МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Еврейские праздники: галаха, агада и философия"

Курс лекций "Основные идеи еврейских праздников"для "продвинутых"

Лекция 11. День Независимости (Йом а-Ацмаут) и День Йерусалима (Йом Йерушалаим)

  1. Источник Дня Независимости и название.
  2. Основные идеи.
  3. Основные заповеди.
  4. Философские идеи
  5. .

(Материал, посвященный Дню Иерусалима, см. ниже)

1. Источник Дня Независимости и название.

Тора заповедует нам: "И овладейте этой землей и заселите ее, ибо вам даю Я землю эту, чтобы владеть ею" (Бамидбар 33:53). Заповедь жить в Земле Израиля содержит, таким образом, два аспекта: "заселить землю" и "овладеть ею". Если мы даже живем в Земле Израиля, но не владеем ею, заповедь еще не выполнена. В этом веке, в период до провозглашения государства евреи уже заселили часть Земли Израиля, но не владели ею - верховная власть была сначала в руках турок, а потом англичан. Именно в День Независимости мы получили эту землю во владение, и, таким образом, осуществили заповедь, которую не могли исполнить почти две тысячи лет.
29 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, призывающую к созданию еврейского государства в Эрец Исраэль. В 5-ый день месяца Ияра 5708 г. (14 мая 1948 г.) Национальный Совет во главе с Давидом Бен Гурионом провозгласил создание еврейского государства в Эрец Исраэль, получившего название Государство Израиль.
На следующий год, после того как новорожденное государство героически - и чудесным образом - отразило нападение пяти арабских государств, Кнессет, парламент Израиля, принял закон о национальном празднике в 5-ый день месяца Ияра, получившем название Йом а-Ацмаут - День Независимости.
В то же время Раввинат Израиля утвердил особый порядок молитв и объявил, что 5-ое число месяца Ияр должно быть днем благодарения Всевышнего за Его чудо освобождения, за данное Им свидетельство о приближении долгожданного мессианского избавления (Решит Цмихат Геулатейну) после почти двух тысячелетий бездомных скитаний и тяжелого изгнания.

Контрольный вопрос

КВ-1. "5 Ияра должно быть днем благодарения Всевышнего…" Почему?

2. Основные идеи.

2.1. Религиозное значение еврейского государства .

Прочитайте отрывок из статьи П.Полонского "Религиозное значение еврейского государства"
Рамбан ("Нахманид"), один из крупнейших авторитетов иудаизма (ХII век), пишет об этой заповеди так: "Заповедано нам Торой владеть землей, которую дал Всевышний нашим праотцам, и не оставлять ее во владении какого-нибудь другого народа, и также не оставлять ее невозделанной; полностью в границах ее, о которых клялся Бог нашим праотцам, и никакую часть ее не оставить". Если перевести слова "не оставить ее и никакую часть ее во владении какого-нибудь другого народа" на язык современных понятий, то это означает: "суверенное еврейское государство на всей исторической территории Земли Израиля". С этой точки зрения даже нерелигиозное еврейское государство имеет религиозное значение, т.к. оно представляет собой реализацию заповеди Торы. Государство Израиль обеспечивает еврейское владение Землей Израиля - значит, существует не только прагматическая, но и религиозная обязанность всячески поддерживать его, а также стремиться, чтобы его власть и суверенитет распространялись на всю территорию Святой земли. И хотя, к сожалению, многое в этом государстве не соответствует тому, что нам хотелось бы видеть в еврейской стране, это никак не уменьшает нашей обязанности поддерживать его. Это можно проиллюстрировать следующей аналогией: есть религиозная обязанность жениться и иметь детей, и также есть обязанность воспитывать детей в духе соблюдения Торы. Но, однако, если человек опасается, что ему не удастся воспитать детей в духе Торы, это не может освободить его от обязанности иметь детей; т.е. здесь есть две раздельные обязанности. Точно так же есть две раздельные заповеди: создать еврейское государство в Земле Израиля и также стремиться, чтобы это государство основывалось на принципах Торы; и трудности второй задачи никак не могут отменить первой обязанности. Этот подход находит свое наиболее полное выражение в концепции религиозного сионизма. Согласно этой концепции, оформившейся в начале ХХ века в учении рава Авраама-Ицхака Кука, в начальной стадии мессианского освобождения еврейский народ должен своими собственными действиями подготовить почву для прихода Мессии. Поэтому современное еврейское государство, даже при всем его светском характере, имеет важнейшее религиозное значение - оно является базой для дальнейшего духовного развития, "началом взращивания мессианского Избавления нашего".

