МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Герои ТаНаХа в мидрашах мудрецов "

Лекция 12. Скрижали и история Золотого Тельца.

1. Получение Моше Скрижалей, начало анализа его разговора со Всевышним
2. Оборот "ке-халото": сравнение Торы с невестой
3. Сцена с Золотым Тельцом
4. Гнев Всевышнего после сцены с Тельцом. Божественное правосудие и милосердие
5. Моше как заступник за народ Израиля. Анализ выражения "ваихал Моше"
Контрольные вопросы.

1. Получение Моше Скрижалей, его разговор со Всевышним

В прошлый лекции мы занимались сценой Дарования Торы и разбирали мидраши, объясняющие выражение, «весь народ видит звуки». В этой лекции мы попытаемся разобраться в очень драматической и сложной сцене, связанной с золотым тельцом. Эта сцена описана в книге Исход, в разделе "Ки тиса". Интересно, что в тексте книги Исход между стоянием у Синая и десятью заповедями - и тем, что произошло в сцене с золотым тельцом, помещено довольно много материала. Помимо целого раздела "Мишпатим", где вслед за десятью заповедями идет множество конкретных законов, которые относятся, прежде всего, к области отношений между человеком и человеком, - помимо этого есть еще целых два раздела, которые посвящены строительству мишкана, переносного Храма. И теперь раздел "Ки тиса", начавшись с заповеди пересчитать численность населения, переходит к тому, что произошло на сороковой день после Дарования Торы – к истории Тельца.

Исход,  31:18: "И дал (имеется в виду - Всевышний дал Моше, когда закончил разговаривать с ним на горе Синай), две Скрижали свидетельства. Скрижали каменные, на которых написано перстом Божьим". По этому поводу имеются некоторые мидраши, и один из них мы с вами для примера разберем. Мудрецы сказали: "Если бы Израиль совершил этот поступок прежде, чем Скрижали были даны Моше, то этот поступок не привел бы к такому падению". Это одно мнение. Рабби Леви сказал: "После того, как произошел этот эпизод, дал Всевышний Моше Скрижали. Как сказано: "И дал Моше, когда закончил разговаривать с ним". Сейчас мы увидим, какая здесь связь, и почему столь важен вопрос хронологии событий – до или после дарования Скрижалей  произошла оргия вокруг Золотого Тельца.

Продолжение этого мидраша обсуждает некоторые особенности того, как именно «было сказано». Сказал рабби Шимон бен-Лакиш. "Что значит - говорить с ним?

Любопытный вопрос. Хорошо бы задуматься: какую проблему увидел рабби Шимон бен-Лакиш (он же - Реш-Лакиш), в словах "говорить с ним"? Какого объяснения он ждет? Что обозначает "говорить с ним"? Как правило, мы видим в Торе: "Ва йдабэр hа-Шем эль-Моше". Это одностороннее говорение. Всевышний что-то говорит Моше, а Моше исполняет, передает и т.д. но здесь это двухсторонний диалог – «говорить с ним». Не то, чтобы совсем не было в Торе таких мест, где происходит разговор Всевышнего с кем-то. Всевышний говорил с Авраамом, Всевышний говорил с Яаковом. И если теперь Всевышний говорит с Моше, то какие в этом проблемы? Но мидраш, понимая, что здесь речь идет о том, что Моше поднялся на гору, получил какие-то инструкции, получил Скрижали свидетельства, удивляется: где здесь место для того, чтобы происходил диалог между Богом и Моше? И поэтому Реш-Лакиш считает нужным объяснить нам, что значит "говорить с ним"?

И он говорит:

На что это похоже? - на ученика, которого учитель обучал Торе, и пока не обучил его, было так, что учитель говорит, а он повторяет за ним. Когда же он обучил его, то говорит ему учитель: "Пойдем и скажем, ты да я. [Т.е. не то, что ты повторяешь за мной урок, который я тебе преподаю, а ты уже достиг уровня, когда ты обучился и можешь говорить вместе со мной]. Так, когда поднялся Моше в небо, он начал повторять за Творцом Тору, а когда выучил ее, ему было сказано: "Пойдем и скажем - ты и Я". Вот и получается - говорит с ним.

