МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Вторая книга Шмуэля (Самуила)"

Лекция 10. Бунт Шева бен-Бихри

1. Возвращение на престол

2. Мобилизация (ст. 4-7)

3. Убийство Амасы. Йоав

4. Осада Авел-Бейт-Моаха

Контрольные вопросы

1. Возвращение на престол

19.(41) И отправился царь в Гилгал, и Кимам отправился с ним; и весь народ Иудейский и половина народа, Израильского провожали царя при переправе. (42) И вот пришли все Израильтяне к царю и сказали они царю: почему похитили тебя братья наши, люди Йеудины, и переправили через Иордан царя и дом его и всех людей Давида с ним? (43) И отвечали все мужи Иеhудины Израильтянам: потому что царь сродни нам. И почему это так рассердило вас? Разве мы что-нибудь съели у царя или унесли с собой в подарок? (44) И отвечал Израиль мужам Иеhудиным, и сказал: десять частей (колен) моих у царя, и у Давида больше моих, чем твоих. Так зачем же унизил ты меня? Разве слово наше о возвращении царя нашего не было первым? Но жестче было слово мужей Иеhудиных, чем слово Израильтян.

Наверное, этот рассказ о споре, кто первым признал Давида царем после бунта Авшалома, - десять колен Израиля или колено Иеhуды, следовало бы читать с легкой улыбкой, если бы не следующая глава. Если прочесть следующую главу, то ничего смешного в этой сцене нет. Получится так: после победы над Авшаломом и подавлением бунта в родном колене, северные колена, очевидно, стремятся к тому, чтобы власть была переведена к ним, чтобы Давид раздал серию серьезных должностей именно представителям северных колен. С другой стороны, Иеhудеи считают, что царь все же им сродни, а потому справедливо будет, если он будет править, опираясь на колено Иеhуды. Возникает впечатление, что Давиду не удалось удержать ситуацию, и события покатились с новой силой, вылившись в бунт Шева бен-Бихри.

20. (1) И оказался там негодяй по имени Шева, сын Бихри, Биньяминянин; и затрубил он в шофар, и сказал: нет нам доли у Давида и нет удела нам у сына Ишая! (2) Все по шатрам своим, Израильтяне! И отошли все Израильтяне от Давида, (последовав) за Шевою, сыном Бихри; Иеhудеи же следовали за царем своим от Иордана до Иерусалима. (3) И пришел Давид в дом свой в Иерусалиме, и взял царь десять женщин наложниц, которых он оставил стеречь дом, и поместил их в охранный дом, и содержал их, но к ним не входил. И были они в заключении до дня смерти своей, вдовами пожизненно. (4) И сказал царь Амасе: созови мне Иеhудеев в три дня, а сам возвращайся сюда. (5) И пошел Амаса созывать Иеhудеев, и промедлил дольше того срока, который тот назначил ему. (6) И сказал Давид Авишаю: теперь Шева, сын Бихри, наделает нам зла больше, чем Авшалом; возьми ты рабов господина своего и преследуй его, а то найдет он себе города укрепленные и спасется от нас. (7) И вышли за ним люди Йоава, и Керетияне, и Пелетияне, и все храбрецы: и вышли они из Иерусалима, чтобы преследовать Шеву, сына Бихри. (8) Когда они были возле большого камня, что в Гивоне, Амаса появился пред ними. А Йоав был одет в свое воинское одеяние, на котором пояс с мечом, прикрепленным к бедру его, в ножнах; и когда он (Йоав) вышел, то (ножны) упали. (9) И сказал Йоав Амасе: здоров ли ты, брат мой? И взял Йоав Амасу правою рукою за бороду, чтобы поцеловать, его. (10) И Амаса не остерегся меча, бывшего в руке у Йоава, а тот поразил его им в пятое ребро, и выпали внутренности его на землю, и тот не повторил ему (удара); и умер он (Амаса). А Йоав и Авишай, брат его, погнались за Шевою, сыном Бихри.  (11) А один из отроков Йоава стоял при нем (Амасе) и говорил: кто предан Йоаву и кто за Давида, (да последует) за Йоавом! (12) А Амаса валялся в крови среди дороги; и (когда) увидел человек тот, что весь народ останавливается, убрал он Амасу с дороги в поле и набросил на него одежду, так как он видел, что все проходившие мимо него останавливаются. (13) Когда же он был унесен с дороги, все устремились за Йоавом, чтобы преследовать Шеву, сына Бихри. (14) А тот прошел через все колена Израилевы до Авел-Бет-Маахи и (через) всех Беритов; и собрались они, и тоже пошли за ним. (15) И пришли они, и осадили его в Авел-Бет-Маахе; и насыпали пред городом вал, что дошел до (верха) стены, и весь народ, бывший с Йоавом, стал разрушать стену, чтобы она обрушилась. (16) И закричала одна умная женщина из города: послушайте, послушайте, прошу, скажите Йоаву: подойди сюда, чтоб мне поговорить с тобою; (17) И подошел он к ней, и сказала женщина: ты ли Йоав? И сказал он: я. И сказала она ему: выслушай слова рабы твоей. И сказал он: я слушаю. (18) И она сказала так: следовало бы прежде поговорить, спросить Авелитов, и тогда бы решили (дело). (19) Я из мирных и верных людей в Израиле; а ты хочешь разрушить один из материнских городов в Израиле; зачем губить тебе удел Господень? (20) И отвечал Йоав, и сказал: не бывать у меня тому, не бывать, чтоб я уничтожил или разрушил, (21) Это не так; но человек с гор Эфраимовых по имени Шева, сын Бихри, восстал против царя Давида; выдайте его одного, и я отойду от города. И сказала женщина Йоаву: вот, голова его брошена (будет) тебе со стены. (22) И пришла женщина ко всему народу со своею разумною речью; и отсекли голову Шеве, сыну Бихри, и бросили Йоаву. И затрубил тот в шофар, и разошлись все от города к шатрам своим, а Йоав возвратился в Иерусалим к царю.

