К оглавлению "Рош Ходеш"

3. Дашевский - по материалам лекции р. М. Элона

Начало нового месяца

1. Первый день месяца как особый день. Основные обычаи и традиции, связанные с этим днем в прошлом
2. Гемара о создании Луны и Солнца
3. Мудрецы о Рош-ходеш. Проблема того, с каких слов должна начинаться Тора
4. Рош-ходеш как обычай, созданный самими евреями
5. Основная идея Рош-ходеш. Параллель Солнце/Луна - Всевышний/народ Израиля. Связь духовного роста еврейского народа со Всевышним
6. Особенности песнопений в Рош-ходеш
7. Подведение итогов

1. Первый день месяца как особый день. Основные обычаи и традиции, связанные с этим днем в прошлом

Мы с вами находимся на пороге Рош-ходеш, первого месяца года. Рош-hа-шана - это не только праздник начала нового года, но и начало нового мсяца. Я хотел, в основном, поговорить на тему новомесячья и позволить себе немного отойти от темы недельного раздела, но вижу, что это не совсем получается. В наших нынешних разделах "Берешит" и "Ноах" можно найти много интересных вещей, относящихся к теме нового месяц, например высказываение раннего Раши: "Берешит бара" - "В начале сотворил" и "Ходеш hа-зэ лахэм", "Месяц сей для вас" - начало новых месяцев.

Тора напоминает нам о Рош-ходеш. когда говорится в разделе "Бэалотха" о трублении в рог при жертвоприношениях: "И в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в начале каждого месяца вашего тоже трубите в трубы". (Ба-мидбар,9; 10) Но Тора ни разу не говорит нам, в чем смысл Рош-ходеш. Она объясняет нам, что делают в Суккот, в Песах, и в Рош-hа-шана, но она не напоминает, что это день суда, а только день трубных звуков. Тора говорит о том, что делают в Йом-Кипур и Шавуот - праздник первых плодов, но ничего не объясняет о том, как должен выглядеть Рош-ходеш.

Точно так же мы видели, что в Пророков и в псалмах Давида хорошо знают характер Рош-hа-шана как дня суда. У Пророков мы часто встерчаем упоминаение о Рош-ходеш. Мы встречаем упоминание о Рош-ходеш, как о дне, когда устраивают большую трапезу, и о том, что он назывался "йом-моэд", праздничный день. Как говорит Йонатан Давиду в афторе, когда Давид убегает: "3автра - месяц", Они знают, что завтра, когда его не будет, спросит отец, Шауль: "Где Давид?" Почему он спросит, почему нельзя сказать, что его нет? "И сказал ему Йонатан: "3автра - месяц [начало нового месяца] и о тебе спросят, ибо незанятым будет место твое". (Шмуэль-алеф, 20; 18) Обратят внимание, что тебя нет. Раши говорит: "3автра новый месяц, и все должны прийти в праздничный день к столу". Итак, мы видим, что Рош-ходеш - это день, когда было принято всем собираться за праздничным столом.

Однако для Пророков это не только день трапезы. Все помнят эпизод из "Малахим" про Элишу, который оживляет ребенка. Ребенок должен умереть, женщина бежит к Элише, и ее муж спрашивает ее: "Почему ты идешь к нему, сегодня не начало нового месяца и не суббота". (Малахим-бет,4;23) Но она не хочет рассказывать, потому что она спешит с ребенком, чтобы оживить его, и говорит: "Шалом".

Идут к человеку Бога, как к царю или Пророку, пешком. Интересно, что это делают в Рош-ходеш. Было ясно человеку в покорности или женщине, что в Рош-ходеш действительно идут к Пророку. Мы видим некоторый особый характер этого дня.

В афторе, которую читают в субботу Рош-ходеш, в конце книги Ишайи - мы дойдем до этого в конце лекции - говорится: "Ибо как небеса новые и земля новая, которые сотворю Я, упрочены будут предо Мной, - слово Господа, - так упрочены будут семя ваше и имя ваше. И будет: в каждое новомесячье и в каждую субботу приходить будет всякая плоть, чтобы преклониться предо Мной, - сказал Господь". (Ишайя,66; 23-24)

Это очень интересно. Говорим о праздничной трапезе, о том, как идти к Пророку, а теперь говорим о другом, о том, что приходят преклониться перед Всевышним в Храме каждый Рош-ходеш: "в каждое новомесячье и в каждую субботу". Каков характер Рош-ходеш в этом случае? Рош-ходеш становится тем, о чем говорилось в конце пророчества. Сегодня он является, безусловно, праздником, когда приходят преклоняться перед Господом.

В Торе ничего нет о Рош-ходеш, мы ничего не встречаем о нем, не видим ничего особенного, относящегося к Рош-ходеш. До нынешних времен нам не очень объясняется, что это такое. Трапеза в Рош-ходеш; день, в который можно или нельзя выполнять работу? Мы привыкли выполнять работу в Рош-ходеш, что-то добавляем в трапезе.

Наши учителя спрашивают: называется ли Рош-ходеш праздничным днем, в чем заключаются запреты на работу? Выглядит несколько странным, что женщины приняли на себя обязанность не заниматься работой в Рош-ходеш, а мужчины такую обязанность на себя не приняли. В книгах написано, что женщины, которые не совершили греха с тельцом, не выполняют работу, а мужчины, которые согрешили в тельцом, работают в Рош-ходеш.

3автра, мы будем читать молитву "Мусаф" к Рош-ходеш, как в любой праздник или субботу", - молитву "Мусаф", которая говорится вместо жертвоприношения в этот день. Центральная часть благовловения - освящение этого дня, как это принято в каждый праздник. Я специально взял эту цитату из йеменского варианта молитвы, потому что я меньше привык к нему. В Рош-ходеш происходит очень интересная вещь, может быть, это причина для праздника.

В содержании освящения дня в Рош-ходеш нет никакого спора, смысл один и тот же во всех вариантах. Несмотря на небольшие различия, есть одна общая идея: Рош-ходеш - это причина для еврейского праздника.

"Новомесячья народу Твоему дал Ты - время искупления для всех поколений их". Откуда получена идея времени искупления? Если вы скажете, что приносят жертвы, которые искупляют, это верно для каждого праздника. Есть мишна о жертвоприношениях в Рош-ходеш, где говорится, что эти козлы искупляют. Но и козлы праздников искупляют. Что же означает, что Рош-ходеш - время жертвоприношений?

