МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Еврейская семья"

Лекция 1. Брак в иудаизме

1. Общее отношение иудаизма к браку
2. Цель брака
3. Еврейское отношение к семейной жизни
4. "Нехорошо быть человеку одному, сделаю ему помощника, соответственного ему" (Бытие 2:18)
Список контрольных вопросов

1. Общее отношение иудаизма к браку

Мы приводим ниже главу "Брак и семья в еврейской традиции" из книги "Вступление в брак. Информация для репатриантов"

"И сказал Господь Бог: нехорошо чтобы человек был один; сделаю ему подмогу, соответствующую ему... И навёл Господь Бог крекий сон на Адама, и взял одну из граней его... И перестроил Господь Бог грань, которую взял у человека, в женщину, и привёл её к Адаму. И сказал Адам: на этот раз - это кость от кости моей и плоть от плоти моей... Поэтому оставит мужчина отца и мать и прилепится к жене своей, и будут они единой плотью" (Бытие 2)

Эта общеизвестная цитата лежит в основе отношения еврейской философии к семье и браку. Слово "нехорошо" появляется в Торе впервые именно в этом отрывке, что придаёт дополнительный вес тому, насколько это "нехорошо". Таким образом, создание семьи понимается в иудаизме не только как способ удовлетворения повседневных нужд человека, но и как реализация его Божественного предназначения. Более того, еврейские мудрецы обращают внимание на слова, появляющиеся в Торе ещё раньше, в первой главе, при описании сотворения Всевышним человека: "Мужчиной и женщиной сотворил Он их и назвал им имя ЧЕЛОВЕК" (Бытие 1) - и делают отсюда вывод: тот, кто ещё не создал семью, не является в полном смысле "человеком" (Талмуд, трактат "Йевамот").

Комментарий Сфорно добавляет по этому поводу: "Человек в каждом своём действии стремится достичь совершенства, заложенного в самой его природе, в самой идее сотворения человека. А совершенство это таково, что муж и жена существуют только как одно целое".

Итак, брак рассматривается в иудаизме не только как сотрудничество или партнерство, но как живое единство между мужем и женой, как это выражено в словах Торы "И будут они единой плотью".

Это телесное единство является при этом средством для достижения более высокой степени единства, единства душевного и духовного. А это единство, в свою очередь, является средством для познания Бога.

В том месте, где сказано о рождении у Хавы (Евы) первого сына, она говорит: "Обрела я человека - вместе с Господом" (Бытие 4).

Об этом сказано в Мидраше: трое участвуют в создании человека: отец и мать дают ему тело, а Всевышний даёт ему душу. И осознание (как в самом браке, так и при рождении детей) реализации этого сотрудничества трёх сторон - и является основным в понимании законов еврейской семьи, когда в самых интимных отношениях между мужем и женой никогда не исчезает Божественное присутствие.

Маймонид в Кодексе еврейского закона ("Мишнэ Тора") разъясняет, что раньше, до дарования Торы, мужчина мог просто привести женщину в свой дом и она становилась его женой. Но с момента дарования Торы народ Израиля получил закон, по которому мужчина и женщина не имеют права начинать совместную жизнь без того, чтобы он посвятил ее себе в присутствии двух свидетелей. Согласно концепции Иудаизма, религиозное содержание церемонии брака создается не священником или раввином, но собственными действиями вступающих в брак (передачей кольца) и этими двумя свидетелями, которые являются при этом представителями всего народа Израиля.

Таким образом, создание новой семьи в народе Израиля является не только фактом из личной биографии данных мужчины и женщины, но и жизненно важным актом для существования всего народа. Эта связь проявляется, в частности, в том благословении, которое произносится при совершении бракосочетания: "Благословен Всевышний, Который освящает народ Израиля посредством хупы и Киддушин (еврейской церемонии брака)". Святость всего Израиля, таким образом, неотделима от святости отношений мужа и жены.

2. Цель брака

Ниже преведены несколько вариантов еврейского подхода к браку, взятых из различных книг по иудаизму. Сравните их.

