К оглавлению "Дни траура"

З.Дашевский

Время постов

(03. 01. 06)

1. Недельный раздел. Последний приход братьев к Йосэфу. Объяснение, почему Йосэф при братьях говорит, чтобы вынули жилу бедренного сустава. Корень преступления мераглим. Наследство от Яакова: и изъян и качество промахиваться и исправлять.

2. Посты с десятого Тевета до Девятого Ава.  Трактовка   фразы: «Я начал помещать ваш грех на другие   народы». Ответ на вопрос : о хасидском подходе воспевания Всевышнего. Причина ненависти к Израилю. Значение постов: от начала осады Иерусалима, пробития стены, разрушения Храма до Изгнания.

3. Ответы на вопросы: почему считается, что братья не   полагались на Всевышнего; зачем нужно было   Всевышнему посылать евреев в Египет; о предсказании, данному Яакову: «не бойся, Я с тобой»; о традиции не есть сухожилия бедра.

Недельный раздел.

Описана сцена, когда братья приходят к Йосэфу уже в  последний раз. Он велит приготовить для них угощение и там есть такое любопытное место. В стихе шестнадцатом говорится, что увидел Йосэф с ними Беньямина и сказал тому, кто распоряжается над его домом: «Приведи этих людей в дом и зарежь что-нпибудь из скота и приготовь, потому что со мной будут есть эти люди». По этому поводу есть мидраш,  на первый взгляд довольно странный, который объясняет, почему Йосэф сказал при братьях, чтобы он вынул ту жилу бедренного сустава, которая запрещена в пищу евреям. На первый взгляд представляется непонятным, какая надобность показывать братьям, что это сухожилье, которое запрещено для них в пищу, будет вынуто?  Могут быть разные объяснения, но тем не менее этот мидраш кажется непонятным до тех пор, пока мы не вспомним, что у Йосэфа с братьями были разногласия не только по поводу зарезания животных. Когда Йосэф доносил дурные слухи на братьев отцу, то там, в мидраше заметную роль играют обвинения в том, что они едят части от живого животного. Там был спор, должны ли они считаться, как сыны Израиля, или как сыны Ноаха. Но когда речь заходит об этом сухожилье, то всё-таки непонятно, что он хочет им продемонстрировать? Если бы это было просто наглядное подтверждение кошерности пищи, то это совсем не соответствует напряженности момента. Йосэф хочет в чём-то братьев укорить. Когда он встречается с ними впервые, после многолетнего перерыва, и он начальник над Египтом, которого они не узнают, но он их узнаёт, то первое обвинение им, когда он говорит, что вы – «мераглим» - «шпионы». Понятно, что  это сказано не просто так, потому что история с мераглим – это тяжелый эпизод в истории потомков. Мы уже говорили, что этим он хочет сказать братьям, что вы породите людей, которые приведут к таким трагическим последствиям, что народ останется в пустыне на сорок лет и всё это поколение вымрет.  Их грех состоял в том, что они не положились на обещание Всевышнего. Бог сказал, что Я вас введу в эту землю, и дам вам её, а они не поверили, и таким образом, недоверие ко Всевышнему лежит в корне этого преступления. Сейчас важно заметить, что если он продолжает эту линию намёка, что в вас есть этот изъян в том, чтобы полагаться на обещание Всевышнего, то можно вспомнить, где в Торе впервые появляется сообщение о том, что потомки Яакова не едят это сухожилье. Когда Яаков боролся с ангелом, и эта борьба была результатом того, что Яаков хотел избежать встречи с Эсавом, потому что, услышав о том, что Эсав идёт ему навстречу с отрядом в четыреста человек, он очень испугался. Несмотря на то, что праведник всегда опасается, что Всевышний отменит хорошее обещание из-за какого-то его греха, тем не менее, говоря по-простому, это надо поставить Яакову в укор, потому что есть обещание Всевышнего, сказавшего: «Я приведу тебя домой», а Яаков испугался и захотел избежать встречи с братом, и тем самым мог упустить случай раскрыть Славу Всевышнего. Есть такие ситуации, когда нельзя избегать встречи с тем, что мало приятно или сильно опасно. Если Всевышний сказал, что Я тебя приведу, то ты не должен пытаться обойти это и замять эту ситуацию. Поэтому, запрет есть это сухожилье установлен в связи с тем, что ангел повредил ему сухожилье правого бедренного сустава, которое соответствует высокой науке – сфират «Нэцах». Нэцах – это суть праздника Ханука. Как говорит пророк Шмуэль: «Нэцах Исраэль»  (вечность Израиля) не подведёт». А раз у тебя есть изъян в том, чтобы полагаться на обещание Всевечного, Всевышнего, то в качестве знака этого повреждается этот сустав. Тем самым Йосэф намекает братьям, что по наследству от Яакова достался этот изъян не полагаться на обещание Всевышнего. Помимо того, что этому качеству Нэцах соответствует весь праздник Ханука, и вся эта вроде бы безнадёжная борьба хашмонайм раскрывает основное качество, которое их привело к этому подвигу, а именно, что они полагались на обещание, что «Нэцах Исраэль» не подведёт, помимо этого, сфира «Нэцах» соответствует Иерусалиму. Вечность народа Израиля связана неразрывно с городом Иерусалим. Город Иерусалим пал и первый Храм был разрушен из-за того, что последний царь Иудеи Цидкияhу не полагался на обещание Всевышнего. Как объясняет рав Шломо Фишер эту поразительную связь, что, как нам хорошо известно, пророк Йирмеяhу до последнего момента говорил Цидкияhу, что если ты выйдешь и сдашься войскам Невухаднецара, то ты останешься жив и народ останется на месте. Но Цидкияhу, повторяя в точности тактику Яакова,  пытается убежать через подкоп, и мы помним мидраш, когда олень бежит, и его хватают, и всё кончается страшной трагедией. Надо учесть, что вообще наш народ получил в наследство от Яакова очень нетривиальное качество – промахиваться и исправлять. Яаков единственный из всех Праотцов называется совершенный.  После доброты Авраама и после мужества Ицхака Яаков единственный, в отличие от отца и от дедушки, называется совершенным. Его совершенство в том, что он упускает что-то главное, но потом это исправляет. Это качество, которое позволяет исправлять дефект, является жизненно важным для народа, которому надо исполнять принятую на себя безумно важную задачу. И если нам дано какое-то твёрдое обещание Всевышнего, то нам запрещено упускать это из виду, потому что если «выплеснуть» это, то не останется уже ничего. Важно знать этот врождённый дефект бояться. С одной стороны, наш мудрый царь Шломо говорит: «Хвала тому, кто всегда боится». Но мудрецы объясняют, что здесь речь идёт о Торе, то есть, я должен всегда бояться, быть в состоянии трепета, как бы мне не упустить чего-то главного. И как раз одним из главных вещей в Торе является то, что «Нэцах Исраэль не подведёт».

