МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Еврейские праздники: галаха, агада и философия"

Курс лекций "Основные идеи еврейских праздников"для "продвинутых"

Примечание: Лекция находится в процессе доработки

Лекция12. Пост 17 Тамуза.

  1. Источники.
  2. Название.
  3. Основные идеи.
    1. Цель постов
    2. Моше разбил скрижали.
    3. Прекращение постоянных жертвоприношений.
    4. Разрушение стен Иерусалима.
    5. Как Апустумус сжег Тору.
    6. Идол, внесенный в Храм.
  4. Место в структуре памятных дней.
  5. Основные законы.
  6. Философские идеи.

1.Источники.

Семнадцатое Тамуза по масштабу трагедии уступает только Девятому Ава. В этот день произошли четыре трагических события еврейской истории:
1. В Синайской пустыне Моше разбил первые скрижали завета (Лухот Абрит) увидев, как сыны Израиля поклоняются золотому тельцу (Книга Исход (Шмот), гл. 32)
2. В месяце Тамуз во время осады Первого Храма, Вавилонская армия пробила городскую стену Иерусалима. 17 числа пришлось прекратить ежедневные жертвоприношения (Корбан Тамид), так как больше не было жертвенных животных.
3. Во время осады Второго Храма римская армия прорвала оборону Иерусалима и началась массовая резня его жителей.
4. За двадцать лет до Второго разрушения злодей Апостомус сжег Тору и установил идола в Святая Святых.

Контрольный вопрос

КВ-1. Почему считается, что Семнадцатое Тамуза по масштабу трагедии уступает только Девятому Ава?

2.Название.

Пост этот, отмечающийся в память нескольких событий, назван в соответствии со своей датой.
Дополнительное название: "Цом Рвии" - "Пост четвёртого месяца"(Захария,8:19).

3.Основные идеи.

3.1 Цель постов

Прочитайте статью А.Кармель "Цель постов":
Подобно тому, как радостные праздники Торы наделяют нас даром постижения великой истины о существовании особых отношений евреев с Б-гом, так и посты придают нам мужество осознать и оценить ошибки, которые привели нас к национальной катастрофе.
Мудрецы говорят, что Первый Храм был разрушен за грехи идолопоклонства, запрещенных половых связей и пролития крови. К разрушению Второго Храма привели более скрытые пороки человеческой натуры, как, например, беспричинная ненависть. Если вы хотите знать, какой из этих грехов хуже, говорят мудрецы, обратите внимание на сроки изгнаний, которые последовали за разрушениями Храмов. Первое, вавилонское, изгнание длилось всего 70 лет, а второе - наше - изгнание длится уже больше девятнадцати столетий и до сих пор не кончилось. Причина в том, что тот, кто совершает открытый, вопиющий грех, скорее может раскаяться, сделать тшува. Скрытые же, внутренние пороки, такие, например, как беспричинная ненависть, выявить гораздо труднее, потому от них тяжелее избавиться, а значит и наказание должно длиться дольше, чтобы постепенно привести к исправлению.
Пост - знак раскаяния; он помогает нам понять, что нужно делать, как исправить свои ошибки и прегрешения, от которых мы не избавились по сей день. Кроме того, это тренировка самоконтроля, столь необходимого для самосовершенствования.

Контрольный вопрос

КВ-2. Пост - знак раскаяния. А о чем раскаиваются 17 Тамуза?

