МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa "Вторая книга Шмуэля (Самуила)"

Лекция 11. Гивон

1. Текст главы 21-1:14

2. Когда произошли описанные события?

3. Убийство гивонцев

4. Требование гивонцев

5. Рицпа бат-Айя

6. Клятвы

7. Герои Давида

Контрольные вопросы

1. Текст главы 21-1:14

(1) И был во дни Давида голод три года, год за годом. И вопросил Давид Господа... И сказал Господь: за Шаула это и за этот кровожадный дом, за то, что он умертвил Гивонитян. (2) И призвал царь Гивонитян, и говорил с ними. Гивонитяне же (были) не из сынов Израилевых, а из остатка Эморийцев, и сыны Израилевы поклялись им; но Шаул хотел перебить их в ревности своей за сынов Израилевых и Йеудиных. (3) И сказал Давид Гивонитянам: что мне сделать для вас и чем искупить (грех), чтобы вы благословили наследие Господне? (4) И сказали ему Гивонитяне: не (ищем) мы ни серебра, ни золота от Шаула, ни от дома его, ни человека, чтоб умертвить его, в Израиле. И сказал он: что вы скажете, то я и сделаю для вас. (5) И сказали они царю: от того человека, который губил нас и замышлял уничтожить нас, чтобы не стало нас нигде в пределах Израилевых, (6) Пусть выданы будут нам семь человек из потомков его, и мы повесим их пред Господом в Гиве Шаула, избранника Гесподня. И сказал, царь: я выдам. (7) Но пощадил царь Мефибошета, сына Йонатана, сына Шаула, ради клятвы пред Господом, которая была между ними, – между Давидом и Йонатаном, сыном Шаула. (8) И взял царь двух сыновей Рицпы, дочери Айи, которых она родила Шаулу, – Армения и Мефибошета и пятерых сыновей Михали, дочери Шаула, которых она родила Адриэлу, сыну Барзилая из Мехолы. (9) И выдал он их в руки Гивонитян, и они повесили их на горе пред Господом. И пали они, семеро вместе; а были они умерщвлены в первые дни жатвы, в начале жатвы ячменя. (10) И взяла Рицпа, дочь Айи, дерюгу, и растянула ее себе у той скалы, (и была там) от начала жатвы до того, как полились на них воды с неба, и не допускала до них птиц небесных днем и зверей полевых ночью. (11) И рассказано было Давиду о том, что сделала Рицпа, дочь Айи, наложница Шаула. (12) И пошел Давид, и взял кости Шаула и кости Йонатана, сына его, у жителей Явеш-Гилада, которые тайно взяли их с площади в Бейт-Шане, где повесили их Филистимляне в тот день, когда убили Филистимляне Шаула на Гилбоа. (13) И перенес он оттуда кости Шаула и кости Йонатана, сына его; и собрали кости повешенных. (14) И погребли кости Шаула и Йонатана, сына его, в земле Биньяминовой, в Цела, в гробнице Киша, отца его. И сделали все, что повелел царь; и смилостивился после этого Бог над страною.

Пересказ

Три года подряд в стране был голод, и Давид спросил Всевышнего (по всей видимости, через Урим и Тумим), в чем причина. Последовал ответ: причина в том, что Шауль нарушил клятву сынов Израиля, данную во времена Иеhошуа, о пощаде Гивона. Жители Гивона согласились простить нарушение клятвы, только если им дозволят казнить семь потомков Шауля. Давид согласился, но отказался выдать внука Шауля и сына Йонатана Мефибошета. Он выдал двух сыновей наложницы Шауля и пятерых сыновей Мерав, дочери Шауля. И гивонитяне их казнили, и не стали хоронить, а тела оставили вывешенными на крепостной стене. Сестра казненных (детей наложницы) долго охраняла тела от осквернения, и в конце концов, Давид забрал их тела, а также прах Йонатана и Шауля, до тех пор пребывавшие в Явеш-Гиладе, и похоронил их всех в родовой гробнице дома Шауля.