Посты с десятого Тевета до девятого Ава

Десятое Тевета – это один из первых постов, который установлен и пророками и мудрецами в связи с трагедией разрушения Храма. Этот пост первый в смысле логической и хронологической последовательности, он установлен в связи с началом осады Иерусалима войсками Невухаднецара. Естественно, что вершиной всех этих постов является девятое Ава, когда были разрушены Храмы. Мы уже обсуждали, что такая логическая последовательность, что десятое Тевета – начало осады, раскрывает заложенное  в окружающих народах неистребимое свойство ненавидеть Израиль, и это свойство очень мало «приятно» и взрывоопасно, но с этим ничего не поделаешь; невозможно всем антисемитам запретить ненавидеть Израиль. Но эта заложенная в них ненависть не обязательно раскрывается. Когда Бог говорит Моше: «Вот, Я начал помещать ваш страх на другие народы», то эта фраза необычайно похожа на то, что говорится Ноаху после Потопа: «Страх человека Я поместил на животных».  То есть, точно так же, как после Потопа человек отдалился от природного мира, и теперь он живёт в окружении враждебном, не так, как было до Потопа, когда мир был привязан к человеку, и животные по природе своей не могли ему причинить зла, а теперь после Потопа, они будут стараться набрасываться на это чуждое создание. Поэтому нужна «охранная грамота». Это – простой смысл, а глубокий смысл в том, что означает «страх человека поместил на животных» понимается так, что решающим, определяющим качеством человека, которое отличает его от животного мира,  является то, что только человек способен воспринять наличие в мире Божественное присутствие. Животные этого воспринимать не способны, они должны получать эту информацию, это ощущение, только от человека. Когда они это получают, то само собой они регистрируют, что перед ними высшее существо, от которого исходит весть, что здесь есть шхина. Поэтому, на этом непростом уровне фраза, что «ваш страх Я поместил на животных», означает, что этот трепет перед Богом, который характерен для человека, когда человек полон им и трепет «переливается через край», то тогда окружающий животный мир успокаивается; такой вот «успокоительный элексир».