Контрольный вопрос

КВ-2. Каково значение еврейского государства?

2.2.Орот.

Прочитайте отрывки из книги рава А.-И.Акоэн Кука "Орот":
(КнигаОрот, содержащая основы религиозно-сионистской концепции рава Кука, говорит прежде всего об особой связи еврейского народа с Землей Израиля и об отличиях путей духовного развития еврейского народа в Эрец Исраэль и в галуте.)
Страна Израиля не является чем-то внешним, неким внешним достоянием народа, средством для достижения цели общего объединения и поддержания материального или даже духовного существования. Страна Израиля- это самостоятельное целое, связанное жизненной связью с народом, она соединена своими внутренними свойствами с его действительностью.
* * *
Свойства страны и свойства народа соответствуют друг другу. Подобно предназначению народа- Божественному вознесению из глубин его бытия, - Страна Израиля, которая есть земля Господа, совершенствует народ, живущей на ней в силу вечного наследства, полученного с заветом, клятвой и упованием. Вечность Израиля основана на неизменной Божественой природе, заложенной в этой удивительной прекрасной земле, предназначенной служить народу, который Господь избрал сокровищем Себе. Душа народа и земля вместе формируют основу своего бытия, стремятся и требуют осуществить свое святое стремление.
* * *
Священная связь народа Израиля со своей святой землей отличается от естественной связи любого другого народа с его страной. Ибо естественная связь формируется в течение длительного периода в ходе целого ряда событий в процессе жизни многочисленного и сильного народа, собравшегося для совместного постоянного проживания в определенной стране. И тогда некая историческая привязанность, происходящая от привыкания, начинает биться в сердцах грядущих поколений, и между народом и землей возникает духовная связь. От такой (естественной) связи отличается связь народа Израиля с Эрец-Исраэль, ибо это- Божественная связь из источника святости, когда народ Израиля освятился святостью прекрасной земли. Эта священная печать выделяется высшим Божественным указанием. Тора, описывая создание связи между евреями и Святой землей, говорит: вы были тогда малочисленны, когда появились в этой стране. И более того: вы тогда жили в ней не как постоянные жители, а как пришельцы. Иными словами, ни один из естественных факторов не способствовал установлению этой начальной связи между народом и страной. Эта связь возникла как Божественное творение по слову Господа и святому завету Его, по закону вечной клятвы, когда Он изрек и стало так. Вы были тогда малочисленны и ничтожны, пришельцы в ней- и тем не менее эта связь осуществилась.
* * *
Чтобы познать жизнь нации, путь по которому она идет, в особенности ее устремленность к будущему, нужно прийти в Страну Израиля и быть здесь постоянно телом, душой и духом.
* * *
Самобытное израильское (т.е. еврейское) творчество в области мысли, жизни и действия становится возможным для народа Израиля только в Стране Израиля.
* * *
Святость, заложенная в природе, в нормальной естественной жизни- может осуществиться только в Стране Израиля. Когда же Шехина (Божественное Присутствие) отправляется в изгнание вместе с народом Израиля, то там, в галуте, она реализует иной уровень святости- это святость противопоставленная природе и обычному течению естественной жизни. Но святость, противоборствующая природе, жизни, не является святостью совершенной. И потому в процесе возвращения еврейского народа и Шехины в Эрец-Исраэль эта несовершенная (галутная) святость должна быть поглощена высшей сущностью, высшей святостью, которая является святостью в природе и в жизни. В Галуте святость вытесняет жизнь, противоборствует ей. В Эрец-Исраэль напротив, святость согласуется с жизнью и реализуется в ней самой. Такая, более высшая святость, является основой исправления и совершенствования всего мира. Святость осуществляемая в изгнании не будет утеряна, а присоединится к святости святой страны. Именно об этом говорит нам Талмуд, предсказывая, что: в будущем молитвенные и учебные дома Вавилона утвердятся в Стране Израиля.

Контрольный вопрос

КВ-3. В чем смысл высказываний рава Кука?

3. Основные заповеди.

