1. История рождения еврейского народа
Седьмой день Песаха - праздник в память о переходе через море при выходе из Египта. Только в этот момент физический выход из Египта - и рождение еврейского народа - были завершены.
Вообще вся история рождения еврейского народа, как она описана в Торе, удивительным образом параллельна рождению человека. Сначала в Египет попадает одна небольшая семья, потом в Египте она постепенно растет и формируется в народ, Египет постигают казни, и тогда Египет выталкивает еврейский народ, который в завершение Исхода переходит через расступившееся море - все это совершенно параллельно зачатию, беременности, родовым схваткам, родам и отходу околоплодных вод. Эта удивительная параллель подчеркивается затем и в Библейской, и в Талмудической традиции.
Насколько мне известно, в мифологии ни у одного другого народа нет подобной вещи. Это "рождение народа Израиля, подобное рождению ребенка" отражает совершенно особое еврейское восприятие народа Израиля как единой личности. Т.е. еврей воспринимается как бы в двух планах - с одной стороны, как отдельный человек - личность, с другой стороны - как клетка единого организма - еврейского народа.
2. Идея органического восприятия народа
Я осознаю, что подобное "органическое" восприятие нации сегодня весьма непопулярно в западном мире. 3ападное мышление воспринимает народ исключительно как группу (связанных между собой общим менталитетом, родственными и клуьтурными связями) людей. Личность - это ценность, народ же - только средство для удовлетворения потребностей личности. "Органическое восприятие народа" объявляется чуть ли не фашизмом (имеется в виду его итальянская разновидность). На самом деле, как известно, всякая идея, когда она полностью доводится до абсолюта и до конца, становится абсурдной. Если идею социальной справедливости доводить до абсурда, то получится "военный коммунизм" - но это не значит, что идея социальной справедливости вообще неправильна. И также безумие организаторов соглашения в Осло не должно нас приводить к мысли, что достижение мира - это неправильная вещь. Напротив, и социальная справедливость, и мир - это важные ценности, и нельзя допустить отождествления их "в умеренном виде" с их крайними проявлениями. Точно так же приходится признать, что идея органического единства народа, если ее довести до абсурда и до зачеркивания всех других ценностей (в первую очередь - ценностей личности), может довести до фашизма ("корпоративного государства" Муссолини). Однако так же, как в случае социальной справедливости и мира, это нисколько не должно приводить нас к выплескиванию младенца вместе с водой - т.е. к принципиальному отрицанию ценности органического восприятия народа. В умеренных дозах (т.е. когда не отрицается ценность личности) органическое восприятие народа абсолютно необходимо для духовной полноты.
3ападный мир, провозгласив величие индивидуалистических ценностей, сделал громадный рывок в области прогресса и достиг больших высот. Однако идея индивидуалистических ценностей, доведенная до абсолюта, точно так же приводит к абсурду и развалу. Эта проблема является одним из центральных пунктов кризиса западной цивилизации. Преодоление крайнего индивидуализма с помощью органического восприятия народа является одной из непосредственных наших задач.