[Интересно, что этот мидраш иначе рисует диспозицию разговора, чем я стихийно представил бы ее себе. По-простому, как бы мы понимали оборот "говорит с ним"?  - Они лицом к лицу разговаривают попеременно - один, а потом другой. А нам объясняет мидраш: "говорит с ним" - это значит совместное творчество, когда они оба говорят. Не то, что один повторяет за другим. Технически это похоже на ход мидраша, когда сравниваются Ноах и Авраам. Про Ноаха сказано, что он ходил с Богом, а Аврааму Всевышний говорит: "И ходи передо Мной". Вы помните, как поворачивает это мидраш. Не то, что Авраам ходил перед Богом, обращенный к Нему лицом, а то, что он похож на слугу, которому царь дает факел и говорит: "Иди перед моим экипажем и освещай дорогу". Почему-то мы этой обращенности друг к другу, которая является в нашем восприятии наиболее глубокой степенью взаимодействия, - почему-то в мидрашах мы этого не встречаем. Повод задуматься: почему?]

2. Оборот "ке-халото": сравнение Торы с невестой

 Мидраш продолжает и задает вопрос к этому же стиху: "Что обозначает ке-халото?" («по окончании»). На первый взгляд, здесь вообще нет проблемы: "Лахлот" - значит "закончить, завершить": ("Ваихулу ha-шамаим вэ ha-арец" – и завершены были небо и земля; Быт.1). «Кехалото» - Когда закончил [разговаривать] с ним». И, тем не менее, мидраш считает, что тут есть некоторая проблема. Мы должны понять из ответа, какую же проблему видит мидраш. Как говорит рабби Шимон бен-Лакиш, всякий, кто произносит слова Торы, и они не сладки слушающим, как невеста, которая является наслаждением для мужа ее, - лучше бы он не произносил их. Потому что в тот час, когда дал Всевышний Тору Израилю, она была драгоценна для них, как невеста, которая является наслаждением для супруга. Откуда это видно? Как сказано: "И дал Моше ке-халото".

На первый взгляд, не очень понятна эта игра. Что же он мне открыл в этом стихе? Произнес необычайно важную мораль. Сама идея, что недостаточно выучивать и понимать слова Торы. Если ты не произносишь слова Торы таким образом, чтобы это вызывало наслаждение у слышащих эти слова, - то не то что бы ты получил четыре с минусом,  а лучше бы ты вообще не произносил этих слов, потому что в словах Торы самое первое дело - это то наслаждение, которое они вызывают у слышащих их, такое же, как невеста вызывает у своего жениха. Это совершенно необыкновенной важности утверждение, но как оно связано с тем, что написано здесь: "Когда закончили разговаривать, Он дал ему Скрижали"?

Проблема - не в том, что употреблен корень "лахлот", потому что это нормальный для Торы корень, выражающий завершение. А дело в том, что написано это слово без "вава" посередине. Нормальное написание слова "халот": после "ламеда" должен быть "вав". А если этот "вав" не написан, то получается, что, если бы это слово было неогласованным, а мидраш часто идет по такому пути, то я бы прочел вместо "кехалото" - "ке-халАто". Т.е. Всевышний дал ему эти Скрижали в качестве НЕВЕСТЫ! (кала – на иврите "невеста"; ке-халато" – буквально "как его невеста"). Тут уже начинается прямое указание на этот очень интимный уровень отношений между Израилем и Торой.

Сказал рабби Шимон бен-Лакиш: "Как эта невеста, которая украшает себя двадцатью четырьмя видами украшений, так талмид-хахам должен быть экспертом [должен быть расторопным, должен быть сведущим, должен ориентироваться] в двадцати четырех книгах. [Имеется в виду ТаНаХ]. Откуда? "Ке-халато", подобно его невесте.

Есть традиция, которая восходит еще к словам Пророков, что невесте положено быть украшенной двадцатью четырьмя видами украшений. А жених тоже должен быть на уровне и должен, подобно ей, быть украшенным двадцатью четырьмя книгами ТаНаХа. Ему тоже нужно быть красивым. Это как бы продолжение предыдущего захода. Раз мы увидели связь с невестой, то теперь - просто другая интерпретация, в чем тут сходство с невестой.

