МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Люди и эпохи в истории еврейской традиции"

Лекция 5. Эпоха Гаонов

1. О термине
2. Период Гаонов – исторические рамки
3. Учеба в Вавилонских йешивах
4. Респонсы
5. Вавилонский и Палестинский центры
6. Рав Амрам-гаон (умер в 875 году)
7. Р. Саадия-гаон (882-942)
8. Шрира Гаон (906 — 1006)
9. Рав Гай-гаон (939-1038)
Список контрольных вопросов

1. О термине

Слово "Гаон" применялось к главам йешив-академий Вавилона. Приянто считать, что это слово является краткой формой от "РОШ ЙЕШИВАТ ГАОН ЯАКОВ" (Глава йешивы Гаон Яаков). Название йешива получила из стиха книги Псалмов (47:5): "Он выбрал надел нам, возвышенность (величие) Яакова, возлюбленную Им". Выбирая себе такое названии йешива подчеркивала, что удел народа Израиля – Тора, именно она "величие Яакова". Глав йшив продолжали называть "рош йешива" или на арамейском языке "рейш метивта" – "глава йешивы", но постепенно само слово "гаон" из названия йешивы перекочевало и стало обозначать именно глав главных Вавилонских йешив. Наверное, здесь некоторую роль сыграло созвучие слова греческому "гений". Позже, по окончании периода Гаонов слово "гаон" стало неофициальным почетным титулом. Характерно, что после того, как община города Вильно упразднила в конце 18 века должность главного городского раввина, то во главе общины встал р. Илья из Вильно, не имевший официальных полномочий, и правящий общиной целиком в силу своего ученого авторитета. Именно по этой причине его титул р. Илья виленский гаон, то есть "гений из Вильны", но не занимающий официальной должности.

И в современном иврите слово "гаон" окончательно стало означать "гений", разумеется кроме случаев, когда из контекста ясно, что речь идет о главах Вавилонских академий.

2. Период Гаонов – исторические рамки

Большинство историков полагают, что период Гаонов следует начинать с восстановления йешивы в Пумбедите, после прихода к власти Хосрова Парвиза (590 г.) – йешива в Сурре была восстановлена в 609 году.

Последним гаоном в Суре был р. Хафни-гаон (умер в 1034 г.), а последним гаоном в Пубдедите был р. Гай-гаон (умер в 1038 г.). После их смерти была создана багдадская йешива. Строго говоря ее главы продолжали носить титул гаонов до середины 13 века. Но век величия, век, когда именно вавилонские йешивы задавали тон по всему еврейскому миру ушел и авторитет багдадских гаонов был невелик.

Таким образом период гаонов охватывает 450 лет. В этот период гаоны были практически законодателями по всему еврейскому миру – от Персии до Испании и именно они являли собой столицу еврейского мира.

В отличие от предшествующего периода – периода Савураев, в период гаонов редакция Талмуда прекратилась и он был зафиксирован в более или менее нынешнем виде. Но учитывая краткость записания Талмуда, многочисленность дискуссий в нем, значение периода гаонов состоит в изучении Талмуда и в применении его законов к повседневной жизни и еврейскому закону. Собственно именно в период гаонов появилось и развилось еврейское законодательство, построенное на Вавилонском Талмуде.

Контрольные вопросы

КВ-1. Что означает слово "гаон"?

КВ-2. Каковы исторические рамки эпохи гаонов?

3. Учеба в Вавилонских йешивах

Следует заметить, что Вавилонская еврейская община обладала автономией. Это значит, что еврействое руководство самостоятельно назначало руководящих лиц общины. Для того, чтобы управлять общиной было необходимо знать еврейский практический закон, чему обучали именно в йешивах. По этой причине всякий член вавилонской общины, который хотел достичь некоторых должностей был обязан учиться в йешиве, при этом область его интереса была именно еврейский закон. Если учесть, что вавилонская законодательная традиция отражена именно в Вавилонском Талмуде, то главным предметом изучения и интереса был именно Вавилонский Талмуд. По этой причине в главных йешивах Вавилона изучали именно Талмуд. Официально в йешиве не преподавались такие предметы как Танах. философия и т.п.. Эти предметы оставались частным интересом каждого члена общины.

