МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Люди и эпохи в истории еврейской традиции. Часть 2"

Лекция 3. Рабби Моше бен-Нахман (РаМБаН, Нахманид, 1194-1270)

1. Биография и основные взгляды
2. Диспут и переезд в Святую Землю
3. Важность позиции РаМБаНа для обоснования религиозного сионизма
4. Отрывок из Диспут Нахманида
Список контрольных вопросов

1. Биография и основные взгляды

Рабби Моше бен-Нахман, известный в европейской литературе по латинской форме отчества Нахманид, а в еврейской - под аббревиатурой РаМБаН, - один из главных авторов талмудической литературы Cредневековья, философ, кабалист, поэт и врач. Нахманид родился в Героне (Жироне) в Каталонии в 1194 году. Он был последователем Ицхака бен-Рувена. Его мать была сестрой Авраама Герунди. При учебе в ешиве в Барселоне он унаследовал традиции тосафистов северной Франции и методы учения, принятые в ешивах Прованса. Таким образом, он осуществил некоторый синтез ашкеназского и сефардского подходов к Талмуду. Нахманид был главным раввином Каталонии до его эмиграции в Эрец Исраэль в летом 1267 года. Испанские раввины следующих поколений называли его Великим учителем.

Нахманид изучал медицину и занимался врачебной практикой, он приобрел также значительные познания и в философии.

На 16-ом году жизни Нахманид приступил к составлению компендиума некоторых частей Талмуда. В дальнейшем он составил множество новелл ("хидушим") к различным местам Талмуда. Посвятив первую половину жизни талмудическим исследованиям, он в дальшейшем обращался более к этике и комментированию Торы.

Нахманид был мистиком, каббалистом и, в большой мере, критиком рационалистической философии.

В ту эпоху одним из важнейших духовных конфликтов в еврейском обществе был конфликт вокруг наследия Маймонида. Распространение (после появления Маймонидовского "Морэ невухим") крайне рационалистического подхода среди философски образованных евреев Испании и Прованса породило стремление рассматривать библейские рассказы как аллегории (а не как настоящую реальность), отрицать чудеса, описанные в Талмуде, и т.д.

Нахманид подверг резкой критике такой подход. (Таким образом, Нахманид по своей позиции является противником Маймонида. Однако он питал большое уважение и к сторонникам Маймонида, осуждая крайности и отречения ("херем"), раздававшиеся с обеих сторон.)

Нахманид резко нападает на тех философов, которые стараются сделать человека безразличным как к радости, так и к горю. Нахманид осмеивает самонадеянную уверенность некоторых философов в том, что им понятна сущность Бога и Его ангелов - в то время, как устройство их собственного тела является для них тайной. Для Нахманида лучшим путеводителем в подобных вопросах является вера в Откровение. Так как Бог по Своей сущности справедлив, то должно быть воздаяние за добро и зло. Так как добро и зло в нашем мире относительны и преходящи, то воздаяние должно совершиться в Ином мире. Кроме животной души, присущей всем живым существам, человек обладает и специальной душой. Последняя, берущая свое начало непосредственно от Бога, существовала еще до сотворения мира. Проблема воскресения понимается Нахманидом как воскресение тела: посредством души тело перерождается в чистое существо с вечной жизнью.

Комментарий Нахманида к Пятикнижию, самое знаменитое и считающееся лучшим его произведение, было его последним трудом. Большая часть комментария была написана в Испании и дополнена в Эрец Исраэль. Комментарий Нахманида является наиболее полным выражением его религиозного мировоззрения.

В этом комментарии излагается (часто намеками) каббалистическая теологическая концепция. Комментарий Нахманида противостоит как рационалистическому подходу сторонников Маймонида, так и стремлению (характерному для комментария РаШИ) рассматривать героев Торы как абсолютные идеалы, почти как ангелов, а не как людей. (Например, в истории о том, как Авраам в Египте называет Сару своей сестрой, а не женой - РаШИ полностью оправдыает Авраама, а Нахманид говорит о том, что Авраам поступил здесь нехорошо и неправильно.)

