможности посвятить ее еще кому-нибудь.

Когда замужняя женщина вступила в связь с другим евреем (для определенности) или даже просто проделала кидушин и нисуин с ним, - после этого оба должны дать ей гет. Даже второй, хотя эта женитьба ничего не стоит. Тем не менее, мудрецы обязывают и второго дать ей гет.

Тяжелая ситуация возникает в случае, когда женщина замужем. Ее муж отправился, как это говорится на языке Талмуда, за море, в какую-то дальнюю и длительную поездку. И на протяжении какого-то длительного времени не возвращается, год отсутствует, и о нем нет никаких сведений. Эта ситуация из самых тяжелых. Такое состояние называется "агуна". (По-видимому, корнем является "оген", якорью Т.е. поставили человека на якорь). Муж отправился в дальние края, она остается замужней женщиной, а мужа ей век не видать. Что с ним - никому не известно. Во всех поколениях, самые выдающиеся наши мудрецы делали все усилия для того, чтобы выводить женщину из такого состояния. Пример в недавнее время - галахический подвиг, который совершил покойный бывший главный рав Израиля рав Горен. Когда была печальная история с подводной лодкой "Дакар". Она исчезла в Средиземном море, и ее невозможно было найти (ее нашли пару лет назад). И жены всех этих бывших на борту были в таком состоянии "агунот". И рав Горен проделал невероятные усилия в том, чтобы расследовать все возможности, и в результате издал постановление, что все моряки погибли.

Для этого требуется необычайная смелость, потому что если женщина, у которой муж неизвестно где, выходит замуж, то это можно сделать только по разрешению бейт-дина, который выслушивает показания свидетелей: если есть какие-то свидетели, которые сами видели, как он умер, или слышали от очевидцев, что он умер. Для того,чтобы облегчить состояние женщины, принимают даже свидетельства одного свидетеля, даже косвенного, со слов другого. Если муж вернулся, то все дети, которые родились от второго мужа, являются мамзерами. И разрешена ли она первому мужу или он должен дать ей развод - тут есть разные мнения, мы сейчас не будем в это вникать.Это тяжелая ситуация, которую невозможно исключить. Но, поскольку мы находимся в преддверии Пурима, нам нужно , кроме серьезных и тяжелых, выполнять обязанности быть веселее. Я попробую вам вкратце наметить некоторую линию исследования.

Истории из Талмуда о смерти мудрецов и статусе их жен в этом случае

В Талмуде есть слова, это прямо не относится к теме нашего курса при обсуждении законов Пурима. И сказал Рова: "Человек обязан услаждаться в Пурим до тех пор, пока он не перестанет различать между "проклят Аман" и "благословен Мордехай". После того, как приведены эти слова, которые, очевидно, претендуют на роль Галахи, приводится такая сцена, когда Раба и рабби Зейра, выдающиеся аморы третьего поколения, празднуют вместе Пурим. Они "услаждались", и Раба поднялся и зарезал рабби Зейра. Наутро Раба увидел, что не совсем хорошо получилось, помолился и воскресил рабби Зейру. Мы не занимаемся законами праздника, просто надо закончитьэту сцену. На следующий год Раба послал приглашение рабби Зейре: "Давай вместе праздновать Пурим", Рабби Зейра ответил ему: "Не каждый год происходит чудо". С тех пор не утихают споры о том, принята в качестве Галахи обязанность напиваться допьяна в Пурим, или нет. Галахическое решение такое, можно сказать, по всем мнениям,что в Пурим надо выпить больше, чем обычно. Если вы каждый день пьете один милиграмм, то в Пурим надо выпить несколько.

Нас интересует вот какая проблема, которая относится к нашей сегодняшней теме. Рабби Зейра, после того как он воскрес, должен ли был заново делать кидушин своей жене? И вопрос, обостряющий драматизм ситуации: что если, между тем как рабби Зейра умер и тем, как он воскрес, его жена приняла кидушин от другого? Это кидушин, которые действуют, или это ничто? Почему они не действуют? Муж умер, она вдова. Она должна была ждать 90 дней. Она не подождала, ее можно пожурить. Возникают сомнения,чей будет сын, если она родит через 9 месяцев, то непонятно, чей это ребенок, первого мужа или второго. Но это не влияет на вопрос о том, будут ли в силе кидушин второго.

