1. Праздник в память о чудесах (Исход, гл. 14-15)
Последний день Песаха - праздник в память о чудесах, которые были совершены для наших предков при переходе через Красное море, в память о спасении от преследовавшего нас войска египтян.
"И фараон приблизился, и подняли сыны Израиля глаза свои, и устрашились, и возопили к Господу. И сказал Бог Моисею: "Скажи сынам Израиля, чтобы они сами двинулись". И простер Моисей руку свою на море... и расступились воды. И пошли сыны Израилевы внутри моря по суше. И погнались за ними египтяне, и вошли в средину моря... И опрокинул Господь египтян среди моря, и возвратилась вода и покрыла все войско фараона, не осталось из них ни одного. А сыны Израилевы прошли по суше среди моря, и воды были им стеною справа и слева от них. Тогда воспел Моисей и сыны Израиля песнь эту Господу, и сказали: "Пою Господу, ибо высоко вознесся Он; коня и всадника его вверг Он в море... Увидели все это князья земли; затрепетали филистимляне, смутились князья Эдома, оробели все жители Ханаана - ибо Ты даешь удел народу Своему в святой стране Твоей" (Исход, гл. 14-15).
2. Отношение евреев к египтянам неоднозначно
При гибели егптян, порабощавших евреев несколько столетий, народ поёт песнь радости - действие, казалось бы, совершенно естественное. Казалось бы, отношение евреев к египтянам и к Египту после столетий рабства и угнетения должно было бы быть чисто отрицательным. Но на самом деле это отношение неоднозначно. С одной стороны, Египет - символ рабства, подавления, символ всего того, чему противопоставляется учение Торы, с другой стороны, опыт египетского рабства в сознании народа связан с определенными позитивными моральными нормами. Так, например, Тора заповедует не только "Пришельца не обижай и не притесняй, ибо сами вы были пришельцами в 3емле Египетской", но и: "Египтянином не гнушайся; и если он хочет жить среди тебя, позволь ему это и не притесняй его - ибо вы тоже жили в 3емле Египетской".
Эта двойственность отношения к египтянам проявляется и в самом праздновании Седьмого дня Песаха - завершающем дне празднования нашего Исхода из Египта. В этот день, в отличие от остальных праздников еврейского года, Галель (праздничные Псалмы) читается не в "полном", а в "половинчатом" варианте, как бы уменьшая этим радость Праздника. Мидраш рассказывает: "Когда египтяне тонули в море, то ангелы-служители хотели воспеть хвалебную песнь справедливости Творца. Но Бог сказал им: "Как! Мои создания тонут в море - а вы хотите петь хвалебную песнь?!". Мидраш строго разделяет две стуации: евреи могли воспеть песнь радости, птомму, что с уничтожением египетского войска они освобождались от непосредственной опасности; но ангелы этого делать не должны были, поскольку это была бы "радость суда", "радось мести"- а это радость нерпавильная.
3. Еврейский идеал будущего - это всеобщий мир
Тема важности установления мира с бывшим врагом проходит яркой линией через весь ТаНаХ. Лишь к Амалеку мы должны хранить ненависть - со всеми же другими бывшими врагами, особенно с происходящими из семьи Авраама, мы должны в конце концов помириться. Тора запрещает нам радоваться смерти врага. Еврейский идеал будущего устройства мира и взаимоотношений между племенами - это всеобщий мир, когда, как предсказывали пророки, "перекуют все народы мечи на орала" и будут все вместе заниматься постижением Божественного света.
И в рамках этого мы можем отметить, что в движениях типа "Шалом Ахшав", стремящихся к установлению мира и дружбы с палестинцами, есть, конечно, еврейское зерно. И вовсе не случайно есть многие еврейские души, для которых слово "мир" заслоняет все, даже инстинкт самосохранения. Искра "всеобщего мира", идея примирения с врагом не только необычайно важна и сильна, но она является подлинно еврейской идеей.
4. "Мир сию секунду" - неправильная идея
Проблема же возникает лишь тогда, когда нет равновесия между идеей мира и другими, не менее важными и не менее еврейскими идеями. Мир сильных идей, каждая из которых стремится подавить все другие и занять монопольно господствующее положение - это мир хаоса, он ведет к разрушению и падению. К исправлению же ведет мир совсем других идей - такой мир, в котором каждая из идей гармонирует с другими, признает свою неполноту, признает свою ограниченность по отношению к общей, интегральной истине. Другими словами, внутреннее зерно "движений мира" - очень правильное, но, будучи абсолюзитированным, оно превращается в идею "Мир сию секунду" - не только и не просто неправильную, но такую разрушительную, что она может (не дай Бог!) привести к полному разрушению нашего государства и народа.
И так же, как абсолютизация той или иной "правильной идеи" ведет к разрушению и смерти, равновесие этих идей - суть единственная возможность жизни. И поэтому радоваться смерти врага, действительно, никоим образом не следует. Но врага, нападающего на нас, утопить в море - совершенно обязательно. Именно в этом случае исполнится не только сказанное Торой - "трепет объял всех жителей Ханаана", - но и, в конце концов, сказанное пророками: "И перекуют народы мечи свои на орала, и не будут больше воевать,.. и будет полна земля знанием Бога, как море полно водою..."