1) Настоящий брак, основанный на Торе, создает идеальную среду, необходимую для того, чтобы вырастить здоровых, морально и духовно устойчивых детей, сознающих свою особую миссию и привилегию — быть членами общины Исраэля. Здесь послушания требуют не по прихоти родителей или ради того, чтобы удовлетворить их амбиции, а из подчинения закону Торы, воле Всевышнего, которой послушны и сами родители. В доме, где дети видят, что родители отказываются от личных прихотей, чтобы исполнить волю Б-га, не бывает пропасти между поколениями. Главная цель брака, основанного на Торе, — вырастить таких детей, которые с радостью передадут эту великую традицию следующим поколениям.

Однако брак является не только средством воспитания детей, но имеет и самостоятельную ценность. На иврите брак называется киддушин (освящение) или нисуин (возвышение).Наши мудрецы говорили: "Всевышний с нетерпением ожидает, когда человек возьмет себе жену" (Кидушин, 29б); "Человек, отказывающийся от брака, лишен благословения, святости -.. мира и покоя" (Йевамот, 62б); "Отказывающийся от брака пребывает в постоянном грехе" (Псахим, 113а). По мнению мудрецов Талмуда, тот, у кого нет жены, еще не может считаться полноценным человеком. "Мужчина не должен быть без жены, женщина без мужа, и оба они без Б-га", - написано в мидраше (Брейшит раба, 8:9). Такова еврейская концепция брака, таков наш идеал, одинаковый для мудреца и простого еврея.

2) Человек (адам) и земля (адама) имеют на иврите общий корень. Маhараль (рав Иеhуда Лива бен Бецалель, 16в., Прага) объясняет, что дело в общей особенности, которой наделены оба вида творения. Земля способна обеспечивать рост и развитие материальных предметов. В человеке также заложен потенциал роста. Развивая дарованные ему способности, человек может поднятся над своими врожденными качествами и направить их в нужное русло.

Однако реализация этого потенциала требует от человека немалых усилий, серьезной работы. Имя Адам, указывающее на этот потенциал, было дано мужчине и женщине одновременно. А это значит, что их союз – главный катализатор процесса роста, способность к которому заложена в каждом из партнеров. Более того – только в таком союзе достижима полнота этой реализации.

Суть такого роста заключается в том, что человек выходит за рамки своей индивидуальности. Каждый из партнеров перешагивает через индивидуальные границы, и вместе они образуют нерасторжимое целое.

......

Согласно еврейской точке зрения, брак – это отражение союза Б-га с еврейским народом. Каждый еврейский дом считается святилищем в миниатюре. Поэтому в день свадьбы Шхина, Б-жественное присутствие, опускается с неба, чтобы занять место между новобрачными. (Т. Абрамов, "Две половины целого", "Секрет еврейской женственности")

Контрольные вопросы

КВ-1. Сравните вышеприведенные подходы. В чем различие между ними? Как вы считаете, противоречат они друг другу или дополняют друг друга?

КВ-2. Что мы учим из названия киддушин (освящение)? Каков еврейский путь к святости и в чем он отличается от других известных вам подходов?

3. Еврейское отношение к семейной жизни

Ниже мы приводим главу "Еврейское отношение к семейной жизни" из книги "Вступление в брак. Информация для репатриантов"

Существует очень глубокая параллель между отношениями мужа и жены, с одной стороны, и Бога с народом Израиля с другой стороны.

Так, в книге пророка Иеремии Всевышний, обращаясь к народу Израиля как к своей невесте, говорит: "Я буду помнить тебя, доброту твоей юности, любовь той поры когда была ты невестой и пошла за Мной в пустыню, землю незасеянную". И та же сторона отношений продолжается в книге пророка Осия (hОшея), где Бог говорит народу Израиля: "Я обручу тебя Мне навеки... и познаешь Господа".

И точно так же, как в отношении Творца к сотворенному миру, когда самое первое и самое главное качество, которое Он проявляет, есть желание дать, а не желание получать, - то это же качество прежде всего должно иметь место в отношении мужа к жене.

Учили наши мудрецы: тот, кто любит свою жену, как самого себя, и заботится о ней больше, чем о самом себе, и направляет своих сыновей и дочерей по путям прямым, и устраивает их браки в период их взросления, - про того говорит Писание: "И узнаешь ты, что мир в шатре твоем".