Нахманид рассматривает глубокие психологические аспекты жизни героев Торы, не боится ставить вопросы, на которые нет ясного и простого ответа, и обсуждать их с различных сторон. Книга написана увлекательным стилем, в изложении чередуются агадические и каббалистические объяснения. Комментарий Нахманида во все последующие столетия является одной из важнейших еврейских книг для вдумчивого читателя.

2. Диспут и переезд в Святую Землю

В 1263 году в Барселоне король Хайме I навязал Нахманиду как главному раввину Каталонии публичный диспут с выкрестом Пабло Кристиани, во время которого Нахманид мужественно защищал еврейскую религию. Нахманид согласился участвовать в диспуте при условии, что ему будет позволено высказываться совершенно свободно, не опасаясь кары за это. Король принял это условие, а после диспута, продолжавшегося четыре дня, с похвалой отозвался об аргументации Нахманида и подарил ему 300 динаров. Нахманид сам ответил королю благодарственной речью при посещении королем большой синагоги Барселоны - случай небывалый в истории. По настоянию епископа Жероны Нахманид изложил свои взгляды в книге "Сефер hа-виккуах" ("Книга Диспута"), которую епископ использовал для возбуждения судебного дела в суде папской инквизиции по обвинению Нахманида в хуле на христианство (1265). Однако благодаря вмешательству короля решение суда о наказании Нахманида было отложено на неопределенное время. Доминиканцы обратились за поддержкой к папе Клименту IV, и он потребовал от короля наказать дерзкого еврея. Нахманид был вынужден бежать из Испании.

Нахманид был из тех раввинов, которые провозглашали обязанность заселения Эрец Исраэль одним из важнейших предписаний еврейской религии, и после отъезда из Испании Нахманид реализовал эту обязанность. Летом 1267 года Нахманид прибыл в Акко, затем ненадолго поселился в Иерусалиме. Иерусалим был разорен недавним нашествием монголов; Нахманид нашел во всем городе всего двух евреев - красильщиков тканей. Восстановив общину и синагогу, Нахманид в 1268 году вернулся в Акко и до конца жизни был духовным главой его еврейской общины. В Акко была найдена печать Нахманида, изготовленная из меди. Место погребения Нахманида точно не установлено.

Нахманид был исключительно разносторонним и глубоким мыслителем, сочетавшим в своих писаниях принципы рационализма и мистицизма. Активный деятель, смелый и гордый защитник еврейской религии, он не только напомнил еврейскому народу о религиозном предписании заселения Эрец Исраэль, но и продемонстрировал личным примером возможность и плодотворность этого предписания.

3. Важность позиции РаМБаНа для обоснования религиозного сионизма

Рамбан пишет о заповеди "заселить землю и овладеть ею" так:

"Заповедано нам Торой владеть землей, которую дал Всевышний нашим праотцам, и не оставлять ее во владении какого-нибудь другого народа, и также не оставлять ее невозделанной; полностью в границах ее, о которых клялся Бог нашим праотцам, и никакой кусочек из нее не оставить" (Комментарий на "Сефер hа-Мицвот", Мицва Осе 4).

Если перевести слова "не оставить ее и никакого кусочка из нее во владении какого-нибудь другого народа" на язык современных понятий, то это означает: "иметь суверенное еврейское государство на всей исторической территории Земли Израиля". С этой точки зрения даже совершенно нерелигиозное еврейское государство имеет религиозное значение, т.к. оно дает возможность выполнения заповеди Торы. Поэтому есть однозначная религиозная обязанность поддерживать даже совершенно нерелигиозное еврейское государство на Земле Израиля; и также следует стремиться, чтобы власть и суверенитет этого государства распространялись на как можно большую часть этой земли.