(23) И Йоав (был поставлен) над всем войском Израильским, а Беная, сын Йеояды, над Керетиянами и над Пелетиянами, (24) Адорам же – над сбором податей, а Йошафат, сын Ахилуда, – летописцем, (25) Шева – писцом, а Цадок и Эвиатар – священниками. (26) А также Ира Яиритянин был первым при Давиде.

Пересказ

После восстания Шевы бен-Бихри Давид вызвал к себе Амасу и велел ему в три дня собрать войско Иудеев. Амаса опоздал с приходом, и Давид начал опасаться его предательства. На подавление восстания он послал Авишая. Тот быстро собрал гвардию Давида и отправился в погоню за Шевой. По дороге он встретил Амасу и убил его, и призвал людей, собранных Амасой присоединиться к его войску. Войско сыновей Цруи догнало Шеву, который остановился в городе Авел. Там они осадили город и стали делать насыпь, чтобы взять его. Но одна из жительниц города спросила, не хочет ли Йоав разрушить город? Йоав ответил - нет, ему нужен только Шева бен-Бихри. Женщина собрала городское собрание, и на нем было решено, что лучше выдать Шеву бен-Бихри, чем весь город будет страдать. Шеву убили, его голову выкинули через крепостную стену в доказательство, что причины осады больше нет, и войско сыновей Цруи сняло осаду.

2. Мобилизация (ст. 4-7)

Опять речь идет о политике. Итак, если мы правильно читаем конец гл. 19 о споре колен Иеhуды с северными коленами, то есть там спор идет о возможности переноса царской власти с юга на север, то завершение этой сцены: «Но жестче было слово мужей Йеудиных, чем слово Израильтян» - означает, что переноса власти не произошло. Если так, то понятны причины бунта Шева бен-Бихри – недовольство части колена Бинъямина вылилось в бунт. В этой ситуации Давиду следует в срочном порядке бунт подавить, пока он не перекинулся на остальные северные колена. Для понимания угрозы, наверное, полезно вспомнить слова, произнесенные Шими бен-Гера, когда он пришел во главе тысячи человек из Бинъямина к Давиду (19:18-21): "пришел я первым из всего дома Йосефа". Напомним, что "дом Йосефа" – это в указанный период колена, происходящие от Рахель, то есть от Йосефа и Биньямина. Это на самом деле три колена: Эфраим, Менаше и Бинъямин. Эти колена географически живут рядом друг с другом (за исключением половины колена Менаше, проживающего в Заиордании, и по политическим и географическим причинам оно ближе к заиорданским коленам – Гад, Реувен). Три этих колена -Бинъямин, Эфраим и Менаше, - собственно, и образуют основу Северного объединения колен. Отсюда понятно, что бунт в колене Биньямина, начавшийся сразу после восстановления порядка в Иудее, представляет собой серьезнейшую опасность не столько размерами на данный момент, сколько возможным распространением на все остальные колена.