"Новомесячья народу Твоему дал Ты..." Кому-нибудь знакомы выражения: "Ты дал Твоему народу Суккот", "Ты дал Твоему народу Песах, Шавуот"? "Ты дал Твоему народу". Выражение непонятно. Это говорят все время. Дважды говорят это в Рош-ходеш Хешван: завтра и послезавтра.

Так что же все-таки значит: "Новомесячья народу Твоему дал Ты"? "Время искупления для всех поколений их, когда они приносили Тебе жертвы благоволения и козлов очищения во искупление свое. Напоминанием для всех будет он" (в ашкеназском варианте говорится "будут напоминанием", но это не столь важно) "и спасением души их от рук врага". Кто он - этот враг? В этот день спасаются от врага. Упоминается некий враг. Есть вещи, о которых не говорится ни в один другой праздник, и есть нечто совершенно противоположное: если вы обратите внимание, мы не встречаем здесь выражение, которое есть во всех праздничных и субботних молитвах "Мусаф", а именно - в "Мусаф" к Рош-ходеш не говорится: "3эхэр ле-ециат Мицраим" - "В память об Исходе из Египта".

Итак, есть здесь то, чего нет ни в одном другом празднике, и нет того, что есть во всех других праздниках. Но даже то, что говорится здесь, не встречается в Торе ни по одному вопросу. А именно - мы нигде больше не встерчаем выражений: "время искупления", "спасение души от рук врага". Что же говорится здесь?

Продолжим. "Жертвенник новый на Ционе воздвигнешь, и всесожжения новомесячья принесем мы на нем". Тут есть небольшая разница в вариантах, но это не очень важно. "Песни Давида, служителя Твоего, слышатся в Твоем городе и возглашаются перед жертвенником Твоим. Любовью вечной одаришь их и завет с отцами ради сынов их вспомнишь".

Я открыл йеменский вариант для завершения. Есть вопрос: почему вдруг в Рош-ходеш решили включить эту часть: "Слышать песни Давида в Твоем городе"? Цель песен Давида в Псалмах - песни были в праздник о жертвоприношениях. Каждый день была своя песня. Мы немного были знакомы с этим, просто меньше привыкли к этому. Ежедневная песня - это то, что говорят в конце молитвы, когда все закрыто. Ежедневная песня - мы говорили об этом в прошлый раз - в Иеруслиме, в Храме, это была песня, которую говорили Пророки, и песня, о которой всегда говорили: "этой жертвы, той жертвы". Это было нечто особенное. Сегодня это говорят в конце, и есть спор о том варианте, об этом. И обычно во время спора уже нет миньяна и уходят. Это песня - в память о чем-либо, что нужно понять.

И здесь мы видим, что в Рош-ходеш была песня, как в любой праздник, как в любой день. Но не известно, чтобы выражение "Песни Давида, служителя Твоего" употреблялось, когда рассказывают о Суккот, и во всех местах, где грустят о том, что было, и просят привести в Твой Храм. Но только в Рош-ходеш упоминают такую часть, как песни, радость, музыка, которые были там. Что же все-таки это за день: день искупления, особый день песен Давида?

2. Гемара о создании Луны и Солнца

Насчет искупления необходимо немедленно отметить что-то важное. Это связано с недельным разделом "Берешит", который мы только что прошли. Давайте обратимся к первоисточнику, Гемаре, к знаменитому рассказу о Солнце и Луне. Там появляется вопрос об искуплении в Рош-ходеш, что, очевидно, явяется корнем искупления, о котором мы говорили. Интересная Гемара, в которой говорится о создании двух светил - Солнца и Луны - в четвертый день Творения.

"Вэ яас Элойким эт-шнэй hа-мэорот hа-гдолим" ("И создал Бог два светила великие") . И после "шнэй hа-мэорот hа-гдолим" написано: "Эт hа-маор hа-гадоль ле-мемшелет hа-йом вэ-эт hа-маор hа-катон ле-мемшелет hа-лайла" ("Светило большее для владения днем, и светило меньшее для владения ночью"). (Берешит,1;16)

Вот что говорят об этом наши мудрецы. Прежде всего, написано: "два светила великие". Это значит, что оба они большие. Потом написано: "Большее - для дня, меньшее - для ночи". 3начит, оба они не являются большими. Или оба большие, или - одно большое, а другое маленькое. Мы один раз учили это в совершенно другой интерпретации, я не хочу сейчас в это вдаваться, мы вспомнили здесь слова Ибн-Эзры. Ибн-Эзра говорит: "Я вообще не понимаю вопроса, на иврите можно сказать: "двое больших детей", а после этого сказать: "большой и маленький". Другие высказываются против Ибн-Эзры, я не вдаюсь сейчас в этот спор, это не столь важно. Наши мудрецы не приняли его слова. Они дают такое толкование.

Рабби Шимон бен-Пази-Рами писал. И создал Бог два великих светила, и написано - светило большее и светило меньшее. Сказала Луна перед Всевышним (это увлекательный комментарий): "Владыка мира, можно ли двум царям пользоваться одной короной?" Как два царя будут носить одну корону?" Действительно, хороший вопрос. Он ей сказал: "Это такой хороший вопрос, что тебе надо пойти уменьшиться в размере. Нельзя двум царям носить одну корону, и, чтобы не было у нас двух царей, иди и уменьшись".

Немного обиделась Луна и сказала Ему: "Вдадыка мира, так как я сказала перед Тобой разумную вещь, уменьши меня сейчас. Я говорила, а Солнце сбежало от проблемы. Я одна должна страдать?!" Всевышний, понимая, что надо как-то умилостивить Луну, сказал: "Иди и господствуй днем и ночью, у тебя будет преимущество над Солнцем: ты будешь господствовать днем, и не только ночью, а ночью - только ты одна! Но днем Луна тоже присутствует, не очень сильно, ее не видно из-за Солнца, но она находится на небе".