В первые годы после создания государства праздник отмечался непосредственными проявлениями радости, песнями и танцами на улицах. Армия была гордостью нации, и впечатляющие военные парады были кульминацией праздника. С течением лет военные парады перестали проводиться. Казалось неуместным устраивать пышные официальные торжества, поскольку энтузиазм первых лет несколько ослабел.
Некоторые сочли более естественным отмечать Йом а-Ацмаут вечерами в кругу друзей, устраивая прогулки и пикники, посещая новые предприятия, общественные заведения и военные базы - наглядные свидетельства развития страны.

Существуют и публичные церемонии, ставшие традиционными: церемония зажжения факелов на горе Герцля, знаменующая официальное начало Йом а-Ацмаут; награждение Национальными Премиями Израиля; Международная молодежная викторина по Танаху (призванная подчеркнуть особую связь судьбы государства с Танахом, а народа Израиля - с его традицией и славным прошлым).
Часть религиозных граждан страны произносят благодарственные молитвы Б-гу за создание Государства Израиль, а также за спасение и победы, которые Он даровал нам, когда наша армия столкнулась с далеко превосходящими ее силами противника. Произносятся молитвы благодарности и прославления Б-га (молитва Галель), молитва за благополучие государства Израиль и за то, чтобы Он благословил солдат Армии Обороны Израиля.

Дополнительный вопрос

ДВ-4. Как вы представляете День Независимости Израиля и почему именно так?

4. Философские идеи.

4.1. Государство Израиль и реализация еврейской избранности.

Прочитайте отрывок из статьи П.Полонского "Государство Израиль и реализация еврейской избранности":
Рабейну Шломо Ицхаки (РаШИ, 11 век, Северная Франция), крупнейший еврейский средневековый комментатор Библии и Талмуда, начинает свой комментарий к первому стиху Торы с того, что связывает Сотворение Мира с еврейской жизнью в Эрец-Исраэль: "В начале сотворил Бог небо и землю" - зачем сообщается нам об этом? Затем, что когда придут народы мира и скажут евреям: "захватчики, вы захватили Землю Ханаанскую у других народов!" - то мы ответим им: вся земля принадлежит Богу, ибо Он сотворил ее, и Он ее владелец, и дает Он Святую Землю тому, кто прям в Его глазах. И раз Он выделил эту землю нам, то нам должна принадлежать она..."
Итак, право евреев владеть Землей Израиля обусловлено не силой оружия, не правом собственности и не доводами исторической родины. Это право обусловлено реализацией того, ради чего сотворил Бог небо и землю, реализацией целей мироздания.
Рав А.И. Кук разъясняет нам, что еврейское творчество галута по природе своей всегда является неоригинальным. Ибо настоящее, оригинальное еврейское творчество, которое не будет реакцией на очередную мировую философскую моду или очередной "изм", а которое, наоборот, поведет человечество за собой, - такое еврейское творчество возможно только при прямом контакте еврейского народа с Богом, что происходит только в Эрец-Исраэль.
Более того, это происходит только тогда, когда еврейский народ живет в Эрец-Исраэль в качестве полноценного национального организма. Потому что евреи вносят настоящий, формообразующий вклад в культуру человечества не тогда, когда отдельный еврей что-то придумывает, но лишь тогда, когда еврейский народ в целом это переживает, "пропускает через себя", реализует это в своей национальной жизни. Тора не была бы дана, если бы еврейский народ не подошел к горе Синай. Пророк Исайя не пророчествовал бы о мире как о мессианской ценности, если бы не было еврейского народа, к которому он обращался. Давид не сочинял бы Псалмы, если бы не было Храма и левитов, которые в нем эти Псалмы пели, и народа, который им внимал. Более того: даже если бы без народа Псалмы были бы сочинены, а слова Пророка Исайи сказаны, то они не оказали бы никакого влияния на человечество, лежа на полке, будь они отдельным кем-то и когда-то написанным свитком. Вся их ценность - в их неразрывной связи с еврейской национальной историей, все их влияние связано с тем, что еврейский народ их осознавал, переживал в себе, как бы переваривал, все время пытался их реализовать, более успешно или менее успешно, и как бы все время "прокручивал" это на практике. Именно через переживание их еврейским народом все эти ценности смогли обрести действительно мировой резонанс. Иными словами, Священное Откровение неполно и неосуществимо без Священной Истории.
И все это касается именно и только истории и жизни еврейского народа в Эрец-Исраэль. Именно она явилась имманентным откровением Божественной истины, данной нам на Синае.
Обсуждая разницу между еврейской жизнью в Эрец-Исраэль и в галуте, Рав Кук объясняет нам еще одну потрясающую вещь. Еврейский народ в галуте, говорит он, подсоединен к Божественной категории "бина" и не может в своем контакте с Богом подняться выше нее, а еврейский народ в Эрец-Исраэль подсоединен к более высокой категории, к категории "хохма".
Что это означает в переводе на более понятный язык? Хохма и бина - это две из "сфирот" (т.е. описание на языке Каббалы структуры Божественности), каждая из которых представляет собой стадию раскрытия Божественного света. Это две из верхних сфирот, и хохма более высокая, чем бина. Отличаются они тем, что хохма - это первоначальное, интуитивное постижение вещи в корне, это проблеск озарения, а бина - это логическое размышление, это выстраивание затем из "искры", полученной на уровне хохма, развернутой системы знаний.
Итак, представление о том, что еврейский народ в галуте постигает лишь бина, но не достигает до хохма, означает, что он лишен там высшей интуиции, он может только переваривать, перестраивать, раскрывать те идеи, которые уже, по-сути, сказаны. Он может превратить эти идеи в более структурно четкую схему, но настоящую Божественную интуицию еврейский народ имеет только в Эрец-Исраэль.
Вышеизложенная идея - о том, что в галуте небеса ограничены на уровне "бина", и только в Эрец-Исраэль они выше, и поэтому есть доступ к категории хохма - это формулировка на языке Каббалы того, что уже было до этого сказано в Талмуде. Обсуждая свойства Страны Израиля, Талмуд говорит: "тот, кто живет в Эрец-Исраэль, у того есть Бог, а у того, кто живет за пределами Эрец-Исраэль, как будто бы вообще нет Бога, и он обречен служить идолам". Смысл этого в том, что в галуте небо ограничено. Невозможно подняться наверх по-настоящему, прямой контакт с Богом невозможен, и это - как бы идолопоклонство.
Итак, те концепции о разнице между Эрец-Исраэль и Галутом, которые мы на уровне Талмуда могли бы воспринимать как чисто аллегорические, рав Кук переводит в сферу возможностей еврейского творчества. И оригинальное еврейское творчество, то, какое ведет за собой человечество и открывает ему совершенно новые горизонты, - оно возможно только в Эрец-Исраэль. И сионизм, собирание евреев в Стране Израиля и возрождение национального организма, воскрешение из мертвых еврейского народа (а во времена галута, поскольку "национального тела" не существовало, и вся еврейская жизнь представляла собой только жизнь души, в отрыве от тела, а это и называется состоянием мертвого, загробной жизнью) - все это воскрешение и возрождение "есть лишь прелюдия к тому, чтобы еврейский народ стал "светочем для народов" (Исайя 42:6).

