МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Еврейские праздники: галаха, агада и философия"

Курс лекций "Основные идеи еврейских праздников"для "продвинутых".

Лекция 10. Ханука.

  1. Источники
  2. Названия
  3. Основные идеи
  4. Место в структуре праздников
  5. Основные заповеди и традиции праздника.
  6. Философские идеи
  7. .

1. Источники.

Наши Мудрецы учат: "Что такое Ханука? 25 кислева начинаются восемь дней Хануки. Ханука - это -празднование того, что, когда греки вошли в Святилище и осквернили все масло, то потом, когда дом Хасмонеев победил их, и искали масло, чтобы зажечь Менору (Храмовый светильник), и нашли только один кувшинчик, и было в нем масла только на один день, - и случилось чудо, и масло горело все восемь дней (нужные для приготовления нового). И на следующий год эти дни сделали праздничными, установили для них чтение благодарственных молитв и Псалмов, прославляющих Бога" (Талмуд, Трактат Шабат, 21).

Указания на Хануку в Торе и у пророков

В Торе за рассказом о Субботе и праздниках (Песах, Шавуот, Рош-hа-Шана, Йом-Кипур и Суккот) следует заповедь зажечь в Святилище вечный свет (Левит, 23-24). Согласно Традиции, близость этих мест в Торе указывает нам, что день его зажигания должен стать праздником - причем, праздником, следующим за Суккотом; таким образом, можно считать, что Ханука как бы косвенно упомянута в Торе в ряду других праздников. Аналогичное указание на Хануку дано нам в близости двух других отрывков: отрывка о жертвоприношениях руководителей колен (при освящении жертвенника) и непосредственно следующего за ним отрывка о светильнике (Числа, гл. 7). Рамбан, один из крупнейших комментаторов Торы, пишет по этому поводу: "Наши Мудрецы учат, что когда двенадцать колен принесли каждое свое жертвоприношение на освящение жертвенника, а колено Леви не было включено в число приносящих жертвы, то Бог сказал Моисею, что будет день, когда состоится другое освящение (Ханука) зажиганием светильника через сыновей Леви, и эта другая Ханука будет называться их именем, Ханука Хасмонеев. Поэтому этот отрывок расположен рядом с рассказом об освящении жертвенника".
В Торе имеются еще и некоторые намеки, например 25-е слово в Торе - ор - "свет"; 25-е место стоянки сынов Израиля - Хасмана.
Традиция также передает нам, что день 25 кислева, который стал днем освящения (Хануки) жертвенника в дни Хасмонеев, уже был приготовлен для своего величия еще со времен Моисея, и его слава была еще раз подтверждена в дни пророка Хаггая. Но лишь благодаря заслугам Хасмонеев свет этого дня был наконец открыт в их время. 25 кислева была закончена работа по строительству Скинии (переносного Храма в пустыне) в дни Моисея, но ее не ставили до 1 нисана, поскольку было указание Бога: "В первом месяце (нисане), первого числа месяца, вы должны установить Скинию шатра соборного". И Израиль роптал на Моисея, говоря: "Почему ее не установили сразу?" Однако Бог хотел, чтобы ликование по поводу Скинии было именно в нисане, который связан с Исходом и другими важными событиями. Таким образом в кислеве не состоялось освящения Скинии, хотя работа уже была закончена. Бог сказал: "Я должен компенсировать это". Как же Он вознаградил месяц кислев? - Ханукой Хасмонеев (Мидраш Ялкут Мелахим, 184).
В дни пророка Хаггая, когда вернувшись из Вавилонского плена евреи начали заново строить Храм, их работа была прервана на двадцать два года из-за происков самаритян. Затем они возобновили работу по построению Храма и заложили фундамент Святилища 24-го кислева. На следующую ночь - ночь 25-го кислева - они праздновали заложение фундамента. Однако тогда, по указанию пророка Хаггая (2:18), этот день не был установлен праздником, так как до времен Хасмонеев свет его еще полностью не проявился.

КВ-1. С каким предметом и местом связаны все перечисленные упоминания праздника Ханука?

2. Названия.

Слово "Ханука" само по себе означает "новоселье", и в нашем случае Ханука - имеется в виду "Новоселие в Храме".

