МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Вторая книга Шмуэля (Самуила)"

Лекция 3. Утверждение власти Давида

1. Война с филистимлянами

2. Перенос ковчега Завета

3. Анализ первой попытки переноса Ковчега

4. Праздник, поведение царя, реакция Михаль

5. Пророчество Натана о построении Храма

6. "Покой от всех врагов..."

1. Война с филистимлянами

(Глава 5)

(17) Когда услышали Пелиштимляне, что помазали Давида на царство в Исраэле, то поднялись все Пелиштимляне искать (души) Давида. И услышал (об этом) Давид, и ушел в крепость. (18) А Пелиштимляне пришли и расположились в долине Рефаим. (19) И вопросил Давид Господа, сказав: идти ли мне против Пелиштимлян, предашь ли их в руки мои?... И сказал Господь Давиду: иди, ибо несомненно предам Я Пелиштимлян в руки твои. (20) И пошел Давид в Баал-Перацим, и поразил их там Давид, и сказал: разбил Господь врагов моих предо мною, как лавина (преграду). Потому и назвали место то Баал-Перацим. (21) А (Пелиштимляне) оставили там истуканов своих; и унес их Давид и люди его.

(22) И опять выступили Пелиштимляне, и расположились в долине Рефаим. (23) И вопросил Давид Господа, и Он сказал: не выступай (прямо), обойди их с тыла, и придешь к ним со стороны тутовых деревьев. (24) И будет, когда услышишь отзвук шагов в вершинах тутовых деревьев, тогда устремись, ибо вышел Господь тогда пред тобою, чтобы поразить стан Пелиштимский. (25) И сделал Давид, как повелел ему Господь, и поразил Пелиштимлян от Гэвы до входа в Гэззр.

Пересказ и анализ

Филистимляне, узнав, что Давид стал царем над всем Израилем, поднялись войском против него. Они расположились лагерем в долине Рефаим, недалеко от Иерусалима, где и потерпели поражение. При второй попытке послать войска против мятежного царя, филистимляне вновь потерпели поражение в долине Рефаим.

Здесь полезно отметить, что, если воцарение Давида в Хевроне над коленом Иегуды, прошло, по всей видимости, с согласия филистимлян, то распространение власти Давида на все колена Израиля прошло без их согласия. Филистимляне, совершенно не заинтересованные в усилении Израиля, предприняли военную попытку убрать Давида, но попытка оказалась безуспешной.

Существует несколько попыток реконструкции описанных здесь битв. Это интересная тема, но она требует работы на местности, или хотя бы с хорошими картами, а потому мы оставляем ее в стороне.

2. Перенос ковчега Завета

(Глава 6)

