МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Герои ТаНаХа в мидрашах мудрецов "

Лекция  4. Гостеприимство Авраама и ангелы.

1. Гостеприимство Авраама, его связь с проблемой человеческих отношений
2. Особенность ангелов, суть их трепета перед Богом. Возможные причины страха ангелов перед человеком
3. Диалог Моше с ангелами, его объяснение, почему Тора нужна именно человеку
4. Гостеприимство Авраама и его восприятие ангелами
5. Соотношение  материальной и духовной пищи.
Контрольные вопросы

1. Гостеприимство Авраама, его связь с проблемой человеческих отношений

Следующий мидраш, который мы рассмотрим, относится к разделу "Ваейра". Перед нами сцена, когда Авраам, который в возрасте 99  лет  получил заповедь сделать обрезание, исполнил ее. И вот на третий день после этой операции, когда он особенно остро чувствует боль, Авраам приглашает к себе в гости троих, которых он принимает просто  за  путников,  а  на  самом  деле  это  ангелы,  которых  Всевышний к нему послал.  Мидраш говорит, что Бог  устроил специфически невыносимо жаркий день, чтобы никто не тревожил Авраама. Основное свойство Авраама – это гостеприимство.  Мы  все как будто бы  знаем,  что  это такое. Пришли гости, и, как правило, если они нам не очень противны, мы проявим к ним радушие, внимание. А если не пришли - найдем себе занятие. Но Авраам не таков.  А  именно  -  если  не  пришли гости, то он сидит и страдает оттого, что некого принять. Даже на третий день после операции. Поэтому Бог, видя такой поворот дела (Он хотел сделать лучше, а тот страдает,  сидит  на жаре и выглядывает, не идет ли какой-нибудь путник), - посылает ему этих трех ангелов под видом гостей. Авраам предлагает им свернуть, отдохнуть, он говорит: "Я принесу кусок хлеба", бежит за быком. Они сели под деревом, он им поставил отменную закуску на стол, и говорится: "Они сидят и кушают, а он стоит над ними (вэ-hу омэд алэйhэм).

Слово "алэйhэм", употребленное  здесь – неоднозначно; его можно перевести как "над ними"  или как "возле них". Теперь мидраш говорит нам следующее. 3десь ты говоришь (имеется в виду, что текст Торы говорит) - "И он стоит над ними", выше их. А там (при описании встречи с ангелами, семью стихами выше) он говорит "(три мужа) стоят над ним". Там трое путников стояли возле него, здесь он стоит возле них. Но мидраш - и это очень часто бывает - не играет в такую соглашательскую позицию. Сказано "над ними", значит – над ними. Тут ты говоришь: "он стоит выше них", там ты говоришь: "они стоят выше него". Как это получается? Мидраш объясняет так. До тех пор, пока он не выполнил свои обязанности гостеприимства  - они  стоят выше него,  над  ним. А когда он выполнил свою обязанность, то теперь он стоит над ними. Страх его лежит на них. Михаэль трепещет, Гавриэль трепещет... Что вы трепещете? Он поставил вам еду на стол. Хотите -  

кушайте, не хотите - не кушайте. Но сейчас ангелы боятся его.