Это захватывающая дискуссия, и если бы мы этим занялись всерьез, нам не хватило бы и целого занятия. Но самое интересное, что большие авторитеты придерживаются разных мнений, должен ли он делать заново кидушин. И в параллель приводится другой случай из Талмуда, который не имеет уже никакого отношения к Пуриму и к нашей теме тоже. Но результат там тоже такой: человек умер, а потом воскрес. История достаточно захватывающая. Вкратце вам расскажу, в чем она состоит. Был такой выдающийся ученик Рава, первого аморы. Однажды некий нехороший еврей вознамерился пойти донести на какого-то еврея гойским властям, чтобы у него конфисковали имущество.Рав долго уговаривал его не делать этого, потому что еврейское имущество нужно тоже беречь, не только здоровье. И поскольку тот сказал: "Нет, пойду донесу", - то рав Кахана его прибил.

После этого Рав ему сказал: "Нынче гойские власти не так мягко смотрят на убийства, беги в Эрец-Исраэль к рабби Йоханану, но я велю тебе на протяжении семи лет не выступать". Рав Кахана прибыл в Израиль, побеседовал там с ближайшим учеником и напарником рабби Йохананом Реш-Лакишем. Реш-Лакиш сказал: "Учитель, к завтрашнему уроку готовься как следует. Из Вавилона прибыл лев." Рабби Йоханан подготовился к уроку, посадили почетного гостя в первом ряду, учитель начал толковать - тот молчит, его пересадили во второй ряд, потом в третий ряд, и он докатился до восьмого, последнего ряда. Помолился рав Кахана: пусть эти семь рядов, на которые он откатился, будут засчитываться за семь лет, и сказал: "Учитель, не можешь ли ты повторить свое толкование? При повторении он ставит трудности, на которые Рабби Йоханан не может ответить". Он вернулся в первый ряд. Еще он продолжает ставить трудности рабби Йоханану, и тот сидит на семи подушках, и по одной подушке из-под него вынимают. Наконец, он оказывается на земле. Это очень неприятно рабби Йоханану, он обратился к Богу: "За что такое унижение?" И рав Кахана умер.

Обижать большого мудреца - это дело очень опасное. Его похоронили. Назавтра рабби Йоханан говорит своим ученикам: "Вы видели, как он противно улыбался?" Они говорят: "Это у него тик такой". Рабби Йоханан говорит: "Я не знал, жалко". Пошли к склепу, он помолился, воскресил его.И вот вопрос - точно такой же: должен ли рав Кахана делать заново кидушин своей жене? Чтобы сделать длинную историю короткой, в случае с равом Каханой, совершенно, пожалуй, ясный ответ, что не должен. Рав Кахана, по-видимому, был коhеном, и вопрос еще, может ли он заново сделать кидушин той же самой жене. Коhен не может жениться на разведенной. Но она не разведенная, он не дал ей развод. Она его вдова.

Вот какое соображение оказывается решающим. Верно, что сказано: "Женщина приобретает себя посредством смерти мужа". Но там, где речь идет о приобретении, о киньяне, - там требуется, чтобы приобретающий сознавал тот факт, что он приобретает. А если жена ни сном, ни духом не знала о том, что муж умер, то она себя не приобрела.Поэтому говорят: "Знание - сила". Если муж без вести пропал, или не пропал, а находится где-то в заморских краях, то жене не известно о том, что он там умер, потом воскрес. Она не осознавала в тот момент и потому не приобрела себя. Для того чтобы человек приобрел, он должен сознавать это. Так же, как в противоположную сторону. Для того, чтобы нашедший мог взять найденную вещь себе, нужно, чтобы прежний хозяин отчаялся вернуть ее себе.