Еврейский мудрец Маариль писал: "Традиция донесла до нас что не следует работать в то время, когда горят ханукальные светильники… Намек на это содержится в самом слове Ханука - "Хану-ка" ("отдохнули 25-го (Кислева))".

25 Кислева еврейские повстанцы овладели Храмом.

Контрольный вопрос

КВ-2. На что намекает нам название праздника?

3. Основные идеи

. Неугасимый свет
Почему из всех чудес, совершенных Всевышним для Израиля в Хануку, Талмуд рассказывает только о чуде с кувшином масла?
Выше уже говорилось о том, что в первый день Хануки празднуется военная победа Хашмонаев. Об этом рассказывается и в "Мегилат Таанит", составленном раньше, чем Талмуд. Почему же Талмуд об этом не упоминает?
Вот как отвечают на эти вопросы еврейские мудрецы.
Для евреев, живших во времена Хашмонаев, главным событием праздника были военная победа и отмен антиеврейских указов, запрещавших соблюдать законы Торы. Однако для последующих поколений главным событием Хануки стало чудо, происшедшее с кувшином масла. Ведь династия Хашмонаев была истреблена еще до разрушения Храма, и еврейский народ снова попал под иноземное иго! А значение этого чуда нисколько не уменьшились, и сыны Израиля зажигают ханукальные светильники и по сей день. В наших книгах написано: всюду, где в Торе и сочинениях мудрецов упоминается масло для светильника, содержится намек на "мудрость сердца и мощь ума". Следуя этому принципу, мы начинаем понимать истинный смысл чуда Хануки.
Войдя в Храм, греки осквернили масло, то есть лишили ясности разум сынов Израиля, многие из которых стали предпочитать святой Торе греческую философию.
Когда Хашмонаи возвратились в Храм, они нашли только один кувшин с неоскверненным маслом. Это значило, что народ Израиля сохранил искру подлинной мудрости, которую теперь необходимо было раздуть.
Однако этого было недостаточно - слишком многое было осквернено чересчур тесным соприкосновением с греками. Тогда-то и свершилось чудо: светильники Храма горели семь дней и дали Израилю возможность очиститься - приготовить новое, чистое масло. Небеса помогли еврейскому народу раздуть не оскверненную греками искру Торы. В подобном очищении души и тела нуждается каждое поколение сынов Израиля, в особенности, если оно живет под властью неевреев. Ибо до тех пор, пока в сердце евреев живет истинная вера и мысли их чисты, они могут выстоять даже на чужой земле и под иноземным игом. Если же вера их поколеблена, они превращаются в рабов, даже когда их никто не угнетает.
Законы, направленные против евреев, могут быть отменены. Но ничто не поможет евреям, если вера их поколеблена - через некоторое время они растворяются среди других народов.
Для того, чтобы спастись от этой угрозы, Израиль нуждается в помощи Небес, в чуде. И это чудо приходит, если в их сердцах остается хотя бы одна-единственная искра, если в кувшине достаточно масла, чтобы зажечь светильник хотя бы на один день. Тогда Небеса зажигают от этой едва тлеющей искры яркий огонь "постоянного светильника".
Зажженный Хашмонаями свет во все времена светит Израилю во тьме. Благодаря ему Израиль продолжает жить, не смешиваясь с другими народами, и исполнять роль, отведенную ему Всевышним.