Сказала Луна: "Какой мне выигрыш от того, что я буду днем, если меня не видно? Это как маленькая свечка при дневном свете. Кто почувствует Луну рядом с Солнцем, это совершенно несерьезно! Я отказываюсь от функционирования 24 часа в сутки, буду работать в одну смену, но буду действовать всерьез!" Сказал ей Всевышний: "Хорошо, я согласен. Будет считать по тебе Израиль дни и годы, не сможет в будущем Израиль вести счет дней и лет без Луны". Это уже важное качество. Она сказала: "Дни также невозможно считать... Что это значит? Народ Израиля считает по Луне месяцы, а по Солнцу - дни. Так какая разница? Опять мы уравниваемся, в чем я остаюсь особенной?" Раз это не помогает, Он говорит что-то еще: "В будущем праведники будут названы по твоему имени: Яаков маленький (есть такой пасук у Амоса), Шмуэль маленький, Давид маленький". Луна на это даже не отвечает.

Видит Всевышний, что это не удовлетворяет ее, не умилостивило ее. И начинается главное. Сказал Всевышний страшную вещь: "Приносите мне жертву за то, что я уменьшил Луну". Есть жертвоприношение в Рош-ходеш. И сказал рабби Шимон бен-Лакиш: "Чем отличается козел новомесячья, о котором говорится: "Богу"? (На всех козлах написано: "очищение", а на этом козле написано: "козел очищения Богу".) Почему так? Сказал Господь: "Этот козел - искупление за то, что я уменьшил Луну".

Мы понимаем что-то одно, и не понимаем ничего. Новомесячье - время искупления для всех поколений, и не совсем понятно - время искупления для всего народа Израиля, или время искупления для Всевышнего. Я не совсем понимаю смысл выражения "Принести искупление Всевышнему". "Приносите искупление Мне!" Я не понимаю, но так тут написано. Но сейчас мы говорим о Рош-ходеш, как о времени искупления для Израиля. Рош-ходеш, как видно, это время искупления за то, что нужно было уменьшить Луну.

Мы один раз напоминали это, и учили замечательные вещи об этом, я не хочу возвращаться сейчас к этому, я хочу понять это отсюда. Если мы на минуту вернемся к тому, где мы находимся сейчас, в Рош-ходеш, у нас есть следующие данные.

Рош-ходеш появяется в Торе как данность. Но он не появляется как нечто, наделенное своими чертами характера. У наших мудрецов мы видим, что у Рош-ходеш есть время искупления; мы встречаем упоминание о Рош-ходеш как об особом времени песен Давида, служителя Твоего, больше, чем в какой-либо другой праздник. Мы не встречаем это в самой Торе.

Время искупления, как мы понимаем, видимо, связано, не только с жертвоприношенями, как это связано со всеми праздниками, а с этим искуплением, в котором мы должны постараться что-то понять. Что надо приносить жертву за уменьшение Луны, которая была уменьшена из-за того, что сказала: "Нет двух царей, которые могут ность одну корону". Весь этот диалог Всевышнего с Луной требует большого разбора и понимания, какова его цель. На нашем пути, из-за того, что понимание смысла Рош-ходеш - вещь довольно трудная, давайте немного отойдем от этой темы и займемся чем-то другим, более легким.

3. Мудрецы о Рош-ходеш. Проблема того, с каких слов должна начинаться Тора

3наменитый Раши тоже изучал тему Рош-ходеш. Он цитирует рабби Ицхака. Мир привык говорить, что это ранний Раши. Это неправильно. Это не ранний Раши, это рабби Ицхак истолковывает в мидраше "Танхума", но Раши немного изменил его. Это очень интересно, мы постараемся вкратце рассмотреть его, и очень важно в первой недельной главе Торы проследить путь Раши. Раши делает нам переход, своеобразное "упражнение", чтобы увидеть, как мы его понимаем, как мы принимаем его цитату.

Ранний Раши рассматривает сущность начала книги "Берешит". Вот его комментарий. "Сказал рабби Ицхак. Следовало начать Тору со слов: "месяц сей для вас". (Шмот, 12;2) Я, кстати, не знаю точно смысл пшата выражения "этот месяц". Имеется в виду начало первого месяца или всех месяцев года. Тут есть много возможностей. Говорится ли здесь, как наши мудрецы объясняют, об освящении Луны, или имеется в виду то, что говорит Рамбан: что следует называть месяцы не по именам, а порядковыми числительными: первый, второй, третий, четвертый. Это неважно.

Важно одно: там написано, что есть Рош-ходеш. Это, безусловно, написано в варажении "это новомесячье". Написано - "этот месяц Нисан", когда был Исход из Египта. Этот месяц между месяцами - начало месяца. 3десь говорится об идее Рош-ходеш. И рабби Ицхак, и Раши видят важность того, что Тора начинается со слов: "Месяц сей для вас", потому что это первая мицва, которую заповедано выполнять сыновьям Израиля. И какой смысл начать с "Берешит"? Потому что "могущество дел Своих показал Он народу Своему, дав ему наследие народов". (Псалмы, 111; 6) Продолжение известно, не хочу в него вникать.

"Потому что могущество дел Своих показал Он народу Своему, дав ему наследие народов". Если скажут народы мира Израилю: "Преступники вы, что захватил игосударства семи народов, мы говорим им: "Любое государство принадлежит Господу, Он создал и дал нам..."

Главный вопрос Раши - почему надо было начинать Тору со слов "месяц сей для вас". Об этом пишет Рамбан: "Я вообще не понимаю вопроса". Не ответ, а вопрос. Спрашивает Рамбан: "Каков смысл содержания вопроса: "Почему Он начал с "Берешит"? Чтобы сказать, что у мира есть Создатель. Он открывает с "Берешит", чтобы сказать: "Я полностью верю, что Он создал все". Рамбан говорит, цитируя Раши. Рамбан не попал в мышеловку, он говорит: таким образом это написано у Раши, в соответствии с версией Раши. Скоро увидим, что добавил Раши, это важно.

И надо спросить, добавляет Рамбан, вопрос не о Раши, о самом тексте. Потому что, безусловно, есть большая необходимость начать Тору со слов "В начале сотворил Бог". Потому что здесь - корень веры, и тот, кто не верит в это и думает, что мир первозданен, тот вероотступник, и нет у него Торы вообще. Что значит: почему начинается со слов "В начале сотворил"? Это - основной корень веры в то, что Бог сотворил. Об этом всегда говорит рабби Ицхак, но вопрос Рамбама простой.