Понятно, что так как Вавилонская общины не проживала компактно и каждый жил у себя в городе, то основная учебы приходилась на местные дома учения. Численность постоянных учеников в йешивах оценивается в 400 человек.

Два раза в год, в месяцы Адар и Элул созывалось большое собрание всех ученых и учеников йешивы со всей городов. Собрание продолжалось месяц и называлось "ходеш кала" (или "йархей кала"). В этот период ученики получали стипендию из специального фонда пожертвований, в который поступали пожертвования на протяжении всего года. Первые три недели собрания все занимались изучением трактата Талмуда, объявленного к изучению на предыдущем большом собрании, предыдущим "ходеш калла".

Заседание месяца "калла" выглядело так: во главе собравшихся сидел Гаон, то есть глава йешивы, перед ним на семи рядах лицом к Гаону сидели выдающиеся ученые. На первом ряду сидели семь членов йешивы, наделенные титулом "алуф" (в современном языке – "генерал") и три "хавера" (здесь это титул). Титул "алуф" ученый получл практически только за свои познания и таланты в Торе. Так например, р. Саадия-гаон (10 в), стал "алуфом" практически сразу по прибытию в Сурру из Египта. Аналогично, известно, как прибывший из Испании ученый Эльазар (9 в.) стал "алуфом". Однако титул гаона предполагал кроме ученых талантов так же и административные, а потому требовал наличие серьезных политических связей в верхах еврейской общины, а потому практически все гаоны происходят из считанного количества знатных семей вавилонского еврейства. Исключением здесь был только р. Саадия-гаон (он происходил из Египта), который стал гаоном просто в силу тяжелого положения йешивы, когда встал вопрос о ее закрытии, и понадобилось назначить на пост просто крайне авторитетного ученого. Следует так же помнить, что гаона в должности утверждал экзиларх, тогда как "алуф" был внутренним титулом йешив.

Итак в начале месяца-калла ученые первого ряда зачитывали назначенный трактат Талмуда и разбирали его. Особенно ценились правильно поставленные вопросы, изощренные анализы текста. В некотором смысле эта часть заседания носила чисто академический характер. Именно в этот период ученики могли отличиться, продемонстрировать свои способности к анализу.

Последняя неделя месяц-калла посвящалась конкретным галахическим вопросам. Как правило гаон зачитывал поступившие за полгода запросы по галахическим вопросам и предлагал к обсуждению варианты ответов на них. В конце гаон зачитывал получившийся ответ всем присутствующим и после их одобрения подписывал ответ.

Контрольные вопросы

КВ-3. Сколько человек училось в вавилоснких йешивах?

КВ-4. Что такое ходеш-кала?

4. Респонсы

Кроме чисто педагогической деятельности гаоны обладали некоторой судебной властью. Сказанное стоит объяснить. Речь идет о том, что два гаона выполняли функции верховного судьи и главы судебной палаты вавилонской общины. Они назначали судей, к ним можно было обжаловать решение местного суда. При жалобе на местного судью гаон имел права снять его. Был определенный административный порядок, который регулировал, гаон какой из академий назначает судей в какой из округов Вавилона. Кроме сказанного подпись гаонов была обязательна при издании постановлений экзеларха, связанных с введением новых постановлений законодательного характера. Например, полпись гаонов стоит под постановлением о праве взыскания долгов по брачному контракту не только с недвижимости (как по закону Талмуда), но так же и с движимого имущества ("вплоть до рубашки с плеч", как пишется в современном брачном контракте – кетубе).