4. Отрывок Диспут Нахманида 1)

Нахманид предпослал своему изложению хода диспута предисловие, в котором говорится:
В трактате Сангедрин2) сказано: Пять учеников было у Ешу [Иисуса]: Матай, Накай, Нецер, Бони и Тода. Матай был осужден на смерть. Привели Матая, и [его сторонники] сказали: Неужели Матай будет убит? Ведь написано же: Когда [ивр. 'матай'] приду и явлюсь пред лице Божие (Псалмы, 42:3)? Им ответили: Да, Матай умрет, ибо написано: Когда ['матай'] умрет и погибнет имя его... (Псалмы, 41:6).
Таким же образом я пишу о том, что я отвечал этому неучу брату Пабло, показавшему глупость своих доводов публично, в присутствии короля, государя нашего, его мудрецов и советников, да возрастет величие его и да возвысится царство его.
Велел мне король, государь наш, провести диспут с братом Пабло во дворце своем в присутствии короля и его советников в Барселоне.
Я ответил, сказав:
Я исполню повеление короля, государя моего, если вы разрешите мне говорить, как я хочу. Я прошу дозволения короля и его соратников и монахов, здесь присутствующих.
Ответили мне:
Если только ты не будешь поносить нашу веру.
Я сказал им:
Я не хочу вступать в дискуссию, если не смогу говорить свободно, как и вы, обо всем, что касается диспута. Я умею говорить вежливо и аккуратно, но я буду говорить то, что я хочу.
И все дали мне разрешение говорить, как я хочу. И сам король велел мне говорить, как я хочу.
Я сказал:
Немало было диспутов между христианскими священниками и иудеями о законах и обычаях, не связанных с основами веры. Я же хочу в этом почтенном дворце говорить лишь об основах, от которых зависит все, а не пустословить о вещах, не имеющих существенного значения.
И сказали они в ответ:
Ты хорошо сказал.
Итак, мы согласились, что будем сначала говорить о Мессии. Пришел ли он уже, как верят христиане, или должен прийти, как верят иудеи. Затем будем говорить о том, является ли Мессия самим Богом или же он полностью человек, родившийся от мужа и жены. А позднее будем говорить о том, кто придерживается истинного учения- мы или христиане...3)
Мы стали обсуждать вопрос о Мессии и о грехе Адама. И я сказал, что, по нашему мнению, в эпоху Мессии прекратится грех Адама.
Сказали на это наш государь, король, и брат Пабло:
И мы считаем, что грех Адама прекращается при Мессии, но только не в том смысле, в котором ты думаешь. Ибо раньше все отправлялись в ад в наказание за грех Адама, а во дни Мессии Иисуса он прекратился, ибо Иисус искупил своей смертью первородный грех и вывел людей из ада.
Я сказал в ответ:
У нас есть пословица: Если ты решил солгать, то удали своих свидетелей! Много всяких наказаний определено в книге Бытия Адаму и Еве за их грех: Проклята земля для тебя ... терн и волчец произрастит она тебе ... в поте лица твоего будешь есть хлеб... ибо прах ты и в прах возвратишься. Так же и о женщине: В тяготах будешь рожать детей (см. Бытие 3:16-19). И все эти наказания, видимые и ощутимые, существуют и сегодня, и ничего из них, как мы реально видим, не отменилось и не искупилось в дни вашего мессии. Зато про ад, о котором как о наказании ничего в книге Бытия не сказано, вы говорите, что он искуплен,- и вы говорите так потому, что никто не может вас опровергнуть! Пошлите туда кого-нибудь из вас4), пусть он пойдет туда, вернется и расскажет всем!
