МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Еврейские праздники: галаха, агада и философия"

Курс лекций «Основные идеи еврейских праздников»для «продвинутых»

Лекция 8. Йом Кипур.


  1. Источник праздника.
  2. Названия праздника.
  3. Основные идеи.
  4. Место в структуре праздников
    1. Связь и противопоставление Рош а-Шана и Йом Кипура.
    2. Йом Кипур и Пурим.
  5. Основные заповеди праздника
  6. Философские идеи.
    1. "Дни Трепета"
    2. "Козел искупления"
    3. Хасидские истории.

Мы предполагаем, что до чтения этой и следующих лекций этого курса вы изучили соответствующие лекции в курсе "Основные идеи еврейских праздников".

Эта лекция является продолжением Лекции 8. Йом Кипур.

1. Источник праздника.

... А в десятый день седьмого месяца этого - день искупления, священное собрание у вас; и смиряйте себя постом, и приносите жертвы Господу. И никакой работы не делайте в самый день сей, ибо это день искупления, чтобы искупить вас перед Господом, Богом вашим.
А всякая душа, которая будет делать какую-нибудь работу в этот самый день, истреблю Я душу ту из среды народа Своего.
Никакой работы не делайте; это - устав вечный в роды ваши во всех поселениях ваших.
Это Суббота покоя для вас, и смиряйте душу вашу; в девятый день месяца вечером: от вечера до вечера празднуйте покой ваш" (Числа 23:24-32).

2.Названия праздника.

"…десятого числа месяца, смиряйте души ваши. Никакой работы не делайте - ни туземец, ни пришелец, живущий между вами. В день этот искупит вас (священник), чтобы сделать вас чистыми: от всех грехов ваших перед Господом вы будете очищены"(Числа 23:32).
В этом стихе Библии объясняется сущность и предписания десятого дня седьмого месяца года. День этот поэтому и называется "днем Искупления".

Контрольные вопросы

КВ-1. Какой смысл в названии День Искупления?

3.Основные идеи.

Сравните две следующие статьи:

3.1. Особенности тшувы Йом Кипура

Тшува считается действительной и полной, если человек никогда больше не возвращается к своим дурным делам. Ясно, что мало надежды на то, что человек может совершить полную тшуву одновременно во всех областях. Однако считается возможным и очень важным достичь полной тшувы хотя бы в немногом. Рабби Элияhу Ки-Тов пишет об этом:
"И принято у людей народа Израиля, чтобы не проходили у них десять дней тшувы без того, чтобы не исправляли один какой-нибудь грех полностью, так, чтобы уже не возвращаться к нему никогда. И так каждый год человек прибавляет по одному исправлению и не нарушает его во все дни. И пусть даже это исправление касается вещи, на первый взгляд, незначительной, и исправление ее легкое, однако значение полной тшувы, которая достигается за счет этого, очень велико. И поскольку легка для исправления эта вещь, которую он решил исправить, то тем более уверен он, что устоит в ней все дни свои. И это обычай достойный, и следует иметь его каждому человеку, как большому, так и маленькому, чтобы ни в каком году не проходили дни тшувы без того, чтобы он прибавил какую-то заповедь, которую смог бы выполнять всегда. И так каждый год по одной вещи; и все это кроме общей тшувы, вместе со всеми стараниями."

3.2. "Искупление" ("капара") в Йом Кипур

… Йом Кипур полон признанием того, что мы на самом деле не в состоянии достичь конечного успеха в обретении праведности. Р.Йосеф-Дов Соловейчик формулирует это ощущение так:
"Однако, хотя мы подчеркиваем свободу воли человека, тем не менее мы отдаем себе отчет в том, что очень многое в жизни людей происходит без их активного участия. Человек не выбирает себе семью, в которой он рождается и воспитывается, не выбирает общества, в котором будет жить и ценности которого окажут на него большое влияние. Он принимает решения, но, тем не менее, оказывается, что важнейшие аспекты жизни зависят от непредсказуемых, случайных событий и обстоятельств, на которые он никак не может повлиять".