Можно ли при этом сказать, что раньше страх перед ними был на Аврааме? Я думаю, что в каком-то смысле можно, но мидраш не хочет этого подчеркивать. Вообще говоря, что значит - страх? Когда я приду на экзамен, я всегда немного волнуюсь, как я с ним справлюсь. И пока я  не  выполнил своей обязанности по отношению к ним, у меня есть какая-то робость и страх, как я справлюсь с этой задачей – и таким образом можно считать, что определенный страх – да, был на Аврааме. Но мидраш этим не занят. Мидраш начинает с того, что есть противоречие, кто над кем, и разрешает его довольно резко. Сначала Авраам еще не выполнил своей обязанности перед ангелами - потому они выше его. Теперь он выполнил обязанность - он стал выше них. (Почему, кстати, он стал выше них, почему он не поднялся на один  уровень  с  ними?)  Но дальше мидраш усиливает ситуацию и говорит, что ангелы трепещут перед ним. Это совершенно непонятно. Почему вдруг они трепещут перед ним? Это довольно серьезный вопрос. Продолжает  мидраш:  рабби  Танхума - и дальше по цепочке передачи мудрецов - сказал: "Вошел в город - следуй его обычаям (вошел в город - ходи по его правилам вежливости)". Что это значит? Наверху (в высшем мире), где  нет еды и питья, когда туда поднялся Моше, то он не ел. Как сказано (Моше - в книге "Дварим" - говорит): "Я провел на горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил". Но внизу, где есть еда  и  питье (открывается цитата из нашего стиха): "И он стоит над ними, под деревом, и они ели". [т.е. ангелы, не нуждающиеся в еде и питье, придя в нижний мир, поступали по его обычаям.] Этот мидраш он уже не ставит в центр внимания, кто над кем стоит, а подчеркивает совершенно новую мысль: что  нужно  уважать  обычаи той местности, куда ты пришел. Наверху не принято есть, поэтому Моше потерпел, сорок дней и ночей не ел и не пил. А внизу принято пить и есть, и ангелы, когда они спустились вниз, ели и пили. На это  ему  возражают (и возражение  довольно резонное): разве же они ели? Они только делали вид, что едят! (А сами уничтожают это по мере поступления).

Итак, перед нами  две проблемы. Первая:  кто над кем стоит, и почему вдруг ангелы начинают дрожать, трепетать перед Авраамом? А вторая: ели ли ангелы то, что им дал Авраам, или они только делали вид, а сами это потихоньку уничтожали?

2. Особенность ангелов, суть их трепета перед Богом. Возможные причины страха ангелов перед человеком

Вернемся к нашему мидрашу. Почему ангелы дрожат? Один из вариантов ответа: может быть, они дрожат от страха, видя, или опасаясь, или чувствуя, что человек в чем-то их превосходит. Второй: может быть, они дрожат от страха потерять свое положение, видя, что человек выдвигается на высшие посты, дрожат за свою судьбу.

По поводу нравственного обличья ангелов есть некоторая простая справка. Не всегда битва за честь мундира выражает низкое состояние. Если я выступаю против кого-то, кто оскорбляет седьмой гвардейский стандарт (а я к нему принадлежу), то я выступаю не просто за свое мелкое честолюбие, а я действительно правильно вступаюсь честь мундира. Это большое дело: если я горжусь мундиром, то я выступаю за его честь. Ангелы всегда в строю, они так устроены. Ангел на иврите называется "малъах". Что это такое? В переводе это - "посланец", "посланник". По-гречески слово "ангел" именно это обозначает.

Но ангел называется посланником не потому просто, что его можно послать с поручением, а потому что в этом вся его суть, его душа: он рвется исполнять поручения Хозяина, он этим живет. И поэтому у ангела нет никакого раздвоения личности, у него нет злого начала. У него нет этого голоса 3мея, который нашептывает ему: "Ну хорошо, тебе задали уроки, а у тебя самого разве ума нет? Сегодня кинофильм идет последний день – так может, ну его, поручение, и айда в кино! Подумай, что лучше делать!" У ангела есть только одно: он жаждет быть отличным службистом. Он тоже сотворен, у него тоже есть какое-то слепое пятно, он может промахнуться. Но вся его натура, вся его жизнь в том, чтобы стараться получше исполнить полученное поручение.

Поэтому, если человек в идеале служит Творцу из любви и из страха, то ангелы служат только из страха. Они не понимают, что такое любовь. И страх - это трепет, пронизывающий все их существо. Ангелы полны только этим трепетом перед Всевышним, а тут они трепещут перед человеком. Мы им приписываем разные групповые, или социальные, или индивидуальные опасения, и это вполне законно в рамках мидраша. Потому что если цех ангелов начинает уступать дорогу какому-то энергичному человеку, то это, конечно, может вызывать огорчение, тем более, что это не просто повышение в должности. Мидраш к самой первой главе "Берешит" рассказывает, что когда на второй день Бог начинает работу по разделению верхних и нижних вод, то нижние воды необычайно расстроены этим поворотом событий. Почему верхние воды должны быть там, в чистых высях, близко ко Всевышнему, а нижняя вода должна быть в этом, не очень совершенном, нижнем мире? И Богу приходится выдавать ей всякие бонусы, обещания.