 Мидраше завершается так: сказал рабби Шимон Реш-Лакиш. Подобно тому, как невеста все дни, пока она находится в доме отца своего, спрятана там, и никто ее не знает, никто ее не узнаёт; а когда она собирается войти под хупу, под свадебный балдахин - она открывает лицо с тем, чтобы всякий, у кого есть свидетельства о ней, мог прийти и свидетельствовать. – Так и талмид-хахам (мудрецы Торы) должен быть скромным, как эта невеста, и должен быть знаменит своими хорошими делами, как эта невеста. Вот и получается, что дал Моше, как невесту ему (Израиль).

В этом отрывке есть места, которые требуют размышления, но мы оставим это в качестве домашнего задания, а наш анализ продолжим дальше, к следующему отрывку.

Еще один небольшой отрывок мидраша, относящийся к этим же сорока дням, которые Моше провел на горе.

Сказал рабби Абаhу:  все сорок дней, которые Моше провел наверху, он учил Тору и забывал. Сказал он Богу: "Господин Вселенной! у меня сорок дней срока, и я ничего не знаю". Что сделал Всевышний? Когда завершился сороковой день, Всевышний дал ему Тору в подарок. Как сказано: "И дал ему" - "Ваитэн" – [существительное от глагола  "латет", - «матана», «Дал ему в подарок». На это мидраш спрашивает:] "А разве всю Тору выучил Моше?" Сказано ("Йов", 11:9), длиннее Земли мера ее, и шире, чем море она (Тора)». И за сорок дней выучил ее Моше? Но "клалим" («общие правила» новый поворот слова "Ке-халото"), преподавал Всевышний Моше, и поэтому он схватил общее, а дальше уже мог вникать в частности. И получается, что смысл слов: "Ке-халото ледабэр ито" таков: «Этими общностями он овладел, чтобы можно было говорить с ним».

3. Сцена с Золотым Тельцом

Рассмотрим теперь историю с золотым тельцом. Описание ее дано прямо в книге Исход, гл. 32-я. И увидел народ, что мешкает Моше спуститься с горы (не спускается). И собрался народ на Аарона, и сказали ему: "Давай сделай нам богов, которые пойдут перед нами, потому что этот Моше, муж, который вывел нас из земли Египетской, мы не знаем, что с ним сталось". И сказал им Аарон: "Снимите золотые кольца, которые в ушах ваших жен, сыновей и дочерей, и принесите мне". И сняли все кольца золотые, которые были у них в ушах, и принесли к Аарону, и он взял у них из рук, и придал ему форму с помощью пинцета, и сделал из него литого Тельца, и сказали: "Вот твои боги, Израиль, которые вывели тебя из Земли Египетской". И увидел Аарон, и построил перед ним жертвенник. И обратился Аарон, и сказал: "Праздник Всевышнему - завтра". И встали они рано утром на следующий день, и принесли жертвы всесожжения, и мирные жертвы, и сел народ есть, и пить, и поднялись смеяться. И сказал Всевышний Моше: "Иди, спускайся, потому что развратился твой народ, который ты вывел из земли Египетской. Быстро сошли с дороги, которую Я заповедал им, сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: "Вот твои боги, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской". И сказал Всевышний Моше: "Увидел я этот народ, и вот это народ жестоковыйный. А теперь отпусти Меня, и разгорится Мой гнев на них, и Я прикончу их и сделаю тебя великим народом".

И стал умолять Моше перед Всевышним, Богом его, и сказал: "Для чего, Всевышний, будет разгораться Твой гнев на Твой народ, который Ты вывел из земли Египетской большой силой и сильной рукой? Для чего скажут в Египте: на беду вывел Он их, чтобы убить их среди гор, и прикончить их с лица земли? Отойди от разгорания  Твоего гнева и прости им то зло, и передумай делать это зло Твоему народу. Вспомни Аврааму, Ицхаку и Исраэлю, Твоим рабам, которым Ты поклялся и говорил им, что умножишь их потомство, и говорил: потомству вашему дам эту землю". И передумал Всевышний делать то зло, о котором он говорил, что сделает народу Своему".

Это сцена, которая описывает, что произошло там внизу, и что происходило в связи с этим наверху. Реакция Моше очень важна, это одна из самых важных сторон его личности и его роли, как заступника за народ Израиля.

