МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Вторая книга Шмуэля (Самуила)"

Лекция 2. Давид становится царем над всем Израилем

1. Авнер переходит на сторону Давида

2. Причины перехода Авнера

3. Гибель Авнера

4. Смерть Ишбошета

5. Давид принимает власть над всеми коленами Израиля

6. Завоевание Иерусалима

Контрольные вопросы

1. Авнер переходит на сторону Давида

3

(1) И длительна была распря между домом Шаула и домом Давида. И Давид все больше укреплялся, а дом Шаула все больше ослабевал.

(2) И родились у Давида в Хэвроне сыновья. И был у него первенец Амнон, от Ахиноам-Изреэльтянки; (3) А второй у него – Килав, от Авигаил, (бывшей) жены Навала, Кармэлитянина; а третий – Авшалом, сын Маахи, дочери Талмая, царя Гешурского; (4) А четвертый – Адония, сын Хаггит; а пятый – Шефатья, сын Авитал; (5) А шестой – Итреам, от Эглы, жены Давида. Эти родились у Давида в Хэвроне.

(6) И вот, когда была распря между домом Шаула и домом Давида, то Авнэр поддерживал дом Шаула. (7) А у Шаула была наложница по имени Рицпа, дочь Айи. И сказал (Ишбошэт) Авнэру: зачем вошел ты к наложнице отца моего? (8) И сильно вспылил Авнэр из-за слов Ишбошэта, и сказал: разве я – собачья голова в Йеудее? (Неужели) отныне буду я делать добро дому Шаула, отца твоего, братьям его и друзьям его? Я не предал тебя в руки Давида, а ты упрекаешь меня ныне в грехе из-за этой женщины! (9) Пусть так накажет Бог Авнэра и еще усилит (наказание), если я не сделаю того, о чем клялся Господь Давиду: (10) Отнять царство у дома Шаула и утвердить престол Давида в Исраэле и в Йеудее, от Дана до Беэр-Шевы. (11) И не мог больше тот (Ишбошэт) ответить ни слова Авнэру, так как боялся его.

(12) И послал Авнэр от себя послов к Давиду сказать: чья эта земля? (И еще) сказать: заключи союз со мною, и вот, рука моя (будет) с тобою, чтобы обратить к тебе весь Исраэль. (13) И сказал он: хорошо, я заключу с тобою союз, только одной вещи потребую я от тебя: ты не увидишь лица моего, если не приведешь Михаль, дочь Шаула, когда придешь увидеться со мною. (14) И послал Давид послов к Ишбошэту, сыну Шаула, сказать: отдай жену мою, Михаль, с которой я обручился за крайнюю плоть ста Пелиштимлян. (15) И послал Ишбошэт взять ее от мужа, от Палтиэла, сына Лаиша. (16) И пошел за нею муж ее, следуя за нею с плачем, до Бахурим. Тут сказал ему Авнэр: ступай назад! И тот возвратился.

(17) И был у Авнэра такой разговор со старейшинами Исраэля: и вчера и третьего дня вы хотели, чтобы Давид был царем над вами. (18) А теперь действуйте, ибо Господь сказал Давиду так: "Рукою Давида, раба Моего, Я спасу народ Мой, Исраэль, от руки Пелиштимлян и от руки всех врагов его". (19) То же говорил Авнэр и в слух Бинйаминян. И пошел Авнэр в Хэврон, чтобы пересказать также Давиду все, чего желает Исраэль и весь дом Бинйамина. (20) И пришел Авнэр к Давиду в Хэврон, и с ним двадцать человек; и устроил Давид пир для Авнэра и для людей, которые были с ним. (21) И сказал Авнэр Давиду: поднимусь я и пойду, и соберу к господину моему царю всех Исраэлътян, и они заключат с тобою союз; и будешь ты царствовать по воле души твоей. И отпустил Давид Авнэра, и ушел он с миром.

Пересказ

Гражданская война, по всей видимости, вялотекущая, шла в пользу Давида, и в царстве сына Шауля все больше людей смотрели в сторону Давида. Главная опора царства Ишбошета – Авнер – поссорился с Ишбошетом и начал переговоры с Давидом о передаче власти над северными коленами Давиду. Давид, в качестве предварительного условия переговоров, потребовал вернуть ему Михаль, дочь Шауля, обещанную ему, но не отданную. Условие было выполнено. После этого Авнер обратился к старейшинам северных колен, в том числе, к колену Шауля – Биньямину, чтобы заручиться их поддержкой в передаче власти. Получив согласие, он прибыл к Давиду для заключения соглашения об объединении царств под властью Давида.