Мы уже говорили выше о том, что, родив своего первого сына, Хава (Ева) сказала: "Обрела я человека - вместе с Господом" (Бытие 4) Таким образом, рожая детей, человек уподобляется Богу: как Всевышний дал жизнь Адаму и его жене, так и человек дает жизнь последующим поколениям.

Создавая человека, Бог дает ему заповедь "Плодитесь и размножайтесь, заселяйте землю, и властвуйте над нею", ибо не только отдельный человек, но - в ещё большей степени! - все человечество как единое целое являются "вершиной Творения". Поэтому так важна заповедь "плодитесь и размножайтесь", заповедь рождения детей и их воспитание.

Но, однако, иудаизм ни в коем случае не рассматривает сексуальные отношения между мужем и женой только в плане рождения детей. Иудаизм считает, что сексуальные отношения являются важными также и сами по себе, - не только с "прагматической", но и с духовно-религиозной точки зрения. Известно, что существуют в мире другие религии, которые отрицательно относятся к сексу, считают его постыдным проявлением человеческой слабости и призывают удаляться от него. Все это чуждо и противоположно иудаизму. Иудаизм твердо уверен в том, что весь мир во всех своих проявлениях сотворен Всевышним, и Его присутствие обитает среди всего сотворенного, в том числе - во влечении одного пола к другому. Таким образом, оно никоим образом не является чем-то низменным по своей природе, но напротив - создано Творцом, и как и все мироздание несет в себе потенциал раскрытия святости, позволяет человеку ощутить вкус мира и благодарить Творца за совершенство, которое Он создал.

Еврейские Мудрецы истолковывают Песнь Песней, рассказывающую, казалось бы, о взаимоотношениях мужчины и женщины, причем, безусловно, в образах чувственной, телесной любви - как книгу о взаимоотношениях Бога с народом Израиля. Сама идея возможности уподобления взаимоотношений Бога и Израиля любви между мужчиной и женщиной свидетельствует о том, как высоко наши Мудрецы ценят эту любовь и насколько чистой ее считают.

Но, конечно, как и всякая другая страсть, секс содержит в себе также и потенциал извращения и может оборачиваться стороной низости, когда человек приближается к уровню животного.

Главная и наиболее общая заповедь, данная народу Израиля, - это стремиться к святости, которая заключается не в аскетизме и не в отказе от естественных сторон жизни, а в их реализации в рамках Божественного предназначения человека.

Та энергия, которая дается человеку благодаря этому, является источником всех человеческих возможностей в этом мире. Если бы не она, человек не построил бы дома, не посадил бы дерева, не взял бы себе жены, - и тем самым мир не мог бы реализовать свое предназначение.

В сексуальной области иудаизм рассматривает две основные заповеди. Одна заповедь - это рождение детей, вторая - это доставление сексуального наслаждения партнёру. В этой связи еврейские источники разъясняют, что при половом акте есть три уровня духовности, которых может достичь человек: высший, когда направленностью его души является рождение детей; более низший, но все равно очень высокий, когда целью и направленностью его души является наслаждение, которое он/она доставляет своему партнёру; и самый низкий уровень, на котором человек может находиться в данном случае, - это когда он озабочен своим собственным наслаждением, что является тоже необходимым и положительным, но все же самым низшим из положительных уровней.

При этом более высокие уровни не только не исключают более низкие, но напротив, включают их в себя (т.е. устремление на рождение детей включает в себя желание доставление наслаждения партнеру и также желание получения наслаждения самому), ибо без собственного получения человек не сможет и отдавать. Разница же (как в сексе, так и в других областях жизни) состоит в том, является ли собственное получение конечной целью человека, или же оно есть лишь одна из ступеней целого, обеспечивающая далее возможность отдавать.