3.2Моше разбил скрижали

.
Прочитайте теперь статью рава Э.Ки-Тов

Как были разбиты скрижали

Когда Всевышний вручил Моше скрижали Завета, они были невесомыми (или, иными словами, "сами себя несли"). Но когда Моше спустился с горы, приблизился к лагерю Израиля и увидел "золотого тельца", текст заповедей покинул каменные плиты, на которых он был записан, и скрижали сразу же обрели свою прежнюю тяжесть, которую ощутили руки Моше. Тогда-то и "возгорелся гнев Моше, и бросил он из рук своих скрижали" (Шмот, 32,19).
Мидраш спрашивает: "Каким образом Моше разбил скрижали?" Когда Моше поднялся на гору Синай и, получив из рук Всевышнего скрижали, отправился обратно, он был охвачен великой радостью. Но когда он увидел, чо евреи согрешили, он сказал себе: "Передав им скрижали, я обяжу их исполнять заповеди, за нарушение которых положено суровое наказание. Таким образом, я обреку их на смерть перед лицом Всевышнего. Ведь недаром на скрижалях написано: "Да не будет у тебя других богов"". Поэтому Моше немедленно повернул обратно, к горе. Однако старейшины уже увидели его и побежали за ним следом, чтобы отнять у него скрижали. Моше держал скрижали за один край, а старейшины - за другой, однако Моше пересилил всех семьдесят старейшин, как сказано: "И не было более пророка в Израиле, как Моше... по всем знамениям и чудесам... и по руке сильной..." (Дварим, 34,10). Моше посмотрел на скрижали и увидел, что текст заповедей покидает их, - тогда скрижали стали слишком тяжелы и для него, они выпали из его рук и разбились. По другому мнению, он не разбивал скрижали до тех пор, пока не услышал из уст Всевышнего слова Торы: "Вытеши себе две скрижали каменные, как прежние, и Я напишу на этих скрижалях слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил" (Шмот, 34,1). Только когда он услышал эти слова (то есть удостоился одобрения этого поступка Всевышним), он разбил скрижали.
Поступок Моше сравнивают с историей царя, решившего жениться, написавшего ктубу (брачный контракт) для своей невесты и передавшего этот документ своему послу. Как поступил посол, когда через несколько дней о невесте царя стали распространяться недобрые слухи? Он разорвал ктубу, сказав себе: "Если этой женщине придется предстать перед судом, пусть лучше ее судят как незамужнюю женщину". Именно так и поступил Моше. Он сказал: "Если я не разобью скрижали - Израилю не выдержать суда Всевышнего, который сказал: "Тот, кто приносит жертвы богам, кроме одного Г-спода, да будет истреблен" (Шмот, 22,19)". Что же он сделал? Разбил их и сказал Всевышнему: "Пусть лучше они (евреи) не знают, что на них написано".

3.3.Прекращение постоянных жертвоприношений.

Во время осады Иерусалима вавилонянами, завершившейся гибелью Первого Храма, 9-го Тамуза стены города были разрушены и враги ворвались в город. Однако враги не смогли проникнуть на Храмовую Гору, где укрепились коhены. Коhены продолжали совершать установленные виды служения вплоть до 7-го Ава, однако жертвенные животные иссякли уже 13-го Тамуза - ведь, согласно традиции, в Храмовом дворе всегда находились тщательно отобранные животные, не имевшие запрещенных физических изъянов, делавших их непригодными для жертвоприношения, в количестве, необходимом для всех храмовых нужд на четыре дня. Начиная с 13-го Тамуза коhенам удавалось подкупить осаждавших Храмовую гору солдат, и те - за очень высокую цену золотом и серебром - вплоть до 17-го Тамуза поставляли Храму овец. Об этом нам рассказывает Иерусалимский Талмуд (в Трактате Таанит). Аналогичное развитие собьгпй имело место и во время осады Храмовой горы римлянами, ставшей причиной гибели Второго Храма.
Рабби Симон рассказывал от имени рабби Йеhошуа бен Леви: "В те времена коhены передавали осаждающим две меры золота, а те передавали им двух овец. Однажды коhены передали ежедневные две меры золота, но взамен получили двух козлят (которые не могут быть использованы для Тамида - постоянного или ежедневного - жертвоприношения). В тот час Всевышний раскрыл глаза коhенов, и они нашли в загоне на Храмовой горе двух овец. Этот случай и зафиксировал рабби Йеhуда бен Ава, засвидетельствовавший, что однажды утренний Тамид был принесен в жертву в четыре часа".
Рабби Леви сказал: "Во время осады Храмовой горы злодеями-римлянами коhены передавали им ежедневно две меры золота (как плату за овец). В последний день они передали им золото, а взамен римляне стали поднимать на стену двух свиней (вместо овец). Но не успели римляне поднять свиней и на половину высоты стены, как те впились лапами в стену, после чего их отбросило (неведомой силой) за сорок парсот (много десятков километров) от Иерусалима".