Давайте посмотрим начало 32-й главы, как мидраш описывает саму сцену. Народ увидел, что Моше замешкался. Замешкался – «кн - бошеш». Мидраш спрашивает, что значит слово "ки-бошеш"? И читает это, как «нотрикон» - как аббревиатуру. Он говорит так. Что значит "бошеш"? Это значит: "бау шеш шаот" – «прошли шесть часов». Что такое шесть часов? В Мишне и в Талмуде обычная единица времени – эта так называемые "шаот зманийот" - "сезонные часы". Т.е. световой день, от восхода  до заката, делится на двенадцать равных частей, и каждая такая часть называется "шаа", час. Световой день имеет разную продолжительность зимой и летом, и поэтому час имеет разную длительность в разные сезоны. Таким образом, шесть часов - это полдень. (Всегда, в любой сезон, «шесть часов» обозначает полдень). И вот народ увидел, что уже середина дня, а Моше еще нет.

 Мидраш  сообщает, что Моше обещал, что он вернется через сорок дней. Народ посчитал сорок дней за сорок суток, ожидал его в это утро, он не пришел. А поскольку наручных часов ни у кого не было, народ посматривает на небо, чтобы понять, сильно ли уже утро продвинулось ко дню или нет. И вот, когда наступил полдень, народ понял, что сегодня утром Моше уже не пришел, поскольку утро заведомо кончилось. И началось волнение: тут же собрался народ на Аарона. Мидраш добавляет, что Сатан добавил беспокойства народу  тем, что  продемонстрировал им некоторое объемное изображение, а именно - Моше, который подвешен между небом и землей. (Есть другие варианты, что он им показывал «видеообраз» похорон Моше). Как бы то ни было, люди стали теряться в очень мрачных предположениях. И мидраш добавляет, что они показывали на это изображение Моше, висящего между небом (т.к. «вот» - указательное местоположения) и землей и говорили: "Ибо Моше - вот этот муж". Пропало дело. Раз его нет, давай нам других руководителей.

4. Гнев Всевышнего после сцены с Тельцом. Божественное правосудие и милосердие

Мидраш  далее рассказывает, как,  желая получить Тельца, народ обратился к Хуру (племяннику Моше), который  сказал им: "Вы ошиблись"; тогда они его убили и подступились к Аарону,  заставив его все это сделать. Поскольку это не в фокусе наших интересов, мы всю эту захватывающую линию пропустим. Всевышний говорит Моше: «Иди, спускайся», и по этому поводу мидраш говорит так. Сказал (имеется в виду Моше): "Владыка Мира, вчера Ты сказал мне (19, 24): и поднимись ты, и Аарон с тобой. И точно так же (24, 1) – и Бог сказал Моше: поднимайся к Всевышнему. А тут Ты мне говоришь: иди спускайся. Сказала ты мне Сам говоришь: поднимайся, а теперь говоришь: спускайся". Ответил Бог ему: "Не ради твоей славы ты поднимаешься сюда, а ради достоинства Моих сыновей (Израиль). Я сказал вашему старцу, вашему предку (Яакову, Берешит, ,28 12): «и вот ангелы Божьи поднимаются и спускаются БО» ("бо" по-простому смыслу относится здесь к "сулам", т.е. «по лестнице»). По простому смыслу, по этой лестнице поднимаются и спускаются ангелы. Мидраш же говорит: ангелы поднимаются и спускаются в зависимости от него, от Израиля. И объясняет нам эту мысль: что значит "бо"? Так Я сказал ему, - говорит Всевышний. Когда твои сыны будут праведниками, они возвышаются в мире и поднимаются, и так же точно их посыльные [Ангелы, которые являются посланниками сынов Израиля] поднимаются вместе с ними. А когда они опускаются, то и они и их посыльные находятся на спуске. И Бог говорит Моисею: спускайся, потому что развратился твой народ. Поскольку они согрешили, то и ты, и они должны опускаться.

По поводу известной зацепки в этом стихе (Всевышний вдруг говорит Моше: "твой народ", и Моше в ответ  говорит ему: "это же Твой народ") есть знаменитый мидраш, который говорит о том, что Всевышний предупреждал его не брать вместе с евреями "большой сброд" - примесь, которая вышла из Египта вместе с ними, - и Моше,  человек благородный, принял их, и вот они-то сказали: "Вот твои боги, Израиль". Поскольку они не говорят: "наши боги", то отсюда мидраш выводит, что это были посторонние лица, которые и заварили всю историю с поклонением Тельцу.

