МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Цикл еврейской жизни"

Лекция 8. Траур

1. Введение
2. Обычаи семи траурных дней
3. Кадиш
4. Мистическая стороны Кадиша
5. Годовщина смерти
6. Изкор
Список контрольных вопросов

1. Введение

Человек обязан соблюдать траур в случае смерти ближайших (т.е. прямых) родственников, а именно: отца, матери, сына, дочери, брата или сестры (по отцу или матери), супруга или супруги. (На иврите они называются шива кровим - "семь ближайших родственников".) Все законы траура, приводимые ниже, относятся только к этим ближайшим родственникам.

Траур по отцу или матери - более сильный, чем по другим родственникам, и длится дольше.

Женщины - родственницы умершего обязаны соблюдать траур так же, как и мужчины (за исключением нескольких деталей, которые оговорены далее).

Еврейский Закон не требует от разведенных соблюдать траур по бывшим супругам.

Соблюдать траур по родственникам-неевреям иудаизм не обязывает, но разрешает. Форма траура, однако, в некоторых моментах должна быть изменена по сравнению с трауром по евреям. В частности, к этому случаю неприменимы специфические законы периода онен (до похорон). Должен быть изменен также порядок соблюдения траура после похорон. Кадиш по родственникам-неевреям читать не следует. Вместо Кадиша в память о родственниках-неевреях можно читать Псалом 91. Во всех подобных случаях понесший утрату сам по собственному усмотрению выбирает из обычаев траура то, что он считает необходимым соблюдать.

Еврейский траур подразделяется на периоды, в течение которых скорбящие постепенно переживают свою утрату и возвращаются к нормальной жизни.

"Нулевой" период - онен - между смертью и погребением, когда человек испытывает самое сильное отчаяние, но одновременно должен заниматься интенсивной деятельностью по правильной организации похорон. В это время отменяются не только всякого рода светские развлечения, но и многие религиозные обязанности. Похороны - это завершение деятельности онена, после чего скорбящий переходит к собственно трауру.

Первый период траура - шива - это основной период траура в течение семи дней со дня похорон. В это время скорбящий "выключен" из нормального жизненного цикла: он не занимается никакой деятельностью, сидит дома, полностью погружен в траур; однако к нему возвращаются обычные религиозные обязанности. Внутри периода шива особо выделяются три первые дня, следующие за погребением. Эти дни называются шлошет йемей бехи - "три дня плача", т.е. глубочайшего личного горя. Многие даже не рекомендуют посещать в эти дни скорбящих с "визитами утешения" (к близким людям эта рекомендация не относится). Согласно мистической традиции в иудаизме (Каббала), в семь дней шива происходит постепенный распад животной души человека ("животная душа" осуществляет связь между телом человека и его бессмертной "божественной душой"). Это как бы период перехода души умершего из нашего мира в высший "мир душ". При этом в первые три дня душа еще не может примириться со смертью и хочет вернуться в тело; но, видя, что тело и животная душа распадаются, она на третий день мирится с этим.

Второй период - шлошим - траур с 8-го по 30-й день, считая со дня похорон. Скорбящий выходит из дома и начинает включаться в обыденную жизнь. Однако это еще не полное включение в жизнь, и некоторые ограничения в этот период продолжают сохраняться.

Третий период траура - до года после похорон - соблюдаются только в случае смерти отца или матери. В этот период есть лишь отдельные элементы траура.

Наша традиция не одобряет соблюдения траура дольше предписанных двенадцати месяцев.

Интересно отметить, что подход иудаизма к проблеме траура - разделение его на периоды, во время которых интенсивность траура постепенно снижается, скорбящий поэтапно справляется со своим горем и возвращается к нормальной жизни, - хорошо согласуется с концепциями современной психологии. Иудаизм с накопленным на протяжении веков религиозным опытом научил евреев, как лучше справляться с горем. Психология, пользуясь современными научными методами и экспериментами, неожиданно пришла к выводу, что древняя еврейская структура траура наиболее благоприятна для человека, которого постигла утрата. Например, американский психолог Д.Либман в книге "Мир разума" пишет: "Открытия в психиатрии о том, насколько важно выразить, а не подавлять в себе горе, говорить о своей потере с друзьями и знакомыми и постепенно, шаг за шагом, двигаться от бездействия снова к нормальной деятельной жизни, показывают нам, что древние учителя иудаизма обладали мудростью и знанием человеческой натуры и ее нужд - мудростью, которую совсем забыли в наш просвещенный и либеральный век. Традиционный иудаизм мудро распределил весь процесс траура с наименьшим ущербом для личности скорбящих - так, как это бы сделал современный психолог, - хотя иудаизм, казалось бы, не был знаком с современными научными приемами и опытом экспериментальных исследований".

