МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

К оглавлению книги ОЧЕРКИ О ЗЕМЛЕ ИЗРАИЛЯ
III. ЗЕМЛЯ ДЕВЯТИ С ПОЛОВИНОЙ КОЛЕН.

8. Надел колен Иеуда и Шимон

Трудно представить себе более разные колена, чем Иеуда и Шимон. Иеуда – это колено царей, вождей и пророков, и почти весь исторический период, когда народ делился на колена, то есть период ТаНаХа, Иеуда занимало центральное место в еврейской истории. Колено Шимона, в отличие от него, всегда обитало на окраинных землях Израиля, и мы не знаем ни одной выдающейся личности из этого колена, прославившейся каким-нибудь значительным поступком, кроме одного грешника в период странствия по пустыне (см. Бамидбар, 25:1-15). Возникает ощущение, что это колено постоянно находилось на обочине еврейской истории, но вместе с тем, начиная с момента вступления в страну во времена Йеошуа, судьбы и наделы Иеуды и Шимона оказались тесно переплетены.

Вот что говорится в книге Йеошуа о наделе Шимона: ''И вышел второй жребий Шимону, колену сынов Шимоновых, по семействам их. И был надел их среди надела сынов Иеуды. И достались в надел им: Беер-Шева, и Шева, и Молада, и Хацар Шауль, Бала и Ацем. И Элтолад, и Бетул, и Хорма. И Циклаг, Бейт-Амеркавот и Хацар-Суса. И Бейт-Леваот, и Шаруэн – тринадцать городов с селами их. Айн, Риммон, Этар и Ашан – четыре города с селами их. И все села, которые вокруг этих городов, до Баалат-Беэра, Рамат-Нэгэва – это надел колена сынов Шимона по семействам их. От участка сынов Иеуды – надел сынов Шимона. Так как участок сынов Иеуды был слишком велик для них, то сыны Шимона получили надел среди их надела''. (Йеошуа, 19:1-9).

Книга Судей начинается с совместной операции колен Иеуда и Шимон против кнаанеев, которые еще оставались в стране. ''И было после смерти Йеошуа, вопрошали сыны Израиля Господа, говоря: Кому из нас первому выйти против кнаанеев, чтобы воевать с ними? И сказал Господь: Иеуда пусть выступит, вот предаю Я эту землю в руки его. И сказал Иеуда Шимону, брату своему:1 Пойди со мною (в удел мой) по жребию моему и будем воевать с кнаанеями, и я пойду по жребию твоему. И пошел с ним Шимон''. (Шофтим, 1:1-3). И еще там же: ''И пошел Иеуда с Шимоном, братом своим, и поразили кнаанеев, жителей Цфата,2 и разгромили его, и назвали этот город Хорма''. (Шофтим, 1:17).

Итак, перед нами предстают два колена, заключившие между собой братский союз для завоевания Иудейских гор и северной части Негева. Даже города, перечисленные нами раньше как города Шимона, упоминаются в пятнадцатой главе книги Йеошуа как города колена Иеуды. Кстати, из всех этих городов мы с достаточной точностью можем опознать только Беер-Шеву. Это курган, находящийся в 5 км к северо-востоку от центра современной Беер-Шевы, раскопанный археологами. Этот город был самым южным административным, военным и судебным центром страны. Иногда пространство, заселенное народом Израиля, определяют как землю от Дана на севере до Беер-Шевы. Сыновья пророка Шмуэля были судьями в Беер-Шеве. Археологи раскопали довольно большой, по стандартам того времени, город со стенами, административными сооружениями и складами. Остальные же города и селения Шимона – Иеуды представляют для историка и географа более серьезную проблему. Некоторые просто невозможно опознать, другие пытаются идентифицировать с разными арабскими названиями, созвучными ТаНаХическим именам. Но общая картина более или менее ясна.