Решение этой проблемы вполне естественное: немедленно собрать ополчение колена Иеhуды и бросить его на подавление бунта. Назначение полководца также естественно: Амаса - тот самый человек, который возглавил войска бунтовщиков при кратковременном правлении Авшалома. Так как дело требует скорости, то Давид дает Амасе три дня на мобилизацию, а после этого приказывает бросить собранное войско на север против бунтовщиков.

Амасе задание выполнить не удается. Причины тому могли быть самыми разными. Исследователи выдвигают различные предположения, например, что в колене Иеhуда царили разброд и шатание после подавления бунта Авшалома. Часть колена, поддержавшая бунт, не стремилась в войско Давида. Выдвигается также предположение, что Амасе не хватило опыта справиться со штабной работой по подготовке такой армии и переброске ее на север. Последнее понятно любому, кто интересовался военной историей, а для остальных в порядке упражнения предлагается на бумаге спланировать передвижение, скажем, тысячи солдат, на двести километров. Следует принять во внимание, амуницию, прокорм, возможности передвижения, качество дорог и т.д. и т.п.

Но все же полезно обратить внимание на встречу гвардейских войск Давида, брошенных на подавление бунта, с войсками Амасы возле Гивона, то есть к северу от Иерусалима (ст. 7-9). Получается такая картина. По истечении отведенного срока, Давид не получает доклада о выдвижении войск, и посылает на подавление бунта свою гвардию под руководством Авишая и Йоава. Те выходят во главе уже отмобилизованных войск (гвардия!), и по дороге встречают войска Амасы. Получается, что Амаса все же опоздал ненамного. Тем не менее, Йоав убивает Амасу, по всей видимости, считая его просто ненадежным, и решая этим убийством политические проблемы своего господина. Собственно, это убийство решает политическую проблему единоначалия в армии. Далее братья Цруи призывает войска, собранные Амасой присоединиться к ним.

3. Убийство Амасы. Йоав

Сцена (ст. 12-13), труп Амасы на пути войска - характерный для Танаха стиль передачи одной деталью полной картины:

(11) А один из отроков Йоава стоял при нем (Амасе) и говорил: кто предан Йоаву и кто за Давида, (да последует) за Йоавом! (12) А Амаса валялся в крови среди дороги; и (когда) увидел человек тот, что весь народ останавливается, убрал он Амасу с дороги в поле и набросил на него одежду, так как он видел, что все проходившие мимо него останавливаются. (13) Когда же он был унесен с дороги, все устремились за Йоавом, чтобы преследовать Шеву, сына Бихри.

Полная картина: два военных отряда, посланных одним царем, но под руководством разных генералов, встречаются на полпути к цели выдвижения войск. По причинам не военного порядка, а скорее политическим, генерала одного из отрядов убивают. Приведенные им войска под лозунгом "кто предан оставшемуся в живых генералу и царю" присоединяют к частям генерала-убийцы. Труп убитого оставляют прямо на дороге и идут дальше. Только заметив, что проходящие войска образуют пробку на дороге, разглядывая труп своего генерала, труп оттаскивают с дороги и прикрывают каким-то тряпьем, чтобы не мешать движению войск. Такое равнодушие: убили – ну, убили. Вперед, работать надо, приказ царя выполнять!

Следует также вспомнить, что Йоав незадолго до этого убил Авшалома, несмотря на прямой приказ Давида этого не делать. Теперь он убивает своего двоюродного брата. Оба описания убийства выглядят отвратительно. Авшалома Йоав убивает, когда все вокруг говорят, что и за тысячу шекелей (больше 10 кг серебра) этого не сделают, впрочем, сам Йоав оценивает это убийство в куда меньшую, на зато реальную цену - 10 шекелей. Он убивает беспомощного племянника Авшалома. На этот раз он раскрывает объятия навстречу "брату": "Здоров ли ты, брат мой?" (обратите внимание на употребление слова "брат" по отношению к двоюродному брату, сравнимое с употреблением Авраамом слова "брат" по отношению к племяннику). И, обнимая, вонзает под ребра меч. Аналогично стоит вспомнить, как Йоав, мирно обнимая Авнера бен-Нера, убивает его (2:27). И опять Йоав делает это сразу же после того, как Давид заключает с Авнером соглашение о передаче власти.