Контрольные вопросы

КВ-2.Есть ли противоречие между высказываниями р.Э.Ки-Това и р. Й. Соловейчика? Объясните

4.Место в структуре праздников

.

4.1Связь и противопоставление Рош а-Шана и Йом Кипура

. Рош hа-Шана, Йом Кипур и дни между ними образуют асерет йамей тшува - "десять дней раскаяния". Эти дни составляют единый комплекс, предисловие к которому - месяц Элул, а продолжение - праздник Суккот с Шмини Ацерет и Симхат Торой. Между Рош hа-Шана и Йом Кипуром проходит семь дней. Суд в Рош hа-Шана уже произошел. Зачем даны еще дополнительные дни, почему вершиной всего процесса тшувы является Йом Кипур? Даже после того, как решение принято, тшува может отменить его - вот что говорят нам эти дополнительные дни.
Более подробно о противопоставлении между Рош а-Шана и Йом Кипуром вы проходили в предыдущем цикле лекций.

4.2. Йом Кипур и Пурим.

Прочитайте статью П.Полонского "Аналогия с Пуримом"
4.2.1.Аналогия с Пуримом.
Толкователи Каббалы находят мистические связи между Пуримом и Йом Кипуром: на иврите единственная разница в написании этих двух слов состоит в начальном каф в слове "Кипурим", что, соответственно, переводится как "день наподобие Пурима". Не правда ли, странная ассоциация! Что общего между ними, как можно сравнивать неистовый Пурим с благоговейным Йом Кипуром, разудалое празднование с торжественным служением! Тогда чем же Йом Кипур напоминает Пурим?
4.2.2Двойственный характер Пурима
Обычно в наших представлениях Пурим связан со вседозволенностью и весельем, когда забываешь все и перестаешь воспринимать окружающее. А на самом деле Пурим, кроме того, есть день самосозерцания и наполненного молитвой размышления. Книга Эстер, читаемая в Пурим, представляет собой как Книгу Благодарений, так и Книгу Страданий и Жалоб. В этом повествовании говорится о двух событиях: одно связано с возникшей перед народом угрозой страшной катастрофы, а второе наполнено великой радостью по поводу внезапного избавления.
Поскольку совместить два противоположных по духу настроения в один день невозможно, наши Учителя установили накануне Пурима пост Эстер, приходящийся на тринадцатый день месяца адар. Молитвенная сторона Пурима более выражена в этот день поста, когда читается "Отец наш, наш Царь, мы согрешили перед тобой" и другие молитвы этого рода и преобладает настроение торжественного покаяния. Пост Эстер и Пурим неразрывно связаны между собой, в отличие от Песах и поста Первенцев, где пост не составляет неотъемлемой части праздника и является внешним элементом. Пост Эстер, в противоположность этому, представляет собой самый настоящий день Пурима: в нем отражены страшные предчувствия и молитвы евреев в тринадцатый день месяца адар, день битвы с врагами. Сам же день Пурима знаменует последовавшую за этим победу, неожиданное чудесное спасение народа. Соединение дня поста и дня пира в одно целое говорит о двойственном характере Пурима.