Шимон сидел на южной границе земли обетованной в преддверии пустыни. Главный центр находился на Беер-Шевской равнине с отдельными очагами заселения, выступавшими в сторону Синайской пустыни и побережья. Из археологических данных нам известно, что и в центральном и южном Негеве существовали отдельные сельские поселения, но о характере их связей с остальным Израилем мы можем только догадываться. Также возможно, что колено Шимона было поглощено или, по крайней мере, частично растворилось в Иеуде. Первый намек на это мы находим в благословении Яакова своим сыновьям: ''Шимон и Леви братья, орудия хищения (грабежа) свойственны им. В совет их да не войдет душа моя, с сонмом (сборищем) их да не единится честь моя. Ибо они в гневе своем убили мужей, и по их воле подрезали жилы вола. Проклят гнев их, ибо силен (страшен?) и ярость их ибо тяжела; разделю их в Яакове и рассею их в Израиле''. (Берейшит, 49:5-7). Это больше похоже на проклятие, чем на благословение. Шимон и Леви наказаны за избиение жителей Шхема и должны быть разбросаны по всем пределам Израиля.

Мы знаем, что Леви – колено священников – жило в специальных городах и селах, которые были им выделены из наделов каждого колена. Так сбылось предсказание Яакова. Возможно, что растворение Шимона в Иеуде тоже соответствует предсмертному видению праотца Яакова. В последней главе Торы приводится другое благословение коленам, на сей раз от имени Моше перед его кончиной. И что поразительно – все упомянуты, кроме Шимона. Об Иеуде пророчествует Моше: ''А это об Иеуде, и сказал он: Внемли, Господь, голосу Иеуды…'' (Дварим, 33:7). Великий комментатор Торы Раши считает, что здесь намек на Шимона, который получил свой надел в среде колена Иеудиного. Каким образом? Внемли - на иврите шма, и от этого же корня образуется имя Шимон. Но это довольно стройное объяснение усложняется последней, по времени написания, книгой ТаНаХа – книгой Хроник (Диврей Аямим). Она написана в Иерусалиме в V в. до н.э. в эпоху Эзры и Нехемии, которые восстанавливали еврейское поселение в Иудее после Вавилонского изгнания.

По хронологическому охвату, это самая большая книга ТаНаХа. Она начинается с Адама и заканчивается декларацией Кира (Кореша) Персидского, разрешающей евреям вернуться на родную землю и отстроить Храм. И хотя главной темой является история Дома Давида и I Храма, но в книге повторяются и описание наделов колен. Сначала называются, хотя и с легкими изменениям в написании,3 как правило, связаны с тем, что со временем многие наименования мест варьировали. В отсутствие официального комитета по географическим названиям, города и селения Шимона до времен Давида назывались так, такими мы их знаем из книги Йеошуа. Но книга Йеошуа написана где-то в XII в. до н.э., а Диврей Аямим – в V в. до н.э., и в нее попали более поздние события. ''И пошли они (упомянутые выше кланы Шимона) ко входу в Гдор, до восточной стороны долины, чтобы искать пастбища для мелкого скота своего. И нашли они пастбище тучное и хорошее, и земля там обширная, и мирная, и спокойная, потому что из хамитов4 были жившие там прежде. И пришли эти названные по именам (выше) во дни Хизкияу, царя Иудеи,5 и разбили шатры их (хамитов) и меунитов,6 которые там находились, и уничтожили их навсегда, и поселились вместо них, ибо там было пастбище для стад их. И из них же, из сыновей Шимона, пошли к горе Сеир пятьсот человек, и Плетья, и Неарья, и Рефайя, и Узиэль, сыновья Йиши – во главе их. И побили они уцелевший (после войн Шаула и Давида) остаток амалекитян, и поселились там до сего дня''. (Диврей Аямим I, 4:39-43).

Из этого отрывка мы получаем информацию по трем важным темам. Во-первых, хотя бы некоторые кланы Шимона, скорее всего, те, кто были скотоводами, не растворились полностью в Иеуде, а сохранили свою специфику. Во-вторых, в VIII-VII в. до н.э. они оставили свои старые места обитания и перебрались в восточную часть Аравы, на территорию современной южной Иордании. Гдор находился в ее центральной части, а гора Сеир – на юге. Мы также знаем, что колено Шимона там освоилось. Но самое потрясающее – это заключительные слова: ''И поселилось там до сего дня'', то есть, до времени написания книги Диврей Аямим. То есть, когда в VI в. до н.э. царство Иудея и Иерусалим были разрушены, а народ или изгнан в Вавилонию, или бежал, эта ветвь Шимона продолжала сидеть в своих удаленных горах. Какие у них были отношения с вер-нувшимися из диаспоры, влились ли они вновь в еврейский народ? Ясных ответов у нас нет. Действительно, загадочное колено. Такие же загадочные контрасты существуют на землях колена Шимона и сегодня.