2. Когда произошли описанные события?

По мнению всех комментаторов, четыре последние главы книги Шмуэля представляют собой дополнение к книге и нечто вроде эпилога. Разумеется, первый вопрос по поводу описанных в этом отрывке событий - когда они произошли? И самые простые соображения говорят в пользу того, что хронологический порядок здесь нарушен. Трудно поверить, что выдача на казнь детей Шауля произошла после бунта Авшалома. После бунта Авшалома, как мы видели, политика Давида была прямо обратной: он милует всех подряд: Шими бен-Гера, Амасу, Мефибошета и т.д. То есть общее направление политики в этот период – примирение. Выдача детей Шауля на казнь в этой ситуации политически непонятна, ведь дети Шауля не представляют непосредственной опасности,  наоборот – не следует лишний раз злить их сторонников. Понятно, что все эти соображения не являются стопроцентным доказательством, и, например, в мидраше Седер Олам приводится мнение, что все это произошло после бунта Авшалома. Все же косвенным аргументом в пользу мнения мидраша Пиркей де-рабби Элиэзер, где говорится, что эти события относятся к началу правления Давида, являются обвинения Шими бен-Гера (16:7-8):

(7) И так говорил Шими, злословя: убирайся, убирайся вон, человек кровавый и мерзавец! (8) Обратил Господь против тебя всю кровь дома Шаула, вместо которого ты стал царем, и передал Господь царство в руки Авшалома, сына твоего; и вот, ты – в беде, ибо ты убийца.

А теперь сравните с началом нашей главы (21:1) "И сказал Господь: за Шаула это и за этот кровожадный дом". Оборот "кровожадный дом" в оригинале "дом крови", тогда как Давид в проклятия Шими назван буквально "человек крови". Эта перекличка слов косвенно увязывает обвинения Шими с историей гибели детей Шауля, а ведь эти обвинения хронологически предшествуют восстанию Авшалома. Да и само обвинение в стихе 16:8 – "кровь Шауля", на первый взгляд, свидетельствует о том, что эти события предшествуют восстанию Авшалома.

В этом случае нам следует задаться следующим вопросом: почему этот рассказ находится здесь, а не там, где должен находиться по хронологии? Разумеется, первый возможный ответ выглядит так. Рассказ о правлении Давида композиционно выстроен в следующей последовательности: Давид восходит на престол Иудеи, потом на престол объединенного царства, потом ведет успешные войны. Потом он вершит "справедливость и суд", в том числе, по отношению к Мефибошету, сыну Шауля, потом начинается рассказ о том, как попытка оказать "милость" привела к войне за Раббу Аммонову. Здесь начинается рассказ о Бат-Шеве и последующем  наказании: история об Амноне и Тамар, историю об убийстве Амнона, история о бунте Авшалома, и, сразу за этим - о бунте Шева бен-Бихри. В такой последовательности рассказ о выдаче детей Шауля может поместиться только перед рассказом о милости, оказанной сыну Йонатана. Если эти события произошли после оказания "милости" Мефибошету, то рассказ об этом  туда поместиться не может. Потому что получится, что милость эта была помилованием в истории с Гивоном. Но из сравнения этого отрывка с отрывком о приближении Мефибошета получается, что история с выдачей потомков Шауля произошла после того, как Мефибошет стал "есть за царским столом". В результате - этот рассказ можно начать только после того, как основная композиция книги завершена.

Второй вариант объяснения места отрывка состоит в некой ассоциативной связи с выдачей жителями Авель-Бейт-Моаха Шими бен-Бихри для спасения города. Здесь снова идет речь о выдаче, правда, уже не для спасения города от людей, а для спасения страны от гнева Всевышнего.

