МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Герои ТаНаХа в мидрашах мудрецов "

Лекция 7. Акеда.(1)

1.Предложение Авимелеха заключить союз с Авраамом. Страх перед Богом и человеческая мораль
2. Испытания Авраама как наказание за союз, заключенный им с Авимелехом
3. Мидраш о смысле испытаний.
4. Вопрос о свободе выбора человека
Контрольные вопросы

1. Предложение Авимелеха заключить союз с Авраамом. Страх перед Богом и человеческая мораль

22 глава  Книги Бытие, рассказывающая об "Акеде" и  жертвоприношении Ицхака начинается словами: "И было после этих дел (или "слов"), Бог испытывал Авраама. Мидраш интересуется двумя вещами. "Ахар hа дварим hа-элэ", "после этих дел." О каких делах идет речь? До этого у нас есть весь раздел "Вайера", который начинается с той знаменитой сцены, где Авраам принимает трех ангелов в гостях, и заканчивается этот раздел " Вайера " последним испытанием Авраама, когда Бог ему велит принести сына на жертвенник.

 Так после  каких же  событий или после каких слов Бог испытывает Авраама? Если мы не начнем читать мидраш, а сами подумаем здраво, то мы скажем: "Что описывалось до этого во всем этом разделе?" В этом разделе описывалось рождение Ицхака, сцены взаимоотношений между Ицхаком и Ишмаэлем и то, как Сарра потребовала, чтобы Авраам прогнал эту рабыню вместе с ее сыном, и Аврааму это было очень трудно. И Бог сказал ему: "Во всем слушайся голоса Сарры". И Авраам, как во всех испытаниях, вынужден проявить выдающуюся жестокость, вопреки своему главному качеству - доброте. И он выгоняет Агарь с сыном. Причем, как мидраш описывает, Ишмаэль был болен, с очень высокой температурой, и чуть не умер от жажды.

И, наконец, 21-я глава заканчивается тем, что к Аврааму приходит филистимский царь Авимелех и предлагает Аврааму заключить союз, и при этом требует, чтобы Авраам, в ответ на очень благородное отношение со стороны Авимелеха, отплатил ему добром и поклялся, что он не сделает ничего плохого ни сыну, ни внуку, ни правнуку этого Авимелеха. То, что Авимелех в принципе вел себя по отношению к Аврааму очень благородно, мы видим из текста Торы. Когда. Авраам приходит жить в землю филистимлян, то, применяя старый прием,  он просит, чтобы Сарра говорила всем, что он - ее брат. В этой ситуации Авимелех берет ее в свой гарем, и Бог является к нему ночью и говорит: "Отдай жену этому человеку, потому что он - пророк и будет молиться за тебя". Авимелех говорит: "Я в чистоте рук и в невинности сердца взял ее. Он же сказал, что он ее брат, и она так сказала". Наутро Авимелех собирает чрезвычайное заседание правительства по поводу того, что он чуть было не прикоснулся к замужней женщине. Он вызывает Авраама и спрашивает: "Что ты видел, что ты так поступил со мной? Ты сделал со мной вещи, которые не делают. Чуть не подставил меня под такое страшное преступление!" И Авраам говорит Авимелеху только одну вещь: "Я сказал себе: только нет страха перед Богом в этом месте. И меня убьют из-за моей жены".

Ваши нравы невозможно сравнить с распущенностью ханаанских народов. Вы очень приличный народ, ведете себя очень порядочно и хорошо, я это ценю и много лет буду жить среди вас. Но полагаться на устойчивость вашей морали не приходится по одной простой причине. Потому что эта мораль - человеческой выделки. Она не основана на страхе перед Богом. Т.е. вы слегка побаиваетесь Бога, но все-таки нет того страха перед Богом, на который можно опереться. Поэтому сегодня вы собираете совещание по поводу того, что ты чуть было не совершил такое страшное преступление. Но я сказал себе: конечно, насчет замужней женщины вы еще помните. Всего лишь три с лишним столетия назад был потоп, наказавший за разврат. Поэтому ни один более или менее разумный народ не позволит себе прикоснуться к замужней женщине. Если тебе так нравится эта женщина - то убей ее мужа, а потом бери свободную женщину".