(1) И собрал снова Давид всех отборных из Исраэля, тридцать тысяч. (2) И встал Давид, и пошел со всем народом, который был с ним, из Баалэ-Йеуды, чтобы перенести оттуда ковчег Божий, который назван именем Господа Цеваота, обитающего между керувами. (3) И погрузили ковчег Божий на новую повозку, и вывезли его из дома Авинадава, что в Гиве; а Узза и Ахйо, сыновья Авинадава, вели новую повозку. (4) И понесли его из дома Авинадава, что в Гиве; (и Узза) с ковчегом Божьим, а Ахйо шел пред ковчегом. (5) А Давид и весь дом Исраэлев играли пред Господом на всяких (музыкальных инструментах) из кипарисового дерева, и на киннорах, и на арфах, и на тимпанах, систрах и кимвалах. (6) И когда дошли до Горэн Нахона, Узза протянул (руку) к ковчегу Божью и поддержал его, так как волы тряхнули его. (7) И воспылал гнев Господа на Уззу, и поразил его там Бог за его оплошность, и умер он там у ковчега Божья. (8) И опечалился Давид, что Господь побил Уззу; и называют то место доныне Пэрэц-Узза (Поражение Уззы). (9) И устрашился Давид Господа в тот день, и сказал: как прибыть ко мне ковчегу Господню? (10) И не захотел Давид перенести ковчег Господень к себе в город Давида; и повернул его к дому Овэд-Эдома, Гаттиянина. (11) И оставался ковчег Господень в доме Овэд-Эдома, Гаттиянина, три месяца; и благословил Господь Овэд-Эдома и весь дом его. (12) И сообщили царю Давиду, сказав: благословил Господь дом Овэд-Эдома и все, что у него, ради ковчега Божья; и пошел Давид, и с торжеством поднял ковчег Божий из дома Овэд-Эдома в город Давида. (13) И было, когда несшие ковчег Божий проходили шесть шагов, резал он в жертву тельца и овна. (14) И Давид плясал изо всех сил пред Господом; а опоясан был Давид льняным эфодом. (15) Так Давид и весь дом Исраэлев несли ковчег Господень с кликами и под звуки шофара. (16) И было, когда ковчег Господень входил в город Давида, Михаль, дочь Шаула, глядела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом, презрела его в сердце своем. (17) И принесли ковчег Господень, и поставили его на место его внутри шатра, который раскинул для него Давид; и вознес Давид пред Господом всесожжения и мирные жертвы. (18) А (когда) закончил Давид возносить Всесожжения и мирные жертвы, то благословил он народ именем Господа Ц-ваота. (19) И роздал он всему народу, всему множеству Йсраэльтян, как мужчинам, так и женщинам, каждому по одному хлебу и по одному куску мяса, и по одному пирогу с изюмом; и пошел весь народ по домам своим. (20) И (когда) возвратился Давид, чтобы благословить дом свой, вышла Михаль, дочь Шаула, навстречу Давиду и сказала: сколь почитаем был ныне царь Исраэлев, когда выставлял себя сегодня пред глазами рабынь рабов своих, как выставляет себя напоказ какой-нибудь пустой человек! (21) И сказал Давид Михаль: пред Господом, – который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, поставив меня вождем народа Господня, Исраэля, – буду веселиться я пред Господом. (22) И я еще больше унижу себя, и стану еще ничтожнее в глазах своих, а пред рабынями, о которых ты говорила, – пред ними я буду славен. (23) И не было детей у Михаль, дочери Шаула, до дня смерти ее.

Пересказ

Давид решил перенести Ковчег Завета в Иерусалим. Он собрал торжественную процессию, водрузил ковчег на новую телегу, и в сопровождении оркестра понес ковчег в Иерусалим. По дороге Уза, испугавшись, что ковчег свалится с телеги, попытался поддержать его, и погиб. Испугавшись, Давид оставил ковчег в доме Овед-Эдома, где он простоял три месяца, и только потом перенес ковчег в специально построенное сооружение в Иерусалиме. Когда ковчег вносили в Иерусалим жена Давида, Михаль, дочь царя Шауля увидела пляски царя перед ковчегом и упрекнула его в поведении, недостойном царя. На что Давид сказал, что он не видит ничего дурного в унижении царя перед Всевышним.

3. Анализ первой попытки переноса Ковчега.

Этот рассказ следует читать как продолжение путешествия ковчега Завета из филистимских городов в Израиль. Там описано, как филистимляне, испугавшись ковчега, поставили его на новую телегу и отправили в Израиль, где он остался в Кирьят Яарим. Там ковчег пребывал все время правления Шауля и его наследников, и только после воцарения Давида, только после захвата Иерусалима Давид решает перенести его в новую столицу, где для него строит новый Храм, пока еще в виде шатра. Появление в рассказе "новой телеги" (ст. 3), по образцу, которому следовали филистимляне, собственно, показывает, что эта история как бы продолжает ту, старую, и практически завершает ее.

Однако следует заметить, что в книге Чисел (гл. 7) протокольно описаны правила переноса ковчега. И там не упоминается телега, а говорится, что левиты должны нести его "на плечах". Для переноски ковчега, к нему были приделаны кольца, в которые вставлялись шесты, и левиты несли ковчег, не прикасаясь к самому ковчегу. Именно так следует переносить ковчег, а никак не на телеге. Иными словами, перед нами галахическая ошибка (здесь: в точности соблюдения закона, связанного с ритуалом).

В оригинале нашего отрывка есть любопытное, чисто языковое противопоставление: стих второй завершается словами "пребывающий между КеРуВами", стих третий открывается словами "и погрузили", в оригинале - "вайаРКиВу" – то есть рядом стоят два очень похожих слова, которые должны указать на некое противопоставление: Всевышний "пребывает между херувимами", а ковчег Его "погрузили".