Контрольный вопрос

КВ-1. Перечислите отличия траура по еврейским родственникам и по нееврейским родственникам?

2. Обычаи семи траурных дней

В дни шива скорбящий никого не приветствует, и другим не следует его приветствовать.

Смерть вызывает в семье шок: нарушается весь привычный уклад жизни, теряют значение принятые формы социального общения. Поэтому традиция отвергает все виды приветствий во время шива, считая их неуместными в состоянии траура. Понятно, что абсурдно говорить скорбящему: "Добрый день!" или "Здравствуй!" - ведь день этот для него ужасен, и никакого "здравия" он не ощущает.

Особенно следует избегать обычного приветствия "шалом", ибо буквальное значение этого приветствия - "мир тебе", а скорбящий никак не может считаться "пребывающим в мире". (Более того, даже после шива, когда соблюдающий траур может обращаться с приветствиями и отвечать на них, к нему не принято обращаться с приветствием "Шалом". Этого правила придерживаются полный год по отношению к тому, кто потерял родителя, и в течение тридцати дней по отношению к тому, кто потерял кого-либо из других родственников.) Даже просто произносить слово "шалом" в доме, где соблюдается траур, считается неуместным, поэтому посетители, приветствуя друг друга, должны избегать этого слова.

Очень важно, чтобы родственники и знакомые в дни шива посещали скорбящих, чтобы утешать их.

Утешая скорбящих, мы выполняем очень важную заповедь Торы. Сказано (Бытие 25:11): "И после смерти Авраама Бог благословил Ицхака, сына его...". Традиция объясняет этот стих так: Сам Всевышний посетил Ицхака, чтобы утешить его в горе. Долг человека подражать Богу: как Бог утешает скорбящего в трауре, так и человек должен это делать. То же мы находим у пророков: что после разрушения Иерусалима Исайя получает указание от Всевышнего: "Утешай, утешай народ мой" (Исайя 4:1), и это не просто рекомендация, но заповедь пророку приносить утешение своему народу.

Человек, сидящий шива, ощущает глубокое одиночество, чувствует себя покинутым и Богом, и людьми. Ему в это время совершенно необходима поддержка, и главное для него - видеть, что он не один. Утешение человека в трауре, говорит Рамбам (Мишне Тора, Законы траура, гл. 14), это гмилут хасадим - истинное добро по отношению к мертвому и живущим.

Входя в дом скорбящего, не здороваются. Пришедший с визитом к соблюдающему траур молча входит в дверь, обычно приоткрытую, чтобы избежать приветствий при встрече, и, не привлекая к себе внимания, тихо садится, чтобы разделить горе ближнего. (У многих принято все семь дней траура оставлять дверь дома приоткрытой - знак для тех, кто приходит утешать скорбящих, что приход их желанен. Это делается также для того, чтобы скорбящим не приходилось вставать для встречи приходящих.) Поскольку скорбящих не приветствуют (а уходя не прощаются), то подавать им руку также не принято.

Если кто-то из пришедших с визитом по незнанию обратится с приветствием к соблюдающему траур, то в течение первых трех дней тот на приветствия не отвечает. Во избежание обид он может объяснить причину своего поведения. По прошествии трех дней он может отвечать на приветствия из вежливости, однако должен делать это тихим голосом, уважая таким образом и собеседника, и традицию.

Посетителям не следует начинать беседу до того, как заговорит скорбящий. В разговоре нежелательно затрагивать вопросы текущей жизни, делиться новостями и т.п. Вообще не рекомендуется много говорить, лучше больше сидеть и молчать, думая об умершем: ведь никакие слова не могут выразить всю глубину сочувствия скорбящим, и произносимые в таком случае стандартные фразы звучат фальшиво. Утешение выражается не в словах, а в самом факте посещения скорбящих.

