Еврею, приехавшему из России и не получившему никакого традиционного образования, трудно прочесть Пасхальную Агаду целиком. В ней множество подробностей, важных и интересных для читателя сведущего, но трудных для начинающего. В этой статье мы попытались обсудить некоторые основные ее идеи, о которых Агада говорит: кто не рассказал о них - не выполнил своих обязанностей на Седере.
Само название праздника - "Песах" - означает Пасхальную жертву, а Пасхальная трапеза в древности состояла в съедании этой жертвы. Слово "песах" происходит от глагола пасах - "миновать, проходить мимо". В Торе (Исход, гл. 12) рассказывается, что перед выходом из Египта Бог дал евреям заповедь Пасхальной жертвы: "Пусть возьмут себе каждый по агнцу на семейство и четырнадцатого числа [месяца Нисана] пусть зарежут его перед закатом; и пусть возьмут крови его и помажут на оба косяка и на притолоку двери в домах, где будут есть его; это жертва Песах Господу. А Я пройду в эту ночь по 3емле Египетской и поражу всякого первенца в 3емле Египетской от человека до скота, и над всеми богами египетскими совершу расправу [это означает, в частности, разрушение духовной власти над евреями египетских стереотипов мышления], Я - Господь. И будет та кровь для вас знаком на домах, где вы находитесь, и Я увижу кровь [т.е. увижу, что вы готовы принять на себя соблюдение Моих заповедей и достойны Исхода], и пройду мимо вас... И будет, когда спросят вас [на седере] дети ваши, скажите: это жертва "Песах", потому что Бог миновал [пасах] дома сынов Израилевых в Египте, когда поражал Он египтян".
Тора ясно говорит: "Это знак для вас". Не Богу нужна Пасхальная жертва, а нам самим - для того, чтобы мы поняли, что Исход - это чудо, и не объясняли бы причины Исхода просто "слабостью фараона" или "недостатком продуктов в Египетских магазинах".
Тора рассказывает о значении мацы так: "И напирали египтяне [на евреев], чтобы поскорее выслать их, и понес народ тесто свое прежде, чем оно заквасилось, и испекли они тесто это лепешками пресными, потому что выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе" (Исход 12:33-39).
3десь возникает важный вопрос: ведь Бог заранее знал момент Исхода, и евреи целый год готовились к нему - так почему же Бог не указал им испечь хлеб заранее? Дело в том, что целью Исхода был не просто выход из рабства, но и воспитание еврейского народа. Бог Сам поместил сыновей Израиля в рабство египетское и в нужный момент вывел их оттуда, - для того чтобы их чему-то научить, чтобы они могли подняться на должный духовный уровень, позволяющий принять Тору и нести тысячелетиями свою историческую миссию.
Выход из Египта происходил так поспешно, что тесто не успело закваситься. И когда евреи всех поколений едят мацу, они вспоминают эту поспешность и понимают, что фактически неподготовленными, без припасов уходили мы в пустыню. Разве мы решились бы на это по собственному разумению?
И мы вспоминаем о самих себе: Разве мы заранее планировали Исход? Разве не надеялись "в той жизни" остаться и укрепиться в Египте? Но маца учит нас тому, что кроме наших личных планов есть еще и Божественный план. На еврейский народ и на каждого еврея в отдельности возложена Богом особая миссия, и мир неожиданно поворачивается так, что мы понимаем: пора уходить из Египта. Маца - это символ того, что мы готовы к этому. Когда пришло время, мы вышли без припасов в пустыню, потому что знали, подсознательно ощущали, что Рука Бога направляет историю.
Агада говорит: "Этот марор - в знак чего мы едим его на Седере? - В знак того, что горькой делали египтяне жизнь отцов наших в Египте, как сказано (Исход 1:14): "и огорчали жизнь их трудом тяжелым над глиной и кирпичами и всяким трудом в поле; всякой работой, к которой принуждали их с жестокостью".
Марор учит нас: без памяти о рабстве нет настоящего Исхода. Не только потому, что, забыв о трудностях, мы потеряем ощущение свободы, но и потому, что мы не должны относиться к рабству и к изгнанию как к чему-то совершенно отрицательному, такому, что надо поскорее выбросить из своей головы и забыть в поколениях. Напротив, рабство было горьким, но необходимым, его горечь не напрасна. Тора называет Египет "плавильным тиглем": как высокая температура нужна для выплавки драгоценных металлов, так и притеснения египтян помогли создать из далеких наших предков народ Израиля.
Плата, которую требует история, бывает высока, и она определяется не нами. однако только от нас зависит сделать так, чтобы эта плата не была напрасной.
На Пасхальном Седере положено выпить четыре бокала вина (можно пить виноградный сок или разбавленное вино), и эти четыре бокала соответствуют четырем ступеням нашего освобождения из Египта.
Тора перечисляет их в такой последовательности: "И сказал Господь Моисею: "Я - Бог, и Я выведу вас (Первый Бокал) из-под ига Египта; и избавлю вас (Второй Бокал) от служения им; и спасу вас (Третий Бокал) мышцею простертой и казнями великими; и Я приму вас (Четвертый Бокал) к Себе в народ" (Исход 6:2).
Первый Бокал мы пьем в начале Седера, в знак физического выхода. Второй бокал - по завершении рассказа об Исходе. Изучая, как происходил Исход, мы избавляемся от служения египтянам, от подчиненности их богам, их культуре, их системе ценностей. Третий бокал мы пьем после завершения Трапезы - в знак спасения от преследования: потому что не хотели египтяне отказаться от "своих" евреев, и еще долго после ухода надеялись, что смогут удержать их в своей орбите. Четвертый бокал мы пьем в самом конце Седера - в знак того, что, пройдя через все трудности и получив Тору, мы стали наконец народом Бога.
Четыре бокала свидетельствуют о том, что Исход - это длительный и сложный процесс. Физический выход из рабства - только начало, а отнюдь не конец Исхода.
5. На следующий год в Иерусалиме
В самом конце Пасхальная Агада говорит: "На следующий год мы будем праздновать Песах, во вновь отстроенном Иерусалиме".
Сегодняшний наш Седер не полон: у нас нет Пасхальной жертвы, потому что Иерусалим еще не отстроен, Храм лежит в развалинах, и оспаривается даже наше право на саму Храмовую Гору.
Нам не видно сегодня, как своими силами мы сможем решить проблему восстановления Храма в Иерусалиме. Но точно так же сто лет назад казалось невозможным восстановить еврейское государство. История учит нас: не производи слишком дальних расчетов; сделай сегодня то, что в твоих силах; а в остальном надейся на Божественную помощь. Если ты будешь достоин, она придет. Если мы сегодня проведем Песах действительно достойно, уже в следующем году мы, может быть, будем праздновать его полностью, во вновь отстроенном Иерусалиме, Амен.