А кроме того, не может быть у Бога такого неправосудия5), чтобы праведные попадали в ад за грех Адама, их праотца. Моя душа имеет такую же зависимость, в смысле вины за грех, от души моего отца, как и от души фараона,- а за грех фараона моя душа в ад не попадет! Наказания за грех Адама- во плоти, ибо плоть моя дана мне от отца и матери, и именно об этих наказаниях говорится в Торе. И коль было определено Адаму и Еве, чтобы они стали смертными за свой грех, то и потомки их за этот грех стали смертными по своей телесной природе6).
Встал брат Пабло и сказал:
Я приведу доказательство, что время Мессии уже прошло.
Я сказал царю:
Выслушай, государь мой! Наш Закон, Истина и Правосудие не зависят целиком от Мессии... Основной предмет разногласий между иудеями и христианами заключается не в Мессии, а в том, что христиане говорят ужасные вещи о Божественной Сущности. Ты сам, государь наш,- христианин, сын христианина и христианки, ты привык к этому и перестал это осознавать. Ты всю свою жизнь слушал священников и монахов, говорящих о рождестве Иисуса. Они до мозга костей наполнили тебя рассуждениями об этом, вплоть до того, что все это утвердилось у тебя в силу привычки. Однако то, во что вы верите- и это основа вашей веры!- не приемлет данный нам Богом разум: что Всевышний, Создатель небес и земли, превратился в плод в утробе некой женщины, пробыл там девять месяцев и родился младенцем, затем вырос, а впоследствии был предан в руки своих врагов, которые осудили его на смерть и умертвили; после чего, как вы утверждаете, он ожил и вознесся на небо. Все это противно природе вещей, этого не приемлет разум человека, который действительно верит в то, что Всевышний есть Создатель и Владыка небес и земли; пророки никогда ничего подобного не говорили, да и нельзя оправдать такие вульгарные верования ссылками на возможность чуда (и если ты хочешь, то я могу подробно обяснить тебе отдельно, почему так). того не стерпит разум иудея и вообще никакого думающего человека! И тщетно вы приводите свои доказательства о Мессии- ведь не в Мессии вся суть нашего спора. Но мы поговорим дальше о Мессии, раз вы требуете этого...
Сказал брат Пабло:
И ты поверишь, что Мессия уже пришел?
Я сказал:
Я верю и знаю, что Мессия еще не пришел. Невозможно поверить в мессианство Иисуса, потому что он не исполнил слов пророков. Пророк говорит о Мессии, что он будет царем Израиля и что при этом он будет властвовать от моря до моря и от реки до концов земли (Псалмы 72:8). У Иисуса же не было вообще никакой власти, ибо при жизни он сам был гоним врагами и скрывался от них. Позднее же он был пойман и не мог спасти сам себя,- как же он избавит весь Израиль? Да и после его смерти не было у него какой-либо власти. Ведь владычество Рима- не от него, потому что Римская империя властвовала над большей частью мира до Иисуса, зато после принятия его веры она потеряла много государств. Да и сейчас у ваших религиозных врагов, мусульман, больше власти и стран в подчинении, чем у вас. К тому же пророк говорит, что во дни Мессии Земля будет наполнена ведением Бога, как воды наполняют море (Исайя 11:9). И еще: не будут больше учить друг друга, и не будет нужды в том, чтобы брат учил брата, и не будут говорить: Познайте Бога, ибо все сами будут знать Меня (Иеремия 31:34).- И ничего подобного нет сейчас! И еще сказано: И перекуют мечи свои на орала [плуги], и копья свои на серпы; не поднимет народ меча на народ, и не будут более учиться воевать (Исайя 2:4). Но от дней Иисуса и поныне столько войн, и весь мир полон насилия и грабежа, а сами христиане проливают крови больше других народов! Как же можно говорить, что Мессия пришел,- ведь мы ясно видим, что мессианские времена еще не настали.