КВ-5. В чем проявляется важность Эрец -Исраэль и почему это важно для нас, евреев?

4.2. Прочитайте отрывок из статьи П.Полонского "Государство Израиля: возвращение или захват?":

Накануне Дня Независимости мы задумываемся о том, что представляет собой наше государство. Другие народы неотделимы от своих географически- государственных образований. Французы, обосновавшиеся в Канаде, постепенно стали считать себя отдельным народом, несмотря на всю их приверженность к французской культуре и языку. В большинстве европейских стран единая государственная судьба сформировала из неоднородных племен современные нации. Для многих других народов мира вся их история равна борьбе за признание своей государственной независимости.
У нас же все совершенно иначе. За все три с половиной тысячи лет существования народа еврейское государство хоть в какой-то форме существовало менее полутора тысяч лет. Какое же место занимает сегодняшнее Государство Израиль в истории нашего народа?
Еще в России меня всегда удивляло название "Государство Израиль". В мире есть много республик, империй или королевств, но ни одна другая страна официально не именуется "государством". И, лишь изучив иврит и немного еврейскую культуру, я понял, что общепринятый перевод неверен. "Мединат Исраэль" - это не "Государство Израиль", а "Государство Израиля", т.е. народа, происшедшего от праотца нашего Яакова, получившего имя "Израиль". Такого подхода нет в других странах. В современной западной культуре государство рассматривается как выражение воли всех жителей данной местности. Вершины такой подход достигает в Америке, где сам американский народ есть производное от страны, от государства. У нас же, в отличие от всего этого, государство - это производное от уже существующего, независимо от страны, народа.