Война света против тьмы
Война, которую вели Хашмонаи против греко-сирийского царства, не была восстанием угнетенных против угнетателей, не была войной за свободу, Необходимо иметь в виду, что если бы сыны Израиля хотели, они без труда добились бы удовлетворения всех своих национальных потребностей под властью греков.
Греки не собирались решать евреев личной или экономической свободы. Они покушались только на духовную свободу, на еврейские "религиозные предрассудки". Они считали, что оказывают Израилю благодеяние, силой навязывая ему свою богатейшую культуру, философию, науку, язык.
Они стремились избавить Израиль от "невежества", "отсталости", приобщить его к современным идеям, к содружеству "цивилизованных наций".
У них были на это основания - многие другие народы с радостью приобщились к греческой культуре. Даже в самом Израиле нашлось немало людей, которых околдовал ее волшебный фонарь, и они жадно устремились к новому "роднику".
Греки экспортировали в Израиль эллинизм и стремились привить евреям свои ценности: преклонение перед силой и красотой человека и могуществом его разума.
Они считали Тору пустым вымыслом и не верили, что Всевышний мог преподать людям свои законы и требовать от них исполнения заповедей, что служение Ему может стать главным содержанием человеческой жизни.
Евреи того времени, оставшиеся верными Торе, и прежде всего - семейство первосвященников Хашмонаев, видели в греческой культуре источник духовной скверны, тум'ы, худшую из разновидностей языческого сознания.
Разумеется, отвратительно всякое служение идолам, но когда объектом поклонения люди объявляют самих себя, когда все виды человеческой деятельности начинают служить исключительно удовлетворению потребностей новоявленного идола - мир вскоре погрязает в пучине духовной скверны.
Если люди создают себе материальные кумиры - статуи, здания и т.д. - и поклоняются им, эти идолы хотя бы не оказывают дурного влияния на своих создателей. Они являются только овеществленным выражением уже проникшей в их души скверны. Но когда люди начинают поклоняться самим себе, объявляют себя всесильными, а свой разум - высшей духовной инстанцией, способной устанавливать истинное значение вещей и понятий - тогда достигается предел нравственной деградации и морального падения.
Хашмонаи поняли, в чем корень зла, какая опасность угрожает еврейскому народу. Этому злу - а не просто греко-сирийскому царству - они объявили священную войну. Ибо народу Израиля заповедано хранить чистоту и святость, как сказано в Торе: "Вы будете у Меня царством священников, святым народом". А то, что происходило вокруг, было надругательством над святостью.
Поэтому Хашмонаи и подняли восстание.

Контрольный вопрос

КВ-3. Каковы основные идеи праздника?

4. Место в структуре праздников

.

Ханука как завершение Суккота

Три праздника - "Шалош регалим" - указаны Израилю Торой: Песах, Шавуот и Суккот. Мудрецам было дано право установить в соответствии с этими тремя праздниками еще три праздника, источник которых - Устная Тора. Эти три праздника должны быть отражением света праздников Торы Письменной, как свет луны есть отражение света солнца.
Свет восьми дней Хануки отражает свет Суккота. Израиль жил под сенью Его Сукки, и это оставило в душах евреев свой след. Поэтому даже если все враги будут пытаться затуманить взгляд Израиля, чтобы отделить Израиль от его Отца, евреи все равно обязательно выйдут из темноты на свет, вернутся жить под сень веры в Божественное управление миром.
Свет Пурима есть отражение света Шавуота - времени дарования Торы у горы Синай. Израиль заявил: "Сделаем и поймем", и отпечаток Завета Торы остался в их душах. И когда евреи были порабощены жестоким царем Ахашверошем, который хотел уничтожить весь народ, они еще раз приняли на себя с любовью и желанием первоначальный Завет. И тогда новый свет был дарован им - свет праздника Пурим, главная радость которого - подтверждение принятия евреями на себя Законов Торы.
Когда настанет время окончательного освобождения, новый свет будет светить Израилю. Он будет исходить из света первого освобождения - Песаха. Этот новый свет будет дан Израилю за то, что он вынес бремя изгнания, за то, что он не отчаялся и верил в окончательное освобождение даже в глубине изгнания. Об этом уже сказали пророки: "Так же как в дни вашего выхода из Египта, Я покажу вам чудеса".

Ханука и Пурим

У Хануки и Пурима есть много общего. Оба они не заповеданы Письменной Торой, а были даны евреям за их собственные заслуги и как память об избавлении. Однако празднование Хануки и Пурима совершенно различно, как различны и опасности, от которых мы были избавлены в те периоды.
Во времена Ахашвероша евреям грозило полное физическое уничтожение. Аман хотел "убить, погубить и истребить всех евреев, от отрока и старца, детей и женщин, в один день" (Эстер, 3:13); ему не были важны их философские или религиозные убеждения. Будь они хоть самыми ярыми идолопоклонниками и сторонниками Персидской империи - они подлежали уничтожению.
Не таков был Антиох. Он не хотел убивать или физически притеснять евреев, но он хотел лишить их Торы. Он был согласен дать им возможность жить в своем государстве - лишь бы они забыли Тору. Понятно, что если бы действия Антиоха увенчались успехом, он добился бы того же, чего хотел Аман, то есть за несколько поколений он уничтожил бы евреев как иудеев, то есть уничтожил бы еврейский народ.
Аман хотел уничтожить евреев физически, поэтому в Пурим нам дана заповедь устраивать пир. Антиох хотел уничтожить евреев духовно, поэтому заповедь Хануки - зажигать свечи, усиливать свет Торы.

