МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр Учебные курсы по иудаике

К оглавлению курсa «Истории Торы от книги Исход до Второзакония»

Лекция 6.  Исход и рассечение моря

1. Текст Торы о Пасхальной ночи

2. Почему именно смерть первенцев?

3. Кровь на косяках и притолоке (изложение построено на комментарии Н. Лейбович)

4. Песах и маца

5. Исход

Список контрольных вопросов

1. Текст Торы о Пасхальной ночи

(1) И сказал Господь Моше и Аарону в земле Египетской, говоря: (2) Месяц сей для вас начало месяцев; первый он у вас из месяцев года. (3) Скажите всей общине Израильской так: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый по агнцу на семейство, по агнцу на дом. (4) А если дом слишком малочислен для употребления агнца, то пусть возьмет он и сосед его, ближайший к дому его, по числу душ; по мере еды каждого расчислитесь на агнца. (5) Агнец без порока, самец однолетний должен быть у вас; из овец или из коз возьмите его. (6) И да будет он у вас в хранении до четырнадцатого дня сего месяца, тогда пусть зарежет его все собрание общины Израильской в вечерние сумерки. (7) И пусть возьмут крови (его) и наведут на оба косяка и на притолоку в домах, в которых будут есть его. (8) И пусть съедят мясо в ту же самую ночь, жаренным на огне; с опресноками и с горькими зельями будут есть его. (9) Не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, а жаренного на огне, с головой его и с ногами, и с внутренностями его. (10) И не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне. (11) И так ешьте его: чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посох ваш в руке вашей, и ешьте его с поспешностью; это пэсах Господень. (12) А Я пройду в эту же ночь по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми Богами Египетскими совершу расправу. Я Господь. (13) И будет та кровь для вас знаком на домах, где вы находитесь, и увижу кровь, и пройду мимо вас, и не будет среди вас язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. /…/

(29) И было, в полночь Господь поразил всякого первенца в земле Египетской, от первенца Фараон, который сидеть должен на престоле его, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. (30) И встал Фараон ночью, сам и все рабы его, и все Египтяне, и был великий вопль в Египте, ибо не было дома, где не было бы мертвеца. (31) И призвал он Моше и Аарона ночью, и сказал: встаньте, выйдите из среды народа моего, и вы, и сыны Исраэйлевы, и пойдите, служите Господу, как говорили вы; (32) И мелкий и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили, и пойдите; и благословите также меня. (33) И напирали Египтяне на народ, чтобы скорее выслать их из земли; ибо, сказали они, мы все умираем. (34) И понес народ тесто свое прежде, нежели оно вскисло; квашни свои, увязанные в одеждах своих, на плечах своих.

2. Почему именнo смерть первенцев?

Последняя казнь египетская – казнь первенцев - впервые упоминается в момент, когда Моше отправляется в Египет:

4:22 И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль [есть] сын Мой, первенец Мой;

4:23 Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего.

Возникает, наверное, самый естественный вопрос: почему именно смерть первенцев? Точнее, почему именно смерть сыновей венчает десять египетских казней?

Самый простой ответ, лежащий непосредственно в тексте, - это проводимая через весь рассказ о пребывании сынов Израиля в Египет нить, подчеркивающая,что фараон считал, что бороться следует с детьми. Ведь главная цель фараона: "Как бы не размножились". А поэтому он вначале пытается уговорить повитух, чтобы те умерщвляли детей сразу после рождения. Потом он отдает повеление о том, чтобы всех мальчиков топили в Ниле. Потом, когда фараон уже готов сдаться, после седьмой казни, он говорит (Исх.10:8-11):

8 ...и [фараон] сказал им: пойдите, совершите служение Господу, Богу вашему; кто же и кто пойдет?

9 И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Господу.

10 [Фараон] сказал им: пусть будет так, Господь с вами! я готов отпустить вас: но зачем с детьми? видите, у вас худое намерение!

11 нет: пойдите [одни] мужчины и совершите служение Господу, так как вы сего просили. И выгнали их от фараона...

Иными словами, тема семьи и детей,т.е.следующего поколения – это одна из центральных тем рассказа о казнях Египетских. Именно дети, следующее поколение, являются предметом торга между Моше и фараоном. И опять мы видим, как в Торе проявляется некий вселенский закон этики: "мера за меру" – "как ты злоумышлял поступить с другим, так и с тобой поступят". Если фараон делал все, чтобы уничтожить израильских детей, чтобы не допустить их выхода из Египта, то в конце он теряет собственных детей.