Быть может, то общее, что объединяет Пурим и Йом Кипур, связано именно с этой стороной Пурима, являющейся мольбой к Богу о сострадании и заступничестве, мольбой о помиловании.
4.2.3.Бросание жребия символизирует неопределенность
Есть еще одна особенность, сближающая между собой Пурим и Йом Кипур. Оба эти праздника связаны с бросанием жребия (гораль), непременным атрибутом азартных игр. Гораль Пурима определил когда-то день, выбранный Аманом для истребления евреев (Эстер 3:7, 9:24,26). Да и само слово Пурим на самом деле означает "жребий". Какая разница, можем мы спросить, не все ли равно, каким образом Аман выбрал день? Почему этим словом назван праздник? Кажется, что это лишь несущественная деталь истории Пурима.
Книга Эстер - книга противоречий. Она изобилует алогичными, даже просто абсурдными событиями, совпадениями, игрой случая. Вот евреи безбедно живут в Персии, а в следующий момент они лицом к лицу стоят перед уничтожением. Мордехаю грозит казнь; затем он внезапно становится премьер-министром. Здесь царит иррациональность событий и настроений: страх и ужас переходят в ликование, ситуации внезапно полностью меняются на противоположные. Тем самым Пурим воплощает в себе идею неустойчивости, шаткости и уязвимости, которые характерны для человеческой жизни вообще, а для судьбы евреев в особенности. Поэтому название Пурим становится выражением обманчивой капризности событий. Оно напоминает еврею о внезапных поворотах судьбы, о подстерегающих его опасностях, непостоянстве жизни, точно так же, как сам гораль кажется проявлением слепого случая.
С теологической точки зрения, Господь прощает человеку его грехи именно потому, что Он знает об уязвимости человека перед лицом изменчивой судьбы, о тяжести давящих на него обстоятельств, о вторжении неожиданного. Как сказал Иову Элифаз: "Человек праведнее ли Бога? и творение чище ли Творца своего?" (Иов 4:17). И о том же сказано: "Если бы Ты, Боже, хранил все преступления, кто бы из нас, О Господи, остался стоять перед Тобой?" (Псалмы 130:3). Смягчение Его суда объясняется тем, что от Него не сокрыто, как легко может быть поколеблен человек, как сильно на него могут влиять общество интеллектуального агностицизма, соблазны пагубных наслаждений, притягательная сила идеологий, объявляющих себя несущими избавление и возрождение.
Таковой была неодолимая привлекательность коммунизма для многих идеалистов, видевших в нем реализацию мессианских мечтаний человечества.
Один человек может оказаться святым, поскольку он вырос в благородном окружении; другой поддался злу, поскольку вырос в дурной семье. Оба они могут быть схожи друг с другом как две капли воды, и внешностью, и характером; однако, различия в их окружении скажутся на личности каждого из них. Так можно ли считать одинаково виновными всех грешников? Именно поэтому человеку дана возможность предстать перед Небесным судом с надеждой на сочувствие и прощение. Несмотря на то, что человек обладает свободной волей и несет ответственность за содеянное им, он все-таки подает Всевышнему прошение о помиловании, утверждая, что оказываемое на него окружающим миром давление, которое в какой-то момент стало для него слишком сильным, не есть дело его рук и замысел его ума.

Контрольные вопросы

КВ-3.Чем же схожи Пурим и Йом Кипур?

КВ-4. Какой смысл жребия в Йом Кипур?

5.Основные заповеди праздника.

5. 1. Канун Йом Кипура

Накануне Йом Кипура (т. е. в тот день, вечером которого должен начаться Йом Кипур), в некоторых общинах выполняют обычай каппарот - "искупление". Мужчины берут живого петуха, женщины - курицу, и затем крутят птицей над головой, говоря при этом: "Да будет это моим искуплением..." После этого птицу или ее денежную стоимость отдают бедным людям или на другую благотворительность.
Многие вместо этого просто дают деньги на благотворительность. Каппарот, конечно, не рассматривается как способ искупления грехов, этот ритуал лишь должен напомнить нам о приближении времени "запечатывания" приговора. В канун Йом Кипура принято окунаться в микву и давать цдаку (пожертвования на благотворительные цели).
Йом Кипур - строгий пост, но, в отличие от других постов, не траурный день, а праздник, один из самых больших праздников в году. И с этим праздником связываются праздничные трапезы, которые устраиваются накануне поста и по его завершении.
Праздничная трапеза в канун Йом Кипура выражает нашу радость по поводу того, что настало время искупления. Она также дает нам силы провести пост Йом Кипур в глубоких размышлениях о сущности тшувы, а не в мыслях о еде. Принято утром накануне Йом Кипура есть рыбу. Кроме этой праздничной трапезы, устраивают также "сеудат мафсекет" ("трапезу прерывания") непосредственно перед постом. Ее нужно закончить не позже, чем за полчаса до захода солнца, чтобы успеть в синагогу до начала Коль Нидрей. В эту трапезу, наоборот, не принято есть рыбу и запрещено пить алкогольные напитки.
После сеудат мафсекет зажигают праздничные свечи, говоря при этом два благословения: "Благословен Ты, Бог, Господин наш, Царь вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам зажигать свечи праздника. Благословен Ты, Бог, Господин наш, Царь вселенной, Который дал нам дожить, и поддержал нас, и дал нам дойти до сего дня".
После этого благословляют детей и идут в синагогу.

