Самое потрясающее воспоминание жизни всякого современного человека - это сцена рассечения моря в американском фильме "Десять 3аповедей". Моисей поднимает руку с посохом, внезапно воды моря расступаются, как театральный занавес в начале спектакля, и сыны Израиля проходят по морю, яко посуху и вода стоит стеной справа и слева от них. После этого фильма абсолютно все знают, как выглядело рассечение моря и, понятное дело, что Библейский рассказ об этом событии можно не читать. Впрочем, и без этого фильма все знают, что рассечение моря было ярчайшим чудом в истории человечества.
Тех, кто откроет Библейский текст и внимательно прочтет текущую недельную главу, ожидает большой сюрприз. Как раз на этой неделе мы читаем историю о рассечении моря. В первую очередь выяснится, что море расступилось не сразу после того, как Моисей простер свой посох над ним. Библейское описание выглядит так: "Моисей простер руку свою над морем и Всевышний отгонял воды моря сильным восточным ветром всю ночь и расступились воды моря". Великое чудо оказывается не столь моментальным, как в кино. Более того, Писание расскрывает нам механизм произошедшего чуда - сильный ветер дул почти всю ночь и воды моря отступили под действием ветра. Если у нас есть описание механизма чуда, то мы вполне можем его исследовать. В прошлом веке эта работа была проделана. Выяснилось, что в районе Суэца (точнее, речь идет об озерах, через которые в наше время проходит Суэцкий канал) при сильном юго-восточном ветре уровень воды опускается на два метра. Явление до некоторй степени сходное с наводнениями в Петербурге, только там ветер мешает воде течь в море и уровень воды повышается, а здесь ветер отганяет воду и уровень наоборот понижается. Тем самым расступание вод моря в описанном районе достаточно наблюдаемое явление. Если чудо имеет вполне ясное научное объяснение, то почему оно называется чудом? Ответ достаточно понятен - так ведь как во время все это произошло! Сынам Израиля надо было спастись от врагов и Всевышний организовал события и природные являения так, что израильтяне спаслись.
2. Сравнение рассказа о рассечении моря с рассказом о горькой воде
В этом смысле очень полезно сравнить рассказ Писания о рассечении моря с рассказом нашего же недельного раздела о горькой воде. После трех дней пути по пустыне израильтяне подошли к Маре и к своему ужасу выяснили, что вода в колодцах не годится для питья. Народ обступил Моисея с обвинениями в том, что тот привел их сюда на погибель. На что: "Господь научил Моисея и показал ему дерево. И бросил Моисей дерево в колодец и стала вода пресной". Комментаторы этого отрывка не смогли придти к единому мнению по вопросу, является ли произошедшее чудом или нет. Некоторые утверждают, что это рассказ о чудесах, а некоторые говорят, что в этой истории чудом является только урок природоведения, преподанный Всевышним Моисею, а само упомянутое здесь дерево является является вполне принятым способом опреснения воды и всякий, кто это знает, может этим воспользоваться. В этом случае рассказ о горькой воде полностью парен к рассказу о рассечении моря - море отступило, как всегда отступает, когда дует сильный восточный ветер - вода стала пресной, потому что всегда древесина некоего дерева опресняет его. Море отступило очень вовремя, и если бы не это, то сыны Израиля погибли бы от руки египетских войск. Вода стала пресной ровно в тот момент, когда у израильтян не было питьевой воды, и если бы это не произошло, то народ погиб бы от жажды. Вмешательство Всевышнего в истории с рассечением моря состояло в том, что Он поднял сильный восточный ветер, а в истории с водой в том, что он преподал урок Моисею.
3. Как отличить чудо от случайного совпадения?
Из всего сказанного следует, что чудеса могут происходить каждодневно, но для того, чтобы понять, что произошло именно чудо, а не случайное совпадение событий, некто должен нам об этом рассказать. В истории с горькой водой мы узнаем, что Моисей узнал о способе опреснения от Бога, непосредственно из текста Торы. Если попробывать себе представить, что видели присутсвовашие при этом событии, то картина будет выглядеть так: народ подошел к Моисею и устроил скандал по поводу отсуствия воды. Моисей подошел к дереву, отломил от него ветку и бросил в колодец. Вода стала пресной. Пристуствовашие так и не поняли, сделал это Моисей по причине знания пустыни или он узнал об этом чудесным образом. Если бы не свидетельство Торы: "И нучил Бог Моисея..." мы бы тоже об это не узнали. Мы знаем, что ветер, рассекший море подул не случайно из утверждения самой Торы. Свидетели этого события догадались об этом, потому что Сам Бог послал своего ангела (в виде столпа огненного и столпа дымного), чтобы он закрыл лагерь израильтян от взоров египетской армии, для того чтобы выиграть время необходимое для рассечения моря. Если бы не все это, можно было бы говорить о ряде удачных совпадений.
4. Примеры вмешательства Всевышнего в историю
В свое время весьма известного раввина Хатам Сойфера спросили: "Почему евреи не изучают историю?" - в те времена еврейских книг по истории практически не существовало. На это Хатам Сойфер ответил: "Чтобы писать книгу по истории надо быть пророком". Мысль, заключенная в этих словах, достаточна проста: мы знаем, что произошли те или иные события. Мы часто знаем, какие другие события вызвали эти события, но без прямого свидетельства Свыше мы не можем судить в какой мере эти события были случайны. Если так, то хотелось бы узнать, сколько событий в мире произошли не случайно, а благодаря прямому Божественному вмешательству, когда Всевышний не нашел нужным посвятить кого бы то ни было в то, что Он Сам решил несколько изменить течение событий. Например, очень часто указывают на то, что отркытие Америки Колумбом произошло в том же году, когда евреев изгнали из Испании, намекая, что это совпадение было совсем не случайным. Понятно, что прямо заявить это, мало кто решается, но расставить намеки на такую возможность никто не запретит. Не менее удачный пример подозрительной истории, это события при голосовании в ООН по вопросу о разделе Палестины. 3десь мы можем объяснить причины голосования каждого из депутатов ООН, можем объяснить присутствие и отсуствие депутатов. Но, кажется, совпадений в этой истории немного больше, чем должно было бы быть. Наверное, было бы приятно с уверенностью сказать, что голосвание шло по сценарию Всевшнего, но у нас нет пророка, который смог бы засвидетельствовать это и нам остается только спорить о том, сулчайность это, или преднамеренность.
Наверное, именно по этой причине в конце книги Дварим (32:7) сказано: "Вспомни дни прошлые, вдумайся в года поколений" - о вмешательствах Всевышнего в дела прошлые мы можем судить по Библейскому тексту. Там все сказано открыто. Но то, что произошло в остальных поколениях остается скрытым - где случайность, где нет мы сказать не можем. И нам остается только думать и полагаться на свои догадки.