2. Причины перехода Авнера.

История о том, что Ишбошет и Авнер поссорились из-за наложницы Шауля, приводит личную причину, по которой Авнер перешел на сторону Давида. Наложница – в те времена жена низкого статуса. В законах Талмуда это "жена без брачного контракта". Все же наложница царя (равно как и его жена) после смерти царя, по всей видимости, не имела права выйти замуж ни за кого, кроме царя. По крайней мере, таков закон Талмуда. В этом случае понятно недовольство Ишбошета, когда он обнаружил, что Авнер намеревается взять наложницу Шауля. Ведь этим шагом он как бы объявляет себя наследником Шауля и предъявляет претензии на престол. Судя по всем рассказам об Авнере, вряд ли он намеревался сесть на престол Шауля, его вполне устраивало положение реального властителя государства, а не формальные знаки власти. И, тем не менее, он обиделся на Ишбошета. Впрочем, судя по всему, в том числе, по легкости, с какой он добился согласия старейшин Израиля и Биньямина на передачу власти от дома Шауля Давиду, политическое положение в царстве Северных колен к тому времени уже сложилось так, что передача власти Давиду уже стояла на повестке дня.  Таким образом, переход Авнера на сторону Давида имеет не только личные причины, но и политические. Кроме всего прочего, мы хорошо видим, что Ишбошет оказался настолько слабым правителем, что в момент, когда Авнер объявил ему в лицо, что он переходит на сторону Давида и приступает к шагам по передачи последнему власти над северными коленами, Ишбошет не смог ничего ответить. Иными словами, власть от Ишбошета просто ускользнула, или если сказать то же самое иначе, он не смог удержать поводья власти.

Вообще, при описании отношений Давида и Авнера стоит вспомнить, что именно Авнер привел Давида к Шаулю. Кажется, именно по его протекции Давид был назначен на командные посты в армии Шауля. Разумеется, при дворе Шауля статус Авнера был выше, чем Давида – Авнер родственник царя (дядя, брат отца). Кроме того, если из рассказов книги Шмуэля видно, что Давид был именно боевым генералом, то относительно Авнера ничего не сказано о битвах, в которых он принимал участие. Так что создается впечатление, что Авнер скорее был гражданским министром, насколько можно быть гражданским при дворе царя, ведущего непрерывные войны. После того, как Давид сбежал от Шауля, Авнер сохранил свой пост. Из нашего отрывка видно, что Авнер знал о тайном помазании Давида на царство. И все же он продолжал хранить верность Шаулю и его потомкам до тех пор, пока считал это возможным.

Требование Давида вернуть ему Михаль, "... с которой он обручился за крайнюю плоть ста Пелиштимлян", на первый взгляд имеет личную причину. В конце концов, Давид имеет все причины обижаться на то, что обручение было нарушено. Но опять не стоит скидывать со счетов политическую сторону вопроса: ведь муж дочки предыдущего царя как бы усиливает власть Давида. Давид готов забыть, что Михаль была женой другого, ради политических выгод такого брака. Кстати, заметим, что политический брак для Давида был вполне естественным действием, это мы видим из того, что одной из его жен (ст. 3) была дочь царя Гешурского царства в Заиорданье. И снова мы видим полную слабость Ишбошета, который должен был, как царь и сын царя, понимать политические последствия возвращения Михали Давиду, но все же ничего сделать с этим не смог. Обе детали нашего рассказа ясно свидетельствуют о политической изоляции Ишбошета.

3. Гибель Авнера

(22) И вот, слуги Давида и Йоав пришли из похода и принесли с собой богатую добычу. Но Авнэра не было с Давидом в Хэвроне, ибо тот отпустил его, и он ушел с миром. (23) Когда пришел Йоав и все войско, которое с ним, то Йоаву рассказали: приходил Авнэр, сын Нэра, к царю, и тот отпустил его, и ушел он с миром. (24) И пришел Йоав к царю, и сказал: что ты сделал? Вот, приходил к тебе Авнэр; зачем же ты отпустил его, и он ушел? (25) Ты ведь знаешь Авнэра, сына Нэра; он же улестить тебя пришел и выведать твои выходы и входы, и разведать все, что ты делаешь. (26) И вышел Йоав от Давида, и послал нарочных за Авнэром; и возвратили они его от Бор-Асира; Давид же этого не знал. (27) И когда возвратился Авнэр в Хэврон, отвел его Йоав внутрь ворот, чтобы тихо поговорить с ним, и там поразил его в живот. И умер тот за кровь Асаэла, брата его.