С другой стороны, стоит обратить пристальное внимание на то, что вся заповедь проведения Песах связана с семьей и детьми. Четырежды в Торе упоминается заповедь "рассказать сыну своему" об Исходе. То есть именно дети являются главными за пасхальным столом, именно для них проводится пасхальная ночь во всех поколениях. Сама сущность праздника Песах состоит в том, что Песах - праздник внутрисемейный, и существует даже особая заповедь, которая (во время Храма) запрещает переходить от одного пасхального стола к другому. Весь праздник должен проходить в кругу семьи, потому что именно передача памяти следующему поколению составляет главную суть праздника Песах.

Контрольный вопрос

КВ-1. Что вы знаете о том, как по еврейскому закону среди детей выделяет именно первенец? Как вы считаете, почему среди детей египетских наказаны именно первенцы?

3. Кровь на косяках и притолоке (изложение построено на комментарии Н. Лейбович)

«И наши мудрецы учли (в Мехильте), что человек может впасть в ошибку из-за непонимания этого стиха, и подчеркнули (как приведено у Раши): "Это для вас знак, а не для других знак."

То же самое подчеркнул р. Ицхак Арама, автор книги "Акедат Ицхак":

"Остерегайся подумать, что этот знак был предназначен для Всевышнего, подобно красной нити на окне у Рахав (Йеhошуа 2:18), но понимать следует так, как в Мехильте: "для вас знак, а не для других".

А из тех высказываний, которые посвящены,собственно,самой этой заповеди, приведем два.

Рамбам, Морэ невухим, 3, 46:

"...Поскольку египтяне поклонялись созвездию Овна, и поэтому запрещали резать овец и коз и гнушались пастухами стад, то сказано (8:22): "Вот, принесем мы в жертву мерзость египетскую, и не побьют нас камнями?" Именно по этой причине заповедал ему зарезать ягненка в Песах и обрызгать в Египте его кровью ворота снаружи, чтобы очистить себя от этих представлений и провозгласить нечто противоположное. И прийти к убеждению, что действие, которое считалось губительным, спасает от смерти. И перескочил Господь через входы, и не дал губителю войти в дома, чтобы разить, благодаря этому публичному служению, состоящему в совершении того, чего избегают служители идолов."

Р. Яаков Цви из Макленбурга, "hа-ктав ве-hа-кабала":

"...Правду сказать, делали евреи такие дела, которые задерживали избавление. По словам учителей наших, поклонялись они в Египте идолам. И хотел Всевышний очистить их, и заповедал им принести пасхальную жертву, которая явится свидетельством того, что свернули они с дурных путей, умерщвляя то самое божество, которому поклонялись. Знак совершенной любви – когда любящий, выполняя волю любимого, не ведает беспокойства и страха, и, скрепя сердце, подвергает себя опасности, но не отступает от слов любимого. Поэтому велел Господь сделать три вещи, принося в жертву египетское божество на глазах у всех, и не опасаясь того, что разгорится гнев египтян, и нападут египтяне на них, желая убить, как говорил об этом Моше (8:22). Но это не должно было удержать их от выполнения заповеди открыто, на улицах и площадях, и следовало им вести овец в свои дома с шумом и восклицаниями, не страшась гнева египтян. Более того – зарезать песах, собравшись открыто семьями, не скрывая приготовлений, и не бояться своих врагов. Кроме этого, собираясь вкусить от песаха, следовало объявить об этом, и, к большому огорчению египтян, брызгая кровью животного на притолоки и косяки домов на глазах у всех. И египтяне, узнав, что собираются вкушать предмет их поклонения, разве не захотят набросится на них с мечами и копьями и отомстить сынам Израиля! Тем не менее, надо было выполнить волю их Владыки, не проявляя малодушия и страха. Это и был великий знак полноценной любви к Всевышнему и приверженности Ему, и отвергли они идолослужение. И об этом сказано: "И будет эта кровь для вас знаком", – для вас, потому что намерения ваши искренни, а сердца чисты перед Богом вашим".

