1. Не особо плохие, но и не сверх-праведные
Шестьсот тысяч евреев, вышедших из Египта, не были, конечно, злодеями, но не были они и особыми праведниками. Тора подчеркивает как их достоинства, так и безусловные грехи. С одной стороны, они решились по зову Бога, без припасов, неподготовленными, выйти из Египта: "...и из теста, которое взяли с собой, испекли они мацу - ибо тесто не успело еще подняться, потому что быстро выходили они из Египта и даже припасов на дорогу не приготовили себе" (Шемот 12:39). Эти люди бросили вызов египетской империи, границы которой так строго охранялись, что даже раб не мог бежать из страны. С другой стороны подчеркивается, что массы присоединились к Исходу "на волне" воодушевления, говоря более современным языком, - из-за моды, которая была столь сильна, что захватила и многих неевреев: "А также вышла с ними многочисленная толпа иноплеменников..." (Шемот 12:38. Впрочем, впоследствии многие из них сделали гиюр и стали евреями). Как только вышедшие из Египта сталкивались с трудностями Исхода, они не только начинали немедленно жаловаться, но и принимались угрожать возвращением назад: "3ачем же вывел ты нас из Египта? Чтобы уморить тут нас и детей наших?.. Помним мы, как сидели в Египте у горшков с мясом..." (Шемот 15:3). Короче говоря, были это люди не особо плохие и не сверх-праведные. Чем же заслужили они столь особое внимание со стороны Бога, что Он, в нарушение всех естественных законов мироздания, вывел их из Египетской империи?
Мидраш рассказывает, что когда евреи, а затем и преследующие их египтяне вошли в расступившееся море, то пришел ангел-хранитель Египта к Всевышнему и сказал: "Несправедливо Ты задумал! Ведь много десятилетий в Египте все они вели себя одинаково: и те и другие поклонялись идолам, и те и другие предавались разврату, и те и другие не хотели признавать Твою власть. Почему же сегодня Ты одних проводишь через море, а других топишь в нем?" И ответил ему Всевышний: "Ибо эти (евреи) могут принять Мою Тору, а те (египтяне) не могут".
Ответ этот показывает, что причина Исхода вовсе не в том, что мы заслужили его своей праведностью или страданиями. (Ведь мы были ничем не лучше неевреев, среди которых жили; а если в чем-то и на миллиметр лучше, - то ведь с нас и больше спрашивается.) Еврейский народ выживает не "в награду за прошлое", а из-за своих возможностей - в дальнейшем - стать народом Торы. Единственная причина Исхода - это заложенный в нас духовный потенциал; и только от нас зависит, сможем ли мы реализовать его и стать очередным звеном в цепочке поколений, стремящихся осуществить принципы Торы в Святой 3емле, и через это достичь исправления всего человечества. Тот, у кого есть в жизни цель, согласующаяся с целью Всевышнего, - тот выживает; тот же, кто теряет Божественный потенциал в своей душе, погибает.
Остается лишь добавить, что последний день Песаха - это Праздник в память о том, что евреи, вышедшие из древнего Египта, смогли спастись при переходе через море. А мы - сможем ли выжить при переходе через море сегодня?