Пересказ

Когда Йоав узнал, что Давид заключил союз с Авнером, он был очень недоволен, и тайком от Давида убил Авнера в качестве мести за гибель своего брата Асаэля.

Здесь все довольно просто. Йоав имеет личную причину ненавидеть Авнера. Непонятно, насколько он искренен, обвиняя Авнера в двуличности (ст. 25), впрочем, достаточно очевидно, что сотрудничество этих двух людей невозможно. С другой стороны, очевидно, что Давиду гибель Авнера невыгодна, потому что при живом Авнере он может спокойно и мирно получить власть над северными коленами. Здесь взаимоотношения между Давидом и Авнером никак к делу не относятся – большая политика диктует необходимость. Как бы Авнер ни был опасен для Давида, в данный конкретный момент Давиду он нужен живым.

И снова стоит обратить внимание на стиль рассказа: дважды упомянуто, что Давид отпустил Авнера "с миром" (ст. 21 и 23). Йоав, убив Авнера по личным мотивам (не исключено, что он считал этот поступок полезным и политически), крепко вредит Давиду. К тому же, Давид, кажется, опасается, что Йоав и его брат Авишай станут слишком сильны, и при его дворе повторится положение при дворе Ишбошета, когда министр оказывается сильнее царя. В любом случае, Давид утверждает, что он не может наказать Йоава за этот поступок, так как у Давида пока не хватает политической силы (ст. 39). В конце своего правления он припомнит Йоаву эту историю.

Далее (ст. 28-39) Давид оплакивает Авнера, устраивает ему торжественные похороны, всячески подчеркивает, что он к этому убийству не имеет ни малейшего отношения... "И весь народ понял это, и понравилось им это, как нравилось народу все, что делал царь" (3:36). Если бы тема разбора траурной элегии Давида на смерть Авнера не была столь технически перегруженной, то ее стоило бы разобрать подробно. Но, если сразу подвести итог, то можно заметить, что, с одной стороны, Давид оплакивает гибель героя, и ему отвратительна мысль, что героя и князя можно убить столь подло.  С другой стороны, он всячески поносит убийц Авнера, но при этом до конца своего правления не отстраняет их от себя. Не исключено, что дело не только в политике, но и в личных симпатиях.

4. Смерть Ишбошета

(Глава 4)

(1) И услышал сын Шаула, что умер Авнэр в Хэвроне, и опустились у него руки; и ужаснулся весь Исраэль. (2) И были два человека у сына Шаула начальниками отрядов: одного звали Баана, а другого звали Рэхав, сыновья Риммона Беэротянина, из сынов Бинйаминовых, ибо и Беэрот причислялся к Бинйамину. (3) И убежали Беэротяне в Гиттаим, и остались там жить до сего дня.

(4) А у Йонатана, сына Шаула, сын был хромым. Пяти лет был он, когда пришла из Изреэля весть о Шауле и Йонатане; и подняла его няня его, и побежала; и когда бежала она, торопясь, то он упал и стал хромым. А имя его Мефивошэт.

(5) И пошли сыновья Риммона Беэротянина, Рэхав и Баана, и пришли во время зноя дневного к дому Ишбошэта, когда он спал послеобеденным сном. (6) И вошли они в дом (как будто) за получением пшеницы, и поразили его в живот; и убежали Рэхав и Баана, брат его. (7) Когда вошли они в дом, то тот лежал на постели своей в спальне своей; и поразили они его, и умертвили его, и сняли с него голову, и взяли голову его, и шли через Араву всю ночь. (8) И принесли голову Ишбошэта к Давиду в Хэврон, и сказали царю: вот голова Ишбошэта, сына Шаула, врага твоего, который домогался жизни твоей; а ныне доставил Господь господину моему царю отмщение Шаулу и потомству его.

(9) И отвечал Давид Рэхаву и Баане, брату его, сыновьям Риммона Беэротянина, и сказал им: как жив Господь, который избавил душу мою от всякой беды, (10) Что (если) известившего меня, сказавшего: "Вот, умер Шаул" и считавшего себя благовестником, я схватил и убил его в Циклаге, вместо того чтобы наградить его, (11) То тем паче теперь, когда люди-злодеи убили человека невинного в доме его на его постели, неужели не взыщу я с вас за кровь его и не истреблю вас с земли? (12) И приказал Давид отрокам, и те убили их, и отсекли им руки и ноги, и повесили над прудом в Хэвроне. А голову Ишбошэта взяли и погребли в гробнице Авнэра, в Хэвроне.

Пересказ

Два командира Ишбошета решили выслужиться перед Давидом, и сочли, что ему понравится, если они убьют Ишбошета. Они убили своего царя и его голову принесли Давиду. Давид, не желая, чтобы его имя хоть как-то было связано с убийством последнего царя северных колен, приказал казнить убийц.