Мы видим, во всяком случае, что, действительно, ангелы могут опасаться такого неожиданного прорыва, "повышения по службе" человека, повышения его статуса, и ангелы могут роптать. Но все-таки, даже если у них есть такие "конкурентные" соображения, мне бы хотелось понять, почему же они трепещут. Они могут сердиться, могут высказывать мысли, что не понимают поступков Хозяина. Они не трепетали, когда Бог сказал: "Сделаем человека", хотя им было чего бояться. Там не говорится, что они трепетали. 3ато есть другой мидраш - к стиху "Нехорошо, чтобы человек был один". Бог навел на человека глубокий сон, взял его ребро и сделал из него женщину. К словам о том, что Бог навел сон на человека, мидраш говорит, что, как только человек был создан, т.е. сделано тело и вдохнута душа, - ангелы спутали, кто здесь Бог, а кто человек. И собрались было петь хвалы этому человеку - такого он был уровня. Бог решил помочь им, чтобы они не путались, и усыпил человека. И тогда ангелам стало ясно, кто здесь главный. И это одно из объяснений, почему человек так устроен, что он должен спать. Роль сна подобна в чем-то шаббату: в том, что сон призван каждый день напоминать человеку, что он не является Богом. Я должен спать, у меня есть тело, которое навязывает свои потребности. Но до того, как человек заснул, ангелы не могли различить, где кто. Бог так добротно сделал человека по Своему образу, как подобие Его, - что ангелы перепутали. Т.е. человек - это некоторое странное создание. И с ним получается такое расхождение. С одной стороны, ангелы, рассматривая абстрактную схему, запланированного к созданию человека, говорят по Мидрашу: "Что такое человек, чтобы Ты помнил его"? А когда они сталкиваются с этим изделием в реальной жизни, то начинают путать его с самим Творцом.

Это очень любопытная двойственность. Когда ангелы рассуждают логически, они не могут понять, для чего нужно держать на свете такое странное существо. Мы это обсуждали в прошлой лекции. Как можно давать кому-то свободу выбирать – делать ли то, что хочет Бог, или же не делать? Бог всемогущ, и осуществляется то и только то, чего Он хочет! И замысел существа, наделенного свободой выбора, - этот Божественный замысел недоступен ангелам. А поскольку ангелы не могут кривить душой, то они обязаны в качестве сопровождающей свиты, судейской коллегии, ученого совета, прямо высказать: "Мы не видим, чтобы это решение было правильным". И точно так же, когда человек приходит получать Тору (текст мидраша мы приведем ниже), ангелы не могут с этим согласиться. Я не хочу сказать, что это неприятно им эмоционально, я вообще не знаю, что делается с их эмоциями. Но они, как идеальные думающие устройства, понимают, что это совершенно несправедливо. Как можно самое чистое, самое совершенное, что есть на свете - Тору, которая есть не что иное, как Божественная мудрость, взять и передать в руки человека, который имеет материальное тело, и погряз в нечистоте?!? Один из современных американских писателей выражает это  не так благозвучно, но отчетливо;  его герой говорит: "Путь человека пролегает от зловонной пеленки до смердящего савана". От начала до конца человек погружен в нечистоту, и как это Ты, Всевышний, можешь решиться такому созданию передать самое чистое, что есть на свете, - Тору?! Итак,  первое возражение ангелов - против того, кто обладает свободой выбора; их второе возражение - как можно Тору передавать такому нечистому созданию. И эти возражения  очень основательны, их можно понять.