Контрольный вопрос

КВ-6. "Государство Израиля" - что "кроется" за этим названием?

День Иерусалима (Йом Йерушалаим)



  1. Источник Дня Иерусалима и название.
  2. Основные идеи.
  3. Основные заповеди.
  4. Философские идеи.
  5. КОТЕЛЬ ВНОВЬ В НАШИХ РУКАХ.

1.Источник Дня Иерусалима и название.

5 числа месяца Ияр 5708 г. (14 мая 1948 г.) было провозглашено существование государства Израиль. Иерусалим стал его столицей, но на протяжении последующих 19 лет город был поделен между арабами и евреями. Одна половина Иерусалима принадлежала евреям, другая - арабскому государству Иорданское королевство, во главе которого стоял король Хусейн. На протяжении этих лет евреи не имели доступа в Восточный Иерусалим, Старый Город, к таким святыням, как Западная Стена. Еврейские жители израильской части Иерусалима постоянно подвергались опасности обстрела с арабской стороны.
Арабские государства не хотели смириться с существованием Израиля. Время от времени вспыхивали вооруженные конфликты - от инцидентов на границе до полномасштабных войн. В 1956 г. Израиль сражался против Египта в Синайскую кампанию, 1967 г. напряжение между Израилем и его соседями вновь переросло в войну, которая началась 5 июня.
Вооруженный конфликт начался в Иерусалиме, когда иорданская армия открыла огонь по всей границе с Израилем, проходившей по самому центру города. Обстрел начался в 10:45 утра, вскоре после этого израильская армия предприняла контрнаступление. Подразделения Армии Обороны Израиля вели тяжелые рукопашные бои на Амуниционной Горке, объединились на горе Скопус и прорвались в Старый Город. За два дня ожесточенных боев израильская армия захватила все иорданские позиции в Иерусалиме и прилегающих к нему районах. Сто восемьдесят три солдата погибли в сражении за Иерусалим, многие были ранены.
С Божьей помощью Армия Обороны Израиля захватила Старый Город 28 числа еврейского месяца Ияра 5727 г. (7 июня 1967 г.). Эта дата была впоследствии объявлена Днем Иерусалима, в этот день еврейский народ празднует объединение города.

2.Основные идеи.

2.1.Значение.

Прочитай отрывок из статьи П.Полонского "День освобождения Иерусалима":
Еврейская традиция придает исключительно большое значение Иерусалиму. Этот город был объявлен столицей государства Израильского царем Давидом три тысячи лет назад. Давид выкупил у евусеев (народа, жившего здесь до прихода евреев) Храмовую Гору; а его сын, царь Соломон, в 832 г. до н.э. построил на ней Храм. В Иерусалиме происходили многие важнейшие события еврейской истории; здесь были написаны большинство книг ТаНаХа.
Первый Храм был разрушен вавилонянами в 422 г. до н.э., и евреи были уведены в Вавилонский плен. Через 70 лет, в 352 г., евреи вернулись на Землю Израиля и построили Второй Храм. Этот Храм был разрушен римлянами в 68 г. н.э.; и с тех пор началось современное изгнание. Несмотря на разрушение и изгнание, святость не удалилась от Иерусалима: Храмовая Гора продолжает быть самой важной еврейской святыней, и только на этом месте можно восстановить еврейский Храм. Это место - центр и начало мира, точка "контакта" духовных миров с материальными; место, откуда распространяется Божественная эманация. Некоторые ошибочно считают, что важнейшая еврейская святыня - это Котель (Стена Плача); на самом деле эта Стена - лишь подпорка Храмовой Горы, а сама Гора и Храм более святы, чем Стена.
В течение двух тысячелетий изгнания римляне, византийцы, а потом крестоносцы, арабы и турки всячески изгоняли евреев из Иерусалима. На месте самого Храма мусульмане построили Золотой Купол, чтобы подчеркнуть его святость и свою власть над ним. Однако, все эти 19 веков евреи не забывали Храм. В каждой молитве они повторяли "и верни нас в Сион и в Иерусалим, и возврати нас в нашу землю".