В этом смысле принципиальное дополнение к рассказу о второй попытке перенести ковчег можно найти в книге Хроник-1 (15:12-15):

12 ...и сказал им [Давид]: вы, начальники родов левитских, освятитесь сами и братья ваши, и принесите ковчег Господа Бога Израилева на [место], [которое] я приготовил для него; 13 ибо как прежде не вы это [делали], то Господь Бог наш поразил нас за то, что мы не взыскали Его, как должно. 14 И освятились священники и левиты для того, чтобы нести ковчег Господа, Бога Израилева. 15 И понесли сыновья левитов ковчег Божий, как заповедал Моисей по слову Господа, на плечах, на шестах.

Этот дополняющий разговор в книге Хроник призван показать, что было исправлено во второй, удачной,  попытке по сравнению с первой, неудачной.

Что касается рассказа о смерти Узы, то достаточно очевидно, что Уза намеревался сделать благое дело – поддержать падающий, как ему показалось, ковчег Завета. Его смерть в связи с этим вызывает у современного человека некоторое недоумение. Поэтому стоит вспомнить смерть сыновей Аарона – Надава и Авигу, – последовавшую из-за некоторого отклонения от точного протокола Храмовой службы. Мы не случайно упоминаем именно историю о гибели детей Аарона (Левит 10) в связи с этой. Дело в том, что в книге 1-Хроник (гл. 13) гибель Узы описывается с использованием тех же оборотов, что и гибель детей Аарона. Как мы уже неоднократно замечали, повторение оборотов в рассказе Писания выстраивает мостик между двумя рассказами и как бы говорит читателю, что для понимания одного следует обратиться к другому. Вообще в талмудической литературе всячески и неоднократно подчеркивается опасность службы священников в Храме. И из многочисленных мидрашей (равно как и из самих рассказов Писания) следует, что храмовая служба в первую очередь требует точности исполнения всех законов. Причем, по Писанию, наказание за их нарушение практически автоматическое. Как бы утверждается, что близость к святости требует повышенной осторожности, и любое нарушение "техники безопасности" влечет даже не наказание, а просто гибель. В грубой аналогии – смерть человека, прикоснувшегося к оголенному кабелю - это не наказание за неосторожность, а прямое следствие неосторожности.

В этом смысле любопытно заметить описание второй попытки перенести ковчег (стих 13): "И было, когда несшие ковчег Б-жий проходили шесть шагов, резал он в жертву тельца и овна". Р. Давид Кимхи (Радак) объясняет это так: по всей видимости, Уза погиб на шестом шаге движения ковчега, а потому, когда левиты обнаружили, что прошли шесть шагов без ущерба для себя, они поставили ковчег и совершили жертвоприношение".

4. Праздник, поведение царя, реакция Михаль

На фрагменте, описывающем разговор Михаль с Давидом по поводу праздника вноса ковчега в Иерусалим, стоит остановиться подробней, хотя бы потому, что он подводит итог противостояния дома Давида и дома Шауля:

(14) И Давид плясал изо всех сил пред Господом; а опоясан был Давид льняным эфодом. (15) Так Давид и весь дом Исраэлев несли ковчег Господень с кликами и под звуки шофара. (16) И было, когда ковчег Господень входил в город Давида, Михаль, дочь Шаула, глядела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом, презрела его в сердце своем... (20) И (когда) возвратился Давид, чтобы благословить дом свой, вышла Михаль, дочь Шаула, навстречу Давиду и сказала: сколь почитаем был ныне царь Исраэлев, когда выставлял себя сегодня пред глазами рабынь рабов своих, как выставляет себя напоказ какой-нибудь пустой человек! (21) И сказал Давид Михаль: пред Господом, – который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, поставив меня вождем народа Господня, Исраэля, – буду веселиться я пред Господом. (22) И я еще больше унижу себя, и стану еще ничтожнее в глазах своих, а пред рабынями, о которых ты говорила, – пред ними я буду славен. (23) И не было детей у Михаль, дочери Шаула, до дня смерти ее.

Вообще, сцена образцовая по лаконизму, и отсюда она перекочевала в куда более многословном варианте во множество романов - в качестве сцены выяснения отношений между мужем, выбившимся из плебеев на общественные высоты, и его супруги-аристократки.