Итак,согласно Рамбаму, этобыло  воспитательное средство, помогающее преодолеть внутреннюю зависимость от чуждого верования, от заблуждений Египта. Согласно комментарию "hа-ктав ве-hа-кабала", это воспитательное средство, помогающее обрести внешнюю свободу от страха перед египетскими хозяевами. Согласно Рамбаму, эта заповедь дана для того, чтобы очиститься от ложных представлений и внедрить в свое сердце и сердца окружающих веру в истинного Бога. Согласно автору книги "hа-ктав ве-hа-кабала", заповедь была дана для того, чтобы проявить твердость духа в противостоянии египетским хозяевам и готовность отдать жизнь за заповедь Божью. Таким образом,теперь нам станут более понятны слова р. Ишмаэля в Мехильте, которые могли бы показаться странными и туманными (стих 12, 13 на слове "и узрю я эту кровь"):

"Р. Ишмаэль говаривал: - А ведь Ему все известно, как сказано (Даниэль 2:22): "Он знает то, что во тьме, и свет с Ним пребывает". И говорит (Теhилим 139:12): "Даже тьма не скроет от Тебя". Что же сообщает Писание, когда оно говорит: "И узрю я эту кровь"? Вот что: в заслугу той заповеди, которую вы исполните, Я откроюсь и помилую вас. "И узрю эту кровь" – увижу кровь жертвоприношения Ицхака, как сказано (Брейшит 22:14): "И назвал Авраhам это место – Господь узрит".

Рассмотрим разницу между етими двумя мидрашaми. Ведь согласно первому, кровь на косяках дверей нужна для израильтян. Согласно второму – это напоминание Всевышнему о "жертвоприношении Ицхака". Pазбор сходной пары мидрашей, мы можем найти также, например, у проф. Йоны  Френкеля:

"И увижу кровь" (Исх. 12:13)... Р. Йишмаэль говорил: "Ведь перед Ним все открыто, как сказано: "Он знает, что во мраке, и свет обитает с Ним" (Дан. 2:22) И сказано: "Но и тьма не скроет от Тебя" (Пс. 139:12) Как же следует учить "И я увижу кровь"? –В награду за заповедь, которую вы выполняете, Я откроюсь и помилую вас, как сказано: "Я пройду мимо вас".... 

Другой вариант понимания  "Увижу я кровь" – Вижу Я кровь жертвоприношения Ицхака, как сказано: "И нарек Авраам имя месту тому: Господь усмотрит. Посему [и] ныне говорится: на горе Господь покажется" (Быт. 22:14), а ниже говорится: "…И когда он начал истреблять, увидел Господь и пожалел, и сказал АнгелуЖистребителю: довольно! теперь опусти руку твою" (1ЖХрон. 21:15). Что увидел? –Увидел кровь жертвоприношения Ицхака, как сказано: "Бог усмотрит себе агнца" (Быт. 22:8).

При простом понимании стихов Писания, кровь на косяках дома необходима Богу, чтобы узнать, живут ли в доме израильтяне или египтяне. Такое понимание противоречит мировоззрению р. Йишмаэля, согласно которому "Ведь перед Ним все – в том числе,сведения о том,кто живет в доме, – открыто", и "Он знает, что во мраке…" и "…тьма не скрывает от Него", а потому Он не нуждается в крови на домах в качестве знака.

По этой причине дается ответ, сформулированный в самом общем виде, по всей видимости, для того, чтобы дать общее правило толкования "смысла заповедей":

В награду за заповедь, которую вы выполняете, Я – Всевышний – откроюсь и помилую вас.

При таком варианте совершенно не существенно, какое практическое действие требует Бог от человека. В той же мере, заповедь могла касаться совсем другого действия, главное – это то, что Бог заповедует, а человек исполняет заповедь. Бог смотрит не на кровь, которую евреи "…помажут на обоих косяках и на притолоке дверей в домах" (стих 7) в качестве признака, кто живет в доме, а на точное исполнение заповеди. Раши в комментарии к Торе (к Исход 12:13) формулирует это так:

И увижу кровь – все открыто перед Ним,

но, говорит Святой, Благословен Он: "Я смотрю на то, что вы исполняете заповеди Мои, и пропускаю [ваши дома].