Итак, в случае рава Каханы, похоже, единодушное постановление, что он не должен заново делать кидушин своей жене по той простой причине, что она не могла знать о его смерти, и тем самым не приобрела себя и осталась его женой, как была. В случае рабби Зейры, который жил, очевидно, в той же местности, что и его жена, это соображение почему-то не выдвигается особенно. Не говорится, что они выпивали вместе с женами. Например, когда Раба зарезал рабби Зейру, его жена должна была, по крайней мере, как-то высказаться. Она видела, что Раба только наутро замечает, что он так поступил. Она могла бы проявить какую-то активность. Про роль жены рабби Зейры совершенно ничего не говорится. Это довольно суровая тема для исследования. Для тех, кто хочет, я дам ссылки. Отмечу только, что здесь тема совсем другая, тоже имеющая оттенки Торы, годной для Пурима. Это вопрос о том, что после того, как пророк Элиягу взят на небо, его жена разрешена другим мужчинам или нет? Про жену пророка Элиягу у нас нет сведений, и я не думаю, чтобы она была нашей современницей. Но галахический вопрос этот очень интересен. Если он забыл по халатности дать ей развод, а может, он не хотел, потому что он тогда не может вернуть. (Если коhен дал жене развод, он не может ее вернуть). Если он не дал ей развод, то спрашивается, может ли она выйти замуж за другого, после того как его забрали... Это целый раздел литературы, который нам, в общем-то, знаком, и я не могу вам пересказывать. Но вопрос вдохновляющий и вполне годный для обсуждения в Пурим.

4. Проблема многоженства. Появление "херема рабейну Гершома"

Мы тем временем возвращаемся к нашей теме и, закрыв вопрос о том, как обстоит дело с возможностью женщины быть замужем за двумя мужчинами, отвечаем, что, по закону Торы, эта возможность начисто и категорически закрыта, потому что, по самому смыслу, женщина может быть замужем только за одним мужчиной.

Теперь мы начинаем рассмотрение в противоположную сторону о том, может ли мужчина взять вторую жену. Нет никаких сомнений в том, что, по закону Торы, он может это сделать без ограничений. Если он не царь, то вообще никакого ограничения нет. Если царь, то ограничение тоже вряд ли прямо так установлено. Про царя Тора говорит:"Пусть он не заводит себе слишком много жен". С другой стороны, если у тебя могут быть тысячи, это, может быть, и хорошо. Закон Торы нам нисколько не запрещает этого. Мудрецы Талмуда начинают уже издавать какие-то установления, которые ограничивают эту свободу, в частности - мудрецы Талмуда не разрешают мужчине взять вторую жену без согласия первой.

(Ответ на вопрос из зала.) По закону Торы, для того чтобы дать жене развод, не требовалось никакого ее согласия. Требовалось, чтобы она сознавала, что здесь происходит, но не требовалось, чтобы она была согласна. Мужчина, по закону Торы, может дать жене развод без ее согласия, и поэтому брать последовательно он может сколько хочет жен. Другое дело, что, если он сделал нисуин, он должен ей кетубу выдавать. Мы пока говорим о запретах. Из Торы нет никакого запрета мужчине взять произвольно большое число жен, и точно так же нет никакого запрета дать в любой момент любой из этих жен развод. Мудрецы ограничивают право взять дополнительную жену тем, что это нельзя делать без согласия предыдущей жены. Кроме того, мудрецы не разрешают оставить одну жену в одном городе и пойти взять другую жену в другом городе. Этот запрет мудрецов очень важен, потому что они боятся, что дети от одной жены ничего не будут знать про детей от другой жены, и так брат может жениться на сестре. Это большая опасность - "арайот". Поэтому все должны жить в одном населенном пункте и держать друг друга под прицелом.

Вы понимаете, что жизнь этих жен - не всегда пример безоблачных отношений. Не зря эти родственные отношения со-жены называют словом "цара". Это - причина, по которой уже Тора запретила брать родную сестру вдобавок к жене. Потому что, когда есть конкурентка, то это тяжело, но когда родная сестра - конкурентка,это невыносимо. Это уже Тора запретила. А мудрецы постепенно продолжают это, и все более неодобрительно смотрят на то, чтобы у человека было больше, чем одна жена. Но, тем не менее, этого запрета не возникает ни в эпоху Талмуда, ни в эпоху Гаонов. И только в эпоху Ришоним начинается некоторое движение, гораздо сильнее ограничивающее возможность взять более одной жены.