5. 2. Видуй - исповедь перед Богом в своих грехах


"Виновны мы; были вероломны, грабили, лицемерили, свернули с правильного пути и обвиняли невиновных, намеренно творили зло, присваивали чужое, возводили на ближнего напраслину; давали дурные советы, лгали, глумились, бунтовали, кощунствовали, были непокорны, злодействовали, восставали против закона, враждовали между собой, упорствовали в грехе; творили зло, вредили, делали мерзости, заблуждались, вводили в заблуждение других.
Свернули мы с пути заповедей Твоих и милосердных Твоих законов, и это не привело нас к добру. И Ты прав во всем, что совершил с нами, ибо Твои деяния справедливы, а наши - греховны".
Видуй - признание, исповедь - читают во всех службах Йом Кипура. Он написан от множественного числа и включает в себя возможные грехи Израиля в алфавитном порядке. Таким образом, в этой молитве подчеркиваются не личные грехи читающего - это дело его собственной тшувы и его отношений с Богом и людьми. Это признание говорит о грехах всего народа, за которые каждый отдельный еврей несет ответственность. Одним из фундаментов еврейского подхода к миру является постоянное осознание того, что все евреи - от Авраама, Ицхака, Яакова, от дарования Торы на Синае и до нас, наши дети и все их потомки являются по отношению к Богу и к миру неким единым бессмертным индивидуумом, который называется Кнесет Исраэль - "полное собрание душ Израиля".
Все евреи подобны частям одного большого организма. Когда болеют отдельные его части, болен весь организм.
Все евреи как бы сидят в одной лодке. Когда один проделывает дыру в днище на том месте, где сидит сам, - тонет вся лодка. Молитвы Йом Кипура еще раз напоминают об этом.