3. Убийство гивонцев

Начало истории с жителями Гивона подробно описана в книге Иеhошуа (гл. 9. Цитируется с некоторыми необозначенными в тексте сокращениями и упрощениями стиля):

9(1) Когда все цари услышали (о падении Айя и Бей-Эля)... (2) то собрались они вместе, чтобы сразиться с Йеhошуа и Израилем... (3) А жители Гивона слышали, что Йеhошуа сделал с Йерихоном и Айем, (4) И поступили они хитро: пошли, прикинулись посланцами, и положили ветхие мешки на ослов, взяли ветхие мехи вина, лопнувшие и перевязанные, (5) надели обувь ветхую с заплатами и ветхую одежду. Вся еда на дорогу у них была сухой, заплесневелой. (6) И пошли они к Йеhошуа в стан, в Гилгал, и сказали ему: мы пришли из страны дальней; заключите с нами союз. (7) И сказали им израильтяне: может быть, вы живете здесь поблизости, как же заключим мы с вами союз? (8) И ответили они Йеhошуа: мы рабы твои. (9) И спросил их Йеhошуа: кто вы и откуда пришли? И сказали они ему: из весьма дальней страны пришли мы ... и когда мы услышали все чудеса, которые Бог сделал вам, то... (11) сказали нам старейшины и все жители нашей земли: возьмите пищу на дорогу, и пойдите к ним, и скажите: "Мы рабы ваши; и заключите теперь с нами союз''. (12) Этот хлеб наш, теплым взяли мы его в запас из домов наших в тот день, когда мы вышли, чтобы пойти к вам; а теперь вот он – засох и стал заплесневелым. (13) И эти мехи с вином, которые мы наполняли новыми, лопнули они; и эта одежда наша и обувь наша обветшали от весьма дальней дороги. (14) И проверили их запасы, а Господа не вопросили (по Урим и Тумим). (15) И сделал Йеhошуа с ними мир, и заключил с ними союз, чтобы остались они жить; и поклялись им начальники общины.

(16) Спустя три дня после заключения союза услышали, что они из близкой местности. (17) И отправились сыны Израиля, и вошли в их города на третий день; а города их: Гивон, и Кефира, и Бейрот, и Кирьят Йеарим. (18) Не перебили их сыны Израиля, так как клялись им главы общины Богом Израиля. И возроптала вся община на глав общины. (19) Но они сказали всем: мы клялись им Господом, Богом Израиля, теперь мы не можем коснуться их. (20) Вот что сделаем с ними: нужно оставить их в живых, чтобы не постиг нас гнев за (нарушение) клятвы, которою мы клялись им. (21) Пусть они живут! И стали они дровосеками и водочерпальщиками для всей общины. (22) И призвал их Йеhошуа, и говорил им, сказав: для чего обманули вы нас, сказав: "Мы весьма далеко от вас", тогда как среди нас вы живете? (23) А теперь прокляты вы! И да не переведутся среди вас рабы, и дровосеки, и водочерпальщики для дома Бога моего. (27) И назначил их Йеhошуа в тот день дровосеками и водочерпальщиками для общины и для жертвенника Господня до сего дня, на месте, которое Он изберет.

Итак в этом вопросе ситуация ясная: есть древняя клятва: израильтяне не убивают гивонитян. Гивон территориально расположен недалеко от Иерусалима, по нынешней дороге на Тель-Авив.

Рассказ об уничтожении гивонитян приводятся  в стихах 2 и 5:

(2)...Шаул хотел перебить их (гивонцев) в ревности своей за сынов Израилевых и Иеhудиных.