И Авимелех не говорит ему: "Ты совсем с ума сошел" – видимо, Авраам действительно был прав. Для  тех поколений замужняя женщина – это был страшный запрет, а  вот убить человека, если надо -  то почему бы и  нет? Времена меняются, и через много столетий скажут: убить человека - это чудовищное преступление, а вот замужняя женщина - ничего страшного... Мораль, которая основана на человеческих представлениях, имеет важнейший дефект. Она очень относительна. Она не держится на страхе перед Богом. И Авимелех реагирует на поступок Авраама совсем не так, как фараон. Фараон тоже по-своему боится связываться с Богом, который его наказывает из-за Сарры. Фараон не хочет связываться с Авраамом, и он говорит: "бери свою жену и уходи отсюда".

Авимелех поступает совершенно не так. Он говорит: "Вся моя страна перед тобой, выбирай любое место, поселяйся, где хочешь". Он еще дает заметную сумму денег Сарре за то, что она выглядит не совсем хорошо в глазах общества: замужняя женщина побывала в чьем-то гареме, дала повод для разных пересудов и толков. Вскоре, после того как она побывала в гареме у Авимелеха, она родила сына. Девяносто лет не могла родить, а тут - пожалуйста. Поэтому люди, которые любят находить простое объяснение и разоблачать кажущиеся чудеса, говорили: "Всем известно, чей это сын". Поэтому Бог,  говорит мидраш,  делает Ицхака точной копией Авраама, чтобы всем было понятно, чей он сын, и пишет в Торе: "Вот родословная Ицхака. Авраам породил Ицхака".

2.Испытания Авраама как наказание за союз, заключенный им с Авимелехом

Итак, непосредственно перед историей Акеды нам сообщается, что Авимелех, который проявил в высшей степени благородное отношение к Аврааму, увидев, что Авраам находится под таким покровительством Всевышнего,  -  приходит к нему  теперь со своим полководцем и говорит: "Как я с тобой поступил, так и ты ответь мне. Поклянись мне, что ты заключаешь союз и не сделаешь плохого моим потомкам". И Авраам немедленно соглашается. И когда мудрецы наши обсуждают: что же  имеется в виду в начале Истории Акеды в словах "было после этих дел"? – то они могут не обратить внимания на историю с Авимелехом.

В Торе есть две формы наречия "после". Иногда говорится "ахар", а иногда - "ахарей". У мудрецов Талмуда нет единства мнений о том, какой именно оттенок значения передает каждая из этих форм. Мнение, которое мы сейчас примем (его повторяет Раши и, похоже, большинство мудрецов его придерживается) таково: "ахар" - это "сразу после", а "ахарей" - это "спустя какое-то время".

Поскольку в начале 22-й главы сказано: "Ахар hа-дварим hа-эле" (сразу после этих дел), то Мидраш говорит: "Это испытание Аврааму было за то, что он заключил союз с Авимелехом". Мидраш говорит очень интересную вещь. Ангелы говорят Всевышнему так. «Ты избрал Авраама из всех 70 народов [семьдесят - это в мидраше всегда полное количество народов мира: семьдесят языков, семьдесят народов, -  соответственно  семидесяти душам, членам дома Яакова, которые спустились в Египет], а он пошел и заключил союз с каким-то Авимелехом. Что он себе позволил?!»

Авраам согласился заключить с Авимелехом, царем филистимлян, союз, по которому он обещал не делать плохого ни его сыну, ни внукам, ни правнукам. И обернулось это тем, что только царь Давид с большим трудом смог изгнать его потомков из Иерусалима. А до этого это было невозможно. В книге Шмуэля есть такая пикантная история. Филистимляне сказали Давиду, что, только когда он перебьет слепых и хромых, он сможет войти и взять их город, их крепость Йивус (это центральная часть Иерусалима). А слепые и хромые - это, согласно мидрашу, сын и внук Авраама. Слепой - это Ицхак, который ослеп к старости, а хромой - это Яаков, который хромал после сражения с ангелами. Они подтвердили верность этому союзу, заключенному Авраамом. И филистимляне в руки своему идолу вложили грамоту, которая содержала текст этого торжественного договора. Там изображение слепых и хромых, т.е. как бы Ицхака и Яакова, подтвердивших этот союз, заключенный Авраамом. И поэтому политически это действие было очень сомнительным, и ангелы правильно говорят Богу: "Ты обещаешь его потомкам эту землю, а он говорит: "Я часть этой земли оставляю за тобой, Авимелех, и за твоими потомками". Что такое филистимлянская земля? Это города Гат, Ашдод, Ашкелон, Аза. Во всех этих городах тогда обитали филистимляне, плиштим.