Раши говорит: почему надо было начинать Тору со слов "месяц сей для вас"? Оставим вопрос, почему Рамбан не понимает. И какой смысл в том, что начинается со слов "в начале создал", а не со слов "месяц сей для вас"? Потому что "могущество дел Своих показал Он народу Своему". Почему надо было начать с "месяц сей", какая идея? Раши объясняет, что "месяц сей" - это первая мицва, которую заповедано исполнять Израилю. Это, между прочим, добавление Раши. Если вы посмотрите в первоисточник, вы увидите, что' точно имеет в виду Рамбан. Это текст, который написал Рабейну Шломо.

Сказал рабби Ицхак (это старый Танхума, это не отец Раши, а много лет раньше). Нужно было начать Тору со слов "Месяц сей для вас". И почему он начал с "Берешит"? Сообщить о Своем величии, о том, что "могущество дел Своих показал Он народу своему, дав ему наследие народов". Это все. 3десь не написано, что надо было начать с этого месяца, потому что это первая мицва, которая приказана Израилю.

Я хочу задать Раши дополнительный вопрос. Рамбам задал одни важный вопрос: "Что значит - почему Он открыл с "Берешит"? Надо открыть с "Берешит", чтобы сказать, что Всевышний создает". Это большой вопрос, и относится не к Раши, а к Мидрашу. Я, в соответствии с Раши, хочу задать другой вопрос. Раши говорит. Почему надо было начать с "месяц сей для вас", что это означает? Первая мицва, которую приказано выполнять Израилю. Что это значит? - говорит Раши. Какова твоя точка зрения? Что такое Тора? Если надо начать со слов: "Это первая мицва, которую приказано выполнять Израилю", то что такое Тора? Книга заповедей, которые должны выполнять сыновья Израиля. Это точка зрения.

Какая причина, что Тора начинается со слов "в начале сотворил"? Предположим, что вопрос понятен. Потому что "могущество дел Своих показал Он народу Своему", это очень важная вещь. Я не понимаю вопроса. Если точка зрения, что Тора должна начинаться с мицвот, потому что это первая мицва, каков ответ? Но Эрец-Исраэль - это очень важно, я большой сионист. Но в чем это важно? Сотворение мира - это не важно? Что ты утверждал? Я не понимаю Раши, не понимаю ничего, надо потихоньку постараться понять его.

Ты утверждал, что Тора должна начинаться со слов "месяц сей для вас", потому что твой довод, что Тора должна начинаться с заповедей, которые приказано выполнять Израилю. 3аповеди книги "Берешит", например брит-мила, частные. Теперь ты утверждаешь, что надо было начать со слов "месяц скй для вас" из-за этого. Так что ты отвечаешь, почему это не сделали? Потому что книга "Берешит" - очень важная книга. У нас было сомнение по этому вопросу? Это не важно.

Рамбан объясняет эту проблему по-другому. Он объясняет очень красиво, что весь Мидраш - совершенно другой. Рамбан говорит: вопрос рабби Ицхака другой. Он говорит, что не надо было начинать с "в начале сотворил" по простой причине. Мы не понимаем, что там написано. Ты хочешь мне сказать, что ты точно понимаешь, как это создавалось, что было, каковы были свет и Солнце до Творения. Рамбан отвечает, что он разъясняет вещи для будущего, и он не может ответить на тот или иной вопрос: "Я не знаю, как будет, пока будет". Что важно, не знаю, как будет, - говорит Рамбан. Так же, как я не знаю, как было, пока этого не было.

Большие проповедники всегда требовали, чтобы Тора начиналась с буквы "бет". Эта буква как бы открыта вперед. Продолжай смотреть назад, там закрыто. Букву "алеф" ты не знаешь, начни с "бет", с закрытой задней линией, и все открыто вперед. Это очень важно.

Рамбан говорит. Какой смысл во фразе "В начале сотворил"? Обучи меня 30 раз, и я пойму процесс Творения. Не потому, что "месяц сей для вас" - это первая мицва. Рамбан говорит следующее. Я понимаю научно, что именно случилось в поколении потопа. Что случилось все дни летом, зимой, жатва. Я не понимаю этого, и у меня нет средств, чтобы понять. Это никогда не исследуют и не поймут исследователи. Я покорно принимаю то, что сказал нам Всевышний через наших отцов, и их отцов, и этого достаточно. Поэтому не надо было начинать со слов: "В начале сотворил".

Я понимаю Рамбана до конца раздела "Ноах". Я не понимаю Рамбана в продолжении. Почему так сложно понять, как братья бросают своего брата в яму? Почему так сложно начать Тору с раздела "Ваешев", или "Ваишлах", или "Вайеце", или "Лех-леха"? Я понимаю его сначала, а это примеры, которые он приводит дальше. Я не понимаю продолжение, но оставим это. Тогда Рамбан отвечает превосходно. Какой смысл в выражении: "Могущество дел Своих показал Он народу Своему, дав ему наследие народов"? Это и вопрос, и ответ его. Это классический Рамбан.

Книга "Берешит", разделы о Творении учат нас следующему. Может быть, это вся книга целиком. Она учит нас, что нет страхового полиса для народа. Нет страхового полиса для места, в котором ты находишься. Первый человек согрешил - и был изгнан из своего места. Каин согрешил - и был изгнан из своего места. Поколения, жившие во время потопа и после него, согрешили - и тоже были изгнаны из мест своего обитания. Это все, чему хотят научить. Народ Израиля совершает грехи, и его изгоняют. Ты это понимаешь? Для этого Я пришел.

Раздел этого месяца, по Рамбану, это не "первая мицва, которую приказано исполнять Израилю". Это момент, когда еврейский народ начинает возвращаться к нормальной действительности, и освобождается из Египта, и возвращается назад в Израиль. Тогда начинается Исход из Египта, тогда приходит "месяц сей для вас". Тогда возникает вопрос: какой смысл начать со слов "В начале сотворил Бог", что' я в этом понимаю?

Ответ на это содержится в словах: "Могущество дел Своих показал Он народу Своему, дав ему наследие народов". Мое духовное оправдание - быть здесь, и не потому, что я захватил эту землю, а только потому, что духовно я достоин ее. А если нет - 3емля Израиля выбросит меня. Это великий Рамбан, так он учит нас разделу "Берешит".

Я оставляю Раши и Рамбана и хочу продолжить это обсуждение. Правильно было бы начать Тору со слов "Месяц сей для вас - начало месяцев", и это больше всего подходит, чтобы открыть Тору. Какой смысл открыть ее словами "В начале сотворил"? Это объясняют и Раши, и Рамбан.