Наверное, во всей этой истории следует обратить внимание на то, что убийцы последнего царя из дома Шауля были из колена Бинъямина. То есть родное колено Шауля отказалось от этого рода в пользу Давида.

Не менее важно обратить внимание на стих 4, "вклинившийся" в рассказ о смерти Ишбошета. Его появление здесь (сам рассказ о дальнейшей судьбе Мефибошета, сына Йонатана, содержится в главе 7), по всей видимости, призвано показать, что у дома Шауля не осталось достойных наследников. Сам Шауль и его три его сына погибли в битве с филистимлянами. Ишбошет погиб в результате заговора собственного колена – вероятно, что упоминание в стихе 3, что жители Беерота, родины убийц, причисленные к колену Бинъямина, убежали в Гиттим, намекает, что командиры, совершившие преступление, совершили его не по собственной инициативе, а с благословения других членов колена Биньмина. Оставшийся же от рода Шауля сын Йонатана был непригоден к власти. Все же надо помнить, что в то время царь – это в большой степени военачальник, а потому неспособный к военному делу человек царский пост занимать не мог.

Также следует обратить внимание на то, что Давид не одобряет убийства царя, как не одобрил убийства Шауля, совершенного в куда более облегчающих обстоятельствах. Давид делает все, чтобы никто не посмел обвинить его в гибели предыдущего царского рода - с одной стороны, а с другой стороны -всячески подчеркивается легитимность наследования им престола: он получил царские регалии Шауля. Он отомстил убийце Шауля. Он муж дочери Шауля. Он похоронил и оплакал дядю Шауля. Он отмстил убийцам наследника Шауля. То есть именно он всегда и всюду делал то, что должен делать наследник престола. Но вся эта политическая подоплека не должна закрывать иное обстоятельство: Давид, не как царь, а как личность, поступил бы во всех этих эпизодах, по всей видимости, так же. Вспомним, что он не убил Шауля, когда у него была такая возможность. В этом смысле Давид достаточно гармоничная личность, и естественные для него поступки ведут только к укреплению его власти.

5. Давид принимает власть над всеми коленами Израиля

5

(1) И пришли все колена Исраэлевы к Давиду в Хэврон, и сказали так: вот, мы – кость твоя и плоть твоя. (2) Даже вчера и третьего дня, когда был еще Шаул царем над нами, ты был предводителем Исраэля... И сказал Господь тебе: "Ты будешь пасти народ Мой, Исраэль, и ты будешь главою Исраэля". (3) И пришли все старейшины Исраэля к царю в Хэврон, и заключил союз с ними царь Давид в Хэвроне пред Господом; и помазали Давида на царство над Исраэлем. (4) Тридцать лет было Давиду, когда стал он царем; сорок лет он царствовал. (5) В Хэвроне был он царем над Йеудою семь лет и шесть месяцев, и в Йерушалаиме был он царем над всем Исраэлем и Йеудою тридцать три года.

....

[здесь пропущен рассказ о завоевании Иерусалима (ст. 6-9), которым мы приведем позже]

...

(10) А Давид все больше и больше возвеличивался, и Господь, Бог Цеваот, был с ним. (11) И прислал Хирам, царь Цорский, послов к Давиду и кедровые деревья, и мастеров по дереву, и мастеров по камню для стен; и построили они Давиду дом. (12) И понял Давид, что Господь утвердил его царем над Исраэлем и что Он возвысил царство его ради народа Своего, Исраэля.

Пересказ

Все колена Израиля признали Давида своим царем, и он перенес столицу в Иерусалим и заключил союз с Цором, царь которого помог Давиду построить в Иерусалиме дворец.  Давид благополучно правил Израилем сорок лет.

6. Завоевание Иерусалима

(6) И пошел царь и люди его на Йерушалаим против Йевусеев, жителей той страны; но они сказали Давиду так: ты не войдешь сюда, пока не уберешь слепых и хромых, – то есть: не войдет Давид сюда. (7) Но взял Давид крепость Цийон: это – город Давида. (8) И сказал Давид в тот день: всякий, кто побьет Йевусеев и доберется до трубопровода и до хромых и слепых, ненавистных душе Давида... Оттого и говорят: слепой и хромой не войдут в дом. (9) И поселился Давид в этой крепости, и назвал ее городом Давида; и обстроил (ее) Давид кругом, от Милло и внутрь (города).

Пересказ

Давид захватил Иерусалим, дотоле принадлежащий народу йевусеев.