Поэтому такое очень сильное объяснение, что испытания, которым Бог подвергает Авраама, - за то, что он так легко заключает союз, распоряжаясь землей, обещанной его потомству. И Бог как бы говорит: "Я твоему потомству обещал эту землю, ты эту землю раздаешь, тогда, пожалуйста, верни мне потомство". Такова логика этого мидраша.

3.Мидраш о смысле испытаний

 Переходя уже к собственно истории Акеды, Тора начинает ее следующими словами: "Элоким ниса эт Авраам" - Бог испытывал Авраама. Тут есть два вопроса. Один вопрос очень тяжелый в философском, мировоззренческом смысле. Зачем Бог испытывал Авраама? Рашбам, внук Раши, один из великих авторитетов пшата, говорит: слово "испытывал" надо понимать так, что он наказывал Авраама за то, что тот заключил союз с Авимелехом. Это некоторое насилие над словом и надо подумать, оправдано оно или нет, но так он понимает пшат. Потому что нам непонятно: а зачем Богу испытывать человека? Для чего? Человек производит эксперимент - на то он и человек. Я не знаю заранее результата, по крайней мере, точного, поэтому я провожу эксперимент, чтобы узнать, каким будет результат. Это испытание. Но Бог, согласно нашей традиции, знает заранее все наперед, и знает точно, - поэтому какой смысл испытывать?

Мидраш же все же понимает это как испытание, и  говорит: "ниса" – "испытал" -  обозначает "ка-нес хазэ шель сфина", "как флаг на мачте корабля". Т.е. "ниса" связывают с "нес", и получается, что Бог поднимал Авраама на знамя. Поскольку  Мидрашу тоже трудно представить себе, что Богу нужна лаборатория, где Он проверяет, каков будет исход опыта, -  Мидраш производит "Ниса" от "Нес" обычное наше понимание слова "нес" в значении "чудо" также происходит от "знамени". Бог показывает Свое присутствие, производя какое-то чудо, "нес". Хотя для мидраша это прекрасный и много раз повторяющийся ход,  - тем не менее, мы не можем уйти от того, что все-таки есть и какое-то  испытание.

Цели, ради которых Бог посылает человеку испытания, нижеследующий мидраш раскрывает в трех картинах. Говорится так: «Трепальщик льна – для чего он треплет лен?» Лен требует довольно серьезной обработки, пока он превратится в высококачественную одежду, его надо вымачивать, трепать, высушивать и т.д. Лен треплют для того, чтобы улучшить его качество, чтобы он становился более гибким и упругим и не ломался. Когда треплют лен,  из него выбивают всякие соломинки, зернышки, он становится более гибким и повышается его  качество. Я думаю, что этот образ совершенно понятен. Ни один человек не становится хорошим капитаном, прежде чем он не пройдет путь от юнги и дальше, пока его не потреплют командиры. Поэтому и человеку, для того чтобы выработать человеческие качества, нужно пройти через какую-то полосу испытаний.

Второй образ такой. Гончар, который выставил свои изделия для продажи  - он ударяет по горшку, для того чтобы показать покупателю, как горшок звенит, чтобы показать, что нет трещины, продемонстрировать покупателю, что это товар высокого качества. Т.е. второе, из-за чего Богу, может быть, нужно подвергать человека испытаниям: он уже очищен, он уже лен высшего качества, он уже горшок, в котором нет никакого изъяна, - но Бог хочет показать потребителю, покупателю, какого качества этот товар. Бывает, что человеку нужно пройти через какую-то полосу испытаний, невзгод, для того чтобы выработать в себе качества. Если человек дошел до какого-то высокого уровня, то Бог может захотеть показать людям, что можно из себя сделать. (Это, по сути, то же самое, что "поднять его на знамя".)