Это приводит к тому, что в ашкеназском мире где-то в конце 10 века появляется знаменитый "херем рабейну Гершома", который мы уже упоминали не раз. Рабейну Гершом родился в 960 году. В конце 10 века он издал этот "херем", запрет. Рабейну Гершом имеет уникальный титул - "мкор а-гола", светоч галута. Он был высшим авторитетом для всех ашкеназских общин того поколения. Раши стал такой центральной фигурой благодаря тому, что он соединил опыт французской школы с германской. Он учился у рабейну Гершома и еще по конспектам его лекций изучал Талмуд. У рабейну Гершома есть есть комментарии к Талмуду, они гораздо более отрывочны, фрагментарны, чем у Раши. Тем не менее, рабейну Гершом - основатель большой ашкеназской школы. И вот он издал этот херем, который, во-первых, запрещает брать вторую жену даже с согласия первой, а во-вторых - запрещает давать жене развод без ее согласия.

Это два пункта, и легко сообразить, что они между собой связаны. Потому что, если бы запретить только брать вторую жену, то он бы дал первой развод, и взял ту, которая ему больше нравится. Он мог бы каждый день давать то одной, то другой развод, и фактически все было бы то же самое.

Есть разные мнения о том, каковы ограничения действенности этого "херем рабейну Гершома" в смысле места и времени. Если мужчина дал жене развод, то он может ее вернуть, за исключением двух случаев. Первый случай - если он коhен, коhену запрещена разведенная, даже собственная. Второй случай - если эта разведенная жена успела выйти замуж за другого. А так, некоhен может свою жену возвращать.

Что касается времени действия "херема рабейну Гершома", то есть такое мнение, что рабейну Гершом предложил принять этот запрет до конца тысячелетия. Что такое конец тысячелетия? Что такое рабейну Гершом? Имеется в виду рабейну Гершом и его бейт-дин. Не просто один человек написал сочинение и сказал: "Предлагаю вместо метрапользоваться отжимом". Бейт-дин обсудил и вынес такое постановление, которое становится обязательным с того момента, как его примет народ. А если народ его не принял, то это постановление не имеет никакой действенной силы. Это очень важное свойство Галахи: что всякое решение бейт-дина вступает в обязательную силу только после того, как народ принял его к исполнению.

[Вопрос, как проверяется, всегда интересен. Мы с вами недавно по какому-то поводу говорили о том, как проверяется, истинный пророк или ложный. Этот вопрос, вообще говоря, очень сложный, особенно если мы будем представлять себе конструирование какого-то прибора, который объективно, количественно и т.д. Человек - это живоесущество, и община - это тоже живое существо. И поэтому невооруженным глазом видно, приняла община какое-то постановление или нет. История не умалчивает, а громко орет о том, что бывали постановления, которые община принимала, и бывали постановления, которых община не принимала. Община у нас очень бурная. Евреям не свойственнопринимать что-то тихо, про себя.]

5. Отношение к "херему рабейну Гершома" в разных общинах

Итак, бейт-дин рабейну Гершома принял запрет. Этот запрет вступает в силу в тех и только тех общинах, которые приняли его. А общины, которые никогда его не принимали, - те не обязаны его соблюдать... Вопрос - на сколько времени принят? Есть мнение, что до конца тысячелетия. Это, конечно, не "алпаим" и не его "баг", потому что рабейну Гершом и его бейт-дин совершенно не имели в виду григорианский календарь. А имели в виду еврейский календарь, и это тысячелетие кончилось примерно в 1240 году. И что же с тех пор? С тех пор - ничего. Община, которая один раз приняла для себя этот херем, обязана его соблюдать навеки. Поэтому всем гражданам ашкеназского происхождения я приношу мое глубокое соболезнование. Примерно то же самое говорили евреи в пустыне, когда им запретили арайот. До сих пор таких запретов почти не было. Ну мать, ну дочь, ну родная сестра. Сказано, что евреи в пустыне "плакали по семьям". Мидраш говорит, что не в том смысле, что по-взводно или по- батальонно, а они плакали по тем семейным отношениям, которые стали запрещенными.

