Четыре новых года:
Примечания
Часть первая - формальна
Часть вторая – неформальная
"Четыре новых года:
Первое Нисана – новый год царей и праздников
Первое Элула – новый год для десятины скота(р. Эльазар и р. Шимон говорят – первого Тишрей)
Первое Тишрей – новый год счета годов, юбилеев, посадок деревьев и овощей
Первое Швата – новый год деревьев по мнению школы Шамая,<
школа Гилеля говорит: Пятнадатого.
Новый год для царей важен для пометок в документах – если написано, на третий год правления царя такого-то, то считаем не от даты восхождения царя на престол, но предполагаем, что каждой первое Нисана открывает новый год правления царя.
Для праздников: первым праздником года считается Песах, затем Шавуот, а затем Суккот.
Для скота – десятину скота следует отделять каждый год, от приплода именно этого года. Всякая скотина, родившаяся после этой даты считается родившейся в следующем "скотском" году.
Первое Тишрей – для посадок деревьев – возраст деревьев считается по количеству прошедших первых Тишрей, иными словами, если дерево пустило корни перед первым тишрей, то первого тишрей – начинается второй год его жизни.
Новый год деревьев – имеется в виду, урожай для отделения десятин. Все фрукты, завязь которых пришлась на дату, предшествующую этой относятся к урожаю предыдущего года, а после этой – к последующему. Исключение составляют деревья, плоды на которых могут висеть очень долго, например цитрусовые.
Принципиальный момент из всего сказанного состоит в том, что так называемый "Новый год деревьев" относится не ко дню рождения дерева (день рождения их отмечается первого Тишрей), а к их плодам.
Несколько новых годов существуют и сегодня в целом ряде стран, при этом эти новые года никак не связаны с религиозной жизнью. Например: Новый финансовый год может не совпадать с новым годом, и уже тем более с новым налоговым годом. И уже тем более такого следует ожидать от еврейского календаря, так круто закрученного на сельскохозяйственный цикл. Если два первых новых года – годов и царей можно хотя как то увязать с еврейской историей и религией – Первого тишрея отмечается день сотворения мира, а первое Нисана – отчет от "революции", от исхода из Египта, то вторая пара с дат с религиозной жизнью связаны весьма слабо.
Итак первое Элула - новый года скота – связан с тем простым фактом, что возраст скотины для различных вещей бывает необходимо точно определить, например, в скачках. Для евреев это было актуально для того, чтобы отличить приплод этого года от приплода года следующего, потому как каждый год следовало отделить десятину скота, то следовало дать объективный критерий, когда кончается приплод этого года, а когда начинается приплода года следующего. Понятно, что начало осени, первое число месяца элула вполне удачная дата для такой цели, хотя бы потому, что после этой даты новых рождений домашнего скота не предвидится до следующего лета.
Точно такие же соображения сыграли решающую роль при установлении даты нового года деревьев. Было необходимо установить объективный критерий, дату, до которой урожай фруктов относится к предыдущему году, а после которой к последующему. Наши благословенной памяти учителя долго разглядывали календарь в поисках даты, когда старый урожай уже собран, а новый еще не появился даже в завязях. Было предложено две даты – первое и пятнадцатое числа месяца шват. Чисто практическое соображение, что у очень ленивых хозяев к первому швата урожай оливок еще может быть не собран, а сами оливки еще не опали, заставил их предпочесть более позднюю, хотя и не круглую дату – 15 число того же месяца.
Так как все законы, связанные с десятинами, актуальны только в земле Израиля, то вне нее никто ни новый год скота, ни новый год деревьев не отмечал, просто потому что не было нужно. Правда, ашкеназские евреи в этот день ели фрукты, особенно те, коими славится Страна Израиля, но зато сефарды 15 швата не отмечали никак, даже посты можно было на этот день назначать. Принято полагать, что в наше время (начиная с века 17) ТУ бишват постановил отмечать автор книги Хемдат Ямим. Он открытым текстом писал, что не нашел никаких оснований для такого праздника у предшественников, но полагает, что этот праздник отмечать следует и, что если в новый год деревьев съесть множество фруктов с надлежащим благословением, то природа ответит щедрым урожаем.