4. Рош-ходеш как обычай, созданный самими евреями

Я прошу углубиться немного, чтобы разобраться в следующем. Раздел "Берешит" раскрывает дни Творения и заключительный день Творения - субботу. Не субботу выхода из Египта, не субботу Дарования Торы, а субботу Творения. Суббота, когда появился человек, была абсолютно пассивна. Первая суббота Творения, перед приходом которой родился человек и вошел в нее. Месячный раздел начинает часть, посвященную человеку в Торе. Раздел "Берешит" освящает часть, относящуюся к Всевышнему, а человек вошел в нее. Месячный раздел освещает нашу часть, и Всевышний вошел в это.

Рабби Овадья Сфорно дает интересный комментарий. 3автра, когда будет чтение Торы, через Сфорно мы придем ко всем вопросам, которые были в Рош-ходеш, к словам "месяц сей для вас" и ко всему остальному. 3автра, во время чтения Торы, мы будем читать следующий абзац о жертвоприношениях: "А в началах месяцев ваших приносите всесожжение Господу: быков молодых двух, и одного овна, агнцев годовалых семь, без порока". (Ба-мидбар,29;11)

Рабби Овадья Сфорно спрашивает: кто-нибудь знаком с подобным выражением, относящимся к другим праздникам? Кто-нибудь встречал выражения: "в ваш Суккот", или "в ваш праздник первых плодов", или "в ваш Песах", "в вашу субботу"? 3аметим в скобках, что в одном месте написано: "В день первых плодов и в ваш Шавуот" (Шавуотхэм). Но там не идет речь о празднике Шавуот, имеется в виду - по истечении ваших семи недель.

Что значит: "В началах ваших месяцев"? Кстати, вы помните вопрос о выражении "новомесячья дал Ты народу Твоему"? Что значит "ваши новомесячья"? Всевышний не говорит: "В ваш Песах", Он говорит: "Это Мои праздники", которые следует читать, как "в их праздники". Но что значит "в ваши новомесячья"? Сфорно дает увлекательное объяснение, относящееся к тому, о чем мы говорили. Сфорно говорит так.

Насчет Рош-ходеш никогда не получали указаний, как должен выглядеть этот день. Ты хочешь знать, что делают в Суккот? Написано, что делают в Суккот: надо строить шалаши и брать плоды деревьев и финики. Ты хочешь знать, что делают в Песах, в Шавуот - написано. Возьми Рош-hа-шана, Йом-Кипур - все объясняется. О Рош-ходеш ничего не написано.

Почему? Рош-ходеш - это обычай, сыновья Израиля приняли его на себя, они записали, что будет в Рош-ходеш. Рош-ходеш - это процесс, вы помните, что написано в самом конце книги Исайи. Придут преклоняться перед Господом не в Песах, не в Суккот, не в Шавуот - т.е. не в праздники паломничества. А когда? "В каждое нвомесячье". Скоро мы дойдем до этого, и тогда поймем, что будет происходить.

В Псалмах есть замечательное выражение: "Жаждет душа моя Бога, Бога живого. Когда приду и явлюсь перед Богом?" (Псалмы,42;3) Сказали евреи: "Владыка мира, когда Ты вернешь нам честь, которую мы имели, когда трижды в год совершали паломничество и видели Божий дух?" Народ Израиля просит дать ему не больше того, что было. Человек просит вернуть прошлые дни. И что было? Мы видели Божий дух. Когда? В праздники паломничества.

Сказал им Всевышний: "Сыновья Мои, Я даю вам гораздо больше. В этом мире вы поднимались три раза. Когда пришел конец, вам предназначено подниматься каждый месяц, как сказано: "В каждое новомесячье и в каждую субботу приходить будет всякая плоть, чтобы преклониться предо Мной". Рош-ходеш - это некоторый процесс, к итогам которого мы придем в будущем.

Прочитаем Сфорно. После этого он входит в этот замечательный Мидраш об искуплении. В Рош-ходеш у евреев существовал обычай освящать в определенной мере этот день, но не уточняется, как именно. Это подтверждается выражением Йонатана - "в котором скрывались в будний день". (Шмуэль-алеф, 20; 19). Он скрывается у камня Азэля в будний день, когда выполняют обычную работу. Из этого следует, что в те времена Рош-ходеш не был рабочим днем. Потому что Йонатан говорит Давиду: "Ты будешь скрываться там не в Рош-ходеш, а в будний день". Они относились к Рош-ходеш как к праздничному дню, когда был обычай устраивать особую трапезу. Вот почему Йонатан сказал Давиду: "Если тебя завтра не будет, то отец спросит, где ты, ведь будет праздничный обед".

Поэтому в выражении "ваши новомесячья" о Рош-ходеш и говорится как о чем-то, принадлежащем народу Израиля. Это обычай, который создали сами евреи, и он не записан в числе праздников. Поэтому и не написано "ваши" по отношению к субботе, праздникам Песах и Шавуот, т.е. по отношению к другим дням, в которые дана заповедь Торы не работать. Написано: "В дни вашей радости, ваших праздников и ваши новомесячья". Но нет здесь ничего о каком-либо определенном празднике. Снова отметим, что слово "Шавуотхэм" относится не к празднику Шавуот, а к семи неделям, завершающимся праздником первых плодов.

И поскольку Рош-ходеш - это обычай сыновей Израиля, то будет назван этот праздник их именем: "ваши нвомесячья". И тогда приходит главное: в чем красота этого праздника? Какова его идея, смысл? Сейчас мы вернемся к этому.

5. Основная идея Рош-ходеш. Параллель Солнце/Луна - Всевышний/народ Израиля. Связь духовного роста еврейского народа со Всевышним

Действительно, успехи евреев в этом мире в определнной мере похожи на то, что происходит с Луной, которая сама не является источником света, а получает его извне. И сейчас Сфорно объясняет немножко больше. Луна получает свой свет от Солнца. По мере того, как она скрывается от Солнца, ее поверхность, дающая свет, сокращается и она меньше освещает. Таково восприятие нашего зрения. Чем больше Луна обращена к Солнцу, тем сильнее ее свет, - так бывает с ней в середине месяца. Она начинает появляться в начале месяца, сначала растет, потом уменьшается.