Именно гаонам направлялись запросы по спорным или не ясным галахическим вопросам. Причем так как гаоны обладали непререкаемым авторитетом по всему еврейскому миру, то запросы могли приходить из всех общин еврейской диаспоры. Вопросы были самые разные. Известен потрясающий запрос из Испании: "что такое "ицтрубал" (шишка)?" (в те времена еще не существовало письменных комментариев к Талмуду). Однако вопросы могли иметь и например такой характер: "Опишите порядок молитв". В ответ гаон описал порядок еврейских молитв на протяжении будних и праздничных дней (сидур р. Амрама-гаона, составленный по запросу Испанской общины в 860 г. и сидур р. Саадии-гаона, составленный по запросу Египетской общины около 920 г.). Понятно, что это не были молитвенники, а просто краткая запись какие псалмы и какие молитвы в каком порядке произносятся. Вопросы могли иметь и более повседневный характер. Например: "Имеет ли право жена возлежать в присутствии мужа". На что был получен ответ: "В наше время – жены уважаемы более, чем во времена Талмуда, а потому жены имеют право возлежать в присутствии мужа, они не обязаны мыть мужьям ноги (в отличие от закона Мишны) и т.д.". Или же запрос мог выглядеть так: "Может ли муж бить свою жену?" (ответ: "Не может, Тора запрещает бить кого угодно, а тем более жену, которую, муж обязался уважать и любить").

Ответы на запросы ("шеелот у-тешувот", респонсы), расходились по всему еврейскому миру. Оформлялись ответы более менее стандартным образом: вначале шла длинная пышная, в соответствии с принятой тогда модой титулатура обращения к пославшему, потому излагался вопрос, а вслед за ним обоснованный Талмудом ответ. Понятно, что получатели никогда эти послания не уничтожали, а наоборот, хранили их на будущее. Таким образом постепенно в разных общинах складывалась библиотека галахических ответов. Именно эти библиотеки в будущем положат начало богатой галахической литературе. Н одновременно так как эти послания копировали, то постепенно местные общины и местные раввины получили в свои руки инструмент, с помощью которого они смогли самостоятельно решать галахические вопросы. Эти библиотеки стали одной из причин заката вавилонского центра.

Контрольные вопросы

КВ-5. Подумайте и попробуйте ответить, почему библиотеки респонсов способствовали прекращению влияния Вавилонского центра?

5. Вавилонский и Палестинский центры

Следует заметить, что до при том, что Вавилон представлял центр еврейского мира, наряду с ним действовал Палестинский центр. Палестинские гаоны так же вели переписку с общинами, однако здесь существует достаточно запутанная тема, какие общины и когда обращались к Вавилонскому центру, а какие к Палестинскому. Понятно, что по географической близости общины Дамаска и Сирии находились в ведении Палестинской общины. Практически все время периода гаонов Итальянская община находилась в связи с Палестинским центром, а, например Испанская, в связи с Вавилонским. С Ашкеназской общиной дело обстоит намного запутанней. Был период, когда ашкеназская община послылала запросы в палестинский центр, и был период, когда она находилась в связи с Вавилонским. В конце победило стремление к Вавилону. В результате в Европе практически только Итальянская община достаточно сильно отличается от остальных и, можно предположить, что в этом немаловажную роль сыграла связь Италии с Палестиной.

Принципиальным моментом в разнице между Вавилонским и Палестинским центром, кроме того, что Вавилонский центр продолжал традиции Вавилонского Талмуда а Палестинский – Иерусалимского, была область интересов каждого из центров. Мы уже сказали, что Вавилонские академии были сосредоточены на законе в его Талмудическом варианте, изучению Танаха и связанного с ним Мидраша и Аггады в Вавилоне особого внимания не придавалось. Наоборот, область интересов Палестинской академии была главным образом Танах, мидраш и аггада (опять, сказанное не означает полного пренебрежения к закону, а скорее только акцент при изучении).