Отсюда в наше время активная пропаганда съесть в этот день как можно больше фруктов. Учитывая саму природу выбора даты для Нового года деревьев – старого урожая уже нет, а нового – еще нет, следует заметить, что фруктов особо в это время быть не должно, а потому приходится есть сухофрукты. Достаточно часто вспоминают высказывание Хаима Виталя о том, что есть фрукты, из которых едят только мякоть, а косточку – нет (например, виноград, финики), есть такие, в которых едят и мякоть и косточки (инжир) и есть такие, в которых едят только косточки (миндаль). Есть по десять типов фруктов разной разновидности, а потому в ТУ БиШват следует съесть тридцать разновидностей фруктов. Реклама всего этого дела в наши дни поставлена столь широко, что за ней просматривается рука Ассоциации торговли. Эта сторона праздника столь назойлива, что хочется войти в Ассоциацию торговли с предложением объявить Первое Элула днем рождением всех домашних животных с обязательными подарками им. Например, собакам дарить косточки и ошейники, кискам - бантики и заводных мышей, а мышкам клетки с колесом, чтобы было, где побегать.
Талмуд в объяснение спора домов Шамая и Гилеля сводит всю тему к вопросу, когда выпало большая часть осадков года – школа Гилеля считает позже. Это объяснение порождает следующий вопрос: Какая связь между дождями и временем смены урожая? В конце концов, нам просто нужна формальная граница между урожаями двух лет.
Спор академий Шамая и Гилеля можно попробовать объяснить простым образом, типа они имели в виду разные климаты Израиля: "Страна гор и долин" – в горах дожди выпадают позже, чем в долинах. Но это объяснение достаточно сомнительно. Просто потому что, как правило, спор авторов Мишны не касается столь плоских тем, да никто не отменял правило Талмуда: "Споры не касаются реальной действительности", а только ее трактовки.
Кажется, что вопрос этот несколько глубже. Первое Швата оказывается точно между двумя новыми годами: первым Нисана и первым Тишрея, зато 15 Швата ложится точно между началом праздника Суккот и началом праздника Песах.
И ситуацию следует объяснять самым тривиальным образом: Новый год деревьев – это что, праздник, лежащий в сельскохозяйственном цикле, а соответственно радостное событие, как Песах и Суккот, или же следует поместить его в судебный цикл – в ряд Рош аШана – первое Нисана. Бейт Шамай, со своей склонностью к общей суровости считает, что Ту биШват, это нечто вроде Судного дня деревьев, дня, когда решается будущее каждого дерева и всего урожая фруктов. Бейт Гилель в свою очередь говорит – это не судный день, а праздник, такой же, как “день сбора урожая по выходе года" - Суккот, такой же как Песах – начало сбора злакового урожая. Нужно праздновать и веселится.
И дело здесь среди прочего в самом простом соображении – луна полная или нет. Потому что полная луна – это праздник и радость, а новолуние – пол Йом-Кипура, посмотрите жертвоприношения в Храме, и вы сразу увидите, что начало месяца и Йом-Кипур имеют некое подобие. Если хотите, объявление нового года деревьев первым Швата будет обозначать нечто вроде поста деревьев – урожая на них нет никакого. Деревья постятся, стоят в страхе, ужасом объятые: “Сегодня день трепета мира, сегодня предстают на суд…". То ли дело 15 Швата – это праздник. Это день, сходный с Песах и Суккот, в такой день следует что-то съесть, как положено любому еврею на праздник.
А потому обычай есть побольше фруктов в этот день вполне оправдан логикой Дома Гилеля в установлении праздника.
Да, к стати: а правильно цитата в книге Дварим звучит: “Разве человек древо полевое, чтобы уйти от тебя за крепостную стену?" И надо крепко вырвать ее из контекста, чтобы получить: "Человек – древо полевое".