Контрольный вопрос

КВ-4. Каким образом связаны между собой Ханука, Пурим и Шавуот?

5. Основные заповеди и традиции праздника.

Освящение Храма

В память о чуде, происшедшем при освящении Храма, мы зажигаем свечи Хануки, и это - центральный момент празднования, так что Хануку иногда даже называют "праздником огней". На каждом - на мужчинах, женщинах и детях старше девяти лет - лежит эта обязанность: зажигать свечи; но достаточно, чтобы хозяин дома зажигал один светильник на всю семью. Принято зажигать самые красивые свечи и ставить их в красивом подсвечнике в память о Меноре (Храмовом светильнике), которая была очень красива.
Законы свечей Хануки исходят из принципа пирсум hа-нес - "максимального прославления чуда". Подсвечник помещают слева перед входом в дом, или же внутри квартиры, на подоконнике, близком к улице, или слева от входа в комнату, или в другом месте, где их видит наибольшее число людей. И все эти обычаи установлены для "прославления чуда".
Время зажигания свечей Хануки - сразу же по выходе звезд, но если не удалось зажечь сразу, можно зажигать в течение всей ночи. Однако если зажигание происходит очень поздно, когда все домашние спят и уже не может быть "прославления чуда", то тогда зажигают, но не произносят благословения. Если же прошла вся ночь, а свечи не были зажжены, то никакого специального возмещения не делают, а просто зажигают на следующий день, как все остальные. За полчаса до времени зажигания свечей не едят и не пьют вина. Даже Тору запрещено учить, если это задерживает зажигание свечей Хануки. Сразу же по выходе звезд надо прочесть вечернюю молитву и зажечь свечи. В Иерусалиме принято зажигать свечи Хануки с заходом солнца, до вечерней молитвы.
Свечи должны гореть не менее получаса после выхода звезд, только тогда заповедь считается исполненной. Лучше всего использовать на Хануку светильник, в котором горит оливковое масло, но если его нет, то подходят все виды масла или обычные свечи. Если зажгли светильник, масла в котором не хватило на полчаса, то заповедь не считается выполненной, даже если добавить масла во время горения. В этом случае надо потушить и зажечь во второй раз.
Свечи должны гореть в ряд на одинаковой высоте. Необходимо также, чтобы было достаточное расстояние между свечами, чтобы пламя одной свечи не смешивалось с пламенем другой и не растапливало соседнюю свечу. Каждый день устанавливают все восемь свечей, но в первый день зажигают одну свечу, во второй - две и т.д. до восьми. Порядок зажигания таков:
1-й день: 00000001
2-й день: 00000012
3-й день: 00000123
4-й день: 00001234
5-й день: 00012345
6-й день: 00123456
7-й день: 01234567
8-й день: 12345678
Обозначения: "0" - в данный день эта свеча остается незажженной. "1, 2..." - порядок зажигания свечей на каждый день. Каждый день начинают зажигать именно с той свечи, которая добавляется. И эта свеча особенно важна, ибо она - знак того усиления чуда, которое произошло именно в этот день.
Свечи Хануки - символ Меноры; и так же как Менора в помещении Храма служила источником не физического а духовного света, который Храм давал миру (подробнее см. далее в разделе "Философия Хануки"), так и ныне свечи Хануки предназначены не для освещения комнаты, а для связи с Богом через исполнение Его заповедей. Это назначение свечей Хануки подчеркивается обычаем устанавливать нер шамаш - дополнительную "рабочую свечу", как бы говоря этим: шамаш - для освещения комнаты, а свечи Хануки - для духовного света. Шамаш зажигают первым, от него зажигают все полагающиеся на этот день свечи Хануки, а затем шамаш устанавливают отдельно, не в ряду со свечами Хануки. При зажигании свечей все домашние собираются вместе для большего "прославления чуда".
Перед зажиганием говорят три благословения.
Благословение света:

"Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и заповедал нам зажигать Ханукальный Светильник".