5. 3. Службы Йом Кипура

В Йом Кипур установлены пять запретов: еды и питья, умывания (кроме омовения кончиков пальцев утром и после туалета) и умащения тела чем-либо, ношения кожаной обуви (матерчатую и резиновую обувь носить можно), половых отношений. Вообще, в Йом Кипур мы стараемся максимально отвлечься от потребностей тела, сосредоточившись на духовном, и потому все телесные удовольствия запрещены. Кроме того, Йом Кипур - день полного покоя, "Суббота Суббот", и в этот день обязательны все законы Субботы, т. е. запрещена всякая производительная деятельность человека.
Йом Кипур - практически единственный день в году, когда все синагоги во всем мире переполнены. Для многих людей, которые мало знают о Торе, Йом Кипур - главный день их связи с еврейством.
В Йом Кипур в знак чистоты и святости принято одеваться в белое.
Служба Йом Кипура начинается с известной молитвы Коль Нидрей. Она читается трижды до захода солнца, в ней мы просим снять с нас все обеты и обещания, которые мы дали Всевышнему в прошедшем году (а в некоторых редакциях, - заранее объявляем недействительными все обещания, которые мы дадим в будущем году).1)
Затем читается вечерняя молитва, в которую, как и во все остальные молитвы Йом Кипура, вставляется видуй - "признание грехов". Весь день Йом Кипура принято проводить в синагоге, читая молитвы и пиюты (гимны), делая лишь несколько небольших перерывов.
В будни установлены три молитвы: вечерняя, утренняя и послеполуденная. В Субботы и в праздники прибавляется четвертая - мусаф - дополнительная молитва, которую читают после утренней; а в Йом Кипур - пятая - Неила - "закрывание ворот Божественного милосердия", которая завершает службы Йом Кипура. Утром в Йом Кипур читается Левит 16 и Исайя 57, днем - Левит 18 и Книга Ионы.
Приведем переводы некоторых пиютов из махзора на Йом Кипур.
"Боже мой! До того, как Ты сотворил меня, я не существовал и не стоил того, чтобы создавать меня, да и теперь, уже сотворенный, я как бы не существую. Прах я при жизни, тем более после смерти моей. Ты видишь внутренность мою, и я стою перед Тобою, как сосуд, полный стыда и позора. Да будет же благословение Твое, Бог, Господин мой, в том, чтобы Ты удерживал меня от будущего греха, а от того, что я уже совершил, пусть будет Твоя воля очистить меня по бесконечному милосердию Твоему, но не истязательным каранием и тяжелыми болезнями".
"Кто я такой, чтобы удостоиться молиться перед Всевышним, да будет Он благословен! Он ведь Бог великий и страшный, а я человек грешный, который прогневил великое Имя Его злодеяниями моими; и я плоть и кровь, прах и пепел, недостойный вспоминать Его великое Имя столь многократно. Горе мне! Как мне предстать перед Царем всего мира, великим и грозным, Царем Царей, Пресвятым, благословен Он, Который превосходит все, и от Которого исходит все! Лишь надеясь на великое милосердие и милости Его, ведь Он милует всех тварей Своих и благоволит молитве и мольбе рабов Своих, как сказано: "Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем, которые призывают Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, внемлет воплю их и помогает им. Ты слышишь всякую молитву, к Тебе прибегает всякая плоть".
"Как может смертный быть чистым, когда и горние легионы не чисты в очах Твоих! Если огонь охватил сочное дерево, что же с засохшей травой? Все открыто Тебе во мраке, как в свете, око Твое обозревает все. Обитель Твоя скрыта, а Тебе открыты всякие таинства. Он единый Судотворец вселенной. Его решение неизменно, и кто противоречит Ему? И на народы, и на отдельных людей простирает Он Свое правосудие, и никто не обвинит Его. Да разумеет сие всякое существо и не увлечется оно греховными помыслами, чтобы грешить перед Создателем своим, а именно: оболочку зародыша своего (начало его), ожидающую его могилу (конец его), отчет, который должен дать Творцу своему; нечист человек плотью, сам оскверняется при жизни, оскверняет других после смерти, дни жизни его - ничтожество, ночи его - суета, все деяния его - химера, он подобен сну по пробуждении. Тревоги преследуют его постоянно, ночью не знает покоя, днем - отдыха, пока не уснет вечным сном в могиле. Зачем роптать человеку живущему? Не достаточно ли ему, что живет?
"И веруют все, что Он Бог верный, испытует, исследует тайники сокровенного, и веруют все, что Он испытует сердца. Избавляет от смерти и спасает от могилы, и веруют все, что Он Избавитель могучий. Единолично Он судит всех явившихся в мир, и веруют все, что Он Судья правдивый. Нареченный Им самим: Я буду, Которым Я буду, и веруют все, что Он был, есть и будет. Надежный - Имя Его, такова и слава о Нем, и веруют все, что Он Бог, и нет Бога, кроме Него. Помнит благие заслуги праотцов во благо напоминающим Ему о них, и веруют все, что Он помнит завет. Отмеряет жизнь всему живому. И веруют все, что Он живет и существует вечно, благой и благодетельствующий злым и добрым".
После Неилы еще раз трубят в шофар одним длинным звуком и произносят "В следующем году в Иерусалиме". Затем читают вечернюю молитву и hавдалу - отделение праздника от будней, после чего устраивают трапезу исхода Йом Кипура.
Вечером сразу по окончании трапезы принято начинать строительство шалаша к празднику Суккот, что связывает все Осенние Праздники одной цепью действия.

Контрольные вопросы

КВ-5. В чем смысл каппарот сегодня?

КВ-6. Каким образом законы праздника проявляются в пост Йом Кипур?

КВ-7. Почему Видуй читается от множественного числа?

6. Философские идеи.