И еще говорит пророк о качествах Мессии так: И жезлом уст своих поразит он землю (Исайя 11:4). А в книге Агады, которую держит и на которую ссылается брат Пабло, это обясняется более подробно:
Скажут мессии-властителю: Такое-то государство взбунтовалось против тебя, а он скажет: Да погубит его нашествие саранчи (т.е. Царь-Мессия поразит это государство жезлом уст своих). Скажут ему: Такая-то область не подчиняется тебе. А он скажет: Нашествие диких зверей да истребит ее.
Ничего подобного не было у Иисуса. Вы же, рабы его, предпочитаете идти в наступление на врагов своих с мечом, а вовсе не с жезлом уст. У вас рать вооруженная, а иногда и этого вам недостаточно. И еще я приведу вам множество обоснований из слов пророков о том, что Мессия еще не пришел...
Завопил тот человек, сказав:
Вот вечно он так со своими длинными речами! А у меня есть, что спрашивать!
Сказал мне король:
Умолкни, ведь он же истец, а ты ответчик.
И я замолчал и продолжал отвечать на его вопросы.
И сказал брат Пабло:
Вот Даниил (9:24) говорит:
Семьдесят седьмин (т.е. 70 x 7 = 490 лет) определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых.
Семьдесят седьмин- это годы: 420 лет существования Второго Храма и 70 лет Вавилонского пленения. Значит, слова Святой святых относятся к Иисусу, и о нем сбылось предсказание Даниила.
Я сказал ему:
Но ведь даже согласно вашим расчетам Иисус был раньше этого времени, он родился раньше указанного Даниилом срока более чем на десять седьмин (т. е. на 70 лет, т. к. по христианской хронологии Храм был разрушен в 73 году от рождения Иисуса).
Он сказал:
Так. Но вот есть стих у Даниила, где сказано:
Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до помазанника-князя- семь седьмин и шестьдесят две седьмины.
Помазанник-князь- это и есть Иисус.
Я сказал ему:
Это тоже общеизвестная нелепость. Ведь Писание разделяет вышеупомянутые семьдесят седьмин и отсчитывает семь седьмин до помазанника-князя; затем шестьдесят две седьмины до отстройки улиц и стен, а потом еще одну седьмину, когда он утвердит завет для многих. В общей сложности получается семьдесят седьмин. Иисус же, которого ты называешь помазанником-князем, явился не к семидесяти седьминам, а после примерно шестидесяти седьмин, согласно твоему счету. Попробуй обяснить мне всю главу согласно твоему толкованию, и я тебе отвечу. Ведь ты даже не сможешь обяснить ее никоим образом... Но ты не стесняешься говорить о вещах, которых не знаешь. Я же поведаю тебе, что помазанник-князь- это Зерубавель (руководитель евреев эпохи возвращения из Вавилонского плена), и он пришел ко времени семи седьмин, как и сказано в Писании.
Он сказал:
Как же он именуется Мессией (помазанником)?
Я сказал:
И Кир, царь Персии, тоже назван помазанником. И об Аврааме, Ицхаке и Яакове сказано: Не прикасайтесь к помазанникам Моим... (Исайя 45:1). Потому и сказано о нем (Зерубавеле) князь, что царство его не возвысится (до настоящего царства), но все же его будет славить и превозносить народ его. Я с готовностью растолкую тебе всю главу эту, если только ты и товарищи твои захотите слушать и твой ум настроен понимать...