3.4.Разрушение стен Иерусалима.

Во времена осады Иерусалима римлянами, завершившейся гибелью Второго Храма, стены города были пробиты 17-го Тамуза, после чего Тит и его войска ворвались в него. Об осаде Иерусалима вавилонянами во времена царя Цидкияhу в Писании сказано следующее: "В четвертый месяц, в девятый день месяца, голод в городе усилился и не стало хлеба для народа страны. И проломлена была стена города, и все воины разбежались, и вышли ночью из города через ворота" (Йирмеяhу, 52,6).
В Иерусалимском Талмуде (в Трактате Таанит) сказано, что во времена Цидкияhу стены Иерусалима были пробиты 17-го Тамуза, однако тяжкие лишения, которые претерпели жители города, привели к тому, что их календарные расчеты были нарушены, и они ошибочно полагали, что это событие произошло 9-го Тамуза.
Таким образом, хотя Всевышний и Его пророк знали правильную дату, Он повелел Йирмеяhу написать в своей книге "9-е Тамуза", дату, которая была известна народу, чтобы показать, что и Всевышний разделяет с народом его беду - как будто и Его календарные расчеты были нарушены, что, разумеется, неюзможно даже помыслить.
В Иерусалимском Талмуде об этом сказано следующее: "Царь сидел на троне и производил расчеты. К нему вошли и сообщили: "Твой сын попал в плен к врагам! Его расчеты нарушеНЫ!" Царь ответил: "В таком случае я сделаю его расчеты своими.
Тосфот писали: "Из-за выпавших на долю жителей Иерусалима бедствий они ошиблись в своих календарных расчетах. Всевышний не хотел, чтобы Писание отражало иные расчеты, чем те, которые жители Иерусалима полагали правильными".

3.5. Как Апустумус сжег Тору.

Это событие упомянуто в Мшине (Таанит, гл.4), однако древнейшие источники не соообщают его подробностей. В Иерусалимском Талмуде сказано лишь: "Где он ее сжег? Рав Аха сказал: "На дороге в Луд". Мудрецы сказали: "На дороге в Тарлусу".
Комментаторы более поздних времен полагают, что это событие относится к эпохе римского наместника Коменуса, и про-шошло оно за шестнадцать лет до Великого восстания против римлян. В это время войска наместника совершали провокации против евреев и еврейских святынь, что приводило к серьезным возмущениям, которые потом постепенно затихали. Иосиф Флавий пишет об этих событиях следующее:
"После этого бедствия (речь идет об убийстве римлянами приблизительно десяти тысяч человек в ходе беспорядков, ими же инспирированных), началось новое возмущение, вызванное грабежом, происшедшим на царской дороге неподалеку от Бейт-Хорона. Грабители напали на кортеж Стефануса, одного из назначенных императором официальных лиц, и полностью его разграбили. Коменус послал отряд воинов в деревни, находившиеся неподалеку от места, где произошел грабеж, и приказал арестовать всех их жителей и привести к нему, так как считал их виновными хотя бы в том, что они не преследовали грабителей и не пытались их схватить. Некий римский солдат захватил в одной из деревень священный свиток Торы, разорвал его и бросил в огонь... Евреи собрались со всех сторон в ужасе, как если бы вся их страна была поражена огнем. Как только им стало известно, что произошло, они - как стрелы, выпущенные из лука - в своей великой ревности помчались в Кейсарию к Коменусу и подали ему жалобу, требуя сурово наказать виновного в осквернении Торы и оскорблении Всевышнего. Наместник понял, что народные волнения не прекратятся до тех пор, пока он не умилостивит евреев. Поэтому он приказал доставить к нему того солдата и повесил его на виселице на глазах у всех тех, кто пришел к нему с жалобой. Тогда евреи вернулись в свои города".
Бейт-Хорон находится на дороге, ведущей из Луда в Иерусалим, поэтому это место соответствует той из версий, предлагаемых Иерусалимским Талмудом, которая утверждает, что сожжение Торы произошло "на дороге в Луд".
Если данное предположение верно, это событие произошло 17-го Тамуза за несколько лет до разрушения Второго Храма. Имя "Стефанус" было по какой-то причине заменено именем "Апустумус". Такие замены имен были весьма часты, и у нас немало тому примеров.
Согласно другому мнению, сожжение Торы, упомянутое в Талмуде, было произведено греко-сирийским царем Антиохом Эпифаном, о котором, равно как и об окружавших его людях, сказано: "А свитки Торы, которые они находили, они разрывали и бросали в огонь". Впрочем, существуют и другие предположения.