Одним из важнейших результатов деятельности Палестинской общины является Массора – точная форма Танаха. Здесь следует оговориться: еврейская Устная традиция в те времена была именно устной. Примечания к рукописям Танаха были так же устными. Сказанное означает, что кроме некоторых вполне эталонных рукописей, места нестандартного написания текстов и слов передавались устно. Кроме этого, так как в рукописях Танаха нет знаков препинания, то манера чтения (включая произношения неписьменных гласных), разбивки на стихи и т.д. передавалась изустно от учителя к ученику. Первыми, кажется, снабдили рукопись пометками чтения, разбивкой на стихи и т.п. в Вавилоне, однако серьезно темой точного извода занялись именно в Палестине. Именно Паестинской школе принадлежит принятая в наше время система огласовок (гласных значков), система кантиляции (музыкального чтения), и т.п. В результате возникло две книги, в которых указывались в виде подстраничных примечаний все нестандартные места текста (так называемые Массора Ктана и Массора Гдола, кому интересно могут посмотреть их в Варшавском издании Танаха). Однако вершиной работы школы стали кодексы, снабженные гласными значками и нотными крючками. К середине 10 в. появились два основных таких кодекса: кодекс бен-Нафтали и кодекс бен-Ашера. Во всем еврейском мире основой стал кодекс бен-Ашера и рукопись, скопированная с кодекса бен-Ашера в 1008 году в Египте является крайне авторитетной рукописью, дошедшей до нашего времени. Эта рукопись хранится в Публичной библиотеке С. Петербурга (MS B 19a) и известна под название Ленинградская рукопись. Вторым авторитетным кодексом, выполненным с рукописи бен-Ашера является "Кетер Арам Цова" (Аллепский кодекс). Этот кодекс сильно пострадал во время погрома 1947 года, но теперь он находится в Израиле, хотя он и утратил несколько тетрадей.

(Ради устранения недопонимания, расхождения между кодексами касаются в основе полного и краткого написания слов, и, для примера, на перевод на другой язык не влияют. Аналогичным образом имеются расхождения в кантиляционных знаках. Для тех, кто интересуется этой темой, мы отправляем к соответствующей литературе. Более менее полный список расхождений между основными рукписями находится в предисловиях р. Мордехая Броера к изданию Танаха "Даат Микра". Для примера: в этом списке приведено 7 расхождений к первой главе книги Берешит (Бытия) между основными рукописями. 1. В слове "Берешит" ("В начале") во всех рукописях стоит "бет" большой, а только в Ленинградской рукописи – малый. 3. Йhи Ор ("Да будет свет") – в Венецианском издании 1544 года слово "Йhи" присоединяется к слову "Ор" не мунахом, а макефом (это интонационные указания). 11. Слово "Деше" в Венецианском издании имееь кантиляционный знак закеф. 14 Слово "hа-Шамаим" в Венецианском издании огласована не патахом, а камацом (в современно произношении не отличаются). 15. ли-Меорот (Светила) в Венечицанском издании написано в кратком виде, без "вава", аналогично там же слово "оф" – "птица" стиха 21 в том же издании стоит в краткой форме (без вава). 18 у-ле-hавдиль – "и разделить" в Минхат Шай и Ленинградской рукописи ламед огласован "патах-хатаф", а не просто "шва". Ни одно из приведенных отличий между рукописями смысла слов не меняет.)

Другой областью, которой активно занималась Палестинская академя – является сохранение и сбор мидрашей и аггады. Именно ей мы обязаны дошедшими до нас мидрашами, не вошедшими в сборники аггады времен амораев.

Контрольные вопросы

КВ-6. Попробуйте в двух словах сформулировать, в чем разница междуц Вавилонским и Палестинским центрами?

КВ-7. Как вы думаете, занятие поэзией, характерно для Вавилонского или для Палестинского центров?

6. Рав Амрам-гаон (умер в 875 году)

Биография и литературный вклад

Был Гаоном иешивы Сура в 853 — 871 годах. Еще при жизни ребе Натруная был назначен Гаоном, правда, причины неизвестны. Но из-за уважения к ребе Натрунай получил этот титул только после его смерти.

Гаон Амрам написал много ответов, но главным его достижением было составление первого Сидура, который был назван его именем. Этот Сидур был написан как ответ на вопрос, в котором просилось составить порядок молитв и благословений на целый год. Сидур был первый в своем роде молитвенником, в котором молитвы были упорядочены по дням и неделям, шабатам и праздникам. Хотя в нем нет того системного построения, которое использовал в будущем раввин Саадия Гаон, он очень удобен и прост в использовании.

До сегодняшнего дня все Сидуры составляются по образу Гаона Амрама. Уже в начале распространения Сидура чувствовались его сила и влияние в разных странах.