Из трех перечисленных сцен может возникнуть впечатление, что Йоав - грубый тупой солдафон, отличающийся редкостной жестокостью. Но если собрать сцены, где он говорит, то выясняется, что Йоав умеет очень точно выражать свою мысль. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть его доклад о гибели Урии Хетийца. Его речь, составленную для мудрой женщины из Текоа, призванную вернуть Авшалома во дворец (14:15-23), когда он заботился о возвращении престолонаследника во дворец. Его обращение к Давиду во время траура по Авшалому (19:6-8)..

Вообще образ Йоава, получаемый из всех отрывков, где о нем рассказывается, оказывается довольно простым: жесткая прагматичность, железная логика, и быстрые действия, вытекающие из рассуждений. В любом, даже личном поступке Йоава, всегда принимаются во внимание государственные интересы так, как их понимает Йоав. Даже убийство Авнера (3:21) – в то время явно несвоевременное, и вроде бы продиктованное личными мотивами (месть за гибель брата), имеет  политическую подоплеку: сильный Авнер просто опасен для династии Давида. Точно так же: Давид, несомненно, помиловал бы Авшалома, а для государства, по вполне обоснованному мнению Йоава, живой Авшалом вреден. А потому Йоав убивает Авшалома. Амаса – сторонник Авшалома, его генерал. Живой Амаса – опасен, а потому Йоав убивает Амасу.

С другой стороны, Йоаву сильно не хватает политической тонкости. Даже если принять политическую необходимость убийства Авнера и Амасы  – оба этих поступка были совершены очень не вовремя. Просто потому, что они последовали сразу за заключением крайне важных союзов. Авнер принес договор о передачи северных колен под власть Давида, и его убийство сразу после этого могло нанести огромный вред. Назначение Амасы на пост командира было подтверждено клятвой Давида, и политически было необходимо для примирения с собственным коленом – Иеhудой. Полезно припомнить, как Йоав мечтал убить также Шими бен-Гера за то, что тот проклинал Давида, когда тот бежал от Авшалома. А ведь эта мысль посетила генерала, когда Шими пришел мириться с Давидом - "первым из дома Йосефа". Тогда Давид успел остановить Йоава. Если добавить еще один существенный эпизод из жизни Йоава (он описан в первой книге Царств), когда Йоав поддерживает претензии следующего по порядку старшинства сына Давида, Адонии, на власть, не спросив воли Давида, то получается, что Йоаву как политику крайне не хватает чувства времени. Его поступки несвоевременны. Отсутствие чувства времени - характерная черта Йоава.

Есть, как сказано в гл. 3 Экклезиаста,

Время рождаться и время умирать,
Время сажать и время выкорчевывать посаженное.
Время убивать и время лечить,
Время сносить и время строить.
Время плакать и время смеяться,
Время оплакивать и время веселиться.
Время разбрасывать камни и время собирать камни,
Время обнимать и время уклоняться от объятий.
Время искать и время терять,
Время хранить и время выбрасывать.
Время рвать и время сшивать,
Время молчать и время говорить.
Время любить и время ненавидеть,
Время войны и время мира.

Йоав путает времена, и, наверное, главное его преступление, о котором потом, перед смертью скажет Давид, это непонимание, когда "время войны, а когда время миру".

Давид до конца своей жизни не решается принять шагов против Йоава. Он упоминает его в завещании своему сыну Шломо, где, среди прочего, про Йоава говорится: "И ты помнишь, что мне сделал Йоав бен-Цруя, то, что он сделал двум генералам армейским Израиля – Авнеру бен-Нер и Амасе бен-Йетер, он убил их, обагрив мирное время кровью войны... пусть не спустится в могилу с миром" (1-Царств 2:5). Далее рассказывается, как по приказу Шломо, казнили Йоава. Можно, конечно, говорить о политике: сильный Йоав опасен при молодом царе, можно припомнить, что он поддержал старшего брата Шломо против него, а потому можно счесть, что Йоав представляет собой опасность для молодого царя. И все же образ Йоава получается достаточно четким. Кажется, он полагает, что помазанник Давид – размазня и слишком многих прощает. Править следует жестче. А потому всякий раз, когда ему представляется такая возможность, Йоав "поправляет" царя, так и не понимая, что эта мягкость, вполне естественная для Давида, одновременно является оружием его как политика.