Этот принцип, как и многие другие законы и обычаи траура, восходит к пророку Иехезкелю. Бог говорит Иехезкелю (24:17): "Печалься в молчании". И в самом деле, можно ли красноречивее соблюдать траур, чем "печалясь в молчании"?

Тем не менее подобает вспоминать умершего, рассказывать о его достоинствах. Тот, кто умышленно старается не говорить о покойном, полагая, что таким образом отвлекает скорбящих, не понимает психологии горя. В такой момент разговор о банальных вещах причиняет значительно больше боли.

Посетителям не следует брать на себя в разговоре ведущую роль. Беседа в доме, где соблюдается траур, должна вестись в форме ответов на вопросы скорбящего. Не нужно испытывать неловкость от молчания.

Во время трапезы, если она происходит в доме соблюдающего траур, он обычно сидит во главе стола на низком стуле.

Важно также вовремя покинуть дом скорбящего. Визит не должен затягиваться более, чем это нужно скорбящему. Как уже говорилось, соблюдающий траур не должен вставать для приветствия или прощания с гостем, даже если это очень уважаемый человек.

3. Кадиш

Кадиш - это одна из самых красивых, значительных и глубоко волнующих молитв в еврейском Богослужении. Кадиш представляет собой составленное на арамейском языке нерифмованное стихотворение, построенное на ассонансах и четком ритме. То, что Кадиш составлен на арамейском языке, Талмуд (Берахот За) объясняет следующим образом: это настолько сильная и впечатляющая молитва, что ангелам-служителям, понимающим только иврит, лучше не понимать ее, чтобы не завидовать людям. Текст Кадиша - отзвук слов Иова, который говорит: "Хоть Он и убивает меня, на Него надеюсь" (Иов 13:15), "Господь дал, и Господь взял. Да будет Имя Господа благословенно!" (Иов 1:21). Это молитва человека, который в самый горестный момент своей жизни обращается к Богу, вознося Ему хвалу без ропота и жалоб.

Кадиш является квинтэссенцией святости, которой должна быть проникнута вся наша повседневная жизнь. Сила и влияние Кадиша так велики, что Мудрецы Талмуда даже предостерегали народ от придания ему излишнего магического значения.

В древности Кадиш торжественно произносили в конце периода шива при трауре по еврейскому мудрецу. В источниках талмудической эпохи рассказывается о таком обычае: ведущий Богослужение в синагоге обращался к молящимся в последних рядах, где сидели евреи, соблюдающие траур, и утешал их благословением и чтением Кадиша. В дальнейшем Кадиш стали произносить по всякому умершему, даже если человек этот не был знатоком Торы.

Текст Кадиша начинается со слов о том, что знание устройства мира принадлежит только Всемогущему Творцу мироздания, а для человека мир остается тайной: "...в мире, сотворенном по воле Его...", а заканчивается словами, которыми друзья старались утешить Иова: "Устанавливающий мир в высотах Своих..." - ибо Тот, Кто настолько всемогущ, что устанавливает мир между небесными "существами", без сомнения, может дать мир и нам.

Важное место в Кадише занимает тема утешения, которое придет для каждого еврея, - и не только утешение от скорби в связи со смертью близкого человека, но также и утешение от нашей всеобщей скорби в связи с разрушением нашего древнего Храма и святого города Иерусалима. Таким образом, как и слова утешения, с которыми обращаются к скорбящим, Кадиш объединяет оплакивающих свою личную утрату со всем народом Израиля, скорбящим о своей национальной трагедии, которая на самом деле является трагедией для всего мира. "И установит Он Свою Царскую власть..." - эти слова выражают просьбу о спасении всего мира. Ощущение единства народа в его трауре выражается также и в том, что Кадиш нельзя читать в одиночестве, его читают только в миньяне. В Кадише чередуются реплики ведущего и молящихся, что подчеркивает общественный характер молитвы.

С идеей утешения в Кадише связано также акцентирование таких понятий, как "жизнь" и "мир". Они отдаляют человека от идеи смерти, возвышая его до идеи вечной жизни, ведут его от катастрофы к миру, от отчаяния к надежде, от одиночества к человеческому сообществу.

