К оглавлению книги "Долг живых"
Рамбан (Нахманид) 1194-1270
"Шаар hа-Гмуль" (отрывки)
... Награда душ и их существование в мире душ называется
у наших Мудрецов "Ган Эден" ("Эденский Сад"); иногда они говорят еще "место
вверху" ("Алия") и "верхняя иешива". После этого придут дни Машиаха,
и они относятся к этому миру; в конце
их придет Суд и воскрешение из мертвых, - и это будет награда и для тела, и для души. Это воскрешение и есть самая главная
надежда для всех полагающихся
на Господа, - Мир Грядущий, в котором
вернутся и душа, и тело, и душа будет
обладать высшим знанием, которое
приобретет в Ган Эдене, - мире душ, и будет подниматься в великом постижении, и будет существовать всевечно
и на веки веков.
* * *
И сколь
ценны слова великого рава Рабби
Моше бен Маймона [Рамбама], память
его благословенна, написанные
им об этом мире в разделе "Хелек" [в комментарии Рамбама к Мишне], где он сказал: "Ибо в Мире Грядущем будут постигать наши души тайны Творца, подобно тому, как разумеют их высшие существа или даже больше, чем они. И так сказали наши
Мудрецы: (Брахот 17а): "В Мире Грядущем не едят и не пьют, а праведники сидят с венцами на головах и наслаждаются
сиянием Шехины". "Венцы на
головах" означают здесь следующее: существование познающей
души обусловлено существованием тех вещей, которые она познает
, и ее существование совпадает с этими вещами, как объяснили здесь
понимающие философию.46
А "наслаждение сиянием
Шехины" означает, что души будут наслаждаться постижением тайн
Бога; таким образом, благая награда и конечный замысел состоят в том,
чтобы человек достиг этого высшего
состояния; и существование
души, как уже сказано, будет бесконечно, обусловленное существованием Творца, ибо Он - причина существования постигающей Его души.47 Это все слова учителя нашего [Рамбама], благословенной памяти,
и эти слова его чисты. И проистекают
они из слов Мудрецов наших, благословенной памяти: Все пророки пророчествовали не далее, чем о времени Машиаха, а Мир Грядущий "ничей глаз не
видел, кроме Тебя, Боже" (Исайя 64:3)
(Берахот 34б). Это высказывание
Мудрецов упоминает и учитель наш [Рамбам], благословенной памяти, и объясняет: "Уже сообщили нам древние
Мудрецы, что не в силах человеческих постичь суть блага Мира Грядущего,
и никто не знает величия и красы его, кроме одного Господа".
* * *
А теперь выразим удивление по поводу слов
рава [Рамбама]. Он полагает, что Мир
Грядущий - это мир душ, которые попадают туда сразу после смерти тел. В чем же тогда
необходимость приведения им
множества доказательств [того,
что в Мире Грядущем нет тел]? Ведь всем известно, что после смерти душа оставляет
тело на гниение, о чем говорит и Писание (Экклезиаст 12:7): "И прах возвратится в землю, чем он и был, и дух возвратится к Богу". Поэтому представляется, что смысл слов нашего учителя, благословенной памяти, иной: "Мир Грядущий" означает у него все миры
всех, кто прибывает туда навек. И скажет
он о вере в воскрешение из мертвых, что это - одна из основ Торы, и означает это, что душа вернется в тело по воле Творца, и выйдут души из Мира Грядущего,
и вернутся в тело при воскрешении
из мертвых, и насладятся люди эти
благом Мира Грядущего во времена
Машиаха и удостоятся в нем высшей
ступени, по сравнению с первым существованием. Но после произнесет учитель наш приговор о смерти Машиаху и всему его поколению, - он полагает, что они умрут и будут пребывать их души
в Мире Грядущем без тела, как и ранее, но
на более высокой ступени, которой
удостоятся за исполнение заповедей в период воскрешения,
и так уже будет вечно.