3. Диалог Моше с ангелами, его объяснение, почему Тора нужна именно человеку

Вот текст мидраша про то, как ангелы не хотели дать Моше получить Тору:

" Сказал раби Иеhошуа бен Леви: "В час, когда Моисей поднялся на гору, ангелы-служители сказали Богу: "Владыка мира! Что делает среди нас рожденный женщиной?". Бог ответил: "Он пришел получить Тору". Они спросили: "И Ты собираешься дать созданиям из плоти и крови сокровище, которое было спрятано у Тебя еще до Сотворения Мира? Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты вспоминаешь о нем? Как величественно Имя Твое во всей земле! Ты, Который дал славу Свою на небесах!" (Псалмы 8:5,2).

Бог сказал Моисею: "Ответь им". Моисей сказал: "Я боюсь, что они обожгут меня своим дыханием".

[Это перекликается с тем вариантом нашего мидраша про Авраама, где ангелы "подносили пищу и сжигали ее дыханием своих уст, делая вид, что едят".])

Бог говорит Моше: "Держись за престол Славы Моей - и отвечай!"

Моисей сказал: "Царь Вселенной, что написано в Торе, которую Ты дал мне? - "Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской" (Исход 20:1 и далее), - Ангелы, вы разве спускались в Египет? Вы были под властью фараона? Почему Тора должна быть вашей? Дальше сказано: "Не будет у вас других богов", - Разве вы живете среди других народов, служащих идолам? "Не клянись Именем Господа попусту", - Разве вы даете клятвы? "Помни день Субботний, чтобы святить его", - "Разве вы работаете, и для вас Суббота отличается от будней?" "Почитай отца и мать", - Разве у вас есть родители? "Не убивай, не кради, не прелюбодействуй", - Разве в вас есть побуждение ко злу?

И ангелы согласились..."

Итак, Моше объяснил ангелам, что поскольку они чистые и совершенные, то им эта Тора совершенно ни к чему. Это нам, людям, у которых есть недостатки и дурные побуждения, нужна Тора. Для нас эти законы осмысленны. При этом, как рассказывает мидраш,  Моше не просто убедил ангелов. Они все полюбили его, и каждый подарил ему какой-то свой секрет, и даже ангел смерти подарил Моше некоторый секрет - как можно остановить эпидемию (Моше этим воспользуется, и мы когда-нибудь это вспомним).

Этот мидраш о Моше не имеет какой-либо видимой связи с нашим мидрашем о гостях Авраама, но у него есть параллельный вариант, очень мало похожий на первый, они только начинаются одинаково. Моше поднимается на гору, и ангелы протестуют. Но в этом варианте Бог не приглашает Моше выступать, Моше работает статистом. Бог производит трюк и делает Моше точной копией Авраама, обращается к ангелам и говорит: "Ангелы, как вы себя ведете? Посмотрите: вы кушали у него в гостях, что вы делаете?" Ангелы говорят: "Да, конечно, - дать без всяких разговоров Тору!" Это не дословное, но точное изложение мидраша. [Еще вопрос - кушали они или нет? Вспомните знаменитую историю о первородстве, проданном за чечевичную похлебку, и сравните: здесь ангелы согласны без разговоров уступить Тору за то, что когда-то, может быть, они что-то у него поели.]

Последний вариант второго мидраша, несомненно, прямо указывает на наш исходный мидраш, но теперь появился еще новый вопрос. Каким образом эти две версии мидраша о Моше связаны между собой? Нельзя исключить того, что это два совсем разных мидраша, и что мы связи между ними не увидим. Заметим по поводу последнего варианта, что ангелы так стушевались, узнав в Моше Авраама, - потому, что Авраам в свое время угостил их. Но почему они так стушевались? Задав этот вопрос, мы вернулись к тому, что нас озадачило в первом мидраше: почему ангелы трепещут?