Сказано в стихе: "И теперь отпусти Меня, и разгорится Мой гнев. «Это действительно совершенно удивительные слова. Как это Бог обращается к Моше: "отпусти Меня"? И мидраш (Берешит Раба, 42:9) говорит так. Разве Моше держал Его, что Всевышний говорит ему: "Отпусти Меня"? На что это похоже? На царя, который рассердился на своего сына, и ввел его в опочивальню, и собирался побить его, и стал царь кричать из этой опочивальни: "Пусти меня, я побью его!" Воспитатель стоял снаружи, и сказал воспитатель: царь и сын его находятся внутри, в опочивальне. Почему он говорит: "отпусти меня"? Потому что царь хочет, чтобы я пошел и успокоил его, примирил его с сыном; поэтому он и кричит: "пусти меня!". Поэтому так сказал Всевышний, обращаясь к Моше. "А теперь пусти Меня". И  сказал Моше: из-за того, что Всевышний хочет, чтобы я Его успокоил, чтоб я Его примирил Его по поводу Израиля - поэтому он говорит: "А теперь пусти Меня!" И тут же начал просить за них (евреев) милосердия. Поэтому сразу дальше мы находим в Торе: и стал умолять Моше перед Всевышним, Богом своим.

Это совершенно замечательный психологический момент. Когда человек кричит: "Пустите меня!" (а иногда мы видим сцену: "Держите меня, а то я его сейчас изуродую!") Человек хочет, чтобы какой-то разумный посредник уговорил его успокоиться. Потому что, если бы Он хотел действительно побить, то кто мог бы удержать Его? (В некотором смысле, весь мир - это педагогическое, театрализованное действо, и цель Бога состоит в том, чтобы доводить нужные идеи до уровня человека, воспитывать его.

Однако, возвращаясь к истории с Тельцом, надо вспомнить, что, с одной стороны, есть закон, который надо уважать, и по этому закону они заслужили весьма суровое наказание. Они сделали очень нехорошее дело  и заслуживают наказания. Десять заповедей -  такие суровые законы, за нарушение которых положена смертная казнь. И поэтому Бог  говорит: раз они сделали такое дело, то надо их уничтожить.

С другой стороны, Божественное правосудие должно сочетаться с милосердием, и кто-то это милосердие должен пробудить, - потому что, если преступник совершил преступление, и он сам не просит, не раскаивается, и никто за него не попросит, - то каков может быть вообще механизм, в соответствии с которым его можно простить? А Богу, наверное, хочется их простить.

И с третьей стороны,  наверное, можно считать, что тут есть испытание для Моше, как во всякой ситуация, в которой оказывается человек. Моше, как величайший пророк, должен выступать защитником своего народа. И как он поведет себя в такой ситуации? Это не просто экзамен. Мы с вами уже не раз упоминали, что испытания нужны прежде всего самому человеку, и одна из первых задач - это в процессе испытаний помочь ему раскрыть те качества, которые у него содержатся в потенциале.

Поэтому функция Моше, когда он выступает в качестве адвоката, защитника народа, - с одной стороны, важнейшая задача пророка в Израиле, а с другой стороны - одна из сильнейших сторон Моше. Он, как никто другой (особенно это продемонстрировано  в мидраше, но не только в мидраше, это есть и в самом тексте Торы) может найти доводы, как именно вступиться за народ. На первый взгляд кажется, что он очень рискованно, слишком сильно защищает. Люди совершили страшное преступление - сделали Золотого Тельца и поклоняются ему через сорок дней после того, как было сказано: "И не будет у вас других богов". Моше же начинает словами: "С чего Ты будешь сердиться?". Если это не повод сердиться, то что же тогда вообще повод?!

Тут есть россыпь мидрашей, но вкратце можно сказать следующее. Если вы допускаете, что человеку иногда имеет смысл разыгрывать страшный гнев и приглашать кого-то, кто его будет якобы удерживать, то, в общем-то, это годится и для Всевышнего. Только человек может говорить в нервном состоянии и может быть не совсем прав. Всевышний всегда прав, - но, тем не менее, Он обращается с нами на языке человека. Нам должно быть это понятно. Потому что если Бог хочет воспитать нас людьми, то Он должен управлять нами человеческими марсианскими способами. Если ты хочешь из кого-то сделать человека, то с ним надо обращаться по-человечески.