Рав Э. Деслер (один из известных еврейских исследователей этики 20 века) отмечает, что вообще, как во всей человеческой жизни, так и особенно в отношениях между мужем и женой проявляется тот факт, что человеком движет в конечном счете всегда одно из двух основополагающих побуждений: либо желание дать другому, либо желание получить. То, что делает семью счастливой - это прежде всего желание дать друг другу, доставить друг другу удовольствие, радость. У рава Деслера есть в связи с этим замечательный отрывок, в котором он поздравляя молодых супругов, говорит: "всегда будьте внимательны, заботьтесь о том, чтобы всю жизнь стремиться доставить друг другу удовольствие. Потому что как только люди начинают подсчитывать, чего им не додано, - как на этом конец всякому семейному счастью. Потому что там, где человек стремится дать, там он подражает Богу (ибо стремление Всевышнего - это стремление давать, а не стремление получать), и становится близок к Нему. Но как только человек становится получателем, - там он скатывается на животный уровень существования и на этом пути достижение человеческого счастья невозможно".

4. "Нехорошо быть человеку одному, сделаю ему помощника, соответственного ему" (Бытие 2:18)

Мы приведем ниже два разъяснения этого широко известного библейского стиха.

1. (из книги Проф. Нехамы Лейбович "Новые исследования книги Берешит в свете классических комментариев")

Выше мы уже приводили отрывок из книги Кассуто, где показана разница между общим направлением первого раздела (первого рассказа о Сотворении Мира. гл. 1:1-1:3) и общим направлением второго раздела (второго рассказа, 1:4 и далее). В соответствии с этим принципом Кассуто полагает:

В предыдущем разделе, целиком посвященном миру физическому, Писание подчеркивает биологический, половой аспект отношений мужчины и женщины: "- мужчину и женщину [букв.: самца и самку] сотворил он их. Во втором разделе, посвященном миру морали, Писание подчеркивает моральный аспект их отношений: " помощник под стать ему [или, иначе: помощник-противник].

Мидраш рассматривает это необычное словосочетание не как некое понятие, складывающееся из сочетания двух слов (как, например, "помощник ему"), а как выражение, в обоих частях которого заложена некая альтернатива.

Например, в трактате Йевамот:

Сказал раби Элиэзер: "Что [означает] сказанное: 'сделаю ему ['эзер кенегдо'], помощника против него'? Будет он достоин - помощник, не будет он достоин - противник".

Или, в краткой формулировке Раши:

Достоин - помощник, не достоин - противник.

Глубокий анализ этой формулировки дал Маhарал из Праги в его книге Гур Арье о комментарии Раши к Торе:

В этих словах скрыт глубокий и потаенный смысл. Мужское и женское - это две противоположности. Если будут они того достойны, то поистине соединятся в единую силу. Ибо всякие противоположности объединяются в единую силу, когда они достойны, то есть когда Всевышний, Благословен Он, творит мир между противоположностями, связывает их и соединяет; но когда они не достойны того - то, поскольку они противоположны друг другу - делает их "противниками".

И

з этого следует, что то "хорошее", "['тов'], что заключено в соединении мужчины и женщины и долженствует превозмочь то "нехорошее", "['ло тов'], которое содержится в пребывании человека в одиночестве, - это "хорошее" также не дано, а задано и обусловлено свободным выбором человека - выбором добра. Как мы видели в начале нашего рассуждения, и о сотворении человека не сказано "ибо хорошо", "['ки тов'], поскольку "хорошее", "добро", "['тов'], зависит от его свободного выбора. Если, как говорит Маhараль, мужчина и женщина по своей природе противоположны друг другу, то их соединение автоматически не влечет за собой преодоление того "нехорошего", "['ло тов'], что заключено в их пребывании в одиночестве. Только если они "достойны", если они оба делают добро и чисты перед Богом, две противоположности соединяются и прилепляются друг к другу, и создается гармония. Но если они не достойны, если Всевышний не "творит мир между противоположностями", - встреча двух противоположностей превращается в столкновение и ведет к дисгармонии.

2. (из книги П. Полонского "Две истории Сотворения мира", гл. 6.1)

"И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному, сделаю ему помощника, соответственного ему" (Бытие 2:18) - читаем мы в обычном переводе Торы.

В чем смысл этого стиха? Хочет ли он сообщить нам довольно тривиальную мысль о том, что человеку плохо в одиночестве? Если бы это было так, то в оригинале мы должны были бы ожидать слов "ло тов ле-адам лиhйот левадо". Однако Текст Торы не таков! В оригинале сказано иначе: "ло тов hейот hа-адам левадо", т. е. буквально: "Не хорошо бытие, когда человек одинок". Иными словами, здесь речь идет не о том, что человеку скучно без компании (хотя и это, конечно, тоже верно). Тора сообщает нам, что сама структура бытия не хороша, когда Адам один.