4. Гостеприимство Авраама и его восприятие ангелами

Вернемся к вопросу о том, ели ли ангелы по-настоящему, или делали вид, а сами сжигали пищу. Мы знаем, что есть важное правило, относящееся к ситуации, когда мудрецы спорят по вопросу, не касающемуся Галахи – это принцип «оба правы». Когда есть споры галахические, например, нужно ли зажигать в первый день одну свечу в Хануку, а в восьмой - восемь, или же наоборот – то в таком споре невозможно сказать: "Ты прав, и ты прав, вы оба правы", т.к. невозможно зажигать и так, и этак. Это немыслимо. В практических вопросах надо принять какую-то одну точку зрения. Но когда это вопрос, не имеющий таких прямых практических следствий, то действует правило, сформулированное мудрецами: "Элу вэ элу диврей Элоким хаим". -" И то и другое - слова живого Бога". Т.е. совершенно прав тот, кто говорит, что они ели по-настоящему, и абсолютно прав тот, кто говорит, что они только делали вид, что едят, а сами сжигали эту пищу.

 

Можно посмотреть на дело так: Авраам исполняет очень важную заповедь гостеприимства. Ангелы сами по себе в принципе не способны исполнять эту заповедь. Почему они не способны? Потому что для ангелов гостеприимство - это совершенно пустое понятие. Кто нуждается в гостеприимстве? Тот, кому холодно, голодно, одиноко. Человека надо согреть, накормить, приободрить. Ангелы во всем этом совершенно не нуждаются, они самодостаточны. Им не бывает холодно, не бывает голодно, не бывает тоскливо. Поэтому ангелу невозможно оказать гостеприимство. И он своим сородичам тоже не может оказать гостеприимство. Представьте себе: я вошел в дом, включил компьютер и скажу ему: "Садись, раздевайся" и т.д.

Для ангелов гостеприимство - это пустой звук, потому что у них нет никаких дефектов, они ни в чем не нуждаются. У них есть все, что требуется. Гостеприимство нужно тому, у кого есть дефекты, кому чего-то недостает. И получается, что человек выше ангелов в одном-единственном отношении: - в том, в чем он ниже их. Благодаря тому, что ангелы совершенны, они застыли на своем уровне. Невозможно подниматься выше этого уровня. Я не могу усовершенствовать ангела, встроив в него аппарат восприимчивости к гостеприимству, это немыслимо.

Ангелы - чисто духовные существа, в них нет ничего материального. И поэтому абсурдно думать, что они будут всерьез, по-настоящему есть материальную пищу. Это нонсенс. Если в разных фантастических произведениях совершенные андроидные роботы имеют отсек, для того чтобы сбрасывать туда для приличия пережеванную пищу и внешне походить на человека, то все-таки роботы материальны, а ангелам это совершенно как-то не подобает и ни к чему. Совершенно прав тот, кто возражает: "А разве они по-настоящему ели? Они на самом деле сжигали эту пищу дыханием уст - и все". Понятно, что он прав. Но, с другой стороны, ангелы - это тоже сотворенные существа, они относятся к тварному миру. И посылка, которую я формулирую в очень сильном виде такова: сотворенный обладает характеристическим свойством - он должен питаться.

Сотворенные должны питаться. Материальные сотворенные нуждаются в материальной пище. Животным Бог дал зелень, траву. Духовные же существа должны питаться духовной пищей. Нормальный "рацион" ангела - это песнопения. Они восхваляют Всевышнего, и этим насыщаются. Но любой сотворенный должен откуда-то получать энергию, он не может жить на собственном ходу. Это некий "суперзакон" сохранения энергии, и у него не бывает нарушений. Ангелы, конечно, не могли по-настоящему есть материальную пищу, она им просто ни к чему. Но ангелы нуждаются в духовной пище, и извлекают эту пищу из тех ситуаций, где раскрывается слава Всевышнего. Вот чем они насыщаются. Что такое хвалы, которые они поют? Это их реакция, их взаимодействие с явлениям славы Творца.