Беер-Шева - ныне четвертый по величине город в Израиле, со всеми атрибутами урбанистической цивилизации. Выедем из него на восток в сторону города Димона, и перед нами предстанет ровная сероватая пустыня. Мы увидим пастухов-бедуинов с их козами, ослами и верблюдами и черными шатрами из козьейшерсти, и покажется, что немногое изменилось тут со времен пастухов Шимоновых. Но вот начинается длинный забор, а за ним находится атомный реактор – символ совсем другого века и других проблем.

Теперь перейдем собственно к наделу Иеуды. В самых общих чертах можно сказать, что он находится между двумя морями – Средиземным на западе и Мертвым на востоке. На юге граница проходила нечеткой линией на стыке с пустыней, где Иеуда жил вместе с Шимоном. Северным пределом Иеуды были южные границы Дана и Биньямина. Если мы посмотрим на внутреннее деление этой территории, то обнаружим, что она состоит из четырех более-менее параллельных полос: 1. песчаная прибрежная полоса, 2. шфела – полоса невысоких (до 200 м.) холмов, 3. основной горный хребет, 4. Иудейская пустыня. В книге Йеошуа наделу Иеуды дается наиболее подробное описание, но здесь стоит отметить интересную особенность. Поселения в районе Шфелы и горы описаны очень подробно, иногда даются названия городов, расстояние между которыми не превышает 2-4 км. В прибрежной же полосе и в пустыне описание и перечень названий гораздо более скупые. Впрочем, насчет пустыни это понятно – естественные условия там тяжелые, а главное, очень мало источников. В те воинственные времена существовало два основных условия для возникновения городов: легко обороняемое место и постоянный источник воды, причем второе было более важным фактором. В отсутствие крутых склонов можно построить более высокие стены, а вот производить воду из ничего невозможно. Но на прибрежной полосе вода имеется, и хотя песчаные дюны – далеко не лучшая земля, но там проходил один из важнейших торговых трактов древности – дорога моря, и города, находившиеся рядом с ней, богатели на торговле.

Причина того, что прибрежным владениям Иеуды не уделяется большого внимания в книге Йеошуа, кроется в военно-политических проблемах. Первоначально, колено Иеуды захватило этот район, но не смогло осесть там, и очень скоро было вытеснено филистимлянами. В период между завоеванием страны в XIII в. до н.э. и царствованием Давида и Шломо в Х в. до н.э. линия границы между владениями евреев и филистимлянами колебалась. Когда Израиль был силен, филистимлян прижимали к берегу, когда же он ослабевал, враги доходили до подножья центрального хребта, захватывая Шфелу Иеуды – полосу холмов. Поскольку в главе об Эрец Исраэль в эпоху праотцев мы подробно рассказывали о городах и поселениях на вершине хребта и в соседствующей с ним пустыне, займемся сейчас западными склонами, Шфелой и морским побережьем. Район этот в наше время заселен довольно плотно, и поэтому мы остановимся на четырех городах, каждый из которых сыграл важную роль в истории.

Самый южный из этих городов – Аза.7 Во время завоевания страны коленами Израиля под руководством Йеошуа-бен-Нуна Аза была захвачена на короткое время коленом Иеуда, но потом уступлена филистимлянам. Город был одним из пяти ведущих полисов, которые составили филистимлянский союз: Аза, Экрон, Гат, Ашдод и Ашкелон. Это братство филистимлянских городов крепко досаждало Израилю в XIII-X вв. до н.э. В Азе героически погиб Шимшон – первый воин-мститель, в одиночку объявивший войну притеснителям. Во время правления Давида Аза была успокоена и, скорее всего, стала приносить дань Иерусалиму. Значение Азы определялось ее географическим положением. С одной стороны, это был последний важный город, находящийся на дороге моря перед долгим трактом через Синайскую пустыню в Египет. С другой стороны, Аза являлась конечной точкой великого пути благовоний, тем самым портом, в который приходили караваны из Аравии и через который экспортировались благовония в другие порты Средиземного моря. В 332 г. до н.э. Аза оказала упорное, но бесполезное сопротивление Александру Македонскому. В отместку последний продал всех жителей города в рабство.