5. Моше как заступник за народ Израиля. Варианты понимания выражения "ваихал Моше"

Моше начинает умолять Бога, и в Торе сказано: "ваихал Моше" (букв. «и начал Моше»). Поскольку этот корень "ваихал" неоднозначный, то он порождает целый ряд толкований в мидраше, который  можно найти в "Шемот-раба" (43:3). Мы  приведем только маленький отрывок из этого мидраша. Мудрецы говорят так. Что обозначает "ваихал Моше? – то, что он "Сделал горькое сладким. [Этот вариант объясняет "ваихал" от слова "хилуй" - распустил, смягчил, сделал горькое сладким]. Каким образом? Сказал рабби Берахия от имени рабби Хия бар-Ада из Яффо, от имени рабби Шмуэля бар-Нахмана. Когда пришел Израиль в Мару [Мара - это одно из первых мест стоянки в разделе "Бешалах", там была горькая вода, которую невозможно было пить, и народ по этому поводу выражал горячее неудовольствие], начал Моше размышлять про себя и сказал: "Эта вода - для чего она сотворена? Какой прок есть в мире от этой воды?" А если бы эта вода не была бы сотворена? А Всевышний знал, о чем он размышляет про себя и сказал ему: "Не говори так. Разве это не изделие Моих рук? Разве есть на свете что-нибудь, что сотворено без всякой цели? Но Я научу тебя, как говорить. Скажи так: сделай горькое сладким!" Откуда известно, что Всевышний научил его говорить так? Вот что написано: "И возопил к Всевышнему, и указал ему Всевышний дерево". Не написано, что Он его показал, а написано, что он ему «указал» - т.е. преподал, наставил его, обучил его некоторому принципу.

Когда  Израиль и сделал Тельца и вознамерился Бог уничтожить их, то сказал ему Моше: "Господин мира, Ты хотел уничтожить Израиль. Неужели Ты их истребишь из этого мира?! Ведь, не так ли Ты говорил мне в Маре? Ты говорил: "Молись и скажи: сделай горькое сладким". Вот и теперь выведи горечь из Израиля, вылечи их". И вот про это сказано: "ваихал Моше".

В следующем отрывке  (43:4) говорится так: Что обозначает "ваихал Моше"? Сказал рабби Берахия от имени рабби Хелбо, от имени рабби Ицхака, что Моше разрешил обет своего Создателя. Каким образом? В тот час, когда Израиль изготовили Тельца, поднялся Моше умиротворять Бога, чтобы простил им, и сказал ему на это Бог: "Моше, Я уже поклялся. (См. Исход 22:19: "Тот, кто приносит жертвы другим богам, будет истреблен".) А если клятва уже вышла из Моих уст, то Я уже не могу отказаться от этого". Сказал Моше: "Владыка Мира, ведь Ты дал мне власть разрешать обеты". ("Сказано ("Ба-мидбар" 30,3): человек, когда даст обет Всевышнему или поклянется, запретив себе, что бы то ни было, - этот человек не имеет права профанировать свое слово". "Ло-яхэль" - от слова "холь", будничное). 

Если человек дал обет Всевышнему, что он не будет получать удовольствие, или что-то делать незапрещенное, или дал какую-то клятву, то он уже не может нарушить, он уже обязан, как будто это был закон Торы. Таковы  законы обетов и клятв.

И Моше приводит здесь (в уста Моше вкладывается мидраш, который содержится в Талмуде), - он сам не может профанировать то, что он себе запретил, "аваль хахам мохэль эт-нидро" – «но  мудрец может разрешить ему этот обет» - но только если он к нему обратится. Т.е. закон таков: если человек дал обет и чувствует, что этот обет ему не по силам, - то он все равно сам не может с себя этот обет снять; но он имеет возможность, по закону Торы, пойти к мудрецу и спросить его: "Не можешь ли ты мне разрешить обет?" И мудрец, задав ему некоторые вопросы, может сказать: "Разрешен тебе этот обет и не обязывает тебя больше". И в наше время то же самое, только в наше время труднее сказать, кто тот мудрец, который в одиночку может это сделать. И поэтому идешь к трем приличным евреям (лучше, чтобы хоть один из них был ученым и разбирающимся человеком), хотя я встречал таких мудрецов, которые и в одиночку имеют силу это делать. Спрашивают человека: "Какой ты дал обет? Жалеешь ли ты о том? Если бы ты тогда знал то, что знаешь сегодня, ты бы дал обет?" Если человек говорит "нет", то тогда мудрец может его освободить от этого обета.