Строго говоря, рассуждения на эту тему можно продолжать до бесконечности. Потому что здесь мы вступаем в область раздачи характеристик героям Танаха. Если напомнить, что сам Танах оценок поступкам героев не ставит, оставляя это читателю, а оценка одних и тех же поступков сильно зависит от того, кто оценивает, то любой человек может придти к иным выводам, чем мы. (Напомним известное высказывание Талмуда: "Всякий, кто указывает на недостатки другого, указывает на собственные недостатки"). Можно обратить внимание на моральную сторону поведения, можно обратить внимание на политическую сторону поступков. Если поднять древнюю как мир тему «мораль и политика, и их противоречие друг другу», то запутаться можно очень сильно.

Талмуд считает Йоава величайшим полководцем Израиля (что правда, достаточно составить список побед израильских войск под его командованием). Недостатки и предосудительные действия Йоава – книга Шмуэля не скрывает, равно как и их мощное противоречие к образу мыслей Давида. Что тут можно сказать? Танах – не эпос, в котором любое убийство считается героическим поступком и не требует ни морального оправдания, ни даже мотива. Танах – не прославляющая хроника, всячески превозносящая героев, и замалчивающая их неблаговидные поступки. В этом сложность Танаха. Мы готовы повториться: Танах по своей форме и содержанию – не написан для воспитания подрастающего поколения на примерах поступков героев прошлого. Это книга для взрослых, которые уже вышли из возраста, когда мир видится в черно-белом варианте. Герои Танаха совершают то, что совершают, в условиях, в которых находятся.

4. Осада Авел-Бейт-Моаха

Рассказ об осаде города, где укрылся Шева бен-Бихри, если свести его к двум фразам, достаточно прост. Войска Йоава начали осаду, насыпали вал, поднимающийся к вершине крепостной стены. "Мудрая женщина" упрекнула Йоава в том, что он пытается разрушить израильский же город, на что Йоав сказал, что он удовлетворится головой Шевы бен-Бихри. Жители города приняли решение выдать голову Шевы бен-Бихри, и тем спастись от разрушения города.

На что следует обратить внимание?  На то, что решение о спасении города происходит после речи "мудрой женщины", которая обращается к Йоаву с речью, составленной по всем правилам поэтического канона. Ее речь перекликается с речью мудрой женщины из Текоа (гл. 14), составленной самим Йоавом, и призванной вернуть Авшалома назад во дворец Давиду. В речи женщины из Текоа она, среди прочего просила "не уничтожать род". Здесь женщина из Авель-Бейт-Моаха просит не уничтожать город. Круг замыкается. Речь мудрой женщины из Текоа возвращает Авшалома, и в результате ведет к бунту. Речь мудрой женщины из Авель-Бейт-Моаха, на этот раз, зеркально обращена к Йоаву, и собственно она кладет конец бунту. Не исключено, что здесь имеется некое композиционное противопоставление: в конце рассказа голова одного человека спасает один из городов "удела Господнего". Вспомним начало истории бунта: мудрая женщина, с подачи Йоава, просит за своего якобы сына, который убил своего брата, и просит спасти ее "удел" от уничтожения. В результате - Авшалом возвращается во дворец. Далее сам же Йоав способствует примирению Давида с сыном, что кончается войной, то есть Йоав, пусть невольно, способствовал "погублению удела Господня".

Наверное, все это достойный материал для обдумывания взаимоотношений, цены и последствий милосердия, нарушения закона из милосердия и т.п. Вообще главы 13-20 книги целиком посвящены трагедии дома Давида, и естественным образом обсуждают темы морали, политики, милосердия и жестокости, и это может стать отличным материалом и поводом для размышлений о столь сложных предметах. Здесь возникает множество вопросов, и они не имеют однозначных ответов. Наверное, именно поэтому сложно сделать прямолинейные выводы из изложенного в разобранных нами главах книги Шмуэля.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. К какому колену принадлежал Шева бен-Зихри? Как закончился его бунт?



КВ-2. Какие колена включает «Дом Йосефа»? Где располагаются земли этих колен?



КВ-3. Почему Амаса не выполнил приказ Давида?



КВ-4. Считаете ли вы Йоава патологически жестоким человеком? Почему? Какой его главный недостаток?



КВ-5. Проведите параллели между рассказом о взятии Авел-Бейт-Моаха и «рассказом женщины из Текоа».