Из книги "Шаббат. История, философия, литература"
"Амана" - институт публикаций по вопросам иудаизма для репатриантов
...наше Учение требует богобоязненности, любви и радости. Ты можешь приблизиться к Богу любым из этих путей. Смирение во время поста приближает не больше, чем радость в Субботу и в праздники, когда сердце чисто и мысли обращены к Нему. Дабы сердце радовалось заповедям и Торе, требуется глубокое осмысление и сосредоточенность, как во время молитвы. Только так ты сможешь радоваться самой заповеди из любви к Заповедавшему ее и познаешь, какое благо дарует Он тебе в своей заповеди; ты - как гость у Его стола и в Его обители, и возблагодаришь Его в тайниках души своей и открыто...
Но в этом Тора не полагается на усмотрение каждого. Все происходит в соответствии с выработанной традицией, ибо человек не способен лично устанавливать пределы собственным силам, управляющим его душой и телом. Не ведает он, каковы нормы для труда и отдохновения, движения и покоя... Бог повелел отдыхать в субботние и праздничные дни, а также дать отдых земле, и все это в память об исходе из Египта и о делах первозданных.
Сам факт соблюдения Субботы - признание существования Бога, признание действием. Тот, кто принял к исполнению заповедь о соблюдении Субботы, дня завершения творения, несомненно признал, что у мира есть начало; соответственно, он признает существование Творца, давшего миру начало...
Тем же, кто не соблюдает Субботы, овладевают различные сомнения. Не дано ему постичь чистой веры в Создателя. А раз так, соблюдение Субботы гораздо больше приближает к Богу, чем отшельничество и монашеская жизнь.
(Глава 2, 50)
(Глава 3, 5)
Сказал Кузари:
Я думал о вашем положении и нашел нечто таинственное в том, что Бог печется о вашем сохранении. Субботы и праздники, которые Он вам дал, - одна из главных причин сохранения вашего образа и великолепия. Ведь другие народы поделили бы вас между собою, захватили бы вас и поработили, привлекаемые вашей мудростью и ясностью суждений. Они превратили бы вас в воинов, если бы не субботние и праздничные дни, которые вы соблюдаете с необычайной верностью, ибо они даны вам Богом, и основания их чрезвычайно важны: память о днях сотворения, память об исходе из Египта, память о даровании Торы... И все это - Божественные веления, которым вы обязаны следовать. Если бы не эти законы, никто из вас бы не облачался в памятные дни в чистые одежды и не приходил бы по Субботам в места собраний, чтобы вспомнить Учение, - слишком уж плачевно ваше положение в изгнании. Не знали бы вы удовольствия ни от одного дня вашей жизни. Лишь благодаря этим законам вы проводите шестую часть жизни в телесном и душевном покое, о котором не могут и мечтать властелины мира сего, ибо даже в день отдыха они неспокойны: нет полного душевного покоя тому, кто при первой необходимости срывается с места...
Если бы не эти дни, все ваше добро досталось бы другим в качестве военной добычи. Таким образом то, что вы расходуете в дни отдыха, воздается вам на этом свете и воздается в мире грядущем, ибо вы делаете это во имя Небес.
(Глава 3,9-10)
Я хотел бы, чтобы они определили границу, дальше которой воспрещено еврею удаляться от места своего обиталища в Субботу. Где эта граница? Дом, двор или владение, включающее несколько дворов, квартал, район, город? Все это, и еще многое другое, можно определить как "место". Хотел бы я, чтобы они объяснили, какой минимум работы запрещен в Субботу, почему нельзя в этот день пользоваться пером и чернильницей, чтобы исправить букву в свитке Торы, но можно поднимать тяжелый свиток, переносить стол и подносить блюда, принимая гостей. При этом, еще больше трудятся его слуги, хотя сказано: "... чтобы отдохнул раб твой и рабыня твоя, как ты" (Второзаконие, 5, 14) ...
Как они устанавливают, в каких случаях заповедь исполняется, несмотря на то, что необходимое для этого действие запрещается другой заповедью, как, например, обрезание и пасхальное жертвоприношение в Субботу?..
(Глава 3, 35)
Сохрани Бог, чтобы согласились все эти богобоязненные и мудрые учителя развязать связанное Торой воедино. Но они говорят: "Воздвигайте ограду для Торы". И одна из этих оград - запрещение выносить из частного владения и вносить в общественное, и наоборот. Этого запрета нет в Торе. Возведя ограду-запрет, они затем облегчили его, чтобы исполнение законов Торы не было непосильным бременем и чтобы евреи могли - в пределах дозволенного - совершать обряд, предусмотренный Торой, с легкостью. Это и достигается с помощью эрува2. Так проводится четкая грань между тем, что дозволено, что запрещено и что является оградой к запрету Торы.
(Глава 3,51)
_______________________
2 "Эрув" - дословно "смещение". В данном контексте речь идет об обряде, позволяющем в Субботу переносить ношу из одного двора в другой, по улицам города (села) и даже далеко за пределы населенного пункта.
1 Иегуда Галеви (1075-1140) - великий еврейский поэт и мыслитель. Жил в Испании, но в конце своей жизни покинул эту страну и отправился в Эрец-Исраэль. Автор замечательного философского сочинения "Кузари", написанного во славу еврейского народа, иврита и иудаизма. В этом разделе частично использован перевод Г.Липш (Иерусалим, изд-во "Шамир", 1980).