Есть, наконец, третий образец. Если у хозяина есть две коровы, одна сильная, другая слабая, то спрашивается, на какой корове из этих двух будет пахать разумный хозяин? Пахать он будет на сильной, ибо на слабой корове пахать нет возможности - она протянет ноги.

Иными словами, мир нужно вести вперед; Бог заинтересован в  продвижении мира

( "пахать"). Кто способен продвинуть мир, пройти вперед, проложить лыжню? Только тот, кто достаточно силен; и поэтому Бог "пашет на сильной корове", - которой, вслед за Авраамом,  многие столетия оказывался именно Народ Израиля.

4.Вопрос о свободе выбора человека

 В аспекте «испытания» особую роль приобретает вопрос о свободе выбора человека. Еврейская традиция учит нас тому, что Бог не посылает человеку таких испытаний, с которыми тот не может справиться. Если  же испытание очень трудно для человека – но Всевышний хочет, чтобы тот мог с ним  справиться – то Бог должен выделить  этому человеку дополнительную порцию душевных сил. В частности, именно так понимает еврейская традиция историю с фараоном и «отяжелением» его сердца. Когда Фараон отказывался отпустить евреев из Египта даже на три дня, то Бог говорит: "Я знаю, что он не отпустит". И возникает  проблема: если Бог, отяжеляя сердце Фараона делает так, чтобы тот не отпустил евреев -  то как можно фараона  за это наказывать? Это явное отступление от справедливости. Получается вроде бы, что Бог превращает человека в куклу, у которой нет свободы выбора, а потом сам же наказывает за то, что он поступил не так как надо. Ведь там, где нет свободы выбора, там нет места награде и наказанию.

У человека есть свобода выбора, а потому он отвечает за свои поступки. Не бывает так, что Бог делает человека праведником или злодеем. Человек сам решает, кем ему быть. Бог управляет тем, будет ли человек умным или глупым, богатым или бедным.

Но быть  праведником или быть злодеем - это решает сам человек.

Если это так, то как же так - Бог вроде бы  лишает фараона выбора и бьет его за это?  Ведь начиная с некоторой казни, говорится: "И укрепил Бог сердце фараона..." - так где же его свобода выбора?

Есть две принципиально разные линии решения этой проблемы. Одна линия - Рамбама, (Маймонида) который говорит: да, Бог отнял у фараона свободу выбора. Как же Он его бьет? Он его бьет не за то, что тот не отпустил евреев. Уже само лишение свободы выбора было началом наказания. А то, что Он его бьет, - это продолжение наказания. Т.е. и то и другое - наказание за предыдущие грехи, которые фараон совершал по свободному выбору. Вторая же линия - это подход  Рамбана (Нахманида), который  говорит: нет, у фараона до самого конца оставалась свобода выбора, но Бог просто придал ему сил. "Укрепил сердце" - не в том смысле, как мы обычно переводим - "ожесточил сердце" и вселил в него желание не отпускать но: "сделал его более сильным". Рамбан говорит: у фараона было собственное  желание не отпускать евреев, но поскольку человек все-таки не обладает достаточной силой и прочностью, то любой нормальный человек не выдержал бы и сдался. И поэтому Бог укрепил сердце Фараона, дав ему силы держаться на том, чего он сам хотел, по собственному выбору.

И в этом плане, возвращаясь к Акеде, мы говорим, что Авраам действительно был сильным человеком, раз Бог послал ему такое испытание.

Контрольные вопросы

КВ-1 Мидраш, говорящий о жертвоприношении Ицхака, связан со словами Торы: "И было после этих дел (или слов)". Как вы полагаете, ответ на вопрос: "После каких дел (или слов)?" -  должен давать пшат или драш? Попробуйте взглянуть на мидраш шире и ответить все же: на какой вопрос отвечает мидраш, связанный с союзом с Элимелехом?