Моше ведет здесь такой неожиданно профессиональный разговор с Богом. Всевышний говорит ему: "Я уже в Торе Своей сказал, что, если кто-то такое делает, то он несет наказание. Моше говорит: "Все нормально, Ты дал клятву, Ты не можешь с Себя ее снять, но Ты мне дал власть снимать клятвы. Давай поговорим. Обратись ко Мне с вопросом, и я Тебе ее разрешу". Ведь  всякий законоучитель, т.е. человек, который дошел до уровня вынесения галахических постановлений, если он желает, чтобы другие приняли его постановление, то он, прежде всего, сам должен их исполнять. А Ты дал мне заповедь по поводу разрешения обетов. И поэтому Ты просто обязан разрешить Свой обет таким образом, как Ты повелел разрешать другим. Иначе получится, что Твой закон - не первый сорт. Ты других угощаешь, а сам не хочешь кушать. Если есть обет, который Ты хотел бы отменить - обратись ко мне, и я Тебе его разрешу.

Тут же завернулся Моше в свой талит и сел, как старейшина. А Всевышний стоит, как человек, который пришел к мудрецу разрешить обет.

В книге Дварим/Второзаконие (9:9) Моше вспоминает время, когда он был на горе, и говорит: "Я провел на горе 40 дней". Но говорится: "Ва-ешев ба-hap", я сидел. Мидраш здесь толкует: "Я сел". С чего это вдруг Моше сел? И мидраш говорит: "Как это может быть, что Моше сидит, а Бог, благословенно Его Имя, стоит?" И тут есть объяснение, что там были такие кафедры, специально устроенные. Когда большим мудрецам надо было перед авторитетами стоять, а стоять им неудобно, поэтому делались высокие сидения за этими кафедрами, и они сидели, а казалось, что они стоят. Всю эту технику мы опускаем.

Моше сел разрешать обет своего Создателя. Он Ему сказал тяжелую вещь. Сказал рабби Йоханан, что Моше сказал так: "Ты жалеешь?" [Без этого невозможно разрешить. Тот, кто просит разрешить ему обет, должен сказать, что он жалеет, что дал его. На это Тора отвечает:]. "И пожалел [Бог] о том зле, о котором Я говорил, что сделаю моему народу". "И в тот час, - сказал Моше, мутар лах, мутар лах..." – эта формула  разрешения обета: "Разрешено тебе, разрешено тебе, нет здесь обета, нет здесь обязанности..." Такая процедура принята у евреев в канун Рош-hа-Шана. Садятся трое, а человек перед ними выступает, читает стандартный текст, вплоть до того, что все обеты, которые он вольно или невольно на себя принял и невольно нарушил, прошу снять. и т.д.". Это классическая форма разрешения обета, и так Моше разрешил обет Всевышнему.

Получается, что слова "ваихал Моше", которые по пшату мы переводили как "умолял Моше", - здесь переводятся так, что он разрешил обет своему Создателю. Как говорится в книге Ба-мидбар (30:3): "И не нарушай, не профанируй своего слова". Сказал рабби Шимон бен-Лакиш: "И поэтому называется имя ему: Моше, иш-Элоким, муж Божий. Сказать тебе, что он разрешил обет Богу. И поэтому "ваихал Моше".

Контрольные вопросы

КВ-1 Приведите варианты понимания выражения «кехалото» и объясните их.

КВ-2 Как понимается в мидраше фраза «и увидел народ, что Моше медлит» («бошем»), и почему?

КВ-3 Что означает идея, что «Бог говорит с человеком на человеческом языке»? В чем важность этой идеи, каковы следствия из нее?

КВ–4 Приведите варианты понимания слов «ваихал Моше» и объясните их.  


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1 Приведите варианты понимания выражения «кехалото» и объясните их.



КВ-2 Как понимается в мидраше фраза «и увидел народ, что Моше медлит» («бошем»), и почему?



КВ-3 Что означает идея, что «Бог говорит с человеком на человеческом языке»? В чем важность этой идеи, каковы следствия из нее?



КВ–4 Приведите варианты понимания слов «ваихал Моше» и объясните их.