Кроме этого, Сидур включает в себя много указаний, ответов о религиозных законах и по управлению синагогой. Большое распространение Сидура привело к множеству изменений в молитвах и законах, до такой степени, что было трудно удержать начальную форму, такую, которая вышла из рук Гаонов. Были такие, которые интересовались только молитвами, по этому укаратили саму формулировку молитвы; и были такие, которые сами решили внести дополнения.

Но несмотря на все это, Сидур остается, в своем роде, сокровищницы для молитв.

Сохранилось более двухсот респонасов Амрама Гаона.

7. Р. Саадия-гаон (882-942)

Р. Саадия-гаон (Саадия бен-Йосеф аль-Фаюми) родился в 892 г. в городе Фаюме, что ныне в предместье Каира. Его отец был простым ремесленником, хотя позже р. Саадия утверждал, что его род восходит к танаю р. Ханине бен-Доса, а через него к Шеле, сыну библейского патриарха Иегуды. О его ранних годах нам мало что известно.

В Фаюме он довольно рано написал свое первое произведение - Эгрон (первый словарь иврита. Составлен не только в алфавитном порядке, но и по окончаниям слов [т.е. Эгрон - это словарь рифм]. Он был утерян, и только в прошлом веке ученый-караим Фиркович в Каирской генизе обнаружил ряд отрывков из Эгрона).

На 23 году жизни (915) Саадия написал полемическое сочинение против Анана бен-Давида (основателя караимства), положив этим начало противосектантской полемической раввинской литературе. В том же году Саадия переселился из Египта в Землю Израиля, намереваясь там остаться навсегда, о чем сообщил в написанном им письме трем своим ученикам в Египте (ситуация, однако, повернулась по-другому). Письмо это по времени совпадает с началом спора, возникшего между Бен-Меиром (ученым, жившим в Стране Израиля) и Вавилонскими академиями по поводу календаря - спора, в котором участвовал и Саадия. Находясь в пути в Алеппо, Саадия узнал о новых календарных определениях Бен-Меира, которые могли вызвать сильный раскол в еврействе, и он немедленно обратился к нему с предостережением, изъявив одновременно экзиларху Давиду бен-Закаю и членам Вавилонских академий готовность служить своими знаниями и пером делу защиты традиции (922). По этому же поводу он написал "Сефер hа-Моадим", в которой опровергал Бен-Меира.

Громкая слава об учености Саадии в связи с его энергичным выступлением в защиту традиции обратила на себя внимание Сурской академии; Саадия был приглашен в Вавилон, и в 928 г. он был избран гаоном, благодаря стараниям экзиларха Давида бен-Закая. С занятием Саадией должности вновь наступил блестящий период в деятельности основанной Равом за 700 лет до этого Сурской академии. Это был первый случай возведения в сан гаона не-вавилонского ученого.

Во времена своего преподавания в ешиве Саадия ввел в программу Танах (что было революционным шагом в то время) и поэзию (речь идет о религиозных гимнах). Будучи по происхождению из Египта (страны, где традиционно оставалось еще внимание к Иерусалимскому Талмуду), Саадия, в отличие от других гаонов, стремился не быть представителем исключительно Вавилонской школы, но и интегрировать ее с традицией Страны Израиля.

Однако деятельность Саадии в качестве гаона уже в самом начале встретила препятствия. Многие вообще недружелюбно относились к тому, что во главе академии поставлен чужеземец; спустя два года и сам всесильный экзиларх убедился в том, что новый гаон не будет, подобно своим предшественникам, послушным орудием в его руках. Саадия отказался подписать решение экзиларха по одному наследственному делу, которое скрепил своей подписью пумбедитский гаон Мар Коhен Цедек. Когда сын экзиларха хотел угрозой заставить Саадию подписать решение, ученики последнего дерзко обошлись с ним. Наступила непримиримая вражда между экзилархом и гаоном. Оба предали друг друга отлучению и отрешению от занимаемых должностей, но в результате борьбы именно Саадия должен был уйти в отставку (931).