Брат Пабло сказал:
Я приведу доказательство из Писания, что Мессия- это не человек, как думаете вы, а Бог, как думаем мы. Ведь о нем Псалом (110:1) говорит: Сказал Господь господину моему:
Сядь одесную7) Меня...
Кому, кроме самого Бога, мог Давид говорить господин мой? И как может сидеть человек одесную Бога? Ясно, что Давид имеет в виду господина своего- Мессию, и что Мессия- это Бог.
Сказал король:
Правильно он спрашивает! Если бы Мессия был самым обыкновенным человеком и из потомства Давида в буквальном смысле, Давид не говорил бы ему господин мой. Если бы у меня был сын или внук из потомства моего, который властвовал бы над всем миром, я бы не стал ему говорить господин мой. Я бы скорее хотел, чтобы он мне говорил господин мой и целовал мне руку.
Я повернулся лицом к брату Пабло и сказал:
Ты что же- тот иудейский мудрец, который сделал это открытие и поэтому крестился, и теперь советует королю собрать всех иудейских мудрецов, чтобы вести с ними диспуты по твоим находкам? Да разве не слышали мы этого до сих пор? Ведь не найдется ни одного попа или ребенка, которые не задавали бы иудеям этого вопроса! Ведь это же очень старый вопрос...
Сказал король:
Однако же ответь на него.
Я сказал:
Так выслушайте меня. Давид был псалмопевцем, который сочинял Псалмы под Святым вдохновением. Он сочинял Псалмы для того, чтобы их пели пред Божьим алтарем в Храме. Сам он не пел их, ему это не было дозволено по Закону Торы- ибо только левиты могли принимать участие в храмовых песнопениях; Давид же был из колена Иуды, а не из колена Леви. Он передавал Псалмы левитам, чтобы они их пели. Так об этом прямо и говорится в Библии (Книга Летописей 1, 16:7). Поэтому Давид должен был сочинять Псалом в такой форме, чтобы левиты могли его читать. Если бы Давид написал:
Сказал Господь мне: Сядь одесную Бога,
то левит не мог бы это провозгласить, так как это не о нем.Левиту следует говорить:
Сказал Господь господину моему (т.е. Давиду): Сядь одесную Бога.
Суть же слов одесную Бога в том, что Всевышний обещает Давиду- и также Мессии, его потомку,- защищать его Своею Десницею, содействовать ему во всем и помочь одолеть его врагов. Так оно и было, ибо сказано про Давида:
он поднял копье свое на восемьсот человек и поразил их в один раз (2-я книга Самуила, 23:8).
Есть ли, король, среди твоих ратников кто-то, кто мог бы своей силой свершить такое? А это и есть Десница Божья. У Давида так и написано: Десница Твоя поддерживает меня (Псалмы 18:36). Или: Десница Господня творит силу, Десница Господня высока (Псалмы 118:15). А нашем учителе Моисее, блаженной памяти, написано: Который вел Моисея за правую руку величественною мышцею Своею... (Исайя 63:12). И он же сказал при поражении фараона: Десница Твоя, Боже, разит врага (Исход 15:6).
А кроме того, в Писании вообще немало мест, где пророк говорит о себе в третьем лице и называет себя по имени, а не говорит я или мне. Так что все это- обычное выражение в Писании, а вовсе не доказательство того, что якобы Мессия- это Бог.