Теперь - Сфорно. 3десь все начинается. Несмотря на то, что перед поклонением тельцу были надписи, начертанные на Скрижалях (имеются в виду первые Скрижали, которые были разбиты), Сфорно говорит, что есть разница между уровнем, на котором мы были в момент получения первых Скрижалей, и нашим уровнем, когда мы получили вторые Скрижали, после разбития первых. В чем различие? Первые Скрижали были свободой от порабощения другим народом навсегда. Тем, что евреи погрешили, они сняли с себя знаки почета, и не имели права пользоваться царской короной всегда, как другие народы, но это было у них только временами в соответствии с высшим светом, нисходящим на них. И без этого света они шли в темноте, и не было у них сияния.

После греха с тельцом начинается мировое изгнание. Создается положение, подобное Луне. Она уменьшается в размере не сама по себе, а потому, что она не обращена к Солнцу. Когда она обращена к Солнцу, она выглядит во всем своем блеске. Вся история с уменьшением Луны подобна "роману" между народом Израиля и Всевышним. С этого момента есть откровение и обособление.

Сфорно продолжает. "И без него, без царя, без короны этой, спустилась тьма и нет свечения, как случается в Луной, если она не получает солнечного света. Потому что нет счастливой звезды у Израиля (это большое выражение из Гемары - нет счастья и нет звезды), и нет самого света". Это объяснение Сфорно к самой Гемаре.

Что касается сыновей Израиля, то у них нет собственного источника света. Они светят, потому что они обращены к Божественному свету. Потому что народ Твой - источник жизни, в Твоем свете увидим свет. Сейчас, когда они не в полной мере обращены, они не очень хорошо светят. Когда они обращены еще меньше, еще меньше их свет. Когда они обращены слабо, на их лицах это отражается намного лучше. Они в конце концов становятся самостоятеьлными, они не обращены все время к Богу. Сейчас они одни, они сейчас большие. Сейчас у народа Израиля есть счастье, они - звезда. У них есть какое-то новое имя, современное, которое они получают.

Но тогда они падают. Потому что нет у их счастливой звезды, нет у них собственного света. Как сказано:" Их свет только тогда, когда они обращены к Солнцу". В тот день будет свет Луны, как свет Солнца. Как сказано: "Будет обращено все время".

Сфорно продолжает. "Нет у сыновей Израиля счастливой звезды, и нет у них собственного света, кроме Божественного света". Приносят Тебе в нвомесячье искупление за Израиль, за то, что Я уменьшил свет. Почему Израиль должен искупать за то, что Я уменьшил Луну? Почему Я уменьшаю Луну? Потому что Луна не обращена к Солнцу. Я уменьшаю Луну? Это вы на земном шаре думаете, что Луна уменьшается. Я ничего не уменьшаю. Луна не становится меньше, она или обращена к Солнцу, или нет. Почему она не обращена, когда уменьшается? Потому что вы не обращены. Как сказано: "Надо искупать за то, что Я уменьшил Луну". 3а кого искупать? 3а нас. Но каковы мы были в Гемаре, где написано: "Кто просит искупление?" Всевышний, и мы не поняли, что это значит. Если Солнцу не удается осветить Луну, и мы сейчас перейдем к господству, то Луна, имеется в виду мы, не получаем Божественного света. Это плохо.

Но происходит что-то еще. Божественный свет не раскрывается миру. Так кто страдает? Не только я. Я и Он. Что такое святотатство? Написано у Пророков: "Всегда Мое Имя осквернено /??/ Они не обращены. Они перемещаются с места на место, и из-за этого свет Луны не обращен в соответствии с солнечным светом. Свет Солнца не может появиться через Луну? Так что будет ночью? Тьма. Но если свет Луны обращен в соответствии с солнечным светом, вечером будет свет. Будет день, который не день и не ночь. Для этого свет Луны должен быть как солнечный свет. Кто должен принести жертву за то, что Луна уменьшается? Еще раз - что значит "Луна уменьшается"? Сдвигается с места. Т.е. из-за них Божественный свет не появляется. Так просто. В ваши новомесячья - это ваш праздник. Рош-ходеш - это день, когда все обновляется.

Был великий Сфат-Эмет, мы уже говорили о нем. Один раз мы уже вспоминали его по другому поводу. Сфат-Эмет говорит: "Написано в песне Давида при освящении дома (это Псалмы, 30): "Аромемха, hа-Шем, ки дилетани, вэ-ло симахта ой-вайли, hа-Шем Элоhай шивати Алеха ва-тирпаэни, hа-Шем ээлита мин-шаоль нафши хитани..." "Превозношу Тебя, Господи, ибо Ты поднял меня и не дал врагам моим торжествовать надо мной. Господь Бог мой! Возопил я к Тебе, и Ты исцелил меня. Господи! Ты поднял из преисподней душу мою, оставил меня в живых..." Кто здесь говорит? Говорит человек, который был в яме, и Всевышний возродил его. И что Он ему сделал: "дилетани". Что значит на иврите "дилетани"? "Дала оти ми-лемата лемала". - "Поднял меня снизу наверх". Почему я превозношу Тебя, Господь? Потому что Ты поднял меня снизу наверх.

Сфат-Эмет задает вопрос. Очень хорошо, правильно, но слово "дилетани" имеет в иврите и противоположное значение, связанное со словом "даль" - бедный, убогий, ничтожный. Получается: "Превозношу, Тебя, Говподь, за то, что Ты сделал меня ничтожным". Это невозможно, не может быть, чтобы это был пшат. И все-таки царь Давид использует это слово.

И вот какая идея. Владыка мира, Ты знаешь, когда "дилетани", поднять меня снизу наверх? Когда до меня дошло, что я - человек "даль", ничтожный. Только когда я осознал, что нет во мне ничего, я смог подниматься наверх. "Превозношу Тебя, Господи, ибо Ты поднял меня", потому что в своем ничтожестве я не могу начать подниматься самостоятельно. Но пока я думаю, что я - великий Моше, как я могу подняться наверх? Пока у меня есть мой собственный свет, куда я обращен? Куда я могу подняться? У меня есть свой свет, есть каденция. Чтобы иметь возможность подняться, я обязан быть ничтожным. Когда я буду ничтожным, я буду самым возвышенным. Это не отказ от моей автономии, в этом ее сущность. По мере того, как я уменьшен по отношению к Тебе, я иду и расту, иду и расту.