2.2.ВЕЧНЫЙ ИЕРУСАЛИМ

В Псалме говорится: "Иерусалим отстроенный подобен городу, слитому воедино". (122:3) Как объясняют наши мудрецы, это означает, что Иерусалим объединяет всех евреев в единое братство. Он - символ нашего единства.
В другом объяснении этого стиха говорится, что наряду с Иерусалимом земным существует другой Иерусалим - небесный. В этом небесном Иерусалиме соединяется земля с небесами. Окончание множественного числа в названии города Ерушалаим отражает двойственную природу Иерусалима как города, существующего на небе и на земле.
В конце времен, говорят пророки и мудрецы, Иерусалим будет центром не одного только еврейского народа; в конце времен он станет духовным центром, местом изучения Торы, средоточием мудрости для всего мира. Иерусалим будет "светом народов" (Исайя 42:6). Представители многих народов придут в Иерусалим и, испытав на себе его духовное влияние, изменятся к лучшему.
"И будет в последствии дней утвердится гора дома Господня как вершина гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: "Давайте взойдем на гору Господню, в дом Б-га Яакова, чтобы Он научил нас путям Своим и чтобы пошли мы стезями Его". Ибо из Циона выйдет Тора и из Иерушалаима - слово Господне". (Исайя 2:2-3)

Контрольный вопрос

КВ-7. "Еврейская традиция придает исключительно большое значение Иерусалиму". Почему и в чем это выражается?

3.Основные заповеди.

Празднование Дня Освобождения Иерусалима не похоже на празднование Дня Независимости. День Освобождения Иерусалима не является официально нерабочим днем, а некоторые вообще не склонны отмечать его как праздник. В противоположность этому, в религиозно-сионистских кругах этот день широко отмечается; в Иерусалиме устраивается ночное шествие через весь город к Котелю, на площади около которого собирается многотысячная пляшущая толпа.В этот день читают "Галель" и Молитву за благополучие Государства Израиль.

4.Философские идеи.

4.1. Иерусалим - критерий нашего возвращения.

Прочитайте статью П.Полонского "Иерусалим - критерий нашего возвращения":

4.1.1 Пророчество Торы об изгнании и Иерусалим, как путь выхода из изгнания

. На этой неделе мы празднуем День Освобождения Иерусалима - важнейшую веху в истории возрождения еврейского государства на Земле Израиля. В недельном разделе Торы в прошлую Субботу мы читали предсказание об изгнании и возвращении. Сказано там, что соблюдение Торы будет поддерживать нас не только духовно, но и физически, и если мы будем соблюдать Завет между Богом и нашим народом, то сможем жить достойно на своей земле; в случае же нарушения нами Завета Всевышний не будет охранять нас, и более многочисленные и сильные народы смогут изгнать нас из страны. Но в конце описания ужасов разрушения и изгнания сказано (Ваикра 26:42): "Но и при всем том, когда они будут в земле врагов своих, не презрю Я их и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их, чтобы отменить завет Мой с ними, ибо Я Господь Бог их. И вспомню Я завет Мой с Авраамом, Ицхаком и Яаковом, и о Земле вспомню". При чтении в Торе описания будущего изгнания, разрушения и потом возвращения задумываешься: разве мог естественным путем нормальный народ принять на себя пророчество о своем изгнании? Те, кто утверждает, что Тора - плод народного творчества, а не дана евреям Всевышним, - как могут они примирить свой подход с этими главами Торы?
В Псалме 147 возвращение евреев из изгнания связывается с построением Иерусалима: "Строит Иерусалим Господь, когда собирает Он изгнанников Израилевых". И указывают Мудрецы, что состояние Иерусалима и Храма - это критерий состояния страны, мера нашего Исхода. Чем больше уровень еврейского присутствия и власти в Иерусалиме, в тем большей степени евреи вышли из изгнания; чем он меньше, тем изгнание внутренне сильнее. Это выражено в самом названии города: "Йерушалаим" состоит из слов "иръэ" ("увидит") и "шалом", "шалем" ("мир", "полнота", "цельность") - т.е. Иерусалим показывает нам, насколько мы достигли цельности, каков духовный уровень нашего Исхода.

4.1.2. Мы не настолько вернулись из изгнания, чтоб овладеть сердцем Иерусалима.