6.1"Дни Трепета"

Прочитайте отрывки из книги "Дни Трепета" - Шмуэль-Йосеф Агнон
... Небо было ясным, земля тихой, улицы чистыми, и свежий ветерок порхал по просторам мира. Я был четырехлетним ребенком, одетым в праздничное платье, и один из родственников вел меня рядом с отцом и дедом в дом молитвы. Дом молитвы был полон людей, закутанных в талиты, их головы были похожи на серебряные короны, одежды белы, а в руках были книги; бессчетное количество свечей воткнуты в длинные ящики с песком, и от них идет чудный свет и запах. Один согбенный старец стоит у ящика. Талит, свисая, закрывает его всего; и из-под талита доносятся нежные и сладкие звуки. Я стою у окна синагоги, охваченный дрожью и пораженный этими нежными голосами и серебряными коронами, чудесным светом и запахом меда, исходящим от восковых свечей. И кажется мне, что вся земля, по которой я шел, все улицы, которые я проходил, весь мир - это не что иное, как прихожая этого дома. Я еще не умел тогда размышлять сложными понятиями и не знал, что такое присутствие святости. Но нет сомнения в моем сердце, что тогда я чувствовал и святость места, и святость дня, и святость людей, стоящих в доме Всевышнего, погруженных в молитву и песню.
И несмотря на то, что ранее я никогда не видел ничего подобного, мне и в голову не приходило, что здесь можно разговаривать. И так я стоял и смотрел на дом и на людей в нем; и я не различал между человеком и человеком, все они как один, вместе со всем домом, представлялись мне как единое целое. Великая радость наполнила мое сердце, и оно с любовью прилепилось к этому дому и к этим людям и их молитвам. Вдруг пение прекратилось, только эхо некоторое время звучало, но в конце концов прекратилось и оно. Что-то прорвалось в моей душе, и я разразился рыданиями. Отец и дед испугались, а остальные принялись меня утешать. У меня же только слезы неудержимого плача катились из глаз. Все спрашивали друг друга, отчего ребенок плачет? И отвечали друг другу: кто знает?
Сейчас я могу рассказать, отчего я плакал. В тот момент, когда прекратилась молитва, прекратилось вдруг это удивительное единение. Часть людей сняли талиты со своих голов, а часть начали разговаривать друг с другом. Те, к кому прилепилась моя любовь, вдруг изменили свой облик и разрушили свой чудесный образ, и образ дома, и образ мира. И от этого сжалось мое сердце, и поэтому я разразился плачем.
Прошло несколько лет, но то смятение еще пребывало в моем сердце; и вместе с ним оставалась та же горечь. И из года в год, когда я в Йом Кипур вижу, как евреи, - "все они стоят в белом, прославляя Тебя, летают, как серафимы", - вдруг меняют облик святости и молитвы на будничность, мое сердце сжимается, как в тот день.
Много раз я себе задавал вопрос: ведь если все люди связаны с их Небесным Отцом только посредством молитв и песнопений Израиля, то как же может этот святой народ в эти святые дни профанировать святость пустыми разговорами и будничными беседами? Эти дни и часы никогда больше не вернутся, как же они могут снимать с себя корону святости?! Есть сильные духом люди, которые ни на минуту не отвлекаются от неповторимости этого дня, но что делать простому человеку, у которого не всегда хватит сил устоять на той высокой духовной ступени единения со своим Создателем? Ведь Господь - оплот наш, и каждый человек должен всегда думать, как найти путь к Нему, Благословенному; и тем более в эти десять дней, когда Всевышний открывается стремящемуся к Нему, так пусть же человек не упустит этих великих часов, когда благоденствие спускается на народ Израиля.

Контрольные вопросы

КВ-8. В чем смысл произведения Ш.Агнона?

6. 2. "козел искупления".

Прочитайте статью П.Полонского "В чём смысл "козла искупления?"
Именно в этом - смысл "козла искупления", центрального элемента Служения в Храме в Йом Кипур. Для жертвенной службы в Храме, производимой в Йом Кипур, были необходимы два козла. "И бросит Аарон об обоих козлах жребий, и один - Господу, а другой будет сброшен со скалы в пустыне" (Левит, 16:8). Талмуд пишет: "Необходимо, чтобы два козла, предназначенные для Йом Кипура, были совершенно одинаковы по виду, по размеру и по цене, и чтобы куплены они были в одно и то же время". И вот, хотя они во всех отношениях сходны друг с другом, как два близнеца, судьбы их совершенно противоположны: один был предназначен "для Господа" и приносился в жертву на алтаре, а второго "скидывают со скалы". Два ритуальных козла были абсолютно одинаковыми, но судьбы их были совершенно противоположными по прихоти случая, который никак от них не зависел. Тем самым подразумевается, что тайна искупления скрывается в ритуальном бросании жребия. Только Господь знает, до какой степени человек был свободным действующим лицом в принятии того или иного решения. Таким образом, бросание жребия является центральным в ритуале Йом Кипура, и только в результате подачи такого рода прошения о помиловании может человек услышать: "Невиновен". Навязчивое вторжение неизвестного и иррационального неотрывно от экзистенциальных условий существования человека и именно эта его слабость делает его объектом сострадания и прощения Господом в Йом Кипур.