(5) И сказали они царю: от того человека, который губил нас и замышлял уничтожить нас, чтобы не стало нас нигде в пределах Израилевых,

Что касается стиха 5, то его переводчик следует комментарию Раши. Все же нам кажется, что при переводе лучше следовать комментариям де-Трани и Каспи. В этом случае в конце стиха говорится: "и не стало нас в пределах Израиля". Здесь есть некая грамматическая проблема, слишком техническая, чтобы ее решать в таком комментарии. Речь, по всей видимости, идет о следующем: Гивон и его города представляли собой анклав внутри Израиля, между Иудеей и наделом колена Бинъямина. Шауль мог решить, что этот анклав представляет собой помеху, и попытаться уничтожить его независимость. Косвенно об этом свидетельствует множество событий, которые в книге Шмуэля происходят в Гивоне, в том числе, и наличие там большого жертвенника. Жалобу представителей Гивона Шаулю: "нас не стало в пределах Израиля",  де-Трани понимает, как "мы сбежали в другие страны". Такая реконструкция выглядит вполне правдоподобно.

Одно из наиболее понятных объяснений состоит в следующем. Гивонцы в дни Йеhошуа жили в городе Гивон недалеко от Йерусалима. Йеhошуа в наказание за обман поставил их на работы по обслуживанию - дровосеками и водоносами для нужд населения Израиля, а также и для обслуживания Храма в том месте, где он будет находиться (Иеhошуа 9:27 – будут работать при Храме). До того, что Храм будет построен в Йерусалиме, и гивонцы в своей основной массе находятся вокруг того места, где находится Храм. После того, как Шауль истребил коhенов города Нов, большой жертвенник - Бама, был построен в городе Гивоне, и поэтому после этой истории гивонцы оказываются в основном в Гивоне. Но до этого они жили вокруг города Нов, так как их бизнес был связан с этим городом.

С другой стороны, весь договор, и все обещания и клятва, которую дали руководители Израиля этим гивонцам, были основаны (как потом выяснилось) на обмане. Поэтому возникла такая ситуация, что, с одной сторны, дана клятва, а с другой стороны, клятва дана с неверным предположением и, строго говоря, юридически она не должна никого обязывать, но Йеhошуа и руководители народа решили, что нарушение клятвы все равно будет некоторой профанацией образа народа: мол, религиозные всегда говорят, но не исполняют. Поэтому было решено, что, хотя и нет строгой обязанности соблюдать эту клятву, но лучше ее соблюсти, и когда на гивонцев напали остальные канаанские народы, и гивонцы призвали Йеhошуа на помощь, Йеhошуа бросился на их защиту.

Одно из естественных объяснений того, почему Шауль убивал гивонцев, состоит в том, что когда он истреблял коhенов города Нов, он убивал и гивонцев в том числе. Мы ничего об этом не знаем. Можно было бы подумать, что им досталось "под горячую руку", но есть и вариант, что он их преследовал за то, что они не открыли царю Шаулю местонахождение Давида, что считалось государственной изменой. Таким образом, версия состоит в том, что Шауль убивал гивонцев за ту же нелояльность, в которой он подозревал коhенов.

В тексте сказано, что Шауль делал это, ревнуя за Израиль и Йеhуду. Поэтому, возможно, что он решил, наконец, разделаться с этими странными гражданами, которые примкнули к нам, но не являются стопроцентной частью народа Израиля. При этом он мог считать, что данная гивонцам клятва не должна обязывать, поскольку она была дана на ложных основаниях. Есть еще предположение, что может быть, Шауль убивал гивонцев (какую-то их часть) во время кампании, когда он истреблял всех колдунов в стране. Он очень ревностно относился к тому, чтобы искоренить всякое идолопоклонство, колдунов и пр. В последний день своей жизни он с трудом нашел колдунью - вызывательницу духов. Подводя итоги, приходится признать, что у нас нет никаких фактов, прямо подтверждающих, что Шауль действительно убивал гивонцев.

