1. Очищение пеплом красной коровы
"Начинают готовиться к Песаху за месяц до праздника", - говорит Талмуд. Эта подготовка выражается, в частности, в том, что по Субботам в синагоге, кроме обычных недельных разделов Торы, читаются дополнительно отрывки, посвященные наступающему празднику. В частности, в эту Субботу читается отрывок об очищении пеплом красной коровы. " Господь сказал Моисею: Вот закон, который заповедан сынам Израиля: возьмите себе красную корову, у которой нет изъяна, и пусть ее зарежут и сожгут, и пеплом ее, растворенным в воде, пусть будет окроплен и очищен всякий прикоснувшийся к трупу какого-нибудь человека или к чему-то нечистому. А тот, кто, не очистившись, войдет в Храм, - та душа истребится из среды народа Израиля..." (Книга Чисел, гл. 19).
В древности евреи со всех концов страны приходили на Песах в Храм для принесения Пасхальной жертвы. Но в Храм нельзя было войти без очищения пеплом красной коровы. Песах - это Геула, избавление; и его нельзя было достичь без предварительного очищения, без отдаления от греха. Для того, чтобы мы помнили об этом, Мудрецы Талмуда постановили читать отрывок о красной корове - символе очищения - в начале нашей подготовки к празднику Геулы.
2. Общенациональный аспект очищения. Иехезкиэль (гл.36)
Однако динамика очищения и Избавления имеет не только индивидуальный, но и общенациональный аспект. Этот аспект Мудрецы Талмуда подчеркнули выбором для этой Субботы Хафтары (отрывка из книг Пророков, читаемых в Субботу после чтения Торы) из книги пророка Иехезкиэля (гл. 36), рассказывающей о том очищении, которое должно произойти с еврейским народом при возвращении из Изгнания в Святую землю. "И Я возьму вас из среды народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И Я окроплю вас водою чистою, и очиститесь вы от скверны вашей; и от всех идолов ваших очищу вас."
Итак, отрывки из Торы и Пророков, читаемые в эту Субботу, - Субботу начала подготовки к Песаху, празднику независимости и свободы, - подчеркивают, что для реализации этой самой независимости и свободы нам необходимо очищение, т.е. внутреннее исправление, - как на индивидуальном, так и на национальном уровне.
3. Что должно быть раньше - очищение или возвращение?
И здесь мы сталкиваемся с проблемой, являющейся источником непрекращающихся споров между различными направлениями в современном иудаизме: должно ли национальное исправление и очищение предшествовать национальному избавлению и возвращению (также, как для индивидуума очищение пеплом красной коровы предшествовало входу в Храм), или же сначала должно быть возвращение, а потом очищение (как это у Иехезкиэля: сначала "приведу вас в землю вашу", а потом "и очищу"). Короче говоря, должны ли мы сначала стать высокоморальным и идеальным народом, прежде чем Бог даст нам право жить в Святой 3емле; или же прежде всего надо вернуться жить в Эрец-Исраэль, а высокоморальности и идеальности достигнем со временем. Соединение в одну Субботу обоих отрывков показывает нам, что этот вопрос очень неоднозначен. Действительно, в древности наш народ не смог справиться с построением достойного еврейского общества в Эрец-Исраэль, и поэтому в конце концов был изгнан из нее. В изгнании евреи достигли определенной степени исправления и нравственного очищения, но во многом это исправление неполно, ибо на индивидуальном уровне евреи достигли исправления, но в аспекте национальной жизни оно осталось теоретическим. А ведь задача евреев не только в том, чтобы жить морально как индивидуумы, но и в том, чтобы построить реальное Царство Бога на земле, т.е. достойное и этичное общество и государство. А это невозможно сделать теоретически.
4. Общенациональная нравственность
В изгнании мы могли очищать и исправлять себя как личности, но не как общество, - ибо как общество, как единый народ мы не имели физической возможности действовать. В теории легко построить схему общенациональной нравственности, однако эта нравственность будет чего-то стоить только тогда, когда она столкнется с реальными проблемами. Легко, например, из Тель-Авива указывать евреям Хеврона, как им следует хорошо относиться к соседним народам или как важно соблюдать установленный порядок. Я совсем не уверен, что если бы арабы с территорий автономии могли беспрепятственно стрелять по окнам квартир членов "Шалом Ахшав", то те продолжали бы чинно "соблюдать общественный порядок".
Итак, формулы нравственности нельзя сформулировать "издалека". В галуте нельзя достичь уровня "праведного народа". И потому только реальное преодоление трудностей, возникающих в процессе нашей жизни в 3емле Израиля, только реальное построение справедливости в реальной атмосфере, построение реального государства могут дать нам возможность сформировать достойную еврейского народа национальную этику. А потому есть часть очищения, которая должна предшествовать избавлению, а есть вторая часть, которая достигается только в процессе самого этого избавления и возвращения.