Итак, ситуация такова. Во всех ашкеназских общинах "херем рабейну Гершома" действует отныне и навеки. Раз община приняла, то положение таково. Когда я говорю "навеки", я немного утрирую. Закон таков. Постановление бейт-дина может быть отменено последующим бейт-дином при двух условиях: если этот последующий превосходит первый числом и мудростью.

В Талмуде говорится, что на некотором заседании, когда решался спор между школами Шамая и Гилеля по ряду вопросов, школа Гилеля была в большинстве, но школа Шамая превосходила их мудростью. Как действует прибор хохмометр, мы точно не знаем, но я понимаю, что есть очень простой способ подсчета, а именно - по количеству доводов, которые мы сейчас можем привести в пользу своей точки зрения. (Подсчитывается только количество разных доводов. Если человек часто повторяет один и тот же довод, то это не идет в зачет). Я не претендую на то, что я сконструировал прибор для измерения мудрости, но тот, кто мудр, умеет и измерять. Поскольку пока бейт-дина, который обладал бы такими показателями по сравнению с бейт-дином рабейну Гершома, не обнаружилось, то его херем без всяких дополнительных решений автоматически продолжает действовать - но только для тех общин, которые его приняли. Это все ашкеназские и некоторые сефардские общины. [Галаха- это вещь для внутреннего пользования народа. И поэтому есть, конечно, позиция, характерная для советского интеллигента: "У меня есть свое мнение, но я с ним не согласен". Мы задали разумный вопрос: почему вдруг началось такое движение? Есть разумное объяснение. Не очень доверяю, как правило, разным социологическим объяснениям или объяснениям классовой заинтересованности. Но в этом вопросе, я думаю, что как раз очень разумное соображение: ашкеназские евреи, которые жили среди народов, у которых не было многоженства, находились в положении тех же народов. Живут дикие восточные племена среди цивилизованных европейцев, и у них по нескольку жен. И понятно, что такое трение должно было приводить к такому решению. Тут я готов поверить. Наоборот, восточные общины, которые жили среди народов, у которых у самих было многоженство, не имели особых оснований изменять эту систему.] Пожалуй, большинство сефардских общин этого херема не приняло.

Как быть с человеком, который происходит из ашкеназской общины, прибыл в Тунис и хочет взять себе вторую жену? Там это вполне принято, не запрещено. Есть мидраш, который говорит: "Вошел в город - следуй его обычаям". Моше-рабейну поднялся на небо, где не принято есть и пить, сорок дней и сорок ночей он не ел и не пил.Если человек родился в ашкеназской общине, то он нигде, даже на Луне, не может взять вторую жену. Херем рабейну Гершома не разрешает. А если наоборот - тунисский еврей приехал в Англию? Может ли он взять вторую жену? Не может. В Англии государственные законы никак этого не позволят. Но, кроме того, Галаха ему не позволяет, потому что "ле-хумра"=в сторону устрожения, действует и его происхождение, и его местопребывание ("ле-кула" означает облегчающий подход, т.е. - разрешить, а "ле-хумра" - запретить. Вопрос: Не бывает еврея, который был бы полуашкеназом, полусефардом. Если ашкеназская еврейка вышла замуж за сефардского еврея, то семья является сефардской. Если женщина происходит из ашкеназской общины и выходит замуж за сефардского еврея, из общины, которая не приняла "херема рабейну Гершома", она может выйти даже в качестве второй жены, независимо от того, первая жена сефардка или ашкеназка. Если жена выходит за мужчину из другой общины, то она следует его обычаям.