3.6. Идол, внесенный в Храм.

Существует предположение, что и это злодеяние (упомянутое в Талмуде) было совершено Апустумусом в тот же самый день, 17-го Тамуза. Согласно другому мнению, речь идет об идоле, изготовленном и внесенном в Храм царем Иудеи Менаше. В любом случае, и это событие произошло 17-го Тамуза.

4. Место в структуре памятных дней.

4.1 Четыре поста.

Так сказал Г-сподь Цеваот: пост четвертого (месяца - 17 Тамуза) и пост пятого (9 Ава), и пост седьмого (3 Тишри), и пост десятого (10 Тевета) будет для дома ЙеГуды радостью, и весельем, и праздниками хорошими, и правду и мир любите. - ЗХАРЬЯ 8:19.
Мы постимся в память о четырех событиях, имевших отношение к разрушению (Хурбан) Первого и Второго Храмов. Приведенная ниже таблица показывает, какие дни были выделены для поста.

ПЕРВЫЙ ХРАМ - разрушен Вавилонянами.
Последовательность событий (3337 - 3339г.г. по евр. Календ. Или 587 - 585г.г. до н.э.)
ВТОРОЙ ХРАМ-разрушен римлянами Последовательность событий (3828г. или 70 г. н.э.)
Дни, в которые установлен ПОСТ

4.2 "Бейн амецарим"- между 17 Тамуза и 9 Ава.

Двадцать один день между 17-м Тамуза и 9-м Ава названы днями Бейн га-мецарим ("Между теснинами"). Это название взято из Книги Эйха, где сказано: "Все преследователи его настигли его между теснинами" (Эйха, 1,3). Наши мудрецы сказали: "В виду имеются бедственные дни между 17-м Тамуза и 9-м Ава, когда торжествуют злые ангелы, когда беды многочисленны, когда несчастья находят еврейский народ во всех поколениях. Именно в эти трагические дни были разрушены Первый и Второй Храмы. Поэтому все эти двадцать один день были избраны для того, чтобы скорбеть в них о гибели Храма".

Контрольный вопрос

КВ-3. Почему именно период между 17 Тамуза и 9 Ава выделен в календаре, а периоды между другими постами - нет?

5.Основные законы.

.