Ответ на вопрос:

Как же понимать сказанное, что каждое насекомое и животное воспевает Всевышнего? – Это правильный хасидский подход, но это и не противоречит, но и не стыкуется с тем, о чём мы говорим.

Естественно, что весь мир задуман для того, чтобы исполнить симфонию, прославляющую Творца, гармонию и единство, но эта гармония и это единство не строится таким «травоядным способом», хотя в конечном счёте безусловно весь мир сотворён только ради того, чтобы была абсолютная и полная гармония.  Но это не значит, что мы можем начинать с гармонии. Если я сижу на развалинах и беру гармошку «у прохожих на виду», то это не всегда может быть уместно. Строительство этого единства и этой гармонии проходит через очень непростые стадии, это замысел Божественный, его даже трудно охватить и понять, насколько он непрост.

Сейчас мы пытаемся обсудить такую сторону, что человеку после Потопа говорится, что он, человек, наделён уникальной способностью чувствовать Божественное присутствие в мире, и он обязан посылать весть об этом окружающему миру, и это успокаивает этот мир, даже если он населён диким зверями, которые вообще-то могут и разодрать, а если они этой вести не получают, то они не чувствуют, что перед ними высшее существо,  и они могут «кусануть». Ровно то же соотношение и между организмами на более высоком уровне. Есть народы, которые живут как бы в рамках природы, но они состоят из человеческих существ, и у индивидуумов есть там очень высокие качества. Ведь каждый человек создан по образу Бога. Но если говорить о следующем уровне организации, о народе, то только народ Израиля обладает свойством регистрировать в таком массированном виде Божественное присутствие в мире. Народ Израиля излучает об этом сигнал окружающим народам. Они нас при этом не перестают ненавидеть, потому что мы не поставляем тот товар, который «на рынке» ни от куда не может больше взяться. Они бесятся, сами не понимая почему. Он могут говорить, что угодно, что это потому, что евреи: богатые, бедные, или потому, что они во всё вмешиваются, или потому, что им всё всё равно. Они могут привести тысячи объяснений, потому что, когда человек бесится, то причины он может искать где угодно. Но главная причина заключается в том, что мы, как народ, не излучаем того, что взялись излучать!  Мы должны передавать информацию непосредственную о том, что в мире разлито Божественное присутствие. Такую информацию народ Израиля вырабатывает при единственном условии: если он полагается на то, что Бог нам гарантировал. И это чётко сказано в Торе: «Будете вести себя плохо, буду вас наказывать; очень плохо – прогоню, но никогда не погнушаюсь вами настолько, чтобы дать вам погибнуть». Поэтому, если мы опираемся на это обещание, то рано или поздно мы встанем на твёрдую почву. Если мы на него не опираемся, то больше опереться не на что.