Второе толкование дает заповеди символическое значение: кровь – символ жертвоприношения Ицхака. Согласно ему, израильтяне из Египта были выведены в заслугу жертвоприношения Ицхака. Здесь объяснение заповеди имеет совсем иной характер, согласно которому невозможно заменить кровь на косяках и притолоке каким-нибудь другим заповедным действием, ибо только кровь напоминает о важном событии в прошлом – жертвоприношении Ицхака. Заповедь также приобретает значение исторической памяти, подобно заповедям мацы (опресноков в Песах), праздничного шалаша, сукки в праздник Суккот и т.п. Здесь важно подчеркнуть, что, согласно второму толкованию, сама кровь на косяках и притолоке не имеет собственной святости или силы повлиять на Всевышнего, – это только символ идеи, что Всевышний спасает Израиль в заслугу жертвоприношения Ицхака.

Контрольный вопрос

КВ-2. Перечислите все приведенные в главе объяснения того, почему следовало помазать притолоку и косяки дверей кровью пасхальной жертвы. Какова разница между этими обьяснениями?

4. Песах и маца

В первую очередь подчеркнем, что слово "Песах" означает в Торе не праздник, а "псахальную жертву".

Внимательное чтение Торы, обнаруживает, что в Торе Песах упомянут несколько раз, но всякий раз в несколько различной вариации. В первую очередь, в нашем отрывке речь идет о так называемом "Песах Мицраим", то есть о жертвоприношении, совершенном в самом Египте. Это событие собственно центральный момент Исхода – в то время, как израильтяне ели это жертвоприношение в своих домах, в семьях египтян гибли первенцы. Кровь пасхального жертвоприношения, помазанная на "дверную раму" как бы спасала сынов Израиля от крови гибели, посланной в Египет; Бог "пропускал" - "пасах" - их дома. В этом смысле слово "пропускать" и дает название жертвоприношению: "Пасах – пропустил". Понятно, что во время пасхальной службы в дальнейшем этот смысл - "защита израильских домов от пагубы" - неактуален, а потому пасхальная жертва в дальнейшем становится жертвой "памяти" о том, как Всевышний пропустил дома Израильтян во время десятой казни. И понятно, что больше никогда косяки и притолоки дверей не кропятся кровью псахального жертвоприношения.

Маца, то есть хлеб, приготовленный из незаквашенного теста, при внимательном разборе текста оказывается простым элементом любого жертвоприношения – по закону Торы,  любое жертвоприношение (за двумя исключениями) может сопровождаться хлебным даром  только из незаквашенного теста. Иными словами, и здесь следует быть точным – во время псхального ужина маца может быть символом только того, что неквасной хлеб символизирует при жертвоприношении всегда. Например, р. Шимшо Рафаэль Гирш говорит так:

«Маца символизирует состояние зажатости, несамостоятельности, политической зависимости, ситуацию, в которой мы потеряли возможность свободно распоряжаться своим временем, что равносильно потере власти над собственной физической силой. Это – признак рабства. Напротив, закваска и хамец символизируют независимость и возможность быть себе хозяевами.

Первоначальным хлебом Израиля была маца (и это знак рабства египетского). Если бы Израиль был предоставлен самому себе, “хлеб рабства” сделался бы его вечным уделом. (Но вследствие Исхода маца стала знаком свободы).

Каждый год, когда мы отмечаем праздник, посвященный нашему освобождению из Египта, маца заменяет закваску и хамец в наших домах, вновь и вновь напоминая нам, что мы обрели свободу и независимость не самостоятельно, но можем обладать ими лишь как вечным даром Божественного благоволения. Поэтому напоминающие об этом символы неизменно присутствуют в Его Святилище напротив жертвенника Его Закона. Хлеб, который мы возлагаем на жертвенник Бога, как символ нашей преданности, всегда должен быть пресным. Мы получили хлеб свободы из Его рук лишь на условии оставления фараоновой службы, чтобы навеки сделаться слугами Бога. Маца в наших руках символизирует основание, на котором покоится наша связь с Богом и Его Законом. Истинно - что свобода от всякого другого рабства, полноценная политически независимая жизнь среди народов – это награда, обещенная нам за служение Богу, за наше полное подчинение воле Единого Бога. В Шавуот праздник дарования Закона, который является также днем Первых плодов, когда мы начинаем располагать перед Богом наши первые плоды, признавая, что “я вошел в Землю, о которой Бог поклялся нашим отцам дать нам” (Дварим 26:3), и что Бог сдержал Свое слово относительно Обетованной Земли, – Израиль предстает перед Богом с двумя квасными хлебами. Это – хлеба свободы и независимости, символически утверждающие, что Израиль пользуется свободой и независимостью лишь в ответ на подчинение Закону Бога.