Благословение чуда:

"Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, Который сделал чудеса отцам нашим в те дни в это время".

Благословение времени:

"Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, Который дал нам жить и поддерживал нас, и дал нам достичь этого времени".

Первые два благословения читают во все дни Хануки, а третье - только в первый день, один раз за всю Хануку (если первый день был пропущен, то читают его в тот день, с которого начинают зажигать свечи). После зажигания свечей читают небольшой текст из Талмуда (Трактат Софрим, гл. 2) - "hа-нерот hа-лалу".
"Эти свечи мы зажигаем в память о чудесах явных и скрытых, и о войнах и о спасениях, которые сделал Ты отцам нашим в те дни, в это время, через святых коhенов Своих; и все восемь дней эти Ханукальные свечи - святы, и не имеем мы права пользоваться их светом для освещения, но можем лишь смотреть на них, чтобы воздать хвалу и прославление Имени Твоему за чудеса явные и скрытые и за спасение Твое".
После этого поют или читают пиют (религиозный гимн) "Маоз цур йешуати", рассказывающий историю наших изгнаний и спасение, приходившее от Всевышнего.
Твердыня, оплот спасения моего, Тебя подобает восхвалять. Да будет воздвигнут Дом молитвы моей, и там мы принесем благодарственную жертву. Когда Ты уготовишь гибель врагу-хулителю, тогда я завершу псалмовой песней освящение жертвенника.
Бедами насытилась моя душа, в печали иссякла сила моя; жизнь мою огорчали жестоко под гнетом царства тельца. Но Своею великой рукой Он вывел избранный народ. Войско Фараона и всё его потомство камнем пали в пучину.
В Свой священный храм Он привел меня, но и там я не пребывал в покое. Пришел притеснитель и изгнал меня, ибо идолам я служил и вином отравленным совершал возлияния. Я едва не погиб, но вот - конец Вавилону, пришел Зерубавель, и по прошествии семидесяти лет я был спасен.
Отсечь вершину кедра возжелал Аман, сын Амдаты, но это стало ему западней, и надменность его пропала. Ты поднял главу Биньямина, а имя врага стер, его и его сыновей на дереве Ты повесил.
Греки собрались против меня в те дни Хасмонеев, и проломили они стены Храма, и осквернили все масла. Но из оставшегося в кувшинах было содеяно чудо для тех, кто подобен лилиям; и сыны Мудрости установили восемь дней для пения и ликования.
Открой Руку святую Свою и приблизь окончательное спасение. Отмсти местью за рабов Твоих народу злодейскому, ибо тянется время, но нет конца дням несчастья. Оттолкни смертную тень, несомую Эсавом (Римом) и поставь (нам в защиту) семь пастырей.

После того, как свечи прогорели полчаса, их можно потушить и снова зажечь на следующий день. Если свеча погасла, не прогорев установленного времени, то ее следует зажечь вновь без благословения. Ни для чего иного свечи, фитили и масло использовать нельзя, поэтому принято в последний день Хануки давать свечам догореть до конца. Все время, пока свеча Хануки горит, даже после того, как прошло полчаса, запрещено пользоваться ее светом, а также запрещено сдвигать ее с места; надо сначала погасить ее, а лишь потом двигать.
В вечер наступления Субботы зажигают сначала свечи Хануки, а затем свечи Субботы, при этом берут более длинные свечи, чтобы они горели не менее получаса после выхода звезд (а зажигать их надо до захода, т.к. начинается Суббота).
На исходе Субботы сначала делают hавдалу (ритуал окончания Субботы), а затем зажигают свечи Хануки.
Свечи Хануки зажигают и дома, и в синагоге, и во всяком месте, в котором люди постоянно собираются, и все это для большего "прославления чуда".
"Заповедь свечей Хануки - одна из самых любимых заповедей, и каждый должен быть очень внимателен к ней, чтобы возвестить о чуде и прибавить к прославлению Бога и высказать Ему благодарность за чудеса, которые Он сделал нам. И даже тот, кто живет лишь на подаяние, должен попросить или купить светильник и взять масло или свечи и зажечь. Тот, у кого нет ничего, кроме одной пруты (самой мелкой монеты), а впереди Кидуш (Освящение) Субботы и зажигание свечей Хануки, должен прежде всего купить свечи Хануки, а затем уже, если деньги останутся, - вино для Кидуша" (Маймонид, законы Хануки).
В Хануку, в память о масле, чудом горевшем в Храме, принято есть "латкес" - картофельные оладьи, поджаренные на растительном масле; и также пончики, жаренные в масле, и любую пищу, в состав которой входит растительное масло, желательно оливковое.