Отрывок от второй половины стиха 6 до конца первой половины стиха 8 -напрочь непонятен. Приведем отрывок из того, что по этому поводу написано в книге "Иерусалим в веках" издания Открытого Университета:

1.3.1  Завоевание Иерусалима царем Давидом

Первым шагом Давида как царя "всего Израиля и Иудеи" было завоевание Иерусалима у иевусеев и превращение его в новую столицу государства. Это событие стало одним из важнейших в истории Израиля и Иудеи.

Описание захвата города дошло до нас в двух различных версиях: во Второй книге Шмуэля и в Первой книге Хроник (Паралипоменон). Текст обеих версий содержит ряд туманных и трудных для понимания предложений.

В Синодальном русском переводе (Шмуэль II, 5: 4-10).

  4. Тридцать лет было Давиду, когда он воцарился; царствовал сорок лет.

5. В Хевроне царствовал над Иудою семь лет и шесть меся-цев, и в Иерусалиме царствовал тридцать три года над всем Израилем и Иудою.

6. И пошел царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: «ты не вой-дешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые», - это значило: ”не войдет сюда Давид”.

7. Но Давид взял крепость Сион: это - город Давидов.

8 .И сказал Давид в тот день: всякий, убивая Иевусеев, пусть поражает копьем и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида. Посему и говорится: слепой и  хромой не войдет в дом Господень.

9. И поселился Давид в крепости, и назвал ее городом Дави-довым, и обстроил кругом от Милло и внутри.

10. И преуспевал Давид, и возвышался, и Господь Бог Саваоф[10] был с ним.  

В более точном переводе Библии, изданном в Израиле под редакцией Давида Йосифона, восьмая строчка звучит так:

  8. И сказал Давид в тот день: всякий, кто побьет Иевусеев и доберется до трубопровода, и до хромых и слепых, ненавистных душе Давида ... Оттого и говорят: слепой и хромой не войдут в дом. 

[Второе описание захвата Иерусалима можно найти в книге Хроник]:

  4. И пошел Давид и весь Израиль к Иерусалиму, то есть к Иевусу. А там были Иевусеи, жители той земли.

5. И сказали жители Иевуса Давиду: не войдешь сюда. Но Давид взял крепость Сион; это город Давидов.

6. И сказал Давид: кто прежде всех поразит Иевусеев, тот будет главою и военачальником. И взошел прежде всех Иоав, сын Саруи, и сделался главою.

7. Давид жил в той крепости, потому и называли ее городом Давидовым.

8. И он обстроил город кругом, начиная от Милло, всю окружность, а Иоав возобновил остальные части города. 

(Паралипоменон I, 11:4-8).

(Милло - Исследователи выдвинули различные гипотезы в отношении значения этого слова. Наиболее распространена точка зрения, в соответствии с которой "милло" является насыпью, соединившей Город Давида с Храмовой Горой. ("милуй" на иврите означает "наполнение", "начинку".) Отсюда следует вывод, что уже в эпоху Давида город начал расти в северном направлении и вышел за пределы территории иевусейского Иерусалима)

Описание завоевания города во Второй книге Шмуэля наименее понятно. В особенности это относится к выражениям "слепые и хромые" и к словам: "и доберется до трубопровода" (дословно "и дотронется до трубы"). Исследователи предложили различные их объяснения. Остановимся вкратце на основных гипотезах, выдвинутых учеными по данному вопросу. Предполагается, что "трубопровод" - это так называемая "шахта Уоррена" ["Шахта Уоррена" является частью системы колодцев, проходов и шахт, которая позволяла добывать воду из источника Гихон, не выходя за пределы городской стены. Названа по имени исследователя, который в XIX веке заново открыл ее] - подземный канал, по которому воды Гихона поступали в иевусейский город. Смысл фразы, таким образом, состоит в том, что воины Давида проникли в город по "трубе". Что же касается "слепых и хромых", то, по мнению археолога и историка Игаля Ядина, речь идет о магической церемонии, с помощью которой иевусеи хотели испугать Давида и его людей. Ядин опирается здесь на схожую картину церемонии принятия присяги армией в царстве хеттов в Малой Азии. По-видимому, было принято выставлять хромых и слепых на стенах города и запугивать неприятельских солдат тем, что они тоже станут хромыми и ослепнут, если нападут на город.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Почему Авнер перешел на сторону Давида?



КВ-2. Как и почему Авнер был убит?



КВ-3. Как Давид захватил Иерусалим?



КВ-4. Почему Давид требует вернуть ему Михаль?



КВ-5. Опишите, на основании поведения Давида, его отношение к царскому роду Шауля.