МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Люди и эпохи в истории еврейской традиции. Часть 2"

Лекция 5. Рабби Леви бен Гершом (РаЛБаГ, Герсонид, 1288-1344)

1. Биография
2. Философия
Список контрольных вопросов

1. Биография

Раби Леви бен Гершом (РаЛБаГ, известен в европейской литературе под латинской формой имени "Герсонид") - философ, математик, врач и комментатор Писания - родился в 1288 году в Южной Франции (Прованс) и прожил в Оранже и Авиньоне всю жизнь. РаЛБаГ происходит из очень образованной раввинской семьи и связан родственными узами с РаМБаНом и другими выдающимися интеллектуальными деятелями той эпохи.

[Следует отметить, что Прованс занимал специфическое место в еврейской географии Средневековья. Он не относился ни к Ашкеназу (под этим термином понимали еврейство Северной Франции и Германии), ни к Сфараду (еврейству Испании), занимая между ними промежуточное положение. Евреев Прованса отличало очень высокое знание общей культуры и философии, здесь было много последователей Маймонида (и его переводчиков с арабского на иврит). Однако, поскольку в дальнейшем евреи были изгнаны из Прованса и специфика общины разрушилась, впоследствие утвердился более упрощенный взгляд на западноевропейское еврейство как состоящее из сефардов и ашкеназов. РаЛБаГ является, наверное, самым знаменитым представителем еврейства Прованса.]

О жизни РаЛБаГа известно мало. Вся его жизнь протекала в активном интеллектуальном общении, в том числе он поддерживал контакт с важными фигурами христианского мира. (Следует вспомнить, что это был период "Авиньонского пленения Пап", т.е. РаЛБаГ общался с папским двором непосредственно.) Несмотря на провозглашенный в то время запрет "изучать философию и внешние науки до достижения 25 лет", РаЛБаГ с ранней юности изучал как Библию и Талмуд, так и все светские предметы. Выдающийся талмудист и комментатор Библии, он также имел очень обширный круг интересов в области светских наук и внес большой вклад как в математику и астрономию (включая астрологию), так и в философию (см. ниже).

Ему принадлежит разработка новых приборов в области астрономии (и, соответственно, более точные расчеты движения звезд и планет). Его труды по астрономии были переведены на латынь по приказу Папы Климента VI (1342) и приобрели большой авторитет среди христианских ученых (их, в частности, отмечали Кепплер и многие другие). Кроме астрономии, он занимался также различными разделами математики. Особенно значителен его вклад в тригонометрию. В трактате "О синусах, хордах и дугах" (пер. на лат. яз. 1342) РаЛБаГ разработал теорему синусов (теорема о прямой пропорциональности синусов углов треугольника противоположным сторонам). Вычисленная РаЛБаГом таблица синусов правильна до пятого десятичного знака. В его работах по логике высказаны идеи, которые были полностью освоены математикой только в 19 веке. РаЛБаГу принадлежит также несколько технических изобретений, нашедших применение в оптике и навигации.

Кроме комментариев к Библии и Талмуду, РаЛБаГ написал также комментарии к Эвклиду, комментарии к Аристотелю, а также комментарии к книгам Авероса, таким как "Физика", "Метерологика" (1321) и "Органон" (1323) и т.д.

РаЛБаГ скончался в 1344 году.

Существуют многочисленные ссылки на творчество р. Леви бен Гершома. Вследствие своей нестандартности он неоднократно являлся мишенью критических нападок различных философов. Некоторые превозносили его как величайшего и идеального представителя еврейства, другие полностью отвергали, третьи видели в нем великого талмудиста, но вместе с тем отвергали некоторые его философские теории. Несмотря на это, даже самые ярые противники РаЛБаГа неоднократно использовали его идеи в своем творчестве.

Научное сообщество еще со времен Возрождения также чрезвычайно ценило труды РаЛБаГа, особенно по астрономии, логике и математике. В частности, в честь РаЛБаГа был назван лунный кратер Rabbi Levi.

2. Философия

РаЛБаГ был чрезвычайно самостоятельно мыслящим и нестандартным философом.

Позиция, занимаемая РаЛБаГом в еврейской философии, единственна в своем роде. Из всех еврейских перипатетиков он один осмелился принять целиком систему Аристотеля, несмотря на противоречие некоторых доктрин этой системы главным догматам иудаизма. Обладая в высшей степени развитым критическим умом, РаЛБаГ иногда расходится с Аристотелем и защищает, в противоположность взглядом своего учителя Аверроэса, свои собственные взгляды; когда же, взвесив все доводы за и против какого-нибудь учения, он приходил к убеждению, что оно правильно, тогда он не боялся исповедывать это учение, даже в том случае, если оно прямо расходилось с обычно принятым в то время положением еврейской теологии.

Он полагал, что Священное Писание по своей сути рационально, и следовательно, Провидение в принципе не может требовать от человека ничего такого, что противоречило бы его разуму (например, он высказывал мнение, согласно которому под Днями Творения имеются в виду значительно более длительные периоды, чем сегодняшний "день", - и не видел в этом никакой теологической проблемы).