Есть и еще одна интересная интерпретация Кадиша. Кроме утешения человеку в его скорби, Кадиш несет еще один вид утешения - Творцу. Смерть человека - потеря в воинстве Царя вселенной. Кадиш, в таком случае, - выражение надежды на то, что эта потеря будет восполнена. Всевышний как бы скорбит вместе с нами, оплакивая утрату в Своем воинстве, умаление Своего Собственного образа, отраженного в личности умершего. В этом смысле чтение Кадиша - утешение, которое мы приносим Богу в Его потере. Мы говорим йитгадал ("да возвеличится"), имея в виду: "Твое Имя умалено, да будет Оно возвеличено!" Мы говорим йиткадаш ("да освятится"), имея в виду: "Твоя святость уменьшилась, да будет она превыше всего!" Мы говорим: веямлих малхутей, т.е. "Твое Царство понесло ущерб, да будет оно восстановлено навечно!" Такая неожиданная интерпретация Кадиша, состоящая в намерении страждущего принести свои соболезнования Творцу всех людей, есть одновременно и утешение для самого скорбящего. Сознание, что к его скорби присоединяется не только весь народ, но и Сам Бог, служит для скорбящего источником тепла и успокоения.

Первый Кадиш, который читается скорбящим, - это Надгробный Кадиш, знаменующий собой переломный момент в трауре, переход от стадии онен к стадии, когда скорбящий постепенно возвращается к жизни, из нормального течения которой его выбросила смерть близкого человека. Слова Кадиша - выражение того отношения к жизни, которое делает возможным подобное возвращение. Только принимая идеи, выраженные в Кадише, человек может продолжать жить, соблюдать заповеди и молиться после постигшего его удара судьбы.

Помогая человеку, понесшему утрату, не согнуться в беде, Кадиш по родителям исполняет и другую роль, существенную не только для оставшегося в живых сына, но и для его покойного отца или матери. Кадиш устанавливает прямую связь между поколениями, соединяя воедино две жизни: ушедшую и продолжающуюся. Когда сын читает Кадиш, он тем самым демонстрирует продолжение жизни, как бы вырывая умершего у смерти.

Еврейская традиция придает большое значение связи родителей и детей. "Заслуги отцов" - чрезвычайно важная тема в еврейской религиозной литературе. Мы постоянно обращаемся к Богу с мольбой о прощении во имя праведных дел наших праотцов: Авраама, Ицхака и Яакова.

Иудаизм признает и возможность обратного воздействия. Дела детей могут искупить грехи родителей даже после их смерти. Со смертью человека земная жизнь его не заканчивается, если после него остались дети. Пока потомство человека живет, живет и он. Сказано в Талмуде (Бава Батра 116а): "Написано: И услышал Арад, ... что почил Давид ... и что умер Иоав" (Книга Царств I 11:21). Почему о Давиде сказано, что он "почил" (уснул), а о Иоаве - "умер"? Потому что Давид оставил после себя сына, а Иоав - нет". Родители оказывают влияние на детей, воспитывая их, и дети - не только при жизни родителей, но и после их смерти - могут влиять на их души. Чтение сыном Кадиша после смерти отца знаменует это продолжение жизни отца в сыне, преемственность поколений.

Таким образом, Кадиш объединяет в общей скорби и общей молитве не только всех евреев, живущих сегодня, но и разные поколения, связывая уже умерших с живущими и с теми, кто еще будет жить. Эта связь поколений, осуществляемая Кадишем, с одной стороны, помогает сыну искупить свои грехи благодаря заслугам отцов; с другой стороны, она дает ему возможность выступить в роли защитника родителей.

Текст Кадиша не является буквально молением о прощении, но само его произнесение указывает на то, что добродетель сына имеет своим источником родителей, и поэтому чтение Кадиша сыном оказывается спасительным для них.

Как объяснено выше, согласно еврейской мистической традиции, после смерти тела наступает период очищения души от тех преступлений, которыми она загрязнила себя в этом мире. Очищение душ, виновных во многих грехах и преступлениях, дольше, а тех, на чьем счету преступлений мало, или они раскаивались при жизни, - короче. Полное и искреннее раскаяние, (включающее все возможные шаги по исправлению последствий преступления, а также неповторение его в будущем) искупают преступление еще при жизни.

Контрольный вопрос

КВ-2. На каком языке написан Кадиш?

КВ-3. Кто должен читать Кадиш?

4. Мистическая сторона Кадиша.

Мудрецы учат, что для обычных людей (не абсолютных праведников) минимальный срок очищения составляет один месяц, а максимальный - одиннадцать (и только для злодеев - двенадцать месяцев). Это время, когда душа страдает и мучается, и составляет срок чтения Кадиша.