В римскую и византийскую эпохи Аза вновь процветала, используя свое выгодное географическое положение. В византийскую эпоху, когда евреям было запрещено появляться в Иерусалиме, в Азе собирался народ в Песах, в Шавуот и в Суккот – в три праздника, когда на всех евреях лежала обязанность придти в Иерусалим. Евреи, жившие в южной части страны, собирались в то время у большой и влиятельной общины в Азе, и эти собрания служили двум целям – памяти о Храме и массовому участию в изучении Торы. Как и вся страна, Аза часто переходила из рук одних захватчиков в руки других. В 637 г. н.э. арабские армии выгнали византийцев, в 1099 г. н.э. арабов прогнали крестоносцы, но уже в 1170 году их вновь сменили мусульмане. Аза находилась во власти египетских мамелюков до 1517 года, когда турки-османы разбили рядом с городом египетскую армию и завладели им и всей Эрец Исраэль на 400 лет. В 1799 году город захватил на короткое время Наполеон I. В 1916-1917 гг. британская армия осаждала Азу в течение 11 месяцев. Прорыв фронта в этом районе предзнаменовал конец 400-летней турецкой власти.

В 1948 году Аза служила главной базой для египетских войск, командование которых мечтало о легком победоносном марше в сторону Иерусалима и Тель-Авива. Победоносный марш обернулся поражением, и в город хлынул поток арабских беженцев. Они были поселены в специальных лагерях, а сама Аза стала главным городом так называемой полосы Азы. Это район более-менее прямоугольной формы, длиной около 30 км, а шириной 5-10 км, зажатый между Средиземным морем и северо-западным Негевом. Полоса Азы отошла под контроль Египта и превратилась в базу для арабских террористов. Террористы, которых тогда именовали арабским словом Федаюн, проникали в еврейские поселения, убивали жителей, минировали дороги, поджигали посевы. В конце концов, в 1956 году израильская армия, ударив по Египту, захватила полосу Азы и весь Синайский полуостров. Из-за сильного международного давления эти территории вновь были отданы Египту. В 1967 году в Азе готовились к очередному походу на Израиль. Стены школ и других общественных зданий были разрисованы мало художественными, но очень наглядными картинами, на которых усатые арабские молодцы добивают маленького кривоносого уродливого еврейчика, накалывают на штык, сбрасывают в море. В июне того же года во время Шестидневной войны город капитулировал после относительно коротких, но интенсивных боев.

Но проблемы Азы на этом не закончились. Этот район является одним из наиболее плотно населенных в мире. Рождаемость, особенно в лагерях беженцев, очень высока. Но, несмотря на перенаселенность, грязь и антисанитарные условия, современная медицина, развиваемая Израилем, сильно снизила детскую смертность. В настоящее время в районе Азы проживают около миллиона арабов. После передачи значительной части полосы Азы под контроль Арафата в 1994 году началась нерегулируемая добыча воды, которая приводит к проникновению в водоносный горизонт грунта тяжелой и соленой морской воды, засолению колодцев и почв. Какая взрывоопасная ситуация возникнет после того, как будут разбазарены все водные ресурсы, даже трудно себе представить, и это на общем фоне нехватки воды на Ближнем Востоке в конце ХХ – начале ХХI веков. Но и на этом проблемы не заканчиваются.

В полосе Азы имеются и еврейские поселения. Большинство их сосредоточено в юго-западной ее части, в районе, именуемом Гуш-Катиф - Блок Катиф. Катиф означает сбор созревших плодов. Сельскохозяйственные поселения этой территории поставляют значительную часть израильского экспорта помидоров, кроме того, под маркой алей Катиф выращиваются овощи без ядовитых пестицидов. Особые методы ведения хозяйства делают эти овощи свободными от гусениц, червяков и жучков, что очень важно с точки зрения Алахи, так как вышеупомянутые насекомые и их личинки не подходят для кошерного стола. Кроме поселений в районе Гуш-Катиф, имеется еще группа поселений на северо-востоке полосы, но больше всего проблем связано с двумя поселениями в центре полосы Азы – Кфар Даром и Нецарим. По договору Осло, они превратились в еврейские анклавы, со всех сторон окруженные арабской автономией. Согласно тому же договору, власти автономии должны были обеспечить беспрепятственную транспортную связь с этими поселениями. Но это условие не соблюдается. Дороги в поселения нередко блокируются толпой, и эксцессы переходят в перестрелки между израильской армией и арабскими вооруженными соединениями. Однако, несмотря на все трудности, поселения растут и принимают новых жителей. Совсем как сказано в книге Шмот: ''Но по мере того, как изнуряли его, он (народ) размножался и разрастался''. (Шмот, 1:2).