5. Соотношение  материальной  и духовной пищи. Совершенство ангелов и возможность для человека добиваться своего совершенства

Теперь мы совмещаем все концы, и говорим, что то, что им подал Авраам, было деликатесом.  Авраам  сказал:  "Я  принесу  кусок хлеба" - а побежал он за быком. А мидраш говорит нам (Раши его приводит), что Авраам зарезал трех быков, для того чтобы каждому гостю подать язык, самый большой деликатес,  язык под горчичным соусом. Он щедрый. Но они все это сжигали. И оставалось вот что. Животные питаются материальной пищей, ангелы питаются духовной пищей, а человек находится между небом и землей, он соединяет в  себе  небо  и  землю.  И  человек  не  может  жить как одной материальной пищей, так и одной духовной пищей. Лет сто с лишним назад выяснилось, что мало того, чтобы пища содержала белки, жиры и углеводы.  Если  в  пище,  при  всех  этих  основных компонентах, не будет витаминов, то человек очень скоро умрет. Их так просто не разглядишь, и этих витаминов нужно, казалось бы, очень мало, миллиграммы, но без витаминов пища не дает человеку возможности выжить. Но если посмотреть  еще тоньше, то окажется, что человеку невозможно жить на пище, которая будет содержать лишь белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и все на свете, -  если эта пища не будет насыщена духовной составляющей.  Человек  должен  питаться  и духовной пищей. Если его кормить, как животное, только материальной пищей, то он не сможет жить, он так не создан. Так вот, в том, что поставил на стол Авраам, помимо  материальной  оболочки,  была  эта  духовная  составляющая, -  которая  не  только съедобна для ангела, но является для них царским лакомством, которого они отродясь не едали. Это – сказочное гостеприимство  Авраама,  это то,  чем насыщено все это угощение. Ангелы не умеют варить такого блюда, они не могут изготовить "гостеприимство", потому что для них оно ниоткуда не вытекает, они не нуждаются в этом. Но,  когда  человек  изготовил пищу, которая пронизана гостеприимством, - то ангелы чувствуют, что это нечто Божественное. Это то, что им недоступно. Посредством этого угощения Авраам их научил чему-то, чего  они  никогда  раньше не  знали.  И  есть  закон в Талмуде: если человек научил тебя хотя бы одному чему-то новому, то ты должен к нему относиться с почтительностью, как к своему учителю. А говорят, что почтение перед учителем должно быть, как почтение перед Богом. Итак, ангелы трепещут перед Авраамом по одной простой причине: это их учитель. Он преподал им урок, он их научил чему-то, что им было абсолютно неведомо. 

Мы  разрешили  эту острую трудность: как могут одновременно быть справедливы два утверждения - они и ели по-настоящему, и лишь делали вид, что едят. Духовное содержание того, чем их угощали, они ели  по-настоящему, а материальную часть - делали вид, что едят, чтобы не обидеть хозяина. Почему дрожат ангелы, мы тоже поняли: Только поев, они наполнились священным трепетом перед учителем, который передал  им  вкус гостеприимства.