И поэтому множество слов учителя
нашего в доказательство
бестелесности Мира Грядущего
обусловлены двумя вещами:
1) Знает он, что люди нашей традиции
верят, что после воскрешения нет смерти, как они и толковали по поводу сказанного (Исайя 25:8): "уничтожил смерть навсегда": "Мертвые, которых воскресит Господь, более не вернутся в прах"
(Санhедрин 92а). По этой точке зрения, в Мире
Грядущем после воскрешения люди будут жить в теле; а учитель наш отвергает это мнение со всей своей силой. Из-за этого
спорили с ним многие из Мудрецов его и последующих поколений, как мы находим в их словах, ибо по поводу Мира Грядущего для душ после смерти не будет спорить
никто, ни мудрый и ни тот, кто не мудр; и по этому поводу нет необходимости во множестве слов учителя нашего, ибо здесь ясно,
что у тела нет там прав и доли.
2) И еще полагал учитель наш, что душа
существует сама по себе, она не есть
ни тело, ни сила тела, а есть отделенный
разум, как ангелы, и так сказал он в "Послании о воскрешении из мертвых"
(конец параграфа 4): "Причиной
всему этому является представление, бытующее в сознании масс, не
верящих в реальность, существующую вне тела; для отвергнувших знание
не существует то, что не тело и не свойство тела... Но истинным Мудрецам хорошо известно, что, чем больше нечто
отделяется от тела, тем более оно
прочно и крепче его существование.
И даже лучше сказать так: именно отдельное от тела существование поистине существует, потому что его
не касаются преходящие изменения; и этим Мудрецам известно точно, что Творец бестелесен, а Его существование заключено в природе
бытия. Так же и бестелесные творения:
ангелы и разумы, отделенные
от тела, - их существование прочнее и тверже, чем у всех обладателей тел; поэтому будем верить, что ангелы бестелесны и что обитатели Мира Грядущего
- это души, отделенные от тел".
И ясно отсюда, в какой Мир Грядущий верил учитель наш и в какой верим мы; и можно найти некоторых из Мудрецов, живших в Испании, которые в сочинениях своей мудрости и в пиютах (молитвенных гимнах) соглашались с его взглядом, что Мир Грядущий - мир душ. И
Габироль, благословенной памяти, сказал в своем пиюте: "Под престолом славы Твоей предстояние душ благочестивых, и там сладость нескончаемая и неограничиваемая"
- т.е. Мир Грядущий. И так он молился: "И
вовремя из Мира этого выведи меня,
и в Мир Грядущий в мире приведи меня". Но нам кажется, что мы сказали правильно и привели слова Мудрецов. И нашел
я в словах рава Саадии Гаона, благословенной памяти, в комментарии к книге Даниэля, что он явно говорит
про Мир Грядущий так же, как мы, и это - учение древних мудрецов, и не следует его забывать.
Но в любом случае, разница между нами
- лишь в названиях, и все признают воскрешение из мертвых и существование того времени в общем и частностях, как я объяснил, кроме мнения рава
Рабби Моше [Рамбама], благословенной памяти, который ограничил
время воскрешения и вернул всех после воскрешения обратно в мир душ,
как упомянуто выше. Мы же считаем,
что люди воскрешения будут жить всегда с момента воскрешения в Мире
Грядущем, который вечен. И Владыка
милосердия да вспомнит нас для блага, которое спрятал для боящихся Его и сотворил для рабов Своих, ради милостей и милосердных дел Своих, амен и амен.
_________________________
46 В метафоре "венцы на головах"
головы символизируют человеческий разум, а венцы - разум, приобретенный
посредством контакта с Божественным разумом (прим. переводчика).
47 Человеческий разум, выходя на уровень познания
духовных объектов, вступает в контакт с Божественным разумом и получает
чисто духовное знание, и оно бессмертно, поскольку не зависит от тела
(прим. переводчика).
Продолжение