Не должна была Тора начинаться со слов: "В начале сотворил Бог небо и землю".Это очищение, которое никакого отношения ко мне не имеет. Господь Бог создал мир, а я вошел в него. Где Тора должна была начаться? Она должна была начаться в тот день, когда я появился, в день, когда я заново начинаю обращаться к Солнцу. "Месяц сей для вас". Взял его Всевышний и сказал Моше: "Смотри, как поднимаются все выше и выше".

Я слышал прекрасный хасидский ворт. Моше-рабейну не понимал, как выглядит Луна в своем обновлении, потому что он не понимал, как она выглядит в уменьшении. Он все время поднимался, и поднимался, и поднимался. Он не понял проблему. Есть известное выражение: "Лицо Моше, как лик Солнца, лицо Йегошуа - как лик Луны". Он не понял, в чем суть дела. Надо было показать ему: есть понижение, и когда ты совсем маленький, ты начинаешь подниматься. И сейчас праздник. Праздник не в 15-й день месяца, когда ты круглый, большой и красивый. Праздник тогда, когда ты становишься самым маленьким, но обращен к Солнцу, и начинаешь подниматься. Поэтому новолуние и есть большой праздник, пришел новый месяц.

И в будущем не придут, когда будет Песах, потому что написано в календаре: "И часы показывают Песах". В новолуние начинают обращаться к Солнцу. И тогда всякая плоть придет преклоняться перед Всевышним. Это и есть обновление.

"Новомесячья дал Ты народу Твоему..." Суккот ты не дал Твоему народу. Ты назначил им, что надо делать. Ты велел им освятить месяцы и назначить, когда будет новомесячье, и соответственно - будем знать, когда будет 15-й день месяца, и тогда будет Суккот. Что будет в Суккот? То, что Ты предназначил.

Но "новомесячья дал Ты народу Твокму". Они не только назначат, когда это будет, они еще и назначат, как это будет выглядеть. Они и сегодня не совсем точно знают, что делать. Что преподносят к столу, что добавляют и как, и какой деятельностью можно заниматься. Мы не поняли, не знаем насчет работы в Рош-ходеш. Женщины не выполняют работу в Рош-ходеш, так как они не были замешаны в грехе с тельцом, а мужчины выполняют. Телец - это момент, с которого начинается нанесение ущерба Луне. С тельца начинается эта обособленность. Женщины, которые ичего не сдеалли для тельца и не давали золото, не выполняют работу в Рош-ходеш, это большой праздник у них. Но что касается мужчин, которые давали золото, то должно пройти еще несколько каденций, пока они дойдут до этого. Это и есть разделение в Рош-ходеш. Женщины, которые получали из этой действительности, из Божественного света, не участвовали там.

Каково значение Солнца и Луны, что я делал? Это чудесный рассказ. Господь Бог создал два больших светила, пришла Луна и скащала Ему: "Это нехорошо, как могут два царя пользоваться одной короной?" Он сказал ей: "Иди и уменьшись в размере". Он сказал ей, она сказала Ему... В конце концов Он сказал: "Все будет в порядке, праведники тоже называются маленькими". Это утешение беднякам. Ты знаешь, какое самое большее утешение, которое Я могу им дать? Что быть самым большим - это быть маленьким. В будущем праведники будут называтться твоим именем.

Когда мир хочет очистить величие царей, он очищает больших царей: солнце народов, большой народ, он большой, огромный. Но - Давид маленький, Шмуэль маленький, Яаков маленький. Не потому, что такие вежливые. а потому, что поимание величия - в Божественной силе. Чем больше Божественная сила восхождения, тем более мощным будет чувство обновления.

Сфат-Эмет говорит прекрасные слова: "Вещи, которые находятся ниже системы времени". Что такое - освящение месяца? Я освящаю время. Любая вещь, находящаяся ниже системы времени, когда-нибудь законыится. Она не может все время обновляться. Чтобы обновляться, я обязан быть вне системы времени. Это - обновление Израиля. В мире, который находится под Солнцем, мы говорили об Экклесиасте в Суккот, в Ошано-Рабо, - нет ничего нового под Солнцем. Вы понимаете простой пшат этого пасука? Под солнцем нет нового. О том, что под Солнцем, закон природы говорит: это начнется и кончится. Но НАД Солнцем есть новое. В этом все дело.

Сфат-Эмет говорит. В Мидраше написано: "Месяц сей для вас", - сказал Всевыший. Нет у вас иного обновления, чем это. Это именно сильное обновление. В освобождении из Египта обновляется сила Сотворения мира, она обновляется, когда становится ясным, что все сотворенное существует благодаря Божественному благословению.

Что такое "В начале сотворил"? Скоро мы дойдем до "Месяц сей для вас". Смысл слов "в начале сотворил" в том, что Господь создал мир и теперь мир существует. Что произошло, когда народ Израиля услышал "месяц сей для вас" в новомесячье в Египте? Там стоял фараон. И сказал: "Кто Господь, голос Которого я услышу? Не знал я Его имя". И тогда выяснилось, что Господь Бог обновляет мир, а не только создал его. Это стало ясным после Исхода из Египта. И заканчивает Сфат-Эмет тем, что, когда отменяется все ради этого света, о котором говорил Сфорно, происходит большое обновление.

6. Особенности песнопений в Рош-ходеш

Мы вспомнили среди наших вопросов, я уже произносил это наизусть: "В песнях Давида, служителя Твоего, которые слышатся в Твоем городе". Мы спрашивали: что это за песни Рош-ходеш, ведь песнопения есть каждый день, каждый праздник, кадую субботу? Вчера я узнал, что этот вопрос задавал еще рабби Шимон-hа-Коэн из Вильно 140-150 лет назад. Он задает точно такой же вопрос и дает очень интересный ответ на него.

Существует обсуждение, что следует делать, когда праздник совпадает с субботой: какую песню петь - субботюю или праздничную? Как правило, субботнюю, за исключением Рош-ходеш. У Рамбама написано: "Если Рош-ходеш совпал с субботой, субботняя песня уступает место песне Рош-ходеш". Почему? "Чтобы объявить во всеуслышание, что сегодня Рош-ходеш".

"Песни Давида, служителя Твоего, которые слышатся в Твоем городе..." Рош-ходеш - это единственный случай, когда эта песня ничего не вытесняет, в том числе и субботу.

"Песни Давида, служителя Твоего, которые слышатся в Твоем городе..." Они исполняются и в Суккот, и в Песах. Но что происходит, если Песах совпал с субботой? Мы не услышим эту песню. Но если Рош-ходеш пришелся на субботу, то Рош-ходеш отклоняет субботу.