Теперь наш исходный мидраш, кажется, не вызывает у нас никаких трудностей. И поэтому вернемся к двум вариантам мидраша о том, как Моше поднялся  на  гору.  И скажем так. Мы изначально не видели между ними ничего общего. Т.е. общее, конечно, - в том, что они начинаются с одной и той же ситуации, но то, как эта ситуация решается, идет, казалось  бы,  по абсолютно разным путям. Но теперь, когда мы разобрались в этой сцене с угощением в доме Авраама, нам будет уже совсем нетрудно сблизить эти два описания, эти две совершенно различные картины.  Когда  производится  трюк и Моше становится копией Авраама, то ангелы просто как бы видят перед собой учителя, и они трепещут, потому что это высшее существо, преподавшее урок какой-то незнакомой им духовности.  Когда  же, в первом варианте этого Мидраша,  они  слушают доводы Моше, -то что, собственно, он им преподает? Он словами проговаривает ровно то же самое. Он говорит: "Ангелы, вам с Торой нечего делать". Т.е. они могут учить Тору, но не могут ее реализовать.  Мидраш  в другом месте рассказывает нам, что ангелы ежедневно, имеют великолепный урок Торы под руководством самого Всевышнего. Они учат все законы Торы. Какой смысл могут иметь эти законы Торы для  ангелов?  Очень  глубокий,  мистический.  Когда  они  учат  закон  о том, что «если мой бык потоптал твое поле, я должен платить столько-то», - то зачем им это, какой может быть бык у ангелов? Это все выражение каких-то первичных  сил,  которые  передаются  таким образом. В конце концов, когда я пишу задачу словами, я говорю: "Положили два яблока на тарелку, потом добавили три" - где эти яблоки? Они пахнут, они имеют цвет?  Я просто формулирую задачу. Точно так же, я описываю некоторую мистическую ситуацию, которая пронизывает все миры. Я изображаю эти силы в виде какого-то существа, с четырьмя ногами, с парными копытами, с  рогами.  И  все  эти законы приобретают очень глубокий, потрясающий смысл. Ангелы чисто интеллектуально могут заниматься этой Торой до бесконечности и проникать в глубинные тонкости, - но при этом на практическом уровне им  нечего  делать  с  этими  законами.  И  Моше  в  явном  виде  говорит  им: "Тора нужна человеку благодаря одному-единственному отличию человека от вас: благодаря тому, что у человека есть недостатки".  У  человека  есть  дефекты.  Таким образом, эти два совершенно разных мидраша почти совпадают в смысле урока, который они нам преподносят. Урок безумно важный. Он отвечает на вопрос, кто стоит  выше  - ангел или человек? Нет никаких сомнений в том, что человеку до уровня ангелов не дотянуться. Ангел чист и совершенен, человек не чист и не совершенен. Но из этого несовершенства человек способен  изготовить  особое совершенство,  превосходящее  совершенство ангелов. Т.е. ангелы сделаны настолько совершенными, насколько может быть совершенно готовое создание. Они духовные, чистые. Но

Им некуда двигаться.

  Наша  мысль  очень простая. Оба разных мидраша, описывающих сцену прибытия Моше наверх, на гору Синай, для получения Торы, - передают нам одну и ту же мысль. Что Тора

полагается  человеку,  а  не ангелам, в силу одной-единственной причины: потому что человек не находится в состоянии совершенства. Потому что у человека есть дефекты двух сортов. Один дефект - это то, что  ему  чего-то  не хватает, ему бывает голодно, холодно и т.д. А второй дефект - это то, что у него есть злое начало, которое толкает его делать нехорошие вещи. И благодаря этим дефектам двух родов человек  может  изготовить из этого совершенство, недоступное ангелам. Это значит, что человек может и должен стремиться к совершенству, но только не к совершенству ангелов, а гораздо к более высокому совершенству, которое как факт никогда не достижимо, ибо оно не статично.

Контрольные вопросы

КВ-1 Что такое "ангел"?

КВ-2  Прочтите внимательно отрывок Торы, где упомянуты оба стиха с оборотом "над ним", "над ними".

1. И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного.

2. Он поднял глаза и увидел – вот, три мужа стоят над ним.

8. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял над ними под деревом.

16. И встали те мужи и оттуда отправились

Можете ли вы на основании приведенных стихов объяснить пшат употребления оборота "над ним" в этом отрывке?

КВ-3 Что может сделать человек, чего не может сделать ангел?

КВ-4 Что объединяет мидраш об Аврааме, принимающего ангелов, и мидраш о Моше, спорящего с ангелами?


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1 Что такое "ангел"?



КВ-2  Прочтите внимательно отрывок Торы, где упомянуты оба стиха с оборотом "над ним", "над ними".



1. И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного.

2. Он поднял глаза и увидел – вот, три мужа стоят над ним.

8. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял над ними под деревом.

16. И встали те мужи и оттуда отправились

Можете ли вы на основании приведенных стихов объяснить пшат употребления оборота "над ним" в этом отрывке?

КВ-3 Что может сделать человек, чего не может сделать ангел?



КВ-4 Что объединяет мидраш об Аврааме, принимающего ангелов, и мидраш о Моше, спорящего с ангелами?