Эти посты и пост десятого Тевета, в частности,  показывает реакцию враждебного мира на то, что Израиль не стоит на своей платформе, а он не имеет право это забывать. И это вызывает бешенную вспышку ненависти к Израилю. Следующий пост – семнадцатого Тамуза, когда уже пробиты стены и мы уже потеряли государственную независимость. До этого, правда, государственная независимость была очень призрачной, несколько фиктивной. К тому времени, когда войска Невухаднецара пробили стены Иерусалима, мы уже давно были в полной зависимости от него, но всё-таки у нас ещё был царь, и мы были на своей земле. Теперь, когда стена пробита, с пробитой стеной невозможно быть независимым государством. Через три недели наступает эта самая тяжёлая точка, которая оказывается ещё не концом. Разрушение Храма – это потеря нервного центра, который связывает все каналы и соединяет народ воедино. Но при этом, всё-таки большая часть народа остаётся на своей земле, и поэтому последний, четвёртый пост в этой серии – это пост Гедалии, когда действия отдельных лиц, групп и т.д. приводят к тому, что в конечном счёте  эта земля остаётся без евреев. Это тяжёлая вещь в двух направлениях: и для народа, который ушёл со своей земли, и это тяжёлый галут для земли, которая осталась без своего народа. Это удар, который лишает большей части полноты жизни, как народ, так и землю Израиля.

Ответы на вопросы

Ответ на вопрос:

Почему братья Йосэфа не полагались на Всевышнего? – Это вопрос очень серьёзный.  В чём сами братья не полагались? Хорошего ответа на это нет, но можно сказать следующее. Надо принять довольно разумный взгляд на то, что между Йосэфом и братьями был спор о том, что они – «бней Исраэль», потому что их отец получил имя Исраэль, а Йосэф утверждал, что по строгости они должны ещё считать себя «бней Ноах».Это обозначает, что братья, как и сам Яаков, находились в состоянии некоторого «умиления», они хотели надеяться на то, что всё уже хорошо, что галут уже позади. Йосэф же, как своей позицией так и своими пророческими снами, передавал им сведения о том, что галут ещё только впереди, что он далеко не окончился. Поскольку братья надеялись, что они уже обосновались на этой земле прочно, и им не понадобится отправляться в рассеяние, то их можно упрекнуть в том, что они тешили себя иллюзиями или, говоря на языке социально-политическом, они принимали в качестве руководства к действию утопическую теорию. Такая претензия к ним, вовсе не такая незначительная, как это может показаться. Утопия до тех пор, пока она остаётся утешением, приятным чтением, некоторой идеальной схемой, она может быть даже чем-то совсем не плохим. Однако, как только утопия становится программой в реализации, она становится страшным орудием в руках империй. Сколько мы видим империй, по крайней мере судя по близким к нам эпохам, страшная беда возникает не тогда, когда появляется империя, и не тогда, когда возникает утопия, а когда утопия попадает в руки империи и становится орудием подавления. Если посмотреть, даже не очень профессиональным взглядом, то Римская империя становится по-настоящему страшной не тогда, когда она подавляет евреев, и особенно христианскую секту, а настоящий страшный Рим начинается, когда он принимает христианство. Христианство – одна из множества сект, и они хотят того же, чего вроде бы и все хотят – человеческого братства. И это основа всей Торы; Тора начинает рассказ о рождении первых людей с того, что говорит: «родила его брата». Спрашивается, зачем так говорится? Ясно, что это для того, чтобы подчеркнуть, что все люди должны быть братьями. Эта идея должна идти через какие-то шаги реального построения человеческой структуры. Если же мы хотим шагнуть в эту утопию, то пока это мечты – то это только мечты, но как только империя говорит, что я это строю, это становится страшным делом. Естественно, что то же самое происходит и с другими эпохами. Нам хорошо знакома одна из последних утопий – это марксизм, всё та же самая мечта о всечеловеческом братстве, которая попадает в руки большевиков. Поэтому можно попытаться вложить в эту линию мидраша такую претензию Йосэфа к братьям, что, вот, вы не полагаетесь на Всевышнего и хотите «бабочкой» перепорхнуть в светлое будущее вместо того, чтобы строить его через очень тяжёлые туннели и каналы.