5.1.Законы 17 Тамуза

Согласно обычаю, распространенному среди сефардских общин, в субботу, предшествующую посту, кантор объявляет о посте в синагоге.
Посты 17-го Тамуза, Гедальи и 10-го Тевета менее суровы, чем пост 9-го Ава, ибо они начинаются лишь с зарей соответствующего дня, но не распространяются на предшествующую ночь. Поэтому ночью (в эти дни) разрешается пить и есть.
В эти дни существуют и другие послабления. Так, больной, даже если ему не угрожает опасность, освобождается от поста. Это же относится и к беременным и кормящим женщинам, если пост доставляет им значительные страдания. Однако даже тем, кто освобожден от поста, запрещается устраивать богатые трапезы и услаждать себя едой и питьем. Им разрешается есть лишь столько, сколько необходимо. Дети также освобождаются от поста, даже если они готовы поститься добровольно. Однако мы должны - в воспитательных целях - следить за тем, чтобы они ели лишь столько, сколько необходимо, чтобы поддерживать нормальное физическое состояние, причем только самые простые продукты, и участвовали в общей скорби.
В эти дни разрешается умываться, умащать свое тело и носить кожаные сандалии. Однако здоровый человек, тщательно исполняющий заповеди, должен воздерживаться и от умывания и умащения (но не от ношения кожаных сандалий - ибо исполнение этого ограничения носит общественный характер и его не следует распространять на дни, не установленные мудрецами).
Как 17-го Тамуза, так и 10-го Тевета принято соблюдать все те дополнительные ограничения, которые накладываются в первые девять дней Ава.
Тот, кто проснулся ночью до зари в день поста, может есть и пить только если заранее это оговорил. В противном случае ему запрещается есть и пить. Существует мнение, согласно которому даже в таком случае ему разрешается пить. Книга Зогар утверждает, что закон здесь принципиально иной и не зависит от заранее оговоренного условия: тому, кто проснулся ночью (до зари), во всех случаях разрешается пить и запрещается есть.
17-го Тамуза в Минхе и Шахарите читается Ваехаль. В молитву Шмоне-Эсре, читаемую индивидуально (шепотом), в благословение Шомеа тфила ("Слушающий молитву") вставляется фрагмент Анейну (по сефардскому обычаю - ив Минхе, и в Шахарите, а по ашкеназскому - только в Минхе, хотя кантор, повторяя молитву, вставляет этот фрагмент и в Шахарит - между благословениями Гоэль и Рофе). Тот, кто читает молитву Минха индивидуально, обязан вставлять в нее Анейну, даже если сам он намерен завершить пост раньше срока. Однако тот, кто уже ел что-либо в этот день, не вставляет Анейну в молитву. Аналогично, в день поста к Торе не вызывается тот, кто не постится - ибо само чтение в этот день связано с постом, однако если он по какой-либо причине все же вызван, то должен подняться и прочитать соответствующий отрывок из почтения к Торе.
17-го Тамуза Ноах, находившийся в ковчеге, послал голубя, чтобы проверить, по-прежнему ли вода покрывает всю сушу. В Торе сказано: "И не нашел голубь места покоя для ноги своей" (Берешит, 7,9). В этих словах следует усмотреть намек на то, что народ Израиля, который неоднократно сравнивается с голубем, не находит себе покоя в этот день.

5.2. Законы БЕЙН hа-МЕЦАРИМ:

ОТ 17 ТАМУЗА ДО 9 АВА

Трехнедельный траурный период между 17 Тамуза и 9 Ава называется Бейн hа-Мецарим, дословно "между теснин", в соответствии со словами книги Эйха (1:3): "Все гонители настигали ее (Иудею) между теснин". Это дни, когда вавилоняне и римляне разрушали Иерусалим, после того как были пробиты его стены, до полного разрушения Храма.
В этот период мы уменьшаем радость. Не устраиваем свадьбы (можно произвести помолвку и до 1 Ава устроить праздничную трапезу). Воздерживаемся от слушания музыки, от танцев, путешествий для удовольствия, а также от стрижки волос. (По обычаям сефардов, можно стричь волосы вплоть до начала недели, на которую приходится 9 Ава.) Также не принято (во все дни, кроме Субботы) надевать новую одежду и есть новые плоды, чтобы не говорить благословение шеhехеяну. (Это благословение Богу "за то, что мы смогли дожить до этого времени", произносится при наступлении праздников, а также при других радостных событиях; оно же говорится, когда едят первый раз в году какой-то плод или надевают новую одежду.) Однако если на этот период приходится выполнение заповеди, связанной с каким-то фиксированным временем, например обрезания или выкупа первенца, тогда мы говорим шеhехеяну. Если попадается новый плод, который после 9 Ава уже не удастся достать, то лучше всего сохранить этот плод до Субботы, когда, как уже сказано, произнесение шеhехеяну разрешено. Если беременной женщине хочется съесть какой-то новый плод, или если он полезен больному, они могут съесть его даже не в Субботу.
В эти дни не следует предпринимать рискованные действия.
С начала месяца Ав в гибнущем Храме прекратились жертвоприношения. Закон предписывает нам в эти дни усилить траур, воздерживаться от радости. И поскольку радость запрещена, не следует делать ничего, что могло бы ее возбудить.
Не сажают деревья, которые предназначены для создания тени или аромата. Ничего не строят для роскоши, не украшают и не красят дом. (Но если у человека нет жилища, он может его строить.)
Запрещено покупать, шить, ткать и вязать новую одежду, даже если собираешься носить ее после 9 Ава. Даже ношеную одежду не следует покупать, если она нарядная. Запрет на покупку новой одежды даже строже, чем на ношение.
Однако эти ограничения отменяются, если речь идет о выполнении заповеди. Например, можно купить новую одежду или построить дом для новобрачных, которые еще не выполнили заповедь "плодиться и размножаться". Если есть опасение, что цена на какую- нибудь одежду может подняться после 9 Ава, можно купить ее, но не носить.
С начала месяца Ав запрещено стирать даже такую одежду, которую собираешься носить после 9 Ава. Если у человека всего одна рубашка, можно постирать ее, но только до наступления недели, на которую приходится 9 Ава. Детскую одежду стирать можно, если она сильно испачкалась, но лучше делать это не публично.
Запрещено надевать новую обувь (кроме обуви, специально предназначенной для 9 Ава: например резиновой).
Нельзя стричься и стричь детей.
В этот период не едят мяса и не пьют вина (т.к. жертвоприношения и возлияния вина в Храме уже прекратились), однако запрет отменяется ради сеудат-мицва (т.е. трапезы для выполнения заповеди), например, по поводу обрезания, выкупа первенца, бар- мицвы и т.д.
Всем, кроме больных и тех, кто ежедневно моется после работы, запрещено полностью мыться (для удовольствия). Можно мыться, чтобы смыть пот. Нельзя купаться в бассейнах, реках и других водоемах.

