Две вещи заповедала Тора перед тем, как повелеть сынам Израиля выйти из Египта: во-первых, запрещение есть дрожжевой хлеб ("хамец") в течение всей Пасхальной недели; во-вторых, заповедь установления календаря.(Исход 12:1): "И Сказал Бог Моисею: месяц этот (т.е. серп новой луны) должен служить для вас началом месяцев". Таким образом, нам дан календарь, в котором месяцы устанавливаются по фазам Луны. И (далее Тора отмечает, что год должен также согласовываться с солнцем) - интересно, существует ли связь между этими двумя вещами: отказом от хамеца и установлением календаря? И в чем смысл получения заповеди календаря именно накануне Исхода?
Давайте разберемся сначала, в чем вообще особенность "заквашенного" хлеба - "хамеца"? И почему нам обычно больше нравится "хамецный" хлеб, чем пресный?
И в классических комментариях, и в популярной литературе часто встречается обычное объяснение: хамец - это то, что поднимается (хлеб из теста, которое стоит некоторое время в теплом месте и "подходит"), нечто рыхлое, наполненное продуктами жизнедеятельности дрожжей; и поэтому, соответственно, дрожжевой хлеб мягкий, и его приятно есть. Однако в действительности подобный хлеб - высокий и мягкий - стали выпекать только в средние века в Европе с ее лесами, где не было недостатка в топливе, т.к. нужно очень много дров, для разогрева воздуха в печи, потому что "высокий" хамец выпекается именно в горячем воздухе. А в древности, и в Египте, и в Стране Израиля, топливо было большой проблемой. В те времена печь строили в виде купола с отверстием вверху, и разогревали саму печь (ее стенки), а хлеб пекли, прилепляя лепешку замешанного теста к стенке этой печи (так сегодня пекут лаваш). В этом случае, если хамец поднимется, то он просто отклеится от стенки печи, упадет и не испечется! Поэтому совсем не нужно было, чтобы тесто поднималось, так что в те времена дрожжевой хлеб ничем не отличался от пресного по виду.
Но при этом дрожжевой хлеб очень отличался от пресного по своему вкусу, точнее - по тому, сколь долго он мог сохранять вкусовые качества. Хлеб, испеченный без дрожжей, через несколько часов невозможно было есть, поскольку он становился безвкусным; и поэтому его можно было есть только очень свежим, а значит, его приходилось выпекать перед едой и нельзя было запасти впрок. Хлеб же дрожжевой сохраняет вкус много дней (и даже если его высушить, то потом его можно есть в виде сухарей). И поэтому самое главное, что есть в дрожжевой хлебе, - это вовсе не его пышность, а длительное сохранение вкуса. Другими словами, дрожжевой хлеб давал человеку некоторую надежность, и потому такой хлеб означает более уверенное существование человека, у которого есть запас еды, и в этом главная сущность хамеца. Именно поэтому дрожжевой хлеб (хамец) является одним из наиболее значительных (для практической жизни) достижений египетской цивилизации, из которой евреи вышли. И вот, евреям, выходящим из Египта, следовало от этой уверенности отказаться.
Вернемся теперь к вопросу о календаре. Как известно, в Египте календарь был солнечным, и он также являлся одним из важнейших достижений Египетской цивилизации. Земледелие в Египте основывалось на орошении, когда Нил при своем разливе, заливая пойму, наносил на поле плодородный ил. Разлив же происходил тогда, когда в районе истоков Нила, в горах Восточной Африки таял снег. Поэтому для того, чтобы знать, когда начинать пахать и сеять (а это следовало делать непосредственно перед разливом Нила), нужно было очень точно предсказать момент разлива. И для того, чтобы точно знать, когда начинать сельскохозяйственные работы, жрецы Египта разработали очень точный солнечный календарь, предсказывающий разливы. Календарь этот прекрасно выполнял свои функции, давая человеку ошущение прочности и возможность предвидеть и планировать будущее.
Исход же из Египта содержал яркий и демонстративный отказ от обеих этих вещей. Евреи отказались от хамеца и от солнечного календаря, перейдя на другой, в котором лунные месяцы устанавливаются по "свидетелям", и каждый раз заранее точно неизвестно, когда это произойдет. Конечно, отказ от надежности, даваемой цивилизацией, не является абсолютным: от хамеца мы отказываемся всего на неделю, а календарь наш не является чисто лунным, он лунно-солнечный. Мы сохраняем, тем самым, свою связь с предвидением и планированием, но это планирование не вполне однозначно.
Нам необходимо было отказаться от чрезмерной уверенности в достижениях цивилизации вообще, от ложного чувства прочности и надежности, которое может возникнуть при планировании. Иными словами, исход из Египта был не просто отказом от рабского существования, но и плевком в кажущуюся вечной прочность убогого бытия, бегством из относительно сытой клетки на романтическое свидание с Богом в Пустыню.
Согласно традиции, в Песах мы читаем Песнь Песней, и эта Святая книга, говорящая о любви, действительно является символом праздника. В Песни Песней рассказывается о том, как девушка убегает из дома к возлюбленному. Иными словами, Египет - это исходный дом, где все прочно, где мы хотя и находимся в рабском положении и не имеем никакой свободы действий, но зато нас постоянно кормят и все предусмотрено. И вот Израиль, бросив всю эту налаженную жизнь, бежит за своей романтической любовью в пустыню, где нет еды и надежности, и это - необычный поступок, отразившийся на всей нашей дальнейшей судьбе ("Пойди и возгласи Израилю: "Ибо так сказал Господь: помню Я о страстном стремлении твоем ко Мне, о любви твоей ко Мне, - как невесты, когда шла ты за Мною по пустыне, по земле незасеянной..." - Иеремия 2:2). И в этом порыве заключено понимание того, что в жизни установившйся, надежной и детально распланированной достигнуть чего-то великого невозможно. Воистину великое свершается, когда хватает решимости пуститься в рискованное плавание по неизведанным волнам.
(Статья основана на идеях из лекции рава Ш.Раппопорта.)