Контрольный вопрос

КВ-5. Что такое принцип "Пирсум а-нес" и как он выражается?

6. Философские идеи.

Свет и Ханука.

Прочитайте статью рава З.Мешкова:
В первый день творения, сразу же после того, как возникли небо и земля, вспыхнул свет. Он светил не за счет горения материи, а прорывался в обычный мир из бесконечности и был создан для того, чтобы в будущем стала возможной прямая связь человека с Б-гом. Но когда Адам согрешил, у него был отобран этот прекрасный дар и спрятан в Б-жественной сокровищнице до будущих времен, а источником света стали светила, созданные в четвертый день творения. Их лучи, не приходят из бесконечности, а появляются, когда при изменении материальных тел высвобождается энергия.
В 2448 году евреи подошли к подножию горы Синай и услышали слова: "Я Б-г Твой..." Никакие материальные объекты не могли воспрепятствовать раскрытию Б-жественного Присутствия, и в окружающем мире вновь начал распространяться свет прямой связи человека с Тв-рцом. Он должен был навечно стать достоянием всех евреев, и ради этого Моше поднялся на гору Синай и провел там сорок дней. Когда он спустился к людям, лицо его излучало свет! Но сыны Израиля не смогли удостоиться этой духовной высоты, так как, не дождавшись возвращения Моше, поднявшегося на гору Синай, они сделали литое изображение тельца и стали поклоняться ему.
Что же толкнуло народ на нарушение второй из тех десяти заповедей, которые он слышал из уст Тв-рца всего лишь сорок дней назад ?
Египтяне, вышедшие вместе с евреями из страны фараонов, стали уговаривать их сделать изображение живого существа не с целью отвергнуть Вс-вышнего, а лишь затем, чтобы заменить Моше, который, как они полагали, погиб. "Пусть Б-г вдохнет жизненные силы в изваяние, и оно пойдет перед нами, указывая путь в пустыне", - говорили они. Сын Мирьям Хур пытался предотвратить преступление, но был убит. Все обступили Аарона. Кто, как не брат Моше, человек духа, может сделать некоего посредника, который будет соединять еврейский народ и Вс-вышнего? Аарон не стал возражать им, так как понял, что его отказ не остановит народ, оставшийся без руководителя и потерявший самообладание из-за страха умереть в пустыне. Он потребовал принести золотые женские украшения, надеясь, что женщины не захотят отдать их, и будет выиграно время до возвращения Моше. Но мужчины силой отняли у своих жен браслеты, серьги и кольца. Аарон собрал это золото и бросил его в огонь, надеясь, что оно сгорит, однако египетские колдуны сделали так, что из огня вышел золотой телец. Люди стали кружиться вокруг него и объявили божест-вом. Моше, спускавшийся с горы, увидев еще издалека это празднество идолопоклонников, бросил на землю скрижали завета, полученные им от Тв- рца.
Тора расценивает поведение Аарона как самопожертвование ради того, чтобы спасти народ от тягчайшего греха. Этот великий праведник готов был пожертвовать не только жизнью своего тела, но и жизнью души - уделом в будущем мире. Ведь взявшись за изготовление золотого тельца, он не знал, что Вс-вышний оправдает его. Им руководила лишь любовь к сынам Израиля, не выдержавшим испытания и утратившим надежду на возвращение Моше.
В момент дарования Торы жилище каждого еврея стало Храмом, и в нем отразился отблеск первозданного света. Но евреи лишили себя этого блага, решив создать идола. Свет начал уходить. Аарон пошел на самопожертвование, чтобы попытаться воспрепятствовать изготовлению "посредника", который станет перегородкой между Вс-вышним и сынами Израиля и сделает невозможным распространение в мире света прямой связи с Ним.
Человек обретает то, ради чего он готов пожертвовать собой, и Аарону была дарована способность возвращать в этот мир первозданный свет. В награду за подвиг Вс-вывшний избрал его быть первосвященником, а главной его заповедью стало зажигание меноры в переносном Храме, созданном в пустыне. Горение семисвечника наполняло Храм первозданным светом, невидимым для глаза человека, но дававшим силы маслу в западной лампаде меноры гореть бесконечно долго.
Подвиг Аарона не смог сохранить этот свет в каждом еврейском доме, и он оставил жилища евреев, сконцентрировавшись в Храме и его дворах. Но давая заповедь зажигания меноры, Вс-вышний открыл Аарону, что настанет время, когда этот свет вновь проникнет в каждый еврейский дом. Он сказал своему первосвященнику, что заповедь зажигания лампад важнее принесения жертв, ибо жертвы приносят только тогда, когда стоит Храм, а менору зажигают всегда (Мидраш Раба).
Но ведь известно, что менору зажигают только в Храме!?. Мидраш не имеет простого смысла, а может быть понят лишь как намек на то, что зажигание меноры Аароном сделает возможным распространение первозданного света в Храме, а подвиги Хашмонаев - его потомков - позволит ему наполнить каждый еврейский дом, где он будет светить даже после разрушения Храма - первозданный свет приходит в каждый еврейский дом вместе с огнями Хануки. Зажигая ханукальные свечи, мы произносим: "Свечи эти святы,и нет у нас права пользоваться ими, а только можем мы смотреть на них". Святость появляется только у тех материальных объектов, которые помогают высокой духовности прорваться в этот мир, а значит, исполняя заповедь памяти о чуде горения меноры на протяжении восьми дней, мы не только совершаем материальное действие, а привносим в мир вместе с обычным светом и первозданный свет, не признающий завесы и перегородки и связывающий нас с Б-гом напрямую.