Ашкелон, как и Аза, расположен на берегу Средиземного моря, и расстояние между ними всего 14 км. История этих городов во многом схожа. Как и Аза, Ашкелон должен был стать частью надела Иеуды, его самым западным пределом, но и его не смогли захватить надолго. И он стал одним из пяти городов филистимлян. В конце концов, он влился в Иудейское царство, но был захвачен и разрушен в VIII в. до н.э. ассирийцами, а в VI в. до н.э. – вавилонянами. После нашествия Александра Македонского в городе осели многочисленные эллинские колонисты. У них даже возникла весьма странная религия – смесь древнеегипетского и греческого язычества с почитанием женщины-голубя и женщины-рыбы. Путешественники древности отмечали огромное количество голубей, которые буквально заполонили город и совершенно не боялись людей, и пруды для священных рыб. В этот период Ашкелон был подобен чужеродному анклаву на еврейской земле. Несмотря на засилье языческих культов с их колдовскими ритуалами, столь противными для иудаизма, в городе существовала постоянная еврейская община. Есть мнение, что Хордос (Ирод) или его сын Хордос Антипас родились в Ашкелоне. Они украсили город многочисленными и шикарными строениями. Во времена антиримского восстания 66-70 гг. н.э. язычники вырезали 2500 евреев города. Но еврейское население быстро вернулось, и в более поздние эпохи существовали даже союзы между евреями и греками, а с VII века – между евреями и мусульманами против христиан. На фоне официальной антисемитской политики христианской Византии, такие союзы становятся понятными.

Средневековая история Ашкелона повторяет историю многих других портовых городов Эрец Исраэль. Арабы, крестоносцы, снова арабы, снова крестоносцы, окончательное изгнание европейских рыцарей и в XIII веке – разрушение египетским султаном Бей-Барсом с целью лишить крестоносцев возможности обосноваться на берегу. К ХХ веку на месте Ашкелона было всего две арабских деревни. Обе служили передовыми базами для египетской армии, наступавшей на Тель-Авив, и были брошены жителями, когда израильская армия перешла в контрнаступление. Изначально новый еврейский Ашкелон был создан как маленькое сельское поселение под названием Мигдал-Аза (Башня Азы, то есть место, призванное защищать страну от нападения арабов из Азы). Потом на развалинах арабской деревушки Мадждаль был создан город Мигдал Ашкелон, с 1950 года переименованный в Ашкелон. Долгое время он был захолустным южным городком, но с 80-х годов ХХ века, и особенно с начала массовой алии из СССР-СНГ, он стал бурно развиваться как промышленный центр и как курорт. В современном Ашкелоне имеются марина (гавань для прогулочных яхт), песчаные пляжи и археологический парк. Многочисленные и интересные следы древности были найдены рядом с Ашкелоном под водой. В 1999-2000 годах в море у ашкелоноского побережья было проведено бурение, и обнаружены большие запасы природного газа. Вполне возможно, что эта находка превратит Ашкелон в энергетическую столицу Израиля.