Контрольные вопросы

КВ-9. Почему "козел искупления" является центральным элементом Служения в Храме в Йом Кипур?

6. 3. Хасидские истории.

Прочитайте несколько хасидских историй:
6.3.1.Починка
Однажды в Рош Ходеш (новомесячье) Элул стоял на улице цадик рабби Леви-Ицхак из Бердичева. Мимо него проходил нееврей-сапожник и спросил, не нужно ли р. Леви-Ицхаку починить какую-либо обувь. И вдруг сел цадик на землю, заплакал и сказал: "Горе моей душе, приближается День Суда, а я еще не исправил самого себя".
6.3.2.Ради народа Израиля
В Рош hа-Шана перед молитвой р. Леви-Ицхак из Бердичева имел обыкновение петь: "Пребывающие в мирах верхних и мирах нижних убоятся и задрожат от наводящего трепет Имени Твоего, пребывающие в бездне и пребывающие в преисподней зашумят и забьются в бессильном гневе от страха перед Судом Твоим. Но праведники в Саду Эденском воспоют хвалу Имени Твоему. Поэтому я, Леви-Ицхак, сын Сары, стою перед Тобой в молитве и спрашиваю, что у Тебя есть к народу Израиля? Говоря, кому Ты говоришь? Заповедуя, кому Ты заповедуешь? Тебя благословляют, а кому Ты повелел благословлять? Народу Израиля! Поэтому я спрашиваю Тебя: что у Тебя есть к народу Израиля?! Разве нет у Тебя халдеев, персов, ишмаэлитов и мидианитян? Что ж у Тебя есть к народу Израиля? И поэтому ясно, что любим Тобою Израиль, названный сыновьями Вездесущего. Благословен Ты, Господь, Бог наш". (Из книги "Скрытый свет")
6.3.3.Рыба в воде
Рассказ рабби Моше из Коврина

Однажды, когда я был ребенком и играл с другими детьми в Рош Ходеш месяца Элул, сказала мне старшая сестра: "И даже сегодня ты играешь. Ведь начался Элул, и даже рыба в воде сейчас охвачена трепетом". Услышав это, я задрожал и не мог успокоиться в течение нескольких часов. И до сих пор, вспоминая об этом, я чувствую себя в Рош Ходеш Элул трепещущей рыбой и в страхе дрожу перед грядущим через месяц Днем Суда.
6.3.4.Страх
Рабби из Коцка спросил у одного хасида:
- Видел ли ты когда-нибудь волка?
- Да, - ответил хасид.
- Боялся ли ты его?
- Да.
- Думал ли ты в это время о том, что боишься?
- Нет, просто боялся и все, - ответил хасид.
- Именно таким должен быть страх перед Всевышним, - сказал рабби.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Какой смысл в названии День Искупления?



КВ-2. Есть ли противоречие между высказываниями р.Э.Ки-Това и р. Й. Соловейчика? Объясните.



КВ-3. Чем же схожи Пурим и Йом Кипур?



КВ-4. Какой смысл жребия в Йом Кипур?



КВ-5. В чем смысл каппарот сегодня?



КВ-6. Каким образом законы праздника проявляются в пост Йом Кипур?



КВ-7. Почему Видуй читается от множественного числа?



КВ-8. В чем смысл произведения Ш.Агнона?



КВ-9. Почему "козел искупления" является центральным элементом Служения в Храме в Йом Кипур?