6. Философские идеи.

Прочитайте отрывок из статьи д-ра З.Дашевского "17 Тамуза":
Итак, перейдем непосредственно к этим трем тяжелым неделям еврейской истории. Хронологически они начинаются с 17-го Тамуза. Обычно, везде указывается (в том числе и в "Шульхан-арух"), что на протяжении еврейской истории в этот день произошло 5 трагических событий. Самое первое из них случилось через 40 дней после стояния у Синая, когда евреи сделали золотого тельца. Те самые люди, которые несколько недель назад сказали: "наасэ внишма" - "сделаем и услышим", скатились вдруг к такому состоянию, что сделали себе какого-то литого бога. Надо понять, в чем собственно заключалась вина евреев, и почему за эту провинность из поколения в поколение этот день начинает полосу тяжелых неприятностей.
Что же тогда произошло? Моше ушел получать Скрижали, на которых Божественной Рукой были начертаны 10 Заповедей, а евреи стояли у горы Синай, где они только что слышали от Всевышнего, каждый из них непосредственно, первую Заповедь: "Я- Господь, Бог твой....", и вторую Заповедь: "...Не делай себе других богов...". Следующие 8 заповедей они попросили Моше пересказать им, так как им было страшно прямое общение со Всевышним. Поскольку Моше не вернулся по прошествии 40 суток, как он обещал, евреи стали волноваться, и текст Торы довольно сокращенно описывает, в чем выражались эти волнения. Описано, как они пришли к Аарону и сказали, что непонятно, что стало с этим человеком - Моше, и потребовали, чтобы Аарон дал им богов, которые поведут их дальше. Мы знаем, что по дороге они встретились с еще одним руководителем, которого оставил Моше для выяснения проблем, которые могут возникнуть, и это был - Хур, родственник Моше. Когда евреи сказали Хуру то же, что потом они сказали Аарону, а именно, что Моше не пришел, а они не могут находиться в такой далекой от всего им привычного обстановке без подходящего руководителя, Хур их попытался успокоить и сказал, что мы просто ошиблись в счете и 40 дней еще не прошло, и что Моше должен прийти завтра. Известно, как повели себя евреи в этом "диспуте" - они убили Хура и пошли дальше. Очень трудно представить себе, как мог совершиться такой "переход": от состояния, когда они сказали, что заранее подписываются выполнять любое повеление Всевышнего, даже не понимая его, до того состояния, в котором они совершили убийство человека только за то, что у него есть особое мнение?
Аарон понимает, что с ним могут поступить так же, как с Хуром. Мидраш говорит, что если бы евреи убили еще и Аарона, то осуществился бы сразу стих "Плача Йиремии" о том, что "убили Первосвященника и пророка". Действительно, евреи в конце эпохи Первого Храма так и поступили, убив прямо в Храме Первосвященника, который был и пророком, и который увещевал их вернуться от их ужасных путей. Аарон вовсе не из боязни за свою жизнь, а для того, чтобы не дать так глубоко пасть этому народу, попытался лавировать, чтобы выиграть время. Он предложил собрать все кольца и серьги жен, понимая, что женщины не так легко расстаются со своими украшениями и будут спрашивать: "Для чего это надо?" Известно, что женщины не так быстро "падают" в своем поведении, как мужчины, и праведность еврейских женщин ни раз спасала народ в критические моменты истории, и именно благодаря праведности наших жен мы были выведены из Египта. Поэтому, Аарон надеялся, что когда женщины узнают, что их украшения нужны для изготовления самодельных богов, они как-то помогут ему выиграть это дополнительное время. К сожалению, мужчины оказались очень проворными и отдали свои собственные украшения, которые тогда у мужчин тоже имелись. После этого, Аарон, хоть и пытался по-возможности оттянуть время, все-таки вынужден был бросить эти украшения в печь, и оттуда каким-то образом вышел телец. Важно то, что даже тогда, когда уже этот телец появился, Аарон сказал: "Завтра праздник Всевышнему!", надеясь, что утром прийдет Моше, и все уладится. Однако, евреи поднялись очень рано, еще до света, и начали, смеясь, праздник, но вовсе не Всевышнему, а праздник вокруг тельца, который превращался таким образом в 100%-ую гнусность - в идолопоклонство, в разврат и в кровопролитие. Там, где в Торе употребляется слово "смеяться", оно обозначает именно эти три вещи или одну из них.