Между Ашкелоном и Бат-Ямом – южным спутником Тель-Авива – располагается современный Ашдод. В отличие от Азы и Ашкелона, с древним филистимлянским Ашдодом его связывает, пожалуй, только название. Это совершенно новый город. Он возник в 50-х годах ХХ века как барачно-палаточное поселение для вновь прибывших репатриантов, спешно созданное среди дюн, даже без асфальтированной дороги. Но Ашдод развивался очень быстро. В городе был создан второй израильский средиземноморский порт, что снижало зависимость от Хайфы. В порту обосновалась и база ВМФ, а рядом возникла обширная промзона с электростанцией, предприятиями, складами. Сам Ашдод не является архитектурной жемчужиной, но это бурно развивающийся город с разнообразным населением. Тут и выходцы из арабских стран (уже во втором и третьем поколении), которые были первыми жителями города, и грузинские евреи, приехавшие в 70-е годы. В 80-е годы в Ашдоде появились кварталы гурских хасидов, переехавших из перенаселенного Бней-Брака. Следующее десятилетие принесло с собой новую волну русскоязычной публики. Одним из факторов бурного развития города стало многоколейное шоссе, соединившее его с Большим Тель-Авивом. Его строительство в 70-е годы ХХ века превратило Ашдод в представлении израильтян из далекого южного городка в еще один город-спутник метрополиса. Но быстрое строительство имеет и свои недостатки. К югу от Ашдода находится последняя большая дюна. Когда-то их было очень много, но стремительный, иногда бесконтрольный урбанистический процесс ведет к вытеснению природы. Пока дюну с ее песками, уникальной растительностью и газелями удалось спасти. Но недостаток земли в перенаселенном центре, а также сокращающиеся ресурсы песка, как компонента строительного бетона, заставляют задуматься о будущем израильских берегов.

До строительства нового шоссе из Тель-Авива в Ашдод ездили через небольшой город Явнэ. Его современная история напоминает судьбу многих других городов в прибрежной зоне. Арабская деревня, брошенная в 1948 году и превращенная в 50-х годах в барачный поселок для новых репатриантов. Неблагополучный город развития в 60-е годы и процветающий город вилл и коттеджей, спальный сателлит Большого Тель-Авива в конце ХХ – начале ХХI века. Древнейшая его история также схожа с прошлым других городов в прибрежной части надела колена Иеуды. Находясь на самом северо-западе территории колена, у границы с наделом Дана, Явнэ скоро был потерян для еврейского народа, захвачен и укреплен филистимлянами. Только в VII в. до н.э. иудейский царь Узияу смог вновь его отвоевать. Как и другие города Иудеи, Явнэ был разрушен во время войны с Вавилонией. После победы Александра Македонского в городе поселилось множество греческих колонистов. Во время восстания против Рима римский полководец, позже император Веспасиан – евреи называли его Аспасианус – устроил там что-то вроде места заключения для многих евреев, которые не принимали активного участия в бунте.

С этого момента и началась короткая, но блестящая страница в истории Явнэ, имевшая колоссальное значение для всей последующей еврейской истории. Один из крупнейших мудрецов эпохи восстания, Раббан Йоханан бен Закай, понимал, что Храм и Иерусалим обречены. Тайком покинув город с двумя своими верными учениками – рабби Йеошуа и рабби Элиэзером, - он прибыл в ставку Веспасиана и попросил того дать ему Явнэ и его мудрецов, которые, очевидно, содержались там как арестанты. Римский полководец согласился. Вряд ли он мог представить себе, что дискуссии, толкования и постановления мудрецов Явнэ будут играть столь важную роль в жизни еврейского народа и через полторы тысячи лет после того, как гордый всевластный Рим будет растоптан племенами германских варваров. Раббан Йоханан бен Закай учредил в Явнэ ешиву. Одним из первых и главных действий этой ешивы было создание законов, определяющих жизнь народа после разрушения Храма. Задача была огромной и тяжелой: с одной стороны, вывести народ из состояния тяжелейшей депрессии, а с другой, сделать память о Храме и понимание неполноценности и ущербности существования без него частью повседневной еврейской жизни.

После Раббана Йоханана бен Закая ешивой и санхедрином в Явнэ руководил другой великий мудрец – Раббан Гамлиэль, он же Раббан Гамлиэль де Явнэ (из Явнэ на арамейском). В его время была окончательно выработана нормативная Алаха на основе постановлений двух алахических школ, называемых дом Шамая и дом Гилеля. Кроме того, в Явнэ продолжили освящение месяцев и объявление високосных годов – раньше это происходило только в Храме, и то, что мудрецы Явнэ переняли эту прерогативу, спасло еврейский календарь и, соответственно, еврейский образ жизни.