Саадия после этого провел семь лет в Багдаде в качестве частного лица, и это время было периодом расцвета его литературной деятельности. За то время, что он оставался не у дел, он написал основную книгу, благодаря которой вошел в еврейскую истори., а именно книгу "hаНивхар беЭмунот веДеот", известную под сокращенным названием "Эмунот веДеот" – "Верования и мнения". Книга эта написана по-арабски, а поэтому была доступна практически все евреям Востока.

Спустя четыре года экзиларх и гаон помирились. Саадия был восстановлен в своей должности, которую он занимал до своей смерти в 942 году.

Юлиус Гутман пишет про р. Саадию-гаона: Он достоин считаться отцом основателем еврейской средневековой философии, несмотря на то, что он не был первым еврейским философом. Его предшественники, р. Ицхак Исраэли и Давид аль-Мокамец не могут сравниться с ним ни с точки зрения свободы философской мысли, ни глубиной, ни степенью влияния на всю последующую еврейскую мысль.

Он прокладывал новые пути не только в философии, но и во всех областях знания, к которым только прикасался. Он стал одним из отцов еврейской грамматики, его перевод Писания на арабский и краткие примечания к нему положили начало критическому исследованию Писания в еврейских раббанитских кругах. Он проложил новые пути в исследовании Талмуда, последовательно излагая определенные темы, опираясь не на одну конкретную главу Талмуда, а на весь талмудический корпус.

Р. Саадия известен крайне широкими знаниями во многих областях: "науки о животных и растениях, о математике и звездах. Он больше учился у книг, чем у учителей". Сам Саадия никогда не боялся сказать "не знаю", и в поисках ответов на свои вопросы вел переписку с учеными всего мира.

Главная заслуга р. Садии безусловно состоит в том, что начиная с его бурной деятельности, философия, галаха, поэзия, комментарии к Танаху превратились из устного творчества – в книжное. Именно он во многом перевел на бумагу устную Традицию. Причем сделал это уникальным образом. Ведь главное чем отличается р. Саадия-гаон – это универсализм. Он родился в Египте, учился в Стране Израиля, а жил в Вавилоне. Он сумел объединить в себе все ветви еврейской учености той эпохи – мудрость Востока и Мудрость Запада. С одной стороны он создавал великие произведения в областях, характерных для Страны Израиля: грамматика, Писание, поэзия, с другой стороны он велик в вавилонской учености – галахе. И одновременно он оказался знатоком внешней, светской учености и сумел ввести инструмент греческой философии в еврейскую теологию.

Собственно эти его работы ставят его на границу эпохи Гаонов и открывают эпоху еврейской средневековой литературы.

8. Шрира Гаон (906 — 1006)

Биография

Гаон из иешивы Пумбадита в 968 — 1006 г. Он был потомком семьи главы диаспоры, происходившей из дома Давида. Шрира учился у своего отца, Ханина, и у деда, Еуды — Гаоним из ешивы Пумбадита. Их обоих он много упаминает в своих ответах. Со смертью раби Нехеия Гаон — противника Шриры Гаона — занял его место. Ребе Шрира был одним из величайших составителей ответов, множество из которых посылались в дальние страны, такие как Северная Африка, Кируан. Около половины из ответов Геоним, дашедших до наших дней были написаны ребе Шрирам и его сыном, р. Хай Гаоном. Он был также одним из первых толкователей трактатов.

В последние дни своей жизни Шрира Гаон подвергался преследованию со стороны властей, его обвиняли в связях с евреями из стран, имевших военные конфликты с мусульманами. Он был арестован, а имущество конфисковано. Когда он умер, в шабат читали отрывок из книги «Бэмидбар», «Да назначит Господь, Б-г духов всех людей, мужа над этой общиной». Общая обстановка и основные проблемы, стоявшие в эпоху Геоним.

Это был период кризиса для двух иешив в Вавилоне, время недостатка в учениках и пожертвованиях. Шрира обновил связи иешивы с другими общинами, обвинил ее глав в безразличном отношении, и с помощью незаменимых личных качеств и неординарного ума привел к временным переменам. Несмотря на создание в Испании и на севере Африки важных и независимых центров учения торы, у ребе Шрира собралось множество учеников. Таким образом, он занял ведущую должность выдающегося знатока и толкователя Талмуда.