Ответ на вопрос:

Можно ли сказать в оправдание братьям, что они не то, чтобы не полагались на Всевышнего, а полагались черезчур? – Надо понимать, что полагаться на то, что как-то само всё устроится, равнозначно примерно тому, чтобы никак не полагаться, потому что полагаться на обещание Всевышнего надо, понимая, что Он нам обещал, и это точно будет, но при этом Он обещал, что мы не будем сидеть, как лежачий камень, под который вода не течёт. То есть, что мы исполним свою часть программы, которая собственно составляет и всё. Если я прихожу в школу и вижу, что там всё устроено, всё есть, и я думаю, что мой аттестат зрелости сам собой нарисуется, то я неправильно понял этот процесс обучения. Этот мир – педагогическое заведение, предназначенное для выполнения одной единственной программы: «Сделаем человека». И пока он из меня не сделает человека, ничего хорошего не будет. Если я не полагаюсь на эту программу, то я не понял всей игры.   

Ответ на вопрос:

В чём виден галут из снов Йосэфа? – Знак мы видим, например,  в том, что отец кляняется сыну. Это непорядок, это нарушение гармонии, это нехорошо.

Ответ на вопрос:

Можно ли высказать какое-то предположение о том, зачем Всевышнему нужно было на этом этапе посылать евреев в Египет? – Ответ здесь очень несложный. Тот, кто хочет воспитать настоящего капитана, должен отдать его в юнги, иначе это будет ничтожество. Если задача в том, чтобы породить свободный народ, то он должен иметь настоящий исторический опыт рабства. Тот, кто не помнит, каково быть рабом, не может быть свободен.  И именно после этого мы родились, как народ. По поводу того, что нас и потом порабощали, надо сказать следующее. Один из основных вопросов, поставленных в самом начале Пасхальной Агады: надо ли говорить об Исходе из Египта ночью? Одно из пониманий такое: зачем говорить о выходе на свободу, когда мы опять рабы? Какой в этом смысл? (ночь – это символ несвободы). И ответ такой, что надо говорить, потому что мы родились, как свободный народ, у нас есть опыт, хотя возможно, и краткровременный, но это совсем разные вещи: никогда не родиться свободным или родиться свободным, а потом опять попасть в рабство. Все эти тяжёлые полосы рабства являются временными явлениями, и это пройдёт. Конечно, не пройдёт само, а потребует наших усилий. Это не просто разговоры в области философии, а это hалаха, которая говорит, что каждый еврей находится в статусе царского сына. Поэтому, в частности, еврей имеет право в шабат смазываться розовым маслом. Розовое масло настолько дорогое, что может создаться впечатление, что человек лечится, раз он применяет такое дорогое снадобье. Но поскольку царским детям можно, то любой еврей, даже если он последние тысячелетия нищий, то всё равно он царский сын. То ощущение, которое испытывает раб, и то, которое в этих же условиях испытывает царский сын, который попадает в рабство, не имеют ничего общего между собой. Можно спросить у любого человека, прошедшего лагеря, и вам скажут, что в лагерях ломаются пролетарии, а человек, у которого есть внутренний стержень, есть интеллигентность, как правило, сохраняется гораздо лучше. Поэтому, если бы мы не вышли из египетского рабства на свободу, то не с кем было бы разговаривать. Поэтому, вопрос о том, имела ли смысл эта «затея» однозначно решается только так. Относительно обещания Всевышнего, сказавшему Аврааму, что они будут в египетском рабстве, пока не созрела виновность эмореев, надо сказать так. У Всевышнего настолько хорошо «схвачены» все начала и концы, что у Него получается справедливо и по внутренним соображениям и по внешним. Нам это кажется совершенно несязанными, разными вещами. Действительно, Всевышний говорит Аврааму, что сейчас нельзя, потому что ещё не созрел грех эмореев. Что было бы, если бы он созрел? –Тогда была бы другая «сказка».