Однако это происходит лишь раз в году. Лишь в день, который посвящен дарованию Закона, Израиль должен, как следствие того, что он соблюдает Закон, принести Богу хлеб своей политической независимости; так сказать, плод, созревший на дереве Закона. Но эти хлеба не должны возлагаться на жертвенник в качестве символа желания угодить Ему. Их нельзя возложить на жертвенник как огненную жертву, питающую Божественный огонь, выражая символически наше желание угодить Богу. Мы должны возложить на жертвенник в качестве огненной жертвы, как выражение нашего желания угодить Богу, лишь то, что уже принадлежало нам прежде, то, что мы не получали взамен, отказываясь от чего бы то ни было; имущество, которое мы отделяем лишь сейчас, чтобы посвятить его Богу для установления Его воли на земле.

ХАМЕЦ, ЗАКВАСКА. Политическая независимость, напротив, это тот дар, о котором мы всегда должны помнить, что даже крохи его мы не получили благодаря собстенной силе. Он наш лишь до тех пор, пока мы полностью подчиняемся Божественному Закону. Это дар, который мы можем получить лишь, когда ведем себя так, как это символизирует огненная жертва, выражающая наше желание быть угодными Богу. Однако сам этот дар не может быть предложен Богу в качестве “огненной жертвы – выражения угождения Богу”, т.к. он не может быть нашим без (уже достигнутой) близости Бога.

Контрольный вопрос

КВ-3. В предыдущих лекциях мы уже показали один из основных методов комментария р. Шимшона Р. Гирша. Можете ли вы указать применение этого метода в приведенном из него комментарии к маце и хлебу из незаквашенного теста?

5. Исход

С другой стороны, Маца в Песах объясняется в Торе так:

(12:33) И напирали Египтяне на народ, чтобы скорее выслать их из земли; ибо, сказали они, мы все умираем. (34) И понес народ тесто свое прежде, нежели оно вскисло; квашни свои, увязанные в одеждах своих, на плечах своих.

Иными словами, в Торе дается второе объяснение, почему следует есть мацу в Песах: потому что сыны Израиля не успели приготовить себе нормальный хлеб. На самом деле, при внимательном исследовании Торы получается, что вечером в Песах есть мацу обязательно, потому что так заповедано: при приношении жертвы Песах, следует есть хлеб из незаквашенного теста. Но есть вторая заповедь, запрещающая есть заквашенный хлеб семь дней Песаха, и эта заповедь связана с тем, что сразу после Исхода израильтянам приходилось есть в течении некоторого времени незаквашенный хлеб. Ведь если трясти квашню (это такой сосуд, в котором держат тесто, пока не заквасится), то тесто не взойдет. И, соответственно, семь дней, пока израильтяне шли из Египта, у них не могло быть заквашенного хлеба, кроме как взятого из дома. Но израильтяне вышли из Египта с такой скоростью, что они не успели как следует приготовиться к дороге, и нормального хлеба у них не было. 

Поэтому маца в Песах имеет двойное значение: маца – как часть пасхального жертвоприношения и маца - как память о путешествии из Египта к горе Синай.

Контрольный вопрос

КВ-4. Подведите общий итог символике Песаха и Мацы: в чем они говорят об одних и тех же аспектах нашей жизни, а в чем дают различные подходы.


Ответы на контрольные вопросы:

КВ-1. Что вы знаете о том, как по еврейскому закону среди детей выделяет именно первенец? Как вы считаете, почему среди детей египетских наказаны именно первенцы?



КВ-2. Перечислите все приведенные в главе объяснения того, почему следовало помазать притолоку и косяки дверей кровью пасхальной жертвы. Какова разница между этими объяснениями?



КВ-3. В предыдущих лекциях мы уже показали один из основных методов комментария р. Ш.-Р. Гирша. Можете ли вы указать применение этого метода в приведенном из него комментарии к маце и хлебу из незаквашенного теста?



КВ-4. Подведите общий итог символике Песаха и Мацы: в чем они говорят об одних и тех же аспектах нашей жизни, а в чем дают различные подходы.