МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр

К оглавлению книги З.Султановича "Живая связь"

ПЕРСИДСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ВТОРОГО ХРАМА

1.

Персидский период отличался духовно-юридической автономией64, и еврейская община под персидской властью пользовалась широкими внутренними прерогативами и полномочиями.

В силу того, что политическая власть не возродилась, главой еврейской общины, самым важным человеком, обладавшим реальной силой, экономической и культовой, стал первосвященник, служитель Храма, т.к. Храм, кроме своего духовного значения, практически был национальной казной. Он был средоточием немалого количества денег, серебра, золота - всего того, что туда приносили.

Санhедрин (Синедрион - суд. Совет Мудрецов) регламентировал еврейскую жизнь и определял рамки ее возможностей даже в условиях отсутствия государства и Храма. Но Совет Мудрецов пользовался только моральным авторитетом, у него не было экономической мощи. Санhедрин или даже Великое Собрание имели только внутриобщинное влияние, но не имели того международного веса, с которым политическая персидская власть должна была бы считаться.

Ввиду того, что основной силой общинной власти и национального возрождения являлись мудрецы, Нехемья взял на себя организацию общественной, а Эзра - духовной жизни.

2.

Вернувшись из Вавилонского изгнания, евреи постепенно начали восстанавливать стены Иерусалима и Храм. И в 3408 г. Храм был восстановлен. Иерусалим возрождался как центр духовной (но не политической) жизни. Вокруг Иерусалима была очерчена автономная область еврейского наместника радиусом 20-30 км. Таким образом, в ведении еврейской культурно-юридической общины находилась лишь территория Иудеи. Несмотря на то, что эта область небольшая, появилась возможность обосноваться первому ядру возвратившихся евреев и сосредоточить вокруг этого центра разбросанное еврейское население, остававшееся в Эрец Исраэль.

Баланс между общинами все время менялся в пользу еврейской общины в Эрец Исраэль.

Евреи Вавилона, а впоследствии и евреи Александрии, Рима и др. общин не видели особых преимуществ в Израильской еврейской общине с точки зрения самостоятельности, государственности или влияния ее за пределами Израиля. В то же самое время евреи Вавилона посылали свои жертвы в Храм деньгами либо скотом. А те, кто мог себе позволить, периодически совершали паломничество65.

3.

Что происходило в течение этого времени в еврейском обществе? Как оно развивалось 200-250 лет, начиная с того самого момента, когда горстка возвратившихся в Эрец Исраэль евреев сумела восстановить хотя бы такую автономию? Что предстало взору вернувшихся евреев?

Остававшиеся их собратья были людьми простыми и занимались в основном земледелием. Среди них было и несколько семей коэнов, но в некоторой степени отошедших от еврейской традиции. Основной проблемой являлись имевшие место смешанные браки.

Новая форма национальной жизни, сложившаяся в Вавилоне, ограждавшая евреев от смешения с внешней средой, почти не коснулась еврейского населения в Израиле. В связи с тем, что наиболее высокие и мощные интеллектуальные и духовные силы были изгнаны, разрушение здесь предстало во всей полноте. Возник вопрос: что делать? К тому же новые племена, пригнанные, вместо евреев, начали перенимать некоторые еврейские обычаи, что тоже свидетельствовало о появлении первой стадии ассимиляции.

Приход Эзры вынудил нееврейские племена определиться, к кому примкнуть. Решив, что евреи будут центральной силой, они приняли иудейство.

Трудно сказать, насколько это было чистосердечно, и то, что скрывалось за этим шагом, раскрылось только впоследствии. Герам трудно было понять, что означает территориальное и духовное единство народа, и вообще единство еврейского народа их не очень-то заботило.

Ну какое им дело до евреев Вавилона? Для них евреями были израильтяне.

Однажды самаритяне, будучи ответственными за освящение месяца66 на горе Гризим (там, где и до сегодняшнего дня находится центр самаритян), намеренно не передали сообщение. Более того, потом обнаружилось, что на этой горе Гризим самаритяне построили себе идола.

И не случайно самаритянам не доверяли67. Впоследствии они получили название герей-арайот - прозелиты, принявшие еврейство под действием силы страха, например, боязни дискриминации.

Кульминация затруднений в отношениях с самаритянами из-за неполного принятия и понимания ими еврейства проявилась в событиях, произошедших в конце восстания Бар Кохбы и приведших к его поражению.

Для того, чтобы как-то решить проблему смешанных браков, Эзра по приходе в Иерусалим устраивает общее собрание и требует у евреев развода с нееврейскими женами. Сохранился целый список, более ста видных семей, которым предстояло это пройти. По-видимому, остальные не подчинились и решили эту проблему по-другому (возможно, часть женщин перешла в еврейство).

4.

Начавшееся одновременное возвращение из Вавилона двух весьма отличающихся категорий населения создало сразу же четкое разделение к обществе. Мудрецы, которые назывались хавейрим - братством, содружеством людей одного уровня, начали заниматься своим делом, а амей-hаАрец - люди, обрабатывающие землю, простолюдины - своим.

Различие социальное являлось причиной возникновения различий и в образе жизни. Амей-hаАрец, не зная хорошо закона, не придерживались скрупулезно тех правил чистоты, которых придерживались мудрецы. Поэтому в течение года мудрец не ел в доме простолюдина, т.к. не был уверен, соблюдает ли тот правила ритуальной чистоты: может, тот не окунулся в миквэ*, или не прошло после окунания в миквэ достаточно времени, а он притронулся к пище и т.д. Но различия стирались во время трех ритуальных паломничеств в Храме. Этим подчеркивалось объединяющее национальное значение Храма, Торы и исполнения заповедей, ибо, прийдя в Иерусалим, каждый еврей мог посоветоваться с мудрецами по любому вопросу, что давало всем возможность придерживаться правил чистоты, не нарушая традиции. И тогда они могли есть за общим столом, и все становились действительно хавейрим (друзьями) в прямом смысле этого слова.


Продолжение