Контрольный вопрос

КВ-6. Ответьте теперь: какая связь между созданием Мира, выходом из Египта и Ханукой?

Почему не устояло царство Хасмонеев

Дальнейшая история царства Хасмонеев такова:
После смерти Иеhуды руководство перешло к Ионатану. Он установил свою власть в Иерусалиме и во всей стране и долгое время был Первосвященником. После его смерти (он был коварно убит сирийским военачальником) власть перешла к Шимону, последнему из братьев. При нем царство достигло окончательной независимости. После того, как Шимон был убит одним из евреев, перешедшим на сторону сирийцев, власть оказалась в руках потомков Шимона. Последующие цари из Хасмонеев стали все больше и больше внимания уделять военной борьбе. Окончательно освободив страну и дав евреям возможность мирной жизни даже в пограничных городах, они перешли к политике завоеваний, расширения границ страны и даже (это единственный прискорбный случай такого рода) к насильственному обращению в иудаизм идумеев - потомков Эсава, живших в Негеве и Северном Синае. Постепенно Хасмонеи становились чисто светскими царями, они стали саддукеями и поссорились с фарисеями (учителями Торы) и даже на некоторое время изгнали фарисеев из страны. Наконец, один из рабов - слуг во дворце Хасмонеев - устроил переворот, захватил власть и стал царем, основав новую династию. Этим человеком был Ирод, который, таким образом, еще до разрушения римлянами Второго Храма уничтожил всех потомков Хасмонеев. Ирод происходил из тех самых идумеев, которых Хасмонеи насильно обратили в иудаизм.
За что же постигло род Хасмонеев такое тяжкое наказание? Мы можем проследить внешнюю канву событий, но можем ли мы решить, что же неправильного было заложено с самого начала в основу царства Хасмонеев? Безусловно, ответить однозначно на этот вопрос невозможно, но вот что говорит об этом еврейская Традиция.
Каждый человек судится Богом в соответствии со своими поступками. Но степень строгости этого суда различна и сильно зависит от уровня этого человека. К великим людям Бог отнюдь не относится снисходительно, наоборот: чем крупнее личность человека, тем строже Бог его судит. Подобно тому, как мы склонны прощать далеким от себя людям гораздо больше, чем близким, - так и Бог требует от сильных и мудрых больше, чем от слабых и глупых. Маккавеи были великими людьми, но тем строже судятся они за свои ошибки. Главной их ошибкой было то, что, добившись больших успехов, они стали претендовать на царскую власть. Они пренебрегли словами завещания Яакова: "Не отойдет скипетр от (колена) Иеhуды" (Бытие, 49:10) и союзом Бога с Давидом: "И упрочится дом твой и царство твое вовеки" (Вторая книга Шмуэля, 7:16). Наши Мудрецы учат, что власть портит человека, и только дому Давида Бог дал особое свойство - не развращаться властью. Маккавеи были священниками, т.е. они происходили из колена Леви, и они не должны были претендовать на то, что принадлежало другому колену - Иеhуде. Они искрение считали, что подходят для царствования больше, чем их современники - потомки Давида, и что так будет лучше для всей страны. Но впоследствии это стало тем камнем, который, будучи неправильно заложенным в фундаменте, послужил причиной обвала всего дома.