Основной вклад в еврейскую культуру:

Шрира Гаон был известен своими многочисленными ответами на вопросы: это были и короткие ответы по религиозным законам, и длинные подробные ответы, которые сами по себе представляли целое сочинение. Одним из самых известных ответов им считается «Собрания Шриры Гаона» — представляет собой целое творение о биографии мудрецов, и историческая ценность которого огромна. На вопрос Ребе Якова о том, как составлялась Мишна и Талмуд; и в каком порядке располагались поколения Савураев и Геоним до его дней; он составляет длинный ответ, в котором объясняет порядок развития устной торы от поколения к поколению. Самое главное в «Собрании Шриры» — список имен Савураев и Геоним по порядку и по годам служения каждого Гаона. Источниками ему служили зааписные книжки иешив, особенно иешивы Пумбадита; в истории которой было много знатоков. Если бы не это «Собрание», то целая эпоха на протяжении 500 лет, была бы покрыта туманом.

Большое значение имеет также его ответ о назначении званий мудрецам Талмуда, например раввин, ребе. Он объясняет, почему некоторым мудрецам не присуждалось это звание, и какое значение имеет каждое из них.

Много ответов Шрира Гаон написал вместе со своим сыном, Гаоном Хай который, с 986 г. был главой религиозного суда. С увеличением вопросов возрасли также доходы иешивы и количество учеников. После долгих лет упада Шрира Гаон создал фонд для иешивы Пумбадита.

Шрира гаон также составил объяснение к Танаху, отрывки из которого были предоставлены ему рабби Йона ибн-Джинах. Неизвестно, или его ответ охватил все книги Танаха, или только отдельные части и может быть, что он только разъясняет отдельные стихи, трудные для понимания, по просьбе одного из поступивших вопросов, т.к. все комментарии Танаха были утеряны.

Также не дошли до наших дней его комментарии к Талмуду, лишь бедные отрывки. Также известно, что он составлял разъяснения к трактату о молитвах, шабате, и т.д.

9. Рав Гай-гаон (939-1038)

Сын Шрира Гаона Был главой иешивы Пумбадита, Был лидером своего поколения и создателем Галахи. Ничего не известно о днях его молодости. С 986 года был главой религиозного суда в иешиве Пумбадита под присмотром отца, Шриры Гаона, который оказал влияние на его учебу и поведение. И уже тогда некоторые вопросы были адресованы непосредственно ему. Не оставил после себя сыновей, и умер в возрасте 99 лет. К его смерти ребе Шмуэль сложил траурную песнь, а р. Шломо сложил 4-ре песни, свидетельствующие о том, насколько велика была в глазах народа эта потеря. Со смертью Гай-гаона завершилась эпоха Геоним.

Хай Гаона арестовали вместе с отцом по облечению в доносе, а после его освобождения ему было присвоено звание Гаон. Правда, у р. Шмуэле были возражения по поводу этого назначения; но после того, как Хай женился на его дочери, все возражения были сняты. Шрира Гаон упоминает несколько раз сына в своих ответах, и называет его «Гай избранный».

Общая обстановка:

Процесс распада Вавилонского центра начался около ста лет, до назначения р. Гая-гаона. И только с помощью незаменимых личных качеств смог вернуть Гай-шаон почет и уважение иешиве еще на 40 лет. И это несмотря на то, что в странах Африки и Европы были свои иешивы и свои лидеры и авторитеты, которые не нуждались в Вавилонском центре.

Всю свою жизнь Хай б. Посвятил учению Торы. Он со своим отцом возродил иешиву Пумбадита из упадка. В иешиве учились ученики из стран Европы, Азии и Африки, из Византии, Италии, Испании, Египта.