Есть проблема с местом, которое называется "Эрец-Исраэль". Какой у нас здесь обычай? Брать вторую жену или не брать? Ответ: нет. У нас здесь местного обычая нет, у нас тут все - новоприбывшие. И поэтому, хотя некоторые утверждают, что в Израиле следует считать принятым "херем рабейну Гершома", но такой закон нигде не сформулирован. Поэтому в Израиле ситуация такова: если человек из ашкеназской общины, то ему, безусловно, запрещено. Если он из сефардской общины, не принявшей "херема рабейну Гершома", то ему, вообще говоря, не запрещено. Вопрос - насколько ему будут чинить бюрократические препоны. Но в принципе человек, приехавший сюда из Туниса,имеет право взять вторую жену. Ему это не запрещено. Если тунисский еврей с двумя женами приезжает в Англию или, тем более, в Эрец-Исраэль, то никто ему слова не может сказать. "Херем рабейну Гершома" не запрещает иметь двух жен, он запрещает взять вторую жену.

Очевидно, оба пункта "херема рабейну Гершома" связаны друг с другом, и если человек имеет право взять вторую жену, с оговоркой, с согласия и т.д., то он не должен добиваться согласия жены (любой из них) на развод. Сефардские авторитеты, даже там, где не принят "херема рабейну Гершома", тоже идут на устрожение, чтобы не было так легко взять еще одну жену. Поэтому там очень тщательно проверяют тот факт, что действительно дала добровольное согласие, что ее не запугали. С нее берут клятву, что она действует добровольно, не откажется от этого согласия. Но все же остаются существенные различия между двумя группами общин в этом вопросе.

Нужно отметить, что если человек из любой общины взял вторую жену, то, поскольку это никоим образом не арайот, то кидушин "тофсин", она стала его женой и не сможет ни за кого другого выходить замуж, пока не получит от него гет. Другое дело, что если человек в нарушение запрета, "херема рабейну Гершома" взял вторую жену, то его заставляют дать ей развод. Но все то время, пока он этого развода не дал, она является его женой абсолютно во всех смыслах, включая его обязанности перед ней.

"Херем рабейну Гершома" относится исключительно к мужчинам и не относится к женщинам. Т.е. если женщина выходит замуж в качестве второй жены, то весь вопрос в том, запрещено ее жениху брать вторую жену, или нет. Для женщины никакого запрета нет.

Надо сказать, что в ашкеназских общинах, где принят "херем рабейну Гершома", бывают ситуации, когда этот херем сам собой отступает. Пример. Люди находятся в запрещенном браке. Запрещенном, но все-таки не "эрва". Этот брак вступил в силу. И муж хочет дать жене развод, его к этому побуждают. Но жена не хочет брать. По "херему рабейну Гершома", муж не может вручить ей развод против ее желания. В этой ситуации бейт-дин разрешит ему взять вторую жену, потому что агуна, вообще говоря, может быть не только в женском роде, но и в мужском. Она, исходя из тех или иных соображений, ставит мужа "на якорь", т.е. оставляет его холостяком на всю жизнь?! Поэтому, если он должен дать ей гет и хочет дать ей гет, а она отказывается, он этот гет передает бейт-дину для вручения - когда она согласится, а сам может сразу жениться на другой. Она же как бы остается его женой по закону - пока не примет гет.

Второй случай довольно трагический, если например, жена сошла с ума. Она лишилась рассудка, она недееспособна, ей невозможно вручить гет по закону Торы. Дело уже не в согласии. Если женщина, не дай Бог, лишилась рассудка, то дать ей развод невозможно. С другой стороны, жить с ней, как правило, тоже невозможно. Есть такое правило, что "человек не будет жить со змеей". Если человек начисто лишился рассудка, то это пытка, которую некоторые выдающиеся люди несут на себе, но это нельзя считать обязанностью. В таком случае, достаточно собрать разрешение ста рабаним, и тогда он может взять вторую жену в дополнение к первой. Сто рабаним - это немало, причем они не имеют права быть все из одного населенного пункта, они должны быть хотя бы из трех разных городов.

(Ответ на вопрос из зала.) Получить развод у сумасшедшего мужчины - нет возможности. Мужчина может только по доброй воле дать женщине развод. У сумасшедшего нет ни доброй, ни злой воли. Человек, который вышел начисто из нормы, не может дать жене развод.