В Явнэ была установлена форма молитвы и добавлено специальное благословение Господа, проклинающего доносчиков и вероотступников (выкрестов, на иврите – миним). С этого момента иудо-христиане оставляют синагоги, а иудаизм избавляется от смеси монотеизма и язычества. Почти все великие мудрецы того времени были так или иначе связаны с Явнэ, и влияние его на евреев Эрец Исраэль и диаспоры было огромным. И хотя мудрецы Явнэ никогда не думали заменить Иерусалим каким-нибудь другим городом, значение Явнэ в стабилизации и организации жизни народа и в подготовке его к долгим и темным векам изгнания нельзя переоценить. Свет Торы, вынесенный из Иерусалима и сохраненный в Явнэ, дал силу маленькому и преследуемому народу пережить великие империи своих гонителей. И это еще более замечательно с учетом того, что центр в Явнэ существовал только в конце I – начале II вв. н.э. После подавления восстания Бар-Кохбы (132-136 гг. н.э.) ешива и санхедрин перебрались в Галилею, и с середины II века там находился центр еврейской жизни.

Наконец, поговорим о последнем месте, описываемом в этом очерке – долине Аэла. Чтобы туда попасть, отправимся из современного Явнэ на юго-восток. Постепенно плоская прибрежная равнина сменится невысокими холмами. С продвижением на восток они станут выше и круче. И вот на горизонте мы уже видим седые склоны центрального хребта Иудейских гор. Потоки дождей, проливающиеся над ними зимой, прорезали каньоны и ущелья и образовали, сбегая с гор в холмистый район, ряд узких и вытянутых долин. Издревле эти долины и ущелья были самым удобным путем из прибрежной низменности на вершину хребта. В эпоху царствования Шаула именно здесь проходила граница между владениями филистимлян, захвативших всю прибрежную долину на западе и землями колен Израиля, старающимися защитить от них свою гору, на востоке. ''Филистимляне же собрали свои войска для войны и собрались в Сохо, что в Иудее, и расположились станом между Сохо и Азекою в Эфес-Домим. А Шаул и израильтяне собрались и расположились станом в долине Аэла, и приготовились к войне с филистимлянами. И филистимляне стояли на горе с одной стороны, а израильтяне - на горе с другой стороны. А между ними долина''. (Шмуэль I, 7:1-3).

Если мы поднимемся на холм Азека, то стратегия и тактика филистимлян и Шаула станет нам ясна. Шаул защищает вход в каньоны, ведущие на хребет, а филистимляне хотят прорвать его оборону. И хотя современный пейзаж не вызывает ассоциаций с войнами, география за три тысячи лет не изменилась. Конечно, в наше время появились шоссе, бензоколонка, вдали виднеются две огромные тарелки для спутниковой связи, а вблизи – яблочные плантации. Через них пробегает русло ручья, наполняемое водой только во время зимних дождей. Большую часть года взгляду открывается белая галька, покрывающая дно. Именно такую гальку подобрал из этого русла молодой Давид и пошел с пращой на вооруженного до зубов и прекрасно защищенного филистимлянина Голиафа из города Гата. История эта настолько хорошо известна, настолько воспета и в литературе, и в искусстве, что мы не будем ее повторять.

Это история еврейской дерзости перед врагом, который кажется непобедимым. Но эта дерзость коренится еще глубже, в Вере и в силе Духа, не сгибающегося перед материальной силой. Как сказал Давид, ''…ибо кто этот необрезанный филистимлянин, чтобы так поносить строй Бога Живого?'' (Шмуэль I, 17:26). И память об этом подвиге Давида, символе противостояния народа, идущего с именем Бога Живого против всех своих притеснителей во все века, белеет обкатанной галькой в небольшом русле, сходящем с гор Иудеи и пересекающем долину Аэла.

 


1 Здесь имеются в виду колена Иеуды и Шимона, а не сыновья Яакова.

2 Не имеет отношения к современному Цфату в Галилее. Цфат Шимона находился в Негеве.

3 Различия эти связаны с тем, что написание и произношение могут изменяться. В каждой книге места названы так, как было принято произносить и писать во время написания каждой из книг.

4 Хамиты – потомки Хама, кнаанеи, происходившие от Хама.

5 Царствовал в кон. VIII – нач. VII в. до н.э., то есть, более чем через два века после Давида.

6 Арабское племя, ранее сильно досаждавшее Израилю.

7 В русском языке принята греческая транскрипция – Газа.