КВ-2 Мидраш о Сарре, кормящей чужих детей в доказательство, что родила она. Прочтите  приведенный ниже собственно отрывок  из Торы и скажите, к какому стиху отрывка приводится этот мидраш? Укажите, какое слово, от которого отталкивается мидраш, является здесь ключевым:

(2) Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог; (3) и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Ицхак; (4) и обрезал Авраам Ицхака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог. (5) Авраам был ста лет, когда родился у него Ицхак, сын его. (6) И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется. (7) И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына. (8) Дитя выросло и было отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Ицхак был отнят от груди.

КВ-3 Прочтите приведенный ниже отрывок Торы. Мы обсуждали ранее, что мидраш как бы предполагает, что все тексты ТаНаХа существовали всегда, еще Сотворения Мира. Укажите на связь этого отрывка с мидрашем о заключении союза с Авимелехом (укажите ключевой для мидраша стих):

(Шмот, гл. 23)

(23) Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Перезеям, Хананеям, Хивийцам и Йевусеям [ это ханаанские народы] , и истреблю их, (24) то не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам их, но сокруши их и разрушь обелиски их: (25) Служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни… (27) Ужас пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих; (28) пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего Хивийцев, Хананеев и Хеттеев; (29) не выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась пуста и не умножились против тебя звери полевые: (30) мало-помалу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься и не возьмешь во владение земли сей. (31) Проведу пределы твои от моря Суф до моря Филистимского и от пустыни до реки, ибо предам в руки ваши жителей сей земли, и прогонишь их от лица твоего; (32) не заключай союза ни с ними, ни с богами их; (33) не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе ловушкой.

КВ-4 Как вы полагаете:  исходя из мидраша о 120 летнем строительстве корабля-ковчега с целью привлечь внимание людей к проблеме, из-за которой может произойти Потоп -  мог ли Ноах спасти других людей?

КВ-5 Два образа мидраша об испытании: лен и кувшин. Сформулируйте разницу между идеями этих мидрашей: зачем нужно испытание?


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1 Мидраш, говорящий о жертвоприношении Ицхака, связан со словами Торы: "И было после этих дел (или слов)". Как вы полагаете, ответ на вопрос: "После каких дел (или слов)?" -  должен давать пшат или драш? Попробуйте взглянуть на мидраш шире и ответить все же: на какой вопрос отвечает мидраш, связанный с союзом с Элимелехом?



КВ-2 Мидраш о Сарре, кормящей чужих детей в доказательство, что родила она. Прочтите  приведенный ниже собственно отрывок  из Торы и скажите, к какому стиху отрывка приводится этот мидраш? Укажите, какое слово, от которого отталкивается мидраш, является здесь ключевым:

(2) Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог; (3) и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Ицхак; (4) и обрезал Авраам Ицхака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог. (5) Авраам был ста лет, когда родился у него Ицхак, сын его. (6) И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется. (7) И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына. (8) Дитя выросло и было отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Ицхак был отнят от груди.



КВ-3 Прочтите приведенный ниже отрывок Торы. Мы обсуждали ранее, что мидраш как бы предполагает, что все тексты ТаНаХа существовали всегда, еще Сотворения Мира. Укажите на связь этого отрывка с мидрашем о заключении союза с Авимелехом (укажите ключевой для мидраша стих):

(Шмот, гл. 23)

(23) Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Перезеям, Хананеям, Хивийцам и Йевусеям [ это ханаанские народы] , и истреблю их, (24) то не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам их, но сокруши их и разрушь обелиски их: (25) Служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни… (27) Ужас пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих; (28) пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего Хивийцев, Хананеев и Хеттеев; (29) не выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась пуста и не умножились против тебя звери полевые: (30) мало-помалу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься и не возьмешь во владение земли сей. (31) Проведу пределы твои от моря Суф до моря Филистимского и от пустыни до реки, ибо предам в руки ваши жителей сей земли, и прогонишь их от лица твоего; (32) не заключай союза ни с ними, ни с богами их; (33) не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе ловушкой.



КВ-4 Как вы полагаете:  исходя из мидраша о 120 летнем строительстве корабля-ковчега с целью привлечь внимание людей к проблеме, из-за которой может произойти Потоп -  мог ли Ноах спасти других людей?



КВ-5 Два образа мидраша об испытании: лен и кувшин. Сформулируйте разницу между идеями этих мидрашей: зачем нужно испытание?