Расстановка героев в нашем рассказе уже начинается чисто геометрически: Давид отплясывает с народом на улице внизу, а его жена смотрит на мужа из окна сверху. Не случайно, всякий раз упоминая Михаль, говорится "дочь Шауля", подразумевая "царская дочь". Это, так сказать, план семейный, личный. Упрек этой царской дочки царю, достигшему из плебеев самого верха (ст. 20): "Какого уважения может достичь царь, который пляшет в толпе?!"  В этом смысле ответ Давида (ст. 21 и 22), сводится к "вот за такой снобизм род твоего отца лишился власти!" Мидраш, как это часто бывает, украшает картину снобизма Михаль, добавляя к этому диалогу такой упрек: "Пока мой род был у власти, никто из толпы ни разу не видел даже кончика нашего пальца, даже стопы". Давид на все это отвечает: "Меня поставил Господь над народом Господним", – и этим он возражает Михаль совершенно убийственным образом: Он не опускает себя до народа, а, подчеркивая "Народ Господа", как бы поднимает народ до царского уровня.

Однако во всей этой сцене, кроме противопоставления близости к народу Давида - снобизму Михаль, а вместе с ней - и всего дома Шауля (еще раз: не случайно рассказ всякий раз подчеркивает "дочь Шауля"), содержится еще одна сторона. Сам рассказ всякий раз повторяет, что Давид пляшет и веселится "перед Господом". Вот это трепетное отношение Давида к Всевышнему, как выясняется, недоступно Михаль - и косвенно здесь намекается, что - и всему дому Шауля.

И в конце рассказ подводит итог: Михаль оказалась бездетной. Дом Шауля пресекся. Не исключено, что здесь также подчеркивается невозможность соединения этих двух царских домов Израиля: дома Шауля и дома Давида. Уж слишком они разные. Дом Давида будет править в заслугу близости к народу и близости к Богу, дом Шауля потерял близость к народу (и описание правления Ишбошета подчеркивает эту потерю связи с народом), и потерял близость к Богу.

5. Пророчество Натана о построении Храма.

(Глава7)

(1) И было, когда жил царь в доме своем и Господь дал ему покой от всех окрестных врагов его, (2) Тогда сказал царь пророку Натану: смотри, я живу в доме из кедрового дерева, а ковчег Б-жий пребывает под завесами (шатра). (3) И сказал Натан царю: все, что у тебя на сердце, иди, делай, ибо Господь с тобою.

(4) И было в ту же ночь, было слово Господне к Натану такое: (5) Пойди и скажи рабу Моему Давиду: так сказал Господь: тебе ли строить Мне дом для Моего обитания? (6) Ведь не обитал Я в доме с того дня, как вывел сынов Исраэлевых из Египта, и до сего дня, а странствовал в шатре и в скинии. (7) Где ни ходил Я со всеми сынами Исраэля, сказал ли Я хоть слово кому-либо из колен Исраэлевых, кому повелел Я пасти народ Мой, Исраэль: "Почему не построили вы Мне дом из кедрового дерева?" (8) А теперь так скажи рабу Моему Давиду: так сказал Господь Цеваот: Я взял тебя с овчарни, от овец, чтобы ты был правителем народа Моего, Исраэля. (9) И был Я с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих пред лицом твоим, и сделал имя твое великим, как имя великих на земле. (10) И Я приготовлю место для народа Моего, для Исраэля, и насажу его, и будет он жить на месте своем, и не будет тревожиться больше, и не станут больше злодеи притеснять его, как прежде, (11) И (как) с того дня, когда поставил Я судей над народом Моим, Исраэлем; и дам Я тебе покой от всех врагов твоих. И возвестил уже тебе Господь, что Господь создаст тебе дом (царский). (12) Когда же исполнятся дни твои и ты почиешь с отцами твоими, то Я поставлю после тебя потомство твое, того, который произойдет из недр твоих, и упрочу царство его. (13) Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его навеки. (14) Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, то Я накажу его палкою по-человечески и наказанием людским. (15) Но милостью Моей не оставлю его, как оставил я ею Шаула, которого Я отверг пред лицом твоим. (16) И упрочится дом твой и царство твое вовеки, (как) пред лицом твоим (сей день); престол твой прочен будет вовеки. (17) Все эти слова и все это видение пересказал Натан Давиду.