В наши дни принято читать Кадиш по умершему родственнику в течение одиннадцати месяцев.

Чтение Кадиша сыном или другим родственником умершего есть признание "Божественного Суда", и оно облегчает душе пути после смерти.

Талмуд (Шабат 119б) говорит о мистической силе Кадиша, способной изменить решение Божественного Суда. Мидраш (Тана де-бей Элияhу) выражает эту мысль в рассказе о том, как однажды к великому мудрецу рабби Акиве явился известный грешник, который незадолго до этого умер и был в мире душ приговорен к тяжелейшему наказанию за свои грехи. Грешник сказал рабби Акиве, что его сын - в том случае, если он будет читать "Барху" и Кадиш, - сможет облегчить его наказание. Рабби Акива научил молодого человека этим молитвам, тот стал читать их и тем самым принес отцу спасение в потустороннем мире. Так "заслуга сына" помогла спасению отца.

Контрольный вопрос

КВ-4. Сколько времени читается Кадиш по умершему родственнику?

5. Годовщина смерти

Йорцайт - это годовщина смерти. Хотя само слово "йорцайт" ("годовщина") происходит из языка идиш ("йор" - год, "цайт" - время), вопрос о специальной памятной процедуре в годовщину смерти родителей обсуждается уже в Талмуде. Эта процедура не определяется в Талмуде в деталях, но о ней говорится как о потребности человека выразить свое горе по поводу понесенной утраты.

В этот день вспоминают о покойном, отдают дань его памяти, размышляют над сущностью жизни покойного.

Принято учить в память о покойном Тору или Мишну.

Хотя человек обязан соблюдать йорцайт только по родителям, следует говорить Кадиш, учить Тору и Мишну в память об умершем также и в память других родственников, особенно таких, по которым некому читать Кадиш.

Йорцайт - это особое время для души умершего. В этот день она имеет особо сильную связь с живыми родственниками, и для души важно, чтобы вспомнили о ней.

6. Изкор

Изкор - это поминальная молитва. Читается четыре раза в году: в последний день Песаха, в Шавуот (в диаспоре - во второй день Праздника), в Йом Кипур и в Шмини Ацерет (в диаспоре - в первый день).

Изкор - это особая молитва, в которой молящийся просит Всевышнего дать душе умершего покой, Божественный свет и место среди душ праведников, а также провозглашает свое намерение сделать пожертвование в память о душе покойного.

Слова Изкора, содержащие обещание благотворительности, должны восприниматься совершенно серьезно: обещание должно быть выполнено после Праздника (в Праздник, согласно еврейскому Закону, нельзя платить деньги). Если человек не собирается жертвовать, ему лучше воздержаться от обещания; в таком случае не следует произносить фразу, где говорится о пожертвовании.

Согласно обычаю большинства общин, те, у кого живы оба родителя, во время чтения Изкора выходят из зала синагоги. Те же, у кого умер кто-то из родителей, читают Изкор как по умершему родителю, так и по другим родственникам. Можно читать общий Изкор с упоминанием имен всех умерших.

В Изкоре упоминают еврейское имя покойного и еврейское имя его отца, если, разумеется, оно известно. Если оно неизвестно или если у покойного не было еврейского имени, его поминают тем именем, которым обычно называли при жизни.

Изкор следует читать во время службы в синагоге. Если болезнь или другая серьезная причина не позволяют посетить синагогу, или невозможно собрать миньян (десять взрослых мужчин), можно прочесть Изкор и в одиночку. Предпочтительнее все же чтение в миньяне.

Существует древний обычай - в дни, когда читают Изкор, зажигать поминальную свечу в память об умершем. Обычно используют специальные свечи, горящие в течение суток. Поминальную свечу зажигают перед зажиганием праздничных свечей.

Контрольный вопрос

КВ-5. Как вы думаете, какова процедура чтения Изкора по родственнику, имя которого неизвестно?


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Перечислите отличия траура по еврейским родственникам и по нееврейским родственникам?



КВ-2. На каком языке написан Кадиш?



КВ-3. Кто должен читать Кадиш?



КВ-4. Сколько времени читается Кадиш по умершему родственнику?



КВ-5. Как вы думаете, какова процедура чтения Изкора по родственнику, имя которого неизвестно?