И потому Раши, на основе Мидраша, комментирует этот стих так: "Поскольку Бог - единственный в верхних мирах, то если бы Адам был единственным в нижних мирах, то он возомнил бы себя полным и совершенным отражением Бога". Т. е. Адам пока он был одинок, был слишком уж самодостаточен, он включал в себе все. "Полнота" оборачивается замкнутостью; и, потому, "слишком уж полное совершенство" оборачивается на самом деле несовершенством. Чтобы преодолеть замкнутость Адама, необходимо было создать у него "ситуацию недостаточности", и для этого Бог отделил от Адама его ребро и перестроил его в Еву.

Тора называет только что созданного Адама "человеком одиноким". Это сказано не о человеке природном, человеке первой главы Книги Бытия, а о человеке метафизическом - Адаме Второго рассказа о Сотворении. Мы уже отмечали раньше, что в Первом рассказе о Сотворении мира Адам описан как человек, который призван управлять окружающим миром; в отличие от него, человек метафизический Второго рассказа - это человек, который стремится к познанию, и "мир" для него - это не внешний мир, а внутренний мир его души. Именно метафизический человек "одинок", и его излишняя замкнутость не хороша для Мирового Бытия.

Слово "одинокий" не употребляется по отношению к природному человеку, потому что природный человек создан сразу в виде "пары" и человеческого рода (Бытие 1:27: "Мужчину и женщину создал Он их, и сказал им: плодитесь и размножайтесь..."). Природный человек всегда существует вместе с другими людьми, ибо он преобразует мир, живя в рамках общества. В отличие от него, метафизический человек - это человек, который занят своей душой, а не миром; и он может замкнуться в своей душе, внутри себя. Поэтому при "сотворении жены" человеку - а это было сделано путем выделения одной из компонент из этого целого Адама и перестройки ее в независимую парную Адаму личность - смысл всего процесса именно в том, чтобы человек по своей внутренней сути не был самодостаточен, чтобы он не мог существовать замкнуто. И поэтому Всевышний делает ему жену, которая как бы одновременно и помощник Адама, и его противник. Она, являясь оппозицией и противовесом, может как бы уравновесить его. Именно в этом одновременном явлении помощи и противостояния заключается значение слов окончания стиха: "эзер ке-негдо" - буквально "помощника, противника ему". Мы видим, насколько неточен обычный перевод "помощника, соответственного ему". Ведь именно своим противостоянием, тем, что она "противник", оппозиция, - этим жена является помощником мужу. Для человека его партнер в браке должен быть тем противовесом, который мешает ему "целиком уйти в себя", и это еврейское понимание гармоничности брака.

Итак, вместо обычного перевода стиха 2:18 -

"И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному, сделаю ему помошника, соответственного ему" -

нам надо перевести:

И сказал Господь Бог: нехорошо Бытие, если Адам единственен; сделаю ему помощника-противника, который своей "оппозицией" будет уравновешивать его.

Мы видим, насколько глубоки слова Талмуда: "Разница между Торой и ее переводом такая же, как между полным и пустым сосудом. Снаружи (но только снаружи!) они выглядят одинаковыми".

Контрольные вопросы

КВ-3. В чем еврейский подход к семейной жизни отличается от обычного современного "западного" подхода?

КВ-4. Как понимается в этих отрывках смысл брака? В чем разница в подходе этих отрывков к пониманию стиха Торы?


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Сравните вышеприведенные подходы. В чем различие между ними? Как вы считаете, противоречат они друг другу или дополняют друг друга?



КВ-2. Что мы учим из названия киддушин (освящение)? Каков еврейский путь к святости и в чем он отличается от других известных вам подходов?



КВ-3. В чем еврейский подход к семейной жизни отличается от обычного современного "западного" подхода?



КВ-4. Как понимается в приведенных отрывках, комментирующих стих "Нехорошо быть человеку одному...", смысл брака? В чем разница в подходе этих отрывков к пониманию стиха Торы?