Пересказ и анализ

Давид решает построить Храм Богу. Он спрашивает совета у пророка Натана и тот одобряет план. Но ночью пророку Натану было пророчество, и Бог сказал ему, что: а) Он пока никого не просил строить Ему Храм; б) Всевышний дарует победу Давиду над врагами; в) Всевышний сохранит потомство Давида на престоле; г) Храм Всевышнему построят потомки Давида. Это пророчество пророк Натан пересказал Давиду.

Выше уже упомянут дворец Давида, построенный из кедров, присланных царем Цора Хирамом. Что технически, имеется в виду под "кедровым" дворцом - сказать сложно: это может быть каменный дом с кедровыми балками, или же дом, облицованный кедром, или же дом, построенный из камня и дерева. И, наверняка, это не дом, построенный в стиле русской избы. Для Израиля естественным строительным материалом был камень. В те времена в Израиле хватало леса, а потому балки были деревянными, а не как намного позже, когда по недостатку лесов перекрытия стали делать сводчатыми, также из камня. Точно так же упомянут Храм в шатре. И опять технически трудно сказать, что именно имеется в виду: настоящий шатер, или же здание, построенное по образцу Храма в Шило, где стены были каменные, а перекрытие - из тканей и шкур, как было это устроено и в переносном Храме, Скинии. Для тех, кто невнимательно читал Пятикнижие, все же стоит напомнить, что Шатер Соборный, то есть переносной Храм, стены имел сборные, из позолоченных акациевых балок, а мягкой была только крыша.

Анализ собственно пророчества Натана.

Давид решает посоветоваться с пророком, и пророк Натан полностью соглашается с царем. Ночью пророк получает пророчество, в котором говорится, что строить Храм Давиду не надо, и пророк передает эту весть царю. Наверное, перед нами образец разницы между мнением пророка как пророка, и его собственным мнением как личности.

Как личность, пророк Натан полностью поддерживает Давида. Но как пророк, он обязан передать слово Всевышнего, и это слово полностью противоречит и тому, что хочет Давид, и тому, что утверждал только накануне пророк Натан. Мы уже сталкивались с такой ситуацией, когда пророк Шмуэль выступает против назначения царя, а потом, получив пророчество, сам помазывает царя.

Собственно, сам текст пророчества достаточно прост: не тебе строить Храм, а твоему сыну. И дальше - обещание, что потомство Давида никогда не будет отвергнуто от царства, что сам Давид будет жить долго, и так далее.

6. "Покой от всех врагов..."

В какой момент происходит этот диалог, сказать трудно. Дело в открывающей фрагмент фразе: "(1) И было, когда жил царь в доме своем и Господь дал ему покой от всех окрестных врагов его". Если счесть, что рассказ идет в хронологической последовательности, то немедленно возникает вопрос: как это - "покой от всех врагов"? Ведь в следующих трех главах идут описания серии войн Давида против врагов? Основной вариант ответа содержится в комментарии Радака: "Подразумевается, что с этой поры враги больше не нападали на Давида, а он сам ходил походами на врагов, как описано в гл. 8 относительно похода на Гат..." Второй вариант ответа выглядит так: "Давид счел, что основные войны закончились, а потому решил, что пришло время построить Храм". Второй вариант выглядит немного более предпочтительным. Дело в том, что вот эта фраза: "покой от всех врагов вокруг" является точной цитатой из книги Второзакония (12:10-11):

(10) Когда же перейдете Ярдэйн и поселитесь в земле, которою Господь, Бог ваш, наделяет вас, и дарует вам покой от всех окружающих вас врагов, и будете жить безопасно,

(11) Тогда на место, которое изберет Господь, Бог ваш, для водворения там имени Своего, туда приносите все, что я заповедую вам...

Стих 11 - здесь описание не переносного, а стационарного Храма.

Как мы видим в этом отрывке, "когда дарует вам покой от врагов вокруг вас"  - условие для построения Храма. Обратим внимание на то, что когда царь Соломон соберется приступить к построению Храма, он произнесет ту же самую фразу (1-Царств, 5:18\\ в синодальном издании 3-Царств 5:4): "...ныне же Господь Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника и нет более препон;  и вот, я намерен построить дом во имя Господа Бога моего".