4. Требование гивонцев

И сказали ему гивонцы: "Нет у нас серебра и золота с Шаулем и его домом". То есть, они хотят сказать, что у них нет никаких материальных претензий. В отличие от распространенного среди многих древних (а затем и средневековых) народов обычая, когда вместо кровной мести примирялись на почве откупа, гивонцы не были готовы к такому примирению. Они не хотят получать никакое серебро и золото от Шауля и его дома. Впрочем, запрет примирения с убийцей через виру, то есть выкуп, прямо прописан в Торе. С другой стороны, Давид готов был таким образом откупиться от иноплеменников, какими и являлись гивонцы.

Почему гивонцы требуют именно семь потомков Шауля - не совсем ясно. Можно придумать множество объяснений, самое красивое из которых, разумеется, связано с тем, что на иврите слово "клятва" происходит от того же корня, что и числительное "семь".

Стих 8 представляет собой существенную проблему: "И взял ... пятерых сыновей Михали, дочери Шаула, которых она родила Адриэлу, сыну Барзилая из Мехолы". Речь может идти только о сыновьях Мерав, ибо она жена Адриэля (1-Шмуэль 18:19). К тому же, про Михаль однозначно говорится, что у нее не было детей "до дня смерти". Мидраш, решая эту проблему, что говорит, что это были дети Мерав, а вырастила их Михаль, потому они называются ее детьми. (По образцу книги Рут (4:17), где говорится, что ребенка Рут называли сыном Наоми, потому что она его вырастила). Вообще это не исключительный случай в Танахе, когда ребенок называется по имени воспитателя, а не родителя.

В стихе 9 "Повесили на горе перед Господом" – подразумевается перед жертвенником в Гивоне (он напротив Гивы Шаулевой). Что же касается самой казни, то речь не идет о распятии, и не о повешении, а, скорее всего, о сбрасывании казненного со скалы. Впрочем, есть и другие комментарии, но этот хорошо согласуется с дальнейшим текстом.

5. Рицпа бат-Айя

Это и есть образец Танахической драмы:

(8) И взял царь двух сыновей Рицпы, дочери Айи, которых она родила Шаулу, – Армения и Мефибошета... (9) И выдал он их в руки Гивонитян, и они казнили их на горе пред Господом; а были они умерщвлены в первые дни жатвы, в начале жатвы ячменя. (10) И взяла Рицпа, дочь Айи, дерюгу, и растянула ее себе у той скалы, (и была там) от начала жатвы до того, как полились на них воды с неба, и не допускала до них птиц небесных днем и зверей полевых ночью.

Строго говоря, драма Рицпы бат-Айя укладывается в один стих – ст. 10. По сравнению со сходной по сюжету драмой Софокла «Антигона», где героиня непрерывно произносит речи, здесь все выражено в одной фразе.

Давид не предпринимает никаких шагов, чтобы предать тела земле. Тогда мать казненных приходит к месту казни и охраняет тела от "птиц небесных и зверей полевых" и днем и ночью. Она находится там от "начал жатвы ячменя" – середина Нисана, то есть начало весны, и до "пока не полилась вода с неба" – то есть до середины Хешвана, середины осени. Еще одна деталь: "пока не полилась вода с неба" – это конец засухи. Ведь рассказ начинается с того, что три года был голод. А в Стране Израиля "голод"  практически всегда связан с засухой. Получается, что действия Рицпы и оказываются основной причиной конца голода.

Только после того, как Давиду становится известным поступок Рицпы, он принимает решение похоронить казненных, и одновременно перенести прах Шауля и Йоханана из временной гробницы в Явеш-Гиладе в родовую гробницу. И "после этого Всевышний помиловал страну".