Две тысячи лет назад, после разрушения Храма, римляне в качестве одной из первых мер запретили евреям вход в Иерусалим. Так же поступали в разные эпохи крестоносцы и мусульмане. С возвращением евреев в нашем веке постепенно усиливалась еврейская власть над Иерусалимом. По плану раздела ООН, евреи вообще не должны были владеть городом. Но в результате Войны за Независимость западная часть города попала под контроль Израиля. В Старый же город евреи вернулись только в результате победы в Шестидневной войне, годовщина которой и есть "День объединения Иерусалима". Еврейская армия заняла также Храмовую гору, однако тогдашнее правительство Израиля передало ее в руки вакфа (арабской автономной религиозной власти), и до сих пор Храмовая гора находится как бы вне еврейской юрисдикции. Это поистине поразительно: наша армия захватывает самое важное, самое святое для евреев место - центр страны, и вдруг его возвращают мусульманам!
Мне кажется, что наше сегодняшнее не-владенее Храмовой горой, есть не простая случайность или результат просчета правительства. Скорее, это отражает недостаточный уровень нашего возвращения из изгнания. Ведь возвращение - это не просто переезд, но духовное воссоединение со Страной Израиля, приобщение к своей истории, к своим корням. В 1967 году состояние народа еще не достигло того уровня, при котором мы могли бы владеть Храмовой горой. Когда процесс возвращения созреет внутренне, его внешним выражением будет наша все большая власть над Иерусалимом, овладение Храмовой горой и построение на ней Третьего Храма - дай Бог, чтобы это было вскорости, в наши дни, амен.

Контрольный вопрос

КВ-8. "…состояние народа еще не достигло того уровня, при котором мы могли бы владеть Храмовой горой…".О чем говорит автор?

4.2. КОТЕЛЬ ВНОВЬ В НАШИХ РУКАХ.

Прочитайте отрывки из воспоминаний солдат-участников тех памятных событий:
"Отряд начал движение. Броневик командира с ревом подкатил к Львиным воротам. Сразу вслед за ним под черневшую арку ворот вступила остальная часть отряда.
Мы подошли к Мечети Омара (золотому куполу над Скалой). Отсюда до Западной Стены рукой подать. Ребята стремительно шагали по вымощенным камнями улицам, как будто их гнал ветер. Сердца колотились, все были сильно возбуждены. Мы в числе первых подошли к маленьким воротам. Отсюда узкая изгибающаяся лестница вела к Западной Стене. Западная Стена! Последнее, что осталось от Храма. Девятнадцать лет сюда не ступала нога еврея. Нас протолкнула вперед нахлынувшая, словно прилив, толпа солдат... сотни запыленных, пропотевших десантников с пятнами крови на одежде, столпились на узком прямоугольнике перед Стеной. Эти солдаты, после двух дней жестоких кровопролитных боев и тяжелых потерь, плакали в голос, не стыдясь. Они плакали от волнения и облегчения, ощущая духовный подъем от осознания величия и вечности еврейского народа". (Иосеф Аргаман, "Бамахане" - журнал Армии Обороны Израиля).
"Прошло двадцать лет с тех пор, как я в последний раз был с отцом у Западной Стены. Теперь я пришел сюда, неся на плечах свою пятилетнюю дочь.
Почему я принес ее сюда? Почему мой отец, который даже не был религиозным, считал нужным приводить меня сюда, когда я был ребенком? Почему сотни тысяч евреев приходят к Западной Стене с тех пор, как Старый Город освобожден?
Потому что мы тосковали по ней. Вот в чем причина. Мы тосковали по Западной Стене и любили ее. Это единственное, что осталось от Храма со времен его величия. Она была свидетелем его разрушения, нашего разрушения.
Западная Стена - это не только символ прошлого, она также символизирует будущее и надежду. Настанет день, и все евреи соберутся здесь. Храм будет отстроен заново, Царство Дома Давида будет восстановлено." (Из "Шмуэль га-Арец Шелану".)

Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. "5 Ияра должно быть днем благодарения Всевышнего…" Почему?



КВ-2. Каково значение еврейского государства?



КВ-3. В чем смысл высказываний рава Кука?



ДВ-4. Как вы представляете День Независимости Израиля и почему именно так?



КВ-5. В чем проявляется важность Эрец -Исраэль и почему это важно для нас, евреев?



КВ-6. "Государство Израиля" - что "кроется" за этим названием?



КВ-7. "Еврейская традиция придает исключительно большое значение Иерусалиму". Почему и в чем это выражается?



КВ-8. "…состояние народа еще не достигло того уровня, при котором мы могли бы владеть Храмовой горой…".О чем говорит автор?