Так как РаЛБаГ писал после Маймонида, то он рассматривал только те вопросы, которые автор "Морэ невухим", стоя на почве традиции, решил в прямой противоположности принципам аристотелевской философии или дал их решение в таких неопределенных выражениях, что изучающий его творения остается в неизвестности относительного истинного мнения Маймонида. Эти проблемы суть вопросы о бессмертии души, о пророчестве, о всеведении Бога, о Божественном Промысле, о природе небесных сфер и о вечности материи. Решению этих шести философских проблем РаЛБаГ и посвятил свое самое знаменитое философское произведение "Милхамот Адонай" [="Милхамот hа-Шем"] - "Войны Господа". Оно содержит шесть главных отделов, каждый из которых подразделен на главы. РаЛБаГ принял в этом труде метод изложения Аристотеля: раньше, чем высказать свое собственное мнение по рассматриваемому вопросу, он дает критическое обозрение взглядов своих предшественников (например, первый отдел начинается изложением теорий Александра Афродисийского, Фемистия, Аверроэса и некоторых современных РаЛБаГу философов относительно учения Аристотеля о душе), а затем приводит свое собственное мнение.

Рационализм РаЛБаГа ярко проявился, например, в таком вопросе, как отношение к чудесам. Он считал, что сверхестественного в буквальном смысле не существует, так как даже чудо является естественным действием первоначального закона, хотя оно отличается от других подлунных явлений своим происхождением и своей чрезвычайной редкостью. Таким образом, человек с высоко развитым разумом может предвидеть совершение чуда, которое является только результатом Божественного закона, воспринятого и исполненного деятельным разумом. Все чудеса подчинены, согласно РаЛБаГу, следующим законам: (1) их действие не может оставаться постоянным и, таким образом, замещать закон природы; (2) чудо не может производить самопротиворечащие явления, вроде, например, предмета, который был бы в одно и то же время весь белым и весь черным; (3) чудо не может иметь места в небесных сферах. Если Иеhошуа говорит: "Солнце, стой над Гивоном" (Иеhошуа 10:12), он только выражает этим пожелание, чтобы поражение врага совершилось, пока солнце еще сияет над Гивоном. Чудо, таким образом, состоит в быстроте победы. Точно так же не нужно понимать возвращение тени назад по солнечным часам Ахаза (II Цар. 20:9; Ис. 38:8) в том смысле, будто солнце возвратилось вспять; тень пошла назад, а не солнце. Все эти положения РаЛБаГ ввел в свой комментарий к Библии, где он старается примирить их с текстом Торы. Руководствуясь принципом Маймонида (которому последний, однако, следовал не всегда), что каждый библейский рассказ содержит учение философское или моральное, РаЛБаГ придерживается в своем комментарии следующего метода: он сначала дает буквальный смысл, а затем излагает философские идеи и моральные максимы, содержащиеся в каждом отделе. Книги Иова, Песни Песней и Экклезиаста объяснены им главным образом философски. Иерусалим, согласно его толкованию, символизирует человека, который, подобно этому городу, был избран для служения Богу; "дщери Иерусалима" символизируют способности души; Соломон представляет собой управляющий всем разум; Коhелет (Эккелезиаст) - ничто иное, как знаменитую этику Аристотеля и его противников, потому что моральные истины не могут быть доказаны аподиктичной достоверностью. В противоположность, однако, некоторым современным ему крайне рационалистическим экзегатам, РаЛБаГ не аллегоризировал исторической и законодательной части Библии (т.е. он принимал их как реальный факт, а не как аллегорию), но при этом старался дать естественное объяснение чудесам.

Философские теории РаЛБаГа (некоторые из которых оказали прямое влияние на Спинозу, который, обсуждая вопрос о чудесах, цитирует РаЛБаГа), встретили сильную оппозицию среди некоторых раввинов. Часть из них, выражая свое удивление перед большими талмудическими познаниями РаЛБаГа, резко осуждает его философские взгляды, а некоторые заходили так далеко, что даже запрещали изучение комментариев РаЛБаГа к Библии.

РаЛБаГ, как бы предвидя такое развитие событий, писал: "Без сомнения, многие отвергнут мои взгляды как чуждые им и несовместимые с мнениями, которые не составились у них путем самостоятельного мышления, а унаследованы от других; но если мои доказательства правильны, я не боюсь нарекания, ибо последнее сделает мне только честь". "С ними, - говорит он о слепо верующих, - мы не рассуждаем: довольно с них, что они веруют!". Однако, в дальшейшем все эти споры утихли, и сегодня комментарии РаЛБаГа всеми приняты и включаются в каждое большое комментированное еврейское издание Библии.

Сегодня его наследие является классическим в иудаизме.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Отметьте особенно радикальные взгляды РаЛБаГа.



КВ-2. Считал ли РаЛБаГ свои взгляды ортодоксально-религиозными?



КВ-3. Какого подхода придерживался РаЛБаГ в ситуациях, когда описанное в Торе противоречило, казалось бы, здравому смыслу?