Заявил брат Пабло:
Посмотри на книгу пророка Исайи (глава 6З): Вот, раб Мой будет благоуспешен... и т.д. Эта глава рассказывает о смерти Мессии, о том, как он попал в руки врагов своих, о том, как поместили они его со злодеями. Ведь ясно, что все это и сбылось с Иисусом. Веришь ли ты, что глава эта говорит о Мессии?
Я сказал ему:
Согласно прямому смыслу текста, глава эта не говорит ни о чем другом, кроме как о народе Израиля в целом, ибо так называют его пророки всегда: Израиль, раб Мой, Яаков, раб Мой (см. Исайя 41:5; 44:1).
Сказал брат Пабло:
А я покажу, что, согласно вашим же мудрецам, эта глава говорит о Мессии.
Я ему сказал:
Верно, что эту главу мудрецы наши в книгах Агады (т.е. в аллегорических комментариях) толкуют как говорящую о Мессии8), но они никогда не говорили, что он будет убит рукою своих врагов. Ты не найдешь никогда ни в одной из еврейских книг, ни в Талмуде, ни в Агаде, что Мессия, сын Давида, будет убит и предан врагам своим или что он будет похоронен среди злодеев. Ведь Мессия, которого вы создали себе, даже не был похоронен. Если хотите, я обясню вам весь этот отрывок в четком и ясном толковании. И там вообще нет ничего об убийстве, как это произошло с вашим Мессией.
Но они не хотели слушать...
Такова была суть наших слов. Я записал их текст полностью и не изменил в них ни слова. Позже, в тот же самый день, я предстал перед нашим государем, королем, и он сказал:
Пусть диспут будет приостановлен, ибо я не видел ни одного человека, который был бы неправ и при этом аргументировал бы все так хорошо, как это сделал ты.
Я слышал во дворце, что король и монахи-проповедники хотят прийти в синагогу в субботний день. И я остался в городе еще на восемь дней (чтобы иметь возможность возразить им). И когда они явились туда в следующую субботу, я ответил нашему государю по достоинству, ибо он очень настаивал в своей проповеди, обращенной к евреям, что Иисус- это Мессия.
Я поднялся и сказал:
Слова государя нашего в моих глазах благородны, превосходны и высокочтимы, ибо они исходят от столь благородного, превосходного и высокочтимого, которому нет равного во всем мире! Однако я не могу сказать, что они истинны. Ибо у меня есть убедительные доказательства, ясные, как солнце, что истина не такова, как он говорит. Однако спорить с ним не благопристойно. Я скажу только, что совсем не понимаю одного: ведь так же, как король убеждает нас поверить, что Иисус- это Мессия, Иисус сам убеждал наших предков, но они полностью опровергли его доводы. А ведь Иисус мог доказать свою правоту лучше короля, если он, по-вашему, был Богом. И если предки наши, которые видели и знали его, не согласились с Иисусом, то как же мы можем послушаться короля, который знает о нем лишь понаслышке от людей, не знавших его и не бывших даже в его стране,- в отличие от наших отцов, знавших и засвидетельствовавших о нем?...
... И встал король, государь наш, и встали все и разошлись.
На следующий день я предстал перед государем нашим, и он сказал мне: Возвращайся в город свой с миром. И дал мне триста золотых динариев на дорожные расходы, и я расстался с ним...
1) Цитируется по изд.: Диспут Нахманида. Пер. Б.Хаскелевича. Иерусалим, 1976.
2) Сангедрин- трактат Талмуда, посвященный вопросам судопроизводства. Приводимый Нахманидом отрывок из Талмуда является образцом диспутов, которые затевали ранние христиане с иудеями. Суть его в следующем. Матай, ученик Иисуса, за некое преступление осужден на смерть. Христиане доказывают, что его нельзя убить, и приводят цитату из Священного Писания, в которой есть слово 'матай' ('когда'). Они дают толкование этой цитате в том смысле, что человек по имени Матай не должен умереть. то, конечно, просто игра слов, а не довод. Однако политическая обстановка (комментарий Раши к этому тексту Талмуда поясняет: последователи Иисуса были близки к римским властям, и поэтому приходилось отвечать на их вздорные доводы... ) вынуждает иудеев отвечать им- на том же уровне,- и поэтому они приводят другую цитату из Псалмов со словом 'матай', из которой как бы следует, что Матай должен погибнуть. Нахманид приводит это место из Талмуда как вступление к диспуту, указывая на то, в каком нелепом положении он оказался, будучи вынужден спорить с христианами. Отметим, что отрывок, цитируемый Нахманидом, на протяжении столетий тщательно изымался христианской цензурой из печатных изданий Талмуда, но сохранился в рукописных копиях и в текстах, изданных в нехристианских странах.
3) Этот последний вопрос уже не обсуждался, так как диспут был прерван по приказу короля.
4) Скрытая реминисценция из книги Бытия (42:16). Нахманид иронически предлагает своим оппонентам отправить кого-нибудь в ад, чтобы проверить, действительно ли Иисус искупил грехи всех смертных.
5) Реминисценция из книги Иова (34:10): Не может быть у Бога неправды или у Вседержителя неправосудия.
6) Иными словами, когда в эпоху мессии будет воскрешение из мертвых и люди вновь станут бессмертными- только тогда можно сказать, что грех Адама искуплен. Таким образом, это искупление- согласно тому, что сказано в Торе о грехе Адама,- никак не могло быть совершено Иисусом.
7) Одесную (старослав.)- со стороны десницы, по правую руку.
8) Большинство комментаторов полагают, что речь здесь идет о народе Израиля в целом. Согласно Агаде, речь идет о Мессии. Понять связь между этими двумя комментариями можно на основании принципа, изложенного у Раши в его комментарии к Торе (Числа, 21:21): Моисей- это Израиль, и Израиль- это Моисей. Писание говорит тебе, что вождь поколения тождествен всему поколению.... Мессия олицетворяет собой весь израильский народ в мессианскую эпоху, и поэтому здесь возможны оба толкования.

Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Каковы основные пункты философской позиции Нахманида?



КВ-2. Каков характер комментария Нахманида к Торе?



КВ-3. Каковы основные доводы Нахманида в его "Диспуте"?