Моше было сказано Всевышним, чтобы он быстро спускался, потому что развратился народ, который "ты вывел из Египта". То есть, как бы имелось в виду, что "поднят" был Моше на Небесные высоты не потому, что он такой хороший, а только из-за этого народа, и если он упал, то и Моше здесь делать нечего. Моше спускается, разбирается, вершит суд над зачинщиками и т.д. Основной вопрос заключается в том, что же такого трагического было в этом событии? - Трагедия, конечно, состоит уже в том, что в результате этого действия погибли тысячи евреев. Мы знаем, что гибель даже одного еврея - это крушение всего мира. К несчастью, бывали в истории периоды, когда гибло еще больше евреев, но, однако, мы не относим их к числу тех трагедий, которые мы из года в год отмечаем, как начало самого тяжелого периода в году. Что же такое особенное случилось в этот день, что на протяжении всей истории евреев именно в этот день - 17-ого Тамуза, происходят трагические события такого же типа: пробиваются стены Иерусалима, в Храме устанавливают статую идола, какой-то негодяй сжигает книгу Торы. Все такого рода "неприятности" имеют, очевидно, одну общую основу.
В чем корень преступления евреев ?
Желание поклоняться идолам вовсе не было начальным импульсом их действий и главным мотивом поведения евреев, которые требовали, чтобы им дали руководителя. Они совсем не хотели иметь этого тельца в качестве бога, а они хотели его - в качестве Моше. Зачем им нужен был такой руководитель, не человеческий, а самодельно изготовленный? Дело в том, что к этому времени евреи успели понять, что Моше стоял выше всего поколения настолько, что найти ему замену невозможно. Некоторые комментаторы обсуждают, почему Аарон не предложил кого-нибудь руководителем временно, до прихода Моше. Там ведь было много мудрецов и праведных людей. Есть интересное объяснение, которое основано на принципе: "рак алия бакодэш" - "поднятие в Святость", то есть - назад движение уже невозмоэжно. Это означает, что человек, который, например, был хотя бы один день руководителем Сангедрина, не может быть смещен на более низкую должность, потому что это невозможно пережить. Поэтому, если назначить заместителя на один день, то как же его потом можно будет сместить, ведь это будет для него страшным ударом. Аарон, конечно, мог бы назначить самого себя, и потом с легкой душой он бы себя и сместил, но это могло бы быть некоторым неприятным штрихом в глазах Моше, что, вот, в его отсутствие его брат поставил себя руководителем. Мы видим, что в очередной раз скромность руководителя еврейского народа оборачивается трагедией. Это относится и к Моше в нескольких случаях и к Аарону и, как говорит мидраш, из-за скромности мудреца Захария был разрушен Второй Храм.