В этом смысле очень полезно посмотреть аналогичное использование того же самого оборота "покой от врагов вокруг" в другом контексте.

В книге Второзакония (25:19) приводится заповедь уничтожить Амалека: "И вот, когда дарует тебе Господь, Бог твой, покой от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел для владения ею, сотри память об Амалэйке из поднебесной; не забудь". Теперь обратимся к предисловию к исполнению этого повеления, описанному в книге 1-Шмуэль (14:47): "И утвердил Саул свое царствование над Израилем, и воевал со всеми окрестными врагами своими, с Моавом и с Аммонитянами, и с Едомом и с царями Совы и с Филистимлянами, и везде, против кого ни обращался, имел успех".

Если подвести итог нашему разбору вступительного стиха, то Давид полагает, что пришло время отстроить Храм в соответствии с предписанием Торы. Насколько Давид был прав в своей оценке, сказать трудно, но царь Соломон, когда обращается к царю Хираму за помощью в построении Храма, пишет:

(17) ты знаешь, что Давид, отец мой, не мог построить дом имени Господа Бога своего по причине войн с окрестными народами, доколе Господь не покорил их под стопы ног его; (18) ныне же Господь Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника и нет более препон;

То есть именно войны с окрестными народами помешали Давиду построить Храм. Получается, что царь Соломон считает оценку Давида на данный момент времени слишком оптимистической. Наверное, теперь мы легко понимаем, почему в дублирующем рассказе этого эпизода в 1-Хроник (гл. 17) стих об упокоении от всех врагов вокруг - опущен.

Наверное, мы бы не выполнили наш долг, если бы не обратили внимание еще на одну деталь, связанную с тем, что Давид не построил Храм. В 1-Хроник (22:7-8) Давид обращается к сыну своему Соломону со следующими словами:

(7)Сын мой! у меня было на сердце построить дом во имя Господа, Бога моего, (8) но было ко мне слово Господне, и сказано: "ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим...".

Это дополнение Давида интересно в аспекте моральной причины, почему он не смог построить Храм. Здесь не идет речь об осуждении Давида за кровь, "пролитую перед лицем Моим". Война  есть война, на ней льется кровь. Но все же кровь оказывается преградой между построением Храма и Давидом. Обычно комментаторы приводят аналогию к строительству жертвенника,  относительно камней которого существует заповедь, запрещающая их обработку металлом: "Металл, существующий для убийства, не должен подниматься на жертвенник". Это красивый комментарий, смысл которого сводится к тому, что Храм и убийство – вещи несовместимые. По этому поводу, наверное, полезно добавить следующее: согласно основной линии Торы, не существует обрядов, очищающих от преступления. Можно очиститься от нарушения закона по неведению, можно очиститься от ряда проступков против святости, но преступление ритуалом не очищается. Для очищения от преступлений существует совсем иной инструмент. Мы из мировой истории отлично знаем примеры, когда самые жестокие цари-убийцы строили величественные Храмы во искупления греха. Эта мысль Торой отвергается, и в случае с Давидом мы видим, что даже кровь, пролитая на войне, оказывается преградой для построения Храма.

Впрочем, существует иной комментарий к этому высказыванию Давида. Он сводится к следующему: «Ты, Давид, вел большие войны. В результате, в стране осталось много вдов и сирот, и лучше, если деньги будут потрачены на них, чем на строительство Храма. В порядке утешения ты можешь построить себе модель Храма». Модель - в самом прямом смысле слова (1-Хроник 28:11):

И отдал Давид Соломону, сыну своему, модель притвора и пристроек его, и кладовых его, и горниц его, и внутренних покоев его, и дома для ковчега, и модель всего, что было у него на душе...


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Почему Давид поставил ковчег на новую телегу?



КВ-2. В чем настоящая причина гнева Михаль на Давида по поводу его плясок перед кочегом?



КВ-3. Опишите разницу в характерах царского дома Шауля и дома Давида. В чем она проявлялась?



КВ-4. Почему погиб Уза?



КВ-5. По каким причинам Давид не смог построить Храм?



КВ-6. Имеет ли пророчество Натана значение сегодня (подсказка: Машиах бен-Давид).