Ответ на вопрос:

Как понять то, что Всевышний предсказал нашему Праотцу Яакову: «Не бойся спускаться в Египет; Я с тобой».  В чём заключается это «Я с тобой»? – В очень тяжёлый период  разрушения первого Храма, во время вавилонского плена, у народа было много оснований упасть духом. Наш величайший пророк той эпохи Йирмеяhу по поводу трех эпитетов, которые нам оставил Моше, и мы говорим их в самой первой брахе нашей молитвы, мы говорим: «великий, могучий и страшный»,  так вот, по поводу этих эпитетов Йирмеяhу сказал: «Но какой же страшный, посмотри, что вытворяют враги  в Твоём Храме»!  И Йирмеяhу сделал купюру, он опустил слово «нора». Пришёл Даниэль и говорит: но какой же Он могучий, когда другие порабощают Твой народ, а Ты молчишь? И поэтому он опустил слово «могучий». Пришли люди Великого собрания и сказали: «В этом Его страшность и в этом Его могущество», и они употребили все три эпитета. В чём же «страшность» и в чём «могущество»? Страшность в том, что как ни кипятятся все народы ненавидящие Израиль, тем не менее одна овечка посреди  семидесяти волков остаётся в целости. Если бы не трепет перед Богом, чего бы вдруг голодные волки не раэодрали её своими страшными зубами? Всё происходит, как в страшном кинофильме, когда героя вот-вот схватят, но всё-таки не схватят, потому что режиссёр обещал, что всё кончится хорошо. Действительно, часто и хватают, потому что «овечка» далеко не идельна. Мы всё время отклоняемся куда-то в сторону. По поводу того, что это вражда между Яаковом и Эсавом вечная, можно сказать так.  Есть много попыток объяснить, почему Ицхак хотел благословить именно Эсава, разве он не видел, что Яаков лучше? Одно из основательных объяснений такое, что Ицхак хотел, чтобы у Эсава с Яаковом  были по-настоящему братские отношения, чтобы был тэндем: чтобы Эсав завоёвывал этот мир, а Яаков – грядущий мир, и всё пополам. Это совершенно потрясающая схема, если бы она была реализуема. Ривка знает, что этому невозможно осуществиться,  и поэтому она их разводит. И казалось, что план Ицхака рухнул полностью, и вместо братской любви получается крутая ненависть, и действительно, hалаха такая: Эсав ненавидит Яакова. Однако, это всего лишь осуществление того же замысла Ицхака, только наоборот. Причём, наоборот в смысле средств, но не в смысле цели: он хотел поставить Эсава на стражу Яакова, и он поставил.  Эсав необходим Яакову, как волки необходимы оленям, потому что иначе олени помрут от ожирения. Невозможно представить себе народ Израиля, у которого нет волков, которые щёлкают зубами!

Ответ на вопрос:

Когда появилась hалаха, что нельзя есть бедренное сухожилье,

то есть, была ли такая hалаха ко времени, когда братья пришли к Йосэфу? – Свидетельство есть в словах Торы в главе Ваишлах,  где говорится, что с тех пор потомки Яакова не едят это сухожилье. Была ли это hалаха или это была традиция, которая потом на Синае стала hалахой, это не очень сильно меняет дело потому, что до Синая не было особенного различия между hалахот и традицией. Авраам получил заповедь делать обрезание и передавать это по наследству. Но мы знаем, что в Египте все перестали делать обрезание, кроме Левитов. Ведь народ-то родился только после выхода из Египта. И тогда только появляются заповеди по-настоящему данные народу. То, что эта традиция была дана сразу же после борьбы Яакова с этим мужем, этот факт записан в Торе. Безусловно, что это была традиция свежая и актуальная, которая появилась в этом поколении.

Является ли чудом то, что Яаков перестал хромать? – Безусловно, что вся эта борьба была чудом. Конечно, невозможно описать борьбу человека с ангелом. Это борьба в духовной области, и есть множество объяснений, почему Яаков хромал только пока не взошло солнце. Есть такое хасидское объяснение, что всю ночь Яаков стоит крепко, а когда взошло солнце, он хромает. Это объяснение трактуется так, что пока по отношению к нам  власти проявляют грубую враждебность, мы стоим твёрдо, но как только нам улыбнётся солнце ласкового отношения властей, так мы сразу начинаем хромать. Произошло ли чудо? Безусловно, потому что Всевышний ясно показал ему знак: вот это твоя слабость, и пусть твои потомки поберегутся! Это их слабое место.