Основной вклад в еврейскую культуру:

Гай-гаон занимает центральное место в истории Галахи как высший авторитет, и как учитель-наставник. Последующие поколения говорили о нем: «Преподавал Тору лучше всех Геоним, и к его свету тянулись почитатели торы от солнечного востока … и не было лучше его ни прежде, ни после него»

Множество людей со всех стран обращались к Гай-гаону с вопросами. Он переписывался со многими общинами, и очень велико было его влияние на них. До нас дошло письмо, написанное несколько месяцев до смерти Гаона к Сахалан Бен Аврааму – главе Вавилонский синагоги в Фустате (пригород Каира). Почтенный старец 99 лет, страдающей физической слабостью и усталостью, и в тоже время показывает блестящие познания и большую заинтересованность в делах, касающиеся общины Фустат. В конфликте, который разгорелся против Саалан — друга р. Гай-гаона, Гай был готов помочь всей силой своего влияния; и связаться с главами общин чтобы поддержать друга.

Нет сомнений, что в дни своей молодости Гаон Гай попал под влияние р. Саадия-гаона. Это сказывается на его образовании, и на его сочинениях. Отсюда также увлечения грамматикой и философией. Он также комментировал Ветхий Завет. Один из его учеников ребе Мацлиах рассказывал, что однажды, из-за разногласия по некоторым отрывкам, послал р. Гай-гаон ученика к католику за ответом. Когда он увидел, что ребе Мацлиах неудобно просить совета у католиков, то разгневался и сказал, что их предки никогда не воздерживались, если нужна была помощь в трудном деле, обратиться к людям другой веры.

Гаон Гай также давал комментарии к Аггаде из Талмуда. О многих Аггадах он говорил, что они написаны в стиле басни или преувеличения. И это несмотря на то, что хотя Гай-гаон предполагал, что Бог творит чудеса для праведников, решил, что некоторые из чудес привиделись им во сне, или они видели вещи «сердцем, а не глазами». Некоторые вещи Гаон Гай пытался объяснить естественным путем. Он также пользовался правилом, что нужно делать комментарии с точки зрения того времени, в котором жили люди, писавшие Тору или Талмуд. Также в его ответах и книгах по Галахе видно влияние р. Саадия-гаона. Он не писал книги по Галахе к каждому из законов Талмуда, а посвящал отдельной теме целое сочинение, как делал Саадия. Он рассматривал каждую тему со всех сторон, анализировал и упорядочил их удивительным образом. А в книге «Мишпатей Швуот» — «Законы клятв» показал себя как отличный юрист.

Не было среди гаонов равных ему по количеству ответов; их было тысячи и не все дошли до наших дней. В Каирской Генизе были обнаружены ряд ответов Геоним (ныне опубликованы), и там записаны много ответов р. Гай-гаона, которые не дошли до нас. Его ответы составляют третью часть из всех ответов Геоним, которые посылались из двух иешив в течение четырехсот лет. Его ответы были написаны на иврите, арамейском и арабском языках. Его обычаем было отвечать на том же языке, на котором был задан вопрос; и который отсылался в разные страны. Даже те страны, связь с которыми ослабла, и которых было много мудрецов, возобновили старинные отношения во времена р. Гайя-гаона, и тоже обращались к нему с вопросами.

Как национальный предводитель, он подчеркнул обязанности судей Израиля следить за народом и предостерегать его от грехов.

Из его комментариев к Талмуду до нас дошли комментарии к трактату о молитвах, шабате, праздниках, брачных контрактах и т.д. Кроме его сочинения «Книга клятв», составил еще несколько монографий на различные темы в области галахи: книга о залогах, книга о ссудах, книга о дорогах Талмуда.

Контрольные вопросы

КВ-8. В чем состоит вклад р. Саадии-гаона?

КВ-9. Опишите вклад р. Амрама-гаона?


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Что означает слово "гаон"?



КВ-2. Каковы исторические рамки эпохи гаонов?



КВ-3. Сколько человек училось в вавилонских йешивах?



КВ-4. Что такое ходеш-кала?



КВ-5. Подумайте и попробуйте ответить, почему библиотеки респонсов способствовали прекращению влияния Вавилонского центра?



КВ-6. Попробуйте в двух словах сформулировать, в чем разница между Вавилонским и Палестинским центрами?



КВ-7. Как вы думаете, занятие поэзией характерно для Вавилонского или для Палестинского центров?



КВ-8. В чем состоит вклад р. Саадии-гаона?



КВ-9. Опишите вклад р. Амрама-гаона.