Итак, в чем главный грех евреев, потребовавших этого руководителя? Люди чувствовали, что они не готовы находиться под непосредственным Управлением Всевышнего. Это само по себе не так плохо, если они просят того, что им нехватает. Евреи же совершают иной и очень большой грех. Надо сказать сразу, что конечно, повинны были не все, так как мы знаем, что колено Леви вообще здесь никак не участвовало, и они все от начала и до конца были чисты от какого- либо греха. Так вот, главное преступление еврейского народа в событиях, связанных с тельцом, состоит в том, что они принимают на себя смелость решать, что правильно и что неправильно. Человек должен понимать, что такая компетенция существует у человеческого разума только до определенной границы, дальше которой он не в состоянии решить, что правильно. Дальше этого - решает только Божественный Разум, который может открыть нам что-то, если пожелает. Это очень непросто понять, но не поняв этого, невозможно правильно жить.
Когда весь еврейский народ приходит к Хуру и говорит ему, что уже прошли 40 суток, то казалось бы нельзя считать, что Хур, который говорит, что 40 суток еще не прошли, - умнее всех, когда весь народ считает иначе. На самом же деле, 40 суток, действительно, прошли и никто не обсчитался, но Моше сказал, что он уходит на 40 дней, и имеются в виду дни, которые начинаются с вечера. После Синая у евреев сутки стали начинаться с выхода звезд, в отличие от всех народов, у которых день начинается с утра. Поскольку Моше уходил утром, то тот день, когда он уходил, не засчитывался в этих 40-а днях. И он, действительно, пришел на следующее утро. Однако, правильность этих подсчетов на самом деле не так уж и важна, потому что, как бы там ни было, основной грех евреев заключается в том, что они считали свой "анализ истины" окончательным. Более того, они так же считали себя в праве уничтожать тех, кто с этим не согласится, подкрепляя свои поступки демагогическим заявлением: "Как это он (Хур) выступает против всего еврейского народа?" Эта же проблема в том или ином ракурсе возникает у евреев ни раз во время хождения по пустыне, не говоря уже обо всей последующей истории. Например, во время восстания Кораха, которое является первым совершенным примером политической демагогии, Корах говорит Моше и Аарону: "Почему Вы возвышаетесь над народом? Мы же все стояли у Синая".
Несколько слов следует сказать о 9-ом Ава, которое является вершиной трагичности этих дней. Эта трагичность проявляется прежде всего в разрушении Первого и Второго Храмов. Однако, самым первым проявлением 9-го Ава в истории еврейского народа было другое событие. Если 17-ое Тамуза возникло уже в первый год выхода евреев из Египта, через три месяца после выхода и через 40 дней после Синая, то 9-ое Ава проявилось на следующий год, когда Моше послал разведчиков. История с разведчиками хорошо известна, но анализ причины греха евреев в этом случае еще более труден, чем в случае с тельцом. Следует отметить, что здесь наблюдается одна интересная вещь, на которую впервые обратил внимание профессор Тверский. Он обратил внимание на то, что получается так, что 17-ое Тамуза - это день, в который происходят беды духовного характера: разбиты Скрижали в результате того, что евреи по той или иной приячине занимались идолопоклонством, установлен идол, сожжена Сэфер-Тора. Все это - духовные бедствия, тогда как 9-го Ава происходят бедствия материальные: разрушение Храмов, изгнание из одной земли , из другой и - вершина всех изгнаний - изгнание из Испании. Таким образом, 17-ое Тамуза и 9-ое Ава представляют собой некие особые полюса, в природе которых было бы очень интересно разобраться.

Контрольный вопрос

КВ-4. Что же такое особенное случилось в этот день? Как на это отвечает статья?


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Почему считается, что Семнадцатое Тамуза по масштабу трагедии уступает только Девятому Ава?



КВ-2. Пост - знак раскаяния. А о чем раскаиваются 17 Тамуза?



КВ-3. Почему именно период между 17 Тамуза и 9 Ава выделен в календаре, а периоды между другими постами - нет?



КВ-4. Что же такое особенное случилось в этот день? Как на это отвечает статья?