Рош-ходеш отклоняет субботу, "месяц сей для вас", который отклоняет "в начале создал". Что такое субботняя песня? Субботняя песня говорит: "Пойте песню на день субботний, надо благодарить Бога, я вхожу в Твои Творения, Владыка мира". О чем говорит песня Рош-ходеш? "Я открываю, что есть обновление мира, что мир может исправить себя, что мир может продолжать, и мир знает, что он мал, и поэтому он всегда будет большим".

Песня Рош-ходеш просит освободить мир от галута тех, кто не способен понять /??/ Песня Рош-ходеш просит освободить знание от его оков, в то время как оно убеждено, что знает причину всякого обновления. Только когда оно освободится от этого, оно сможет продолжать развиваться. Субботняя песня уступает место песне Рош-ходеш. Поэтому нет у тебя большего дня искупления и большего дня радости.

Что такое искупление? Как понять выражение: "Принесите Мне в жертву"? Смысл этого слова на иврете всегда - умиротворение, очищение чего-либо. Как говорит Яаков, когда он хочет пойти встретить Эсава, а Эсав, может быть, идет на войну: "Улай, ахапэр афанав. ба-минха hа-олэхет лефанай". /??/

Между переходом от солнечного света к Луне не все так чисто, как хотелось бы. "Принесите Мне искупление за то, что Я уменьшил Луну". Вернитесь к этому, чтобы был прямой скачок от Солнца к Луне. Искупитесь, очистите картину от того, что мешает ей быть светлой. Когда человек искупляется, он обновляется, и в этом трудность искупления - что человек уменьшается. Но в мире есть и большая радость оттого, что он снова присоедининяется к своему источнику существоваия. Так нет у тебя большей радости, чем Рош-ходеш, и нет большего искупления, чем в Рош-ходеш.

7. Подведение итогов

Почему Тора не дает нам характер Рош-ходеш? "Ваши новомесячья", весь вопрос Рош-ходеш в том, что я дам ему характер. Я не могу делать это сам. Я не могу ждать, пока это сделает Всевышний. Я должен сдеалать это, развить. Сказал рабби Ицхак: "Тора должна была начинатсья со слов: "месяц сей для вас". Раши и Рамбан, каждый со своей стороны, но оба приходят к одному пророчеству. Раши говорит. Потому что Тора должна быть не книгой мицвот, Тора должна показать, как я могу обновить мир. Это я делаю при помощи заповедей, которые мне приказано исполнять. "Месяц сей для вас" - новомесячье, когда я начинаю все дела.

Рамбан говорит. Тора должна была начаться со слов "месяц сей для вас", потому что - что' тогда произошло? До этого каждый раз изгонялись со своих мест. А что произошло в "месяц сей для вас?" С этого месяца начали обновлять месяцы.

Мы говорили о благословении "Мусаф" к Рош-ходеш. А что мы говорим , когда освящаем Луну. 3амечательное благословение. Мы знаем, что главное в молитве, главное ее содержание, ее святость - в завершении. Содержание молитвы на Луну - обновление месяца: "А Луне сказал Он, чтобы обновлялась она ежемесячно, венец великолепный для взлелеянных Им от рождения, которым, подобно ей, предстоит обновиться..." И что будет, когда они обновятся, подобно ей? Не только они, всякая плоть, придет преклоняться передо Мной, не Мне. Потому что свет Луны будет обращен точно к Солнцу. И все будет передо Мной, ясное, как на картине. "Придет всякая плоть преклоняться передо Мной, и тогда это будет каждый месяц, и каждую субботу".

В Рош-ходеш мы говорим: "Бархи, нафши" - "Благослови, душа моя..." Благослови, душа моя, Того, Кто освещает Творение, Кто освещает Луну для праздников, Кто освещает обновление. Он обновит лицо земли. Он освещает Творение, которое обновляется, и это поразительно.

Творение кончается. "Он взглянет н 3емлю - и трепещет она, коснется гор - и задымятся. И что происходит, когда земля трепещет, а горы дымятся? Следующий абзац: "Петь буду Богу при жизни своей, петь хвалу буду Богу моему". Когда земля дрожит, закрыл бы дверь, не стал бы петь. Когда земля трепещет, а горы дымятся - это значит, что все подчиняется Всевышнему. И теперь можно петь Ему песню.

Когда я полагаюсь на какую-то высокую гору, на хорошую звезду, на тот или иной астрологический прогноз, я могу продержаться на этом неделю, в зависимости от газеты, где я это читал. Но я не могу петь Богу при своей жизни, не могу петь Богу хвалу. Только когда рушатся все преходящие вещи, в положительном смысле этого выражения, я могу начать петь.

Как было у того самого рабби Элазара бен-Дордия, который хотел сделать тшуву. Он стоит между небом и землей, между горами и утесами, и говорит: "Горы и утесы просили мне милосердие, небо и земля просили мне милосердие..." Небо и земля выходят и говорят: "Если мы просим за тебя, попросим за нас самих. Мы тоже можем кончиться когда-нибудь. Небеса растворятся, как дым, земля истреплется, как одежда, горы сдвинутся, утесы разрушатся." В конце концов Элазар бен-Дордия понял это, положил голову между колен и сказал: "Эта вещь зависит только от меня". Это момент, когда можно начать петь. Это и значит: "Благослови, душа моя, Бога".

И когда Он "взглянет на землю, и петь буду Богу при жизни своей, петь хвалу буду Богу моему", - тогда слышит человек, что Господь отвечает ему. "Да будет приятна Ему беседа моя, радоваться буду я Богу". Потому что моя беседа отличается от беседы Солнца, и Луны, и гор, и самых больших вещей, которые есть. Это беседа того, кто является маленьким, но умеет обновиться, и умеет быть присоединенным, подобно тому. как свет Луны обращен к солнечному свету. И только тогда, когда мы поймем это, мы придем к итогу: "Да исчезнут грешники с земли, и злодеев да не будет более. Благослови, душа моя, Бога. Алелуйя".

Примечание. Переводы процитированы по следующим изданиям:

1. Тора. Пророки. Кетувим. - Мосад Арав Кук, Иерусалим, 1975-1978.

2. Сидур "Шивхей Геулим" с русским переводом. - Иерусалим, 1992.