Контрольный вопрос

КВ-7. В чем же причина падения Хасмонейского царства?

Эллинизм в наши дни

В добавление к тому, о чем уже говорилось раньше в разделе "Победа в войне", можно сделать еще несколько замечаний относительно "поглощения" эллинизмом еврейской культуры, которые, конечно, не исчерпывают всей темы.
1. Духовное состояние еврейского народа в наши дни, отступление евреев от Торы в сторону эллинизма, начавшееся еще в XIX веке в связи с развитием науки, - не первая попытка евреев отойти от своих традиций и подражать иной культуре.
2. Следует рассмотреть, какова должна быть еврейская точка зрения на отношение евреев к культуре других народов - к культуре Яфета или к "эллинской" культуре в наши дни.
Благословение, данное Ноем Яфету, как уже рассматривалось раньше, - это благословение "силы", в рамках природы, благословение "простора", в отличие от благословения "шатра", данного Шему. Из сыновей Ицхака лишь Яаков был человеком "шатра", Эсав же был человеком "поля", "простора". Однако события, связанные с историей благословения сыновей Ицхака (Бытие, 27), привели к тому, что благословение "простора", предназначенное Эсаву, получил Яаков. Комментаторы по-разному понимают эти события и по-разному оценивают действия Ривки, из-за которой они развивались именно таким образом. Но результат действий Ривки, то есть получение Яаковом также и благословения "простора", ими оценивается положительно. Следовательно, хотя местопребывание Яакова и всего народа Израиля, основа их жизни - "шатер", они должны уметь владеть и "простором".
Послание миру, которое несут евреи, заключается не в произведениях искусства или достижениях цивилизации, но в монотеизме и в образе жизни. Однако они должны уметь, если нужно, пользоваться и "простором" Яфета, т.е. его техникой, философией, искусством и т.д. "Нужно уметь жить, опираясь на Тору и Талмуд, но при этом держать в другой руке плуг или меч" (р. Йосеф Соловейчик). Поэтому Яаков должен был также получить благословение "поля": "поле" же у евреев должно быть постоянно под управлением "шатра".
В рамках описанного подхода "переход к эллинизму" рассматривается как полная замена "шатра" на "поле". Такой переход обычно начинается с призыва пользоваться равным образом и "шатром", и "полем"; продолжается лозунгом "идти на "простор" культуры", не оглядываясь на "шатер"; и завершается желанием уничтожить "шатер", применяя при этом не только убеждение, но и насильственные методы. Такую эволюцию прошел эллинизм и во времена Маккавеев, и в ХIХ-ХХ веках.
Путь этой эволюции зачастую долог и непрям. Евреи-эллинисты неоднородны. У многих из них часто остаются "воспоминания детства" и уважение к каким-то отдельным обычаям. Однако логика переходящих к эллинизму евреев ведет их, и если не их самих, то их детей и внуков, всё дальше и дальше к исчезновению с лица земли как особой и уникальной сущности. Единственный путь противостояния этому - возрождение "шатра".

Контрольный вопрос

КВ-8. Что такое эллинизм сегодня?


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. С каким предметом и местом связаны все перечисленные упоминания праздника Ханука?



КВ-2. На что намекает нам название праздника?



КВ-3. Каковы основные идеи праздника?



КВ-4. Каким образом связаны между собой Ханука, Пурим и Шавуот?



КВ-5. Что такое принцип "Пирсум а-нес" и как он выражается?



КВ-6. Ответьте теперь: какая связь между созданием Мира, выходом из Египта и Ханукой?



КВ-7. В чем же причина падения Хасмонейского царства?



КВ-8. Что такое эллинизм сегодня?