6. Клятвы

И опять следует отметить, что рассказ выстроен без особых эмоциональных оценок героям. Он рассказан в стиле: "было вот так", а что автор об этом думает - несущественно. И все же, о чем этот рассказ? Ответ очевиден: о клятвах и об их исполнении. Он начинается с краткого изложения обстоятельств дела: сыны Израиля за лет 400 до этих событий поклялись гивонцам, что не тронут их. Шауль нарушил клятву "в ревности за сынов Израиля..." – этот оборот в Танахе всегда несет положительную нагрузку. То есть эмоциональный Шауль думал, что поступает правильно, но он нарушил клятву. Так как клятва была не личной, а национальной, то ответственность за ее исполнение несет глава страны и весь народ в целом. Тем самым, вина Шауля огромна, а наказание ложится на всю страну (голод в стране три года). С другой стороны, Давид верен своей клятве, данной Йонатану: никакие требования не могут заставить его выдать сына Мефибошета. Во искупление нарушенной клятвы Давид не может поступиться личной клятвой, ответственность за исполнение которой ложится  на его род. Жестокость гивонцев и, по всей видимости, равнодушие Давида к телам казненных (по "всей видимости" здесь подразумевает, что кажется, таково намерение автора – передать равнодушие Давида к телам казненных) наталкиваются на верность погибшим детям со стороны матери, что, в конце концов, заставляет Давида оказать последнюю милость Шаулю, Йонатану и семерым казненным – предать их земле.

7. Герои Давида

Отрывок 21:15-22 посвящен подвигам "рабов Давида". Начинается список подвигов с указания момента, когда Давид потерял силу и перестал выходить на войну впереди войска:

(15) И была еще война у Филистимлян с Израилем. И выступил Давид и рабы его с ним, и сражались с Филистимлянами; и утомился Давид. (16) А в Нове Йишби, который из потомков Рафы (исполина), у которого копье весом в триста (шекелей) медных, опоясан был новым (мечом) и думал поразить Давида. (17) Но Авишай, сын Церуи, помог ему (Давиду) и поразил Филистимлянина, и умертвил его. Тогда люди Давида поклялись ему, сказав: не выйдешь ты больше с нами на войну, чтоб не погасил ты светильник Израиля.

В связи с тем, что Йишби, который едва не убил Давида, был из потомков Рафы (не ясно кто это Рафа, неясно даже, мужчина это или женщина), рассказывается об остальных детях Рафы, которых убили герои Давида.

(18) И было позже еще сражение с Филистимлянами в Гове; тогда Сиббхай Хушатянин поразил Сафа, который был из потомков Рафы. (19) И еще было сражение с Филистимлянами в Гове; и поразил Эльханан, сын Яре-Оргима Бетлехемского, Гольята Гатиянина, у которого древко копья (было), как ткацкий навой. (20) Было еще сражение в Гате; и был (там) человек рослый, у которого на руках и на ногах было по шесть пальцев, – всего двадцать четыре; и он также был родом от Рафы; (21) И он поносил Израиля; и поразил его Йонатан, сын Шимы, брата Давида. (22) Эти четверо родились у Рафы в Гате и низложены были рукою Давида и рукою рабов его.

Собственно, ничего особо интересного, кроме самих событий, здесь нет, если бы не стих 19, в котором упоминается, что Эльханан поразил Гильята Гаттянина. Так как имя его совпадает с Гильятом Филистимлянином (Плишти), а последнего убил Давид в начале своей карьеры при дворе Шауля, то здесь начинается невообразимый набор современных комментариев. Смысл их сводится к следующему: кто же убил Гильята (Голиафа), Эльханан или Давид? Хотя, в общем-то, достаточно прозрачно, что речь идет о совсем другой битве, совсем в другой период времени. Бой Давида с Гильятом приключился в Эмек а-Эла, когда Давид был еще юношей, в период правления Шауля. Здесь же сражение происходит в Гове, когда Давид уже стар и не выходит на войну.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Какие мнения существуют относительно датировки выдачи детей Шауля гивонитянам?



КВ-2. Где находился Гивон? К какому обману прибегли его жители?



КВ-3. За что Шауль предположительно убивал гивонцев? Есть ли у нас основания считать, что он их действительно убивал?



КВ-4. Когда и при каких обстоятельствах заканчиваются голод и засуха?



КВ-5. Где и кем был убит второй Голиаф?